Типология конфликтов
- Субъекты конфликтной ситуации: внутриличностные, групповые, межличностные, межгрупповые.
- Фундамент: этнические, экономические, политические.
- Конфликтный вид: соперничество, конкуренция, конфронтация.
- Объект конфликта: ценности и интересы.
- Последствия: конструтивные и деструктивные.
Субъектами конфликта выступают
: свидетели (наблюдатели), подстрекатели (люди, толкающие других на столкновение), пособники (люди, помогающие развивать конфликт советами), посредники (люди, пытающиеся разрешить конфликтную ситуацию).
Предмет конфликта
– обладание тем или иным ресурсом.
Причина конфликта
– обстоятельства, привившие к столкновению двух сторон. Причина выражается в потребности пользования ресурсами.
Повод для конфликта
– какое-либо событие, способствующее возникновению противоречий. Поводы разделяются на стихийные и преднамеренные.
Противоречие
– несогласие точек зрения конфликтующих сторон по экономическим, культурным, политическим вопросам.
↑ Структура социального конфликта
- Субъекты (участники) конфликта.
Субъектами социального конфликта
могут выступать отдельные индивиды, различные социальные общности (группы, классы, нации, партии и т.д.) и международные сообщества.
- Предмет (объект) конфликта
Предметом конфликта
могут являться экономические и социальные блага, материальные и духовные ценности, политические режимы, юридические институты, политические и общественные лидеры, их программы, идеологические доктрины, религиозные верования, права и свободы человека, нравственные и эстетические идеалы, разнообразные традиции и многое другое…
- Конфликтное взаимодействие.
Проявляется в таких формах, как спор, ультиматум, угрозы, демонстрация силы, вооруженное столкновение и т.п. Если участники не взаимодействуют (например, разъединены пространственно), то имеет место не конфликт, а конфликтная ситуация, то есть такое состояние отношений между социальными группами, когда конфликт возможен, но отнюдь не обязателен.
- Социально-психологические свойства субъектов конфликта.
Сознание участников противоборства, их конфликтные замыслы и планы, наличие или отсутствие опыта конфликтных противоборств, установки на непримиримость или компромисс и т.д.
- Результат — чем все закончилось, итог конфликта.
Виды противоречий
- Внутренние противоречия – столкновение интересов двух сторон, представленными отдельными индивидами, группами или организациями.
- Антагонистические – открытая враждебность, не предполагающая перемирия; неантагонистические – принятие компромиссов).
- Основные и неосновные противоречия;
- Объективные и субъективные противоречия.
В начале любого рода конфликте лежат противоречия, проявляющиеся в социальном напряжении, носят латентный и статический момент; конфликт – открытая форма столкновения.
Социальный конфликт – стадия столкновения интересов индивидов, групп, институтов или организаций, которые увеличивают противоположные тенденции. Выражается в противоборстве индивидов или групп за пользование или владение блага.
Концепции социальных конфликтов
- Согласно концепции Зиммеля — конфликт занимает важное место в жизни общества, т.к. обновляет структуру жизнедеятельности и устаревшие культурные нормы.
- Спенсер выдвигал идею о том, что конфликт выражается в столкновении людей за существование, которое носит ограниченный характер в силу ограничения ресурсов.
- Согласно Марксу — конфликт между производством и производственными отношениями, в ходе развития техники и технологии, выражается ярче и острее, являясь предвестником революций, где происходит смена производства, вследствие чего общество выходит на новый уровень.
- Вебер – в обществе происходит постоянное столкновение интересов отдельных лиц или групп, т.к. социум представлен в виде арены, где противоборствуют социальные структуры, осваиваются социальные роли и статусы.
↑ Последствия и функции социальных конфликтов:
Функции социальных конфликтов выполняет информационно-познавательную, интегративную, дифференцирующую, адаптивную, разрушительную функции.
- информационно-познавательная ( помогает узнать о наличии социальной проблемы, которая нуждается в решении)
- интегративная (Чаще когда конфликт носит не внутренний, а внешний характер. Так, экономические (торговые войны и т.п.), политические, идеологические или военные конфликты с другими государствами, как правило, способствуют интеграции общества в единое целое);
- дифференцирующая (происходит раскол общества или социальных групп на противоборствующие группировки, порой возникают новые социальные группы)
- адаптивная (формируются новые условия социальной жизни, иная расстановка социальных сил, преобразование форм и методов деятельности и отношений, происходит переоценка ценностей и др.)
- разрушительная (при наличии ряда условий (прежде всего при применении насилия) на первый план выходят отрицательные последствия конфликта — дезорганизация общества, препятствия на пути его объединения)
Конфликты имеют не только негативные последствия, но и позитивные. Позитивные последствия:
- происходит полное или частичное устранение противоречия;
- конфликты стимулируют социальные изменения
- конфликты позволяют более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей;
- конфликты ослабляют психическую напряженность;
- конфликты служат источником развития личности, опыта в межличностных отношениях.
К негативным последствиям относятся: 1) возникновение стрессовых ситуаций, негативное воздействие на психическое состояние участников конфликта; 2) разрушение традиций общения; 3) ухудшение качества совместной деятельности.
Таким образом, социальные конфликты неизбежны (и даже в ряде случаев необходимы), и задача общества состоит не в идеалистическом стремлении устранить конфликты, а в уменьшении их разрушительного действия и в использовании их позитивных возможностей.
Функции социальных конфликтов
Позитивные функции:
- информация о социальной напряженности в обществе;
- получение новой информации в ходе столкновения;
- конфликт выполняет роль сплочения группы;
- формирование новых форм поведения и ценностей;
- снятие напряжённости.
Негативные функции:
- формирование стрессовых ситуаций;
- разрушение организации в обществе;
Причины социальных конфликтов: различия индивидов в обществе; противоположные интересы и мнения; разница в финансовом положении, объёмах власти; культуре; психологических особенностях (характер, темперамент); тип поведения.
Стадии конфликта
: возникновение конфликтной ситуации, конфликт, завершение конфликта.
Социально-психологические причины конфликтов
Кроме объективных причин, существуют ещё и социально-психологические факторы, которые обуславливают множество конфликтов между людьми.
5
Неблагоприятный социально-психологический климат
Личная неприязнь между членами коллектива, угнетающая обстановка, низкая сплочённость членов группы и т.п. создают неблагоприятную атмосферу, в которой конфликты могут возникнуть из-за любой мелочи.
6
Различия в психологических особенностях людей
У каждого своей темперамент, свои психологические особенности. Иногда люди просто «не сочетаются» друг с другом. При всём желании они с трудом находят общий язык и не могут установить продуктивные взаимоотношения.
7
Когнитивный диссонанс
Когнитивный диссонанс – это психологический дискомфорт, который возникает, когда в сознании человека сталкиваются две противоречащие идеи.
Например, ребёнку могут повторять, что нужно всегда говорить правду. При этом за некоторые признания его могут ругать. В итоге, если он сделает что-то непохвальное, у него столкнутся две противоречащие идеи: «нужно говорить правду» и «правду говорить нельзя» – отругают.
Состояние когнитивного диссонанса переживается тяжело, человек находится на взводе, разрывается между противоречиями. Из-за такой психологической нагрузки вероятность возникновения конфликта значительно возрастает.
8
Внутригрупповой фаворитизм
В большом коллективе могут возникнуть малые группы. Это может привести к расслоению, к конфликтам и вражде между малыми группами. Внутригруппового деления избежать сложно, но этого вовсе не требуется. Достаточно сделать так, чтобы внутри коллектива не было деления на «своих» и «чужих».
9
Стремление к власти
Кто-то согласен на роль рядового члена коллектива, а кому-то непременно нужно всеми командовать. И если столкнутся два таких человека, стремящихся в власти, то конфликта не миновать.
Но даже если отыщется всего лишь один желающий быть у руля, всё равно это понравится далеко не всем. Мало кто любит подчиняться и выполнять чужие указания, если ему не платят за это.
10
Эгоцентризм
Эгоцентризм – это невозможность поставить себя не место другого человека, посмотреть на ситуацию с его точки зрения. Это одна из самых распространённых причин конфликтов.
К сожалению, люди ограничены в своей способности смотреть на мир чужими глазами. А кто-то намеренно не хочет понимать другого и довольствуется своим однобоким взглядом.
В итоге возникают ситуации, в которых каждый, с его точки зрения, прав. А уж если каждый уверен в своей правоте, конфликта точно не избежать.
11
Эгоизм
Если каждый думает только о себе, то без конфликтов интересов и столкновений на пути к достижению целей не обойтись. Банальный пример: на прилавке остался один товар и два покупателя начинают спорить из-за него. Никто не хочет уступить, каждый хочет забрать этот товар себе. Как итог – конфликт.
12
Конкуренция
В условиях конкуренции конфликты также не редкость. Причем конкурентная среда бывает не только на рабочем месте, но в других сферах жизни. Рассмотрим пример:
Компания друзей. Один из них – Антон – отличается своей эрудированностью, нередко что-то объясняет остальным. Однажды он не смог ответить на вопрос своих товарищей, но это смогла сделать Марина.
И Антон тут же почувствовал, что потерял позиции, что он больше не кажется самым умным, пальму первенства выхватили из его рук. Это вызывает злобу по отношению к Марине, что может вызвать конфликт по ничтожному поводу.
Также он может попытаться намеренно выставить Марину в не лучшем свете, чтобы опять стать номером один. Это, в свою очередь, спровоцирует Марину на ответные действия.
13
Неспособность конструктивно решать конфликты
Страшен не столько сам конфликт, сколько эмоциональная реакция людей, неспособных беспристрастно подойти к его решению.
Если человек не готов идти на компромисс, не желает слушать и слышать своего оппонента, не допускает того, что он может ошибаться, конфликт, который можно было обсудить и решить без особых проблем, окрашивается личными претензиями, негативными эмоциями и начинает приносить в разы больше дискомфорта.
Поэтому стоит не только избегать ситуаций, в которых может возникнуть конфликт, но и учиться безболезненно справляться с уже существующими конфликтными ситуациями. Кстати, сделать это вы можете с помощью нашего курса по конфликтологии – очень советуем пройти его.
Желаем успехов!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Характеристика и типы конфликтной личности
- Конфликты в рабочем коллективе: какие бывают и как избежать
- Конфликты и стратегии поведения в них
- Социальные группы: признаки, виды, функции
- Причины предубеждения
- Стратегия силы Элдреда
- Разрешение конфликтов в команде
- Этапы формирования команды по Такману
- Как справиться с конфликтом интересов
- Восемь причин конфликтов по Беллу и Харту
Ключевые слова:1Коммуникации
Типология и виды социальных конфликтов
Виды социальных конфликтов | |
По сферам общественной жизни |
|
По характеру развития |
|
По влиянию на ход развития общества |
|
По типу отношений |
|
По использованным средствам |
|
По длительности |
|
По объему |
|
По источнику возникновения |
|
По форме |
|
Сторонами конфликтов
выступают субъекты противоречий: индивиды, социальные образования, институты, этносы, цивилизации.
Этапы протекания конфликта
: латентный этап, образование противоречивой ситуации, инцидент, действия субъектов, завершение конфликтной ситуации.
Межнациональные конфликты разделяют по причинам и характеру:
- Социально-экономические причины – связано с явлениями инфляции, безработицы, кризиса, когда население государства не в состоянии обеспечить удовлетворение базовых потребностей, монополия одного этноса на другим.
- Культурно-языковые причины – этнические культурные признаки: язык, его развитие и обеспечение сохранности, оказание защиты этнических меньшинств.
- Этнодемографические причины – изменение численности какой-либо национальности, т.е. увеличение процента прошлого населения в связи с миграционными потоками.
- Этнотерриториально-статусные причины – территориальное несоответствие расселения этноса, необходимость расширения территории и обретения нового статуса.
- Исторические причины – историческое прошлое в виде войн, депортаций.
- Межрелигиозные причины – отличия конфессионального плана.
- Сепаратистские причины — требование независимости или автономии отдельной территории, создание нового государства.
Способы разрешения социальных конфликтов: переговоры, арбитраж, посредничество, уступки, компромисс.
Пути выхода из конфликтных ситуаций: возврат к неконфликтному состоянию общества, выжидание, отказ от старого для развития нового.
Виды социальных конфликтов
Перечислим основные виды социальных конфликтов.
По количеству участников конфликта:
- внутриличностные (интересны психологам и психоаналитикам);
- межличностные (например, между друзьями);
- межгрупповые (например, конкуренция фирм).
По направленности конфликта:
- горизонтальные (между людьми одного уровня, например, менеджер против менеджера);
- вертикальные (работник против начальства);
- смешанные (и те, и другие).
По функции социального конфликта:
- деструктивные (драка на улице, ожесточенный спор);
- конструктивные (поединок на ринге по правилам, интеллигентная дискуссия).
По длительности протекания:
- кратковременные;
- затяжные.
По средствам разрешения:
- мирные или ненасильственные;
- вооруженные или насильственные.
По содержанию проблемы:
- экономические;
- политические;
- производственные;
- бытовые;
- духовно-нравственные и т. д.
По характеру развития:
- спонтанные (непреднамеренные);
- преднамеренные (заранее спланированные).
По объему:
- глобальные (II мировая война);
- локальные (Чеченская война);
- региональные (Израиль и Палестина);
- групповые (менеджеры против бухгалтеров);
- личные (бытовые, семейные).