Аргументы из литературы для сочинения 15.3: «Внутренний мир» (ОГЭ по русскому языку)


Внутренний мир – это понятие, изначально употреблявшееся для обозначения части жизненного пространства, отражающего психическую сферу. В данный момент разделения на внутренний мир личности и внешний в научном понимании уже не проводится, хотя словосочетание продолжает употребляться синонимично понятию психического. Из всех спектров возможного проявления психики внутренний мир отражает состояние покоя и умиротворенности, определенной благости и удовлетворения.

Внутренний мир является представлением определенной реальности, формирующейся при помощи взаимодействия нейронов и при этом представляющей мыслеобразы о мире, своей личности и устройстве этого же внутреннего мира. Он отличен у каждого индивидуума и представлен в единственном уникальном варианте, сформированном в сочетании факторов наследственности, особенностей развития, заложенных способностей и приобретенных интересов, типа нервной системы и характерологических особенностей. Далее с возрастом на формирование специфического внутреннего устройства оказывают влияние жизненный опыт, принятые общественные ценности, идеалы, являющиеся глубинным отражением человека, архетипические образы.

Каждый из представленных человеческих органов чувств реагирует специфическим образом и приносит свою индивидуальную информацию, соответственно, внутренний мир разных людей способен окрашиваться в различные оттенки даже в одинаковых условиях. При этом функции воспроизведения полученного извне не существует, как бывает со сновидениями, а происходит лишь процесс непосредственного реагирования на происходящее в реальности.

Что такое внутренний мир человека

Внутренний мир человека формируется при непосредственном взаимодействии и установлении связей с социумом, и является частью сознания. Это структура психики, занятая переработкой процессов восприятия и дальнейшей экстериоризацией в процессах внешней деятельности (действия, поведение). Именно через внешнее воплощение внутренней и невидимой работы мы можем судить о разнообразии, развитии и смысловой наполненности душевного мира, составляющими компонентами которого считаются психология, ценности, личность (внутренние особенности), интеллект, поведение. Активность данных компонентов может быть проявлена с разной силой в разные временные промежутки, при этом присутствие и развитие каждого компонента меняется и при изменении условий. Когда какой-то будет находиться в тени бессознательного, а другой, наоборот, ярко освещаться сознательным вниманием. Из этого взаимодействия и наполненности вытекают такие характеристики внутреннего мира, как его богатство, гармоничность, глубина, сложность и прочие.

Обычно, человеку не под силу полностью управлять внутренним миром, как и эмоциональными проявлениями, ведь он не является чем-то действенным, а лишь реагирует на внешние изменения. Из данного положения выходит, что внутренний мир регулирует социальное общество, окружающее личность и внешние условия. Однако для людей, более сосредоточенных на своем состоянии, чем на внешних событиях возможность управления процессами внутреннего мира становится более простой и доступной.

Использовать понимание своего внутреннего мира для более успешной и гармоничной жизни является неоспоримой истиной, однако на данный момент не разработано объективных методов познания. Из проделанной работы интерес представляют феноменологические анализы, представляющие возможность рассмотрения индивидуальности проявления специфики частей внутреннего мира, однако это не дает права распространять данные закономерности на всех людей. Каждая реакция, каждое отражение внутренним зеркалом внешних событий представляет собой зафиксированную в пространстве и времени характеристику, которая изменится при изменении любого из параметров.

Являясь отражением внешнего, внутренний мир не представляет копию, иначе бы он был одинаков у всех. Он изначально субъективен и преломляет отображаемую действительность через собственные фильтры. Грубой метафорой сравнения будет комната кривых зеркал, где в зависимости от зеркала меняется ваше изображение, но нет вашей копии. Так же несколько разных людей совершенно по-разному отражают каждый аспект реальности, складывая все полученные образы в многоаспектную картину, имеющую сотни отличий от другой.

Статья «Внутренний мир человека в произведениях национальной и русской литературы»

Внутренний мир человека в произведениях национальной и русской литературы: опыт сопоставительного анализа

Все мы разные не только по внешним данным, но и по внутренним мирам. У некоторых внутренний мир необычайно богатый, у других — бедный. Всё зависит от того, что брал с собой в течение всей жизни человек. Если он в людях замечал только плохое, копил обиды и ненависть, я думаю, что у таких людей внутренний мир бедный, от которого им самим в жизни нелегко. Если же он замечал в людях только хорошее, учился у них совершать добрые дела, то у него богатый внутренний мир. Рядом с таким человеком хочется побыть ещё немного. От него исходит позитив, он заряжает окружающих положительной энергией, хорошим настроением надолго. Он борется и за себя, и за тех, кто рядом идёт, нуждается в понимании и в поддержке.

Художественная литература, независимо от того, дагестанская она или русская, — кладовая образов, которые помогают читателю духовно обогатиться, получить опыт, чтобы мог избежать ошибки в жизни.

Но сколько бы литература не учила нас, мы всё равно при встрече с людьми в первую очередь смотрим на внешность человека.

Все мы разные. Уникален мир каждого и раскрывается он в его стремлении к познанию, пониманию других, т.е. проявляется в поступках.

Авторы художественных произведений национальной и русской литературы показывают уникальность внутреннего мира своих героев. В повести известной дагестанской поэтессы Фазу Алиевой «Родники рождаются в горах» раскрывается внутренний мир героини Сидрат. Воспитанная по суровым адатам, непререкаемым законам прадедов, она не побоялась ослушаться отца. Будучи ещё маленькой, она мечтает о счастливой жизни, о том, что станет врачом и будет помогать людям. Приходит её мечтам конец, когда отец решает выдать её замуж за нелюбимого человека по окончании школы. Она от друга своего возлюбленного узнаёт о скорой своей свадьбе. Тут ей впервые в жизни приходится сделать сложный выбор. Она любит отца, мать, бабушку и не хочет огорчать их, но внутренний голос говорит ей: «Решайся», а другой растерянно отвечает: «А как же бабушка, тётя, отец?» Ей было жалко отца: «Да он умрёт с горя, если я уеду. … А сколько хабаров будет в ауле. Из-за них отцу придётся опустить свою гордую голову… Нет, нет, нет. Лучше умереть, лучше…» После долгих и мучительных раздумий Сидрат решается бежать из дома. Она побывала везде: навестила подруг, посидела в пустом классе, постояла под ореховым деревом… Она молча прощалась со всем, что любила, как и Марья Гавриловна из повести А.С.Пушкина «Метель» перед тем, как покинуть родительский дом. Когда стемнело, даже звёзды говорили: «Не бойся, Сидрат. Счастливого пути!» А горы хранили молчание, словно упрекали её. Описание её внутреннего состояния помогает читателю понять, насколько больно и тяжело было ей покинуть родной дом. По-другому поступить она не может, поскольку она не может представить себя несчастной с нелюбимым человеком. Она не хотела притворяться, не хотела смириться с горькой долей горянки полностью подчиниться мужу. Если Сидрат бежала из дому, так как её замуж выдавали за нелюбимого человека и не считались с её мнением, то Марья Гавриловна собиралась покинуть дом, так как её родители не давали благословения на их брак с молодым гусаром. Марья Гавриловна была воспитана на романах. И не имея достаточного жизненного опыта, она поступает так, как подсказывают прочитанные ею романы. Ей тоже трудно было решиться на такой шаг. За короткий промежуток времени она успела пережить много эмоций: и страх, и угрызение совести, и боль разлуки. Она, словно в тумане, ищет выход из создавшейся ситуации. На помощь ей никто не приходит, так как не знают, что творится внутри неё, хотя подозревают, не заболела ли она. Если Пушкинская Марья Гавриловна к утру оказалась дома, то Сидрат Фазу Алиевой, вместо радостной встречи с любимым Рашидом, ждёт война и вечная разлука с ним. К счастью, по дороге к Рашиду она познакомилась с Ольгой Петровной, врачом по призванию. Вместе с ней она проходит по всем военным тропам. Видела страшные картины смерти. Раненый в бою к ней попадает и её отец, который уже не чувствовал к ней ненависти, хотя и продолжал говорить, что у него дочь умерла. Несмотря на все беды, которые обрушились на молодую героиню, она остаётся доброй, отзывчивой, верной. Во время войны досталось изведать горе и детям. Одна маленькая девочка, которая осталась без родителей, назвала её мамой и пошла к ней. С этой девочкой – сиротой после войны она возвращается в родной аул. Богатый внутренний мир её не оскудел и тогда, когда она получила высшее образование и стала хорошим врачом. Всю себя она посвятила дочке и всем больным аула. Даже в день свадьбы дочери, в такой торжественный момент, когда ей хотелось смотреть на счастливую дочь, она идёт спасать больную женщину. Несмотря на то, что жизнь отняла у Сидрат радость, она остаётся верной памяти Рашида и дарит радость людям.

Благодаря таланту великих людей, мы можем созерцать много ярких примеров раскрытия внуреннего мира людей в литературе.

О женщинах гор писали многие дагестанские писатели. Расул Гамзатов показывает в своей поэме «Горянка» непростую судьбу горянки, не пожелавшей выйти замуж за нелюбимого человека. Пренебрежительное было отношение в быту в стране гор к ней. Не имела она право спеть песню о воле, о счастье. Посмей она полюбить против воли отца, ей уготована была могила. Ни в родительском доме, ни в доме у мужа с ней не считались, хотя в знак уважения к той, которая родила мужчину, в смертельной схватке противники бросали к её ногам кинжалы, как только она бросала между ними платок. Гамзатов с восторгом говорит о стойкости и смелости горской женщины и раскрывает её внутренний мир. Асият Расула Гамзатова окончила школу и мечтает о дальнейшей учёбе. От подруг она узнаёт, что на днях состоится её свадьба с Османом, с жестоким и самовлюблённым человеком старше неё на четырнадцать лет. Много лет назад её отец дал слово товарищу, что выдаст дочь за его сына Османа. Асият была любимая и единственная дочь, но отец не может нарушить данное слово. Юная героина, как и Татьяна из романа «Евгений Онегин» хочет поступить так, как велит душа, не желая стать рабыней старых адатов. Асият, живая, жизнерадостная, любознательная, желающая получить образование. Чтобы раздвинуть границы своего маленького мира, уезжает учиться, оставив отца, считающего произошедшее несмываемым позором на всю жизнь. Пройдя сложный путь, отстаивая свои интересы, борясь за своё место в жизни, Асият получила высшее образование и стала учителем, счастливой мамой и любимой женой. Читателю известны примеры столкновения личности и общества. Часто такой конфликт заканчивается поражением главного героя, если общество не готово признать взгляды на жизнь героя. Радуют образы героев, попытавших показать читателю дорогу к лучшему его обустройству. Такие герои преодолевают все преграды и ведут за собой других.

Возьмём, к примеру, Татьяну А.С.Пушкина из романа «Евгений Онегин», выросшая в деревне, на природе, любила проводить время в одиночестве, сидя у окна, созерцая картины природы, слушая истории няни и читая романтические книги. Мужчины не заглядываются на неё, потому что они не видят её внутренний мир. А внешне она не приметна, тиха и спокойна. Даже дамы не видели в ней достойную соперницу. Ей всё это и не нужно. Она жила в своём мире мечтаний и грёз, что был для неё милей настоящего. Она, сидя наедине с книгами и своими мыслями, воспитывала в себе силу характера, познавала мудрость жизни и считала, что люди так же романтичны и светлы, как и в книжном мире. В те времена не подобало проявлять чувства вперёд мужчине, а Татьяна по простоте души своей первая написала письмо. Она честна, умна, проста, благородна, хотя кажется серой мышью. Она хранит в себе вечные нравственные ценности: верность, преданность, честность, мудрость.

Л.Н.Толстой в своей повести «Юность» показывает образ молодого человека, который сам исследует свой внутренний мир и проходит путь становления и формирования личности. Его разговор с самим собой, самоанализ поступков, помогают нам понять, почему он по-разному ведёт себя в разных жизненных ситуациях. Ему хочется казаться окружающим другим человеком, боится быть собой. Скрывает свои настоящие чувства. Поступив в университет, он начинает «взрослую» жизнь, несерьёзно относится к учёбе, лишь для приличия посещая занятия. Когда провалился на первом экзамена. Он понимал, что сам в том виноват. Пережив этот позор, он решил больше ничего дурного не делать и не проводить впустую драгоценное своё время. Он учился правильно реагировать на неудачи, взрослел на своих ошибках, разочарованиях, разбитых мечтах и вере в светлое будущее.

Наравне с героями с богатым духовным миром художники слова показывают и пустых людей, которые забывают о главных ценностях жизни. Отличным примером может послужить герой повести Ахмедхана Абу-Бакара из повести «Даргинские девушки» Жамав, который в трудную минуту теряет связь с внутренним миром. Срабатывает у героя животный инстинкт самосохранения. В отличие от Жамава его жена Фатима не смогла оставить напарника мужа в беде. Несмотря ни на ветер, ни на снег, она отправилась ночью на помощь Осману. Никто бы не узнал, что она не вышла на помощь, если она сидела бы дома и не рисковала своей жизнью. Но она не может… Здесь у неё проявляется лучшее качество человека – не предавать.

Как показывают примеры, люди с богатым внутренним миром всегда готовы на благородные поступки, а с бедным – только на предательство и подлость.

Художественные произведения, будто они из национальной или русской литературы, в которых раскрывается внутренний мир героев, способны ориентировать читателя на те нравственно-эстетические ценности, которые являются вечными и направлены на сохранение и развитие всего человеческого в человеке.

Что значит богатый внутренний мир

Формируясь на основании взаимодействия с внешним пространством, внутренний мир напитывается новыми элементами и гранями. Когда говорят о богатом внутреннем мире, то неизменно подразумевают совокупность человеческого опыта и воображения. При этом опыт включает как наличие практические навыков и теоретических познаний, сюда же можно отнести эрудированность и способность рассуждать и понимать различные предметы и их влияние друг на друга. Кроме ширины восприятия сюда относится и его глубина, т.е. мало иметь поверхностное понятие обо всех областях, необходимо детально разбираться хотя бы в нескольких из них.

Жизненный опыт, формирующий внутренний мир основан на путешествиях и контакте с другими культурами, будет это посредством прямого взаимодействия с другими людьми или через искусство большого значения не имеет. Душевный мир обогащается при чтении книг и просмотре фильмов, при прослушивании музыки и при дегустировании нового блюда. Любой новый опыт, получаемый человеком, неизменно расширяет и обогащает его внутренний мир. На глубину и богатство влияет также воображение, когда человеку для самореализации или избавления от скуки не нужны другие. В принципе, духовно богатый человек сможет развиваться, путешествовать и учить других жизненной мудрости, будучи навсегда запертым в одиночной камере, имея только стены и кровать.

Человек с богатым внутренним миром способен понять любого другого, так как в его пространстве содержатся чувства, поступки, ситуации и информация о многих жизненных моментах. Это не значит, что он всех поощряет и ко всем присоединяется, скорее это отражает определенную толерантность и способность вписаться в любой круг и ситуацию, понять переживания другого, но поступить в соответствии со своими убеждениями.

Структура

Развивается в единственном временном направлении — от прошлого к будущему, но через настоящее. К примеру, тот, кто пережил предательство, не сможет его простить, но научится с этим состоянием жить. Мир человека состоит из взаимообусловленных и взаимосвязанных компонентов. Невозможно сказать, какие их них важные, а какие второстепенные. По существующей теории у каждого человека имеются потаенные места души, которые можно при определенных условиях активировать.

ЧИТАТЬ Как улучшить память: действенные методики

Мировоззрение

Представляет собой систему взглядов и представлений об окружающем мире. Определяет направленность действий, целеустремленность. Оказывает непосредственное влияние на поведение, наклонности, привычки. Структура мировоззрения:

  • знания;
  • принципы;
  • убеждения;
  • духовные ценности;
  • идеалы;
  • идеи.

Мировоззрение связано с социумом, его проблемами, а также с личными убеждениями и устойчивыми взглядами на жизнь. Проявляется в виде догматизма, критицизма, скептицизма. Формируется стихийно или осознанно (через целенаправленное обогащение собственных идеалов, принципов). Мировоззрение носит эмоциональный окрас и со временем может меняться. Оно условно делится на несколько категорий:

  • житейское;
  • религиозное;
  • научно-теоретическое.

В жизни людей мировоззрение играет важную роль, поскольку дает ориентиры, направление деятельности, а также инструменты для достижения целей. Оно формируется под воздействием внешних факторов, но базируется на врожденных характеристиках.

Познание

Познанием называется потребность человека в знаниях о себе, окружающем мире. Оно заключается в получении и осознании информации о смысле жизни, своем месте в ней. Это совокупность умственных и интеллектуальных способностей, предоставляющих возможность человеку принимать информацию, осмысливать ее и запоминать. Формами чувственного познания являются:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление.

Отдельно рассматривается интуиция — разновидность познания, где понимание истины происходит без логического обоснования и доказательства. Частичная осознанность проявляется внезапно.

Познание внутреннего и внешнего мира происходит через понимание и признание информации, полученной словесно либо с помощью органов чувств.

Эмоции и чувства

Субъективное переживание сложившейся ситуации называют эмоциями. Они тесно связаны с чувствами, но длятся гораздо меньше. Чувства представляют собой эмоциональное состояние с ярко выраженным предметным характером. К эмоциям относятся:

  • радость;
  • огорчение;
  • страх;
  • влюбленность;
  • удивление;
  • стыд;
  • презрение;
  • гнев;
  • ненависть.

Чувства:

  • любовь;
  • дружба;
  • восторг;
  • преданность;
  • сомнение;
  • патриотизм;
  • тоска;
  • отвращение.

Эмоциональность связана с темпераментом, но некоторые эмоции появляются под воздействием социальных факторов и формируются в процессе воспитания. Высшими эмоциями называют социальные чувства:

  • интеллектуальные;
  • культурные;
  • эстетические;
  • нравственные;
  • практические.

Зависят они от окружающей среды, в которой находится человек, а также от развития общества в целом. Чувства и эмоции составляют основу внутреннего мира. Через них происходит познание внешнего мира, принятие или непринятие норм, правил и законов.

ЧИТАТЬ «Я хочу умереть»: откуда такие мысли и что с ними делать

Саморазвитие

Чтобы разобраться в себе и не заблудиться в собственных мыслях, нужно задуматься о смысле жизни, постараться найти ответы. Богатый мир помогает человеку на жизненном пути преодолевать препятствия, строить и достигать цели. Развиваться нужно постепенно. Начинать рекомендуется с малого: перестать осуждать людей, жалеть себя и заниматься самобичеванием. Формирование и проявление внутреннего богатства происходит благодаря простым вещам, среди которых:

  1. Употребление правильной пищи. Здоровое питание важно для хорошего самочувствия. Вредные привычки разрушают личность, приводят к деградации, обеднению внутренней сущности.
  1. Взаимодействие с природой. Тело наполняется энергией, когда человек дышит свежим воздухом, пребывает в окружении зеленой растительности, благоухающих трав. Успокаивающе действует пение птиц, журчание ручьев. Человек должен научиться правильно пользоваться дарами природы, беречь их. Взаимодействие с животными формирует заботу, сочувствие, нежность и теплоту.
  2. Помощь людям. Нужно помогать нуждающимся и самому уметь просить помощь в тяжелую минуту. Общество — единый механизм, состоящий из множества элементов. Поддержка одного из них важна для всех остальных.
  3. Благодарность. Умение благодарить — важная человеческая черта. Ежедневно найдется то, за что стоит отблагодарить людей и высшие силы.
  4. Умение радоваться. Пессимистически настроенные люди не получают удовольствия от жизни, озлобленно смотрят на мир, не приносят счастья другим.

Человек развивается, когда к чему-то стремится и чего-то добивается. У него должна быть цель, но изначально нужно определить собственные возможности.

Поиск себя

Для лучшего самопознания рекомендуется заняться духовными практиками, поработать с телом или уделять несколько минут в день мыслям о прошлой жизни и текущих достижениях. Хорошо получается поразмыслить под спокойную музыку, звуки природы. Городскому жителю следует побыть немного в лесу или у реки, чтобы собраться с мыслями и отдохнуть от суеты. Для познания рекомендуется:

  • йога;
  • дыхательная техника;
  • гимнастика;
  • танцы;
  • бег;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • работа с мыслями;
  • расстановка приоритетов, определение истинных желаний;
  • замена негативных эмоций позитивными.

Человек должен понять, в чем заключается смысл жизни, в каком направлении двигаться.

Наполнение “сосуда”

К чему человек касается, в то и преображается. Это справедливая народная мудрость. Для развития внутренней сущности следует определить модель поведения, разумно расставить цели, выбрать правильные инструменты для их достижения. Нужно:

  • читать книги;
  • смотреть познавательные фильмы;
  • участвовать в психологических тренингах;
  • помогать нуждающимся;
  • бережно относиться к природе;
  • проявлять вежливость, сдержанность по отношению к окружающим;
  • посещать музеи, театры;
  • учиться, открывать для себя что-то новое;
  • контролировать эмоции, мысли, желания;
  • участвовать в волонтерских движениях;
  • отказаться от вредных привычек и вредоносного окружения, сменить круг друзей.

ЧИТАТЬ Вредные привычки: причины, разновидности, последствия

Когда человек наполняется добром, он его изучает. Если внутри злость, она обязательно проявится. Основой совершенствования является труд. На формирование души влияют окружающие люди, их поступки, действия, поведение. В данном случае уместно утверждение: «Если хочешь быть богатым, будь с богачами, счастливым — со счастливчиками».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]