Как изображен простой народ в романе «Война и мир»?


Мир крестьянства в произведении

Народ в романе «Война и мир» представлен широко. Крестьянство описано автором подробно. В изображении Толстого мир крестьянства самодостаточен и гармоничен. Писатель не считал, что его представители нуждаются в интеллектуальном воздействии. Герои-дворяне и не думают о том, что нужно «развивать» крестьян. Напротив, именно последние часто оказываются ближе к пониманию смысла жизни. Лев Николаевич изображает сложный духовный мир представителей дворянства и безыскусную одухотворенность русского крестьянина как различные, но вместе с тем взаимодополняющие начала бытия нашей страны. Способность устанавливать с народом контакт является показателем нравственного здоровья дворян в романе.

Тема народа в романе «Война и мир»

Знаменитый роман Л.Н. Толстого «Война и мир» наряду с темами любви, дружбы, мести и сострадания, поднимает тему народной мысли. Вместе с описанием военных действий великий русский писатель приложил усилия и для раскрытия жизни простого народа, крепостных, не только дворянства и представителей интеллигенции.
Последствия какой-либо войны выносятся лишь в форме победы или поражения стран и полководцев. А ведь в то самое время характер самой войны определяется именно народом, идущим воевать за Отчизну под покровительством того или иного генерала. Именно благодаря простым людям определяется исход любых военных действий. Про тех, кто служит главным звеном в любой битве, и не забыл великий мастер слова Л.Н. Толстой.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!

Связаться с нами:

Автор на первый план выносит жизни и судьбы двух семей – Ростовых и Болконских. Читатель знакомиться с настроением каждого из героев той или иной семьи и делает вывод о том, чем жил и о чем думал весь народ того времени. Например, Андрей Болконский выступает в начале произведения человеком, жаждущим получить славу на военном поприще. Он довольно поверхностно рассуждает о предназначении войны с Наполеоном, преследуя лишь свои честолюбивые цели.

Его отношение к войне меняется только спустя время, после череды неудач. Герой начинает видеть то, что всегда скрывалось от его понимания. В Наполеоне, в котором он некогда видел героя и кумира, теперь он замечает низкого, ничтожного человека. Сама суть войны ему тоже становится понятной, и больше он не жаждет славы, а желает воевать лишь на благо Отчизны. Это происходит после поражения русской армии под Аустерлицем.

Представитель семьи Ростовых юный Петя Ростов совсем не похож образом мысли на Болконского. Он страстно предан своей родине, почитает и уважает русского царя и готов сложить за него голову. Он не рвется за личными победами и славой, он хочет одного – служить на благо своей страны.

Читатель знакомиться и с Пьером Безуховым, ни капли не похожим на двух других персонажей. Пьеру не желается воевать, он не видит в этом смысла. Он и не знает смысл своей жизни, но отчаянно пытается его найти. Встреча в плену с простым крестьянином Платоном Каратаевым помогает герою в этом. Платон Каратаев – типичный представитель крепостных крестьян. Он спокоен, трудолюбив, покорен судьбе и верен своей стране. Крестьянин никогда всерьез не задумывался о жизни и войне, и шел воевать лишь потому, что заставили. Его мудрость и доброта восхищают Пьера и наталкивают на новые мысли и некоторые планы.

В Бородинском сражении проявляется отвага всего русского народа. Каждый из простых людей понимает, что настала решающая минута в жизни всего государства. Они яростно идут в бой, готовые на все, чтобы отстоять победу.

Историческое событие, война с французской армией во главе с Наполеоном, стала основной идеей в сюжете романа «Война и мир». Автор смог достойно вписать народную мысль в ход военных действий, описав читателю судьбу каждого отдельного персонажа произведения.

Источник

Зыбкость границ между сословиями

Неоднократно Толстой подчеркивает зыбкость границ между сословиями. Человеческое, общее делает их «прозрачными». Народ в романе «Война и мир» часто сближается, взаимодействует с высшими слоями общества. Ловчий Данило, например, исполнен «презрения ко всему» и «самостоятельности». Этот охотник позволяет себе смотреть на барина Николая Ростова «презрительно». Однако это не было оскорбительно для Николая. Он понимал, что этот человек все-таки принадлежал ему. Все равны во время охоты, все подчиняются порядку, заведенному однажды. Лишь в пылу охоты Данило может Илью Андреевича, который упустил волка, обругать, даже на него замахнуться арапником. Такое поведение крепостного в обычных условиях невозможно по отношению к барину.

Приведем другой пример того, как взаимодействует дворянство и народ в романе «Война и мир». Важным этапом духовной жизни одного из главных героев, Пьера Безухова, стала встреча в бараке для пленных с Платоном Каратаевым. Утерянную веру в жизнь ему вернул именно этот солдат-крестьянин. Основным нравственным критерием в эпилоге романа становится для Пьера возможное отношение к его деятельности Каратаева. И он делает вывод, что тот, вероятно, его общественной деятельности не понял бы, однако одобрил бы наверняка семейную жизнь, поскольку любил во всем «благообразие».

Изображение бунта крестьян

Тема народа в романе «Война и мир» разнопланова. Толстой, изображая бунт богучаровских крестьян, выразил свое собственное отношение к консервативным слоям патриархально-общинного мира, привыкшего сопротивляться любым переменам. В Богучарове стихийность народной жизни намного заметнее, чем в остальных местностях, поскольку здесь очень мало было помещиков, грамотных и дворовых. Небольшой замкнутой общностью живут здесь крестьяне. Они являются фактически изолированными от всего мира. Крестьяне без видимых причин вдруг начинают движение в некотором направлении, повинуясь непонятным законам бытия. Толстой подчеркивает, что в жизни крестьян из Богучарово были сильнее и заметнее, чем в других местностях, таинственные струи жизни русского народа, значение и причины которых бывают для современников необъяснимы. Через изображение бунта раскрывается с новой стороны тема народа в романе «Война и мир».

Причина бунта крестьян

Общее настроение, стихия бунта подчиняет себе полностью каждого крестьянина. Общим порывом был захвачен даже староста Дрон. Неудачей закончилась попытка княжны Марьи господский хлеб раздать крестьянам. Лишь «неразумная животная злоба» Ростова, его «неблагоразумный поступок» могли отрезвить эту возмущенную толпу. Грубой силе мужики подчинились беспрекословно, признавшись, что «по глупости» бунтовали. Лев Николаевич в произведении показал не только внешние причины бунта («сношения с французами» и слухи о «воле», которую отняли господа). Скрытая глубинная общественно-историческая причина данного события заключалась во внутренней «силе», которая накопилась постепенно и, подобно лаве, вырвалась из кипящего вулкана. Именно поэтому восстал простой народ в романе «Война и мир».

Сочинение Тема народа в романе Война и мир

Роман — эпопея «Война и мир» написанный Львом Николаевичем Толстым по сегодняшний день будоражит сознание человека. Всё, что изложено в этих четырёх томах — это вечные темы: любви, отцов и детей, семьи, нравственности, взаимоотношений, народа, войны и т. д. Как же автор тонко чувствовал и сумел передать жизнь, волнение народа, различных классовых групп, характер, богатство человеческих судеб и самое главное — это описание реальных событий, происходивших в девятнадцатом веке.

Сам Лев Николаевич говорил, что хотел в своём произведении как можно больше показать «мысль народная». Ведь не просто так представлено такое количество персонажей- это люди разных классов от обыкновенных крестьян, до самых привилегированных таких, как Балконские, Ростовы, Безухов. Это всё один народ русский, которому приходится по разному преодолеть трудности учинённые судьбою. Так, как это историческое произведение, то и люди описанные в нём не без различны к своей родине. Так же в противопоставление им даются люди, которым абсолютно безразлична судьба страны. Дух патриотизма витает с самой первой до самой последней страницы.

Получается, что тема народа в романе велика, скорее она является лидирующей. Один единственный человек является частицей целого народа. Особенно это видно в моменты войны. Как один человек, поведя за собой может предотвратить некоторые страшные события. Великий дух патриотизма, целостность, высокие моральные качества, исполнительность долга чести. Это синонимы русского народа. Благодаря этим качествам Россия смогла выиграть в 1812 году.

Например, Бородинское сражение в то момент Пьер Безухов чётко видит, что русские солдаты понимают всё происходящее весь глубокий смысл. Такое не может не восхищать. Перед боем солдаты одели чистые белые рубаки, потому что знают, что сегодня предстоит смертельная битва. Но они не боятся, а с достоинством принимают данный удар судьбы. Такая выдержка, спокойствие не может не восхищать.

Таким образом, сила народа велика настолько, что не может никого оставить равнодушным. Этот бесконечный патриотизм, вера в Бога и в самого себя никогда не покидают русского человека. Он знает, что не один, что с ним целый народ, который никогда не оставит. Вот какой русский народ. Его не сможет понять никто на свете. Благодаря своей вере и внутренней силе русские смогли выиграть самые страшные и смертельные войны.

Другие сочинения: ← Описание бала (рассказ После бала)↑ Толстой Л. Н.Черты характера Андрея Болконского в романе Война и Мир →

Образ Тихона Щербатого

Образ Тихона Щербатого является важной деталью фрески о народной войне, которую создал Толстой. Тихон нападал на французов единственный из всей своей деревни. Он примкнул по собственной инициативе к «партии» Денисова и стал в ней вскоре одним из самых необходимых людей, проявив большую способность и охоту к партизанской войне. Через его образ также анализируется простой народ в романе «Война и мир».

Тихон в партизанском отряде занимал особенное место. Он выполнял всю черную работу, был самым храбрым и полезным человеком. Тихон, кроме того, играл роль шута и охотно поддавался сам этому чину. В его поведении и внешнем облике писатель заострил черты юродивого. У Щербатого было лицо, изрытое морщинами и оспой, с узкими маленькими глазами.

Образ Платона Каратаева

Одним из ключевых образов произведения является образ Платона Каратаева. Он особенно важен при раскрытии темы: «Народ в романе «Война и мир». Сочинение на эту тему невозможно написать, не упомянув этого персонажа. Это крестьянин, который оказался оторван от привычного уклада жизни и помещен в новые условия (французский плен, армия), в которых его духовность проявилась особенно ярко. Герой живет в гармонии со всем миром. Он относится с любовью ко всем людям. Платон глубоко чувствует жизнь, непосредственно и живо воспринимает людей. В изображении Толстого Каратаев — образец «естественного» человека, вышедшего из народа, воплощение народной нравственности, во многом инстинктивной.

Этот герой, олицетворяющий русский народ в романе «Война и мир», показан в произведении главным образом через восприятие его Безуховым. Пьер отмечает, что само присутствие в бараке этого человека создавало для пленных ощущение уюта. Безухова заинтересовало, как Платон разувался и устраивался в своем углу, поскольку что-то «круглое», «успокоительное» и «приятное» чувствовалось даже в этом.

Очень моложаво выглядел Каратаев, хотя ему было за 50 лет. Он казался здоровым и физически крепким человеком. В особенности в глаза бросалось «молодое» выражение лица Платона, которое имело вид «юности» и «невинности». Каратаев все время занимался чем-то, что, вероятно, вошло у этого героя в привычку. Попав в плен, он будто не ощущал, что такое болезнь и усталость, чувствовал себя в бараке так же, как дома.

Возвращение Каратаева к крестьянской жизни в непривычных условиях

Вне привычных условий, вне всего, что на него давило, Каратаев естественно и незаметно вернулся к крепостному укладу жизни. Он отбросил все чуждое, которое навязывалось ему насильно извне. Для Платона, представляющего народ в романе Толстого «Война и мир», особенно привлекательна крестьянская жизнь: дорогие воспоминания, а также представления о благообразии, связаны с ней. Поэтому он говорил в основном о событиях «христианского» быта, как он его называл.

Платон умер естественно, испытывая умиление и «тихий восторг» перед таинством смерти. Он воспринимал ее не как муку или наказание, поэтому не было страдания на его лице: оно было озарено выражением «тихой торжественности».

Образ Платона Каратаева является образом праведника из крестьян, который не только жил с людьми и со всем миром в ладу, восхищаясь проявлениями жизни, но и смог воскресить Пьера Безухова, зашедшего в духовный тупик. Для Пьера он навсегда остался олицетворением «простоты и правды».

Образ крестьянства в романе «Война и мир»

Толстой, идя вразрез с революционной крестьянской демократией, затушевывает остроту классовых противоречий между крестьянством и помещиками. В романе нет ни жестоких бар, ни несчастных слуг. Бунт в Богучарове возникает стихийно, случайно и объясняется особым характером богучаровских крестьян, живших долгое время без барина, и тем, что вообще было мало помещиков в этой местности. Прокламации французов, призывавшие жителей остаться в своих деревнях, ходили среди крестьян этих мест. Но вспыхнувший на этой почве «бунт» принимает чисто пассивный

характер и выражается лишь в отказе крестьян дать Марье Болконской лошадей для выезда ее из имения. Подавляют «бунт» всего три человека. И тут же Толстой рассказывает о внезапном переломе в настроении крестьян. «Бунтари» не только выполняют все требуемое от них, но весело, с улыбками и с особой заботливостью укладывают на подводы барские вещи. Выступая с таким антиисторическим изображением картин крепостного быта и предупреждая возможные упреки критики, Толстой прямо заявляет: «Я знаю, в чем состоит этот характер времени, которого не находят в моем романе,- это ужасы крепостнического права, закладывание жен в стены, сечение взрослых сыновей, Салтычиха и т. п., и этот характер, того времени, который живет в нашем представлении, я не считаю верным и не желаю выразить». Толстой чрезвычайно высоко ставит земледельческий труд, считая, что он морально очищает человека. В крестьянстве он видел особый мир, сближение с которым может оздоровить человека из привилегированных классов. И в романе Толстой освещает крестьян с морально-психологической, а не с классовой стороны. Образ Каратаева должен был наиболее полно воплотить все лучшие черты русского крестьянства, как его понимал Толстой. Пьер Безухов встречается с Каратаевым в исключительно тяжелых условиях, в бараке для военнопленных, куда его привели после расстрела французами ни в чем не повинных русских людей. Пьер сам только что, благодаря счастливой случайности, избежал смерти. Бессмысленность и жестокость происшедшего разрушили в душе Пьера убеждение в благоустройстве мира. «Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь — не в его власти». В этот момент душевной катастрофы Пьер и встречается с Платоном. Первое впечатление от Каратаева было впечатление благообразия и простоты, своеобразной душевной гармонии. При первом же вопросе Каратаева к Пьеру «такое выражение ласки и простоты было в певучем голосе, что. у Пьера задрожала челюсть, и он почувствовал слезы». Когда он на другой день увидел Каратаева, «первое впечатление чегото круглого подтвердилось вполне. Он восхищается Каратаевым». У Каратаева личное, индивидуальное заслонено «роевым», слитностью с крестьянским миром, в котором автор не желает видеть сложности классовых противоречий. Непротивленство подчеркнуто и характером пословиц и поговорок, которыми полна речь Каратаева: «Не нашим умом, а божьим судом»; «Рок головы ищет»; «Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь- надулось, а вытащишь — ничего нету».

В образе Каратаева Толстой пытался воплотить черты идеализируемого им патриархального крестьянства. Между тем «каратаевщина» в патриархальном крестьянстве была одной из причин, тормозивших демократическое освободительное движение в России. Толстой не хотел видеть, что часть крестьянства активно боролась против помещиков, даже выступала с оружием в руках. Каратаев олицетворяет в романе только некоторую часть русского крестьянства. Следует подчеркнуть, что простой народ, солдаты не склонны восхищаться Каратаевым: они относятся к нему снисходительно, добродушно — и только. Победой над Наполеоном русская армия обязана была не Каратаевым, а таким народным — героям, как Тихон Щербатый. Тихон Щербатый — крестьянин из отряда Денисова, предстает перед нами человеком богатырской силы. Мастер на все руки, он «одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки». Обладающий живой народной сметкой, расторопный и изворотливый, он отличается той достаточно хитрой чудаковатостью, которая служит объектом постоянных шуток в отряде Денисова. Внешне спокойный и уравновешенный, Щербатый непримирим к врагам родной земли, он днем и ночью выслеживал французов, уничтожал и забирал их в плен. «Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных». Умело используя приемы и формы партизанской борьбы, Щербатый проявляет замечательный героизм и беззаветную отвагу. В образе Щербатого ярко отражены та народно-патриотическая устремленность, тот героизм, которые противостоят каратаевскому смирению и покорности. Именно в образе этого бесстрашного, находчивого партизана, страстно ненавидящего врага и всю свою богатырскую силу, удаль, находчивость, выносливость отдающего делу защиты родины, воплощены в романе лучшие типические черты характера русского крестьянина-воина. Образ Кутузову как носителю русской народной мысли

«Мысль народная» в романе

«Мысль народная» — основная идея произведения «Война и мир». Лев Николаевич знал о том, что простая жизнь русского народа с ее «частными» интересами, судьбами, радостями, протекает независимо от встреч с Александром Наполеона, государственных планов Сперанского или дипломатической игры. Лишь те события истории, которые приводят народные массы в движение, касаются национальных судеб, способны изменить, всегда благотворно, хоть и драматически, отдельного человека. Именно патриотизм народа (в романе «Война и мир» Толстой описывает и его патриотические чувства) привел к победе русских над французами.

Сочинение Народ в романе Война и мир Толстого

Народная мысль очень ярко изображается в произведении Льва Николаевича Толстого в произведении «Война и Мир». В этом романе автор представляет читателю ярких личностей. Так же Толстой характеризует отношения интеллигенции с простым народом.

В самом начале произведения автор, показывает читателю интеллигентного человека с духовным развитием. Лев Николаевич описывает его как человека погруженного в свои мечты. Андрей Болконский Очень высокомерный и только Бородинское сражение и героизм простых людей дает ему понять, что его отношение было неправильным.

Пьер Безухов, был противоположностью Болконского, он всегда чувствовал свой народ. Встреча в плену с Платоном очень потрясла его. Пьер постоянно был чем-то озадачен, был в постоянном поиске чего-то. А Платон был наоборот очень спокоен, он был покорен своей судьбе. Он был очень мудр именно поэтому был очень миролюбив.

В Бородинском сражении очень ярко проявляется величие народа. Люди понимали, что пришел тот момент, когда решается судьба всей страны. Чины же думали только о получении наград. Народ был связан со своей страной, они были как одно целое. И перед ними стоял выбор либо победить врага, либо умереть.

Лев Николаевич в своем произведении представил русский народ разными персонажами. Он собрал черты простых людей и создал персонажи, которые воплощали в себе несколько образов. Лев Толстой совершенно не идеализировал народ, он также мог показать их злость и низкие поступки. В описании одной из сцен, где мужики, пытались сохранить нажитое не выпускают княжну. Этим эпизодом он хотел показать, что есть не только героичные, отважные люди, но и такие подлецы.

В романе были и партизаны, которые как будто играючи уничтожали отряды. Религиозные странники, странствующие по святым местам. Мужики в простых белых рубахах, которые рыли траншеи, перед Бородинским сражением

Больше всего силу и дух народный понимает Кутузов. Он понимал, что с каждой минутой крепнет дух народа, и растёт его сила. Несмотря на то что Кутузов корил себя за то, что пустил врага на границу своей страны, он понимал, что уже не в силах что-то изменить. Он был спокоен, и понимал, что сдерживать народ больше не в силах, они не готовы вновь к отступлению. Уж слишком крепок был боевой дух его солдат. Он знал, что все идет своим чередом, все так как должно быть. Кутузов немного отстранился от сражения, он верил в свой народ.

Другие сочинения: ← Любимые герои Толстого в романе Война и мир↑ Толстой Л. Н.Описание бала (рассказ После бала) →

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]