Внешность, характеристика речи
Первое появление героини на страницах повести автор изображает необыкновенно ярко. Сначала рассказчик слышит «свежий, звонкий, сильный» голос, поющий жизнерадостную песенку. На пороге избушки, напоминающей обитель бабы Яги, появляется высокая, красивая, смеющаяся девушка, создавая ощутимый контраст и с убожеством обстановки, и со старухой-хозяйкой. Олеся похожа на лесную волшебницу, добрую фею: она придерживает руками трёх крошечных птичек, которые, по её словам, опять за нею увязались.
Врождённая чуткость к слову позволяет Олесе образно, ярко и точно формулировать свои мысли, описывать, рассказывать. Речь девушки — свидетельство гармоничности её натуры, редкого свойства одним своим присутствием украшать окружающий мир.
Олеся и Иван Тимофеевич
Но настоящие чудеса начинаются, когда героиня встречает свою любовь (Ивана Тимофеевича).
Познакомились они так. Молодой барин от скуки попросил Олесю ему погадать. Та предсказала ему невесёлое будущее, одинокую жизнь, желание покончить с собой. Рассказала, что в ближайшее время его ждёт любовь «трефовой дамы», темноволосой, как и она сама. Иван Тимофеевич не поверил ей и попросил её показать свои способности. Олеся показала ему, что может заговаривать кровь и нагонять страх. После этого, Иван, очарованный девушкой, стал частым ее частым гостем.
Чувства Олеси — великий дар избраннику её сердца. Эта любовь соткана из самоотверженности и смелости поступков, искренности и чистоты помыслов. Зная, что любой исход свиданий для неё самой обернётся страшным горем, Олеся дарует себя возлюбленному без оглядки.
Олеся решилась пойти в церковь, желая сделать приятное возлюбленному, но крестьянки посчитали её поступок за кощунство и набросились на неё после службы. Избитая Олеся отказалась от доктора и решила вместе с бабушкой уехать — чтобы не навлечь на себя ещё больший гнев общины. Она была также убеждена, что ей и Ивану необходимо расстаться, иначе их ждёт только горе. Переубедить её не удаётся.
В спешке убегая из обжитых мест обесчещенная, израненная телом и душой, Олеся не проклинает погубившего её мужчину, а благодарит его за мимолётное счастье, что она испытала ощутив на себе магию настоящей любви. На память о себе Олеся оставляет Ивану Тимофеевичу красные бусы.
Характер
Немалую долю обаяния лесной отшельнице добавляет окружающая её таинственность. Даже если бы повествователь не слышал рассказа о колдунье на болотах, образ девушки, живущей уединённо, в лесу, сторонящейся людей, сам по себе глубоко воздействует на воображение, как и чудеса, которые она демонстрирует. Манеры таинственной красавицы не похожи на поведение здешних жительниц и поражают своей естественной простотой и изяществом. Олесю отличали такие черты характера, как независимость, своеволие, свободолюбие.
К сожалению, ограниченность сознания, свойственная в то время простым людям, населяющим Полесье, наложила отпечаток и на героиню. Она искренне считает, что от рождения её душа продана дьяволу. Этим она объясняет свою непохожесть на других.
Истинный смысл любви
Он и она в повести Куприна «Олеся» — люди совершенно разные, поэтому им не суждено быть вместе. Каково же значение этой любви, ради чего Олеся, зная, что их отношения обречены, все же не оттолкнула героя с самого начала?
Истинный смысл любви Александр Иванович видит в стремлении отдать возлюбленному всю полноту чувств. Человек несовершенен, но великая сила этого чувства может, хотя бы на время, вернуть ему естественность и остроту ощущений, которые удалось сохранить людям, подобным Олесе. Эта героиня способна внести гармонию в столь противоречивые взаимоотношения, как те, что описал Куприн (повесть «Олеся»). Анализ этого произведения позволяет сделать вывод, что ее любовь — это презрение к человеческим страданиям и даже смерти. Очень жаль, что на подобное чувство способны лишь избранные. Любовь в повести Куприна «Олеся» — это особый дар, столь же редкий, сколь и которыми обладала главная героиня. Это что-то загадочное, таинственное, необъяснимое.
Как многие великие литераторы, А.И. Куприн выступает в своих сочинениях «диагностом» современного ему мира. И его диагноз жёсток и окончателен — человек погряз в житейских мелочах, разучился видеть великое и дорожить настоящими ценностями, измельчал душой, опошлился телом. Писатель грезит о личности, что чудом избежала тлетворного влияния цивилизации и сохранила в себе природную искренность. И в этих грёзах является ему прелестница Олеся (так ее прозвали местные жители, а настоящее ее имя — Алена) — молодая колдунья 24 лет из богом забытой глубинки.
Взаимоотношения Олеси и Ивана Тимофеевича
Герой-рассказчик в «Олесе» — мелкий чиновник, прибывший по служебным обязанностям в маленькую деревеньку. Молодой интеллигентный человек, мечтающий стать писателем, находит в Олесе воплощение своих романтических представлений. Девушка привлекла его не только своей яркой красотой. Огромное впечатление на Ивана Тимофеевича произвела независимость, сила характера обитательницы полесских болот. На протяжении повествования он не раз удивляется её чувству собственного достоинства, благодаря которому лесная дикарка ведёт себя с удивительной тактичностью и вместе с тем непринуждённо, уверенно.
Отношения между представителем образованного слоя общества и девушкой из простого народа составляли сюжет и других произведений русской литературы. Однако в повести А. И. Куприна нет привычного противоречия между человеком, избалованным достижениями и возможностями цивилизации, и наивной, простодушной женщиной, сформировавшейся вдали от городской культуры.
Олеся не наскучила Ивану, как Лиза Эрасту в повести Карамзина или Бэла Печорину в романе Лермонтова. Она не напугала молодого человека чрезмерной откровенностью чувств, как тургеневская Ася. Напротив, искренняя любовь девушки, не знакомой с правилами общества, восхищает и притягивает героя. У Куприна к трагедии приводит вовсе не противостояние социально далёких друг от друга персонажей.
История создания
(Публикация повести Олеся, второе издание)
Повесть А. Куприна «Олеся» впервые вышла в печать 1898 году в газете «Киевлянин» и сопровождалась подзаголовком. «Из воспоминаний о Волыни». Любопытно, что писатель сначала отправлял рукопись в журнал «Русское богатство», так как до этого в данном журнале уже выходил купринский рассказ «Лесная глушь», посвященный также Полесью. Таким образом, автор рассчитывал на создание эффекта продолжения. Однако «Русское богатство» по каким-то причинам отказалось выпускать «Олесю» (возможно, издателей не устроили размеры повести, ведь к тому времени она была самым крупным произведением автора), и планируемого автором цикла не получилось. Зато позднее, в 1905 году, «Олеся» вышла в самостоятельном издании, сопровожденном вступлением от автора, в котором рассказывалась история создания произведения. Позднее вышел и полноценный «Полесский цикл», вершиной и украшением которого стала «Олеся».
Авторское вступление сохранилось лишь в архивах. В нем Куприн рассказывал, что гостя в Полесье у знакомого помещика Порошина, он услышал от него множество легенд и сказок, связанных с местными верованиями. В числе прочего Порошин рассказал, что и сам был влюблен в местную колдунью. Эту историю Куприн позднее расскажет в повести, заодно включив в нее всю мистику местных преданий, таинственную мистическую атмосферу и пронзительный реализм окружавшей его самого обстановки, непростые судьбы полесских жителей.
Подробнее: А.И. Куприн «Олеся»: история создания повести
Причина разлуки Олеси и Ивана Тимофеевича
Причиной разлуки героев повести являются люди, населяющие Полесье. Унизительное положение, в котором много лет жили здешние крестьяне, сформировало из них рабов. Рассказчик отмечает характерный угрюмый взгляд исподлобья, замкнутость, молчаливую недоброжелательность деревенских жителей. Вместе с тем, они уже издали ломают перед «барином» шапки и почтительно кланяются. Просвещённый горожанин, Иван с отвращением пишет о «подлой манере» целовать руки даже самому мелкому чиновнику. Вопреки ожиданиям, он не записал ни одной полесской сказки, легенды или песни. Жизнь не дала местным обитателям повода для творчества.
Зажатые в тисках нищеты и рабского сознания, жители Полесья причину своих несчастий видят в том, что им непонятно. Они боятся всего, что не укладывается в рамки привычного мира. Поэтому независимость Олеси вызывает у них ненависть. Им чужда её внутренняя свобода, своеволие, дерзость. Это пугает и настораживает их.
Попытка «колдуньи» пойти в церковь, желание присоединиться ко всем, стать такой же, едва не убила её. Олеся отказывается уехать с рассказчиком, потому что уверена: люди везде таковы, как здесь, и никогда не позволят ей жить рядом с ними.
Образ и характеристика Олеси в повести Куприна Олеся
Олеся – главная героиня произведения А. И. Куприна «Олеся». Писатель изобразил её как естественную, загадочную, словно бы сошедшую со страниц сказки девушку-колдунью.
Внешне девушка описана как очень красивая высокая темноглазая брюнетка в возрасте двадцати четырёх лет. Оригинальная красота лица, густые темные волосы, красивые руки, пусть и загрубевшие от работы, стройное и сильное тело, свежий и звонкий голос, изящность и благородство манер выгодно отличали её от остальных деревенских девушек.
Алена, или, как её называли, Олеся, выросла со своей бабушкой Майнулихой, которую вместе с внучкой изгнали жители деревни из-за подозрений в колдовстве. Жизнь в лесу вдали от общества и в единении с природой коренным образом определила её характер. Такая жизнь стала раем для девушки, который она никогда не променяла бы на город.
Олеся умна, смела и независима. Она могла в любой ситуации постоять за себя, ничего не боялась, имела широчайший кругозор, несмотря на отсутствие образования. Девушка сочетала в себе такие качества, как любознательность, самобытность, гордость, самоуверенность и тактичность.
С появлением Ивана Тимофеевича Олеся узнала, что такое настоящая любовь. С самого начала общения девушка поняла, что отношения с молодым барином не обернутся для неё добром, но все же она полюбила его всем сердцем и полностью отдалась своим чувствами.
Ради любимого человека она выполнила его просьбу посетить церковь, хоть девушка и не любила бывать на людях. В деревне Олесю, как и её бабушку, считали ведьмой, поэтому посещение церкви имело печальные последствия. Невежественность и враждебность людей обернулась нападением на девушку, из-за чего впоследствии ей и пришлось покинуть её место жительства.
В отношениях с Иваном Тимофеевичем автор раскрыл в Олесе такие качества, как нежность, чуткость и жертвенность. Её внезапный отъезд без предупреждения в который раз продемонстрировал её благородную, любящую и понимающую натуру.
Весь образ девушки показал читателю её нравственную чистоту, естественность и возвышенность, противопоставляя её благородный характер ханжеству и злобе обитателей деревни.
Вывод
Образ Олеси — олицетворение естественной свободы. Её трагедия обусловлена не традиционным романтическим противостоянием природного начала и цивилизации. Это конфликт свободного человека и рабского мироощущения. Общество, привыкшее к покорности, не желающее никакого развития, неспособное распоряжаться даже собственной судьбой, одурманенное самыми тёмными суевериями, ненавидит всякое свободное проявление духа. Оно стремится уничтожить всё необычное, слишком яркое, смелое, красивое, потому что это грозит разрушить отвратительный, но привычный порядок вещей.
Характеристика образа Олеси может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Образ лесной колдуньи Олеси в одноименной повести Куприна «Олеся»
Одним из лучших произведения А.И. Куприна является повесть «Олеся», в которой воспевается самая чистая, непорочная и настоящая любовь.
Главная героиня Олеся – это необыкновенная девушка, обладающая очаровательной внешностью. Автор о ней пишет: «Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать». Дальше мы узнаем о ее больших глазах, смугло-розовом оттенке кожи. Девушка сильно отличается от окружающих людей, она выделяется на их фоне и поражает своей необычной и незаурядной натурой.
Такое впечатление и подтверждает Иван Тимофеевич, когда говорит, что она: «Цельная, свободная, самобытная натура». Несмотря на то,что юная красавица росла в лесу, да и образования у нее не было, она рассуждает здраво и своеобразно, восхищает своим умом. После встречи с Олесей, главный герой был поражен не только ее внешностью, но и богатством внутреннего мира. Девушка расспрашивает обо всем, что ей интересно. Общаясь с Иваном Тимофеевичем многое ей кажется необычным, удивительным и странным. Однако она пытается во всем разобраться, понять каждую точку зрения. Это также не остается замеченным главным героем. Он говорит о ней: «Вот ты выросла в лесу, ничего не видевши. Читать ты, конечно, тоже много не могла… А между тем ты так хорошо говоришь, не хуже настоящей барышни».
Чувства Олеси к Ивану Тимофеевичу также настоящие и естественные, как она сама. Любовь совершенно разных людей основана на понимании и на осознании всех недостатков.
Несмотря на то, что лесная колдунья знала, что эта любовь принесет ей много горя и бед, она отдавалась этим чувствам всей своей душой. Такая любовь не может не вызывать восхищения, потому что ради любимого Олеся готова была пойти на все. Ведь, чтобы доказать свое отношение к возлюбленному, колдунья отправляется в церковь, хотя и понимает, чем этот поход для нее закончится.
Судьба Олеси трагична. А все потому, что девушка значительно отличалась от своей социальной среды. Она была совершенно не такой, как перебродские крестьяне. Прежде всего, это выражалось в ее чистой, открытой душе и богатстве внутреннего мира. Именно поэтому черствые и ограниченные люди не принимали красавицу. Такие, как они всегда стремятся избавиться от того, что они не понимают. Поэтому Олесе и пришлось расстаться с любимым человеком и бежать с родного леса.
Повесть А.И. Куприна «Олеся» – это прекрасное произведение, которое описывает настоящие чувства любви. В своей работе автор создал образ женщины, которая восхищает своим сердцем, силой духа, настоящей природной красотой и романтической натурой.