Анализ рассказа «Ионыч» Антона Павловича Чехова


4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1790.

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1790.

В рассказе «Ионыч» Чехов со свойственным ему мастерством говорит о деградации личности, о пошлости обыденной жизни. Особо остро автор ставит вопрос о влиянии общества на отдельно взятого человека. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения. Данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 10 классе, а также для подготовки к ЕГЭ.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ионыч.
Год написания – 1898 г.

История создания – Исследователи творчества писателя пришли к выводу, что первоначальный замысел произведения претерпел значительные изменения, прежде чем автор создал окончательный вариант.

Тема – Деградация личности, жизнь городских обывателей, сила и слабость любви.

Композиция – Рассказ выстроен как лестница, ведущая вниз, и подчиняется общей цели – показать постепенное духовное обнищание героя. Сначала знакомство молодого амбициозного доктора с семьёй Туркиных, ухаживание Старцева за Екатериной Ивановной и быстрый финал неудавшегося любовного романа, далее – новая встреча с Катей и невозможность героя полюбить, а затем мы видим холодного и расчётливого героя, неспособного на проявление душевных порывов.

Жанр – рассказ.

Направление – Объективные характеристики героев, социальные проблемы общества, описанные Антоном Павловичем, говорят о реалистическом направлении рассказа.

Основная тематика

Главная тема произведения «Ионыч» близка всем людям, достаточно повидавшими мир, чтобы реально все оценить. В рассказе Чехов поднимает следующие темы:

  • Пошлость. Наверное, именно она является главной темой в рассказе. Эту черту символизирует семья Туркиных. Это ограниченные люди, они надуманной интеллигентностью только прикрываются, пряча так истинную вульгарность. И в городке С. не существует ни одного человека, который бы чем-то отличался от них.
  • Любовь. Ионыч неожиданно влюбился и практически сразу сделал предложение девушке. Но при этом он думал еще о богатом приданом, а после отказа сильно горевал, хоть и недолго. Со стороны Екатерины также все размыто. Она смеется над чувствами героя, придумав глупую идею со свиданием на кладбище. Отказывается выходить замуж, говоря, что решила стать пианисткой, а не обременять себя семейными узами. Через время, заново встретившись, они как бы поменялись местами.
  • Жизнь города. В городке С. течет спокойная, монотонная и размеренная жизнь. Здесь никогда не случается чего-то нового. Это место как бы обволакивает всех апатией, и даже прибытие нового земского доктора, явно отличающегося от остальных жителей, ничего не поменяло, город смог поглотить и его также.
  • История создания

    В записках писателя сохранились данные о том, что замысел рассказа постепенно менялся. Если изначально автор хотел описать одну семью Филимоновых, то в дальнейшем фамилия была изменена на Туркиных, изменилась и основная мысль рассказа: в окончательном варианте, писатель даёт оценку не социальному обнищанию семьи, а деградации личности главного героя.

    После выхода в свет этого произведения критика была неоднозначной, отзывы были как положительные, так и отрицательные. Была отмечена неординарность описания героя, который является не антагонистом общества, а продуктом разложения под влиянием этого общества.

    Посмотрите, что еще у нас есть:

    для самых рациональных —

    Краткое содержание «Ионыч»

    для самых компанейских —

    Главные герои «Ионыч»

    для самых занятых —

    Читательский дневник «Ионыч»

    для самых крутых —

    Читать «Ионыч» полностью

    Внутренние изменения

    Близко Старцев ни с кем не общался. Даже либеральные обыватели городка раздражали его своей тупостью и злобностью. Они с раздражением слушали разговоры Старцева о том, что человечество идет вперед, и возражали. А слова доктора о том, что всякий человек должен трудиться, принимали как личный упрек и начинали сердиться. Поэтому Дмитрий Ионович перестал разговаривать, а только угрюмо молчал, а если садился за стол, то ел молча, глядя в тарелку. Так общество постепенно уничтожало желание Старцева не только говорить, но и думать о прогрессе.

    Тема

    Чтобы определить тему рассказа «Ионыч», необходимо раскрыть суть названия рассказа. Сначала создаётся впечатление, что речь пойдёт о семействе Туркиных. Позже приходит понимание того, что главный герой – Дмитрий Ионыч Старцев. На протяжении повествования показана деградация доктора Старцева, и в этом заключается смысл названия – автор показывает, как уважаемый человек, хороший врач, постепенно погряз в пошлости и превратился в стяжателя. Это даёт право остальным жителям относится к нему фамильярно, с некоторым пренебрежением, ставить его в один ряд с собой, серыми и безликими обывателями.

    Именно процесс деградации личности является главной темой произведения. Старцев, молодой и энергичный врач, любящий свою профессию, когда-то стремившийся к высоким идеалам, медленно, но верно превращался в рядового жителя города. Единственным стремлением доктора стало обогащение. Хорошая медицинская практика приносила ему стабильный доход. Все свои средства доктор Старцев вкладывает в недвижимость, покупает вещи, соответствующие его положению и финансовому состоянию. Деградация проявилась не только в изменении его убеждений, но и во внешности, привычках, поведении.

    Герой стал грубым и раздражительным, растолстел, у него появилась одышка. У доктора пропал интерес к общественной жизни, не осталось никаких чувств, кроме жажды обогащения. Любовь, зарождение которой показано в рассказе, заканчивается крахом и разочарованием. И Старцев даже испытывает облегчение от того, что отношения не сложились.

    Проблематика – Проблема состояния общества в целом, его нравственности. Это необразованность граждан, их бескультурье и духовная нищета. Жизнь в городке проходит скучно и уныло, по одному заведенному распорядку. Жители проводят своё время однообразно, каждый из них живёт в собственном маленьком мирке, не ставя перед собой никаких глобальных целей и стремлений.

    Проблема влияния общества на личность. На Старцева уклад жизни и взгляды жителей города С. оказали большое влияние: он отказался от медицины как от призвания, превратив её лишь в средство обогащения. Можно сделать однозначный вывод: уподобившись обывательскому обществу, Старцев уничтожил себя как личность, смешался с толпой таких же беспринципных и бездуховных типов. В какой мере окружение влияет на личность и может ли человек ему противостоять? Этот важный вопрос ставит автор в своём рассказе.

    Внешние изменения

    Через четыре года доктор Старцев приобрел большую практику и у себя в Дялиже, и в городе. Он изменился внешне. Врач стал толстым, у него появилась одышка, пешком он больше не ходил.


    Теперь Димитрий Ионович – обладатель тройки с бубенчиками. Изменился и его кучер. Он, как и его хозяин, стал толстым. Доктор полюбил играть в карты. Такие развлечения, как театр или концерты, его перестали интересовать.

    Композиция

    Рассказ Чехова состоит из пяти частей. В первой части происходит знакомство с семьёй Туркиных, с главным героем доктором Старцевым. В герое пока ещё есть способность отличить истинный талант от серости, и он не стремится продолжать завязавшееся знакомство.

    Старцев увлечён своей работой, он очень занят, и вторая встреча с семьёй Туркиных происходит по прошествии года с небольшим. Хозяйка дома пригласила молодого доктора, жалуясь на мигрень, и он стал регулярно навещать их, отдавая предпочтение разговорам с Екатериной Ивановной.

    Молодая девушка начитана, и Старцеву интересно с ней общаться. Старцев решил сделать ей предложение, думая о богатом приданом. Глупая затея Котика со свиданием на кладбище охладила и отрезвила героя, он почувствовал разочарование и пожалел о том, сколько лишних хлопот доставила ему эта история.

    В третьей части рассказа описывается, как обрюзг и располнел телом, но обнищал душой доктор Старцев. Он перестал интересоваться искусством – спектаклями и концертами, найдя удовольствие в азартных играх и ежевечернем подсчитывании денег, которые приносила ему врачебная практика.

    В следующей части рассказа мы видим изменения: доктор Старцев располнел, обрюзг, думает только о наживе, радуется тому, что не женат. Еще пару раз он встречался с Екатериной Ивановной, но ему становилось стыдно, что когда-то делал ей предложение.

    В финале мы видим, что доктор Старцев превратился в Ионыча. Это уже не молодой и амбициозный врач с благородными порывами, а обрюзгшая, бездуховная личность, можно сказать «мертвая душа», ищущая удовольствие в богатстве и обедневшая морально. Самоуспокоенность, нежелание изменить свою жизнь – это и есть признак духовной деградации.

    «Ионыч». Анализ рассказа Чехова

    5

    (4)

    Литературное направление.

    Рассказ «Ионыч» Чехова создан в соответствии с принципами реализма. «Ионыч» — это реалистический психологический рассказ, раскрывающий проблемы духовной деградации личности, влияния среды на человека.

    Жанр произведения.

    • Рассказ близок к повести.
    • Общественные проблемы раскрываются через детали повседневной жизни.
    • Характер героя показан в развитии

    З. Тема и идея (главная мысль).

    • Тема: духовная деградация личности.
    • Идея: разоблачение городских обывателей, которые лишь демонстрируют свою тягу к «разумному, доброму, вечному», а на деле скучны, однообразны, застыли в своём развитии. Под влияние пошлости и меркантильности общества попадают люди душевно слабые, которые не могут и не желают сопротивляться злу.

    Сюжет и композиция.

    В сюжете нет ничего необычного: человек с хорошими задатками и мечтами постепенно превращается в серого обывателя. Дмитрий Ионович Старцев, земский врач, в начале рассказа — прямой и искренний молодой человек. Он дружит с семьёй Туркиных, наслаждается их домашними спектаклями, влюбляется в дочь Туркиных Екатерину… Но предсказуемого счастливого конца не будет: Екатерина отказывает Старцеву, говоря, что поедет учиться в консерваторию. Проходит четыре года, Старцев опять приходит в гости к Туркиным, а там — всё то же самое. Прежний домашний спектакль, прежние шутки, Екатерина не уехала учиться. Старцев рад, что не женился на ней: теперь ему интересны только деньги. Проходит ещё время, Старцев становится толстым, в городе его зовут запросто — «Ионыч». Его жизнь становится однообразной и скучной.

    Завязка

    Приезд и знакомство молодого земского врача Дмитрия Ионыча Старцева с семьёй Туркиных, самой образованной и талантливой в городе.

    Кульминация

    Признание Старцева в любви Екатерине, её отказ.

    Развитие событий

    Постепенная деградация доктора Старцева.

    Развязка

    Последнее объяснение доктора с Екатериной, духовное и физическое падение Старцева (отвергает девушку, обрюзг, стал меркантилен и безучастен, любит пересчитывать деньги).

    Художественные особенности.

    Приём повторяющихся описаний и деталей (одни и те же сцены в доме Туркиных, доктор Старцев и кучер Пантелеймон). Приём зеркальности во взаимоотношения Старцева и Котика.

    Современное прочтение произведения и его значение.

    Сегодняшняя жизнь дает очень много конкретных примеров подобной деградации. До этого рассказа мы видели, как Чехов осуждал паразитизм, жизнь за чужой счет, считая, что этот образ жизни уродует душу человека, ведет к духовной смерти. А в рассказе «Ионыч» ситуация иная: человек работает, не жалея себя, забыв про отдых, но все это он делает ради наживы. Такой образ жизни и мыслей тоже ведет к духовной смерти, к оскудению личности.

    Рассказ «Ионыч» состоит из пяти глав, и каждая из них раскрывает новый этап в жизни героя по имени Дмитрий Ионыч Старцев — в первых главах и по прозвищу Ионыч — в последней.

    В последней главе автор показывает нам, насколько изменился Старцев не только внешне, но и внутренне. Он потерял всякое уважение к людям, он бесцеремонен, когда обходит дом, назначенный к торгам, когда кричит на пациентов и стучит палкой в пол.

    Десятиклассники хорошо понимают, зачем он купил два дома и присматривается к третьему. Но на вопрос, совместимы ли труд врача и коммерция в том виде, что показана через Ионыча, не все могут ответить, так как нынешние дети не видят минусов в таком союзе. А Чехов еще в 90-е годы XIX века заставлял думать об активной гражданской позиции, об ответственности человека за свой труд, профессию, место в жизни и обществе. Это хорошо понимал Горький и писал Чехову: «Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказиками — возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни … » Рассказ «Ионыч» актуален по всем статьям. Труд врача и нажива — понятия несовместимые.

    Так должно быть, хотя обратных примеров наша сегодняшняя жизнь дает много. Отсюда и равнодушие, доходящее до бездушия, черствость — до жестокости, грубость до хамства. В эпоху нынешних перемен можно увидеть все, и задача учителя состоит в том, чтобы ученики поняли и оценили не только героя, не только его принципы, но и соотнесли бы с тем, что встречается в жизни все чаше и чаще.

    5 / 5. 4

    .

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]