4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 41.
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 41.
Лирическая элегия «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» О. Мандельштама – образец использования античной культуры для размышления о вечной моральной и философской категории любви. Стихотворение изучают в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» по плану.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бессонница, Гомер, тугие паруса….
История создания – произведение было создано в 1915 г., когда поэт пребывал в Коктебеле. Впервые было опубликовано во втором издании дебютного сборника «Камень» (1916 г.).
Тема стихотворения – Троянская война; сила любви.
Композиция – Стихотворение являет собой монолог-раздумье над заявленными темами. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – написано шестистопным ямбом, рифмовка кольцевая АВВА.
Метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью».
Эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море чёрное»,
Сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».
Тропы и образы
В этом, как и во многих (особенно ранних) стихотворениях Мандельштама, эпитет – царь и бог лирического сюжета, именно эпитеты передают и логику действия в Гомерову эпоху, и способ ее познания лирическим героем.
Тугие паруса сразу, с первого стиха, наполняют всё стихотворение ветром и штормом. Длинный выводок, поезд журавлиный – метафорические эпитеты создают сравнение ахейских кораблей с журавлиной стаей. Тут же, буквально через строку, навязчивое повторение эпитета – журавлиный клин в чужие рубежи: это вклинивается в пределы троянцев нечеловеческая, неумолимая, стихийная сила – видимо, с таким же тяжким грохотом, как море – к бессильной в своей мысли голове (изголовью) лирического героя.
Море при этом – черное (с маленькой буквы, т.к. речь идет не об описании крымского берега Черного моря, а о вечности), а один из главных атрибутов морской стихии, пена, становится божественным атрибутом древних царей, предающихся стихиям войны и моря, любви и ревности, обиды и мести – вольно и бездумно, внерефлекторно, ибо не имеют «культуры» как опыта рефлексии (не родились еще ни Гомер, ни Архилох).
История создания
Известно, что Осип Мандельштам был студентом историко-филологического факультета романо-германского отделения. Университет он так и не окончил, диплом не получил, но этот период жизни оставил отпечаток в творчестве поэта. «Илиаду» студенты-филологи изучали в полном объёме. Чтение списка кораблей они считали проверенным средством от бессонницы. Этот факт нашёл место и в анализируемом стихотворении.
Будучи студентом, Мандельштам посвятил себя поэзии. Его творения заметили старшие братья по перу. В 1915 г. молодой поэт гостил в Коктебеле в доме у Максимилиана Волошина. Здесь и было создано произведение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Близкие знакомые поэта утверждали, что к написанию стихов его вдохновил увиденный в Коктебеле обломок старинного судна.
Анализ стихотворения «Бессоница» (Мандельштам О.Э.)
Анализ стихотворения «Бессоница» (Мандельштам О.Э.) отсылает нас в далекие античные времена, которые увлекали молодого поэта. Мандельштам учился на историко-филологическом факультете. И хоть поэт так и не окончил его, все-таки образование оказало влияние на его, особенно раннее, творчество.
Красной нитью через поэзию одного из самых загадочных и скрытных поэтов Серебряного века проходила тема поиска слова. Ему нужно было такое слово, которым бы он смог выразить свои мысли. Потому, наверное, Мандельштам оставил символизм и в более зрелом возрасте примкнул к акмеистам. Именно акмеизм, по его мнению, с помощью использования в большом количестве средств художественной изобразительности помогал выразить мысли и чувства через слова в полной мере. В стихотворении «Бесоница, Гомер, тугие паруса» удивительным образом уживается акмеизм и достаточно яркие образы и символы. Но и романтизм, к которому часто обращался Мандельштам в начале своего творческого пути, тоже оказал на настроение и тему этого произведения.
В 1915 году Мандельштам отдыхал в Коктебеле у своего друга М. Волошина. Скорее всего, звезды сошлись так, что суждено было появиться такому стихотворению. Ведь Мандельштам отлично знал античную литературу, а романтика Черного моря и влюбленность вдохновили поэта создать из банального счета кораблей «Илиады», который считался отличным способом борьбы с бессонницей у студентов историко-филологического факультета, целое философское стихотворение.
В стихотворении пересекаются темы Троянской войны и любви. Через обращение к предкам Мандельштам пытается найти свой ответ на вечный вопрос. К сожалению, прямого ответа Мандельштам не находит, но это и понятно: история Троянской войны говорит сама за себя. А влюбленный молодой человек утверждается окончательно в том, что любовь — стихийное и всепоглощающее чувство, которое стоит того, чтобы отдать за нее жизнь и не только свою. Этот вывод можно считать идеей стихотворения.
Структура стихотворения полностью совпадает с композиционным делением его на части: каждая строфа — это следующая часть произведения. Более того, оно настолько логично выстроено, что главная мысль развивается постепенно сначала через обращение лирического героя к Гомеру из-за бессонницы, которое плавно переходит к обращению к «ахейским мужам» в поисках ответа на его вопрос. От внутреннего диалога лирический герой переходит в монолог-рассуждение в третьей части. В ней мы читаем о его размышлениях о любви.
Стихотворение достаточно грустное и философское, поэтому его можно отнести к жанру элегии.
Итак, лирического героя мучает бессонница, и он, как обычно это всегда и бывало, начинает счет кораблей. Но досчитать он успел только до середины и прервался размышлением о событии, которое вынудило натянуть туго паруса и отправиться журавлиным поездом на войну. Корабли он называет длинным выводком, они выстраиваются подобно журавлиному клину. Конечно, Мандельштам знал, что именно так и выстраивались суда во времена до нашей эры.
Первая строка представлена короткими неполными именными предложениями. Их функция заключается в том, чтобы ярче передать настроение ночи, тишины, мучающих мыслей лирического героя. Они, как образы, вырастают в воображении читателя один за другим в той последовательности, в которой возникли в мыслях лирического героя. К тому же, номинативные предложения призваны обездвижить действительность, поэтому и как будто зависает бессонница в воздухе, возникает образ Гомера и стоят корабли в ожидании долгого пути.
Во второй строфе появляется еще больше необычных загадочных образов: цари с божественной пеной на голове, Елена, Троя. Лирический герой задает вопрос «ахейским мужам», но как будто заранее знает ответ на него. Об этом говорят его же рассуждения во второй части:
Куда плывете вы? Когда бы не Елена…
Елена является истиной причиной развязанной войны. Автор не верит ни секунды в то, что им нужна была Троя:
Что Троя вам одна, аxейские мужи?
Здесь Троя отвоевывается будто бы походя, становится всего лишь причиной. Но настоящая война ведется из-за любви. Только любовь толкает людей на убийство друг друга.
«Божественная пена» на головах царей — признак божественного предназначения их на земле. Но и в этом содержится отсыл к Афродите — богине любви. Это она вышла из морской пены. Пена — это еще и символ влюбленности. Так что головы даже полубогов покрыты ей: всем движет любовь в этом мире. Лирический герой преклоняется перед царями, но все-таки и уличает их в лукавстве и нечестности даже себе самим. Они величественны и непоколебимы в своей власти, но любовь сильнее всего. Мандельштам и сам был влюблен в момент написания стихотворения, поэтому ему близки были и настроения Ахейцев.
В третьей части лирический герой подытоживает свои догадки о всепоглощающей силе любви. Они становятся явными для него:
И море, и Гомер — все движимо любовью.
Теперь уже у него нет сомнений в том, что любовь — это и есть сама жизнь, она движет всем и всеми в этом мире.
Но он задается риторическим вопросом, на который сам находит ответ:
Кого же слушать мне? И вот, Гомер молчит, И море черное, витийствуя, шумит…
Гомер замолчал в этом немом споре с лирическим героем. Море же «витийствуя, шумит». Витийствует — значит, вещает лирическому герою свою правду. Но какая эта правда? Думаю, об этом можно догадаться из последней строки:
И с тяжким грохотом подxодит к изголовью.
Море шумит и ласкает мысли лирического героя, и можно предположить, что под его шум и витийства он засыпает, наконец, найдя ответ на свой вопрос, а точнее, удостоверяется в своих домыслах.
Характерно и то, что море здесь черное. Это прилагательное напоминает нам о месте, где было написано стихотворение. Возможно, и Черное море, рядом с которым был автор, убаюкало его мысли. Ведь и у него есть своя пена любви.
Многое из лирики Мандельштама замечательно потому, что в стихотворениях тесно переплетаются символизм и акмеизм, что делает их необыкновенно музыкальными и красивыми по содержанию и форме. Так получилось и с данным стихотворением. Все символы относятся к древнегреческой поэме. Большое значение здесь имеет образ Елены, ведь именно ее выбрал Парис как самую прекрасную женщину в мире. И, пожалуй, она заслуживала того, чтобы Ахейцы развязали из-за нее войну за Трою. Символ божественной пены Афродиты также символизирует любовь. Даже символ вереницы кораблей, готовящихся к походу, символизирует любовь, ведь бессонница из-за этого чувства заставила пересчитывать их лирического героя.
Но, пожалуй, самое большое значение имеет символ спора Гомера и моря. Гомер был человеком, которым двигал разум. Но даже разум умолкает, когда такая вольная стихия, как море, шумит о любви. Море же здесь является и связующим звеном между прошлым и настоящим поэта. Оно и здесь, рядом с ним, витийствует о любви. Поэтому бессмысленно искать другой ответ.
Достаточно богато стихотворение и средствами художественной выразительности. Так, эпитеты «тугие паруса», «чужие рубежи», «божественная пена», «море черное», «с тяжким грохотм» переносят нас в далекое прошлое и создают прекрасные картины морской стихии. Метафорами «поезд журавлиный», «журавлиный клин» создаются образы кораблей, идущих на войну.
С помощью олицетворения «витийствуя» море становится живым организмом, живущим многие тысячи лет на планете. Оттого оно, наверное, оказывается мудрее гениального Гомера и знает все тайны человеческой любви.
Стихотворение «Бессоница, Гомер, тугие паруса» сложно понять и прочувствовать, если не знаешь истории. Но к прошлому обращались многие поэты и писатели в своих поисках ответов на вечные вопросы, не найдя их в сегодняшнем дне. Возможно, прошлое всегда романтизировалось, и казалось, что там вся правда жизни. Но, увы, и оно не даст точных ответов, особенно в таких вопросах как любовь. Вот и лирический герой Мандельштама засыпает только тогда, когда море «с тяжким грохотом подходит к изголовью», успокаивая его, говоря о любви. Снова стихия оказывается мудрее человека, и в очередной раз поэзия доказывает идею песчинки в космосе, которой является человек.
Тема стихотворения не новая: о любви писали многие и еще будут писать вновь и вновь. И вновь будет каждый из нас искать свою истину. И наверное, нужно пережить бессонницу и получить ответ от стихии, чтобы понять: любовь была и будет главным чувством в жизни человека. Только она способна на поистине великие поступки. Но она может не только спасти, но и покорить целые города, разрушить, подтолкнуть на страшные поступки.
Тема
Античная литература повлияла на творчество поэтов разных эпох. О. Мандельштам при помощи неё пытается раскрыть вечную философскую тему любви. В центре авторского внимания Троянская война.
Строки стихотворения написаны от первого лица. Таким образом, читатель может проследить за ходом мыслей лирического героя непосредственно. В первой строфе герой признается, что не мог уснуть, поэтому начал читать список кораблей. Он дошёл до середины, а далее этот процесс был перерван мыслями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» боролись не за Трою, а за Елену.
В первом стихе последнего катрена автор выражает ключевую мысль: «всё движется любовью». Он не против ещё поразмышлять над этой философской категорией, но не может найти ответы на свои вопросы.