Аргументы
- Каждый человек по-своему понимает смысл жизни.
- Смысл жизни для многих людей заключается в любви.
- Смысл жизни может заключаться в искреннем служении людям.
- Многие люди видят смысл жизни в саморазвитии.
- Смыслом жизни для многих женщин является материнство.
- Смыслом жизни жадных, меркантильных людей являются материальные ценности.
- Есть люди, которые видят смысл жизни в единении с природой.
- Понимание смысла жизни приходит не сразу.
- Человеку приходится тратить время на поиск смысла жизни.
Эпитету к слову смысл
Здравый, человеческий, всякий, магический, скрытый, подспудный, истинный, изначальный, глубокий, обычный, тайный, особый, духовный, определенный, заключенный, сакральный, общий, таковой, новый, иной, таинственный, некий, другой, настоящий, буквальный, двойной, высший, глубинный, ужасный, символический, высокий, главный, зловещий, физический, единственный, разный, прямой, подлинный, большой, подлинный, практический, сокровенный, немой, первоначальный, широкий, известный, понятный, ясный, конкретный, переносный, основной, политически, конкретный, мистический, потаенный, собственный, страшный, полный, точный, второй, реальный, внутренний, важный, простой, философский, великий, художественный, идейный, абстрактный, сомнительный, элементарный, туманный, замаскированный, нравственный,
Эпитеты к слову жизнь
Новая, личная, собственная, семейная, одинокая, интимная, драгоценная, городская, человеческая, долгая, недолгая, веселая, трудная, тихая, серая, скучная, невыносимая, счастливая, спокойная, достойная, частная, мирная, повседневная, бурная, тяжелая, супружеская, мирная, военная, классная, школьная, светская, реальная, загробная, литературная, замкнутая, историческая, невыносимая, полевая, двойная, студенческая, кипучая, столичная, здешняя, провинциальная, внутриполитическая, курортная, благополучная, довоенная, благочестивая, бродячая, окопная, фронтовая, монашеская, внеземная, греховная, развеселая, закулисная, трудовая, труженическая, горемычная, жалкая, неблагоустроенная, нервная, нескладная, мудрая, легендарная, многорадостная, содержательная, чудная, широкая, блаженная, беспечальная, безотрадная, лютая (простореч.), скитальческая, полуголодная, суматошная (разг.), праздничная, аскетическая, безликая, мещанская, бескрасочная, докучная, безалаберная, дремотная, паразитическая.
Аргументы из литературы
- Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Как мы уже сказали выше, люди по-разному понимают смысл жизни и зависит это понимание от внутреннего содержания личности. Душевный, милосердный человек никогда не будет гнаться за материальными ценностями, смыслом жизни для него станет помощь людям или обществу, служение им. Соню Мармеладову – героиню романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского — знают многие читатели как девушку внешне хрупкую, слабую, беззащитную, с небольшим, будто детским, личиком, невысокого роста. Но в этой слабой девушке заключена огромная внутренняя сила, безграничная доброта и милосердие. Соня – одна из немногих, кто не мыслит своей жизни без помощи ближним, не умеет жить только для себя, думать о своих желаниях. В ее сердце горит огонь любви к людям. Когда ее отец из-за пьянства лишился работы, и семья стала нуждаться, Соня, забыв о себе, о гордости и счастливом будущем, бросилась на помощь своим родным. Ей приходилось терпеть немало унижений, страданий, но ради отца, мачехи и ее детей она стойко выносила все тяготы. Познакомившись с Родионом Раскольниковым и узнав историю его жизни, девушка помогает и ему. Разговорами о Боге, о душе и вере она поддерживала его, облегчала страдания, мучения совести. Соня направляет его на правильный путь, указывает выход из создавшейся ситуации. Именно она, Сонечка Мармеладова, советует герою покаяться в совершенном преступлении и попросить прощения у народа на перекрестке. Благодаря героине Раскольников избавляется от мучительных уколов совести. После суда над ним Соня, оставшаяся без родных, едет с Раскольниковым в Сибирь, чтобы быть рядом, помогать ему, поддерживать. Ее доброта, умение сочувствовать, сопереживать, подставлять плечо нуждающимся не позволяют ей наполнить жизнь другим смыслом, кроме служения людям, близким и любимым.
- М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы». Герои М.Е. Салтыкова-Щедрина – особенные герои. У каждого из них свой характер, свои цели в жизни и приоритеты. Арина Петровна Головлева – главная героиня романа «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Она, бесспорно, относится к той категории людей, которые не способны посвятить себя, свою жизнь другим людям, даже самым близким и родным. Арина Петровна была женщиной властной, держала в руках все хозяйство, не доверяя это дело «мужу-балбесу», с которым прожила сорок лет в несчастливом браке. Мужа своего Владимира Михайловича Головлева она презирала, детей считала обузой, внучек, Анниньку и Любиньку, которые остались сиротками после смерти матери, называла щенками. И хотя она воспитывает девочек, является их опекуном, но их не любит, при любом случае упрекает в том, что они висят на ее шее камнем. Смысл жизни для госпожи Головлевой заключается в богатстве и безграничной власти. Она требует даже от своих взрослых детей полного послушания. Каждый свой шаг, поступок необходимо сверять с ней. Всю свою жизнь героиня посвящает накоплению и увеличению богатства. Она фанатично гонялась за приобретением благ. Ее погреба и амбары забиты продуктами и другими богатствами, бывает, испорченными, так как к свежим запасам продуктов хозяйка не прикасалась, пока не заканчивались старые. Жила она скромно, всю семью держала впроголодь, ради того чтобы сэкономить копейку. За сорок лет брака госпожа Головлева увеличила состояние в несколько раз. Если в самом начале супружеской жизни у четы было только сто пятьдесят крепостных крестьян, то за время супружества стало четыре тысячи. Но не желала останавливаться на достигнутом Арина Петровна, ей хотелось всего больше и больше. Но, наверное, ни разу она не задала себе вопросы, зачем ей все это и правильно ли она поступает. Ни деньги, ни богатства не принесли ей счастья, она умирает в одиночестве, никем не любимая и никому не нужная.
- А.С. Пушкин «Борис Годунов». Каждый человек по-своему смотрит на мир, ставит перед собой лишь для него одного понятные цели и задачи. В трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» один из главных героев – летописец Пимен, посвятивший свою жизнь важному и нужному делу, «дару, завещанному Богом». В произведении мы видим его монахом Чудова монастыря в Москве, кротким и смиренным старцем, которого, по его мнению, Бог наградил счастливым даром: научил понимать написанное и самому писать, подарил хорошую память и долгую жизнь. Автор наделяет его чертами русских летописцев. Пимен обладает ярким творческим талантом, умеет объективно и трезво рассуждать и делать правильные выводы. Летописца глубоко волнует судьба русского народа. В прошлом он был свидетелем событий при царском дворе, участвовал в ратных делах, успел насладиться радостями мирской жизни. Он многое успел повидать и к монашеству пришел уже в зрелом возрасте, когда понял всю суетность и никчемность своей жизни. Рассказ о событиях, свидетелем которых стал герой, ложится на бумагу. В тесной келье он работает над летописью, своеобразным посланием будущим потомкам, пытается отразить события прошлого правдиво и полно. В этом труде заключается для него смысл жизни. Для Пимена летописание – это не только любимое дело, которым он занимается и днем, и ночью, но и высокий гражданский долг. В приходе к власти Бориса Годунова через убийство настоящего наследника он видит огромное зло, которое не принесет никакой пользы ни цареубийце, ни русскому народу, допустившему такой грех. Он осуждает Годунова, переступившего через волю Бога, и искренне скорбит о невинно убиенном царевиче Дмитрии, ставшем жертвой коварного человека. Летописец всем сердцем желает, чтобы новые поколения не совершали ошибок, поэтому, чувствуя, что его силы на исходе и скоро наступит время покидать этот мир, он торопится завершить свой труд, ставший делом и смыслом его жизни.
- И.А. Бунин «Грамматика любви». Многие литературные герои находят смысл жизни в большой, искренней и чистой любви. Это волшебное чувство помогает им не только жить, но и делать важные для себя открытия. Об этом не раз писали великие писатели и поэты, которые знали о любви, наверное, больше, чем обычные люди. Рассказ И.А. Бунина «Грамматика любви» — это не просто история о бескрайнем, всепоглощающем чувстве помещика Хвощинского к горничной Лушке, но и своеобразный гимн лебединой верности, рассказ о высокой, трагической, нежной любви. У молодого человека было, казалось все, что нужно для счастья, но появилась Она, простая горничная, и все в жизни для барина изменилось. Влюбленные не смогли быть вместе, но после ее смерти для любящего всей душой героя вся его жизнь сосредоточилась в маленькой комнатке, в которой раньше жила его возлюбленная, и которая сейчас стала для него кельей, его Вселенной. Там, в маленьком мирке, барин изучал грамматику любви, ее тайны и загадки по небольшой книжке, ставшей для героя настоящим молитвенником. Днем он читал «Грамматику любви, или Искусство любить и быть взаимно любимым», а ночью хранил ее под своей подушкой. За десятилетия страницы потрепались, но все же сохранили пометки, сделанные рукой героя, и четверостишие, написанное Хвощинским, наверное, уже перед смертью. В нем он словно дает наказ потомкам, жить в любви, рассказать о ней своим детям и внукам, потому что любовь – это поистине великое чувство, которое, однажды сразивши сердце человека, навсегда остается в нем. Герой прожил свою жизнь, отрекшись от мира, его суетности, лелея в душе воспоминания о возлюбленной. Писатель утверждает, что даже смерть не может убить любовь, остановить влечение души. Для любви не существует ни границ, ни расставаний, но, к сожалению, это чувство быстротечно и неуловимо. Счастливы те, кто понял ее ценность и наполнил ею свою жизнь.
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Некоторые художественные произведения отечественных классиков подтверждают, что смысл жизни может заключаться в служении Отечеству, в защите родной земли от врагов. Историческая повесть «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя воскрешает события XVI-XVII веков, воспроизводит атмосферу Запорожской Сечи. Главный герой повести – славный козак Тарас Бульба, живое воплощение народного характера. Смысл его жизни – защита родного края от польских панов, для которых земли козаков являлись лакомым кусочком, который они пытались вырвать из рук настоящих хозяев. Тарас Бульба люто ненавидит врагов, мстит за всех угнетенных. Его образ будто списан автором с былинных богатырей, защитников русской земли. Герой – настоящий патриот, душа которого горит за родную землю, за судьбу и будущее козаков, поэтому он надолго оставляет свой дом, жену, высохшую и постаревшую раньше времени от горя и страданий, и уезжает в Запорожскую Сечь, где обосновались козаки. Среди них герой прослыл мудрым и отважным полководцем, державшимся козацкого товарищества, верным национальным обычаям. Своих сыновей, Остапа и Андрия, он тоже хочет привлечь к общему делу, поэтому сразу после окончания бурсы привозит в Сечь и посвящает их в ее законы и традиции. Как отец, он хочет гордиться своими сыновьями, желает, чтобы они тоже, как и он, видели смысл своей жизни в борьбе за правое дело, за свободу и счастье своего народа. Когда он видит, каковы Остап и Андрий в бою, то радуется, что сумел воспитать достойных защитников, которые не боятся вражеской сабли, не спрячутся за спины других, а смело и мужественно ведут себя в схватке с врагом. Горько и стыдно его отцовскому сердцу было, когда один из его сыновей ради любви предал своих товарищей, родную землю и перешел в стан врага, не смог он простить такого выбора сыну, поэтому, не дрогнув, убил Андрия со словами, что он породил его, он и убьет.
- Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Интересна история жизни Гриши Добросклонова, рассказанная поэтом Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Сын простого дьячка, бывшего беднее самого бедного крестьянина, он рано познал бедность, нужду, голод и холод. Мальчик рано остался без материнской ласки и заботы, а отец, сам вечно голодный, хотя и хвалился наследниками, но все же часто забывал о сыновьях, Грише и Савве, поэтому братьев подкармливали крестьяне, которым те платили посильной работой. Гриша был умным юношей, он учился в семинарии, где тоже пришлось хлебнуть лиха: приходилось голодать и мерзнуть, жить в суровых условиях. С детства наблюдательный и сострадательный, он видит, как трудно живется простым крестьянам. Он много думает и об их жизни, и о своей судьбе и мечтает о том, чтобы поскорее наступили такие времена, когда всему простому народу будет хорошо и вольготно жить. Юноша признается, что ему не нужны ни золото, ни серебро, он просит Бога только об одном, чтобы всей вахлачине, которая когда-то кормила и поила его, жилось свободно и весело. Он готов отдать жизнь за светлое и счастливое будущее крестьян. Гриша Добросклонов уходит в поля, на луга, чтобы в тишине природы размышлять о том, как вывести народ из вечного рабства, беспросветной нужны и безрадостной жизни. Там, на лоне природы, он сочиняет песни, которые потом поет своим односельчанам. С малых лет он слышал от них мотивы, наполненные страданиями, слезами и невыносимой мукой, поэтому стремится, чтобы его оптимистичные песни вытеснили из их памяти «Голодную», подняли дух крестьян, придали им силы для борьбы за свои права. Гриша готов вести народ за собой, его не пугает ни ссылка, ни каторга. Именно в этом он видит смысл своей жизни, желает жить для своего народа, служить ему, приносить пользу.
С примерами из литературы
Виктору Пелевину принадлежит мысль: «Поиск смысла жизни – сам по себе единственный смысл жизни». Эта фраза не вызывает сомнения. Каждый индивидуум весь свой жизненный путь только тем и занимается, что ищет цель существования, собственный жизненный путь.
Много художественных произведений советских авторов доказывают правдивость крылатой фразы Виктора Пелевина.
«Война и мир» Л. Н. Толстого демонстрирует нравственные поиски Андрея Болконского. Свой интерес писатель заостряет не на открытый Андреем Балконским жизненный путь, а на подъемы и пикирования, которые сопровождали искания персонажа. Л. Н. Толстой указывает на длинную дорогу князя Андрея, задумавшегося об одном, затем о другом смысле своего бытия. Сначала Андрею Балконскому казалось, что цель бытия заключена в славе. Потому он, угнетаемый жизнью обычных членов светского сословия, решает исполнить свой долг перед Родиной, в поисках «своего Тулона». Когда травмированный Андрей Балконский смотрел на небесную гладь Аустерлица, то осознавал, что осмысление жизненных целей, заключенных в признании военных, это ни что иное, как обман. Князь Андрей хочет реализоваться с помощью муштрования сына, который остался без мамы. Потом его захлестывает общественная работа в комиссии Сперанского. Затем, разочарованный в публичной жизни и чувствах к Наташе Ростовой, он показан писателем как искатель своей истинной цели в жизни. Персонаж участвует в Отечественной войне в 1812 году, и определяет значение своего существования в службе Отечеству. Гибель героя символична и не случайна, потому, как он уже отыскал цель своего существования и прекратил все искания. Андрей Балконский может покоиться с чувством выполненного долга.
Мысль Виктора Пелевина находит отображение и в творении Л. Н. Толстого «Война и мир». Пьеру Безухову довелось занять нишу в высшем сословии, что он и расценивал как саму цель жизни. Только когда он понял, что высшее общество пустое и низкое, то был крайне обманут ожиданиями. Он хочет стать счастливым, соединив себя узами брака с Элен Курагиной, но этому браку не суждено было стать счастливым, что привело к еще большим разочарованиям. Затем персонаж старается определить свое счастье в принадлежности к масонам, и тоже терпит фиаско. Жизнь Пьера Безухова полна взлетов и падений, потому поиск жизненных целей и становится его смыслом.
Из вышесказанного видно, что поиск своего места в жизни и есть истинный смысл жизни человека в прямом смысле слова.
Аргументы из жизни
- Быть женой и матерью беречь домашний очаг – главное предназначение женщины, поэтому многие из прекрасной половины человечества видят смысл жизни в материнстве, в детях. Семью, о которой я хочу рассказать, в деревне знают все. В ней шестеро детей. Мама – простая женщина, труженица. У нее нет высшего образования, современных модных нарядов, дорогой косметики. Она никогда не ездила на море отдыхать, не бывала за границей, зато у нее есть доброе сердце, в котором живет огромная любовь к семье, к детям. Вся ее жизнь крутится вокруг детей, а сейчас уже и внуков тоже. Нужно сказать, что из шестерых детей трое не являются ей родными по крови. Валентина Ивановна вышла замуж за вдовца с тремя дочерями, самой младшей из которых было от рождения всего несколько месяцев. Сама она на тот момент тоже была вдовой с двумя детьми, а потом в браке с новым мужем родилась их общая дочь Анна. С той поры, когда она перешагнула порог его дома, чтобы стать полноправной хозяйкой и заменить девочкам умершую мать, прошло почти три десятка лет. Те девочки давно выросли, успели выйти замуж и уже сами воспитывают детей, но во время отпуска или на праздники всегда спешат к той, которая стала для них настоящей мамой: вырастила, воспитала, не спала по ночам, когда они болели. Никогда женщина не разделяла на своих и чужих, всем хватало ее материнской ласки, мудрости, доброго совета. Во всех шестерых вложила частичку своей души. Теперь видит свое счастье во внуках. Самого старшего из них воспитывает с пеленок, провожала в школу, гордилась им, когда получил аттестат, проводила в армию. Глядя на эту спокойную, мудрую женщину, понимаешь, что смысл ее жизни в семье, в детях. Не будь их – жизнь казалась бы для Валентины Ивановны пустой и никчемной.
- И снова о нем, о любимом русском поэте и писателе А.С. Пушкине, жизнь и творчество которого являются предметом исследования многих литературоведов, критиков. В чем классик русской литературы видел смысл своей жизни? Мне кажется, ответ на этот вопрос читатели находят в его произведениях. Вся его жизнь – беспрестанное творчество. Ни один день не обходился без новых строчек. Некоторые рождались молниеносно, а другие заставляли возвращаться к ним снова и снова, до тех пор, пока не оттачивались так, как хотелось автору. Его поэзия и проза учат любить природу, видеть в ней все прекрасное, восхищаться ее неповторимостью и хрупкостью. В любом времени года, в любом времени суток, явлении приходы поэт находил свою прелесть. Писал он и о любви, воспевая это неповторимое чувство, обоготворяя ту, кто владел его сердцем и кому он адресовал свои трогательные строчки. И сейчас чуть ли не весь мир повторяет его строчки «Я помню чудное мгновенье…». Видя страдания народа, поэт не мог не рассказывать о тяготах жизни крестьян, о воле и свободе и их необходимости для каждого человека независимо от его социального статуса. Невозможно не сказать о произведениях с исторической основой, в которых автор высказывает свой взгляд на многие события прошлого, а также исторических личностей. Его сказки становятся для каждого из нас своеобразным билетом в детство. Стоит только открыть книгу, как сразу переносишься в мыслях в счастливую и незабываемую пору жизни. А.С. Пушкина невозможно не любить и забыть. Ведь он все делал для нас, своих читателей. Смысл жизни поэта и писателя – в его творчестве, которое приносило и продолжает приносить читателям не только наслаждение прекрасным слогом, но и огромную пользу, преподает отличные уроки.
Потеря смысла жизни
В чём смысл жизни?
Себя не раз мы спрашиваем вдруг и как, слепцы,
совсем не замечаем, что смыслом ВСЁ наполнено вокруг!»
(Сергей Фетисов)
Никто из нас не любит бессмысленную работу. Например, носить кирпичи туда, а потом обратно. Копать «отсюда и до обеда». Если нас просят сделать такую работу, это у нас неминуемо вызывает отвращение. За отвращением идет апатия, агрессия, обида и т.п.
Жизнь – это тоже работа. И тогда становится понятным, почему бессмысленная жизнь (жизнь без смысла) нас толкает на то, что мы готовы бросить всё самое ценное, но убежать от этого отсутствия смысла. (Психолог Михаил Хасьминский). Но, к счастью, смысл жизни есть!
В жизни немало ситуаций, когда человеку кажется, что жизнь для него потеряла смысл. Чаще всего, над этим задумываются люди, у которых в жизни случилась трагедия, связанная с потерей близкого, дорогого, любимого человека. Реже, но задаются этим вопросом, люди, потерявшие любимую работу или материальные ценности. Пытается найти ответ на этот вопрос и человек, у которого в жизни все вроде бы сложилось: интересная работа, достойная зарплата, любимая жена и дети. Он добился того, чего хотел, к чему так стремился, но почему-то нет тех эмоций, того удовлетворения, которые он так ожидал испытать. Рано или поздно КАЖДЫЙ человек задумывается, пытается понять смысл тех или иных событий, поступков, смысл своей жизни! Другой вопрос заключается в том, как искать этот смысл и как потом с ним жить?
Зачастую, поиски ответа на этот вопрос занимают очень много времени, сил и энергии, но не дают никаких результатов, а лишь отбивают желание идти дальше. Человек находится в состоянии апатии, отчаяния или депрессии, он злиться на себя, на весь мир, сетует на его несправедливость, задает себе вопросы: «За что?», «Для чего мне всё это нужно?».
Человек, ищущий смысл и его не находящий, подобен заблудившемуся путнику,
оказавшемуся в овраге и ищущему нужную дорогу. Он бродит среди густых, колючих, высоких кустов, растущих в овраге, и пытается там найти выход к той дороге, с которой он сбился, к тому пути, который его приведет к его цели.
Когда наступает такой момент, мы день за днем, месяц за месяцем, год за годом блуждаем по замкнутому кругу, не видя выхода. Возникает ощущение обреченности всю жизнь попадать из одного тупика в другой. В итоге мы отчаиваемся и приходим к выводу, что смысла вовсе нет. И такая реакция неудивительна!
А ведь на самом деле мы просто
не там искали!
Понять истинный, глубинный смысл жизни можно, только потрудившись и приобретя некоторые необходимые знания
. И эти знания доступны каждому из нас. Просто мы не обращаем внимания на эти кладези знания, проходим мимо них, не замечая или презрительно отмахиваясь от них. Все люди разных поколений сталкивались с точно такими же проблемами, с которыми сталкиваемся и мы. Всегда было предательство, обман, пустота души, отчаяние, измена, потери, катастрофы и болезни. И люди умели переосмыслить и справиться с этим. И
мы можем
использовать тот колоссальный опыт, который накопили предшествующие поколения.
Не обязательно изобретать велосипед – он на самом деле давно уже был изобретен. Нам осталось только научиться на нем ездить.
Записаться на прием
Аргументы из народной мудрости
- «Жизнь без любви похожа на год без лета», — говорится в русской пословице. В ней имеется в виду, что смысл жизни должен заключаться в любви, так как без нее жизнь похожа на год без лета.
- «Жизнь — это лестница, где некоторые поднимаются, а другие падают», — гласит русская пословица. Наши предки сравнивали жизнь с лестницей, где некоторые поднимаются, а другие падают. Они намекали, человек должен стремиться подняться выше, победить свои слабости, комплексы, стать мудрее.
- «Имущество не продлит жизни, но жизнь улучшит», — говорится в русской пословице. Она утверждает, что материальные ценности не могут продлить жизнь человеку, но значительно улучшают ее качество.
- «Жизнь с любовью — счастливая, а без любви — глупая», — говорится в китайской пословице. Китайский народ считал, что человеку нужно стремиться к тому, чтобы прожить свою жизнь с любовью в сердце, ибо такая жизнь счастливая, а без любви глупая.
- «Улыбка принесет вам еще десять лет жизни», — говорится в известной русской пословице, в которой народ советует жить в гармонии с собой и со всем миром, чаще улыбаться, так как улыбка продлевает жизнь на десять лет.
- «Живи для людей, поживут и люди для тебя», — советует русская пословица. В ней говорится о том, что смысл жизни человека может заключаться в служении людям, особенно тем, кто нуждается в помощи и поддержке.
- «Жил — ни о чем не тужил; помер — и о нем не тужат», — говорится в русской пословице. В ей точно отмечается нашими предками то, что если человек при жизни был эгоистом, ни о ком не переживал, кроме самого себя, значит после его смерти никто и не будет тужить о нем.
- «Не хлебом единым жив человек», — гласит русская пословица. Она утверждает, что человеку нужен не только хлеб, но и духовная пища.
- «Жизнь без цели — пустая жизнь», — считали наши мудрые предки в пословице. В ней утверждается, что бесцельная жизнь пуста. У каждого человека должна быть цель, к которой нужно стремиться.
- «Бодрость, доброжелательность и честность — хорошие компаньоны, чтобы взять их с собой по жизни», — гласит испанская пословица. В ней говорится о том, что спутниками жизни человека должны стать бодрость, доброжелательность и честность.
Ценность человеческой жизни и его личные ценности
Так уж мы устроены, что начинаем что-то ценить только после того, когда это потеряем. Но, когда речь идет о собственной жизни, то потеряв ее, оценить какой она была, уже невозможно, так как просто некому будет это сделать.
Но, как только человек сталкивается с жизненными трудностями или ощущает рядом с собой тяжелое дыхание костлявой женщины в черном капюшоне, то начинает замечать, как его прежние и уже привычные представления рушатся, а он находится на пороге чего-то нового и неизвестного.
Именно от его выбора в этот момент будет зависеть, какие ценности займут свое почетное место в его жизни: материальные или духовные. По своему опыту и отзывам знакомых людей знаю, что в такие минуты все материальное отходит на второй план.
Хорошо, если после таких озарений остается время, чтобы можно было что-то изменить и исправить в этой жизни. Но события последних лет (в связи с пандемией коронавируса) показывают, что худощавая дама все чаще приходит в гости в самое неподходящее для этого время.
Однако, не будем о грустном. Ведь если сосредоточить свое внимание на том, что ценность человеческой жизни определяется прежде всего личным отношением к ней, то все становится на свои законные места.
Одно дело, когда я, будучи уверенным в том, что человек живет только один раз, стараюсь получить и максимально продлить удовольствие от нее и делаю все возможное для этого. И совсем другой случай, когда приходит осознание, что земное существование представляет собой лишь пролог для будущей и более совершенной жизни.
В первом варианте изменения моих внутренних установок и убеждений будут приводить к стремлению реализовать свою материальную картину мира со всеми вытекающими отсюда жизненными ценностями в виде, например, величины банковского счета или престижной зарубежной недвижимости.
Но существует другой подход, когда жизнь человека рассматривается как непрерывный процесс, включающий в себя несколько отдельных, но очень необходимых этапов, таких, например, как материальный земной и духовный внеземной.
При этом смысл жизни человека состоит в том, чтобы обеспечить благоприятные условия для созревания и развития божественной души-личности в физическом теле и выполнения возложенной на нее персональной миссии.
В таком сценарии все внешние материальные атрибуты жизни представляют собой обычные декорации театрального спектакля. Зато первые места в партере зрительного зала по праву принадлежат лучшим человеческим качествам: чести, достоинству, совести, вере, надежде, любви.
Афоризмы
- «Через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе и великий характер, делающий его маяком для других», — считал немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. По его мнению, человек закаляет свой характер, осуществляя великие цели. А закалившись, он становится маяком для других людей.
- «Главный вопрос жизни — не «что я могу получить?», а «что я могу отдать?»», — считал британский военачальник Роберт Баден-Пауэлл. Он утверждал, что человек должен жить прежде всего не для самого себя, а для других и чаще задаваться вопросом, что он может сделать еще для людей.
- «Познай самого себя» – прекрасный и полезный совет; жаль только, что древние не догадались указать способ, как пользоваться этим советом», — писал русский писатель и драматург Антон Павлович Чехов. Он считал, что смысл жизни может заключаться в познании самого себя, но жалеет о том, что древние не догадались указать способ познания.
- «В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро», — утверждал древнегреческий философ Аристотель. Он видел смысл жизни в служении людям, в стремлении делать добро.
- «Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом», — говорил древнеримский император Марк Аврелий. Он утверждал, что человек не должен стремиться жить на стороне большинства, а стараться жить в гармонии со своим внутренним миром.
- «Нельзя спрашивать о смысле жизни – этот смысл нужно в нее вложить», — утверждал французский писатель и дипломат Ромен Гари. По его мнению, человеку не нужно философствовать о смысле жизни, нужно наполнить жизнь смыслом.
- «Жизнь, пройденная без служения широким интересам и задачам общества, не имеет оправдания», — писал русский писатель, литературный критик и публицист Николай Семенович Лесков. По его мнению, цель и смысл жизни человека заключаеются в служении обществу, народу. Та личность, которая не наполнила свое существование этим смыслом, не имеет оправдания.
- «Живущий только для себя – мертв для других», — считал римский мимически поэт Публилий Сир. Он справедливо считал, что тот человек, который живет только для себя, считается не существующим, мертвым и для других.
- «Кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача – внести вклад в это движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним», — писал русский писатель и мыслитель Лев Николаевич Толстой. По мнению классика, главная задача человека – внести свой вклад в развитие и движение общества, мира, жить в сотрудничестве с ними, подчиняться им, а не своим эгоистичным желаниям.
- «Смысл жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем», — утверждал английский писатель и поэт Оскар Уайльд. Великий классик английской литературы считал, что смысл жизни заключается в самовыражении, так как любой человек живет для того, чтобы до конца проявить свою сущность.
Поиски смысла жизни (сочинение по литературным и жизненным впечатлениям)
Виктор Пелевин, современный писатель-постмодернист, поразил меня своим утверждением: «Смысл жизни в поисках смысла жизни». Действительно, человечество не одно тысячелетие пытается осмыслить своё существование, но до сих пор не найден устраивающий всех ответ.
К этому вопросу каждый относится по-разному. Кто-то вовсе не задумывается над ним, считая философствование пустым и обременительным занятием. Как правило, жизнь такого человека напоминает растительную, механическую, сводится лишь к удовлетворению потребностей. Недаром возникло понятие «общество потребителей». Подобная позиция приводит к постепенной утрате духовности, нравственного чувства, то есть человек перестаёт быть личностью, сохраняя все функции биологической особи.
Можно резонно возразить: «Приносят ли счастье поиски смысла жизни? Обретёт ли спокойствие человек, если эти поиски увенчаются успехом?». Но ведь никто и не обещал лёгкости в постижении тайн бытия и своего собственного «я». Если бы это было так просто! Представим, что каждый найдёт свой ответ на вечный, как мир, вопрос о смысле жизни. Что будет в итоге? Хаос? Общество роботов с выверенной программой действий? Поневоле согласишься с Пелевиным: уж лучше всю жизнь верить в существование абсолютной, непреложной для всех истины и стремиться к ней, чтобы обрести гармонию.
Пытаясь найти себя, мы не стоим на месте, а изменяемся, развиваемся, совершенствуемся. Вспомним Л.Н. Толстого: он утверждал, что остановка — это духовная смерть. Вечное движение и есть, по всей видимости, та миссия Человека, которую возложил на нас Создатель. Да, этот постоянный поиск сопряжён с разочарованием, утратами, болью. Главное — не потерять веры в себя, в изначальную осмысленность происходящего. Выход заключается в том, чтобы продолжать поиск, не боясь совершить ошибку.
«Вечной» теме поиска смысла жизни посвящён не один десяток произведений мировой литературы. В России этому вопросу уделяли большое внимание корифеи словесности — А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.П. Чехов. И этот ряд можно продолжить.
Герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — «лишний человек», скучающий от отсутствия смысла в жизни, которую он вынужден вести как представитель своего времени и своего сословия. Не начав как следует учиться («Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь»), он пытается заняться умственным трудом, но быстро охладевает к этому из-за лени.
Судьба преподносит Онегину бесценный дар — любовь неискушённой девушки. Однако любовь не нужна человеку, не нашедшему себя. Он равнодушен и холоден, а потому с лёгкостью совершает преступление — убивает друга на дуэли, которую сам же спровоцировал от скуки. Затем, спасаясь от тоски, «он начал странствия без цели». Вот оно, ключевое слово — цель! Без неё человек оказывается в духовном вакууме, утрачивает не только смысл, но и самый вкус жизни. Эту цель не обрести в бесполезных блужданиях по свету. Нашёл ли Онегин то, что искал? Не растерял ли того, что имел?
Во всяком случае, он сожалеет о том, что прошёл мимо любви, которая утеряна им безвозвратно.
Евгений Базаров, герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», видит цель своей жизни в разрушении, в отрицании всего, что было создано раньше. Последовать его примеру? Или остаться при своих (пусть консервативных) убеждениях, как это делают Кирсановы? Кто из них прав? На чьей стороне истина? В этом произведении вопрос о смысле жизни упирается в решение проблемы «отцов» и «детей», но есть проблемы преемственности поколений. Позднее Ф.М. Достоевский создаст свои «идейные романы», где основу конфликта составит борьба идей, а герои будут доказывать истинность своих теорий на материале собственной жизни.
Предвидя небывалый размах человеческих амбиций, пророчески предрекая рождение чудовищных идей, Достоевский призывает читателя во имя спасения мира и человечества довериться учению Христа. Каждым своим произведением писатель стремится убедить нас в том, что единственная цель, достойная человека, — это служение Добру. В этом с ним солидарен и Лев Николаевич Толстой. Для него, как и для его любимых героев (Андрея Болконского, Пьера Безухова, Константина Левина), смысл жизни заключается в постоянном поиске истины. Душевный покой, по мысли Толстого, — это подлость. И, значит, да здравствует движение, бесконечный путь души к совершенству!
Писатели настойчиво зовут нас не сдаваться, не успокаиваться на достигнутом. Преступно не внять этому призыву, когда тебе семнадцать лет и жизнь распахивает перед тобой свои горизонты. Только бы хватило сил!
Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004