Анализ и история создания произведения «Господа Головлевы»

Писатель М. Е. Салтыков-Щедрин рос в окружении помещичьих семей, наделенных пороками, ложью, что очень тяготило его. Глубокое знание этой среды в дальнейшем отразилось в творчестве Михаила Евграфовича, в том числе и в его романе «Господа Головлевы». Анализ произведения, которое проходят в 10 классе школьной программы, позволяет более детально разобрать его ключевые моменты.

Жанр романа

В книге показан процесс саморазрушения на примере дворянской фамилии, достоверно охарактеризована настоящая суть этого слоя общества. «Господа Головлевы» — произведение, где изображена летопись событий, хроника вымирания рода. Изначально писателем задумывались документальные социально-психологические очерки, которые затем были объединены в роман. В нем полностью раскрыта психология героев через их поступки, а не посредством внутренних монологов персонажей. Также показано влияние социальных причин на уровень психологического развития личности.

По своему жанру «Господа Головлевы» представляет собой роман социально-бытового жанра с подробным описанием отношений в помещичьих семьях. М. Е. Салтыков-Щедрин является писателем-реалистом, который использовал в своем творчестве приемы сатиры (гротеск, в частности), акцентируя внимание на ущербности, недостатках описываемых явлений без искажения пропорций.

История создания «Господа Головлевы» началась в 1875 году. Сначала вышла в свет первая глава, которую высоко оценил сам Тургенев. Он лично посоветовал Салтыкову-Щедрину продолжать печатать свои произведения. В дальнейшем появились все остальные главы.

Краткий анализ

Год написания – 1875-1880.

История создания – Изначально М. Е. Салтыков-Щедрин хотел написать цикл рассказов «Благонамеренные речи». Он даже опубликовал несколько небольших произведений в журнале «Отечественные записки». Постепенно писатель настолько вдохновился работой, объединил рассказы, превратив цикл в роман.

Тема – Главная тема произведения – жизнь помещиков накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте нее развивается мотив духовного и физического разрушения человека.

Композиция – Роман организован так, что все его элементы, сюжетные и несюжетные, служат раскрытию темы и донесению идеи. Начинается произведение завязкой (суд над Степаном), за которой следует экспозиция и другие элементы сюжета в логической последовательности.

Жанр – Социально-психологический роман.

Направление – Реализм.

Темы, затронутые в книге

Основной тематикой романа является постепенное угасание, вырождение, поэтапный упадок дворянского семейства, распад родственных связей в целом. Ключевой мыслью произведения выступают причины такого вырождения: праздный образ жизни, бездеятельность, пустословие, дефицит любви между близкими людьми, отсутствие духовности.

Для романа характерно переплетение морально-этических проблем с социальными проблемами. Вопрос распада «дворянского гнезда» был самым важным в то время, но впервые был показан так сатирически, без всяких сожалений и симпатий. Семейство Головлевых угасает не от нищеты, а от духовной деградации ее членов. Автор в своем произведении рассматривает проблемы, приводящие к полному вырождению:

  1. В первую очередь, это наследственный характер, повторение пороков и отрицательных черт в детях, внуках — Иудушка изображен еще лицемернее матери, а братья показаны более безвольными, чем отец.
  2. Во-вторых, сам образ жизни членов семьи, где господствуют праздность, отсутствие какой-либо умственной или физической деятельности, пьянство, недостаток общения, однообразное питание.
  3. Страсть накопительства, характерная для Арины Головлевой, которая стала очередной причиной вырождения семьи, т. к. оборачивалась только неприятностями для ее детей.

Композиция романа М. Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы”

Тема крепостничества в России всегда была предметом пристального внимания великого писателя Салтыкова-Щедрина. В конце 70-х годов писатель подошел в своем творчестве к решению темы, за которую он мог взяться, только накопив необходимый жизненный материал, обладая огромным идейным опытом, стоя на твердых революционно-демократических позициях. Герой задуманного им произведения должен был олицетворять собой все пороки и язвы крепостнического общества. Это человек, “наполненный прахом” саморазрушения. Автор уже обращался к этой теме
в сатирической хронике “Благонамеренные речи”, но более глубокое развитие она получила в романе “Господа Голов левы”. История гибели семейства крепостников Головлевых вначале была частью хроники “Благонамеренные речи”, которая в основном посвящена описанию действительности хищника-буржуа Дерунова. Писатель решил выделить из хроники рассказы о семье Головлевых и создал на их основе роман-хронику “Господа Головлевы”. Композиция его была подчинена одной теме – краху крепостничества. Роман начинается предчувствием смерти одного из героев (Степана), затем на протяжении повествования перед нами предстает целая галерея умирающих, сходящих со сцены жизни людей. “Головлевы – это сама смерть, злобная, пустоутробная; это смерть, вечно подстерегающая новую жертву”, – писал сатирик. Образы Головлевых старшего и младшего поколения – яркая иллюстрация пагубного воздействия на человеческую личность несовершенного общественного строя, основанного на угнетении. Именно поэтому автор в романе уделяет внимание более моральной, нравственной стороне дела, а не экономическому оскудению крепостников. Хочу отметить, что автору удалось так талантливо изобразить конкретных героев, что в них воплотились все пороки не только одной семьи, но и всего общества. Ярко выписан Иудушка Головлев. Писатель сделал его буквально символом всякого паразитизма, человеконенавистничества и реакции. Все компоненты романа: пейзаж, речь героев, авторские характеристики и отступления – все в романе служит одной цели – раскрытию причин гибели строя крепостников. Особенно поражает речь Иудушки – человеконенавистника и блудослова, сотканная из афоризмов, уменьшительных и ласкательных слов, вздохов, лицемерных обращений к Богу, беспрерывных повторений. Хочу отметить также еще очень важный композиционный момент в романе: автор сознательно исключил подробности крепостнического быта, воспитания нового поколения крепостников и их взаимоотношения с крестьянами. Мне кажется, писатель сделал это для того, чтобы создать еще более безысходный и не гармонирующий с живым миром фон, на котором изживают себя крепостники. Живая, светлая действительность как бы сама не выпускает их из ограниченного пространства, словно страшную заразную болезнь. Присутствует и ощущается читателем в романе и дух самого автора, который всей душой любил угнетенный народ России и боролся за его свободу.

Сюжетная линия, композиция

Свой отпечаток на композиции оставил тот факт, что роман был собран из самостоятельных очерков-глав, любой из которых автор заканчивает смертью какого-либо члена семейства или какой-то историей, приводящей, в конце концов, к ней. Первый очерк «Семейный суд» завершает кончина старшего из сыновей Степана, который промотал часть своего наследства и вернулся обратно. Он умирает от чахотки во флигеле, запертом матерью, причем в старом и поношенном халате отца. На семейном суде было решено, (по совету Иудушки), не посылать Степана в деревню отца, чтобы у него не было возможности потерять и это добро.

Глава «По-родственному» описывает явления, которые разыгрываются через 10 лет после отмены крепостного права. Мать переписывает на своего младшего одну из деревень (Дубровино), оставив Головлевку — самый лакомый кусочек, Порфирию. Тот прогоняет впоследствии матушку.

Павел спивается и находит свою смерть в имении, не успев даже оставить завещания. Дом достается Иудушке. Бедной матери со своими внучками-близнецами приходится обосноваться в Погорелке, в нищете и убогости. Название главы скрывает в себе сарказм и насмешку, факт приглашения поселиться «по-родственному» в таких нищенских условиях после предательства Иудушки по отношению к матери.

Очередной очерк «Семейные итоги» продолжает череду смертей в семье, где стреляется старший сын Иудушки Владимир. Делает он это от безденежья, безысходности — из-за лишения содержания по причине женитьбы против воли отца. А младший сын Петр проигрывает в карты казенные деньги. От отца он не получает никакой помощи, а потому его ссылают на каторгу, где тот и умирает. Такая черствость Порфирия вынуждает мать окончательно порвать с ним.

История появления романа на свет

История романа Салтыкова-Щедрина, относящегося к остросоциальной литературе и затрагивающего проблемы дворянства того времени, начинается в 1875 году с написания очерка «Семейный суд», вошедшего потом в роман в качестве его первой главы. Следующие очерки, которые в дальнейшем были объединены в один роман, были напечатаны уже в том же году, и в 1876 году Салтыков-Щедрин решил объединить их в один роман. Доработка романа затянулась, были дописаны еще два очерка. Отдельным изданием роман «Господа Головлевы», включающий в себя восемь очерков, вышел в 1880 году.

Данное произведение Салтыкова-Щедрина автобиографично. В чертах главных героев прослеживаются черты родственников писателя. Так, мать семейства, Арина Головлева, своими властностью и склонностью к накопительству напоминает мать самого писателя, а двое ее детей были списаны с братьев самого Салтыкова-Щедрина.

Прочие главы

Главы произведения можно рассматривать в виде таблицы, где напротив каждой из них можно прописать основные события и мысли, которые хотел бы донести автор. Часть под названием «Племяннушка» омрачена смертью самой Арины Петровны Головлевой. На Погорелку в итоге претендуют ее внучки Аннинька и Любинька, уехавшие с мечтой стать актрисами. Когда Аннинька приезжает для оформления наследства, ей приходится столкнуться с приставаниями дядюшки, из-за чего она обещает больше не возвращаться сюда.

Хотя глава «Недозволенные семейные радости» не сталкивает читателя со смертью, но сын Арины Петровны Иудушка фактически обрекает на нищенское существование и смерть незаконнорожденного сынишку Володеньку, которого родила от него экономка. Порфирий заботится только о сумме для сдачи ребенка в детский дом.

Глава «Выморочный» описывает, как Иудушка начинает терять облик человека. Из-за того, как он поступил с их ребенком, экономка Евпраксеюшка перестает проявлять заботу о своем барине, гуляет с кучером и конторщиком. Если сделать краткий обзор этого эпизода, напрашивается вывод, что неправильное отношение к жизни приводит к моральному разложению героев. Порфирий Головлев в этой главе:

  • начинает жить в мире фантазий и грез;
  • мечтает о мнимом богатстве;
  • хочет мстить всем подряд.

Глава «Расчет» повествует сразу о двух смертях: внучки Любиньки и самого Порфирия. В Головлево приезжает хворая Аннинька. Она делится печальной историей, как Любинька связалась с земским служащим Люлькиным, который украл деньги и застрелился от безысходности. Также она рассказывает, как она сама связалась с его сообщником купеческого происхождения, высланным в Сибирь. Бедные сестры в итоге пытались отравиться от горя, Любиньке удалось свершить задуманное, а Аннинька не смогла.

В самом конце романа происходит духовное преображение Порфирия: выпивающая с тоски и горя Аннушка вызывает у него чувство вины, он даже пытается просить у нее прощения, а потом в одном халате собирается к матушке на могилу. Дойти ему не удается, т. к. он замерзает по пути. Аннинька тоже ждет своей кончины, сохранив все же желание захватить поместье.

Основные герои

Арина Петровна в начале романа описывается, как властная женщина 60 лет, одаренная творческим воображением и фактически управляющая имением. Она не любит соседей, держит своих детей в послушании,. Это непреклонная и строптивая особа. Никто в семье не смеет идти против госпожи Головлевой. Для нее характерны серьезность и деловитость, кажется, что она заботится о членах семьи, но в то же время к мужу и детям остается равнодушной. Дети кажутся Головлевой лишь «постылой» обузой. Женщина считает, что можно их растить впроголодь и без любви.

Ее муж, Владимир Михайлович- бездельник, в романе характеризуется, как «легкомысленный», «пьяненький», «сочинитель вольных стихов». Он называл жену «ведьмой», «чертом», боялся ее. Пьянство и беспутство превратили отца семейства в дряхлого старичка.

Старший их сын Степан (Степка-озорник, Степка-балбес), любимец отца и такой же проказник, из-за постоянных принижений со стороны матери растет безвольным и покорным. Хоть он и выучился в университете, парень сам никак не смог устроиться на работу. Мать купила ему дом, а он все прокутил, на службе не преуспел, возвратился домой и нашел свою смерть в нищете.

Дочь Аннушку матушка отправила в институт с намерением сделать ее бухгалтером. Но девушка влюбилась в молодого корнета, с которым обвенчалась без разрешения родителей. Через 2 года муж сбежал, истратив выделенные матерью 5 тысяч. Сама Аннушка скончалась, оставив девочек близнецов (Анниньку и Любиньку).

Сын Порфирий, который был прозван Иудушкой, «откровенным мальчиком», «кровопивушкой», любил приласкаться к матери, не утаивал от нее ничего, но та не знала, яд это или почтительность, а потому побаивалась его. Автор воплотил в нем совершенно новый типаж чудовищного и лицемерного предателя, раскаявшегося в конце, как библейский Иуда. Самый младший из сыновей, Павел:

  • не интересовался ни играми, ни учебой;
  • не любил общаться;
  • боялся своей матери.

Действующие лица

В сюжете романа отражена жизнь трех поколений. Список и краткий обзор главных героев старшего поколения семьи:

  1. Арина Петровна — помещица, владелица большого имения. Это женщина властная, непреклонная, лишенная родственных чувств и привыкшая действовать самостоятельно. Она ни в ком не встречает противодействия. Госпожа Головлева отлично управляет имением и способствует его процветанию. Она считает, что делает все ради детей. Ей принадлежит афоризм: «И для кого я всю эту прорву коплю? Для кого я припасаю? Ночей недосыпаю, куска недоедаю… для кого?!»
  2. Ее муж Владимир Михайлович — человек безалаберный, склонный к безделью. Он давно отошел от управления имением, живет праздно, сочиняет стихи вольного содержания, тайно пьянствует и подкарауливает дворовых девок. Жену он величает чертом и ведьмой.

Дети и внуки, ради которых, по словам Арины Петровны, она старается, хотя на самом деле они ей чужды и являются только обузой.

Это следующие персонажи:

  1. Степан, старший сын, известный как Степка-озорник и Степка-балбес. Это человек способный, который перенял от матери умение распознавать людей и угадывать их слабые стороны, а от отца — проказливость. Свои таланты в детстве он использовал для передразнивания людей и шутовства, за что мать его часто наказывала.
  2. Дочь Анна. В молодости мать отправила ее институт, надеясь сделать домашнего бухгалтера и секретаря. Но однажды ночью Аннушка тайно сбежала и обвенчалась с корнетом. Мать выделила ей «кусок» в виде захудалой деревушки и капитала, однако молодые быстро потратили деньги, после чего корнет сбежал. Аннушка осталось с двумя малолетними детьми-близнецами Аннинькой и Любинькой. Вскоре она умерла, и сироток приютила ее мать. Впрочем, все эти события способствовали процветанию головлевского имения, округлив его и уменьшив число пайщиков.
  3. Порфирий — средний сын, получивший от Степки прозвища Иудушка, Кровопивушка и «откровенный мальчик» (это цитата из романа). С детства он был необычайно ласков и почтителен с матерью, любил слегка понаушничать. Но проницательная Арина Петровна не доверяла ему и в душе слегка побаивалась.
  4. Младший сын Павел. В соответствии с характеристикой автора человек угрюмый и апатичный, в жизни не совершивший никаких мало-мальски значительных поступков. Может быть, он был добр, но не сделал никому добра, неглуп, но не совершил ничего умного.
  5. Аннинька и Любинька — дети Анны Владимировны. Воспитывались у бабушки, повзрослев, стали актрисами.
  6. Владимир и Петр — дети Иудушки Головлева.
  7. Евпраксеюшка — экономка, мать Володьки.

Художественное своеобразие произведения

Салтыков-Щедрин в «Господах Головлевых» показывает полнейшую безнадежность и вымирание рода на всем протяжении повествования. Ему удалось воплотить это в конкретных поступках, фразах и облике своих героев. Их слова не призывают к какому-то действию, красота, молодость персонажей быстротечны, их поместья разоряются.

Чудные имена персонажей как будто сами провоцируют на не менее чудовищные поступки, а их уменьшительно-ласкательная форма является не чем иным, как язвительным сарказмом. Большое внимание уделяется факту безбожия персонажей, библейским притчам и образам. Автор заканчивает роман смертью Иудушки, подражая библейской смерти и раскаянию Иуды.

Такова характеристика произведения кратко. Проблематика, поднятая в книге, действительно, актуальна. Возможно, именно поэтому его сегодня часто рассматривают в учебных заведениях. Школьники и студенты пишут обзоры, рефераты, в которых описывают тему конфликта отцов и детей. Интересуются этим произведением и критики, а потому они создают обзоры и рецензии на него.

Может показаться, что идея произведения достаточно мрачная. У отдельных читателей и вовсе возникают вопросы, какое сообщение автор хотел донести до своей аудитории. Но в то же время смысл этой книги в чем-то иронический, потому что его персонажи совершенно не соответствуют своей оболочке. Многим кажется, что помещики — люди благородные и ведут соответствующий образ жизни. Рассказ хорошо раскрывает то, что на самом деле скрыто внутри.

Анализ романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»

История Головлевых — художественный анализ причин распада семейных уз и вымирания семьи, захлебнувшейся в бездуховности, пустословии, праздномыслии. Этапными на этом пути являются судьбы Арины Петровны и ее сына Степана Владимировича (Степки-балбеса) Головлевых. Сложная и богатая натура первой загублена жизненным укладом, доминантой которого является традиция, утратившая живые связи с реальностью и превратившая в лицедейство даже материнские чувства. Образом жизни Степки-балбеса становится праздность и непригодность к практической деятельности.

Роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» лишен традиционной для русской литературы поэтизации дворянской усадьбы. Психологическое объяснение этому исследователи находят в житейских впечатлениях Салтыкова от собственной семьи, отношения с которой отличались, по воспоминаниям современников и самого писателя, зверской жестокостью и были чужды всякой родственной теплоты. Отношения в семье писателя отражены в его автобиографической книге «Пошехонская старина». В «Господах Головлевых» прототипами для персонажей произведения послужили члены семьи Салтыкова: мать Ольга Михайловна Салтыкова — Арина Петровна Головлева; брат Николай Евграфович — Степка-балбес. При создании образа Иудушки Щедрин опирался на характерные черты другого своего брата — Дмитрия Евграфовича.

Художественное открытие романа — образ Порфирия Владимировича Головлева (Иудушки) — новый психологический тип в литературе. Его характеризуют лицемерие, предательство, жестокость, сделавшие образ аккордным словом в богатейшей социальной и нравственной типологии сатирика.

Циклизация (очерков, хроник, обозрений) — принципиальный момент творческой манеры Щедрина. Ее основой является, как правило, последовательность, связанная стратегическим замыслом автора. Эту особенность следует учитывать и при жанровой характеристике «Господ Головлевых», по отношению к которым термин «роман» применяется с той оговоркой, что произведение это выросло из цикла очерков.

Другой особенностью творчества Салтыкова-Щедрина является его приверженность к сатире. Важнейший прием этого типа литературы — гротеск, имеющий в истории культуры множество разновидностей (творчество Д. Свифта, Э.Т.А. Гофмана, Н.В. Гоголя и др.) Творческую манеру Щедрина отличает то, что он не искажает естественных пропорций рассматриваемого явления, а обнаруживает и акцентирует его аномальные, пораженные участки и исследует перспективу их влияния на организм в целом. Творческая система Щедрина сложилась в эпоху реформ в России второй половины XIX в.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]