История создания произведения. Жанр и направление, сюжет и композиция романа
На творчество М. А. Булгакова значительное влияние оказала его непростая судьба. Булгаков, являясь выходцем из интеллигентной семьи, не принял революционные перемены и последовавшую за ними реакцию. Идеалы, навязываемые авторитарным государством, не воодушевляли писателя. Булгаков, обладающий высоким уровнем интеллекта и прекрасным образованием ясно видел контраст демагогии на площадях и волны террора, захлестнувшего страну. Трагедии народа писатель посвятил роман «Белая гвардия».
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
К работе над произведением писатель приступил зимой 1923 года. В романе описываются события Гражданской войны 1918 года. Киев был занят войсками Директории, которые свергли власть гетмана П. Скоропадского. В декабре 1918 года офицерские дружины пытались защищать власть гетмана. В такую дружину был записан и Булгаков. Таким образом, в романе содержатся автобиографические черты – сохранен даже номер дома, в котором жили Булгаковы во время захвата Киева Петлюрой – 13. Эта цифра в романе приобретает символический смысл. В произведении Киев назван просто городом, а Андреевский спуск, где расположен дом, назван Алексеевским. Прототипами персонажей романа были родные, знакомы и друзья Булгакова:
- Никола Турбин – младший брат писателя Николай;
- Алексей Турбин – сам Булгаков;
- Елена Турбина–Тальберг – сестра писателя Варвара;
- Тальберг Сергей Иванович – офицер Л. С. Карум;
- Ларион Суржанский – Н.В. Судзиловский, дальний родственник Булгаковых;
- Мышлаевский – Н.Н. Сынгаевский, друг детства Булгакова;
- Поручик Шервинский – Ю.Л. Гладыревский, еще один друг Булгакова;
- Полковник Феликс Най-Турс – собирательный образ, прототипами которого стали Ф.А. Келлер, убитый петлюровцами белый генерал, генерал-майор Н.В. Шинкаренко;
- инженер Василий Иванович Лисович – Василий Павлович Листовничий;
- Футурист Михаил Шполянский – критик и литературовед В.Б. Шкловский;
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Булгаков М. А., анализ произведения «Белая гвардия» 490 ₽ Реферат Булгаков М. А., анализ произведения «Белая гвардия» 280 ₽ Контрольная работа Булгаков М. А., анализ произведения «Белая гвардия» 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Замечание 1
Турбина – это девичья фамилия бабушки писателя.
Но «Белая гвардия» — не полностью автобиографическое произведение. Некоторые события вымышлены (например, то, что мать турбинных умерла. Мать Булгаковых, прототип героини, жила со вторым мужем в другом городе).
Роман впервые был опубликован во Франции в 1927-1929 гг.
Произведение написано в традициях реалистической литературы 19 века. Писатель в романе использует традиционный прием – через историю семьи показывает историю народа и страны, что придает роману черты эпопеи.
«Белая гвардия» начинается как семейный роман. Постепенно события получают философское осмысление.
«Белая гвардия» является историческим романом. Булгаков не ставит перед собой задачу объективного описания политической ситуации на Украине в 1918-1919 гг. Он изображает события тенденциозно.
В центре композиции – семья Турбиных. События романа разворачиваются зимой 1918-1919 года и охватывают 51 день. За этот период в городе меняется власть – гетман бежит вместе с немцами, в город входит Петлюра. В конце бегут и петлюровцы под канонаду красноармейцев.
У романа два эпиграфа. В первом описывается буран в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина. Второй эпиграф из Апокалипсиса, предостерегающий, что все будут судиться по их делам.
В начале произведения 1918 год называется великим и страшным. В конце романа писатель отмечает, что 1919 год был еще страшнее.
Анализ романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»
М.А.Булгаков дважды, в двух разных своих произведениях, вспоминает, как начиналась его работа над романом «Белая гвардия» (1925). В «Театральном романе» Максудов рассказывает: «Он зародился ночью, когда я проснулся после грустного сна. Мне снился родной город, снег, зима, гражданская война… Во сне прошла передо мной беззвучная вьюга, а затем появился старенький рояль и возле него люди, которых уже нет на свете».
А в повести «Тайному другу» — иные подробности: «Я притянул насколько возможно мою казарменную лампу к столу и поверх ее зеленого колпака надел колпак из розовой бумаги, отчего бумага ожила. На ней я выписал слова: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими». Затем стал писать, не зная еще хорошо, что из этого выйдет. Помнится, мне очень хотелось передать, как хорошо, когда дома тепло, часы, бьющие башенным боем в столовой, сонную дрему в постели, книги и мороз…»
С таким настроением и писались первые страницы романа. Но замысел его вынашивался не один год.
В обоих эпиграфах к «Белой гвардии»: из «Капитанской дочки» («Вечер завыл, сделалась метель») и из Апокалипсиса («…судимы были мертвые…») — никаких загадок для читателя нет. Они непосредственно связаны с сюжетом. И метель действительно бушует на страницах — то самая натуральная, то аллегорическая («Давно уже начало мести с севера, и метет, и метет»). И суд над теми, «кого уж нет на свете», а по существу — над русской интеллигенцией, идет по всему роману. Сам автор выступает на нем с первых строк. Выступает свидетелем. Далеко не беспристрастным, но честным и объективным, не упускающим ни добродетелей «подсудимых», ни слабостей, недостатков и ошибок.
Роман открывается величественным образом 1918 года. Не датой, не обозначением времени действия — именно образом.
«Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская — вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс».
Дом и Город — два главных неодушевленных героя книги. Впрочем, не совсем неодушевленных. Дом Турбиных на Алексеевском спуске, изображенный со всеми чертами семейной идиллии, перечеркнутой крест-накрест войной, живет, дышит, страдает, как живое существо. Будто чувствуешь тепло от изразцов печи, когда на улице мороз, слышишь башенный бой часов в столовой, бренчанье гитары и знакомые милые голоса Николки, Елены, Алексея, их шумных, веселых гостей…
И Город — безмерно красивый на своих холмах даже зимой, заснеженный и залитый вечерами электричеством. Вечный Город, истерзанный обстрелами, уличными боями, опозоренный толпами солдат, временщиками, захватившими его площади и улицы.
Роман нельзя было писать без широкого осознанного взгляда, того, что называлось миросозерцанием, и Булгаков показал, что оно у него есть. Автор избегает в своей книге, во всяком случае в той части, которая была закончена, прямого противостояния красных и белых. На страницах романа белые воюют с петлюровцами. Но писателя занимает более широкая гуманистическая мысль — или, скорее, мысль-чувство: ужас братоубийственной войны. С печалью и сожалением наблюдает он отчаянную борьбу нескольких враждующих стихий и ни одной не сочувствует до конца. Булгаков защищал в романе вечные ценности: дом, родину, семью. И остался реалистом в своем повествовании — не щадил ни петлюровцев, ни немцев, ни белых, и о красных не сказал ни слова неправды, расположив их как бы за занавесом картины.
Вызывающая новизна романа Булгакова состояла в том, что спустя пять лет после окончания гражданской войны, когда не утихли еще боль и жар взаимной ненависти, он осмелился показать офицеров белой гвардии не в плакатной личине «врага», а как обычных — хороших и плохих, мучающихся и заблуждающихся, умных и ограниченных — людей, показал их изнутри, а лучших в этой среде — с очевидным сочувствием. В Алексее, в Мышлаевском, в Най-Турсе и в Пиколке автор больше всего ценит мужественную прямоту, верность чести. Для них честь — род веры, стержень личного поведения.
Офицерская честь требовала защиты белого знамени, нерассуждающей верности присяге, отечеству и царю, а Алексей Турбин мучительно переживает крушение символа веры, из-под которого с отречением Николая II выдернута главная подпорка. Но честь — это и верность другим людям, товариществу, долгу перед младшими и слабыми. Полковник Малышев — человек чести, потому что распускает юнкеров по домам, поняв бессмысленность сопротивления: мужество и презрение к фразе нужны для такого решения. Най-Турс — человек чести, даже рыцарь ее, потому что сражается до конца, а когда видит, что дело проиграно, срывает юнкера, почти мальчика, брошенного в кровавую кашу, погоны и прикрывает его отход пулеметом. Человек чести и Николка, потому что мечется по простреливаемым улицам города, ища близких Най-Турса, чтобы сообщить им о его смерти, а потом, рискуя собой, едва ли не похищает тело погибшего командира, извлекая его из горы мерзлых трупов в подвале анатомического театра.
Где честь, там мужество, где бесчестье — трусость. Читатель запомнит Тальберга, с его «патентованной улыбкой», набивающего дорожный чемодан. Он чужак в турбинской семье. Людям свойственно заблуждаться, иногда заблуждаться трагически, сомневаться, искать, приходить к новой вере. Но человек чести проделывает этот путь по внутреннему убеждению, обыкновенно с мукой, с надрывом расставаясь с тем, чему поклонялся. Для человека, лишенного понятия чести, такие перемены легки: он, подобно Тальбергу, просто меняет бант на лацкане пальто, приспосабливаясь к изменившимся обстоятельствам.
Автора «Белой гвардии» волновал и другой вопрос, скрепой старой «мирной жизни», помимо самодержавия, было и православие, вера в Бога и загробную жизнь — у кого искренняя, у кого выветрившаяся и оставшаяся лишь как верность обрядам. В первом романе Булгакова нет разрыва с традиционным осознанием, но не чувствуется и верности ему.
Живая, жаркая мольба-молитва Елены о спасении брата, обращенная к богородице, совершает чудо: Алексей выздоравливает. Перед внутренним взором Елены возникает тот, кого автор впоследствии назовет Иешуа Га-Ноцри, — «совершенно воскресший, и благостный, и босой». Легкое прозрачное видение предвосхитит своей зримостью поздний роман: «стеклянный свет небесного купола, какие-то невиданные красно-желтые песчаные глыбы, масличные деревья…» — пейзаж древней Иудеи.
Многое сближает автора с его главным героем — врачом Алексеем Турбиным, которому он отдал частицу своей биографии: и спокойное мужество, и вера в старую Россию, вера до последнего, пока ход событий не избудет ее до конца, но больше всего — мечта о мирной жизни.
Смысловая кульминация романа заключена в вещем сне Алексея Турбина. «Мне от вашей веры ни прибыли, ни убытку, — по-крестьянски просто рассуждает бог, «явившийся» вахмистру Жилину. — Один верит, другой не верит, а поступки… у вас у всех одинаковые: сейчас друг друга за глотку…» И белые, и красные, и те, что пали под Перекопом, равно подлежат высшему милосердию: «…все вы у меня одинаковые — в поле брани убиенные».
Автор романа не прикидывался человеком религиозным: и ад, и рай для него скорее всего «так… мечтание человеческое». Но Елена говорит в домашней молитве, что «все мы в крови повинны». И писатель мучился вопросом, кто заплатит за напрасно пролитую кровь.
Страдания и муки братоубийственной войны, сознание справедливости того, что он назвал «корявый мужичонков гнев», и вместе с тем и боль от попрания старых человеческих ценностей вели Булгакова к созданию своей необычной этики — по существу безрелигиозной, но сохраняющей черты христианской нравственной традиции. Мотив вечности, возникший в первых строчках романа, в одном из эпиграфов, в образе великого и страшного года, возвышается в финале. Особенно выразительно звучат библейские слова о страшном суде: «И судим был каждый по делам своим, и кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное».
«…Крест превратился в угрожающий острый меч. Но он не страшен. Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?»
Тематика, проблематика, основная идея
В романе «Белая гвардия» М. Булгаков поднимает тему нравственного выбора. Белогвардейцы вынуждены выбирать – участвовать им в бессмысленных сражениях за власть гетмана, сбежавшего из города, или спасаться самим.
Еще одна ключевая тема романа – политическая нестабильность. События романа разворачиваются после революционных событий. Захватившие город петлюровцы слабы перед большевиками, как и белогвардейцы. Роман Булгакова – это трагическое произведение о том, как погибает интеллигенция.
Проблематика романа – в бедственном, безвыходном положении интеллигенции. В их трагедии автор отражает драму всей страны, ведь без культурной и интеллектуальной элиты страна не способно гармонично развиваться.
Булгаков в «Белой гвардии» поднимает такие проблемы:
- Трусость и бесчестье;
- Проблема выбора между жизнью и долгом;
- Раскол русского общества;
- Гражданская война.
Основной смысл романа – борьба: между честью и бесчестьем, между смелостью и трусостью, между добром и злом, между богом и дьяволом.
Честь и отвага – это семья Турбиных и их друзья, полковник Малышев, Най-Турс. Противопоставленные им трусость и бесчестье – это штабс-капитан Студзинский, гетман Тальберг.
По этим же критериям оцениваются и обычные граждане.
Еще один смысл произведения в том, что богу близки не церковники, которые служат ему официально, а те, кто даже в такое беспощадное, кровавое время сумел сохранить в себе человечность. В притче романа – сне Алексея Турбина – бог объясняет, что белогвардейцы окажутся в своем раю, с церковными полами, красноармейцы — в своем, с красными звездами, так как и те, и другие, пусть и по-разному, но верили в наступление добра для отечества. Несмотря на то, что белогвардейцы и красноармейцы по разным сторонам, суть у них одна. А церковники, согласно этой притче, в рай не попадут, так как они отступили от истины.
Замечание 2
Суть романа Булгакова в том, что человечность и бесчеловечность всегда будут бороться за власть над миром. И в этой извечной борьбе важно выбрать правильную сторону.