История создания
Драматическое произведение было написано Михаилом Юрьевичем в 1835 году. Изначально пьеса состояла из трех глав. Позднее автором было дописано четвертое действие, перекрывающее неприятную концовку предыдущего варианта (смерть Нины). Лермонтов мечтал увидеть драму на театральных подмостках, поэтому представил работу в драматическую цензуру. В то время ведомством заведовал шеф жандармов Бенкендорф.
Текст творения писателя попал под цензуру. Слишком резкие страсти не были допустимы тогда. Цензора возмущал факт непонимания и в некотором роде высмеивания костюмированных балов в доме Энгельгардта. Произведение вернули создателю на доработку. Менять в корне концепцию и сюжет Лермонтов не желал, поэтому просто добавил четвертый акт. В содержание ворвался новый персонаж — неизвестный. Через образ героя судьба наказывает Арбенина.
Вторая редакция также не прошла цензуру. Разъяренный писатель капитально перерабатывает работу, в результате чего появляется новый труд, созвучный с фамилией главного героя. Цензура и в таком виде не пропускает пьесу. Вероятнее всего, причиной троекратного отказа стало упоминание во всех вариантах имени Настасьи Павловны, что открывало бы общественности глаза на реальные происшествия, положенные в сюжетную основу произведения.
Сейчас миру известна только вторая редакция, остальные попытки на бумаге не уцелели. Читать пьесу полностью порой неудобно из-за написания ее в стихах. Краткое содержание всех четырех глав поможет читателю проще усвоить материал, изложенный простыми словами.
Финал
Неизвестный — еще один персонаж, которым обогатил М. Ю. Лермонтов «Маскарад». Краткое содержание по действиям не содержит информации о нем до самого последнего акта пьесы, но в конце становится понятно, что сотворенное некогда зло вернулось к Арбенину: когда-то он жестоко обыграл этого человека в карты, и теперь тот вернулся, чтобы насладиться крахом своего обидчика. Неизвестный прямо обвиняет отравителя в убийстве, а Звездич сначала прячется, но потом появляется и тоже присоединяется к гневной речи, вызывая на дуэль Евгения Александровича. Он наносит последний удар по психике убийцы, предъявляя письменное свидетельство баронессы Штраль, в котором она излагает истинные события и свидетельствует о невиновности покойной супруги Арбенина.
От такого потока информации и осознания собственной, ничем не оправданной жестокости, главный герой лишается рассудка. Он ищет сочувствия у Неизвестного, но, конечно же, его грубо оттолкнули. Он кидается к гробу своей жертвы, любимой и добродетельной жены.
Неизвестный удовлетворен своей местью, в нем зреют семена грядущих бед. Несчастен Звездич, он «навек лишен спокойствия и чести».
Действующие лица
Так как произведение написано в виде пьесы, главных и второстепенных персонажей тут немало. Познакомиться с ними поближе можно, прочитав драму полностью. В кратком же содержании при заполнении читательского дневника или написании сочинения по «Маскараду» Лермонтова достаточно отразить лишь образы персонажей:
- Евгений Александрович Арбенин — богатый дворянин, пытающийся обрести свободу от правил современного общества, проявляющий свой мятежный дух и сообразительность.
- Нина — супруга Евгения с трагичной судьбой.
- Звездич — князь, любящий играть в карты.
- Штраль — баронесса, подруга Нины.
- Афанасий Павлович Казарин — обманщик, подогревающий ревность главного героя.
Также в произведении немаловажную роль играют такие действующие лица, как чиновник, маска, игроки, гости, прислуга. В центре события находится герой драматической пьесы Арбенин, наделенный умом, большой волей и немалыми материальными средствами.
Как представитель высшего света, он связан с великосветским обществом с момента появления. Желаемую свободу центральному действующему лицу так и не удается обрести из-за роковой ошибки.
Сцена 3
Арбенин возвращается домой. Слуга докладывает, что Нина обещала приехать в двенадцатом часу, однако уже «час второй».
Арбенин вспоминает «грехи минувших дней», как он «глупо юность погубил», как ему было «тяжко и скучно жить». Но все изменилось после женитьбы. Арбенин взял в жены прекрасную нежную женщину, которую неожиданно для себя полюбил:
«Как агнец божий на закланье,
Мной к алтарю она приведена».
Домой возвращается жена Арбенина – Нина. Женщина не понимает, почему муж скучает по ней, когда они «розно», а когда встречаются, начинает «ворчать». Если бы Арбенин захотел, она бы бросила ради него свет и отправилась в деревню.
Евгений ответил, что его любовь иная, после женитьбы он словно «воскрес для жизни и добра». Однако иногда его «уносит в бурю прежних дней», в такие моменты он «молчалив, суров, угрюм» и боится чем-то испугать Нину.
Целуя жене руки, Арбенин замечает, что на одной нет браслета, и спрашивает, куда он делся. Женщина отвечает, что утерян: «беды великой в этом нет». У Арбенина рождаются подозрения, он приказывает обыскать карету. Слуга докладывает, что в карете браслета нет и, наверно, он был потерян на маскараде. Арбенин устраивает жене сцену ревности и желает мести. Нину пугают его слова.
Краткий пересказ пьесы
Начинается произведение с игры в карты. За столом играют в банк. Евгений Александрович спасает репутацию князя Звездича. Вместе мужчины отправляются на маскарад, где уже находится жена Арбенина Нина. Князь знакомится с загадочной женщиной (подругой супруги Евгения). Та на память о заигрываниях и знакомстве вручает привлекательному молодому человеку браслет. Украшение, как оказывается, принадлежало на самом деле Нине.
Арбенин замечает пропажу. Ревнивый супруг начинает обвинять Нину в непристойностях, будто это она была той дамой. Чтобы развеять необоснованные домыслы, отчаявшаяся жена отправляется к баронессе Штраль, которая в тот вечер скрывалась под маской. В это время дворянин находит письмо, адресованное Звездичем жене Евгения. Об «измене» узнает почти каждый представитель петербургского светского общества. Арбенин хочет убить князя и наказать неверную жену.
Очередной бал оканчивается трагедией. В креманку с мороженым ревнивец подкладывает супруге яд. Отраву он купил еще в молодости, когда сильно проигрался в карты и хотел свести счеты с жизнью. Придя домой, Настасья Павловна (Нина) пытается объяснить все мужу. Тот любит ее, хочет ей верить, но ревность затмевает ему глаза. Героиня умирает от отравления.
В дом центрального персонажа входит незнакомец и Звездич. Оба желают отомстить за несчастную женщину, ведь в их руках оправдательное письмо от баронессы. Узнав правду, Евгений Александрович сходит с ума.
Краткое содержание пьесы «Маскарад» Лермонтова
Краткое содержание пьесы М.Ю. Лермонтова Маскарад
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Сцена первая
Выход первый
Игроки, князь Звездич, Казарин и Шприх. За столом мечут банк и понтируют… Кругом стоят.
Идет напряженная игра в карты. Играющие сидят за столом, а остальные — наблюдатели зрелища, щекочущего нервы. За столом сидят князь Звездич, Шприх и Казарин. Они погружены в игру, комментируют ее. Князю говорят, чтобы он сердился, спокойнее играл. По диалогу понятно, что Звездич в игре неопытен – он проигрывается. Шприх предлагает занять князю денег.
Выход второй
Арбенин и прочие. Арбенин входит, кланяется, подходя к столу, потом делает некоторые знаки и отходит с Казариным.
Казарин журит Арбенина за то, что он забыл свою компанию. Евгений заявляет, что отныне его интересует только любовь, а игра в карты ушла в прошлое. Казарин рекомендует Арбенину Шприха, как нужного человека. Проницательный Евгений, глядя на Шприха, замечает: «портрет хорош, — оригинал-то скверен!»
Арбенин общается с князем Звездичем – ранее они были знакомы. Князь говорит, что проигрался и просит совета. Арбенин хочет помочь Звездичу, решив отыграться вместо него.
Пока идет игра, в которой участвует Арбенин, Казарин рассказывает Штриху о нем. Раньше Евгений был мастером игры, но теперь женат, хоть и выглядит смиренно, но «тот же зверь». Евгений выиграл, и Звездич спасен. Они оба решают поехать поразвлечься к Энгельгарду на маскарад.
Выход третий
Те же, кроме Арбенина и князя Звездича.
Разговор игроков продолжается. Шприха интересует личность Арбенина. Услышав, что он с Звездичем поехал на маскарад, собирается направиться вслед за ними.
Сцена вторая
Маскерад
Выход первый
Приехав на маскарад, Арбенин ощущает скуку и отсутствие интереса — сердце холодно, а воображение спит. Пестрая толпа шумит, веселится, а Арбенину все кажется чужим.
Глядя на князя, он интересуется его успехами. Звездич еще не определился. Арбенин подсказывает князю, что нечего счастья ждать, а надо самому действовать. Князь видит под масками одну только «глупость», но Евгений не согласен, считая маскарад загадочным и таинственным.
Выход второй
Князь и женская маска.
К Звездичу подходит очаровательная маска и говорит, что он ей знаком. Они мило разговаривают, слегка поддевая друг друга. Таинственная незнакомка явно флиртует с ним. Звездич заинтригован прекрасной дамой, но, играючи, предлагает разойтись в разные стороны. Вдруг незнакомка говорит, что маскарад – это для нее долгожданный повод встретиться с князем. Несмотря на это признание она сообщает, что вскоре растворится как призрак, исчезнет.
Женщина под маской дает меткую характеристику князю, многое рассказав о нем. Она говорит, что ей не нужны признания. Для нее главное, что об этой встрече ему надо молчать и не искать ее, и не разведывать ничего о ней.
Выход третий
Тем временем, Арбенин имеет неприятнейший разговор с мужчиной, лицо которого скрывает маска. Незнакомец пророчит главному герою, что этой ночью с ним случится что-то очень плохое.
Выход четвертый
Наблюдательный Шприх интересуется, что за незнакомец подходил к нему. Арбенин отшучивается. Шприх говорит, что Евгений видно над незнакомцем подшутил, потому что он шел и бранился. Тогда Арбенин сильно задел самолюбие Шприха, намекнув, что к его красавица-жена неверна ему. Шприх взбешен.
Выход пятый
1-я маска, одна. 1-я маска входит быстро в волнении и падает на канапе.
Маска, флиртовавшая со Звездичем, в замешательстве. Она взволнована и думает, как ей поступить. Женщина не решается открыться ему, хочет сохранить эту тайну. Вспоминает о том, что Звездич просит у нее вещь на память. Смотрит на кольцо, но считает, что подарить его – это большой риск. Вдруг прямо перед собой видит потерянный браслет. Рассматривая найденное украшение с золотой эмалью, она собирается подарить его Звездичу, как свою вещь.
Выход шестой
Звездич снова находит в толпе свою незнакомку. Он проявляет к ней сильный интерес. Маска говорит, что любит его, но упрекает, что он хочет слишком многого. Она отдает браслет ему на память.
Выход седьмой
Князь находится под впечатлением встречи с незнакомкой. Арбенин также думает о чем-то о своем. Евгений вспоминает странную встречу и старается понять, кто же был этот злой пророк. Князь рассказывает Арбенину о своем внезапном счастье. Он рассказывает и о браслете. Евгений берет в руки браслет, рассматривает его, говорит, что где-то видел такой же. Потом, как бы отгоняя несуразную мысль, говорит, что не помнит. Князь нервничает, хочет найти непременно ту, с которой общался. Они с Арбениным прохаживаются, ищут незнакомку.
Сцена третья
Выход первый
Евгений Арбенин входит; слуга
Вернувшись домой, Арбенин вспоминает впечатления прошедшего вечера — маскарад, суета, советы влюбленному князю. Евгений рад, что вечер, не принесший ему никакого интереса, закончен. Он спрашивает у слуги, где Нина, его жена. Она обещала вернуться в двенадцать, а уже «час второй».
Выход второй
Арбенин нервничает и вспоминает грехи своей молодости. Он считает, что наказан справедливым Богом за былые ошибки.
Бывало, так меня чужие жены ждали, Теперь я жду жены своей.
Он вспоминает о своей юности, прошедшей пусто и праздно. Он был любим многими женщинами, но сам не любил никогда. Поэтому, чтобы положить конец этой бессмысленной жизни, Арбенин решил жениться.
Жениться… чтоб иметь святое право Уж ровно никого на свете не любить.
Он нашел себе жену, покорную и нежную. Неожиданно для себя, Арбенин понимает, что любит ее. Поняв это счастливое обстоятельство, Евгений почувствовал странное чувство – он ужаснулся. Он понимает, что любовь сулит его бурной натуре множество сильных впечатлений. И Евгений волнуется по этому поводу.
Выход третий
Арбенин и Нина. Нина входит на цыпочках и целует его в лоб сзади.
В комнате появляется жена. Нина видит, что он не в духе. Она говорит, что, если Евгений хочет, то она позабудет про все балы и переедет с ним жить в деревню. Видя искреннюю радость жены, Евгений успокаивается. Он красноречиво рассказывает ей, как любит ее. Его монолог полон сильных и ярких высказываний. Видно, что жену свою он просто боготворит, но Нина устает от его подозрительности и частого недовольства.
В порыве чувств, Арбенин прильнул губами к руке жены. Он вдруг увидел, что на ней нет браслета. Евгений выясняет, куда он делся. Нина удивлена, что такая мелочь, как браслет, рождает в муже такие сильные эмоции. Жена говорит, что потеряла его, возможно, в карете, но не видит в этом никакой беды.
Евгений тут же велит обыскать карету, но слуга не находит браслета. Слуга предполагает, что браслет потерян на маскараде.
Выход пятый
Прежние, кроме слуги.
В Арбенине кипят страсти. Почему Нина скрыла, что хотела развлечься на маскараде? Он бы привез ее туда, и не мешал веселиться ей. Нина устает оправдываться, не может понять, в чем ее вина. И хочет прекратить эти «бредни». Арбенин говорит, что он действительно смешон. Евгений говорит о других людях, для которых важны разные стороны жизни – забавы, светские развлечения, чины, богатство, наука, слава. Нина же для него – это весь мир, и ничего больше не волнует его. Он любит только ее, и только в ней видит радость жизни и удовлетворение. Если же он будет ею обманут, тогда потеряет все, включая самого себя.
Женщина испугана бурной реакцией мужа.
Послушай, Нина… я рожден С душой кипучею, как лава, Покуда не растопится, тверда Она, как камень… но плоха забава С ее потоком встретиться!
Нина говорит мужу, что он страшен. Арбенин же считает, что он смешон. Тут ситуация проясняется – Арбенин подозревает Нину в измене. Она отвечает, что кто-то оклеветал ее, что она любит только его. Арбенин не верит, отвечает, что хочет мести.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Сцена первая
Выход первый
Баронесса сидит на креслах в усталости. Бросает книгу.
Баронесса взволнована событием, произошедшем на маскараде. Видимо, она размышляет, что делать дальше. Ее мысли о роли женщины, в которой она видит «игрушку для страстей», и «создание без воли». Баронесса размышляет, что будет с женщиной, если она отдастся на волю чувств. И приходит к выводу, что это будет очень опрометчивый поступок.
Входит Нина.
Выход второй
Баронесса смотрит на Нину и находит ее бледной. Нина отвечает, что ей ночью не спалось.
Выход третий
Входит князь Звездич.
Князь говорит, что отменяется запланированный пикник. Звездич доволен, он не выносит пикников, ему по душе маскарады. Нина узнает, что Звездич был на маскараде вчера. Князь утверждает, что были там и знакомые дамы. Баронесса возражает ему, что светским дамам нечего делать среди ряженного сброда.
Входит чиновник.
Выход четвертый
Прежние и чиновник.
Чиновник пришел по делу, и Баронесса отходит с ним в сторону. Звездич считает, что пришел час для объясненья. Князь говорит, что видел Нину в магазине. Она подтверждает его слова, сказав, что выбирала браслет, который утерян. Князь предлагает помочь найти браслет. И вдруг признается Нине в нежных чувствах. Нина останавливает Звездича, говорит, что он забылся. Она предупреждает, чтобы он больше не приставал к ней с подобными речами.
Выход пятый
Прежние, кроме Нины и чиновника.
Выход шестой
Оставшись одна, баронесса предается своим невеселым мыслям. Она выяснила, что если бы открылась ему, то весь свет узнал бы об этом. Баронесса понимает, что Нина была на маскараде и потеряла браслет. И удивляется этому досадному совпадению. Она пребывает в смятении чувств.
Не знаю отчего, но я его люблю, Быть может, так, от скуки, от досады.
Выход пятый
Выход седьмой
Баронесса и Шприх. Шприх входит, раскланивается.
Покойный муж баронессы не отдал Шприху проценты, и Шприх напоминает баронессе об этом. Баронесса намекает Шприху, что у Звездича с Арбениной роман. После этого, она успокаивается, что отвела подозрение от себя.
Выход осьмой
Шприх
Узнав о романе Звездича и Арбениной, Шприх хочет посодействовать князю. Таким путем он хочет получить проценты от баронессы.
Сцена вторая
Выход первый
Кабинет Арбенина. Арбенин один, потом слуга.
Арбенин в мучениях, он не знает, правда ли то, что его жена флиртует с князем, он боится ошибки. В этот момент слуга докладывает Евгению, что принесли записку для Нины.
Выход второй
Казарин и слуга.
К Арбенину приходит Казарин, но Евгений вышел. У Казарина на душе скверно, не хватает старинного друга по игре в карты. Ему не нравится иметь дело с молодежью, которая не умеет себя вести, достойно держать во время игры. Казарин ждет, что за карточный стол возвратится Арбенин, который в игре «искусный товарищ».
Выход третий
Казарин и Шприх. Входит Шприх.
Тут заходит Шприх и сообщает Казарину новость, что жена Арбенина флиртовала на маскараде «с одним князьком».
Выход четвертый
Прежние и Арбенин.
Записка к Нине была от князя, который пишет, что он ее нашел, но она не хочет признаваться. И приписка в конце: «но я скорей умру, чем откажусь от вас». Арбенина охватила ярость.
Выход пятый
Прежние, кроме Шприха. Шприх уходит незамечен.
Арбенин задумчив, Казарину он отвечает, что думает о благодарности. Казарин дает советы Арбенину, как ему поступить с тем, кто дурно обошелся с ним и платит неблагодарностью. Речь заходит о женщинах, о жене Арбенина, в которой Евгений «мечтал найти свой рай земной». Казарин говорит, что жалеет о тех временах, до женитьбы Евгения, когда они вместе играли, развлекались, кутили. Арбенин в отчаянии, в его семейной жизни произошел слом, и Казарин видит, что теперь его старый друг снова вместе с ним.
Сцена третья
Комната у князя. Дверь в другую растворена. Он в другой спит на диване.
Выход первый
Иван, потом Арбенин.
Желая отомстить, Евгений приходит к Звездичу в дом. Князь спит, а слуга говорит, что он ушел. Арбенин, не поверив слуге, предполагает, что князь спит, а Евгений будет ждать его пробуждения.
Выход второй
Арбенин (один)
Евгений размышляет, он хочет князя убить, но потом решает отомстить другим способом. Он оставляет записку для князя.
Выход третий
Арбенин и баронесса. Идет к двери, сталкивается с дамой в вуале.
Выходя, Арбенин столкнулся с незнакомкой под вуалью. Он срывает вуаль и видит баронессу. У них происходит запутанный диалог. Баронесса пытается рассказать Евгению правду о браслете.
Выход четвертый
Баронесса, одна.
Арбенин уходит, а баронесса кричит ему вслед, что его жена невиновна. Этого признания Евгений не слышит.
Выход пятый
Баронесса и князь.
Баронесса открывает всю правду князю — на маскараде он общался не с ней, а не с Ниной Арбениной. Женщина раскаивается в своем поступке.
Но я была причиной зла, И, свет навеки покидая, Теперь все прежнее загладить я пришла!
Выход шестой
Князь, один.
Звездич в замешательстве, он уже думает о баронессе, о том, что пропускает счастливый случай. Видит письмо от Арбенина, в котором тот приглашает Звездича вместе провести время.
Сцена четвертая
Комната у N.
Выход первый
Казарин, хозяин и Арбенин, садятся играть.
Казарин и Арбенин снова вместе, и Евгений собирается в дальнейшем быть только с ними.
Выход второй
Прежние и князь.
Компания играет в карты. Князь понимает, что Арбенин в разговоре с баронессой ни в чем не разобрался и не знает правды. Разозлившись, Евгений швыряет карты в лицо князя. Звездич настаивает на дуэли, но Арбенин отклоняет его вызов. Князь убит горем, он только твердит: «Честь, честь моя!» Арбенин подтверждает, что честь он уже возвратить себе не сможет, и теперь общество отвернется от него.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Сцена первая
Бал. Выход первый
Одна из дам говорит, что баронесса уехала в деревню. Другой гость рассказывает про Звездича, который выиграл в карты, получил пощечину, а стреляться не захотел. Присутствующие осуждают поступок князя. Заходит Звездич и никто не подходит к нему. Нина тоже на балу, и Звездич подходит к ней. Он отдает ей браслет. Предупреждает ее, чтобы она остерегалась мужа, которого он считает бездушным злодеем. Звездич собирается уехать на Кавказ.
Выход второй
Арбенин раздираем противоречиями и страстями. Он принимает решение убить свою жену. Когда-то давно, когда Евгений не особо ценил жизнь, он сильно проигрался. В ответ на это событие Арбенин купил яд. Но счастье тогда улыбнулось ему – он сумел быстро отыграться. С тех пор яд он хранил у себя.
Выход третий
Хозяйка, Нина, несколько дам и кавалеров. Во время последних строк входят.
На балу Нину просят спеть романс. Ей не хочется петь, но она поет.
Выход четвертый
Прежние и Арбенин.
В конце 3-го куплета муж входит и облокачивается на фортепиано. Она, увидев, останавливается.
Нина прекращает петь романс. Он говорит мужу, что ей нездоровится, что на душе грустно и скучно. Просит мужа, чтобы он принес ей мороженного. Она говорит, что «душ непорочных нету». Ее муж выражает несогласие: «Нет. Я думал, что нашел одну, и то напрасно». Неизвестный наблюдает за происходящей сценой. Глядя на то, как Нина ест мороженное, Неизвестный испытывает и жалость, которая его толкает предотвратить злодеяние, и желание, чтобы свершилось «судьбы определенье». Он не вмешивается в происходящее.
Сцена вторая
Выход первый
Спальня Арбенина. Входит Нина, за ней служанка.
Нина говорит служанке, что ее пугает муж. Женщина подходит к зеркалу и видит, как сильно она бледна. Она восхищается новым вальсом, под который кружилась на балу. Вспоминает слова князя, которые восприняла, как мальчишеский бред.
Выход второй
Арбенин и Нина.
Нина говорит Арбенину, что внутри ее жжет. Она думает, что заболела, съев мороженного, просит позвать доктора. Муж возражает: «Что ж? разве умереть вам невозможно без доктора?». И говорит Нине, что она – изменница. Нина в отчаянии, она утверждает, что кто-то оклеветал ее. Он признается, что в мороженное подсыпал ей яд. Его жена умирает, а Арбенин, горько усмехаясь, наблюдает за ее предсмертными муками. Нина умерла.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Сцена первая
Выход первый
Арбенин в скверном расположении духа. Он с мучением вспоминает свою жизнь, мольбу и тоску Нины. Ему приходят в голову мысли, что он ошибался, обвиняя жену. Он гонит их прочь, убеждая себя в своей правоте.
Выход второй
Казарин
Казарин, навестивший друга, не понимает его. Он отказывается верить в его скорбь, считая, что он такой только на публике. Казарин считает, что таким бледным, как Евгений можно быть только после игры в карты.
Выход третий
Родственники приходят.
Родственники ведут приготовление к похоронам. Племянница спрашивает у матери о причине смерти Нины. Мать отвечает, что во всем виновен и «ваш модный свет».
Выход четвертый
Выходят из комнаты покойницы доктор и старик.
Доктор говорит, что балы и мороженное до добра не доведут.
Выход пятый
Доктор
Доктор пытается успокоить Арбенина. Он говорит, что Нину уже не вернешь, а Евгению надо отдохнуть. Арбенин уверяет доктора, что он в полном порядке. Доктор же считает, что он серьезно болен.
Выход шестой
Входят: Неизвестный и князь.
Неизвестный спрашивает у доктора, дома ли Арбенин. Доктор отвечает, что дома, но он серьезно болен. Князь пугается, что Арбенин может быть без памяти. Узнав, что он говорит, ходит, Звездич успокаивается.
Выход седьмой
Неизвестный сообщает Звездичу, что у них одна общая цель – отомстить Арбенину. Князь хочет узнать, кто он такой. Неизвестный лишь отвечает, что он его сообщник.
Выход осьмой
Арбенин со свечой.
Арбенин мучительно проживает все случившееся. Его одолевают сомнения, его пугает, что произошла ошибка. Евгений отгоняет эти мрачные мысли, пытается быть хладнокровным судьей, свершившим возмездие.
К Евгению подходит князь. Рядом со Звездичем человек, которого Евгений не знает. Неизвестный говорит, что ранее Арбенин был ему другом. Семь лет прошло с тех пор, как Арбенин приобщил Неизвестного к картам, и это сыграло роковую роль. Неизвестный потерял интерес ко всему, что радовало ранее. Лишь деньги, управляющие миром, стали основной его страстью и целью, предметом его поклонения. Он потерял себя, и желает отомстить за это.
Евгений узнает своего старого приятеля и хочет, чтобы Неизвестный ушел. Тогда непрошенный гость говорит, что Евгений убил Нину. От этих слов Евгений приходит в исступление. Князь добивает Арбенина сообщением, что его жена невиновна. Браслет подарила баронесса, найдя его на маскараде. После этого сообщения Евгений близок к помешательству.
Сценические постановки
Произведение «Маскарад» Лермонтова не только печаталось, но и ставилось в театрах. Впервые пьеса была поставлена в 1852 году. Драматурги могли легко создавать на сцене театра шедевры по сюжету драмы Михаила Юрьевича после снятия цензурного запрета в том же году.
Хронология сценической истории «Маскарада»:
- 13 января 1864 года состоялась презентация полноразмерного спектакля «Маскарад» на подмостках Александрийского театра.
- Повтор показа нашумевшей в обществе пьесы 15 января и трижды в феврале.
- Возобновление спектакля после долгого перерыва в 1889 году. Состоялось всего одно представление в честь бенефиса Сазонова.
- Начало стремительной сценической жизни в 1917 г. Именно тогда состоялась премьера произведения, воссозданного Головиным.
Драматическая пьеса была также поставлена в театре имени Вахтангова в Москве. Музыку к спектаклю написал Хачатурян.
Учитывая обстоятельства, произведению пришлось «уйти» с театральных подмосток.
Главные герои
Возможно, автор вложил в своего главного героя — Евгения Арбенина — частичку себя.
Арбенин
Евгений Арбенин — немолодой, сколотивший своё состояние на игре в карты человек. Он женился не из расчётливых мотивов, но лишь из желания обрести семью, быть под заботой жены. Просто потому, что так было правильно. В надежде искупить свой главный порок Евгений зарекается не участвовать в азартных играх.
В молодости Арбенин жил на полную катушку, развлекался всеми доступными способами, прелюбодействовал со множеством женщин, в том числе и с чужими жёнами. Имея столь богатый опыт, он стал патологически ревнив и взыскателен. Не только к своим избранницам, но и ко всем близким ему людям в целом. Евгений тщательным образом подобрал себе жену, к которой привязался и полюбил, на её несчастье.
Это интересно: биография Достоевского, кратко самое главное.
Нина, жена
На первый взгляд, Нина Павловна — сущий ангел. Юная, восприимчивая и несколько наивная особа. Ей непросто понять многоопытного Арбенина, его требования и мечущуюся натуру. Резкий перепад настроений супруга и его внезапная склонность к замкнутости, угрюмости, подавленности вынуждает Нину думать, что Евгений больше не любит её. Он раздражается из-за её привычки целовать ему лоб, чрезмерно ревнует жену ко всем. Девушка погружается в депрессию, расстраивается.
В пьесе-драме Лермонтова страданиям Нины уделена немалая часть. Она хочет праздника и веселья, «маскарада», а Арбенин категорически против. Конфликт интересов и несогласованность желаний двух героев, в конце концов, приводят к абсолютно непредсказуемому финалу и непоправимым последствиям.
Князь Звездич
Звездич — образцовый офицер, по жизни не очень разносторонний и умный. Князь — азартный игрок, как и Арбенин. Он ослеплён своей исключительностью, что не соответствует действительности. Ведь в картах Звездич смыслит мало, обижается на проигрыш, но всё равно играет. Князь не разбирается в людях и в собственных устремлениях, он глуповат и ограничен. Но всё-таки способен на благородные поступки.
Шприх
Происходит из семьи русских немцев. Многолик, что Арбенин воспринимает как лицемерие и двуличие. Лермонтов даёт описание внешности, включающее «стеклярусные глаза» и «злобную улыбку». Казарин представляет Шприха как талантливого человека, общительного и компанейского, активного, дружелюбного. Но главный герой относится к таким качествам с большим подозрением и не раз вступает в спорные дискуссии со Шприхом.
Второстепенные персонажи
«Маскарад» в кратком пересказе не предполагает уделять большое внимание второстепенным героям, но отметим же их основные функции в пьесе:
- Афанасий Павлович Казарин — связующее звено между главными героями произведения.
- Баронесса Штраль — провокатор. То она кокетлива, то робка. Из-за неё зарождается главный конфликт «Маскарада» — ссора между Настасьей и Арбениным на почве его ревности. Баронесса резко меняет позицию, то становясь на сторону своей приятельницы Нины, то открыто выставляя её в неприглядном свете.
Можно читать «Маскарад» онлайн для более подробного знакомства с героями, сюжетом. А мы рассмотрим краткое содержание по действиям пьесы. Она состоит из 4 актов — глав.