Сочинение по картине Василия Григорьевича Перова «Тройка» — описание полотна

Это грустная и печальная, на мой взгляд, картина. Тут эксплуатируют детей! Им не в компьютер ни поиграть, ничего…

Картина тёмная по гамме, несмотря на белый снег. Видны только очертания домов. Высокие заборы.

В — дети! Лет восьми-десяти. Два мальчика и даже девочка. Они тянут огромную бочку. Наверное, она с водой… Судя по ледяным каплям. Бочка больше, чем они сами! Деревянная, пузатая. Тащат они её на чем-то вроде санок. Всё равно, конечно, им тяжело. Подъем в горку. И по лицам детей, позам понятно, как они страдают. Они выглядят бедными и худыми.

Кстати, за ними ещё несколько человек. Один – просто силуэт темный в тулупе. Он идёт в другую сторону, то есть детям он даже не подумал помочь. Второй – ещё один мальчик, лица которого не видно. Он толкает бочку изо всех сил.

В центре самый высокий мальчик. Он в тулупе бежевом. Холодном для такой зимы. И он подвязан какими-то поясками, верёвками. Шарф на шее похож на рваную тряпку, ужас. По лицу заметно, что каждое движение даётся ему с трудом.

Справа девочка. Она не только тащит бочку, но ещё и какое-то ведро за плечом. На ней (под тулупом) розовое платье в горошек белый. Оно лишь немного оборвано по краю… На голове повязан платок. (У мальчиков кепки.) Она идёт, будто зомби. Глаза прикрыты. В обморок бы ей не упасть!

Слева мальчик в черном. По его изогнутой спине видно, что он делает огромное усилие, чтоб тянуть бочку. Один рукав весит до земли. Кажется, что мальчик уже падает.

Ещё есть слева собачка. Она простая – без породы, без ошейника… Она слегка оскалена, бежит. Ощущение, что ей тоже тяжело. Она, видно, принимает на себя тяжесть, которую чувствуют её маленькие хозяева. Они все бледны, если только румянец от морозного ветра.

На ногах у них сапоги. Всё-таки дети не совсем бедны, но каким трудом они добиваются этого! Губят своё здоровье!

За ними вдали церковь виднеется. Её заметает снег… В общем, грустная картина.

Об истории полотна

Сочинение по картине «Тройка» следует писать после знакомства с краткой биографией его автора — Василия Григорьевича Перова (1834—1882). Его работы отражали портреты, городские пейзажи, композиции на бытовую, религиозную, историческую тему. Рассматриваемая картина была написана в 1866 году и затрагивала вопрос тяжелого труда простых детей в царской России. В 1867 году она была продемонстрирована на выставке в Париже.

За семь месяцев экспозицию посетили почти девять миллионов человек, многие из которых были эмигрантами, туристами и знатоками искусства. Присутствовал на выставке и российский император Александр Второй. О том, какие чувства он испытал при виде крестьянских детей, неизвестно. Однако вплоть до революции 1917 года жизнь бедных ребятишек была голодной и тяжелой. В настоящее время полотно в оригинале выставлено в Третьяковской художественной галерее.

С картиной ребята знакомятся на уроке литературы или обществознания по теме «Человек и его деятельность». Тяжелый труд ребят не может оставить школьников равнодушными. После знакомства с полотном они должны уметь ответить на такие вопросы учебника:

  1. Что можно сказать о занятии ребят?
  2. Своим ли делом они заняты (мнение школьника)?
  3. Какие чувства вызвала картина и почему?

Ответы могут стать основой творческой работы. Важно помнить, что во времена Перова тянущие бочку с водой крестьянские дети встречались так же часто, как в наши дни ребятишки в песочнице. Год, в котором была написана картина, был для страны очень тяжелым и во многом трагичным. Прошло 5 лет после отмены крепостного права, однако документ соблюдался лишь формально.

По сути, крепостные оставались зависимыми и едва сводили концы с концами. Деятели искусства старались отразить тему народного страдания в творчестве. Люди, небезразличные к судьбе других, помогали беднякам. Однако детский труд никто не мог искоренить. Голодные ребята не имели возможности учиться, рано взрослели и начинали работать в качестве подмастерьев и на посылках.

Перов любил тематику детства. В своих произведениях он отражал жизнь простых ребятишек, а не отпрысков дворян и мещан. Показывая каторжное детство, он старался привлечь общественность к распространенной проблеме эксплуатации младших ребят и подростков.

Перов В.Г. «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду»)


Зал 17

Картина Василия Перова «Тройка» не оставит равнодушным ни одного зрителя. Жалость и сострадание, возмущение несправедливостью и невозможность как-то помочь детям, — эти чувства испытает любой человек, увидевший картину.

На полотне Перова мы видим, как девочка и два мальчика, выбиваясь из последних сил, везут бочку воды. Ветер пронизывает насквозь их ветхую одежду. Мороз, пролитая вода тут же превращается в сосульки. Жалостливый прохожий помогает детям преодолеть пригорок, покрытый коркой льда. Впереди бежит собака, но и она не прибавляет радости происходящему. Картина написана в серо-коричневых тонах, тем самым автор хотел передать серость и низость того бездушного времени.

Картина написана в 1866 году и хотя к этому времени крепостное право было уже отменено, положение крестьян оставалось бедственным. Большинство из них жило в нищете, голодало, а детский труд использовался повсеместно.

Название работы «Тройка» вызывает мысль о тройке лошадей и невольно добавляет драматичности в картину. Действительно, трое изможденных детишек, запряженных в повозку, подобно тройке лошадей, в ужасных условиях выполняют тяжелую непосильную физическую работу.

Другое название картины — «Ученики мастеровые везут воду». Отдать детей в город, к мастеровому, считалось большой удачей. Но часто мастеровые нагружали детей непосильной работой. Именно такой случай и изобразил художник.

Василий Перов очень тщательно подбирал натурщиков. Девочку и мальчика, изображенного с края, Перов нашел сразу. А вот мальчика, нарисованного в центре композиции, ему долго пришлось искать.

Как-то раз он встретил женщину с сыном 10–12 лет, подходившего для картины, которую уже наполовину написал художник. Женщину звали Марьей, она рассказала, что ее муж и все дети, кроме Васи, умерли и вся ее надежда была только на единственного оставшегося ребенка. С разрешения матери художник изобразил мальчика в центре композиции.

Через несколько лет Марья нашла Перова и рассказала ему, что Вася заболел и умер. Она продала всё, что у нее было и собрала немного денег. Марья умоляла художника продать ей картину.

К тому времени полотно находилось в Третьяковской галерее и выкупить его было невозможно. В память о сыне Василий Перов написал для матери портрет Васи.

Своей картиной «Тройка» Василий Перов обращает внимание общества на судьбу обездоленных детей, поднимает вопрос о неравенстве, бесправии и бедноте крестьян.

Знакомство с картиной

Описание картины «Тройка» следует проводить после знакомства с ситуацией, изображенной художником. Наступило раннее зимнее утро, которое поражает серостью и беспросветностью. Город еще только освобождается от оков сна, а по заснеженной улице трое ребятишек тянут большую бочку. Их разбудили ни свет ни заря и отправили за водой. Она выливается из бочки, попадает на одежду и быстро замерзает. Это приносит измученным детям дополнительные страдания.

На картине трое ребят 8—12 лет. На их измученных лицах отражаются все тяготы, присущие работе учеников мастеровых. Промозглый ветер раздувает прохудившуюся одежонку. Мальчику слева особенно тяжело. Возможно, он неважно себя чувствует из-за простуды или тяжело болен. В те времена детская смертность от чахотки, вызванной морозом и повышенной влажностью, была не редкостью.

Сзади взрослый человек помогает ребятам, толкая бочку. Впереди бежит дворняжка. Очевидно, что она знает детей и хочет оказать им поддержку. Она скалится на сумеречное утро, пронизывающий холод и снег под ногами, словно желает защитить друзей от трудностей и лишений.

Окружающий «тройку» пейзаж угнетает своей безысходностью и серостью. Нечетко и размыто изображены монастырские стены и силуэт мужчины, который помогает детям катить бочку. Мрачные краски полотна акцентируют черные птицы на заднем плане. Возможно, это вороны. Их крики и колокольный звон — единственное, что сопровождает детей унылым серым утром.

Раскиданные, как после бури, ветви, серый снег, измученные лица — все это создает ощущение обреченности и безнадежности, что хорошо передает художник. «Тройка» — документ своей эпохи, способный рассказать о преступлениях людей, которые должны защищать детей, и поведать о страшных последствиях отмены крепостного права.

Описание картины «Тройка» В. Перова

Что в отечественном понимании ассоциируется с «тройкой»? Скорее всего, народные песни о тройке резвых коней, былины о трех богатырях или лихой тройке добрых молодцев. Картина «Тройка»

В. Перова переворачивает все мыслимые и немыслимые стереотипы этого слова. «Ученики-мастеровые везут воду» — вот скупая ремарка самого художника, которая заставляет каждого человека содрогнуться от одной мысли о том, что кто-то может использовать детский труд. А тогда, во времена Перова, запряженные в сани мальчики и девочка, которые тащат огромную обледеневшую бочку, были такой же нормой, как дети их возраста, в наше время играющие в песочнице.

1866 год для России был сложным и трагичным. Прошло шесть лет после отмены крепостного права, а этот факт дал людям свободу лишь формально. По сути, они были свободными лишь на бумаге, а не в действительности. Многие думали о том, как прокормить семью и просто выжить в повальной нищете. Деятели искусства, между тем, как могли, старались донести тему народного страдания небезразличным к судьбе других. Самой главной была идея эксплуатации несовершеннолетних, ведь, согласно статистике того времени, детская смертность была просто запредельной.

Перов любил тематику детства, причем он писал не отпрысков дворян и мещан, а детей бедных сословий, которые в то время работали «учениками». Зверское обращение, каторжное детство – вот что старался показать художник.

Морозное утро только наступило, город еще спит в сером тумане, а по заснеженной улице трое детей везут, даже тащат огромную бочку. Их не поленились поднять и отправить за водой. Измученные, уставшие лица, одежда, которая давно превратилась в лохмотья, еще больше отражает несправедливость жизни того времени. Промозглый ветер раздувает ветхую одежду детей, а мальчик с левой стороны, кажется, вот-вот упадет от его порывов. Вода, которая выливается из бочки, превращается в сосульки и попадает на «учеников». Вот откуда самая распространенная причина смертности среди детей – чахотка – от холода, влаги и мороза.

Есть еще в мире «Тройки» справедливость – какой-то человек помогает им, толкая бочку, а собачонка, бегущая рядом, словно хочет оказать им поддержку.

Посмотрите на цветовую палитру полотна – тут нет ни одного яркого оттенка, лишь мрачные серо-коричневые тени, даже снег мышиного цвета, а пустынная улица, покрытая льдом, только нагнетает обстановку. Такая же у детей и жизнь – серая и безысходная. Что может быть хуже того, когда труд ребенка приравнивается к службе лошадей? Пожалуй, только детская смертность в результате такой работы, ведь ни о каких «Конвенциях о правах ребенка» или о социальных службах в то время не было и речи. Поколению, которое должно идти в будущее, оставалась только безысходность бытия и жалость окружающих.

Такая обреченность вполне реальна не только для отражения на картине, а и для ее истории. Детей-натурщиков художник так и не нашел, пока случай не свел его с мальчиком Васей, изображенном посередине группы. Он умер через несколько лет после того, как была написана картина. Его мама продала все и отправилась к Перову просить полотно, чтобы «смотреть на Васеньку». В то время оно уже стало собственностью Третьякова, но художник нарисовал ребенка по памяти и подарил картину убитой горем женщине.

Обращаясь к фигурам «Тройки», стоит сказать, что на Васе как раз лежит самая главная смысловая нагрузка, остальные дети лишь дополняют его. Он – не только самый старший, но и лидер, который не дат себе повода показать, что устал. Для младших товарищей он должен быть примером, так что превозмогая боль и холод, мальчик тащит бочку. Он поднял голову и устремил ее в даль – типичный жест человека, который несет непосильную тяжесть. Поражает взгляд этого ребенка – в нем странно сочетаются безысходность и вера в лучшее, которые, по сути, не могут существовать вместе.

Единственная в упряжке девочка невольно заставляет задуматься о ее будущем. Сможет ли эта «тягловая сила» в дальнейшем прожить жизнь и стать любимой женой и матерью? Да и сможет ли эта девчушка в распахнутом тулупчике и застиранной юбке вообще стать матерью, выполняя нечеловеческую работу? Глаза ее полузакрыты, но в них выражается столько боли и муки, что она кажется хрупкой и невесомой. Тяжелые ботинки, грубые и мужские, не дают малышке упасть под порывами ветра.

Самый младший ребенок – это крайний мальчик слева. У него больше нет сил, он запрокинул голову с тонкой бледной шеей и закатил глаза. Этот ребенок уже не живой, хоть и пытается тащить повозку.

У этих ребят никогда не было детства, они даже не знают, что это такое. Глаза их уже потеряли способность смотреть на мир с удивлением и радостью, а одежда, больше на несколько размеров, дает понять, что они останутся в числе тех миллионов детей, которые так и не смогут выбраться из нищеты.

Окружающий «тройку» пейзаж трудно назвать унылым – он просто безысходен. Пустынная улица с монастырской стеной, закутанный в шубу мужчина, который помогает детям изображены нечеткими и туманными мазками. Это словно подчеркивает сознание детей, где закрепилась лишь бочка, которую нужно дотащить, причем ценой собственной жизни.

Собака, которая бежит рядом с ними – не просто спутник или товарищ по играм. Он скалиться на сумеречное утро, холод и скользкий снег, словно старается защитить детей от всех лишений и трудностей. Пес словно охраняет «Тройку» от всемирного зла, но это ему практически не по силам.

Самые мрачные, самые невыразительные краски полотна лишь акцентируют летящие черные птицы на заднем плане. Почему-то они напоминают ворон и вызывают не самые лучшие ассоциации.

Раскиданные ветви, обледеневшие сани, грязный снег, замученные дети – вот только часть деталей, которые придают картине обреченность и безысходность. «Тройку» В. Перова сложно назвать произведением искусства, достойным Третьяковки. Оно, словно документ того времени, рассказывает о эксплуатации детей теми, кто должен их защищать: оно нагоняет страх от того, сколько потерянных и растоптанных судеб остались после отмены крепостного права.

Советы школьникам при написании сочинения

При описании картины Перова «Тройка» нельзя не обратить внимание на тяжелую эксплуатацию детского труда. В 1866 году люди еще не знали автомобилей. Передвигаться им помогали лошади, оптимальное количество которых в повозке равнялось трем. Лошадь в центре называли коренником, а животных по бокам — присяжными. В картине Перова особая упряжка. На лошадях здесь решили сэкономить и впрягли в повозку детей (учеников мастеровых с незавидной судьбой).

Готовясь к эссе по картине, ребятам следует ознакомиться с жизнью простого народа во второй половине XIX века. В этом окажут помощь исторические источники, Википедия, а также произведения А. П. Чехова «Ванька», Н. А. Некрасова «Плач детей» и Д. В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик». Хорошо справиться с литературной работой помогут ответы на такие вопросы:

  1. Какие мысли и чувства вызвала картина?
  2. Какова причина, по которой Перов отразил на полотне непростую жизненную ситуацию?
  3. Что за время года на холсте?
  4. Какими автор изобразил детей, что выражают их лица?
  5. Кто помогает детям в их нелегком труде?
  6. Какие оттенки красок преобладают на полотне, почему так решил мастер?
  7. Есть ли влияние серости зимнего утра на общее впечатление, которое возникает при взгляде на полотно?
  8. О чем рассказывает картина, на какие мысли наводит?

Используемые слова

Отлично написать работу поможет орфографическая подготовка, умение подбирать синонимы, использовать средства выразительности. Чем глубже школьник изучит характер эпохи, которую хотел изобразить художник, тем более достоверно и глубоко сможет передать отношение к картине в своем литературном труде. При описании персонажей и событий можно руководствоваться следующей подсказкой:

  • лица детей — утомленные, усталые, полусонные, страдальческие, добрые и нежные, но измученные;
  • одежда — ветхая, рваная, с чужого плеча;
  • дорога — грязная, скользкая, непростая, заснеженная;
  • бочка — тяжелая, обледенелая, огромная, грязная;
  • стены монастыря (крепости) — мрачные, каменные, неприветливые, суровые;
  • удаляющийся прохожий — невнимательный, безжалостный;
  • помощник — прохожий, который очень хочет помочь ребятам, но он слишком слаб;
  • собака — сердитая, свободная;
  • птицы — улетающие, тревожные.

Краткий план

Предварительная подготовка к работе включает написание плана. При следовании ему школьник может максимально подробно описать картину и выразить свое отношение к ней. Обязательно следует включить следующие пункты:

  1. Время года на картине, погода, ноша ребят. — Пик зимы и непомерная ноша (обледенелая бочка).
  2. Что можно сказать о ребятах, их настроении, кто им помогает? — Страдание на лицах, пытается помочь прохожий (ему можно придумать имя — Григорий, Иван или любое другое).
  3. О чем заставляет задуматься холст? Какие вызывает чувства у детей? — О том, какое тяжелое детство было у их сверстников полтора века назад.

После описания картины «Тройка» Перова и составления плана можно приступить к работе над произведением. В сообщении шестикласснику важно кратко выразить свое отношение к картине, соблюдать правила пунктуации и не составлять слишком сложных предложений.

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Наводнение Комарова (5 класс)
    На картине изображен заяц, который спасается от наводнения. И он неожиданно сидит на ветке! Будто белка какая-то. Но что делать, такая стихия! Надеюсь, что с ним всё будет хорошо.
  • Сочинение-описание по картине Березовая роща Куинджи (2, 3, 5, 6 класс)
    Сама природа поставила спектакль на тему: «Лето в лесу». А художник вовремя оказался в этом месте, увидел всё и запечатлел на своей картине. Лес расступился и отошёл на второй план, чтобы ярче показать нам залитую солнцем полянку
  • Сочинение Светлый праздник Рождество Христово
    Рождество Христово — великий христианский праздник, символизирует собой возможность спасения, открывающуюся для людей с приходом в мир Иисуса Христа. Праздник Рождества Христова занимает большое место в жизни всего мира.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]