О человеке и природе (взаимосвязь человека и природы)
Человек родился в земных условиях. Воздух, вода, земля, ритмы естественных природных процессов, многообразие растительного и животного мира, природный ландшафт, климатические особенности — все это обусловило жизнь человека, определило его биологические потребности. Он, человек, должен стоять на земле, постоянно дышать, должен регулярно есть и пить, переносить жару и холод. Иными словами, человеческая жизнь может протекать в сравнительно узких рамках физических и химических условий. Чем бы ни занимался человек, он может действовать лишь в том случае, если ему удастся создать вокруг себя среду, привычную, необходимую для его нормальной жизнедеятельности. Например, космонавты живут в космосе. Но только в том случае, если в их корабле или на научной станции искусственно созданы условия, похожие на земные, естественные для людей. Условия «искусственной земли» поддерживают в своих лабораториях исследователи океана, спускающиеся в батискафах на дно. А если выходят в глубины моря, то пользуются аквалангом. Точно так же, как космонавтам нужен скафандр для обеспечения привычных земных условий. Человек может находиться в среде, загрязненной вредными химическими веществами. Но остается при этом здоров только в том случае, если с помощью специальных устройств ограждает себя от вредных влияний.
В труде «Экология человека», изданном Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), прямо так и говорится: «Воздух, вода, почва, огонь, естественные ритмы, так же как разнообразие живущих на земле видов, имеют значение не только как те или иные химические комбинации, физические силы или биологические явления, но и сами по себе, поскольку под их воздействием закладывались основы жизни человека. Они создали потребности человека, корни которых лежат очень глубоко и которые не изменятся в более или менее близком будущем. Стремление людей провести свободное время в конце недели на природе, камины, которые до сих пор встраивают и так в сильно отапливаемых городских квартирах, сентиментальная привязанность к животным и даже растениям — все это свидетельствует, что где-то в психике человека сохранились биологические и эмоциональные побуждения, приобретенные в ходе эволюции, от которых он никак не может избавиться».
Удивительно сложна и удивительно неразрывна взаимосвязь человека и природы. Начав общественно-трудовую деятельность, он пошел по пути все большего и большего овладения природой, стал воздействовать на нее, видоизменяя ее естественную первозданность. А вместе с этим процессом,— в неразрывном единстве — шел процесс другой. В результате неуклонно развивающейся трудовой деятельности человека видоизменялась и его собственная природа, пока он за многие и многие тысячелетия не стал homo sapiens — человеком разумным, новым биологическим видом земной жизни.
Можно сказать, что природа создала человека — живое существо, но только общественно-трудовые отношения создали человека разумного.
По своим биологическим особенностям человек — часть природы. По своему характеру человек — существо социальное. Но социальная, общественно-трудовая деятельность людей возможна только на той биологической основе, которая присуща человеку как виду. Поэтому-то человек и «дитя природы» и «венец природы».
Человек и природа — одна система. Части ее зависят друг от друга, друг друга изменяют, помогают или препятствуют в развитии. И чтобы жить, нужно быть в равновесии с окружающей средой постоянно. Поэтому-то столь важной и необходимой считает современное человечество заботу об охране природы, принимает справедливые законы, запрещающие нарушать ее единство.
И связь эта иной раз настолько глубока и настолько отдаленна, что трудно бывает в нее поверить. Почти фантастикой кажутся слова, написанные в одной солидной монографии, посвященной месту человека в научной картине мира.
Сочинение на тему что такое природа огэ 9 класс
ОГЭ 9 класс. Задание 15.3. Текст для работы (І)Прекрасно помню историю из своего детства, когда мы с Васькой поехали за грибами. (2)Доехав до места, мы пошли ходко по знакомым местам, поёживаясь и засунув руки в карманы. (3)В корзинах у нас лежали свежеиспечённый хлеб с луком, варенные вкрутую яйца, огурцы с собственного огорода, а у меня — книга. (4)Я в ту пору всюду таскал за собой книжки, особенно я любил фантастику. (5)Эта книга, как сейчас помню, тоже была фантастическая. (6)В общем, там какие-то люди прилетели на Луну и на особых аппаратах продвигались к тому месту, где начиналась неведомая часть планеты, потому что Луна повёрнута к нам одной стороной. (7)Я как раз успел прочитать строки, как они перешагнули эту роковую черту видимого и невидимого и их глазам открылось совершенно необычное зрелище… (8)Что открылось их глазам, я так и не узнал и до сих пор не знаю, потому что я потерял в лесу свою книжку. (9)Я заметил потерю в тот момент, когда мы взбирались на жб-лезнодорожное полотно, чтобы идти обратно к станции. (10)— Эх, теря-растеря, — сказал Васька, усаживаясь на холодный рельс. (11)— Ты посмотри, может, она под грибами лежит? (12)— Нет, Васька, нет её под грибами. (13)Вот как сейчас помню, я положил её под кустик, а потом… (14)Короче, я без книги не уеду. (15)Мы до ночи нагибались к каждому кусту и ползали по траве. (16)Мы забрели в заросли ягоды пьяники, которой никогда здесь прежде не встречали. (17)Ягоды были синие, с ноготь мизинца, точно виноград. (18)Потом мы любовались яркой, как пожар, калиной на опушке. (19)В сырова- 167 той низине нашли несколько листьев ландыша с красной, как пуговица, завязью. (20)Ландыши и завязь мы сорвали и выбросили, но их длинные корни забрали: их можно было посадить в горшок с землёй, поливать тёплой водой, и тогда бы в январе вырос настоящий цветок ландыша. (21)Васька, ползая по земле и раздвигая папоротник, вдруг сказал: (22)— Смотри, змеиная кожа! (23)Мы, не прикасаясь, приятно холодея от страха и риска, пристально рассматривали серые слитки чешуи, которые, как оказалось, сохраняли форму своей хозяйки. (24)Потом мы потрогали их палкой — они рассыпались в прах. (25)— Они перешагнули эту роковую черту видимого и невидимого, и их глазам открылось совершенно… (26)— Иди сюда, тут родник! — закричал Васька. (27)Это была ямка, выложенная по краям тонкими стволиками, чтобы не обвалилась земля. (28)В тёмной, но видимой глубине словно бы извергались крошечные вулканчики, нося над собой серую пыль. (29)По стенам, как живые, шевелились белые червеобразные корни от светлых поднимающихся струй, и пугливый лягушонок сидел, уцепившись за лист и закрыв от страха глаза… (30)Смыкаясь головами и не дыша, мы тихо смотрели в глубь родника…. (31)— Васька, от чего родник? (32)От слова родной? (33)— Не знаю. (34)Родился, может быть. (35)Или от того, что здесь его родина. (Зб)Ведь он из нутра земли идёт. (37)Вечерело, и мы пошли к станции. (38)— Они перешагнули эту роковую черту видимого и невидимого, и их глазам открылось совершенно необычное зрелище… — сказал на память Васька и задумчиво посмотрел на меня. (39)— Как ты думаешь, что им всё-таки открылось? 168 (40)— Им открылась страна, которой они никогда прежде не видели… (41)Правда, Васька? (42)— Ага, — сказал Васька и оглянулся на лес. {По А. Приставкину) 15.3. Как Вы понимаете значение слова ПРИРОДА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое природа?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Вариант 1 Природа — это всё нерукотворное, что окружает нас. Её красота и удивительное разнообразие открываются только внимательным. Обратимся за доказательствами к тексту А. Приставкина. Васька с другом, отправившиеся в лес, так бы и не узнали, в каком удивительном мире они оказались, если бы не потерянная книга. Её поиски заставляли заглядывать под кусты, а там открывался неизведанный мир. Пьяника, завязь ландыша, змеиная кожа — всё это, словно спрятанные драгоценности теперь открытого ларца, завораживало мальчиков и вызывало удивление (предл. 16, 19, 22, 23). Перешагнув черту невидимого, они заново открыли для себя знакомый лес. Пусть друзья и не нашли потерянную книгу, зато поняли, что их внимательность помогла увидеть многое (предл. 40, 41). Природа открывает свои красоты не беглому взору, а только тем, кто всматривается и вслушивается в неё. Вариант 2 Природа — это окружающий нас живой мир, удивительный и разный. Её разнообразие никого не оставляет равнодушным, она побуждает к размышлениям, позволяет сделать неожиданные открытия. В рассказе А. Приставкина мальчики находят для себя гораздо больше, чем потерянная книга, — новый мир, который, оказывается, был рядом с ними. Родничок, на который наткнулись друзья, заставляет их размышлять, почему он назван так (предл. 31-35), а сброшенная змеёй кожа позволяет сделать открытие, что она сохранила форму тела хозяйки (предл. 23). Повторив слова из фантастической книги, они осознали, что новая неизвестная страна, полная загадок и тайн, — это природа. Замечательно, когда начинаешь понимать, что самое удивительное — рядом с тобой, стоит только присмотреться. Вариант 3 Говоря о природе, человек подразумевает всё то, что живёт на нашей планете — растения, птиц и животных, а также среду их произрастания и обитания. Человек тоже часть природы, он изучает её удивительный мир. В рассказе А. Приставкина двое мальчишек в поисках книги открыли для себя много природных секретов, которые таил в себе лес, — ягоды пьяники (предл. 16), ландыши с завязью (предл. 19), даже сброшенную змеёй кожу (предл. 22). Земля — единственная планета Солнечной системы, на которой есть жизнь, и её природные особенности — предмет изучения учёных. Одна из непознанных природных загадок — это Марианская впадина. На её дне ещё не успел побывать ни один человек, но специальный батискаф смог принести пробу воды, и результатом экспедиции стало открытие ряда ранее неизвестных организмов и бактерий. Я считаю, что природа ещё подарит человечеству много своих тайн, как это произошло в прочитанном мною рассказе. Вариант 4 Природа — это окружающий нас мир: леса и поля, океаны, пустыни, а также их обитатели. На Земле существует несколько миллионов форм жизни. И все они, включая человека, являются неотъемлемыми частями природы. С её разнообразием довелось познакомиться мальчишкам из рассказа А. Приставкина. Исследуя лес в поисках пропавшей книги, они лучше познакомились с жизнью растений и животных. Например, друзья полюбовались калиной на опушке (предл. 18), увидели лягушонка в роднике (предл. 29). Природа подарила им разные эмоции: восхищение (предл. 18), страх (предл. 23). Чудеса природы действительно поражают воображение, именно поэтому туристы всего мира каждый год отправляются на встречу с ними. Например, в Калининградской области многих привлекает «танцующий лес», где деревья имеют причудливую форму, а в Китае есть каменный лес Шилинь, который представляет собой карстовые образования, похожие на гигантский лабиринт из могучих сосен или дубов. В природе много удивительного, поэтому каждый из нас может найти в ней для себя то, что запомнится на всю жизнь. Вариант 5 Природа — это всё, что не создано человеком. Суша и океаны, животные, растения, насекомые — это всё природа. Красота природы вдохновляет человека, оставляет в его душе неизгладимые впечатления. В рассказе А. Приставкина мальчишки настолько поражены новыми лесными открытиями, что называют лес «совершенно необычным зрелищем» (предл. 38). Конечно, рассказчик цитирует книгу, которую он потерял, но мы понимаем, что речь идёт именно об их дне, полном находок за чертой «видимого и невидимого». Кроме того, природа — неиссякаемый источник вдохновения для человека. Это подтверждают работы известных художников-пейзажистов И.И. Левитана, И.К. Айвазовского, И.И. Шишкина. Человек должен быть признателен природе за то, что она дарит радость открытий и будит в душе самые светлые чувства.
Словосочетания со словом «природа» (лексическая сочетаемость)
Прилагательные (эпитеты) к слову «природа»
Северная, южная, субтропическая, тропическая, величественная (высок.), суровая, девственная, окружающая, родная, живая, мёртвая, неизведанная (книжн.), неисследованная, скрытая, тайная …природа.
Сочетаемость со словом «природа»
Силы, законы, изучение, богатства, ресурсы, силы, красота, покорение, преобразование, охрана … природы.
Глагольная сочетаемость:
Любить, изучать, изменять, преобразовывать, переделывать, покорять, охранять, познавать … природу. Любоваться, восхищаться … природой.
Устойчивые выражения со словом «природа»
на лоне природы — на открытом воздухе от природы — от рождения, от начала существования. по природе — по натуре, по характеру.