«В прекрасном и яростном мире» — краткое содержание рассказа А.П. Платонова


История создания А. Платонова

Рассказ был издан в 1938 году.

В описываемых событиях чувствуется отпечаток того времени: постоянная подозрительность по отношению к людям, быстрый суд.

Платонов

Андрей Платонович Платонов (1899-1951)

В основу произведения легли собственные воспоминания Платонова, который успел потрудиться к тому времени помощником машиниста. Именно поэтому автор так подробно и со знанием дела написал об этой нелёгкой и ответственной профессии.

Первые издания выходили под другими названиями: «Машинист Мальцев», «Воображаемый свет».

«В прекрасном и яростном мире» – краткое содержание рассказа

Для читательского дневника достаточно взять несколько предложений, которые можно сформировать из нижеприведенного пересказа.

Глава 1

Тридцатилетний Александр Васильевич Мальцев работал машинистом первого класса в Толубеевском депо и считался лучшим в своём деле. Его помощником назначили Костю, который был очень горд этим. В работе Мальцев больше молчал, временами был грустным.

Мальцев и Костя

Постепенно Костя понял: его напарник считал, что никто больше так не знает и не любит машину, как он. Александр Васильевич лишь однажды доверил управление паровозом Косте. В результате паровоз начал опаздывать. Мальцев снова взял управление в свои руки и быстро нагнал упущенное время.

Глава 2

Костя работал с Мальцевым уже год. Однажды диспетчер попросил машиниста ликвидировать отставание на одном составе. Тот согласился, и паровоз быстро побежал по рельсам.

Неожиданно они попали в грозовое облако, и страшный удар молнии осветил машину и людей. Костя заметил, что Мальцев стал хуже управлять поездом. Он решил, что мастер устал. Вскоре под паровозом начали взрываться петарды, но Мальцев и на это никак не отреагировал.

Паровоз

Костя закричал, и Мальцев наконец остановил поезд. В это время они увидели впереди другой состав. Тут мастер передал управление помощнику и признался, что ослеп из-за молнии.

Костя отвёл состав в депо, рассказал о случившемся и пошёл провожать слепого напарника домой. Неожиданно Мальцев заявил, что зрение вернулось и даже описал вышедшую из дома жену.

Глава 3

Мальцева осудили. Помощник старался его защитить перед судом. Но ответить на вопрос, почему машинист сразу не отдал управление ему, Костя не мог.

Сам же Мальцев объяснял это тем, что он видел путь в своём воображении. Но красного сигнала он не видел, и, если бы не Костя, два состава столкнулись бы, погибли бы люди.

Глава 4

Когда Мальцев оказался в тюрьме, Костя узнал, что существует установка для создания искусственной молнии. Он рассказал об этом следователю и предложил провести эксперимент. Костя хотел проверить, насколько психика машиниста подвержена электрическому разряду.

В прекрасном и яростном мире

Следователь провёл эксперимент, но случилось непредвиденное: от удара искусственной молнии Мальцев снова ослеп. Машиниста оправдали, но следователь очень переживал, что ради этого пришлось заплатить такую цену. Он боялся, что зрение Мальцева не восстановится.

Костя тоже изменился, ожесточился. Он не понимал, почему этот безумный и враждебный мир сокрушает самых лучших людей.

Глава 5

Костя стал управлять составом, и частенько видел слепого мастера, сидящего на вокзале. Однажды Костя взял его с собой в рейс.

Он положил одну руку Мальцева на тормоз, а другую на реверс. Поверх них положил свои руки и управлял паровозом. Он всё же надеялся, что учитель сможет видеть и вернётся к любимому делу. Когда впереди замаячил жёлтый круг светофора, Костя не стал снижать скорость.

Неожиданно всё нужное сделал сам Мальцев, который сказал, что видит светофор. Он же и довёл состав до станции. Эту ночь Костя провёл у него дома, чтобы больше не оставлять учителя одного и защитить его от враждебных сил прекрасного и яростного мира.

Вывод

Сочинения

Работа Платонова В прекрасном и яростном мире была написана в 1938 году. Она поведает историю об опытном машинисте паровоза и его помощнике.

В прекрасном и яростном мире

Этот рассказ интересен тем, что является отражением опыта самого автора, которому в юные годы пришлось работать помощником машиниста. Предлагаем познакомиться с кратким содержанием рассказа, которое позволит подготовиться к уроку и написать сочинение по рассказу Платонова.

Глава 1

В первой главе автор знакомит читателя с Александром Мальцевым. Александр тридцатилетний мужчина, опытный машинист, который уже много лет управляет поездами. Когда в Толубеевское депо поступил новый пассажирский паровоз, все уже знали, кого назначат машинистом. Сначала Мальцев работал с Федором Драбановым, но когда тот сдал экзамен и был назначен машинистом на другую машину, в помощники Мальцеву назначили рассказчика. Тот был очень доволен своей новой должностью, ведь до этого ему приходилось работать на маломощной машине. Теперь же ему посчастливилось освоить современный паровоз, да еще под началом высококлассного механика. Мальцев спокойно принял в свои ряды нового помощника. Создавалось впечатление, что ему все равно с кем работать.

Перед каждой поездкой Костя проверял все узлы и механизмы, да только после него Мальцев все равно перепроверял состояние паровоза. Это обижало помощника, но когда машина начинала свой путь, все обиды улетучивались, и оставалось лишь восхищение. Константин с удовольствием наблюдал за работой наставника и мечтал быть на него похожим. Мальцев же, чувствовал свое превосходство над другими, и не верил, что кто-то может научиться понимать машину лучше, чем он сам.

Как-то рассказчик попросил повести паровоз, но уже через двадцать минут машина стала опаздывать на четыре минуты. Упущенное время Мальцев с легкостью догнал, когда взял управление в свои руки. Его паровоз никогда не опаздывал.

Глава 2

Уже год как помощник Константин работал с Александром Мальцевым. 4 июля был последний рейс Мальцева на курьерском поезде. Ему дают состав, который опаздывает на четыре часа. Начальник депо просит сократить время опоздания, и Мальцев разгоняет паровоз на полную мощность, но впереди их ждет грозовая туча. Машинист восхищается стихией и сравнивает ее со своей машиной. Паровоз накрывает пыльный вихрь, делая обзор хуже, но движение не прекращается. Ударила молния, но все обошлось, если не учитывать то, что Константин стал замечать в работе Мальцева странности. Он то разгонит состав до ста километров, то сбросит обороты до сорока. Костя объяснял это усталостью, но причина была в другом. Наставник ослеп от вспышки молнии и вел машину наугад, по памяти. Не мог видеть машинист и предупреждающие огни, которые указывали о другом составе. Константин вовремя заметил неладное, а Мальцев признался помощнику в слепоте и отдал ему управление.

На второй день Костя привел состав обратно и рассказал о произошедшем начальнику депо. После он повел Александра Васильевича домой, но тот отказался от помощи, так как зрение к нему уже вернулось.

Глава 3

Костя хочет понять, почему наставник не отдал управление составом ему, и идет за ответами к Мальцеву. Тот утверждает, что он настолько привык к дороге, а его воображение рисовало привычные картины, что и сам не понял, как ослеп. Об этом Мальцев рассказывает и следователю. Но следствие не верит Мальцеву, к тому же зрение уже восстановилось и доказать обратное было невозможно. В итоге Александр осужден.

Глава 4

Мальцев в тюрьме, а Константина назначают в помощники к другому машинисту. Тот очень осторожен. Ездит аккуратно, тормозит задолго до того, как на горизонте появится желтый свет. Словом, с ним было скучно, и рассказчик все чаще вспоминает о Мальцеве.

Как-то Костя попадает в гости к брату-студенту. Тот, рассказывая об учебе, поведал о физическом кабинете и об установке Тесла, которая помогает вызвать искусственную молнию. По возвращению домой, герой рассказа отправляет следователю письмо и просит об эксперименте над осужденным, рассказав об установке Тесла. Этот эксперимент должен доказать чувствительность организма Мальцева к электричеству. Следователь долго не отвечает, но в итоге присылает положительный ответ.

Эксперимент завершается с положительным результатом, Мальцева освобождают, но после испытания Александр теряет зрение. Следователь винит в этом себя. Костя же ставит перед собой цель вернуть Мальцева к жизни. Как это сделать, он пока не представляет, но чувствует ответственность за этого человека.

Глава 5

Летом Костя сдает экзамен и его назначают машинистом паровоза местного назначения. Перед каждой отправкой Константин видит на платформе Мальцева, который сидя на лавочке, смотрит вдаль своими затуманенными глазами и жадно вдыхает ароматы гари. Но утешить наставника в этом прекрасном и яростном мире никто не мог.

Шли дни, но однажды, встретив Александра Васильевича, Константин предлагает ему отправится с ним в поездку. Мальцев соглашается, ведь очень сильно хочется ему вновь оказаться в машине.

На следующий день Костя усадил Александра Васильевича на свое место, давая возможность управлять паровозом. Мальцев наслаждался ездой, забыв о своем горе. На спокойных участках машинист и вовсе отходил от слепца, наблюдая за ним со стороны. И вот, подходя к конечному пункту, на путях Костя замечает желтый свет светофора, но решает не сбавлять ход. В итоге он слышит совет Мальцева уменьшить пар, так как впереди желтый свет. Итогом поездки стало возвращение у Мальцева зрения.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Анализ произведения

Жанр «В прекрасном и яростном мире» – рассказ. Некоторые издания публиковали его с подзаголовком «Фантастический рассказ».

Действительно, в нём много фантастических деталей, например, научно не доказанное воздействие молнии на зрение, чудесное прозрение. Но фантастика в рассказе отступает на второй план. Герои и их характеры читателю намного важнее.

Главная мысль произведения – как человек должен переносить испытания. Рассказ учит добиваться своего, не сдаваться и не отчаиваться.

Автор на примере героев призывает бороться за счастливую судьбу и верить в себя.

1. В нашем Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом считался Александр Васильевич Мальцев. Меня определили к нему помощником, на мощный паровоз «ИС».

Андрей Платонов. В прекрасном и яростном мире. Краткий пересказ

Мальцев относился к членам своей бригады спокойно и равнодушно. Казалось, он нам не доверял: лично перепроверял все узлы машины, хотя мы и до него делали проверку. Мальцев водил железнодорожные составы с каким-то вдохновением. Он как будто вбирал весь внешний мир вокруг рельсового пути в свое внутреннее переживание и поэтому властвовал над ним. Наш поезд никогда не опаздывал. Обычно мы работали молча; лишь изредка Мальцев, не оборачиваясь в мою сторону, стучал ключом по котлу, желая, чтобы я обратил свое внимание на какой-нибудь непорядок. Я исполнял его безмолвные указания с полным усердием.

См. также полный текст этого рассказа.

Мальцев чувствовал свое превосходство перед нами. Он понимал машину точнее, чем мы, и не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта одновременно ощущать путь, вес состава и усилие машины. Мы и вправду не могли сравняться с ним в мастерстве вождения.

2. Но однажды летом случилось непредвиденное. Мы взяли состав в восемьдесят пассажирских осей, опоздавший до нас в пути на четыре часа. Диспетчер очень просил Мальцева хотя бы на час сократить это опоздание.

Был уже вечер. Путь наш шёл по степи. Мальцев гнал машину вперед, отдав реверс на полную отсечку. Впереди на горизонте завиднелась огромная туча. Изнутри её рвали свирепые, раздраженные молнии.

Андрей Платонов. В прекрасном и яростном мире. Слушать аудиокнигу с полным текстом рассказа

Ветер нёс грозу на нас. Вскоре всё вокруг потемнело, а потом мгновенный синий свет вспыхнул у моих ресниц и проник в меня до самого содрогнувшегося сердца.

– Молния, – сказал кочегар. – Хотела в нас попасть, да маленько промахнулась.

– Какая молния? – спросил у него Мальцев. – Я не видел.

– Котел чуть не взорвался, во как засветило, а он не видел, – удивился кочегар.

Грома мы не слышали. Гром бьёт с задержкой после молнии, и пока его раскат возник в месте молнии, мы на большой скорости успели проехать его.

Мальцев спокойно стоял на своём месте, но после удара молнии я заметил, что он ведёт машину гораздо хуже. На поворотах нас забрасывало, скорость то падала, то росла. Я подумал, что Мальцев, наверное, сильно устал.

В кабине вдруг почти погасло освещение. Напряжение турбодинамо упало. Я отвернулся, чтобы отрегулировать его, удивляясь, что Мальцев после неполадки со светом не постучал мне ключом, как обычно.

Вновь обернувшись к переднему окну кабины, я вдруг увидел красную полосу света недалеко на нашем пути.

– Тормози, Мальцев! – крикнул я.

Он мгновенно дал экстренное торможение. Инерцией меня прижало к котлу. Колёса страшно заскрипели по рельсам.

Когда мы остановились, я увидел, что впереди всего метрах в десяти от нас на нашей линии стоит паровоз. Какой-то человек на нём при нашем подъезде размахивал в воздухе раскаленной на конце докрасна длинной кочергой, предупреждая нас о близком столкновении. Эти его взмахи и показались мне красной полосой света.

Выходило, что пока я налаживал турбодинамо и не глядел вперед, мы прошли желтый и красный светофоры. Но почему их не заметил Мальцев?

Он вдруг повернулся ко мне и сказал:

– Костя… Дальше ты поведешь машину, я ослеп…

На другой день я довёл состав обратно на нашу станцию и повёл слепого Мальцева к нему домой. Но когда мы уже подходили к дому, зрение внезапно к нему вернулось.

3. Мальцева отдали под суд за то, что он чуть не устроил крушение и не погубил сотни пассажиров, которых мы везли. По этому делу меня вызвал следователь. Я пытался втолковать ему: Мальцев не виноват – и рассказал следователю о своей догадке. Мальцева ослепила электромагнитная волна, которая шла впереди света молнии, поэтому самой молнии он уже не видел.

Но следователь не верил мне. Он спросил: почему же сразу вслед за наступившей слепотой Мальцев не передал управление паровозом мне, помощнику. На это я ответить не мог и пошёл за разъяснениями к самому Мальцеву.

Тот задумчиво сказал, что слепоты своей он поначалу не заметил.

– Я привык видеть свет, и думал, что вижу его, хотя он тогда уже был только в моем уме, в воображении. Я был слепой, но этого не знал. Я всегда чувствовал путь, по которому водил паровоз всем своим существом, поэтому и после потери зрения мне казалось, что я вижу линию, сигналы, пшеницу в степи, работу машины.

– Но почему же ты не сказал об этом следователю? – воскликнул я.

– Я сказал, – поник головой Мальцев. – Но он ответил, что ему нужны факты, а работу моего воображения он проверить не может.

4. Мальцева посадили в тюрьму. А я зимой встречался со своим братом, студентом, и он рассказал, что у них, в университете, есть в физической лаборатории установка Тесла для получения искусственной молнии.

Вернувшись домой, я написал письмо следователю, который вёл дело Мальцева. Я просил при помощи установки Тесла испытать заключенного Мальцева на подверженность его действию электрических разрядов.

Прошло довольно много времени, и меня вызвали к следователю. Глядя на меня невесело, он рассказал: областной прокурор дал санкцию провести над Мальцевым опыт при помощи Теслы. И когда Мальцев прошёл под искусственной молнией, он снова ослеп. Опыт доказал его невиновность, Мальцева освободили из тюрьмы. Однако зрение теперь к нему не вернулось, он стал инвалидом.

Я очень сочувствовал Мальцеву. Я хотел защитить его от горя судьбы и был ожесточен против роковых сил, уничтожающих человека. В жизни я уже не раз сталкивался с фактом существования враждебных человеку, гибельных обстоятельств, которые почти всегда сокрушали избранных, возвышенных людей. Я решил ожесточённо противиться этим роковым силам, хотя не знал, как это сделать.

5. Я сдал экзамен на машиниста и стал самостоятельно ездить на паровозе. И почти всегда, отъезжая от станции, видел сидевшего на вокзальной скамейке слепого Мальцева. Он жадно дышал запахом гари и смазочного масла паровоза, вслушивался в работу его машины. Мальцев осунулся и постарел. Тоска безжизненной участи снедала его. Я иногда подходил к нему и пытался утешить, но он гнал меня.

Раз я сказал ему, что завтра поведу состав и могу взять его с собой в машину. Мальцев этому очень обрадовался.

На другой день я помог ему подняться в кабину, и мы тронулись. Я посадил Мальцева на место машиниста, положил одну его руку на реверс, другую на тормозной автомат и поверх его рук положил свои. Я водил своими руками, как надо, и его руки тоже работали. Мальцев молчаливо слушался меня, наслаждаясь движением машины, ветром в лицо.

Так же мы ехали и назад. Мальцев уже приноровился крутить с моей помощью реверс так, что мне было достаточно легкого нажима на его руку. Прежний, совершенный мастер жаждал превозмочь в себе недостаток зрения и чувствовать мир, чтобы работать и оправдать свою жизнь.

На подходе к Толубееву светил жёлтый светофор. Я глядел на Мальцева с тайной надеждой.

– Закрой пар! – вдруг сказал мне Мальцев. – Я вижу желтый свет.

Он встал и сам закрыл пар. Волевое усилие к возврату в прежнюю жизнь и деятельность, которое сжигало его всю поездку, вернуло Мальцеву зрение! Он повернулся ко мне и заплакал.

Мальцев довел машину до Толубеева без моей помощи, а потом мы всю ночь вдвоём просидели у него дома. Я боялся оставить его одного, как родного сына, без защиты против внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира.

© Авторское право на эту статью принадлежит владельцу сайта «Русская историческая библиотека». Любые виды её копирования и воспроизведения без согласия правообладателя запрещены!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: dveripermi@cp9.ru