Главные герои «Тоска» характеристика персонажей рассказа Чехова

Краткое содержание «Тоска» для читательского дневника

ФИО автора: Чехов Антон Павлович

Название: Тоска

Число страниц: 4. Чехов Антон Павлович. «Рассказы». Издательство «АСТ». 2011 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1886 год

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Иона Потапов – старик-извозчик, простой, неграмотный мужик, одинокий и глубоко несчастный.

Военный, трое молодых людей, дворник – люди, с которыми Иона хотел поделиться своей тоской.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Тоска»

для самых компанейских —

Главные герои «Тоска»

для самых крутых —

Читать «Тоска» полностью

Краткое содержание

В заснеженный воскресный вечер извозчик Иона Потапов в привычном ожидании стоял на городской площади, стряхивая мокрый снег со спины своей дряхлой лошаденки. Мужчина отправился на заработки еще утром, но почина все еще не было.

Серые улицы полностью погрузились в вечернюю мглу, кругом зажглись фонари, и людская суматоха стала еще шумнее. Наконец, к Ионе обращается первый клиент. Военный просит подвезти его до Выборгской. Извозчика гложет невыносимая тоска, поэтому он хочет поделиться своими мыслями с человеком, севшим к нему в повозку, в надежде встретить понимание. Оказывается, Иона совсем недавно лишился сына. Парень несколько дней пролежал в больнице и скончался от горячки. Военный с полным равнодушием слушает историю несчастного отца и, доехав до нужного пункта, покидает извозчика.

Следующими, кому понадобились услуги Ионы, стали трое разгоряченных выпивкой молодых людей. Толкаясь и выкрикивая бранные слова, веселая компания требует от старика, чтобы тот заставил свою лошадь скакать быстрее. Лихие ребята отвешивают несколько подзатыльников извозчику, но тому нисколько не обидно, и он робко пытается завести разговор об умершем сыне. Как и в случае с первым седоком, никому нет дела до чужого горя.

Раздосадованный мужчина отправляется в хибару, где ночуют такие же, как и он, работяги. Один из извозчиков просыпается в тот момент, когда Иона заходит в помещение. Потапов не упускает возможности завести беседу — он начинает говорить человеку о тяжелой утрате, но тот обрывает его на полуслове. Не найдя понимая среди людей, Иона идет к своей кобыле, думая, что возле стойла к нему будут приходить мысли лишь об овсе и сене.

Сам того не замечая, он изливает лошади душу. Рассказывает ей о том, как мечтал, что его сын станет успешным кучером и проживет долгую и счастливую жизнь. Размышляет о недопустимости того, чтобы молодые уходили на тот свет раньше, чем старики.

Ионе осталось лишь ждать своего часа, смерть не пугает его, а кажется единственным спасением от страданий. Четвероногий друг, кажется, понимает его. Будто камень упал с души извозчика после разговора с животным, Иона всем сердцем благодарит лошадь за то, что хотя бы она внимательно выслушала старика.

Сюжет

Извозчик Иона Потапов и его лошадёнка долгое время стояли неподвижно, и белый снег присыпал их так, что они стали похожи на привидения. Каждый из них был погружён в свои мысли, и отсутствие работы ещё больше погружало их в состояние оцепенения. Лишь когда на город опустились сумерки, у Ионы появился первый клиент – военный, которому нужно было срочно попасть на Выборгскую.

Иона больше по привычке махнул кнутом, и сани тронулись. Неожиданно из темноты показалась карета, с которой столкнулся старик-извозчик, затем под его лошадь чуть было не попал какой-то прохожий. Военный подгонял Иону и острил по поводу его нерасторопности. Извозчик с трудом прошептал, что у него на этой неделе умер сын: пролежал в горячке три дня в госпитале и скончался. Военный равнодушно выслушал Иону и приказал ему поторапливаться.

Высадив военного, старик ещё несколько часов ждал новых клиентов. Ими оказались подвыпившие молодые люди. Они предложили ему слишком низкую цену, но Ионе сейчас было не до этого: лишь бы только были седоки и нужно было их куда-то везти. Приятели шумно хвастались друг перед другом количеством выпитого алкоголя, обсуждали женщин. Иона назвал их весёлыми господами и попытался было рассказать об умершем сыне, однако его никто не собирался слушать. Дав напоследок извозчику подзатыльник, компания удалилась. Опять Иона остался один, в тишине. На него накатилась страшная, беспредельная тоска, и некому было излить своё горе, облегчить душу. Он попытался заговорить с дворником, но тот посоветовал ему проезжать мимо.

Поняв, что обращаться к людям на улице бесполезно, Иона направился ко двору. В доме было полно народа – старые и молодые извозчики спали, и некому было выслушать горе Ионы. А ему так хотелось в подробностях рассказать, как болел его сын, что говорил перед смертью, как умер, как проходили похороны. Иона оделся и вышел в конюшню, чтобы покормить свою лошадёнку. Он и сам не заметил, как рассказал ей всё-всё …

Анализ рассказа А.П. Чехова “Тоска”

Рассказ А.П. Чехова “Тоска” был опубликован в январе 1886 года в “Петербургской газете”. Настоящие поклонники творчества автора очень ценят именно это произведение. Я сам являюсь одним из них и охотно соглашаюсь с этой позицией. Рассказ был написан предположительно под впечатлением о Петербурге, которое сложилось у писателя, во время его первого визита в 1885 году. Оно оказалось не самым благоприятным, город показали писателю очень суетливым, громоздким, вечно торопящимся куда-то.

Сама идея рассказа довольно проста: проживая в обществе, полном людей, человек всё равно остаётся совершенно одиноким, до такой степени, что его лучшим собеседником оказывается существо, которое и понять-то толком не может, о чём ты ему говоришь.

Главный персонаж

Сюжет также абсолютно понятен, прозрачен и прямолинеен. Главный персонаж рассказа, который также является единственным, — старый извозчик Иона Потапов. У Ионы недавно умер сын от горячки. И рана на сердце после этого страшного события всё ещё не зажила, из-за чего извозчику хочется поделиться своим горем, выговориться, чтобы кто-то проявил сочувствие, выслушал его, поделился своей историей утраты близкого человека. Однако никому не было дела до старика извозчика. По итогу, единственный, кому он смог излить свою душу – его лошадь, ведь она никуда не торопилась, не подгоняла его, спеша по своим чрезмерно «важным» делам.

Описывая ситуацию, в которой оказался извозчик, то, что происходит вокруг него, диалоги, мысли Иона, писатель точно передаёт читателю образ, эмоции и внутреннее состояние героя, который словно заблудившийся ребёнок, до которого никому нет дела, ведь равнодушие теперь стало обыденностью для улиц Петербурга.

Однако проблема не в равнодушии или злобы, а в том, что у каждого за плечами и головой есть свои дела и проблемы, они просто не могут обратить должное внимание на проблемы неизвестного им старика. Даже у его коллеги, более молодого извозчика не оказалось и свободной минутки, чтобы поговорить с товарищем по работе. Единственное, что ему довелось по этой теме услышать от своих пассажиров, это то, что “Все помрём”. Эти слова не успокаивают Иона, а лишь подталкивают к философским рассуждениям и повторяющемуся рассказу о судьбе своей и сына.

Все очень реалистично

Про этот рассказ сложно сказать то, что он художественный, ведь сама история крайне реалистична. Жизнь Ионы показана безо всяких прикрас и литературных смягчений. Об этом говорит больше всего социальное неравенство. Будь у старого извозчика больше финансов, то с гораздо большим шансом он смог бы вылечить своего сына, который бы был его опорой и поддержкой в старости, которая вот уже наступила. Чем больше читаешь, тем больше раскрывается внутреннее состояние старика, его одиночество.

Этим автор подчеркивает то, что извозчику жизненно необходимо кому-нибудь рассказать, что у него умер сын, услышать слова поддержки, пусть даже неискренние, но даже это могло бы помочь ему справиться с горем. Проявил бы хоть один попутчик извозчика простое человеческое участие, просто выслушал старика и ему бы стало гораздо проще.

Чехов заставляет читателя проникнуться к персонажу и проявить искреннее сочувствие и неравнодушие, хоть и рассказ короткий.

Также о реалистичности говорит то, что подобные ситуации происходят и в настоящее время, причём даже на глазах у близких людей, семьи, современного цивилизованного общества. Ввиду ежедневных забот подобное можно просто не заметить. Именно поэтому стоит каждый день уделять время своим близким, проникаясь к ним, к их радости, к их проблемам и горю. Не проходить мимо несчастных людей и уделять им, по возможности пару минут своего времени, может быть, это помощь им жизненно необходима сейчас как никому другому.

Вывод и своё мнение

В своём произведении автор мастерски раскрывает тему одиночества в большом городе. Старый, измученный душевной болью человек не может ни с кем поделиться своей бедой. Ему ведь многого не нужно: чтобы только кто-то внимательно выслушал его, посочувствовал, может, приободрил. Однако никому нет дела до одинокого старика, потерявшего сына – каждый живёт в своей скорлупе, не желая замечать, что происходит с другими людьми. И только старая, верная лошадь выслушивает своего хозяина, помогая тем самым облегчить его страдания.

Анализ рассказа Чехова «Тоска»

Героем рассказа «Тоска» (1886) стал деревенский человек Иона Потапов, занимающийся извозом в Петербурге. Накануне у него умер единственный сын. Речь повествователя передает состояние героя, а в одном из абзацев последней части рассказа она сменяется несоб­ственно-прямой речью: «Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем… Нужно поговорить с толком, с расста­новкой… Надо рассказать. <…> Нужно описать похороны. <…> В де­ревне осталась дочка Анисья… И про нее нужно поговорить…». Повторение ударных зачинов («Нужно», «Надо», «Нужно») и незаконченных предложений, в тексте графически отмеченных троеточием, создает ритмическое движение фраз, которое выражает пе­реживания героя.

Изображение в аспекте героя не становится для автора препят­ствием в его стремлении осветить ситуацию всеохватно. Чехов вы­страивает свой рассказ таким образом, что читатель получает воз­можность посмотреть на происходящее и со стороны горюющего де­ревенского человека, и со стороны городских людей. Деревенский человек твердо уверен, что он должен рассказать историю про сына, а его «слушатель должен охать, вздыхать, причитывать…». И вот в большом городе несчастный отец попытался завязать разго­вор то с военным, отправившемся на Выборгскую сторону, то с мо­лодыми людьми, спешащими к Полицейскому мосту, но никто из и их не захотел выслушать его историю. К горю извозчика все эти ез­доки оказались глухи, однако читатель понимает, что Иона Потапов иряд ли был вправе ожидать от них искреннего сочувствия: в боль­шом городе с несчастным отцом их свел всего лишь мимолетный случай. В третий раз Иона Потапов обращается уже к одному из сво­их — к молодому извозчику, однако и тот, засыпая, не реагирует на сообщение старика о смерти сына. В городе нет тесной связи между людьми, здесь не найти слушателя, который «должен охать, вздыхать, причитывать…». Понимая это, читатель, тем не менее, вряд ли смо­жет принять сторону людей равнодушных к горю Ионы: человек вез­де вправе рассчитывать на сопереживание.

Ионе Потапову легче рассказать свою историю, чем «думать и ри­совать» себе образ сына, последнее для него «невыносимо жутко». В конце дня извозчик, наконец, нашел единственного слу­шателя, им оказалась его собственная лошадь, сопровождавшая его на протяжении всего дня. В финале рассказа читатель приходит к мысли, что глубокую боль утраты своих коренных связей каждому человеку все-таки суждено переживать в одиночку. В итоге для чи­тателя рассказа «Тоска» человеческое общение обретает статус он­тологической проблемы.

Источник: История русской литературы XIX века: в 3 т. Т. 3 / под ред. О.В. Евдокимовой. — М.: «Академия», 2012

Подобно врачу, добросовестно изучающему больного и его болезнь, Чехов всматривается во все встречающиеся на его пути явления жизни. Душевная чуткость писателя позволила ему увидеть в окружающей жизни то, что взгляд равнодушного человека часто не замечает. Так, в рассказе «Тоска» (1886) показано горе незначительного человека — кучера Ионы, до которого никому нет дела в большом городе.

Рассказ «Тоска» является одним из первых реалистических произведений Чехова, отразивших положение бедного человека в большом городе. Писатель-врач, Чехов изображает внутренний мир людей и социальные условия их жизни. В дальнейшем действие многих рассказов Чехова, таких как «Ионыч», «Человек в футляре», «Душечка», будет происходить в маленьких провинциальных городах России, однако главная тема его творчества не изменится: социальная жизнь человека.

Действие рассказа «Тоска» происходит зимой: густой снег засыпает всё вокруг, и человек со своим горем становится словно призрачным и нереальным. Зима наступила и в сердце кучера Ионы: смерть сына сделала его жизнь бессмысленной, отняла надежду в старости. Мир для Ионы перевернулся. «Чудное дело, смерть дверью обозналась… Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну…» — говорит Иона. Кучер пытается поговорить с кем-нибудь, рассказать о своём горе, потому что «про сына, когда один, думать он не может», потому что «самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко…».

Однако оказывается, что безысходное горе человека никого не трогает, его даже не слушают и не слышат. Не найдя живую душу, слушателя — человека, Иона рассказывает о смерти сына в конюшне своей лошади. Чехов подчеркнул одиночество кучера Ионы тем, что назвал его именем библейского Ионы, оказавшегося отторженным от мира в чреве кита. Смысл рассказа отражён в эпиграфе к произведению: «Кому повем печаль мою?..» В словах эпиграфа горько звучит жалоба человека на своё бесконечное одиночество и страстное желание быть услышанным.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 7 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2015

Авторские афоризмы

«…Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать…»

«…Что рубль, что пятак — для него теперь всё равно, были бы только седоки…»

«…Таперя у меня одна жена — сырая земля…»

«…Человек, который знающий своё дело… который и сам сыт, и лошадь сыта, завсегда покоен…»

«…А с бабами говорить ещё лучше. Те хоть и дуры, но ревут от двух слов…»

«…скажем, у тебя жеребёночек, и ты этому жеребёночку родная мать… И вдруг, скажем, этот самый жеребёночек приказал долго жить… Ведь жалко?..»

Толкование непонятных слов

Извозчик – кучер наёмного экипажа, повозки.

Козлы – передок конного экипажа, на котором сидит кучер.

Почин – начало какого-либо вида деятельности.

Шинель – элемент обмундирования лиц, проходящих государственную службу, форменное пальто со складками на спине и удерживающим их сложенными хлястиком.

Карета – закрытая пассажирская повозка с рессорами.

Барин – человек из высших сословий, господин.

Калоши – непромокаемые (обычно резиновые) накладки, надеваемые на обувь.

Двугривенный – русская монета номиналом 20 копеек.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]