История создания
Повесть, что примечательно, была написана как раз в период активной работы Сталина — с 1929-го по апрель 1930 года. В те дни Андрей Платонович Платонов работал в отделе мелиорации по своей специальности, в Наркомате земледелия, находящемся в Воронежской области. Поэтому он был если не непосредственным участником, то как минимум свидетелем ликвидации кулаков и коллективизации. Как художник, рисующий натуры, Андрей Платонович Платонов писал картины судеб людей и событий, произошедших с попавшими в мясорубку обезличивания и уравниловки.
Тематика произведений Андрея Платоновича в общие идеи строительства коммунизма не вписывалась, сомневающийся и думающий герой повести подвергся со стороны власти резкой критике, которую подхватила пресса. Она провела свой собственный, отнюдь не лестный для автора, анализ.
«Котлован» Платонова впервые был опубликован лишь в 1987 году, во времена Горбачева, в журнале «Мир». В этот период в очередной раз перестраивали Советский Союз.
Такова вкратце у повести, которую написал Платонов («Котлован»), история создания.
Краткая история создания повести «Котлован» А.П. Платонова
Уникальный талант, самобытный стиль и невероятно доброе сердце. Именно так можно описать чуткого мастера слова А.П. Платонова. Одним из самых ярких произведений автора является повесть «Котлован». Некоторые критики считают, что этот рассказ можно назвать пророческим. Начало создание повести совпало со становлением социалистического строя в обществе. Уже в произведении «Котлован» автор намекает на то, что идея о светлом будущем обречена на провал, если на первое место во всей деятельности человека не будет поставлен труд.
1929 год. Осень. А.П. Платонов посетил с визитом немало колхозов и совхозов. Он объездил всю Среднюю Россию в качестве командированного. Его отправил в эту интересную поездку Наркомат земледелия. Именно в это время А.П. Платонову пришла в голову мысль написать повесть. Он стал совмещать рабочую поездку с творческой деятельностью. Автор всерьёз приступил к созданию произведения «Котлован». История создания повести начинается с идеи А.П. Платонова показать настоящую жизнь человека в период образования социалистического строя.
Писатель не понаслышке был знаком с переустройством жизни простых людей. Первая пятилетка — время больших изменений, которые ощутил на себе народ. Это непростой период раскулачивания зажиточных крестьян. Начали создаваться первые колхозы. Соотечественники А.П. Платонова больно переживали изменения привычного уклада их жизни. Людям пришлось столкнуться с неимоверными страданиями. А.П. Платонов был под большим впечатлением от увиденного. Он не мог просто наблюдать за теми испытаниями, которые выпали на долю его соотечественников. Произведение «Котлован» автор написал быстро. Слишком свежи были впечатления А.П. Платонова, слишком сильны были его чувства.
1930 год. Весна. Писатель завершил работу над повестью «Котлован». Но А.П. Платонов не дожил до дня, когда произведение было опубликовано. Только в 1969 году в ФРГ была выпущена повесть небольшим тиражом. Затем уже в 1987 году произведение было напечатано и в СССР.
Сам автор считал, что он не создал что-то принципиально новое. А.П. Платонов осветил злободневную тему того времени, которая касалась каждого. Раскулачивание зажиточного крестьянства больно ударило по всей деревне. Люди были заняты строительством «общепролетарского дома». Однако не все жители понимали идею и ее смысл.
Писатель, у которого было «обнаженное» сердце, остро переживал боль простых людей. Он не мог пройти мимо. А.П. Платонов был искренним и преданным своему родному краю человеком. Автор повести «Котлован» одним из первых отметил, что вместе с изменениями, царящими в обществе, идёт процесс разложения «социалистической души». Люди теряют свою индивидуальность, образуя толпу. Человек становится машиной, которая должна чётко следовать указаниям. Эти события крайне тревожили А.П. Платонова. Писатель старался не допустить этого. С помощью повести «Котлован» А.П. Платонов попытался открыть простым людям глаза на происходящее.
Произведение наполнено собирательными образами, которые наглядно показали царящую в стране атмосферу того времени. У А.П. Платонова не было задачи приукрасить или исказить события. Писатель всегда был честен не только сам с собой, но и с простыми людьми. Именно творчество А.П. Платонова помогает воссоздать картину существования людей в период становления и укрепления Советской власти.
Повесть «Котлован» является путеводителем, показывающим русский быт и уклад жизни простого народа во времена внедрения коллективизации. Переломный момент в обществе сыграл ключевую роль при написании произведения. Повесть «Котлован» — это антиутопия. А.П. Платонов был глубоко убеждён в том, что без счастливого настоящего нет будущего. Цель существования землекопов заключалась в создании котлована. Они каждый день его рыли и рыли. Котлован в произведении выступает в образе веры в лучшую жизнь. Общее дело должно было сплотить людей. Их сердца были наполнены верой и надеждой на светлое будущее. Коллективная жизнь должна была открыть для них новые горизонты. Постепенно размеры вырытого котлована становились все больше. Однако со временем стало понятно, что он больше стал напоминать братскую могилу, где оказалась похоронена и надежда на счастливую жизнь и на безоблачное будущее.
Особенности изложения
Обласканные большевиками современники автора — писатели Катаев, Леонов, Шолохов — в своих произведениях воспевали достижения социализма, изображая коллективизацию с положительной стороны. Поэтике Платонова, в отличие от них, оптимистическое описание картин самоотверженного труда и строительства было чуждо. Этого автора не привлекала масштабность задач и устремлений. Интересовал его прежде всего человек и его роль в исторических событиях. Поэтому произведению «Котлован», так же как и другим творениям этого автора, свойственно вдумчивое, неспешное развитие событий. Много в повествовании отвлеченных обобщений, так как автор сосредоточен на мыслях и переживаниях своих героев. Только помогают внешние факторы герою разобраться в себе самом, а заодно и в символических событиях, о которых рассказывает нам Платонов.
«Котлован»: содержание в кратком изложении
Типичен сюжет повести для произведений того времени, посвященных коллективизации, и немногосложен. Его составляет раскулачивание со сценами покушения на активистов партии и крестьян, отстаивающих свое добро. Но Платонову удалось данные события преподнести с точки зрения думающего человека, оказавшегося невольно втянутым в события, о которых рассказывает повесть «Котлован».
Краткое содержание по главам не составляет предмет нашей статьи. Мы лишь кратко опишем основные события произведения. Герой повести, Вощев, после того как его уволили с завода из-за задумчивости, попадает к землекопам, которые роют котлован для дома пролетариев. Бригадир Чиклин приводит осиротевшую девочку, у которой умерла мать. Чиклин с товарищами ликвидируют кулаков, сплавляя их на плоту в море вместе с семьями. После этого они возвращаются в город и продолжают свои работы. Заканчивается повесть «Котлован» смертью девочки, которая нашла свой последний приют в стене котлована.
«Котлован» (Платонов): анализ
Тема повести — строительство в деревне и городе социализма. В городе оно представляет собой возведение здания, куда должен войти на поселение весь класс пролетариата. В деревне оно состоит в основании колхоза, а также уничтожении кулаков. Герои повести заняты реализацией данного проекта. Вощева, героя, который продолжает ряд искателей смысла жизни у Платонова, увольняют из-за задумчивости, и он попадает к землекопам, роющим котлован. Масштаб его во время работы все увеличивается и достигает, в конце концов, грандиозных размеров. Все более масштабным, соответственно, становится и будущий «общий дом». Двое рабочих, отправленных в деревню для проведения коллективизации, погибают от «кулаков». Их товарищи расправляются над последними, доводя до конца свое дело.
Название произведения «Котлован» (Платонов), анализ которого мы проводим, приобретает символический, обобщенный смысл. Это общее дело, надежды и усилия, коллективизация веры и жизни. Каждый здесь во имя общего отрешается от личного. В названии есть прямые и переносные смыслы: это строительство храма, «целина» земли, «перелопачивание» жизни. Но вектор направлен вглубь, вниз, а не вверх. Он ведет ко «дну» жизни. Коллективизм постепенно начинает все более напоминать братскую могилу, где хоронят надежду. Похороны Насти, ставшей как бы общей дочерью рабочих, — финал повести. Для девочки становится могилой одна из стенок этого котлована.
Герои повести — искренние, работящие, совестливые труженики, как показывает содержание Платонова «Котлована», романа, описывающего их характеры довольно подробно. Эти герои стремятся к счастью и ради него готовы самоотверженно трудиться. Оно при этом заключается не в удовлетворении личных потребностей (как у живущего в довольстве и сытости Пашкина), а в достижении для всех высшей жизненной ступени. Смысл труда этих рабочих — в частности будущее Насти. Тем сумрачнее и трагичнее финал произведения. Итог его — размышление над телом девочки Вощева.
Три мотива в произведении Платонова
Платонов писал, что его в жизни поразили три вещи — любовь, ветер и дальняя дорога. Все эти мотивы присутствуют в произведении «Котлован». Краткое содержание по главам, если вы к нему обратитесь, подтвердит нашу мысль. Но следует отметить, что эти мотивы представлены в своеобразной подаче автора. Сюжет завязан на образе дороги. Однако Вощев, герой Платонова, хотя и является странником, но отнюдь не в традициях отечественной литературы, поскольку, во-первых, он вынужден странствовать, вернее, скитаться, из-за того, что его уволили, а во-вторых, цель его — поиск не приключений, а истины, смысла существования. Куда бы потом ни отправлялся этот герой, вновь и вновь автор возвращает его в котлован. Как будто замыкается жизнь человека и идет по кругу.
Множество событий составляют повесть «Котлован», однако нет между ними причинно-следственных связей. Герои как бы кружат вокруг котлована, мечтая вырваться из этой ямы. Один хотел уйти учиться, нарастив стаж, другой ожидал переквалификации, третий мечтал перебраться в руководящий аппарат партии.
Смысл произведения А.П. Платонова «Котлован»
Тема повести «Котлован» типична для произведений первой половины XX века. Социальные проблемы глубоко волновали не только писателей, но и простых людей. А.П. Платонов для раскрытия истинного смысла книги употреблял необычные собирательные образы героев.
Основной идей повести «Котлован» является построение принципиально нового общества, в котором отсутствуют проблемы и непонимание. Автор освещает такие идеи, которые были актуальны для населения того времени. А.П. Платонов разграничивает городской и деревенский уклад жизни. Он пытается указать на плюсы и минусы существования в разных населённых пунктах.
В книге описан сложный исторический период. Человек находится на пути значительных перемен. Смысл произведения «Котлован» А.П. Платонова заключается в том, чтобы показать отношение простых людей к изменяющимся событием. Как городские и сельские жители переливают непростые времена своей жизни. Автору интересно посмотреть не только на внешнее принятие или неприятие перемен. А.П. Платонов пытается глубже докопаться до истины. Ему важно узнать внутреннее состояние человека, его готовность вступить в новый этап своей жизни.
Персонажи А.П. Платонова — настоящие трудяги. Это именно те люди, с которых хочется брать пример в жизни. Они самоотверженно выполняют свою работу, несмотря на сложные и опасные условия. Они не смогли справиться с внешними обстоятельствами, хотя очень надеялись изменить ситуацию к лучшему.
Метод монтажа эпизодов произведения
Платонов в композиции произведения использует метод монтажа разноплановых эпизодов: здесь присутствует и медведь-молотобоец, и активист, который просвещает в политике деревенских баб, и кулаки, которые прощаются перед отправкой в море на плоту друг с другом.
Некоторые эпизоды, о которых рассказывает произведение Платонова «Котлован», кажутся вовсе случайными и немотивированными: внезапно по ходу действия крупным планом всплывают незначительные персонажи, столь же внезапно исчезая. Как пример можно привести одетого только в штаны неизвестного, которого привел Чиклин в контору неожиданно для всех. Опухший от горя мужчина требовал вернуть гробы, заготовленные впрок, которые были найдены в котловане, своей деревне.
Аллегория
Автор произведения кроме гротеска использует также аллегорию при передаче безумия событий. Благодаря этому и предыдущему приемам полнее раскрывается в повести «Котлован» проблематика данного произведения. Не найдя персонажа, который мог бы, как Иуда, указать на зажиточные семейства крестьян, он для этой роли выбирает медведя. А учитывая то, что это животное в народном фольклоре никогда не было олицетворением зла, можно говорить здесь о двойной аллегории.
Сюжет странствия Вощева органично переплетается с другим — провалившегося строительства монументального общепролетарского дома. Но рабочие верили до последнего, что местный пролетариат через год будет в нем жить. Это здание ассоциируется с Вавилонской башней, ведь она стала для своих строителей могилой, так же как котлован дома для пролетариев превратился в могилу для девочки, ради которой, по сути, воздвигался.
Хотя в начале произведения Пашкин утверждает, что счастье все равно «наступит исторически», становится ясно к концу повествования, что нет надежды на обретение в будущем смысла жизни, так как настоящее построено на смерти девочки, а взрослые с таким упорством работали на котловане, как будто стремились навеки спастись в его пропасти.
Произведение «Котлован» после прочтения оставляет на душе тяжелый осадок, но одновременно чувствуется, что Андрей Платонович — писатель-гуманист, который рассказывает нам о печальных событиях повести с сожалением, любовью и глубоким состраданием к героям, по которым прошлась беспощадная и бескомпромиссная машина власти, стремясь каждого превратить в послушного исполнителя безбожного замысла.
Тема
Анализируемая повесть – обычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время писатели активно поднимали социальные проблемы. Произведение А. Платонова выделяется из ряда других необычной системой образов, которая помогает скрыть его истинный смысл.
Тема повести – строительство нового «идеального» общества, коллективизация. В контексте указанных тем автор поднял следующие проблемы: человек в условиях перемен, принудительная коллективизация, деревенский и городской уклад в первой половине ХХ века, старое и новое, его влияние на общество и др.. Основа проблематики – социальные перемены и вечные моральные ценности.
В начале произведения автор рассказывает о неком Вощеве. Это тридцатилетний мужчина, которого уволили из механического завода. Возраст героя имеет символическое значение, он как бы намекает на роковые для общества года ХХ века. Вощев решает искать работу в другом городе. По пути туда останавливается на ночлег большой яме. Оказывается, это котлован для будущего здания, в котором планируют собрать весь местный пролетариат.
Вощев остается с землекопами. Строительство здания для пролетариата символизирует изменения в обществе. Дальше котлована стройка не продвигается. Работники понимают, что не смогут построить новое на руине старого.
Среди прочих героев привлекает внимание бездомная девочка Настя. Ее образ символизирует будущее, жизнь в доме, который строят. На данное значение символа намекают детали. Строители подарили героине гробы, чтобы та использовала их как кровать и ящик для игрушек. Гробы работники отобрали у крестьян. Так автор ненавязчиво показывает положение крестьян в новых условиях. Настя умерла, не дождавшись окончания стройки. Все для стройки. Так же умерла надежда на новую жизнь.
Сюжет помогает произведения, символическое значение образов – ключ к смыслу названия повести. Котлован символизирует невоплощенные большевистские идеи, намекает на то, что невозможно построить новое на руинах старого.
В повести можно выделить внутренний конфликт – чувства людей, находящихся на «острие перемен» и внешний – столкновение старого и нового.
Описание персонажей повести
Не дает Платонов детализированного внешнего описания героев, их глубоких внутренних характеристик. Он, как художник-сюрреалист, который работает с помощью разрыва логических связей на уровне подсознания, лишь слегка своей кистью касается портретов персонажей, проживающих в невещественном мире, лишенном бытовых подробностей и интерьера. Нет, например, никаких данных о внешности главного героя, Вощева, сказано только то, что ему на момент повествования тридцать лет. В описании Пашкина указано пожилое лицо, а также согбенное тело, не столько от прожитых лет, сколько от нагрузки «социальной». Сафонов имел лицо «активно-мыслящее», а Чиклин обладал головой, которая была, по определению автора, «маленькой каменной», у Козлова — «сырые глаза» и однообразное мутное лицо. Таковы в повести «Котлован» (Платонов) герои.
Образ Насти
Для понимания смысла произведения очень важен образ девочки, живущей с землекопами на строительстве. Настя является ребенком революции 1917 года. Мама ее была буржуйкой, то есть представительницей отжившего класса. Отказ от прошлого, как известно, означает потерю культурных традиций, исторических связей и замену их родителями идейными — Лениным и Марксом. У отрицающих свое прошлое людей не может быть, по мысли автора, будущего.
Изуродован мир Насти, ведь мать, для того чтобы спасти свою дочку, внушает ей не говорить о своем непролетарском происхождении. Уже внедрилась в ее сознание пропагандистская машина. Ужасается читатель, узнавая о том, что эта героиня советует Сафронову за дело революции убить крестьян. В кого же превратится ребенок, когда вырастет, если у него хранятся игрушки в гробу? Девочка в конце повести погибает, а вместе с ней умирает для Вощева и всех других рабочих последний лучик надежды. Побеждает в своеобразном противостоянии Насти и котлована последний. Мертвое тело девочки ложится в основание строящегося дома.
Сочинение на тему: Проблематика повести А. П. Платонова «Котлован»
Сочинение. Проблематика повести А. П. Платонова «Котлован»
Андрей Платонов стал известен широкому кругу читателей только в последнее время, хотя самый активный период его творчества пришелся на двадцатые годы нашего столетия. Платонов, как и множество других писателей, противопоставивших свою точку зрения официальной позиции советского правительства, долго был запрещен. Среди самых значительных его работ можно выделить роман “Чевенгур”, повести “Впрок” и “Усомнившийся Макар”. Я бы хотел остановить свое внимание на повести “Котлован”. В этом произведении автор ставит несколько проблем. Центральная проблема сформулирована в самом названии повести. Образ котлована — это ответ, который давала советская действительность на вечный вопрос о смысле жизни. Рабочие роют яму для закладки фундамента “общепролетарского дома”, в котором потом должно счастливо жить новое поколение. Но в процессе работы выясняется, что запланированный дом будет недостаточно вместителен. Котлован уже выдавил все жизненные соки из рабочих: “Все спящие были худы, как умершие, тесное место меж кожей и костями у каждого было занято жилами, и по толщине жил было видно, как много крови они должны пропускать во время напряжения труда”. Однако план требовал расширения котлована. Тут мы понимаем, что потребности в этом “доме счастья” будут огромны. Котлован будет бесконечно глубок и широк, и в него будут уходить силы, здоровье и труд множества людей. В то же время работа не приносит этим людям никакой радости: “Вощев всмотрелся в лицо безответного спящего — не выражает ли оно безответного счастья удовлетворенного человека. Но спящий лежал замертво, глубоко и печально скрылись его глаза”. Таким образом, автор развенчивает миф о “светлом будущем”, показывая, что рабочие эти живут не ради счастья, а ради котлована. Отсюда понятно, что по жанру “Котлован” — антиутопия. Ужасные картины советской жизни противопоставляются идеологии и целям, провозглашенным коммунистами, и при этом показывается, что человек превратился из разумного существа в придаток пропагандистской машины. Другая важная проблема этого произведения ближе к реальной жизни тех лет. Платонов отмечает, что в угоду индустриализации страны были принесены в жертву тысячи крестьян. В повести это очень хорошо видно, когда рабочие натыкаются на крестьянские гробы. Сами крестьяне объясняют, что они заранее готовят эти гробы, так как предчувствуют скорую гибель. Продразверстка отняла у них все, не оставив средств к существованию. Эта сцена очень символична, так как Платонов показывает, что новая жизнь строится на мертвых телах крестьян и их детей. Особо автор останавливается на роли коллективизации. В описании “организационного двора” он указывает, что людей арестовывали и отправляли на перевоспитание даже за то, что они “впали в сомнение” или “плакали во время обобществления”. “Обучение масс” на этом дворе производили бедняки, то есть власть получили наиболее ленивые и бездарные крестьяне, которые не смогли вести нормальное хозяйство. Платонов подчеркивает, что коллективизация ударила по опоре сельского хозяйства, которой являлись деревенские середняки и зажиточные крестьяне. При их описании автор не только исторически реалистичен, но и выступает своеобразным психологом. Просьба крестьян о небольшой отсрочке перед принятием в совхоз, чтобы осмыслить предстоящие перемены, показывает, что в деревне не могли даже свыкнуться с мыслью об отсутствии собственного надела земли, скота, имущества. Пейзаж соответствует мрачной картине обобществления: “Ночь покрыла весь деревенский масштаб, снег сделал воздух непроницаемым и тесным, в котором задыхалась грудь. Мирный покров застелил на сон грядущий всю видимую землю, только вокруг хлевов снег растаял и земля была черна, потому что теплая кровь коров и овец вышла из-под огорож наружу”. Образ Вощева отражает сознание обыкновенного человека, который пытается понять и осмыслить новые законы и устои. У него и в мыслях нет противопоставлять себя остальным. Но он начал думать, и поэтому его уволили. Такие люди опасны существующему режиму. Они нужны только для того, чтобы рыть котлован. Здесь автор указывает на тоталитарность государственного аппарата и отсутствие подлинной демократии в СССР. Особое место в повести занимает образ девочки. Философия Платонова здесь проста: критерием социальной гармонии общества является судьба ребенка. А судьба Насти страшная. Девочка не знала имени матери, но зато знала, что есть Ленин. Мир этого ребенка изуродован, ведь для того, чтобы спасти дочку, мать внушает ей скрывать свое непролетарское происхождение. Пропагандистская машина уже внедрилась в ее сознание. Читатель ужасается, узнавая, что она советует Сафро-нову убить крестьян за дело революции. В кого же вырастет ребенок, у которого игрушки хранятся в гробу? В конце повести девочка погибает, а вместе с ней погибает и луч надежды для Вощева и других рабочих. В своеобразном противостоянии котлована и Насти побеждает котлован, и в основание будущего дома ложится ее мертвое тело. Повесть “Котлован” пророческая. Ее главной задачей не было показать ужасы коллективизации, раскулачивания и тяжесть жизни тех лет, хотя писатель сделал это мастерски. Автор верно определил направление, в котором пойдет общество. Котлован стал нашим идеалом и главной целью. Заслуга Платонова в том, что он указал нам источник бед и несчастий на многие годы. Страна наша до сих пор барахтается в этом котловане, и если жизненные принципы и мировоззрение людей не изменятся, в котлован по-прежнему будут уходить все силы и средства.
Смысл названия повести «Котлован»
Символично название повести. Не только стройку означает котлован. Это огромная могила, яма, которую для себя роют рабочие. Многие здесь же и погибают. Счастливый дом для пролетариев невозможно построить на рабском отношении к человеческому труду и унижении достоинства личности.
Пессимизм, который не скрывал Платонов (повесть «Котлован» и другие произведения), в бодрую поступь отечественной литературы того времени с положительными образами членов партии, собраниями и перевыполнением планов, конечно, вписаться не мог. Совсем не в ногу шел этот автор со временем: он его опережал.
Смысл финала произведения А.П. Платонова «Котлован»
Финал произведения «Котлован» подтверждает одну из идей символичного заглавия книги. Люди старались, трудились, боролись, но все оказалось напрасным. В концовке книги умерла девочка Настя. Теперь одна из стен огромного котлована стала для героини могилой. Символичный и очень грустный финал произведения, который оставляет неприятный осадок в душе.
Герои повести искренне верили в счастливый исход. Они жаждали перемен. Для этого они не только надеялись на других, но и сами прикладывали неимоверные усилия. Для жителей того непростого времени счастье заключалось не в удовлетворение личных потребностей. Первостепенным для них был создание комфортных условий проживания для всего общества. Высшая ступень существования — основная цель жизнедеятельности простого человека.
Со временем люди поняли, что им не суждено увидеть перемены своими глазами. Однако они не расстроились. Ведь они верят, что желанный результат будет достигнут другими поколениями. Для этого они уже собственными силами создали крепкий нерушимый фундамент. Взаимопомощь, взаимовыручка сделали простых жителей искренними и преданными людьми, которые ценят труд и участие каждого. Персонажи повести «Котлован» не погибают забытыми и никому не нужными. Они вложили всю свою энергию в доброе дело, которое обязательно даст свои плоды.