«Лесной царь» краткое содержание баллады Жуковского – читать пересказ онлайн

Баллада В. А. Жуковского «Лесной царь» в свое время стала заметным событием в русской поэзии. Писатель создает новое произведение на основе вольного художественного перевода баллады Der Erlkönig авторства И. О. Гёте. Сюжет «Лесного царя» на первый взгляд кажется достаточно простым: отец везет маленького ребенка по лесу, и заболевшему мальчику в бреду видится Лесной царь – фольклорный повелитель лесов, который хочет забрать его к себе. Мужчина же говорит сыну, что на самом деле ему все мерещится: лицо царя он видит в тумане, его дочери – это просто ветви деревьев, которые колышутся на ветру, а все, что слышится ребенку, является шумом листвы. Конец поэмы трагичен – ребенок не пережил поездки. Когда «ездок» доскакал до места назначения, в руках его был «мертвый младенец».

История создания

Как уже было сказано раннее, Жуковский берет в качестве основы для своего произведения балладу И. О. Гёте «Король эрлов» и в 1818 году публикует «Лесного царя».

И. О. Гёте был знаком с датским фольклором, в котором существует легенда о жестоком правителе лесов, забравшем душу мальчика. Уже тогда существовало несколько толкований сказания: одни считали, что ребенок умирал от тяжелой болезни и бредил из-за лихорадки; другие же настаивали, что он был здоров и правда видел грозный дух. В 1782 году немецкий поэт публикует «Короля эльфов». В культуре его народа по преданиям Король эльфов приходит к умирающим людям, поэтому этот персонаж всегда ассоциируется со смертью.

Современниками была дана весьма положительная характеристика баллады «Лесной царь». Читатели отмечали высокое качество перевода баллады с немецкого языка, пусть он и вольный. Жуковский немного изменяет сюжет и образы героев. В первую очередь, он делает это для адаптации иностранного фольклора для российской аудитории.

Жанр, направление, размер

Баллада написана ямбом, рифма в ней смежная: первые строки рифмуются со вторыми, а третьи – с четвёртыми. Это помогает разделить диалог ребенка с отцом и призывы Лесного царя.

Сам жанр произведения был в то время нов для российской литературы – можно сказать, именно Жуковский вводит балладу в русскую поэзию. Баллада — это стихотворное произведение, в основе которого лежит необычайный случай. В «Лесном царе» нет остродраматической истории, как в «Светлане», например, поэтому его сюжет часто определяют как нетипичный.

Баллады практически всегда принадлежат к романтизму. Многие критики отмечали, что именно с баллад Жуковского начинается романтическое направление в русской поэзии. В «Лесном царе» есть несколько признаков романтизма: напряженность сюжета, читатель предчувствует несчастливый конец; присутствие фантастических сил, которые пытаются погубить героя; размытые границы фантастического и реального; высокая эмоциональная проникновенность текста (эмоционально окрашенная лексика («темные ветви», «холодная мгла», «малютка» и др.)).

Композиция

Введением к сюжету становится вопрос: «Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?». Для стихотворных форм подобное начало не является новаторским, но оно хорошо помогает влиться в атмосферу произведения с первых строк.

Жуковский с помощью рифмы намеренно делит монолог Лесного царя, который, возможно, не существовал, с речью действительно существующих людей. Так автор разделяет мир реальный и мир фантастический. Однако в тексте нет четкого указания, что коварный дух – это только выдумка ребенка.

Главные герои и их характеристика

В балладе «Лесной царь» есть три персонажа: наездник, его маленький сын и Лесной царь. Все образы одинаково важны для понимания текста.

Жуковский не дает прямых описаний героев, кроме «ездока» — упоминается, что он старик. Он сильно переживает за ребенка, «летит» на коне сквозь лес, крепко прижимает мальчика к себе, однако все равно не успевает. Его сын зовется в произведении «молодым», «младенцем», что указывает на его юный возраст. Детям свойственно видеть фантастических существ в темноте, особенно когда им страшно. Более того, ребенок бредил. То есть он никак не мог поверить, что ему мерещится Лесной царь, пускай отец ему все объяснил.

Сам же фольклорный персонаж представляется бородатым зловещим видением, который заманивает мальчика к себе, обещая ему забавы и богатство. В чем-то образы Лесного царя и отца героя схожи: один с бородой, второй «старик», и они много говорят, как бы переманивая ребенка на свою сторону, пока он находится между двумя мирами.

Краткое содержание

По мрачному ночному лесу скакал «ездок запоздалый, с ним сын молодой». Ребенок болен, у него сильный жар. Он крепко прижался к отцу, пытаясь унять дрожь. Неожиданно мальчику почудилось, будто на него взглянул Лесной царь – «в темной короне, с густой бородой». Он очень испугался, и отец поспешил его успокоить, сказав, что «то белеет туман над водой».

Мальчик же продолжал видеть перед собой Лесного царя, который манил его к себе. Он уговаривал мальчика навсегда остаться в его владениях, предлагал ему много заманчивого: «золото, перлы и радость». Ребенок вновь пожаловался отцу, но тот не видел никакого царя. Он постарался успокоить испуганное дитя, и сказал, что это «ветер, проснувшись, колыхнул листы».

Между тем Лесной царь не унимался. Он призывал мальчика отправиться к нему в дубраву, где он мог беззаботно резвиться и играть с его дочерьми, прекрасными лесными нимфами. Однако это предложение не на шутку встревожило ребенка. Он видел нимф, которые кивали ему «из темных ветвей». Мальчик рассказал об этом отцу, но и в этот раз всадник ему не поверил. Мужчина считал, что все это привиделось его больному сыну.

Лесной царь признался мальчику, что он ему очень понравился, и он не намерен отпускать его из своих владений: «Неволей иль волей, а будешь ты мой!». Мальчик принялся умолять отца скакать как можно быстрее, чтобы скрыться от преследований Лесного царя. Он начал задыхаться, его дыхание становилось все более тяжелым.

Всадник понял, что дела плохи. Он гнал лошадь что есть силы, надеясь побыстрее выбраться из леса и оказать помощь больному ребенку. Когда же цель была достигнута, и мужчина благополучно выбрался из мрачной дубравы, «в руках его мертвый младенец лежал». Лесной царь так и не отпустил мальчика, оставив его душу в своих чертогах.

Темы и проблемы

  1. В балладе раскрываются несколько тем. Самой очевидной из них становится тема смерти.В любые времена кончина ребенка – это трагедия, его очень жалко, так как обычно он ни в чем не виновен. В «Лесном царе» мальчик умирает в страхе – он не хочет уходить с повелителем лесов, тот пугает его и даже угрожает: «Неволей иль волей, а будешь ты мой». Ребенок, угасая, продолжал сопротивляться – он не поддавался на уговоры духа, который обещал ему вечные забавы, золото и жемчуга. Он умирает в муках: ему кажется, что Лесной царь догнал его, и поэтому он начинает задыхаться и кричать.
  2. Другой темой становится противостояние мира реального и мира фантастического: как и в других своих балладах, Жуковский сталкивает их, и основной герой не понимает, где настоящее и где придуманное. Это основная тема в произведении. К сожалению, в «Лесном царе» мальчик проигрывает миру фантастическому; нельзя утверждать, что он с ним борется, ведь он не верит объяснениям отца, который трактует его видения в рамках реальности.
  3. Основная проблема, поставленная писателем, заключается в том, что человек не всегда способен победить невзгоды, которые ему встретились на жизненном пути. Злой рок неумолим, судьбу невозможно переписать. Так, мальчик сильно заболел, и читатель не знает, в какой момент: возможно, отец повез его к лекарю в соседнюю деревню (так как не в каждом крестьянском поселении был свой врач); а может, мальчика начала мучить лихорадка уже в течение поездки, и мужчина не мог даже предвидеть такого развития событий. В любом случае, случилось так, что у героя не было возможности победить то, что ему предназначалось.

Краткое содержание Жуковский — Лесной царь

На лошади скачут через лес отец с сыном. У ребенка жар. Ему постоянно мерещатся несуществующие на самом деле существа. Замерзший ребенок прижался крепко к отцу, чтобы как-то согреться. Отец обнял дитя, чтобы облегчить его страдания. Мальчик то и дело рассказывает испуганные впечатления от леса. Он уверяет, что лесной царь показался ему. У того была темная корона и длинная борода.

Отец рассматривает лес со всех сторон, но ничего странного не замечает. Мальчик рассказывает отцу, что очень нравится царю леса. Тот хочет овладеть ребенком, забрать его себе. Лесной царь представляет дите, что у него есть прекрасные бирюзовые цветы, жемчуга, золотые чертоги и многое прекрасное, которые могут принадлежать ребенку, если тот пойдет с ним. Бедное дитя в ужасе крепко обнимает отца, умоляя того мчаться быстрее. Дух леса обещает ребенку богатства, счастье и радость. Малыш пересказывает все отцу. Родитель кроме ветра ничего не слышит. Ему жаль своего ребенка. Он понимает, что бред дитя из-за жара.

Лесной дух грозит ребенку, что заберет его в любом случае. Ребенок съежился от страха. Не знает что делать.

В конце концов лошадь выходит из леса и останавливается, добравшись до места. Отец замечает, что ребенок замолчал. Он с ужасом находит тело ребенка безжизненным. Жаль что произведение имеет такой печальный конец.

Оцените произведение:

  • 4.09

Голосов: 455
Читать краткое содержание Лесной царь. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Главная мысль

В балладе раскрыто типичное для романтизма противостояние героя и высших сил, рока, предназначения. Жуковский делает его более реалистичным, чем Гете: если у немецкого поэта отец ребенка так же видит Короля эрлов, как и его сын, то у российского автора Лесного царя видит исключительно ребенок. М. И. Цветаева справедливо отмечала: у Жуковского мальчик «увидел оттого, что дрожит», а у Гёте – «задрожал оттого, что увидел». Основная идея произведения Жуковского заключается в том, чтобы передать мистическое переживание человека накануне смерти. Ребенок видит ее в образе Лесного царя, сопротивляется, но ничего не может изменить. Гете закладывал в свое произведение иной смысл: его фантастический герой — не метафора смерти и не плод воображения, а реальный персонаж.

В романтизме авторы обычно ориентировались на более чувственные, социальные вещи, такие как отчуждение, одиночество, упадок общества. Жуковский создает бытовую историю – болезнь, которая приобретает фантастические мотивы. Он показывает, что в качестве рока могут выступать не только испытания, полученные от социума.

Тест по балладе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10
    Кто является автором произведения «Лесной царь»?
    • Александр Пушкин
    • Александр Островский

  2. Василий Жуковский
  3. Михаил Лермонтов

(новая вкладка)

Очень кратко:Всадник с маленьким сыном скачет через ночной лес. Их догоняет лесной царь, он хочет забрать ребёнка себе и соблазняет его сладкими обещаниями. Всаднику удаётся доскакать, но в конце пути ребёнок умирает.

  • Конёк-Горбунок — краткое содержание для читательского дневника сказки Петра Ершова

Ночью через лес скакал всадник с маленьким сыном. Малютка замёрз и прижался к отцу. Тот спросил, почему сын к нему «так робко прильнул». Ребёнок ответил, что боится — он увидел лесного царя «в тёмной короне с густой бородой». Отец не поверил, решив, что мальчику всё почудилось в белеющем над водой тумане.

Мальчик услышал голос лесного царя. Тот рассказывал ему о своей прекрасной стране и замке из чистого золота. Малютка сказал отцу, что лесной царь с ним говорит, но отец ответил, что сын ослышался — это просто шум ветра.

Лесной царь стал звать ребёнка к себе, соблазняя его разными обещаниями.

Испуганный ребёнок пожаловался отцу, что лесной царь созвал своих дочерей, и они уже кивают ему «из тёмных ветвей». Отец ответил, что это не дочери, а «ветлы седые стоят в стороне».

Лесной царь говорит мальчику, что «пленился его красотой», и заберёт его, хочет он того, или нет. Ребёнок жалуется отцу, что лесной царь хочет их догнать. Он уже близко, и мальчику тяжело дышать.

Испуганный всадник торопится, его конь «не скачет, летит», малютка у него на руках кричит от страха и тоски. Наконец, всадник достиг своей цели, но поздно — его сын умер.

Пересказала Юлия Песковая для Брифли. За основу пересказа взят перевод В. А. Жуковского. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Чему учит?

Жуковский в своей балладе «Лесной царь» изображает ситуацию, в которой Зло, казалось бы, побеждает Добро. Но является ли данная история противостоянием высших сил? Автор призывает читателей быть более чуткими друг к другу, не терять надежду и бороться до конца. Так делал мальчик – он пытался спастись от Лесного царя, пускай ему это и не удалось; так делал и его отец – он «летел» на коне, спрашивал ребенка, как тот себя чувствует, пытался донести до него, что повелитель леса ему только мерещится.

Баллада «Лесной царь» не может оставить никого равнодушным, и этим она уникальна. Жуковский создает сюжет, более близкий российскому читателю, что помогает вызвать глубокий эмоциональный отклик в душе.

Автор: Альбина Исмаилова

Популярные сегодня пересказы

  • Акула — краткое содержание рассказа Толстого
    Эта история произошла у берегов Африки, недалеко от которых стоял на якоре большой корабль. Днём с моря дул прохладный ветер, но на закате солнца погода сильно изменилась.
  • Краткое содержание книги Я, робот Азимов
    К 2054 году человечество начало показывать значительные успехи в научном плане. Главным подтверждением технологического прогресса являются роботы, которые призваны облегчить быт обычного человека.
  • Солоухин
    Владимир Алексеевич Солоухин был ярким советским писателем, который избрал для своего творчества деревенскую прозу. Владимир Солоухин появился на свет селе Алепине, Владимирской области
  • Два мороза — краткое содержание сказки
    «Два мороза» — русская народная сказка. Основной смысл сказки в том, что мороз и холод не страшен тому, кто работает, а кто сидит ни чего не делает, тот никогда не согреется.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]