Аргументы
- Зависть – отрицательное качество человеческого характера.
- Зависть часто толкает человека на необдуманные поступки, о которых, возможно, человек потом будет жалеть.
- Зависть – опасное чувство: она разъедает душу человека, отравляет жизнь, обрекает на страдания и муки.
- Зависть свойственна духовно нищим людям, не способным добиться чего-то важного, большего в жизни и ценить то, что у них есть.
- Зависть порождает и другие негативные чувства: ненависть, мелочность, алчность.
- Зависть – один из смертных грехов наряду с унынием, гневом, чревоугодием, блудом и сребролюбием.
- Зависть насчитывает многовековую историю, так как она появилась вместе с появлением человека.
- Зависть бессмертна, поэтому она остается одной из актуальных проблем во все времена.
Сочинение рассуждение Что такое зависть
Что такое зависть? Всем изначально известно такое чувство, как зависть, оно появляется, когда у нас складывается ощущение, что у кого-то все лучше, чем у нас, как в материальном, так и в духовном плане. Несмотря на то что выделяют «белую» и «черную» зависть, они обе основываются на чувстве раздражения и неудовлетворенности, и человек, находящийся под влиянием данного ощущения, стремиться лишь обладать чем-то, что есть у другого.
Данное впечатление возникало у каждого человека, мы завидуем чужим достижениям, вещам, стилю, работы и прочему, с самого детства нас учат, чтобы должны быть лучше, чем другие люди. С раннего возраста нам ставили в пример других детей, приговаривая, что они правильнее и ребенок, который вырастил на таких высказываниях, в дальнейшем будет лишь ровнять на других, оставив саморазвитие далеко позади. Дальше же нас заставляют завидовать рекламодатели и СМИ, которые прививают к нам мнение, что мы должны иметь все самое новое, яркое, прекрасное и подталкивают нас испытывать возмущение по отношению к тем, кто имеет то, что желаем мы. Тем не менее некто, что все время подвергается такому воздействию, все время будут считать, что люди, которые имеют то, что желают он, получили это незаслуженно, и будет каждый раз испытывать гнев и жалость к самому себе.
Несмотря на то, что большая часть нашего общества заявляет, что зависть отрицательная черта, именно она двигает народ на то, чтобы развиваться. Человечество, испытывая данное ощущение, желает быть превосходнее других, ищет способ превзойти своего потенциального соперника, а также обойти его по всем параметрам. Что ж, можно ли исходя из этого, заявить, что зависть помогает развитию? Да, так как именно она заставляет людей равняться на других и стремиться стать лучше их.
Из приведенной выше информации, каждый может понять, что зависть – двоякая эмоция, которая стимулирует нас двигаться вперед и самосовершенствоваться, тем не менее, она опасно, так как именно это делает людей агрессивными и двигает наше общество на необдуманные поступки, которые в дальнейшем приводят к ужасным последствиям. В конечном итоге, можно сказать, что это лучше отнести к отрицательным чертам, так как именно оно побуждает нас ревностно относиться к чужим достижениям и мешает нам адекватно оценивать свои возможности.
Аргументы из литературы
- А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». В маленькой трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» также затрагивается тема зависти. Талант завидует гению. И это страшное чувство доводит до убийства. Главные герои произведения – Моцарт и Сальери, два великих композитора, так не похожих друг на друга. Моцарт – бедный молодой дворянин, избранник, наделенный чудесным даром свыше, отмеченный судьбой. Он за одну ночь может с легкостью сочинить прекрасное музыкальное произведение, в котором передает гармонию бытия. Моцарт служит искусству. Он сочиняет музыку не ради нужд «презренной жизни», не ради славы и прочих благ, а ради самого искусства. Он живет музыкой, весь в чудесном мире гармонии и звуков. Это его мир, его жизнь. Считая Сальери своим другом, Моцарт открыто делится с ним своими творческими задумками, планами, не ожидая от друга подлости, удара в спину. Сальери же – труженик. Для него музыка — это некая сумма правил, формулы, загадка, которые нужно всего лишь выучить и разгадать. Он упорно трудится, желая своим упорством и преданностью заслужить награду – стать гениальным. Но гениальностью награждает не музыка, которой он предан, а Бог. Не понимая, Сальери делает искусство ремеслом, через которое можно добиться славы и благополучия. Но он понимает, что его слава слишком ничтожна по сравнению со славой Моцарта. И композитор не может смириться с гениальностью своего соперника. Он считает, что гений достался ничтожному человеку, не ценящему свой драгоценный дар. Страшная, губительная зависть, похожая на одержимость, затуманила его мозг, и композитор решил восстановить «справедливость» — отравить Моцарта . Но совершив это преступление, он понимает, что зависть никуда не исчезла, а все еще живет в нем. Но кроме зависти просыпается еще и совесть, которая терзает его за то, что Сальери погубил великого гения. А Моцарт даже после смерти остается жив в своих творениях. Таким образом, А.С. Пушкин в произведении показал, как зависть может стать причиной страшного преступления и нравственного падения личности.
- Н. В. Гоголь «Портрет». Зависть ведет к трагедии, отравляет жизнь, убивает всякий талант. Об этом рассказывает Н.В. Гоголь в повести «Портрет». Главный герой произведения – начинающий художник Чартков. Он молод и талантлив. Его учитель пророчит ему блестящее будущее, но предостерегает от соблазна стать модным художником, потому что педагог уже не раз замечал, что свет начинает тянуть Чарткова. Учитель предупреждает, что писать за деньги заманчиво, но этим губится, а не развивается талант. Чартков умел сдерживать свои слабости, не сдавался им, хотя втайне завидовал тем художникам, которые с легкостью писали этюды и портреты на продажу. Однажды в лавке Чартков покупает портрет старика с пронзительными глазами. С этой покупки начинаются «несчастья» молодого художника. Из рамы купленного портрета в нужный момент выпали деньги. Их было немало, и они давали шанс выбраться из нищеты, вести светскую жизнь, наслаждаться достатком и славой. Но вместе с повышением благополучия в Чарткове постепенно умирает художник. Он пишет картины, портреты на заказ, изображая не истинные лица, а заказные маски. И чем больше денег у него появляется, тем больше хочется. Люди, знавшие его ранее, удивляются, как мог исчезнуть его талант, даже не успев набрать полную силу. Но в Чарткове умирает не только талант, но и лучшие человеческие качества: доброта, искренность, бескорыстность, — а их место занимают зависть, злоба и жадность. Но однажды Чартков прозрел. На выставке в Академии художеств он увидел картину своего бывшего друга. Это гениальное творение было настолько прекрасно, что герой, подготовившийся уже раскритиковать, как обычно, произведение, не смог сказать ни слова и выбежал из залы. Дома он пытается вернуть утраченный талант, но ничего не получается. Тогда страшная зависть захлестнула его сердце, и он стал скупать все талантливые картины и уничтожать их, наслаждаясь их гибелью. Автор о нем говорит, что ни одно невежественное чудовище не уничтожило столько прекрасных произведений, сколько этот завистливый мститель. Зависть превращает некогда талантливого художника в больного человека, а потом и вовсе приводит к гибели.
- Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном». Жан-Батист Мольер, великий французский писатель, еще в XVII веке сказал: «Завистники умирают, но зависть никогда». Он оказался прав, так как это свойство человеческой натуры бессмертно, поэтому проблема зависти была, есть и будет одной из основных проблем, актуальных во все времена и для всех народов. Дмитрий Сергеевич Лихачев, выдающийся ученый современности, в своих «Письмах о добром и прекрасном», обращенных к молодежи, которой «еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями», тоже затрагивает эту проблему. Письмо пятнадцатое так и называется – «Про зависть». Лихачев начинает письмо с вопросов к читателям, предлагая им ответить на них и таким образом исследовать свою жизнь, определить, есть ли в ней место для «обжигающей душу зависти». Ученый считает, что от зависти прежде всего страдает тот, кто завидует. Он дает искренние советы, как избавиться от этого болезненного чувства. Во-первых, нужно развивать свои собственные, индивидуальные склонности, свою неповторимость. Во-вторых, стараться быть самим собой, не играть чужие роли. Лихачев указывает на то, что зависть прорастает там, где человек сам себе чужой или где не отличается от других. Если кто-то завидует — значит, не нашел себя. Читая письмо Д.С. Лихачева, ловишь себя на мысли, будто адресант обращается не ко всей молодежи, а лично к тебе, будто хочет уберечь именно тебя от отравляющей душу зависти. Его уроки, советы искренни, идут от души и продиктованы мудростью, поэтому к ним следует прислушаться и следовать им.
PRO зависть
Зависть – это плохое чувство?
Общество, безусловно, осуждает зависть. Даже придумали «белую зависть», чтобы как-то оправдаться (в своих же глазах, прежде всего). С натянутой улыбкой, поздравляя других с успехами, мы мысленно прогоняем просыпающуюся жабу. А жабу нужно «подкармливать», иначе она проникнет в подсознание и будет управлять вашими мыслями и поступками. Многие так и живут, постоянно доказывая себе и другим, что они в чем-то, да лучше.
Чисто физиологически зависть неприятна: фрустрация, раздражение, злость на другого человека, праведный гнев, чувство несправедливости… Мол, вам легко рассуждать, с вашей красотой, молодостью и миллионами, вот пострадали бы с мое – по-другому говорили бы!
Мой опыт психологического консультирования позволяет утверждать, что завидуют абсолютно все, осознают они это или нет. Сравнение себя с другими, безусловно, связано с самооценкой. Особенно ярко это видно, если ребенку в детстве ставили в пример брата или сестру. Такие люди и во взрослом возрасте добиваются чего-то «назло», пытаются доказать обществу, что они лучше, достойней. Причем, элемент такого сравнения виден не только у тех, кому ставили в пример, но и у тех – кого. Когда ребенок вырастает с подсознательным убеждением, что он лучший, желание, чтобы ему завидовали, становится одним из любимых развлечений.
Конкуренция, соревнование, борьба за власть и место под солнцем — любые проявления эго либо притягивают зависть, либо порождают ее.
Гораздо более интересна с точки зрения психологии обратная сторона медали – скромность.
Хорошее, «правильное» и социально одобряемое свойство человека – скромность. Мне нравится поговорка: «Ложная скромность – хуже наглости». Про зависть можно сказать то же самое. Действительно, многие подавляют, вытесняют свою зависть, как «плохое чувство». И в то же время яро осуждают зависть в других, как если бы им это чувство было незнакомо и несвойственно. Не обманывайте себя! Мы видим в других только то, что есть в нас самих, осознаем мы это или нет, иначе нас бы это совсем не трогало.
Вот скажите, какую эмоцию хочет вызвать человек у своих подписчиков в инстаграмме, когда зимой постит загорелые фотографии на фоне океана, белоснежного пляжа и пальм, в то время как на улицах Москвы жижа, химикаты и пробки? Вместе порадуемся за него? Искренне восхитимся? Серьезно?
Зависть может быть и стимулом к достижениям, неким ориентиром или «пинком». У него получилось, и у меня получится!
Главное, в это не заиграться! Повторяя себе постоянно: «Что я, хуже?» или «Я тоже не лыком шит!», мы фактически напоминаем нашему подсознанию: «Да, хуже» и «Еще как лыком»! Мотивация «вопреки» хоть и эффективна на короткой дистанции, но постоянно толкает нас в детские травмы, зрелый человек принимает свою зависть, но никак не руководствуется ей.
А новый айфон, бизнес класс, крутая тачка, красивая жена – чтобы все завидовали, это как?
Один мой клиент говорил с гордостью, что, когда жена-модель его сопровождает на какие-то светские мероприятия, все вокруг шеи сворачивают от завистливых взглядов.
Если бы он умел чувствовать, какое именно внимание он притягивает такими показательными дефиле и какие именно эмоции испытывают «эти лохи» — завистники в его сторону, и в сторону молодой супруги, возможно, вместо гордости испытывал бы тревогу или страх. Парадоксально, но этот человек пришел на консультацию с депрессией и жаловался, что нет любви и радости в его жизни. К сожалению, наши психические защиты не работают только «в одну сторону» и «защищают» нас не только от чужой зависти, но и от наших собственных чувств. Нельзя одновременно презирать других и любить себя, как не возможно и обратное.
Помню, мне понравилась фраза одной клиентки – генерального директора крупной компании. Ей предложили консультанты одну услугу – оценить компетенции конкурентов, эдакий промышленный шпионаж практически. На что она ответила: «А зачем мне себя с кем-то сравнивать? Я знаю, что хочу, мы – лучшие, завтра хотим быть сильнее, чем вчера, пусть другие себя со мной сравнивают, мне это не нужно!».
Нарциссизм? – спросите вы. Лидерство – отвечу я!
Еще две неочевидные вариации зависти: «порадоваться», что кому-то хуже или обидеться, что кому-то что-то далось легче, а вы же так старались! Первое – безусловное зло, так как вытесняется презрение, которое человек на самом деле испытывает к себе, а переносит его на других. Второе – да кто вам сказал, что другому что-то далось легче?
Мера страданий настолько субъективна, некоторые люди, которых избивали в детстве, страдают порой не сильнее и не дольше во взрослом возрасте, чем те, которых один раз забыли забрать из детского сада любящие родители. Это не цинизм, а эмпирическое наблюдение за долгие годы практики. Наше подсознание – настолько тонкая и непонятная субстанция, что категории «хорошо / плохо» и «много / мало» к ней попросту неприменимы.
Про логику и рационализацию напишу отдельно.
Для некоторых людей «зависть» на уровне сознания – это позитивное желание стать лучше, для других – ненависть ко всем, кто в чем-то их превосходит.
Испытывать зависть, безусловно, неприятно, но гораздо больший вред для психики приносит неприятие собственных эмоций. Поэтому лучше уж завидовать, чем считать себя скромным и осуждать завистников.
Построить свое счастье, сравнивая себя с другими – спорный и очень окольный путь, ведь на самой вершине и сравнить себя будет не с кем. Гораздо сложнее — выстраивать свой путь, опираясь на собственные чувства, желания, цели, но только так мы сможем жить в относительной гармонии. По крайней мере, до тех пор, пока не появится рядом кто-то другой, который это понял и реализовал гораздо раньше, быстрее и лучше.
Аргументы из жизни
- Зависть – одно из худших человеческих качеств. Она способна изменить жизнь, судьбу человека, разрушить все то, что строилось долго и с большим трудом. Жизненные истории тому яркое доказательство. В студенческие годы были в нашей компании две подруги – Марина и Татьяна. Марина была яркой, красивой девушкой. Она отличалась не только яркой внешностью, но и бойким, веселым характером, умом. Многие парни на нее заглядывались, но она никому из них не отдавала предпочтения, будто ждала своего принца. Таня была тихой, скромной, мечтательной и умной. Почти как пушкинская героиня. Она была такой доброй, что, казалось, не обидела за свою жизнь даже маленькую букашку. И вот после третьего курса появился в нашей компании Сергей, обаятельный молодой человек, который сразу стал душой компании. Видно было, что он очень понравился Марине, но, как часто говорят в таких случаях, по классике жанра он выбрал Татьяну. Молодые люди стали встречаться и мечтали пожениться после университета, но чужая зависть разрушила их счастье. На пятом курсе девушки поехали на практику в деревню, а, вернувшись, Татьяна не узнала Сергея. Она не могла понять, почему он перестал в ней общаться, не желал ничего объяснять. Наши попытки узнать у Сергея причины такого поведения не увенчались успехом. Девушка еле окончила университет и уехала в Москву к сестре, а Сергей уехал куда-то к другу на Север. Только спустя несколько лет мы узнали, что наш друг тогда получил анонимное письмо, в котором оклеветали его любимую девушку, а он, не разобравшись, решил с ней порвать отношения, разрушив и ее, и свою жизнь. Мы провели свое «расследование» и узнали, что письмо написала Марина, которая завидовала счастью подруги. «Бог ей судья», — решили мы. Только это не принесло ей счастья.
- Думаю, каждый из нас слышал о белой зависти. Это та же зависть, но без негатива, основанная на разуме. Белая зависть иногда творит чудеса, нацеливает человека на что-то хорошее, позитивное. У моей мамы есть сосед – известный не только в селе, но и за его пределами гармонист. Играет он талантливо, заслушаешься, а ноги сами в пляс просятся, когда он заиграет плясовую. Однажды я не удержалась, спросила его, где он так искусно научился играть. И он рассказал свою историю, которую я перескажу вам. В деревне был гармонист — дядя Никифор. Эх, и завидовал парнишка его умению. Детство было голодное, рос он без отца. А у гармониста руки золотые, на вес золота в селе. Как какой праздник, его приглашают, кусок лакомый ему на тарелке подносят за то, что веселит народ. Зависть не давала покоя мальчишке. Нет, не хотелось портить инструмент дяде Никифору, наоборот, гармонь казалась ему каким-то сказочным существом, живым, понимающим. Всякие картины рисовались в его голове: и что умеет он уже играть на гармошке не хуже дяди Никифора, и что все только его приглашают на праздники, и что гармошек у него несколько, а не одна, как у Никифора. Очень хотелось Никите научиться играть на гармошке. И решил: во что бы то ни стало стать гармонистом. Стал он все чаще и чаще перебегать через дорогу к Никифору. Тот присмотрелся к парнишке, понял, зачем он бегает и сотворил чудо: предложил научить его всему, что сам умеет. С весны до осени некогда: в деревне в это время работы много, а вот зимой выпадало время на учебу. Так и научился за одну зиму играть. Только долго еще своего инструмента не было. А потом купил. Не с первой зарплаты, конечно, как ему хотелось, но все же накопил за короткий срок. Вот так зависть подтолкнула его к осуществлению мечты, помогла добиться желаемого, при этом никого не обидев и не совершив ничего плохого.
Как избавиться от зависти: 7 проверенных способов
Давайте сразу оговоримся, что избавляться мы будем только от деструктивной (черной) зависти. Белую трогать не будем, ведь она является мощным мотивационным фактором.
Признайтесь себе, что завидуете
Проблему можно решить, только если осознать ее. В следующий раз, когда будете испытывать сильные негативные эмоции по отношению к человеку, который вам ничего плохого не сделал, спросите себя: “А не завидую ли я?”
Признаться себе в зависти к тому, кто вас раздражает, очень сложно. Поэтому сначала постарайтесь убрать все эмоции и включить здравый смысл.
Далеко не в каждом случае ответ будет утвердительным. Наша с вами задача – научиться отличать зависть от других состояний и спокойно признавать ее. Это уже станет огромным шагом на пути к избавлению от проблемы.
Перестаньте обесценивать чужие заслуги
Обесценивание – это психологическая защита, которая всегда сопровождает фрустрацию.
– Мировое господство?
– Нет, спасибо!
– Богатство и слава?
– Мне не нужно, я выше всего этого.
Обесценивание сильно искажает самооценку. Человек начинает смотреть сверху на тех, кто добился большего, чем он. Ведь он как будто сознательно отказался от благ, ради которых другой упорно трудился и чем-то жертвовал.
Со стороны такие люди выглядят неадекватными и заносчивыми. Они считают себя более мудрыми, осознанными, просветленными и изо всех сил стараются навязать окружающим свое видение мира.
Если вы отрефлексировали у себя желание обесценить чужие заслуги, признанные и высоко оцененные другими людьми, срочно избавляйтесь от него. Это явный признак зависти, которую вы не осознаете.
Учитесь у тех, кому завидуете
Перестав обесценивать человека, которому завидуете, можно выйти на следующий уровень – начать учиться у него.
Обратите внимание на те качества, которые помогли ему достичь успеха. Изучите его стратегию поведения, последовательность шагов. Что-то из этого постарайтесь перенять или хотя бы принять к сведению. Только не нужно слепо копировать чужие действия без учета собственных особенностей и сложившегося контекста.
Ставьте реалистичные цели
Следствием завышенной самооценки является неадекватно высокая планка притязаний. Человек не может трезво оценить свои возможности, ставит заоблачные цели. В итоге часто испытывает обломы и разочарования. Это порождает зависть по отношению к тем, кто более успешен в реализации своих амбиций.
Формулируя цели и планы, старайтесь быть скромнее. Лучше разбить глобальную цель на несколько более мелких и сфокусироваться на выполнении ближайшей. Это поможет поддерживать высокий уровень мотивации и не присваивать результат раньше времени.
О том, как правильно ставить цели, читайте на нашем блоге.
Превратите зависть в мотивацию
Если вам удалось осознать и принять свою зависть, вы легко сможете превратить ее из черной в белую. Для этого нужно переместить фокус внимания с объекта зависти на активную деятельность. Например, вместо того чтобы сидеть и крыть проклятиями свою стройную подругу, пойти в спортзал и хорошенько попотеть.
Ищите свой путь
Люди, у которых нет любимого дела и связанных с ним целей и амбиций, больше других подвержены зависти.
Мне не понаслышке знакомо это состояние, когда не знаешь, куда приложить свои силы и способности, и завидуешь всем подряд. Пока я искала свое призвание, я мучительно завидовала своим друзьям. Одному – потому что он круто рисует, другому – потому что играет в сборной по волейболу, третьему – за его уникальные и обширные знания.
И лишь найдя свой путь, я успокоилась и сосредоточила внимание на собственном развитии. Зависть как рукой сняло. Как и излишнюю тревожность.
Цените то, что имеете
Часто в погоне за новыми трофеями мы перестаем ценить то, что у нас есть. Время от времени напоминайте себе о том, какой вы счастливый человек. Если у вас есть крыша над головой, близкие и любимые люди, верные друзья, стабильная работа, возможность выспаться и посвятить время себе, то это уже очень много. Более половины населения земли не могут похвастаться наличием этих элементарных вещей.
Чаще вспоминайте про свои былые достижения и победы. Это то, что ваше по праву, и никто их у вас не отнимет. Пусть они вдохновляют и мотивируют вас на новые успехи.
Аргументы из народной мудрости
- «Железо ржа съедает, а завистливый от зависти сохнет», — гласит русская пословица. Она справедливо отмечает, что зависть способна съедать человека изнутри, так же, как ржавчина съедает железо.
- «Злой плачет от зависти, а добрый — от радости», — говорится в русской пословице. В ней сравниваются два типа людей: добрые и завистливые. Добрые люди способны плакать от радости, а завистливые только от зависти, так как им не дает покоя чужое счастье и благополучие.
- «Завистнику и курица соседа гусыней кажется», — считали в русском народе. Наши предки заметили, что завистливому человеку всегда кажется, что у соседа все лучше, чем у него, даже курица гусыней кажется.
- «В чужих руках ломоть велик, а как нам достанется — мал покажется», — говорит русская пословица о завистливых людях. В чужих руках и ломоть им кажется огромным, чуть ли не целым пирогом, а как достанется им этот же кусок, так покажется крошечным.
- «Сосед спать не дает: хорошо живет», — говорили наши предки о зависти. Они считали, что завистливым людям чужое счастье не дает спать, мучает их.
- «В чужой лодке всегда больше рыбки», — так говорит русский народ в пословице о зависти. Людям завистливым думается, что чужой достаток намного больше, чем их собственный.
- «Имей зависть цвет — почернел бы весь свет», — говорится в испанской пословице. В ней отмечается, что, если бы зависть имела цвет, все вокруг окрасилось бы в черные тона.
- «Завистливому и свой хлеб несладок», — так утверждает русская пословица о завистливых людях, которым даже свой хлеб кажется не таким сладким, как чужой.
- «Зависть прежде нас родилась», — считали в старину наши предки. Они утверждали, что зависть – такое чувство, которое опережает человека в рождении.
- «Сын отца умнее – радость, брат брата умнее – зависть», — говорит русская пословица. В ней имеется в виду, что если сын умнее отца, то родитель радуется этому, но если брат умнее другого брата, то часто появляется зависть.
Сочинение ЕГЭ – Проблема роскоши и зависти по тексту С. Соловейчика
Завистливый человек духовно беден, он не может быть счастлив. Роскошь утешает только бедность, роскошь не приносит счастья сама по себе. Главная ценность, источник счастья – сама жизнь.
Современное общество – общество потребления. Человек стремится получить лучший дом, дорогую машину, быть модно и красиво одетым, позволить себе бывать на светских тусовках и поражать всех своей роскошью. Но приносит ли роскошь счастье? Делает ли человека счастливым?
Нравственная проблема, поднятая публицистом С. Соловейчиком очень важна и актуальна в современном мире. Можно всю жизнь гоняться за богатствами, стремиться превзойти в роскоши других людей и пропустить что-то ценное в жизни, что делает жизнь человека духовной, осмысленной.
Автор считает, что роскошь не приносит счастья сама по себе. Главная ценность, источник счастья – сама жизнь.
Не могу не согласиться с мнением выдающегося педагога и философа. Многие люди утверждают, что счастье – это богатство, деньги, роскошь, ведь богатым жить легче. Но настоящего счастья – верной дружбы, любви – за деньги не купишь.
Григорий Александрович Печорин, герой романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – человек, обладающий аналитическим умом, смелостью, желанием найти применение своим недюжинным силам, способностью тонко чувствовать красоту природы, обаянием, глубоким пониманием психологии человека. Он богат, вращается в высшем петербургском свете, купается в роскоши. Но он несчастлив! Почему? Видимо, богатство и даже выдающиеся способности, данные человеку, не могут сделать его счастливым, если в нем умерла душа. В.Г. Белинский назвал Печорина «страдающим эгоистом».
Моя любимая литературная героиня – знаменитая Булгаковская Маргарита. Эта женщина завоевала мое восхищение буквально с первых глав, которые описывали ее жизнь. Женщина, каких мало. Судите сами: симпатичная молодая женщина замужем за человеком, безумно ее любившим, способным дать ей хорошее обеспеченное будущее. Маргарите принадлежал весь этаж с огромными комнатами, с окнами, выходившими в сад. Она не знала ужасов проживания в коммунальной квартире, не знала, что такое общая кухня и изнуряющая стирка. В распоряжении Маргариты были все деньги, приносимые мужем. А главное – он ее безумно любил. Вообще-то, главным это было только для него. Но еще и еще раз доказано – : любовь – единственная ценность в жизни человека. Лишь она облагораживает, вселяет надежду на лучшее, дает силы жить и ждать. И что, о Боже, все эти бытовые удобства, эти презренные деньги, эта дорогая мебель по сравнению с настоящим чувством! Маргарита – идеал женщины. Найти в себе силы покинуть уют и обеспеченность, променять свою обустроенную, но серую и однообразную жизнь на настоящее чувство, на романтику, на рай в шалаше, на неизвестность, живя одной только любовью, питаясь одним только ожиданием счастья!
И очень жаль, что в наше время девушки «выскакивают замуж» за квартиру, за машину, за деньги, а не за того, кто мог бы подарить им счастье и любовь. Уверена – материальная сторона никогда не волнует тех, кто любит. Хотелось бы сказать: вспомните Маргариту. Какие блага предложил ей Мастер? Что было у него, кроме подвальной комнатушки, пропахшей плесенью? Что было у него, кроме любви? Пусть будет больше «Маргарит» в нашей жизни, пусть никого не волнуют бытовые недостатки – все это ерунда. Огромная сила любви поможет вам преодолеть эти мелкие трудности. Пусть будет так!
Афоризмы
- «Зависть и ревность суть срамные части человеческой души», — считал Фридрих Ницше, известный немецкий мыслитель. Он утверждал, что самыми страшными качествами человеческой натуры являются зависть и ревность. Именно они отравляют жизнь.
- «Человек при виде чужого достатка и наслаждения горше и больнее чувствует свою нужду и недостаточность — это естественно и неизбежно, лишь бы при этом не возникало ненависти к более счастливому: но в этом-то собственно и состоит зависть», — утверждал немецкий философ Артур Шопенгауэр. Он не видит ничего противоестественного в том, что один человек больнее испытывает свою нужду и недостаточность при виде чужого достатка, но если при этом возникает ненависть к другому человеку – значит, появилась зависть, а это уже страшно.
- «Зависть есть не что иное, как сама ненависть, поскольку чужое несчастье причиняет удовольствие и, наоборот, чужое счастье причиняет неудовольствие», — говорил нидерландский философ Бенедикт Спиноза. По его мнению, зависть всегда тесно связана с ненавистью. Человек завидует, когда чужое несчастье доставляет ему радость, а чужое счастье, наоборот, глубоко огорчает его.
- «Завистью мы называем ту низость нашей натуры, которая заставляет нас горевать и тосковать при виде того, что, по нашему мнению, составляет счастье других», -писал английский философ Бернард де Мандевиль. Он дает свое определению слову зависть. По его мнению, завистью называется низкое чувство человеческой натуры, которое заставляет человека горевать при виде радостей и счастья других людей.
- «Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествуют ненависть, предательство и интриги», — считал французский литератор и философ Клод Адриан Гельвеций. Он утверждал, что зависть – самое низкое и отвратительное чувство, которое порождает ненависть, интриги и предательство.
- «Зависть — яд для сердца», — утверждал французский философ-просветитель Вольтер. Он называл зависть ядом для сердца, так как это низкое чувство отравляет все положительные качества человека.
- «Зависть есть беспокойство (неудовольствие) души, вытекающее из того, что желательным нам благом обладает другой человек, которого мы не считаем более нас достойным владеть им», — писал немецкий философ, физик и математик Гонфрил Вильгельм Лейбниц. Он нашел причины возникновения зависти в том, что желаемыми благами обладает другой человек, которого мы считаем недостойным обладать этими благами.
- «Зависть есть такая низкая и трусливая страсть, что в ней признаться не смеет никто», — утверждал французский писатель Франсуа де Ларошфуко. По его мнению, все люди понимают, что зависть – это низкое и негативное чувство, поэтому признаться в нем не осмеливается никто.
- «Зависть — подруга пустых душ», — говорил древнегреческий поэт Пиндар. Он утверждал, что зависть характерна для людей безнравственных, ограниченных, не способных добиться чего-либо в жизни.
- «Завистник — враг себе, ведь он терзается мученьем, добровольно им же выбранным», — считал древнегреческий комедиограф Менандр. Он утверждал, что завистник наказывает сам себя, так как зависть мучает человека, не дает возможности жить спокойно.
Аргументы на тему «ЗАВИСТЬ» из романа «ОБЛОМОВ» И.А. Гончарова
Пример 1. ОБЛОМОВ
Хотя в жизни Обломова не было потрясений и бурь, его судьба трагична. В исповеди Штольцу он признается: «С первой минуты, когда я сознал себя, я почувствовал, что я уже гасну!..» Ясно представляя судьбу человека, его назначение, Обломов сравнивает всеобщее предназначение с собственной жизнью. И ему становится грустно и больно «за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему». Он завидует другим, которые «так полно и широко живут, а у него как будто тяжелый камень брошен на узкой и жалкой тропе его существования». В его робкой душе вырабатывается мучительное осознание того, что «многие стороны не пробуждались совсем, другие были чуть-чуть тронуты, и ни одна не разработана до конца». Сам Обломов болезненно чувствует, «что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или дежит оно, как золото в недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой».