«Митина любовь» краткое содержание рассказа Бунина – читать пересказ онлайн


Краткое содержание

Главы 1-7

Митя влюблен в Катю – хорошенькую юную девушку, ученицу частной театральной школы. Митя ужасно ревнует ее к представителям аристократической богемы, которые уделяют девушке повышенное внимание. Катя же просит Митю не ревновать, и напоминает, что он для нее «все-таки лучше всех, единственный».

Митя постоянно провожает свою возлюбленную «в студию Художественного театра, на концерты, на литературные вечера». Он никак не может привыкнуть к Катиной матери – всегда курящей, нарумяненной женщине с малиновыми волосами.

Спустя время Мите начинает казаться, что «что-то изменилось, стало меняться в Кате». Он пытается всячески объяснить внутреннюю невнимательность Кати к нему, но ничего не помогает, и юноша испытывает мучительную ревность.

Катя с головой уходит в театральную жизнь, и делится своими первыми успехами – директор постоянно хвалит ее и прочит блестящее будущее. Об этом человеке было известно, что «он развращал учениц, каждое лето увозил какую-нибудь с собой на Кавказ, в Финляндию, за границу».

На выпускном экзамене Катя, одетая в белое платье, вызывает бурю аплодисментов. Первый успех кружит ей голову, и она все больше отдаляется от Мити. Из нежной, трогательной, наивной девушки она быстро превращается «в какую-то молоденькую светскую даму, нарядную и все куда-то спешащую».

Митя решает на время уехать из Москвы в родовое поместье, чтобы немного отдохнуть от мучившей его и Катю ревности. Они договариваются встретиться в Крыму, куда Катя должна уехать с матерью в начале лета.

Главы 8-15

Первые дни в деревне Митя отсыпается, приходит в себя, заново привыкает к родному дому. Но перемена места никак не влияет на Митины чувства – повсюду он видит образ Кати, чувствует ее незримое присутствие подле себя.

Митя с нетерпением ждет письма от возлюбленной – «уж давно должна была Катя ответить хоть на одно из писем, что отправил он ей». Когда же он получает первую весточку, то остро чувствует, что «чаша его любви была полна с краями».

С приходом весны природа преображается, на деревьях появляется свежая листва, но писем от Кати больше нет. Митя прекрасно знает «неспособность Кати к письмам», но от этого тревога не уменьшается. Он перестает гулять, и почти все время проводит в библиотеке, зачитываясь стихами о любви. Утомленный ожиданием, Митя уже не сомневается, что «письма не будет и не может быть, что в Москве что-то случилось».

Мать Мити, Ольга Петровна, советует сыну поехать в гости, развеяться. Например, у соседей Мещерских «полон дом невест». Митя с трудом сдерживается – ему сложно скрывать свои переживания, и он стискивает зубы «до боли в голове».

Главы 16-25

Мучения несчастного влюбленного все больше усиливаются. Он перестает замечать перемены в окружающем его мире, почти не спит по ночам. Митя начинает «ездить на почту сам», но каждый раз возвращается домой только с газетой. Он принимает решение застрелиться, «если через неделю письма не будет».

«Отчаянным, крайним усилием воли» усилием воли Митя запрещает себе ездить на почту, писать Кате письма с уверениями в любви, унижаться, умолять о дружбе.

Видя Митины страдания, староста предлагает ему развлечься на стороне. За небольшое вознаграждение с ним может провести время Аленка – «бабенка ядовитая, молоденькая, муж на шахтах». Староста ловко организовывает Мите свидание с Аленкой в лесу.

Главы 26-27

В страшном напряжении Митя ожидает встречи с девушкой. Узнав, что вскоре приезжают младшие брат и сестра, он начинает переживать, как бы дети не нарушили его планы. Ночь проходит тревожно, и во сне Митя видит «себя висящим над огромной, слабо освещенной пропастью».

Весь следующий день тянется бесконечно, но чем ближе вечер – тем сильнее охватывает Митю нервная дрожь. Он отправляется в лес, к шалашу, где условлено свидание. Вскоре появляется Аленка, и Митя первым делом сует ей в «ладонь смятую пятирублевку». Он теряется, и не знает, как себя вести. После долгожданной близости Митя чувствует себя разочарованным – он ожидал совсем иных эмоций и переживаний.

Главы 28-29

Всю субботу льет дождь, «как из ведра». Митя целый день бродит по саду и горько плачет, удивляясь «силе и обилию своих слез». «Весь насквозь промокший, без единой кровинки в лице, с заплаканными, безумными глазами», он перечитывает Катино письмо, в котором она просит забыть ее – дурную, гадкую, испорченную. Она признается, что безумно любит искусство и уезжает с директором. Писать ей больше не стоит – «это бесполезно».

Разбушевавшаяся гроза гонит Митю в дом. Он пролезает в свою комнату через окно и запирается изнутри. У него начинается жар, и в бреду он видит Катю в объятиях директора.

Из соседней комнаты слышатся «голоса и смех» младших детей. Митя понимает, что уж нет никакой возможности «спасти свою прекрасную любовь», и тихо плачет от раздирающей его боли. Отчаянно желая «хоть на минуту избавиться от нее», Митя достает револьвер, и, «глубоко и радостно вздохнув», с силой стреляет себе в рот.

Основные темы произведения

Повествование о смерти и жизни студента охватывает период с декабря (время знакомства с Катей) до середины лета. О прошлом Мити читатель может узнать только из отрывочных воспоминаний героя. Всеохватывающая любовь и смерть — вот две основные темы, которые поднимаются в повести. Бунин описал самое мучительное и прекрасное время в жизни юноши, закончившееся его неожиданным самоубийством. Чувства молодого человека — основной мотив произведения. Писатель излагает подробный психологический анализ. Митина любовь — это самостоятельный «герой» повести. Она родилась практически вместе с ним. Первые неясные чувства юноша испытал еще в младенчестве к ухаживающей за ним няньке. Затем последовала череда мимолетных увлечений очаровательными барышнями разного возраста. Влечение к милой гимназистке, живущей по соседству, продолжалось чуть дольше. Затем были головокружительные ощущения на школьных балах. В студенчестве Митя встретил Катю и в ее лице обрел материальное воплощение своих неясных грез. Для главного героя любовь — это смысл существования. Не случайно жизнь Мити оказалась такой короткой. Она оборвалась вместе с утраченной надеждой на взаимные чувства.

Митина любовь характеристика образа Мити (Митрия Палыча)

Митя (Митрий Палыч) — студент, главный герой повести. Находится в переходном возрасте, когда мужское начало переплетается с еще не полностью отслоившимся детским. М. «худой, нескладный» (девки в деревне прозвали его «борзым»), делающий все с мальчишеской неловкостью. У него большой рот, черные жесткие волосы, — «он был из той породы людей с черными, как бы постоянно расширенными глазами, у которых почти не растут даже в зрелые годы ни усы, ни борода…» (возлюбленная М., Катя, называет его глаза «византийскими»). Повествование о жизни и смерти М. охватывает период чуть более полугода: начиная с декабря, когда он познакомился с Катей, и до середины лета (конца июня — начала июля), когда он кончает с собой. О прошлом М. мы узнаем из его собственных отрывочных воспоминаний, так или иначе связанных с главными темами повести — темой всеохватывающей любви и темой смерти. Любовь захватила М. «еще в младенчестве» как нечто «невыразимое на человеческом языке», когда однажды в саду, рядом с молодой женщиной (вероятно, нянькой) «что-то горячей волной взыграло в нем», и затем в различных обличьях: соседка-гимназистка, «острые радости и горести внезапной влюбленности на гимназических балах». Год назад, когда М. заболел в деревне, — весна стала «его первой настоящей любовью». Погруженность в мартовскую природу «насыщенного влагой жнивья и черной пашни» и подобные проявления «беспредметной, бесплотной любови» сопровождали М. до декабря первой студенческой зимы, когда он встретился с Катей и почти сразу же влюбился в нее. Пора безумного захватывающего счастья длится до девятого марта («последнего счастливого дня»), когда Катя заговаривает о «цене» ее ответной любви: «Я все равно даже ради тебя не откажусь от искусства», т. е. от театральной карьеры, которая должна начаться после окончания ею этой весной частной театральной школы. Вообще изображение театра в повести сопровождается интонацией декадентской фальши — Бунин резко подчеркивает свое неприятие модернистского искусства, отчасти в соответствии с воззрениями Л. Н. Толстого. На выпускном экзамене Катя читает стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре» — возможно, с точки зрения Бунина, манифест декадентского искусства. М. воспринимает ее чтение как «пошлую певучесть… и глупость в каждом звуке», а тему стихотворения определяет весьма жестко: «о какой-то будто бы ангельски невинной девушке». Январь и февраль — пора непрерывного счастья, но на фоне начинающегося раздвоения в прежде цельном чувстве — «уже тогда нередко казалось, что как будто есть две Кати: одна та, которой <…> настойчиво желал, требовал Митя, а другая — подлинная, обыкновенная, мучительно не совпадавшая с первой». М. живет в студенческих номерах на Молчановке, Катя с матерью — на Кисловке. Они видятся друг у друга, их встречи протекают «в тяжком дурмане поцелуев», становятся все более и более пылкими. М. все более ревнует Катю: «проявления страсти, то самое, что было так блаженно и сладостно <…> в применении к ним, Мите и Кате, становилось несказанно мерзко и даже <…> противоестественно, когда Митя думал о Кате и о другом мужчине». Зима сменяется весной, ревность все более подменяет любовь, но одновременно (и в этом иррациональность чувства по Бунину) страсть М. возрастает вместе с ревностью. «Ты любишь только мое тело, а не душу», — говорит ему Катя. Совершенно измученный двойственностью и неопределенной чувственностью их отношений, М. в конце апреля уезжает в деревенскую усадьбу — отдохнуть и разобраться в себе. Перед отъездом Катя «опять стала нежна и страстна», даже впервые заплакала, — и М. вновь почувствовал, как она близка ему. Они договариваются о том, что летом М. приедет в Крым, где Катя будет отдыхать вместе с матерью. В сцене сборов накануне отъезда вновь звучит мотив смерти — вторая тема повести. Единственный друг М., некто Протасов, утешая М., цитирует Козьму Пруткова: «Юнкер Шмидт! честно’е слово, Лето возвратится», но читатель помнит, что в стихотворении присутствует также мотив самоубийства: «Юнкер Шмит из пистолета хочет застрелиться!» Этот мотив возвращается еще раз, когда в окне напротив Митиного номера некий студент поет романс А. Рубинштейна на стихи Г. Гейне: «Полюбив, мы умираем». В поезде все вновь говорит о любви (запах Катиной перчатки, к которой М. припал в последнюю секунду расставания, мужики и рабочие в вагоне), а позже, уже по пути в деревню, М. вновь полон чистой привязанности, думает «обо всем том женском, к чему он приблизился за зиму с Катей». В сцене прощанья М. с Катей исключительно важна неприметная деталь — вспоминаемый несколько раз аромат Катиной перчатки. По законам мелодической композиции здесь переплетены противостоящие друг другу лейтмотивы: запах любви (кроме перчатки — Катина лента для волос) и — запах смерти (девять лет назад, когда умер отец, Митя «вдруг почувствовал: в мире смерть!», а в доме еще долго стоял «или мнился» «страшный, мерзкий, сладковатый запах»).
В деревне М. вначале как будто бы освобождается от мучающих его подозрений, но почти сразу же в ткань повествования вплетается третья тема — любви, лишенной душевной составляющей. По мере угасания надежды на совместное будущее с Катей М. все более охватывает чистая чувственность: вожделение при виде моющей окна «поденщицы с деревни», в разговоре с горничной Парашей, в саду, где деревенские девки Сонька и Глаша заигрывают с барчуком. Вообще тема деревни-почвы-земли-естественности («спасительное лоно матери-природы», по Г. Адамовичу) связана у Бунина с чувственностью и томлением, потому все деревенские герои повести так или иначе участвуют в совращении М. Единственной зацепкой в борьбе с плотскими искушениями становится чувство к Кате. Мать М., Ольга Петровна, занята хозяйством, сестренка Аня и брат Костя еще не приехали — М. живет памятью о любви, пишет Кате пылкие письма, рассматривает ее фотографию: ему отвечает прямой, открытый взгляд любимой. Ответные письма Кати редки и немногословны. Наступает лето, но Катя по-прежнему не пишет. Мучения М. усиливаются: чем более прекрасен мир, тем он кажется М. более ненужным, бессмысленным. Он вспоминает зиму, концерт, шелковую Катину ленту, которую взял с собой в деревню — теперь даже о ней он думает с содроганием. Чтобы ускорить получение весточки, М. ездит за письмами сам, но все напрасно. Однажды М. решает: «если через неделю письма не будет, — застрелюсь!» Именно в этот момент духовного упадка деревенский староста за небольшое вознаграждение предлагает М. поразвлечься. Поначалу у М. хватает силы отказаться: он повсюду видит Катю — в окружающей природе, снах, мечтаниях, — ее нет лишь в реальности. Когда староста вновь намекает на «удовольствие», М. неожиданно для себя самого соглашается. Староста предлагает М. Аленку — «бабенку ядовитую, молоденькую, муж на шахтах <…> всего второй год замужем». Еще до рокового свидания М. находит в ней что-то общее с Катей: Аленка невелика, подвижна — «женское, смешанное с чем-то детским». В воскресенье М. идет к обедне в церковь и встречает Аленку по пути в храм: она, «виляя задом», проходит, не обратив на него внимания. М. чувствует, «что видеть ее в церкви нельзя», чувство греха еще способно его удержать. Следующим вечером староста везет М. к леснику, свекру Аленки, у которого она живет. Пока староста и лесник пьянствуют, М. случайно сталкивается с Аленкой в лесу и, уже не владея собой, уславливается о завтрашнем свидании в шалаше. Ночью М. «увидал себя висящим над огромной, слабо освещенной пропастью». И в течение всего следующего дня все более отчетливо звучит мотив смерти (в ожидании свидания М. кажется, что в доме «страшно пусто»; в вечереющем небе светит Антарес, звезда из созвездия Скорпиона и т. д.). М. направляется к шалашу, вскоре появляется Аленка. М. отдает ей смятую пятирублевку, его охватывает «страшная сила телесного желания, не переходящая в… душевное». Когда происходит наконец то, чего он так хотел, М. «поднялся совершенно пораженный разочарованием» — чуда не произошло. В субботу той же недели весь день идет дождь. М. в слезах бродит по саду, перечитывает вчерашнее письмо от Кати: «забудьте, забудьте все, что было!., я уезжаю — вы знаете, с кем…» К вечеру гром гонит М. в дом. Он влезает к себе через окно, запирается изнутри и в полубессознательном состоянии видит в коридоре «молоденькую няньку», несущую «ребенка с большим белым лицом» — так возвращаются воспоминания раннего детства. Нянька оказывается Катей, в комнате она прячет ребенка в ящик комода. Входит господин в смокинге, — это директор, с которым Катя уехала в Крым («я безумно люблю искусство!» из вчерашнего письма)». М. наблюдает, как Катя отдается ему и в конце концов приходит в себя с ощущением пронзительной, невыносимой боли. Возврата к тому, что было «подобно раю», нет и быть не может. М. достает из ящика ночного столика револьвер и «радостно вздохнув <…> с наслаждением» стреляет в себя. Р. М. Рильке проницательно указывает на основную причину трагедии: «молодой человек теряет <…> способность ожидать течения событий и выхода из невыносимого положения и перестает верить в то, что за этими страданиями <…> должно последовать что-то <…> иное, которое в силу своей инакости должно было бы представляться более выносимым и переносимым». «Митина любовь» вызвала множество противоречивых оценок. Так, 3. Гиппиус поставила повесть в один ряд с гётевскими «Страданиями молодого Вертера», однако видит в чувствах героя лишь «гримасничающее Вожделение с белыми глазами». В то же время поэтесса М. В. Карамзина определила «таинство любви» в повести Бунина как «чудо благодатное». П. М. Бицилли в статье «Заметки о Толстом. Бунин и Толстой» находит в «Митиной любви» толстовское влияние, а именно — перекличку с незаконченной повестью Л. Толстого «Дьявол». Сам Бунин указывал, что воспользовался историей «падения» своего племянника. В. Н. Муромцева-Бунина называет фамилию прототипа: «…тронут юный роман Николая Алексеевича (Пушешникова, племянника Бунина. — Ред.), но внешность взята с <…> брата, Пети». В. С. Яновский в мемуарах «Поля Елисейские» подтверждает реальность прототипа: «В «Митиной любви» герой кончает довольно банально самоубийством, тогда как на самом деле молодой человек из его повести постригся в монахи и вскоре стал выдающимся иереем». В. В. Набоков в письме к 3. Шаховской писал: «Бунин мне говорил, что, приступая к «Митиной любви», он видел перед собой образ Мити Шаховского», т. е. брата 3. Шаховской Дмитрия Алексеевича, поэта, в двадцатые годы постригшегося в монахи под именем отца Иоанна.

Катастрофический конец

На той же неделе, в субботу, весь денек моросит дождик. Митя бродит в слезах по саду и всегда перечитывает приобретенное намедни письмо от Кати. В нем женщина докладывает, что уезжает в Крым с директором. К вечеру сильный гром загоняет Митю в дом. Он влезает в свою комнату через окно, закрывается изнутри наглухо и в полусне лицезреет в длинноватом коридоре молоденькую няньку, несущую в руках малыша с белоснежным и огромным лицом. Так ворачиваются к юноше мемуары дальнего юношества. Нянька в один момент оказывается Катей. Женщина прячет малыша в ящик комода. В комнату заходит бритый мужик в смокинге. Это директор, с которым Мите изменила возлюбленная. Парню мерещится, что он лицезреет, как женщина отдается этому ненавистному человеку. Парень внезапно приходит в себя. Чувство нестерпимой боли пронзает все его существо. Митя осознает, что возврата к тому, что было «подобно раю», не будет никогда. Он вынимает из ящика пистолет и, «отрадно вздохнув», с удовольствием себя убивает. Такой грустный конец повести «Митина любовь». Короткое содержание этого произведения поможет составить только отдаленное представление о его подлинной художественной ценности.

Трагический финал

На той же неделе, в субботу, весь день моросит дождь. Митя бродит в слезах по саду и все время перечитывает полученное накануне письмо от Кати. В нем девушка сообщает, что уезжает в Крым с директором. К вечеру сильный гром загоняет Митю в дом. Он влезает в свою комнату через окно, запирается изнутри наглухо и в полусне видит в длинном коридоре молодую няньку, несущую в руках ребенка с белым и большим лицом. Так возвращаются к юноше воспоминания далекого детства. Нянька внезапно оказывается Катей. Девушка прячет малыша в ящик комода. В комнату входит бритый мужчина в смокинге. Это директор, с которым Мите изменила любимая. Парню мерещится, что он видит, как девушка отдается этому ненавистному человеку. Юноша неожиданно приходит в себя. Ощущение невыносимой боли пронзает все его существо. Митя понимает, что возврата к тому, что было «подобно раю», не будет никогда. Он вынимает из ящика револьвер и, «радостно вздохнув», с наслаждением себя убивает. Таков печальный финал повести «Митина любовь». Краткое содержание этого произведения поможет составить лишь отдаленное представление о его подлинной художественной ценности.

Тоска по любимой

Единственным средством борьбы с плотским искушением является чувство к Кате. Мать Мити — Ольга Петровна — все время занята хозяйством. Брат Костя и сестренка Аня еще не приехали из гимназии. Студент поглощен мыслями о любимой. Он пишет ей пылкие послания, разглядывает ее фото. Однако Катя, вопреки обещаниям, пишет очень редко. Красота и прелесть каждого нового летнего дня кажутся Мите бессмысленными без возлюбленной. Он вспоминает их знакомство, зиму, концерт. Теперь даже о ленте Кати, спрятанной в шкафу, он думает с содроганием. Митя ежедневно ездит на почту, чтобы ускорить получение письма. Однажды он решает про себя, что если через неделю не получит весточку от любимой — застрелится. В разлуке с Катей все сильнее и одержимее становится Митина любовь. Краткое содержание бунинской повести в столь сокращенном варианте не может передать всю силу отчаянья, которое овладело молодым человеком.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]