Анализ и краткое содержание «Кавказский пленник» Толстого


История написания

Впервые произведение было опубликовано в издании «Заря» в 1872 г. Сюжет «Кавказского пленника» в определенной степени основан на реальной истории, которая произошла с писателем во время службы на Кавказе в 1853 г. Лев Николаевич вместе с еще одним солдатом, чеченцем Садо, попали в засаду.

Их догонял вражеский отряд. Хоть у Толстого была выносливая лошадь, на которой он мог легко оторваться от погони, он не бросил товарища в беде. Садо был вооружен, но ружье было не заряжено, однако он все равно грозно целился в противника, пытаясь испугать врага. Кавказцы не стреляли в русских бойцов, поскольку пытались взять их живыми. Толстому с товарищем удалось подойти к крепости, оттуда их увидели казаки и поспешили на помощь.

В основе произведения также находятся «Воспоминания кавказского офицера» барона Ф. Ф. Торнау. В его мемуарах описан опыт о нахождении в плену у горцев, о дружбе с казахской девушкой-пленницей, которую звали Аслан-Коз, о первой неудачной попытке бежать, и дальнейшем освобождении.

Литературная композиция «Кавказский пленник»(Юбилей М.Ю.Лермонтова)

Чтец14:

«Славное место эта долина. Со всех сторон горы непреступные, красноватые скалы, обвешенные зеленым плющом и увенчанные куполами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко – высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает как змея своею чешуею».

Ведущий2.

Картины природы в «Герое нашего времени» исключительно живописны. Вместе с этим они реалистичны. Но природа в романе является не только обстановкой, в которой происходят события, но и служит средством раскрытия внутреннего мира главного героя. Пейзажные зарисовки подчеркивают, оттеняют мысли и переживания Печорина. Печорин тянется к природе. В общении с ней находит душевное успокоение. Он любит природу и тонко чувствует ее прелесть.

Чтец15:

«В этот раз, больше чем когда – нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматривался я в каждую росинку трепещущую на широком листе виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! Как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль».

«Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыплет мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На западе пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская палка, и закрывает всю эту часть небосклона…»

Ведущий1

. Кавказ был одной из главных тем ни только стихов, поэм, «благоуханной прозы» Лермонтова, но и его многочисленных рисунков, акварелей и нескольких картин, выполненных с большим профессиональным мастерством.

По возвращении из первой ссылки всего за два года поэт завершает работу над поэмами «Мцыри», «Демон» и романом «Герой нашего времени», пишет такие превосходные стихотворения, как «Дума», «Поэт», «Три пальмы», и другие.

Чтец16: «Спор»

Ведущий2.

В 1840 году за дуэль с сыном французского посланника Барантом Лермонтова арестовывают и предают суду. А затем по личному распоряжению Николая I переводят в Тенгинский полк, находившийся на Кавказе в районе ожесточенных боев. Царское решение имело целью поставить беспокойного, неудобного поэта в такие условия, при которых ему грозила бы гибель.

Осуждая войну, поэт вынужден был принимать в ней участие. В журнале боевых действий отряда, в котором находился Лермонтов, под 11 июня 1840 года имеется такая запись:

Чтец17:

«Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имея поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы.»

Жанровая композиция

Это произведение хоть в некоторых случаях литературоведы и называют повестью, все-таки оно больше относится к рассказу. На это указывает маленький объем, ограниченное количество главных героев, единственная сюжетная линия и повествование, ведущееся от первого лица.

Толстой написал «Кавказского пленника» в направлении реализм. Все творчество этого писателя было построено именно на этом литературном стиле, и этот рассказ не стал исключением. Доказывает это и то, что творение Льва Николаевича было основано на реальной истории.

Писатель в произведении описывает действительную военную жизнь, без романтизма и прикрас. В книге 6 глав. Текст содержит стандартные структурные элементы, которые присущи жанру рассказ: завязка, развитие событий, кульминация, развязка.

Композиция «Кавказского пленника»

Посмотрим, как взаимодействуют два противоположных способа развития действия в «Кавказском пленнике». Познакомив нас с заглавным действующим лицом и довольно смутными обстоятельствами его пленения, автор внезапно обрывает повествование на многоточии: «И пленника младого грудь / Тяжелой взволновалась думой…», после чего действие обращается вспять. Следует воспоминание о прежней жизни невольника: «В Россию дальний путь ведет…», завершающееся возвращением к исходной точке повествования: «Свершилось…/…Он раб».

Действие развивается, но мы отчетливо видим, как оно деформируется романтической иронией, контрастом сжатого времени и растянутого пространства, сюжетным мостиком между этой и той жизнью. Далее происходит знакомство с черкешенкой, сближение молодых людей. Теперь уже растягивается временной план. Появляется первое лирическое отступление в виде выделенного графически восьмистишия «Не вдруг увянет наша младость…», которое воспринимается как вполне самостоятельное стихотворение, и, конечно, тоже существенно прерывает действие.

Пространное описание жизни пленника, картины природы, этнографические подробности как бы возвращают нас к экспозиции, дополняют ее. Действие вследствие этого чрезвычайно замедляется, пробуксовывает, почти останавливается. Возникает как бы побочная сюжетная линия, и не одна, а целых пять — перебираются характерные эпизоды из жизни черкесов…

Опять переброс в прошлое и тут же возвращение к настоящему знаменует окончание I части. II часть открывается обращением к «деве гор», которое незаметным образом переходит в разговор — герои обмениваются монологами (таков романтический «диалог»). В тираде пленника обращает па себя внимание лирическое отступление «Как тяжко мертвыми устами… Как тяжко мыслить о другой!..», которое производит двойственное впечатление: герой не мог этого сказать своей собеседнице, по он мог подумать об этом или озвучить свои мысли «в сторону», как на сцене.

Развитие действия возобновляется. Сценой «разговора» исчерпывается конкретный эпизод со сжатым временем. Затем оно вновь «разжижается»: «Однажды слышит русский пленный, / В горах раздался клик военный…». Аул готовится к набегу. Конкретизация действия, однако, не осуществляется в полной мере. Диссонирующим затормаживающим фактором звучит черкесская песнь, приведенная полностью, от первого до последнего стиха. «Так пели девы…» — указание на реальность ее исполнения в описываемых обстоятельствах: «…Сев на бреге, / Мечтает русский о побеге…».

Вот тут действие вновь приобретает конкретный сиюминутно совершающийся характер. Дева приходит к пленнику с пилой и кинжалом. Стремительно мелькают «кадры»: освобождение — бегство — гибель черкешенки — свои! Развязка — и эпилог, имеющий к теме весьма косвенное отношение: 1) о музе, которая «…для венка себе срывала / Кавказа дикие цветы…», 2) о Кавказе, 3) о прошлом (Мстислав и Редедя), 4) о настоящем: «…Смирись, Кавказ: идет Ермолов!.. И смолкнул ярый крик войны…» до самого конца. О судьбе героя ни слова!

Если мы попробуем теперь реконструировать сюжет, отличающийся отрывочностью, фрагментарностью, сдвинутостью хронотопа, это будет крайне затруднительно. Полнокровный сюжет «Кавказского пленника» как типично романтической поэмы в значительной мере вытесняется, нейтрализуется лирическим элементом.

Источник: Федотов О.И. Основы теории литературы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Ч.1

Краткое содержание

В сюжете произведения находится рассказ об офицере Иване Жилине, который воевал на Кавказе. В один из дней он получил послание от матери. Она писала, что уже очень плоха, просила навестить ее, чтобы попрощаться. Жилин, не раздумывая, едет домой.

Обоз шел не спеша, потому Иван с другим попутчиком, солдатом Костылиным, решают пойти вперед. Но по дороге им встречаются горцы. По вине Костылина, который испугался и убежал с ружьем, безоружного Жилина взяли в плен и увезли в аул. Здесь на него надели колодку и закрыли в сарае. Через время пленному Ивану сообщают, что Костылина также поймали, а ружье, которое было у русского солдата, дало осечку.

Бойцов передали в счет долга Абдул-Мурату. Новый «владелец» после потребовал выкуп за них. Иван, пожалев мать, зная, что у нее нет средств, отправляет послание на неправильный адрес. Он с другом находится в плену более одного месяца. За это время у Ивана получилось завоевать симпатию со стороны местных жителей, в частности, у хозяина и его дочки Дины, которая тайком приносила ему еду. Костылин еще ожидает ответа из дома, надеясь на выкуп, а Жилин в это время каждую ночь роет подкоп.

В один из дней они по лазу выбираются из сарая. Пытаясь отыскать путь к крепости, солдаты сильно натирают ноги. Костылин постоянно жаловался на невыносимую боль, потому Иван нес его на себе. Естественно, так они далеко не ушли, их поймали горцы и вернули в аул, после посадили в яму и пообещали убить, если через неделю не будет выкупа.

Здоровье Костылина в яме сильно ухудшилось. Иван разработал другой план побега, уговорив Дину принести длинную палку, чтобы по ней можно было взобраться и убежать. Он пытался взять друга, но у последнего не оставалось на это сил, потому Жилин совершает бегство один.

Целую ночь он идет к крепости, но, уже подходя к ней, нарывается на татар. Из последних сил герой бежит в сторону казаков, прося их о помощи. Те услышали Ивана и помогли ему. Костылин все же дождался выкупа лишь через месяц и вернулся в крепость.

Краткое содержание для читательского дневника


Вкратце сюжет повествует о временах Кавказской войны. Тут служит офицер Иван Жилин. Место проживания солдат — крепость.
Мать прислала Ивану письмо, с просьбой проведать ее. Вот Жилин и выезжает из крепости с обозом.

Поскольку обоз едет медленно, Жилин с другим офицером по имени Костыли решают поехать сами вперед. Они встречают горцев. Костылин бросает Жилина и уезжает. Горцы подстреливают лошадь Жилина и берут его в плен. Позже в плен попадает и Костылин. Они живут в сарае.

Цитата из рассказа описывает состояние героев: «Жил так Жилин с товарищем месяц целый. Хозяин все смеется. — Твоя, Иван, хорош, — моя, Абдул, хорош. — А кормил плохо, — только и давал, что хлеб пресный из просяной муки, лепешками печеный, а то и вовсе тесто непеченое.

По ночам Жилин делает подкоп, но затея оказалась провальной. В конце концов ему удалось сбежать с помощью дочки хозяина Дины. Он добрался до русских войск, а те впоследствии спасли Костылина.

В произведении показан быт горцев, их обычаи, рассказано, как они жили, и также присутствует описание природы, благодаря чему можно лучше понять переживания персонажей.

Описание персонажей

Во время создания произведения писатель использовал прием антитезы. Толстой противопоставил Ивана и Костылина для придания контрастности рассказу. За счет этого более понятны проблемы, которые поднимает автор. Многие богатые люди, наподобие Костылина, трусливые, слабые, ленивые и беспомощные без денег. Потому дворянству нужно равняться на изобретательного и храброго Ивана. Лишь на этих мужчин сможет положиться отчизна в сложное время.

В рассказе два главных героя:

  1. Иван Жилин. Бедный, принципиальный и упрямый человек. Когда горцы заставили написать послание матери с просьбой выслать выкуп в 3 тыс. руб., он настоял, что этих денег никто не вышлет, в результате они сдались и приняли его цену. Это смелый герой, он не опустил руки в сложной ситуации. Не ожидает чуда, надеется лишь на себя.
  2. Костылин. Богатый дворянин. Это противоположность Жилину. Он неуклюжий и полноватый, изнежен безмятежной жизнью, не привык сталкиваться со сложностями, потому нахождение в плену дается ему с трудом. В отличие от Жилина, он ненадежный друг. Увидев врага, сразу бросил Ивана самого. Находясь в плену, он просто смиряется со своей участью, не предпринимает каких-то действий, лишь ожидает выкупа.

Какова история создания рассказа «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого?

Какова история создания рассказа «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого?
«Кавказский пленник» Толстого — история создания?

Рассказ «Кавказский пленник» русский писатель Л.Н.Толстой написал, основываясь на реальных событиях своей жизни. Писатель сам в молодости служил на Кавказе, участвовал в войне с горцами, на которой вместе со своим другом чудом ушел от погони и избежал пленения татарами.

Кроме того, Льву Николаевичу приходилось выручать из плена горцев своих товарищей по службе.

Рассказ напечатали в 1872 году.

История создания «Кавказского пленника» имеет реальные факты. Лев Толстой тоже служил на Кавказе и чуть не попал в плен, когда во время поездки на лошадях с другими офицерами и чеченцем-другом они подверглись нападению чеченцев, но чудом им удалось остаться в живых и не попасть в плен. При этом, как и его герой Жилин, Толстой не оставил своего друга одного, хотя мог ускакать на своей быстрой лошади.

«Кавказский пленник» изучается в среднем звене по школьной программе, очень ярко описаны характеры главных героев, один из которых готов сдаться под напором первых трудностей, второй борется за свободу. Лев Толстой прочитал воспоминания полковника Торнау в русском журнале под названием «Русский вестник». Рассказ был посвящен любви между кавказской девушкой по имени Аслан Коз и русского офицера, который попалв плен к ее сородичам. Ну а дальше перо мастера состворило шедевр, который интересно прочитать в любом возрасте.

Основная тематика

В своем произведении Лев Николаевич Толстой на примере главных героев рассказа Костылина и Жилина поднимает важные тематики — дружба, верность, отзывчивость, товарищеский долг, смелость, стойкость и добродушие.

Писатель затронул многие темы, можно кратко описать только главные из них:

  1. Тема сострадания изображается в образе Дины. В отличие от рассказа Пушкина, героиня Толстого помогла пленнику не из любви, девушка руководствовалась более возвышенными чувствами, она пожалела доброго и смелого главного героя, прониклась к этому человеку уважением и по-дружески симпатизировала ему.
  2. Отвага и смелость Жилина рассматривается как сила русского народа. Какие бы сложности ни попадались на пути, люди могут собрать всю отвагу в кулак и выйти из самых трудных ситуаций. Противоположный персонаж показал, что может случиться, если дать возможность победить трусости.
  3. Тема искренней дружбы со стороны Ивана и «случайная дружба» у Костылина. Если Жилин защищал своего товарища, как себя, то последний бросил его на произвол судьбы.

Раскрытие проблем

Проблематика в рассказе также обширна и актуальна. Лев Николаевич пытался поднять следующие вопросы:

  1. Кавказская война длилась практически 50 лет, множество солдат погибли в это время. Но зачем? Писатель поднял проблему бессмысленных и кровавых сражений. Война выгодна лишь для правящих кругов, обычным людям она абсолютно не нужна. Иван, выходец из народа, почувствовал себя в ауле на Кавказе чужаком, но не ощутил враждебности, поскольку горцы проживали себе мирно, пока их не завоевали и не начали порабощать. Писатель описывает положительный характер нового «владельца» Ивана Абдуллу и его сердобольную и добродушную дочку Дину. Это не звери, не изуверы, они такие же, как и их враг.
  2. Проблема предательства полноценно становится перед Иваном. Главного героя бросил друг Костылин, из-за этого человека они находятся в плену, из-за него не получилось первый раз бежать. Жилин — человек с огромной душой, он легко прощает товарища, осознавая, что не все люди могут быть сильным.

Тема и композиция


Тема «Кавказского пленника» это война Российской империи с горскими народами. План рассказа содержит такие структурные элементы, как завязка, развитие событий, кульминация и развязка.
Экспозиция довольна короткая, в ней всего пара предложений. Она рассказывает о том, что на Кавказе служил один офицер.

Завязка: Жилин получает письмо от мамы и отправляется, чтобы ее проведать.

Развитие событий: Иван попадает в плен, позже к нему присоединяется Костылин. Жилин продумывает побег, но убежать не получается. Офицеров Жилина и Костылина горцы сажают в яму

Кульминация повествует, что офицер Жилин благодаря помощи Дины выбирается из плена.

Развязка: побег удался. Потом русские привезли Ивана в крепость и спасли Костылина.

Смысл и идея

Своим произведением Лев Толстой пытался показать, что в любых обстоятельствах нужно быть человеком, не бездействовать и проявлять только наилучшие качества. Его главная мысль состояла в том, чтобы на противопоставлении двух абсолютно разных персонажей показать, к чему приводит определенное поведение личности. Иван, не видящий преград, продолжающий действовать и сражаться, в результате добился освобождения, а пассивный и постоянно унылый Костылин, только создающий еще больше сложностей, еле смог выжить в этой ситуации.

Суть произведения заключается в том, что добродушный, стойкий и смелый человек сможет справиться со всеми испытаниями, ожидающими его на пути в жизни. Иван смог выжить именно засчет этих качеств. На примере же Костылина читатель понимает, что богатство, титулы и статус в обществе не может помочь во вражеском плену, а трусость, низменность и подлость лишь усугубляют ситуацию.

Писатель в своем произведении заставил над многим подумать своих читателей. Основная мораль рассказа — нужно никогда не сдаваться. Именно этот план был у главного персонажа. Толстой является приверженцем идеи, что безысходные ситуации настигают лишь человека, опускающего руки и не предпринимающего каких-то решительных действий.

Также немаловажным выводом произведения является мысль, что войны никогда не смогут привести к чему-то хорошему. Пленить либо убивать человека из-за этнической принадлежности это не просто бессмысленно — это бессердечно, жестоко и низко. Все время нужно помнить, что независимо от пола, расовой принадлежности, вероисповедания любая жизнь бесценна.

Проблемы, которые показаны и раскрыты в произведении, актуальны и сегодня. Такие творения как «Кавказский пленник» для того и требуются, чтобы люди, читая их, осознали все возможные последствия этих действий и смогли учиться на чужих ошибках, а не на своих.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Анализ произведения

Толстой и его друг Садо сопровождали обоз в крепость Грозную, но двигались очень медленно. Заскучав, друзья решили обогнать обоз и поехать чуть быстрее. Оторвавшись от остальных, молодые люди попали в засаду к чеченцам. Эта история закончилась бы намного хуже, если бы чеченцы не планировали взять товарищей живыми и не стреляли. Лошади подо Львом и Садо были резвые и смогли ускакать от неприятеля. К сожалению, из верховых, сопровождающих обоз, пострадал молодой офицер, лошадь которого подстрелили. Животное упало и своим телом придавило юношу, а подъехавшие чеченцы изрубили верхового на куски. Произошедшее событие запало в сердце писателю, и в 1872 году в журнале «Заря» впервые был напечатан рассказ «Кавказский пленник».

Главная мысль рассказа — яркое противопоставление храброго, умного и оптимистичного мужчины своему товарищу — человеку пассивному, жалеющему себя, быстро сдающемуся и вялому. Один герой в любой ситуации остаётся мужчиной, старается найти выход из страшного положения и, в конце концов, добивается своего — освобождается из плена. Второй же персонаж сдаётся сразу же, как только попадает в плен, и только чудо помогает ему выбраться из плена еле живым. Мораль произведения: никогда не стоит сдаваться, желаемое будущее мы творим только собственными руками.

«Кавказский пленник». Краткое содержание

События «Кавказского пленника» разворачиваются во время Кавказской войны (1817-1864; военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением районов Северного Кавказа). Офицеру Жилину приходит письмо от матери, в котором женщина зовёт его домой. Выехать одному просто так нельзя — ведь легко можно попасть в засаду, поэтому Жилин отправляется домой, попутно сопровождая обоз. Вместе с ним едет и другой офицер — Костылин. Обоз едет медленно, с остановками, день стоит жаркий, и Жилин предлагает попутчику ехать одним, без сопровождения.

Едва оторвавшись от обоза, молодые люди встречают горцев. Костылин бросает товарища и уезжает, а Жилина захватывают в плен. Привезя пленника в аул, один татарин продаёт Жилина другому — Абдул-Мурату — теперь русский офицер принадлежит другому «хозяину». Позднее выясняется, что и Костылина тоже пленили. Жилин выторговывает себе право прилично питаться, жить вместе со своим собратом по несчастью и ночью быть свободным от колодок.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]