Драматические произведения А. Островского имеют ряд особенностей: это «пьесы жизни», раскрывающие общенациональные проблемы и бессмертные социально-психологические типы. Кроме того, произведения Островского гуманистичны: автор стоит на защите общечеловеческих ценностей и человека как главной ценности. В его пьесах воссоздан национальный колорит – на уровне быта и человеческих взаимоотношений. Еще одно отличие – афористичность пьес Островского: сколько его метких названий стали самостоятельными афоризмами! Особенность героев драматурга – в их «горячем сердце»: доброте, душевной щедрости, способности самоотверженно любить и помогать другим.
Драму «Гроза» (1859) можно назвать трагедией «горячего сердца»: здесь множество конфликтов и драматических контрастов. Все действие пьесы разворачивается в предгрозовой, а после и грозовой атмосфере.
, «горячим сердцем» пьесы становится Катерина – натура поэтическая, чистая, открытая, созидательница по сути своего сильного характера. Героине противостоит быт и нравы города Калинова, где господствуют деспотизм и самодурство Диких и Кабаних. Суть конфликта Катерины и свекрови – в несовместимости свободы «горячего сердца» с тиранией, покорностью и смирением. Обострением конфликта становится проснувшееся чувство к Борису – человеку другого мира, как кажется Катерине; его результатом – гибель героини как приговор миру Диких и Кабановых, конформистам и рабам.
Добролюбов усматривал в образе Катерины революционное звучание: противостояние «луча света» «темному царству». Островский же, по его признанию, имел в виду более широкий и глубокий замысел – противопоставить поэтический мир природы и души человека с их красотой и мощью нищете духа, когда все светлое обречено на гибель.
«Горячим сердцем» является и Лариса из «Бесприданницы» (1879) – образ трагический, овеянный печальной поэзией несбывшейся любви и обманутых надежд.
Пьеса охватывает иную сферу – сферу зарождающегося капитализма, где на смену Диким и Кабанихам приходят хищники с мертвой хваткой, циничные и расчетливые дельцы – Кнуровы, Паратовы. Для них достоинство человека, репутация девушки не имеют никакой цены, поэтому они, не глядя, «растаптывают» Ларису ради мелкого удовольствия и забавы.
Трагедия Ларисы состоит не в том, что она бесприданница, а в том, что, в силу своей чистоты и благородства, умеет разглядеть аморальность и беспринципность хозяев жизни. Отсюда и эволюция конфликта – от несовместимости бедности и богатства до противостояния нравственно совершенной личности миру расчета и выгоды. Лариса понимает свою обреченность и благодарит своего убийцу: «Какое благодеяние вы для меня сделали… Это я сама… Никто не виноват…».
Бытовые и социальные реалии эпохи, герои, раскрывающие тему «горячего сердца», представлены также в пьесах «Без вины виноватые», «Бесприданница», «Таланты и поклонники» и др.
Успешного изучения литературы!
© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
- Образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» Островского с цитатами
И.С. Тургенев «Отцы и дети»: Базаров — герой своего времениН.А. Некрасов: «Я лиру посвятил народу своему…»
Остались вопросы?
Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.
Ключевыми персонажами данных пьес выступают молодые девушки, Катерина (в «Грозе») и Лариса (в «Бесприданнице»), обладающие чуткой и нежной душевной конституцией. Но волею судьбы им суждено противостоять людям иного мира, где правят эгоизм, деньги, корысть и подхалимство. Горячие сердца этих несчастных девушек медленно сгорают в чуждой им обстановке и в конце концов происходит трагедия.
Тема женского типа «горячих сердец» открывается А.Н. Островским мастерски и многогранно.
Его героини считают главными аспектами в жизни любовь к другому человеку и любовь в самом человеке. Их сердца жаждут этой любви. Но, к их несчастью, с ними происходит обратное. Катерину против воли выдают замуж за нелюбимого человека, который значительно старше нее. Ларису же собираются выдать, унижая её открытыми поисками жениха побогаче и «посолиднее», но стечение обстоятельств приводит к помолвке со служащим Карандышевым.
Важно отметить, что обе девушки действительно искренне пытаются полюбить выбранных им супругов, но это их к счастью не приводит. В обеих пьесах разворачивается драма «горячего сердца».
И Катерина, и Лариса отдаются бушующим в их сердцах и мыслях страстям, толкая себя на погибель.
В финальной сцене пьесы «Бесприданница» юная Огудалова в отчаянии изливает свою догорающую душу Карандышеву:«Я любви искала и не нашла… Ни от кого я не видела сочувствия, не услышала теплого, сердечного слова…» Это последний крик её «горячего сердца».
Поднятая драматургом драма «горячего сердца» по-прежнему актуальна и сегодня. Люди с искренним и открытым устройством души будут всегда.
Краткое сочинение
В своих произведениях Островский всегда рассказывал придуманную им историю так, что у читателя сразу появлялась мотивации идти и делать что-то, неважно, что именно, но идти и делать. Все те персонажи, которых автор наделил самыми мужественными и решительными чертами характера как бы мотивируют читателя на такой образ жизни. Эти персонажи, с горячими сердцами и невиданной смелостью, описаны во многих произведениях Островского, однако наиболее точным примером послужат произведения “Гроза” и “Бесприданница”.
- Образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза»: описание характера, жизнь и смерть Катерины Кабановой
В этих произведениях автор описывает судьбы людей, которые не по своей воле попали в ту или иную обстановку, которая зачастую им не нравится, и описывает их борьбу с ней, описывает то, что они чувствуют, находясь там. Так, например, Катерина, персонаж произведения “Гроза” с самых первых страниц привлекает читателя, и автор специально заостряет внимание на её характере и образе. Катерина – довольно милая, добрая девушка, которой присущи самые хорошие черты человеческой личности. Она имеет устоявшиеся понятия о чести и достоинстве, и потому ведёт себя по чести. Однако по ходу повествования она попадает в достаточно неприятное ей место. В нём отсутствуют какие-либо понятия о чести и достоинстве, там скорее превозносится корысть и алчность. Однако Катерина совсем не собирается мириться с данным положением вещей. Она начинает активно бороться за своё право остаться при своих идеалах, с жаром отстаивая свои убеждения.
Следующим прекрасным примером горячего сердца и пыла послужит Лариса Огудалова, главный персонаж произведения “Бесприданница”. В произведении автор представляет Ларису образом почти как у Катерины, но с одним отличием. Если Катерина борется с людским бесчестием и злобой по отношению к другим людям, то Лариса противостоит материальной составляющей человеческой жизни, противостоит людям, которые вместо личного духовного счастья выбрали материальное положение. Она попадает в общество, где на первом месте стоят не человеческие добродетели, а количество монет в твоём кошельке, и неважно как они были заработаны. Поэтому Лариса начинает неравный бой, который она ведет, смело и самоотверженно, ведь она также как и Катерина не собирается мириться с этой ситуацией. Потому их двоих и можно назвать горячими сердцами, которых так ясно описал Островский в своих пьесах.
Другие темы:← Женские образы в пьесе Бесприданница↑ ОстровскийКритика Добролюбова и Писарева в оценке пьесы Гроза → `
Драма «горячего сердца» в пьесе Островского «Бесприданница»
О А. Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают нас в пьесах Островского страшные лики «темного царства», и лишь Волга вольно несет свои воды, вбирая в себя и красоту, «какая в природе разлита», и красоту «горячего сердца», измученного неволей, жаждущего света, воздуха, освобождения. В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина, почти через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки обрела смерть Лариса,
человек «горячего сердца» из пьесы «Бесприданница». В поэтике Островского с замечательным мастерством слились две стихии: жестокая реалистическая стихия «темного царства» и романтическая, просветленная взволнованность «горячего сердца». Мир диких и кабаних в «Бесприданнице» претерпел существенные изменения. Здесь «значительные лица в городе» — европеизированные дельцы Мокий Парменыч Кнуров и Василий Данилыч Вожеватов; невежественную Кабаниху сменила расчетливая Харита Игнатьевна, мать Ларисы Огудаловой, ловко торгующая красотой дочери. Здесь блистает барин — судовладелец Сергей Сергеевич Паратов (произошло сближение между торговым сословием и дворянством, некогда сторонившимся предпринимательства). Но за внешним лоском этих хозяев жизни — тяжкое дыхание бессердечного мира купли-продажи, циничного торга, беспощадного приобретательства. И Кнурову и Вожеватову безразлично то, что происходит в душе Ларисы, девушка-бесприданница для них является лишь товаром, ее красоту они попросту разыгрывают в орлянку. Карандышев перед роковым выстрелом говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека. они смотрят на вас, как на вещь». И героиня соглашается, она наконец прозревает и понимает свое место в этом обществе: «Вещь. да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек.» Смертельно раненная женщина благодарит убийцу, она не хочет жить в мире, в котором «ни от кого. не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно». Женщина пылкого сердца, Лариса ищет любви, в ней нет никакого расчета, пошлости: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет», — замечает Кнуров. Но ее любовь поругана, для Паратова она лишь развлечение, вид спорта: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву». Выстрел Карандышева приносит ей избавление от страшной жизненной западни: ведь она уже была готова принять условия богача Кнурова: «.Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты. Я не нашла любви, так буду искать золото». Золото — тот же омут, и в него уже была готова кинуться Лариса. Так циничная и жестокая власть торгашеского мира убивает «горячее сердце» женщины, не нашедшей человека, достойного высоких чувств. В этом «темном царстве» красота — проклятие, красота — гибель, или физическая, или духовная.
Драма “горячего сердца” в пьесе А. Н. Островского “Бесприданница”
Драма А. Н. Островского “Бесприданница” была написана в конце 70-х годов XIX века. Это было время торжества нуворишей – разбогатевших купцов. Деньги, заслонив истинные ценности, оказывали все большее влияние на людей. Судьба главной героини, Ларисы Огудаловой, – воплощение трагических последствий этого пагубного влияния. Лариса – молодая красивая девушка, обладающая ярким неповторимым характером, горячим сердцем и романтической душой. Она способна чувствовать прекрасное, одарена художественным талантом – певческим и музыкальным.
Она стремится к душевности, чистоте отношений, ценит порядочность, мечтает о подлинной, возвышенной любви и тихой семейной жизни с любимым человеком. Но все эти мечты разбиваются о прозаическую действительность – у ее матери “состояние небольшое, давать приданое не из чего”. Лариса Дмитриевна “барышня хорошенькая, – объясняет молодой купец Вожеватов, – играет на разных инструментах, поет, обращение свободное… Ну, а жениться-то надо подумавши… теперь женихов-то в самый обрез; сколько приданых, столько и женихов, лишних нет – бесприданницам-то и недостает”. Беда Ларисы в том, что в обществе, в котором она, по воле матери, вынуждена вращаться, все решают деньги, и буржуазные представления о положении бесприданницы являются определяющими в оценке окружающих ее людей. Потому искренность Ларисы встречает осуждение и непонимание: “Не глупа, а хитрости нет, – говорит о ней Вожеватов, – к кому расположена, нисколько этого не скрывает… а бесприданницам так нельзя… Вот Сергей Сергеич Паратов в прошлом году появился, наглядеться на него не могла, а он месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез неизвестно куда”. Лариса думает, что в лице “блестящего барина” Паратова нашла свою любовь и что он любит ее так же искренне и безоглядно, как она его. Но избранник Ларисы, не обладая деловой хваткой “миллионщиков” из купцов, вроде Кнурова и Вожеватова, уже успел вполне усвоить их мораль. Не случайно он признается Кнурову: “У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно”. А Лариса продолжает верить, что ее возлюбленный – человек широкой души, способный подняться над узкими материальными интересами. Она прямо заявляет своему жениху, мелкому чиновнику Юлию Капитонычу Карандышеву: “Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все… Сергей Сергеич… это идеал мужчины”. К сожалению, такая искренность и глубина чувств Ларисы вызывают у окружающих только едкую насмешку. “А уж как она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная!” – смеется тот же Вожеватов, которого Лариса искренне считает своим другом. Положение бесприданницы, на его взгляд, обязывает льстить, хитрить, притворяться, лгать, принимать комплименты от “женихов, на которых без отвращения смотреть нельзя”. “Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески”, – поддерживает его мать Ларисы. Но Лариса Дмитриевна “не таких правил”. Пережив свое страстное увлечение Паратовым и тяжелую разлуку с ним, имея перед глазами горький пример сестер, “проданных” матерью, устав от “цыганского табора” в своем доме, Лариса дала Карандышеву согласие на брак. Бряхимовские купцы не в состоянии понять, что для Ларисы невозможно улыбаться “во время страшной, смертельной тоски” и любезничать с ними, не слишком заботясь о своей нравственности. “Эта женщина создана для роскоши, – рассуждают они, – в нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится”. В финале происходит жестокое прозрение героини. Паратов соблазняет Ларису, уже решившую выйти замуж за Карандышева. Он публично утешает ее жениха, А Лариса, окончательно разочаровавшись в Юлии Капитоныче, говорит Паратову: “У меня один жених: это вы”. Разорившийся помещик-предприниматель, хотя и любит Ларису по-своему, пытается уверить ее, что страсть к ней была лишь минутным увлечением, и признается, что вынужден жениться на нелюбимой женщине ради получения наследства. “Идеальный мужчина” прекрасно все сознавал и точно рассчитал свои действия. Он не мог смириться с тем, что какой-то ничтожный Карандышев отнимет у него, “блестящего барина”, красивую игрушку, и решил поставить Юлия Капитоныча на место. Насладившись своей местью, Паратов не удосужился даже проводить потрясенную девушку домой. Лариса действительно была для Паратова только мимолетным увлечением. И все-таки не разочарование в былом возлюбленном губит несчастную бесприданницу. Мы видим, что о Ларисе все время говорят, ею восхищаются; четыре героя пьесы соперничают, надеясь снискать ее благосклонность, но чувства, желания, стремления самой девушки, ее внутренний мир, ее переживания никого не интересуют. Лариса с самого начала чувствует себя неуютно в этом мире. “На меня смотрели и смотрят, как на забаву, – горько сознает она. – Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно… “; “Я вижу, что я для вас кукла, поиграете вы со мной, изломаете и бросите”, – говорит она Карандышеву, сознавая, что брак с нею для него – способ подняться в собственных глазах и глазах окружающих, способ удовлетворить свое тщеславие. Карандышев и сам прекрасно понимает, что он Ларисе “не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий”, но он не может побороть желания потешить свою оскорбленную гордость, свое самолюбие. “Все себя любят! Когда же меня-то будет любить кто-нибудь?” – сокрушается Лариса, но Карандышев не слышит ее. Обман Паратова лишь усугубляет трагичность положения героини. “Я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать… Какая же я жалкая, несчастная”, – говорит она, укоряя себя за слабость, неспособность расстаться с такой унизительной жизнью. В трагичности судьбы героини есть доля и ее собственной вины. Лариса лишена цельности. Ее человеческие качества – стремление к нравственной чистоте, правдивости, открытости – высоко поднимают ее над окружающими, но над ней довлеют буржуазные представления о жизни и влияют на ее понимание людей. Она ослеплена столичной элегантностью, шиком Паратова, его умением с блеском транжирить деньги. Эти качества Лариса принимает за “широту натуры” и считает Паратова “идеалом мужчины”, но тем горше ее прозрение. Героине претит жизнь в мире наживы, она хочет сохранить чистоту, уйти, не запятнав души и тела развратом, не сделав собственную красоту и талант товаром. Именно это, а не несчастная любовь заставляет Ларису искать смерти. К трагической развязке Ларису окончательно приводит сообщение Карандышева, что Кнуров и Вожеватов разыгрывали ее в орлянку, как дорогую вещь: “Они не смотрят на вас как на женщину, как. на человека, – человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь”. Вынести такое унижение Лариса уже не в состоянии, но и решиться на самоубийство тоже не может. “Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко… Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить… Кабы теперь меня убил кто-нибудь… Как хорошо умереть… Пока еще упрекнуть себя не в чем… ” – думает Лариса и потому выстрел Карандышева она принимает как избавление. Она всегда была одинока, наедине со своими думами и мечтами, и вот теперь она счастлива, что наконец-то вызвала вспышку человеческого чувства, она успокоена, она всех прощает, она даже благодарит Карандышева, освободившего ее от еще большего унижения, от полной нравственной гибели. В мире, где никому не нужны искренние чувства, любовь ж теплота человеческих душ, где царят цинизм, безнравственность и кипят мелкие страсти, “бесприданницы” оказываются выкинутыми за борт жизни. Любовь и деньги несовместимы, и трагическая судьба Ларисы Огудаловой – один из многих примеров драмы “горячего сердца” в мире наживы и грубого расчета.