Образ и характеристика Ивана Флягина — героя повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»


Портрет: описание внешности, характеристика речи и манер

Когда читатель знакомится с главным героем повести, тому идёт 53-й год. Иван Северьяныч Флягин напоминает простодушного и доброго русского богатыря, «дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого». Он огромного роста, лицо его смуглое, с густыми седыми усами, закрученными по-гусарски вверх. Волосы волнистые, густые, с проседью, которая придаёт им свинцовый цвет. Одет он в послушничий подрясник и высокий чёрный колпачок.

Держится Флягин с другими людьми смело, самоуверенно, но без развязности, говорит приятным басом, неторопливо, мягко. Речь его простая, плавная, говорит он интересно и доходчиво, на возражения слушателей не обижается, а объясняет свою точку зрения.

Внешность героя

Автор уделяет много внимания описанию внешности персонажа: “человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета…”. Флягин напоминает русского богатыря: он имеет крепкую фигуру, большие сильные руки, доброе лицо, особую стать. Автор сам проводит параллель с героем русских былин: “он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…”.

Несмотря на возраст (Ивану Северьяновичу около 50 лет), плен, беды, выпавшие на долю героя – он выглядит крепким, здоровым, жизнерадостным. Герой планирует принять участие в войне за веру, он полон сил и желает сложить голову за русский народ, если придётся. Это ещё одна черта, объединяющая образ Флягина с былинными персонажами.

Жизненный путь

Ивана Флягина прозвали «Голованом», потому что родился он с очень большой головой. Он был «молитвенный сын» — мать вымолила его у Бога и умерла при родах. Отец его, Северьян Иваныч, был кучером, крепостным графа К., поэтому мальчик с детства любил и понимал лошадей. В 11 лет он стал форейтором (ездил на лошади впереди лошадей, запряжённых в коляску). В дороге он нечаянно он стал виновником гибели монаха. Во сне Иван увидел этого монаха, и тот предсказал, что много будет ему испытаний, а когда будет совсем погибать, то пойдёт в монахи, так как он «обещанный сын» (мать обещала, что он будет служить Богу). Затем в жизни Флягина начались странствия и испытания:

  • По наущению цыгана он украл у барина пару коней и убежал из дома.
  • В честном поединке, который устроили татары, запорол противника до смерти и бежал от ареста в степь. Там 10 лет провёл в плену у этих татар. Когда он вылечил свои искалеченные ноги, ему удалось убежать на Родину. Там граф распорядился за побег его выпороть, затем отпустил на оброк.
  • Когда Флягин служил конэсером (объездчиком коней) у князя, он в цыганском таборе бросил цыганке Груше все деньги, так как был очарован её красотой, пением и танцами. Князь простил ему, что он все казенные деньги бросил Груше, так как сам влюбился в неё и купил её у цыган за 50 тысяч рублей, заложив имение.
  • Флягин убил Грушу — она попросила ударить её в сердце ножом, так как не хотела жить из-за женитьбы князя на богатой невесте. Флягин толкнул её с обрыва, и Груша утонула.
  • Далее он служил 15 лет на Кавказе. Однажды, чтобы навести мост, переплыл под пулями реку, за что был награждён орденом и получил звание офицера.
  • Служил актёром, на представлениях играя роль демона.
  • Ушёл в монастырь, стал там кучером. Однажды ночью принял корову за беса и зарубил её. За это игумен велел посадить его на несколько месяцев в погреб. Там Флягин стал пророчествовать о скорой войне. Лекарь, которого пригласил игумен, чтобы узнать, в своём ли уме Флягин, посоветовал куда-нибудь послать его «подальше пробегаться». Флягин решил идти в Соловки на богомолье.

Главный герой повести «Очарованный странник», совершив на своём жизненном пути немало ошибок, осмыслил содеянные поступки и вступил на путь покаяния. Он чувствует себя «странником», исполняющим волю Бога. Герой очарован жизнью, а под конец её оказался очарован идеей самопожертвования во имя спасения России от угрожающих ей бед.

Судьба и поиск себя

Жизнь Ивана Флягина – калейдоскоп удивительных событий: трагических, мистических, счастливых. Его любит удача, некто свыше бережёт и предостерегает Ивана от бед и несчастий. Во время службы на Кавказе он имеет репутацию «неубиваемого»: пули обходят нашего героя мимо. Иван выполняет самые опасные задания, спасает жизни многих людей. За свои заслуги он получает офицерское звание и высокую награду.

За свою жизнь Иван Северьянович сменил множество профессий: ему довелось быть нянькой, конюхом, военным, монахом. 10 лет он провёл в плену у татар, они не отпускали Ивана из-за его таланта разбираться в лошадях. Там, он завёл семью, детей, но родина страстно манила героя. Тоска по родной земле, ежедневные молитвы, надежда на возвращение – всё это приблизило чудо. Однажды к татарам пришли иностранцы с фейерверками, зрелище настолько испугало местных, что Ивану удалось обмануть их и бежать.

Жизнь не жалела Ивана, он не встретил любимую женщину, не завёл семью. Цыганка Груша – женщина, которую он любил, предпочла смерть от его руки, чем жизнь без того, кто её бросил.

Работа и занятия

Флягин был конэсером, то есть специалистом по отбору и отъездке коней. Иван умел усмирять необъезженных лошадей, так как был большим их знатоком. Кроме основного занятия пришлось ему освоить и другие:

  • с 11 лет был форейтором (ездил на лошади впереди упряжки лошадей, везущих коляску с господами);
  • был нянькой, хорошо ухаживал за своей маленькой воспитанницей;
  • лечил людей и скотину, когда был в плену в степи;
  • служил солдатом на Кавказе;
  • работал в адресном столе;
  • был артистом в балагане;
  • сейчас служит кучером в монастыре, является послушником и зовут его теперь отцом Измаилом.

Жизненный путь Ивана

Впервые героя встречаем на пароходе, плывущем по Ладожскому озеру на Валаам. Беседуя с попутчиками, он рассказывает историю своей непростой жизни. Краткая, но откровенная исповедь этого благообразного черноризца увлекает слушателей.

По происхождению герой принадлежал к крепостному званию, мать рано умерла, а отец служил на конюшне кучером, куда определяют и мальчика. Однажды он спас от гибели семью графа, рискуя своей жизнью. Чудом выжив, мальчик в награду просит гармонику.

Как-то, забавы ради, хлестнул Иван кнутом по задремавшему в телеге монаху, чтобы не загораживал дорогу, а тот спросонья свалился под колеса и погиб. Этот монах явился к нему во сне и объявил Ивану, что для матери он сын не только долгожданный и намоленный, но еще и обещанный Богу, потому нужно идти ему в монастырь.

Всю жизнь его это пророчество преследовало в неожиданных ситуациях. Не раз он смотрел в глаза смерти, но не брала его ни земля, ни вода.

За издевательство над кошкой, которая съела его голубят, ему назначили суровое наказание: дробить камни для садовых дорожек. Не вынеся издевательств и тягот, решает покончить с собой. Но жизнь ему спасает цыган, уговорив украсть лошадей и вместе с ним уехать на свободную жизнь. И Иван решился на это, до того ему было тягостно. Цыган обманул и обсчитал, и Иван, выправив себе фальшивые документы за нательный крест, идет в услужение в няньки к барину, которого бросила жена.

Там герой привязался к девочке, кормил козьим молоком, по совету лекаря стал носить ее на берег лимана и закапывать ее больные ножки в песок. Безутешная мать разыскала ребенка, и, рассказав Ивану свою историю, стала умолять отдать ей дочку. Но Иван был неумолим, упрекал ее за то, что христианский долг нарушила. Когда ее сожитель предлагает герою тысячу рублей, тот, говоря, что никогда не продавался, брезгливо плюет на деньги, бросает их военному в ноги и дерется с ним. Но, увидев бегущего с пистолетом хозяина, сам отдает ребенка и убегает с тем, кого только что бил.

Оставшись без документов и денег, опять попадает в переплет. На конских торгах видит, как татары бьются за коней, забивая нагайками друг друга, и хочет тоже попробовать свои силы. В поединке за коня, который был его лишь минуту, выстоял, но его соперник погибает. Татары его прячут и увозят с собой, спасая от полиции. Так Флягин попадает в плен к иноверцам, но в уме зреет план о побеге и однажды ему удается осуществить задуманное.

Вернувшись на родину, помогает мужикам покупать коней на ярмарках. И тогда, благодаря молве, берет его на службу князь. Наступила жизнь спокойная и сытая, только иногда от тоски срывается в загулы. И в последний выход сводит судьба с цыганкой Грушенькой, которая покорила его, и Флягин, как завороженный, бросил к ее ногам все деньги, что имел. Князь, узнав про Грушу, увлекшись ее красотой и пением, привозит в имение.

Иван искренне привязался к этой необыкновенной девушке, опекал ее. Но когда обедневший князь решил бросить надоевшую возлюбленную ради выгодной женитьбы, Иван, жалея обезумевшую от горя и ревности Грушу, умолявшую спасти ее от постыдной доли, сталкивает с обрыва в реку.

Мучась от содеянного, ища себе погибели, уезжает вместо другого рекрута воевать на Кавказ , где пробыл он более пятнадцати лет. За верную службу и храбрость был награжден Георгиевским крестом и пожалован офицерским чином. Получив от полковника рекомендательное письмо, устраивается в столице на должность справщика в адресный стол, но не по нему работа: скучная, безденежная. А в кучера уже не берут, его благородное положение не позволяет седокам его обругать или ударить. Пристроился в балаган, где не погнушались его благородством, играть демона. Но и там не задержался, подрался, защищая молоденькую актрису от домогательств.

Опять, оставшись без крова и пищи, решился уйти в монастырь. Приняв имя Измаил, исполнял свое послушание в монастырской конюшне, чем был весьма доволен, потому что не надобно все службы в церкви посещать. Но мается его верующая душа, что не по нему служение в храме, не может он даже свечку нормально поставить, весь подсвечник уронит. А то еще корову пришиб, случайно приняв за беса.

Не раз принимал наказание за свою нерадивость. И стал он пророчить войну, чтобы с верой за отечество постоять. Устав от этого чудного монаха, отправляет его игумен в паломничество на Соловки. Вот в пути на богомолье, встречает очарованный странник своих благодарных слушателей, которым поведал об этапах своего житейского пути.

Черты характера

Образ Ивана Флягина вобрал в себя многие черты характера русского народа. В повести «Очарованный странник» показана «история роста души» главного героя. В начале своей жизни он порой проявлял жестокость, совершал необдуманные поступки, но постепенно пришёл на путь покаяния. При, казалось бы, простоте и незатейливости образ Ивана Флягина сложен и неоднозначен. Например, у него душевная глухота по отношению к своим некрещёным детям, которые родились, когда был в плену, но он полюбил свою маленькую воспитанницу, когда служил в няньках.

Ивану Флягину присущи следующие черты характера:

  • Любовь к коням, голубям, понимание природы, знание лекарственных растений.
  • Умение приспособиться к любым жизненным ситуациям и условиям, выдержка, находчивость, смекалка (провёл в плену у азиатов 10 лет, но всё же перехитрил их и убежал).
  • Сострадание, доброта (пожалел жену барина, у которого служил в няньках, и отдал ей её дочку; сочувствовал Груше, страдавшей, что её разлюбил князь; пожалел миссионеров, принявших мученическую смерть в степи).
  • Неподкупность (не согласился отдать жене барина её дочку за 1000 рублей, а отдал только когда пожалел эту несчастную женщину).
  • Совестливость (стыдился, что грубил офицеру, к которому ушла жена барина, и дрался с ним; ему совестно, что так обошёлся с защитником Отечества).
  • Наивность, простодушие, доверчивость (история с «магнетизёром», приведшим его в цыганский табор).
  • Терпение, покорность (возвратившись из плена, покорно принимает наказание за то, что сбежал от своего барина, украв у него двух коней).
  • Заботливость, ответственность по отношению к ребёнку, которого нянчил.
  • Смелость, мужество, выдержка (укрощал самых сильных коней, спас своих господ, когда тормоз в упряжке лопнул, и лошади понесли экипаж к пропасти; выдержал боль при состязании с азиатом; переплыл реку под пулями кавказцев).
  • Понимание красоты, умение любить, верность (был очарован красотой цыганки Груши, её песнями и танцами; когда она полюбила князя, а тот её разлюбил, Иван жалел её, любил её как брат).
  • Духовная сила Флягина проявилась в том, что он осознал свою греховность (признался полковнику, что большой грешник, так как убил Грушу, стал виновником смерти монаха, живёт под чужим именем).
  • Патриотизм. Любит Родину, тосковал по ней в плену, чувствует ответственность за судьбу России и русский народ. «Мне за народ очень помереть хочется», — говорит Флягин, считая, что Родине грозит нашествие врагов.
  • Глубокая, истинная вера в Бога. В плену именно эта вера поддерживала его дух.

Смысл «очарованности» Ивана Флягина в «Очарованном страннике» Лескова

Излюбленными жанрами в лесковском повествовательном искусстве были повесть и рассказ. Он поднял их на новый уровень, став, если не их первооткрывателем, то тем, кто раскрыл их скрытые способности.

В центре внимания его произведений крупные характеры, неповторимые личности, как бы символизирующие собой ведущие проявления народного духа. Один из них – Иван Северьянович Флягин.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей

Связаться с нами:

С первого же знакомства с ним мы замечаем необыкновенное его сходство с богатырем Ильей Муромцем.

Он похож на него не только физической мощью, но и теми испытаниями, которые выпали на его долю. Но, несмотря на все трудности долгой жизни, Иван Флягин — «очарованный» человек.

Его «очарованность» заключается в том, что Флягин увлечен жизнью. Жизнь для него — приключения, подвиги, борьба, в которых нельзя отступать от порядочности действий. Но нельзя сказать о том, как превосходно странник понимал красоту природы, лошадей, женщин. Он рассказывает своим слушателям-спутникам об этом с такой теплотой и любовью, что даже задумываешься: не это ли является причиной его «очарованности».

А, что это очень даже похоже на правду, ведь не зря Лесков пытается найти в лексиконе героя слова, которые указывают на органическую обрученность его с красотой мира: «И чувствую, что рванулась моя душа к ней, к этой лошади, родной страстию». И подобным образом вздрагивает его сердце, когда он видит Грушу и слышит пение цыганки: «Так, милостивые государи, меня и обдало не знаю чем, но только будто мне сродным…» В такие моменты, когда эпитет «очарованный», обогащаясь поэтическим содержанием, обретает многозначность, мы и не можем понять, чем же очарован Иван Флягин.

Может, его завороженность заключена во всем том, что было в его жизни: странствия, в результате которых он познакомился с людьми самой пестрой национально-этнографическрой среды, любовь, работа и, конечно, его предугаданная судьба — монастырь.

По-моему, это придает герою особенную значимость, символичность, он мыслится олицетворение русской народности. В его эволюции просвечивает надежда Лескова на обновляющую историческую миссию масс.

Определением «художник слова», неоднократно соотносимым с разными писателями, можно без всякого сомнения описать природу лесковского сказового таланта. Лесковские герои кричат о своей уникальности каждым произнесенном ими слове или же просто появляясь на страницах произведения. Вся их натура, характеры раскрываются благодаря таланту Лескова: он показывает эпоху, время, ситуацию через призму своих героев – через их действия, фразы, окружение.

Цитатная характеристика Флягина

ОБРАЗ ИВАНА ФЛЯГИНА В ПОВЕСТИ «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК» В повести «Очарованный странник» Лесков создает совершенно особый, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, который настолько органично слит с изменчивой стихией жизни, что ему не страшно в ней потеряться. Это — Иван Северьяныч Флягин, «очарованный странник»; он «очарован» сказкой жизни, ее волшебством, поэтому для него в ней не существует границ. Этот мир, который герой воспринимает как чудо, бесконечен, как бесконечно и его странствие в нем. У него нет никакой конкретной цели путешествия, ибо жизнь — неисчерпаема. Каждое новое пристанище Флягина — это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия. Широкая душа странника уживается абсолютно со всеми — будь то дикие киргизы или строгие православные монахи; он настолько гибок, что согласен жить по законам тех, кто его принял: по татарскому обычаю он не на жизнь, а на смерть сечется с Саварикеем, имеет по мусульманскому обычаю несколько жен, принимает как должное жестокую «операцию», которую с ним проделали татары; в монастыре он не только не ропщет за то, что в наказание его заперли на все лето в темном погребе, но даже умеет найти в этом радость: «Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали». Но несмотря на такую уживчивую натуру, он нигде не задерживается надолго. Может показаться, что Иван легкомыслен, непостоянен, неверен себе и другим, поэтому он скитается по миру и не может найти себе пристанища. Но это не так. Свою преданность и верность он доказывал не раз — и тогда, когда он спас от неминуемой гибели семью графа К., и в отношениях с князем и Грушей, — а столь частая смена мест обитания и постоянный мотив бегства Флягина объясняются вовсе не недовольством жизнью, а, напротив, жаждой испить ее до последней капли. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Но это — не следствие душевной слабости и пассивности, а полное приятие своей судьбы. Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем. И высшая сила, перед которой он открыт и честен, вознаграждает его за это и хранит. Иван неуязвим для смерти, к которой он всегда готов. Чудом он спасается от гибели, удерживая коней на краю пропасти; цыган вынимает его из петли; он одерживает верх в поединке с татарином; бежит из плена; спасается от пуль во время войны. Флягин говорит о себе, что он «всю жизнь погибал, но не мог погибнуть», и объясняет это тем, что он — «большой грешник», которого «ни земля, ни вода принимать не хочет». На его совести — смерть монаха, татарина и цыганки Груши, он без зазрения совести бросает своих детей от татарских жен, его «искушают бесы». Но ни один из его «греховных» поступков не порожден ненавистью, ложью, жаждой личной выгоды. Смерть монаха — результат несчастного случая, Саварикея Иван засек до смерти в честном бою, а в истории с Грушей он поступил, следуя велению своей совести, полностью сознавая, что он совершает убийство… Понимая неминуемость смерти цыганки, он берет грех на себя, надеясь в будущем вымолить у Бога прощение. «Ты поживешь, ты Богу душу отмолишь и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняла», — умоляет его несчастная Груша. У Ивана своя собственная религия, своя мораль, но в жизни он всегда честен с собой и с другими. Повествуя о своей жизни, Флягин ничего не утаивает, ибо душа его открыта как для Бога, так и для случайных попутчиков. Флягин наивен и прост, как младенец, но когда он борется с несправедливостью и злом, он может быть решительным и даже жестоким. За истязание птички он наказывает барскую кошку и отрезает ей хвост, за что сам терпит суровое наказание. Ему «за народ очень помереть хочется», и он отправляется на войну вместо юноши, с которым не в силах расстаться родители. Флягин — необыкновенно одаренный человек, для него нет ничего невозможного. Тайна его силы, неуязвимости и удивительного дара — всегда ощущать радость — заключается в том, что он всегда поступает так, как того требуют обстоятельства. Он в гармонии с миром, когда мир гармоничен, и он готов сражаться со злом, когда оно стоит на его пути.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]