Проблематика в произведении Прощание с Матерой Распутина

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Проблематика в произведении Прощание с Матерой Распутина

Данная повесть поднимает ряд проблем и актуальных тем. Произведения быстро привлекла к себе внимание людей того времени. Здесь всё начинается с экологической проблемы, которая переплетается с другими и создает очень непростую ситуацию. Городской жизненный уклад пытается сжить со свету деревенские понятия. Люди привыкли жить просто, у них есть свой уклад и быт. Однако, они мешают тому, чтобы в эти места пришла цивилизация. Здесь также отчетливо виден конфликт поколений: молодежь хочет уехать в большие города, потому как в деревни невозможно реализоваться. Что тут можно делать? Разве что заниматься выращиванием овощей, да пасти скот. Для молодежи такие перспективы выглядят непривлекательно. Для взрослого поколения, а особенно, пожилого вся жизнь связана с Матерой. Они здесь провели все свои годы и на пороге смерти не имеют желания покидать родные края. Это их земля, их малая родина. Зачем пожилым людям крупные мегаполисы со своими правилами, где старики никому не нужны.

После поднимаются темы памяти, жизни и смерти. Вся жизнь пожилых людей была здесь, в последние годы жизни им не нужны изменения. Эти перемены травмируют стариков, что может приблизить их кончину. Чиновники не задумываются, а точнее, их ни капли не волнуют, что сейчас чувствуют пожилые люди. Уклад города и деревни отличается коренным образом. Город переполнен новыми событиями, изменениями и движениями. Деревня же живет спокойной и размеренной жизнью, где каждый друг друга знает и может рассчитывать на помощь соседа. В городе же каждый сам по себе, в трудную минуту никто не поддержит.

Молодое поколение не осознало важность памяти и сохранения традиций. В этом есть и вина предыдущего поколения, значит, оно не объяснило и не научило этому. В произведении чётко видно, как власть относится к своему народу и наоборот.

Экопроблема породила и помогла высветиться многим другим вопросам. Герои, каждый в своем статусе и положении, начинают размышлять о лучшей для себя жизни. Как только цивилизация добралась до Матеры, она потребовала того, чтобы поселок был стерт с лица земли. Затопляя Матеру, власти хотят улучшить состояние народа. Власти хотят построить ГЭС. Однако, никто не думает, что изменение естественного повлечет за собой более глобальные проблемы. Никто не думает о том, что затопление поселка приведет к подтоплению ближайших участков: полей, лугов. Как потом это исправлять? Вследствие этого появятся экологические проблемы? В будущем территория может постоянно затапливаться, принося серьезный вред и опасность для людей.

Для жителей еще страшно то, что здесь похоронены их родные. Память о них будет изглажена с лица земли. Мало того, на глазах родственников разоряют могилы и срывают кресты, обуславливая это тем, что ведь здесь будут туристы. Такое отношение властей озлобляет народ.

Проблематика повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой»

Повесть «Прощание с Матерой» — многогранное произведение, в котором автор охватывает множество проблем. Книга написана в 1976 году, но эти проблемы актуальны и в наше время. Старинная сибирская деревня, расположенная на острове, подлежит затоплению. Это не прихоть высокого начальства, а настоятельное требование времени – строится плотина для электростанции, которая поднимет воду в большой реке, малых речках. Приходится жертвовать 70-ю населенными пунктами, остров Матера тоже вот-вот уйдет под воду.

Можно ли избежать затопления? Это вопрос к ученым. Прогресс режет по живому – по людям и земле. Но, возможно, был способ получить необходимую электроэнергию другим путем. Слишком дорого обходится строительство плотины. Люди лишаются привычного места жительства, рушится многовековой уклад крестьянской жизни, русскую деревню насильственно, с корнем выворачивают из земли. Без этих корней все мгновенно становится каким-то легковесным, однодневным, ничего не стоящим.

Жители Матеры готовятся в переселению на «большую Землю», в совхоз. Молодежь радуется переменам, старый уклад жизни на острове не прельщает ее, кажется заскорузлым, давно отжившим. Люди среднего возраста по-разному относятся к переменам. Бригадир Павел слишком измотан, чтобы оценить открывшиеся перспективы, а его жена Соня с встречает их с удовольствием. Но хуже всего старикам, которые не рассчитывали доживать свой век на чужбине. Они не видят себя в новой жизни. Недаром так скоро уходит в иной мир Егор, перебравшийся в город.

Однако и это не главное – стариков терзает мысль о том, что такая родная, привычная, благодатная земля, где исхожена каждая тропка, уйдет под воду. Кладбище с родными могилами тоже окажется под водой, для стариков это – настоящая трагедия. Чувства жителей Матеры не берутся в расчет, начальству главное – уложиться в сроки, отведенные для затопления. Действия рабочих, разоряющих кладбище, спиливающих тумбочки, кресты, вызывают бунт в деревне. Санитарная уборка кладбища необходима, но ее вполне можно было сделать, когда с острова съедут все жители.

Что предлагает власть взамен родимой Матеры, острова, который когда-то с такой любовью выбрали, обжили предки? Совхоз на неплодородной земле, на камнях и глине, где на огород в полторы сотки придется возить чернозем. Дома здесь благоустроенные, но поставлены бездумно – в подпольях стоит вода. На крохотном участке невозможно держать корову, там есть место только для куриц и свиньи. Это тоже большой удар для колхозников, привыкших к своему молоку, сметане, творогу. Даже самые отважные материнцы расстаются с коровами, на новом месте нет ни пастбищ, ни выгулов, ни места для косьбы.

Люди на острове разные – одни с кровью, с болью, отрывают себя от родной земли, избы. Есть такие, которым ничего не жалко – Петруха, Клавка Стригунова, им не терпится получить деньги за свои дома. Непутевый Петруха сам поджигает свою избу, памятник деревянного зодчества, о перевозке которой сотрудники Академии наук как-то забыли. Но старая Дарья распорядилась своим жилищем по-другому – она побелила, обрядила ее в последний путь, украсила веточками лиственницы. Она проводила свое жилище, как уважаемого человека, со всеми положенными почестями.

Петруха, никчемный бобыль, за сорок лет жизни не научился ни думать, ни работать. В деревне его называют пустозвоном. Его мать Катерина, дожив до преклонных лет, не может рассчитывать на спокойную старость. Она, потерявшая всякую надежду образумить непутевого сына, рассуждает о правильном воспитании детей. Катерина кажется, что от личности воспитателя, твердости его характера мало что зависит, приводит в пример беспутную Клавку Стригунову, дети которой ласковы и послушны.

Но дети той же Дарьи – хорошие, порядочные люди, которые относятся к матери с глубоким уважением. Саму же Дарью можно назвать совестью деревни, настолько она рассудительна, тверда, мудра. Значит, на самом деле от личности взрослого зависит все, Катерина просто нашла удобное объяснение собственным промахам. Она тешит себя надеждой, что ее сын женится. ее мечты о женитьбе сына нереальны, Петруха дважды пытался устроить свою личную жизнь, но женщины, узнав его поближе, сбегали с острова. Ленивые мужчины-пустозвоны никогда не пользовались спросом у противоположного пола.

Павел, сын Дарьи, не хочет расставаться с Матерой, его не устраивает новое место. Чтобы жизнь здесь стала по-настоящему благоустроенной, надо будет много поработать, государству это влетит в большую копеечку. Стоило ли ради этого пускать под воду удобную во всех отношениях Матеру? На старой плодородной земле веками снимали отменные урожаи, здесь было место для покосов, охоты, рыбалки, для сбора грибов, ягод.

Павел жалеет мать, понимая, что в новом поселке все будет ей чуждо, немило. А Дарья чувствует вину перед усопшими родственниками за то, что не сумела сберечь Матеру, передать ее в пользование детям и внукам. Но разве Дарья, Павел, другие материнцы виноваты, разве от них что-нибудь зависело? Расплачиваться же за решение высокого начальства придется всем следующим поколениям.

Нравственные проблемы в повести В.Распутина «Прощание с Матерой»

7

В. Г. Распутин – писатель, который в своих произведениях раскрывает понятия, во все времена не утратившие своей актуальности и первостепенной важности : нравственность, человечность, милосердие, целеустремленность. (слайд 2)

У каждого человека есть своя маленькая родина, тот кусочек Земли, который остается на вечную память в сердце человека. Такой «кусочек» есть и у Распутина — это родная его деревня Аталанка близ Ангары. Природа, такая знакомая с детства, оживает в его книгах. (слайды 3-4)

  • В 1972 году Распутин написал очерк «Вверх и вниз по течению». Герой очерка плывёт на теплоходе в деревню к родителям. Правда, родной деревни, где он вырос, нет: она затоплена, осталась на дне рукотворного моря вместе с кладбищем, огородами, лугами. Очерк автобиографичен: в нём идёт речь о Аталанке. Её судьбу он и воплотил в повести «Прощание с Матерой» (слайд 5)

Повесть была опубликована на страницах журнала «Современник» в 1976 году. (слайд 6)

Распутин признавался: «Я не мог не написать «Матеру», как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определенном смысле рубеж в писательской работе».
(слайд 7)
Основные нравственные проблемы в повести:

  • проблема благодарности человека за сделанное прошлыми поколениями и ответственности за будущее;
  • проблема молодежи, не чувствующей себя частью единой цепи поколений;
  • проблема истинного патриотизма;
  • проблемы совести, нравственности и чести.
  • Проблемы сохранения традиций.
  • Поиска смысла человеческого существования и человеческой памяти.

Матёра – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали этот уголок Земли русские крестьяне. Распутин пишет: «Тот, кто первым открыл Матеру, решил, что лучше этой земли не сыскать».

Земли здесь отменные, богатые, плодородные, урожайные. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Но уходит Матера, уходит и душа этого мира.
(слайды 8-12)
Последние дни доживает Матера, последнее лето своего существования. Пошли слухи, что строят плотину для электростанции, затопят многие земли ( и в первую очередь Матеру), а жителей перевезут в строящийся новый поселок.(слайды13-15)

Гибель Матеры- тяжелое время для жителей деревни. А тяжелое время- это всегда испытание для человека, характер, душа обнажается в такие моменты, становится понятно, кто есть кто. Для писателя важно отношение человека к родной земле, малой родине, своим корням.

Какое же это горе для стариков. Прожив всю жизнь в родной Матере, теперь им нужно покидать свою родину, оставить все то, с чем они жили столько лет. Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матере не только она выросла. Это – родина ее предков, а сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит, что “нам Матеру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились”.

Так ли уж необходимо затапливать плодородные земли, срывать людей с насиженных мест, переворачивать их души? Казалось бы, ГЭС возводят для блага людей, в интересах государства, наше государство народное. Но могут ли быть оправданы любые цели? Преобразования ведутся варварскими методами.

Обратимся к очень важному эпизоду- сцена разорения кладбища

.
(слайд 16)
Первым о разорении узнал дед Богодул. С одной стороны старики и старухи- единственные, кто встает на защиту того, что им дорого, что свято, на защиту памяти, а с другой – так называемые официальные лица и бездушные исполнители их приказов.

Прочитаем реплики каждой из сторон.

Поражает душевная черствость, равнодушие этих людей и официальных лиц. Благо для миллионов и кощунство над десятками – вещи несовместимые!

Писатель наделяет официальных лиц едкими характеристиками: Воронцов – турист, т.е. человек, беззаботно шагающий по земле; Жук- цыган – человек без родины, без корней, перекати – поле.

  • Слова литературного критика Ю.Селезнева: «
    Если земля – территория, то и отношение к ней соответственное. Землю, родную землю, Родину – освобождают, территорию захватывают. Хозяин – на земле; на территории – завоеватель, покоритель. Человека, видящего в земле только «территорию», не слишком интересует, что было до него, что останется после него…
  • Так кто же нам эта земля: землица – кормилица или территория? Кто мы на этой земле: хозяева или временные пришельцы? Пришли, побыли и ушли сами по себе — ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас нет? Взяли всё, что могли, а там хоть потоп , маленький , «материнский» или всемирный…»
    (слайд 17)

К великому сожалению, Матёре остались преданны лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиною. Печально, что совесть так легко испаряется, утрату которой герои Распутина связывают напрямую с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций, от своего родного.

О тех материнцах, которые живут по принципу: «Лишь бы прожить сегодняшний день»,- автор говорит иронично и осуждающе, называя их ёмким словом – «обсевки».

Это прежде всего 40-летний сын Катерины Никита Зотов, за пьянство, разгильдяйство, никчемность прозванный в народе Петрухой. Пределом его падения станет издевательство над родной матерью и сожжение родного дома. Мать оставил без крыши, без корки хлеба, любимый её самовар превратился в оплавленный слиток.(слайды 18-20)

Катерина, прибежав, закричала, заголосила, протягивая руки к горящей избе, в рыданиях наклоняясь, кланяясь в ее сторону… Когда верх избы рухнул и не стало избы, внимание людей к огню ослабло.

По какому-то точно наущению они оглянулись на Петруху. Они оглянулись и на Катерину, которая всхлипывала, пожалели ее уже большей жалостью, но на Петрухе они задержали глаза. Как он? Что он делает? Что испытывает теперь? Доволен или испуган? Петруха стоял, теребя руками голую грудь и неспокойно подергивая головой; пытливые взгляды людей обозлили его. Его давно уже, с

той поры как прибежала мать, терзало, что она не подошла к нему, не спросила и не обругала, не пристыдила, она будто совсем забыла о нем, отказалась от него, поэтому Петруху подмывало подойти самому и напомнить, что он здесь, посмотреть, как поведет себя мать. И теперь, обозлившись, он решился и,подойдя, сказал — да такое и так нахально, грубо, что и сам испугался:

— Мать, дай закурить.

Она непонимающе и все еще всхлипывая, подняла на него лицо.

Без сожаления готова спалить за деньги родной дом, где жили отец ее и дед, Клавка Стригунова. Она клянет Матеру и материнцев, которые цеплялись за деревню. «Давно надо утопить»,- говорит она.

Это и Павел, сын старухи Дарьи. Да, он переживает, душа противиться, хотел бы помочь, предотвратить, но смиряется. Он так и не нашел времени, чтобы выполнить просьбу матери : перенести, перезахоронить останки предков деда и бабки.

Надо — значит, надо, но, вспоминая, какая будет затоплена земля, самая лучшая, веками ухоженная и удобренная дедами и прадедами и вскормившая не одно поколение, недоверчиво и тревожно замирало сердце: а не слишком ли дорогая цена? Не переплатить бы?

«Нет, старею, видно,- ставил себя Павел на место.- Старею, если не могу понять. Молодые вон понимают. Им и в голову не приходит сомневаться. Как делают — так и надо.
(слайд 21)
И его сын Андрей, внук Дарьи, он воспринимает жизнь поверхностно. Похвально его желание работать на стройке века, быть на переднем крае. Избу он сжигать не будет , но и остров ему не дорог. Нельзя быть Иванами, не помнящими родства!

Поговорим о тех, для кого земля – кормилица. Её надо сберечь, сохранить потомкам. Они чувствуют себя хозяевами, поэтому всё, что растет на этой земле, для них свое, родное, кровное. Нельзя не убрать картофель, (слайд 22)

нельзя не скосить траву
(слайд 23)
И работали с радостью, со страстью, каких давно не испытывали. Махали литовками так, словно хотели показать, кто лучше знает дело, которое здесь же, вместе с этой землей, придется навеки оставить. Намахавшись, падали на срезанную траву и, опьяненные, взбудораженные работой, подтачиваемые чувством, что никогда больше такое не повторится, подзуживали, подначивали друг друга старым и новым, что было и не было. И молодели на глазах друг у друга немолодые уже бабы, зная, что сразу же за этим летом, нет, сразу за

этим месяцем, который чудом вынес их на десять лет назад, тут же придется на десять же лет и стариться. Гомонили, играли, дурили, как маленькие… Это был горький,но праздник, когда бросались друг к другу двое, не видевшиеся много лет, успевшие уже и потерять, забыть друг друга, и, встретившись, найдясь, обнявшись среди улицы, вскрикивали и рыдали до опустошения, до того, что отказывали ноги. Матери и отцы, бабушки и дедушки везли с собой ребятишек, зазывали и вовсе посторонних людей, чтобы показать землю, из которой они вышли и которую позже будет уже не увидеть и не сыскать.

Нельзя без душевного трепета читать страницы отъезда Егора и Настасьи. Она не находит себе места, мечется по избе, кидается к каждой вещи со словами оправдания, ласки.

«После этого она стала наговаривать чуть не всему, к чему прикасалась. «А ты поедем, поедем, не прячься. Тебя я не оставлю, без тебя я как без рук. И не просись, не оставлю. Это так я бы и сама осталась, а нельзя». «Ой, а про тебя совсем забыла. Ты тоже полезай, тут место есть. Полезай, полезай». «Я бы рада, а как? Как я тебя возьму? Оно хорошо бы взять, дак не выйдет. Оставайся — че ж делать! Я приеду — мы с тобой ишо повидимся».

Наконец, Дарья – человек удивительной души. (слайд 24)

Она настолько чувствует святость кладбища, что прийти сюда с неспокойной душой не может. Она приходит сюда, чтобы поговорить с отцом и матерью, получает наказ обмыть избу, проводить, обрядив, как покойника, в самое лучшее. Дарья белит избу, моет пол, подоконники. Окна. Всю ночь Дарья оплакивала свою избу, и изба словно понимала…(слайд 25)

Что для нее изба? Это её связь с отцом и матерью, с прошлым. Она отказывается от помощи подруг, это её долг перед памятью предков. Её действия непонятны пожогщикам.

  • Когда они ушли, Дарья села на завалинку и, прислонясь к избе, чувствуя спиной ее изношенное, шершавое, но теплое и живое дерево, вволю во всю свою беду и обиду заплакала — сухими, мучительными слезами: настолько горек и настолько радостен был этот последний, поданный из милости день. Вот так же, может статься, и перед ее смертью позволят: ладно, поживи еще до завтра — и что же в этот день делать, на что его потратить? Э-эх, до чего же мы все добрые по отдельности люди и до чего же безрассудно и много, как нарочно, все вместе творим зла! Но это были ее последние слезы. Проплакавшись, она приказала себе, чтоб последние, и пусть хоть жгут ее вместе с избой, все выдержит, не пикнет. Плакать — значит напрашиваться на жалость, а она не хотела, чтобы ее жалели, нет. Перед живыми она ни в чем не виновата — в том разве только, что зажилась. Но кому-то надобно, видать, и это, надобно, чтобы она была здесь, прибирала сейчас избу и по-свойски, по-родному проводила Матеру.
    (слайды 26-29)

Автор на стороне таких людей, как Дарья, Настасья, Егор, Богодул.

Под запись:

«Прощание с Матерой» — повесть о том, как погибает по вине людей , покорителей природы, Матера, остров и деревня, более трехсот лет существовавшая на острове. Это повесть о разрушенном и затопленном доме. Забыли люди вековые заповеди, душу свою потратили – не заметили, как потеряли. Свою память и историю. Любовь к Родине, к могилам родителей. Дарья уверена, что правда в памяти. У кого нет памяти – нет жизни.

Повесть заканчивается трагически. Катер, который должен был забрать последних обитателей Матеры, заблудился в густом тумане. (слайды 30-32)

Под запись:

Творя расправу над природой, люди уничтожают самих себя: память, нравственность, душу.

Повесть Распутина звучит как предупреждение !(слайд 33)

(слайд 34)

7

«Проблематика повести В. Распутина «Прощание с Матерой»»

«Прощание с Матерой» было написано в 1976 году, и уже через год ее опубликовали в журнале «Наш современник». Повесть сразу же привлекла к себе внимание, так как она поднимала как актуальные проблемы своего времени, так и вечные вопросы существования человека. Это и проблема экологических последствий научно-технического прогресса, наступление «городского» уклада жизни на немногие оставшиеся уголки «деревенского», нетронутого цивилизацией, быта людей.

В повести раскрываются и вечные проблемы: отношений поколений, жизни и смерти, памяти, поиска смысла человеческого существования, совести, любви к Родине.

В небольшом по объему произведении Распутин сумел показать нам глобальные проблемы человеческого существования на земле и в обществе. Он показал различия городского и деревенского укладов жизни, разрушение традиций молодым поколением, отношение народа к власти.

В повести экологическая проблема сплетается со многими другими. Но именно с нее и начинает разворачиваться клубок нравственно-философских размышлений героев. Наука и техника добрались до глухого сибирского села и требуют, чтобы оно вообще было стерто с лица земли. Все мы понимаем, что затопление Матеры объясняется целями, направленными на улучшение благосостояния всего народа. На Ангаре создается ГЭС, которая будет вырабатывать электроэнергию для всей страны. Но при этом река разольется, затопит многие пойменные луга, земли, здесь изменится экологическая обстановка.

С другой стороны, переселение с острова, который затопится, в новые необжитые места — трагедия для старожилов деревни. И не только потому, что в городе все чужое, непривычное, но и потому, что на этом острове придется оставить «на потопление» могилы предков. На глазах у героев начинают разорять могилы, сжигать кресты, так объясняя это: «Вы знаете, на этом месте разольется море, пойдут большие пароходы, поедут люди. Туристы и интуристы поедут. А тут плавают ваши кресты».

«Административные люди» не понимают чувств жителей Матеры, для которых кладбище является «домом» ушедших на тот свет родных. Это место, где вспоминают предков, разговаривают с ними, и это то место, куда принесли бы их после смерти. Всего этого жителей Матеры лишают, да еще и на их же глазах. Люди понимают, что затопление все равно произойдет, но «можно было бы эту очистку под конец сделать, чтобы нам не видать…». Так в повести встает проблема власти и народа.

Получается, общегосударственная цель требует человеческих жертв, на первом месте стоит благо всего народа, а не отдельных личностей. Но ведь именно из отдельных людей и состоит народ. И получается, что государство, власть заботится не о членах своего общества, а о самом себе. В принципе, так всегда было и будет. Поэтому-то и возникают столкновения власти и народа. Власть хочет перенести людей, всю жизнь проживших в деревне, в городские условия. А деревенский житель не приспособлен к такой «нелегкой» жизни, где и вода, и свет, и газ есть в доме, и никуда не надо даже выходить. В квартире он чувствует свою бесполезность, свою непричастность к жизни. А ведь человек не может долгое время ощущать себя бесполезным. Не случайно дед Егор, переехавший на «квартиру», умирает там через несколько месяцев. Так его извела тоска по дому, по любимому острову, по труду.

Писатель показывает, как от поколения к поколению ослабевают связи с Матерой. Сын Дарьи Павел уже не уверен, правы ли старики в яростной защите острова, а его сын Андрей ведет с бабушкой спор о техническом прогрессе. Он не видит смысла в дальнейшем существовании острова и согласен отдать его «на электричество», отрекаясь тем самым от дома, от родины и объединяясь с «официальными лицами», для которых жители Матеры — «граждане затопленные».

Автор совсем не против прогресса, но он видит, что за ним человек теряется, его уже не видно в полный рост. Недаром Распутин выкладывает в уста Дарьи слова: «Себя вы и вовсе растеряете по дороге». Эта героиня видит, что уже не машины служат людям, а люди машинам. И что человек, гоняясь за прогрессом, очень изменился. Раньше людей было мало, совести на всех хватало, а теперь — лишь бы не забыть это слово вообще, лишь бы на словах объяснить. А люди все спешат, им некогда об этом даже задуматься.

В «Прощании с Матерой» затрагивается также проблема жизни и смерти. Для чего живет человек? Автор уверен, что человек живет ради того, чтобы подготовить жизнь новых поколений, оставить им духовный опыт. И умирает человек ради того, чтобы дать жить потомкам. Это естественный процесс природы. Люди живут полноценной жизнью, только если ощущают связь с предыдущими поколениями. Вот почему старики Матеры желают смерти сейчас, пока живут на своей земле, в своем доме, со знакомыми людьми.

Итак, мы видим, что Распутин поднимает в повести проблемы, волнующие людей во все времена. Но он только показывает их, решать эти проблемы придется нам, молодому поколению.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]