О произведении
Пьеса «Доходное место» Островского была написана в 1856 году. Актуальность и злободневность комедии объясняется ее главной темой – выявлением и порицанием взяточничества. В основу пьесы легли впечатления писателя, служившего в молодости писцом в суде.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Доходное место» по действиям, которое будет полезно как для читательского дневника, так и при подготовке к уроку литературы.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
В театре «Ленком» поставили пьесу Островского «Доходное место»
Фото АГН «Москва» / С. Сандурская Популярную пьесу А.Н. Островского «Доходное место» о молодом человеке, отважно сражающемся за честную жизнь против воров и взяточников, поставили в театре «Ленком». Естественно, с участием известных артистов – на сцену выходят Евгений Герасимов, Олеся Железняк, Антон Шагин. Режиссёр спектакля – Дмитрий Астрахан.
Только что «Доходное место» воплотилось в Малом театре, да и вообще Островскому на сцене нет конца, «Ленком» же продолжает искать источники энергии для поддержания творческой жизни, и тут Островский надёжный союзник. Славится наличием энергии, на свой лад, и Дмитрий Астрахан – вообще-то он предприимчивый кинорежиссёр («Ты у меня одна», «Всё будет хорошо», «Подари мне лунный свет», «Жёлтый карлик» и другие, причём многочисленные, картины). Но Астрахан является также дипломированным театральным режиссёром, много ставил в театрах страны и даже пять лет возглавлял петербургский Театр комедии.
Слово «комедия» тут решающее. Комедийная жилка бьётся в современных режиссёрах исключительно редко. Тут мне довелось прочесть похвалу постановке пьесы Зорина «Покровские ворота» в театре на Малой Бронной в трактовке Константина Богомолова – дескать, фильм Козакова был такой несерьёзный, водевильный, а могучая длань Богомолова сделала серьёзное и печальное произведение. Очень может быть – Богомолов обладает некоей демонической иронией, но вкуса к комедии лишён начисто. А вот Астрахан, он, конечно, проще и незамысловатей Богомолова и других театроведческих любимчиков, но понимание сценического юмора и способность ставить именно комедию у него, несомненно, есть.
Поддержите издание
- Вступайте в КЛАН
Или
На занавесе – картинка старой Москвы с надписью «1857» год (это год написания пьесы). Когда занавес открывается, мы видим стилизованную перспективу улицы (художник – Анастасия Глебова), по которой бредёт шарманщик, и мелодия его шарманки словно намекает – это старая «песня о главном». Нет нужды переодевать героев в современные костюмы и вручать им смартфоны. Вы и так узнаёте эту русскую историю про молодого человека, который не хочет жить «как люди». Режиссёр несколько выпрямляет и упрощает события пьесы – например, он решительно сократил роль жены важного чиновника Вышневского, Анны Павловны, которая тормозит действие. Но зато он обостряет все отношения героев. Здесь не прохладная температура психологического комфорта, здесь страсти кипят предельно! Скажем, герой пьесы Жадов (Антон Шагин) – родной племянник начальника, богатого господина Вышневского (Евгений Герасимов), и это не мелкое обстоятельство действия. Герой – сам из московской золотой молодёжи, привыкшей к беззаботной жизни, он в начале пьесы ведёт себя нахально и самоуверенно. А хитрый Вышневский не отвлечённые проповеди ему читает, но хочет спасти родственника, сына покойной сестры, которая на смертном одре попросила его покровительства.
Это важно – родство, на этом всё стоит, ради этого воруют, подличают, берут взятки, семья – это стержень жизни, фетиш, кумир. Когда вдова Кукушкина (Олеся Железняк) заявляется посмотреть, как живёт её глупенькая миленькая дочка Полинька (Сафия Яруллина), которая вышла замуж за Жадова, она, ясное дело, в своём уморительном наряде – анекдотическая вздорная тёща из анекдотов. Но не только. Кукушкина‑Железняк ещё и яростный борец за единственно правильный порядок бытия, где муж обязан обеспечить семью любой ценой, содержать свою жену, а кто бунтует против – тот враг, безумец, вредный отщепенец. Дядюшка и тёща кипят ненавистью, ломают молодого человека, не желающего присоединяться в этот порядок.
Комнатка, в которую пришлось переехать после свадьбы герою из прежней беспечной жизни, совсем бедная – унылое бельё развешано на верёвке, очаг пуст, какое-то туловище крепко дремлет на лавке (потом оказывается – служанка). Жадов приносит домой полено, сам лущит его топором, и когда врывается тёща, с топором этим в руках с ней и препирается. Вроде бы простой приём, а на комедийные ритмы работает отлично, обострение обстоятельств наглядно. Это трудно и опасно – бороться с отлаженным порядком жизни, с миром дружно сцепленных между собой московских семеек, которые воруют уже столетиями.
Ещё пример сценического «обострения» – третье действие. Оно в «Доходном месте» происходит в трактире, куда наш герой забредает немножко отдохнуть, выпить чаю и куда являются торжествующие чиновники его ведомства отметить удачную взятку. И, скажем, начинающий подлец Белогубов (Станислав Тикунов) не просто безмозглое животное – он извивается и корчится, как какой-нибудь Урия Гипп (такой гад был в одном романе Диккенса), правда, в комическом регистре. А к нашему Жадову подсаживается некто Досужев (Иван Лешук), весёлый аферист, знаток нравов Замоскворечья. Это блистательно выписанная маленькая роль, вся буквально из реприз. Но режиссёр выявляет суть действия – наш весельчак планомерно и злобно спаивает Жадова, наслаждается его унижением. Герою не на кого опереться вообще, у него, как в песне, «весь мир идёт на меня войной».
Такое обострение действия отлично ложится на индивидуальность Антона Шагина, артиста чрезвычайной нервной подвижности, в котором живёт странность, даже таинственность, настоящая, ненаигранная непростота. Почему именно Жадов отважился бросить вызов миру? Нет, не из-за наивности молодости. Он просто другой породы, такой уж особенный человек. Он родился искренним, честным и благородным, как люди рождаются с шестью пальцами или родимым пятном…
На спектакле, который я смотрела, случился форс-мажор. Не сомневаюсь, что и Владимир Юматов, и Алексей Маклаков прекрасно справляются с ролью старого заслуженного взяточника Юсова, эдакого философа коррупции. Но из-за чрезвычайных обстоятельств эту роль на премьере сыграл сам Дмитрий Астрахан. Тоже, знаете ли, дополнительная улыбка Фортуны – после фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой», где Астрахан блестяще сыграл жуликоватого, но не подлого администратора, ему стали поручать похожие роли просто десятками («Конец прекрасной эпохи», «Мосгаз. Паук», «Мосгаз. Формула мести», «Икра», «Домашний арест» и т.п.) Теперь пришлось этому энергичному человеку выходить и на сцену, с чем он, толковый работник, вполне справился.
Не стану утверждать, будто «Доходное место» в «Ленкоме» – это выдающаяся победа театра, побед в театре всегда мало, иногда по нескольку лет их не бывает. По-моему, в любом театре остро стоит проблема крепкого спектакля приличного уровня. В «Доходном месте» Астрахана есть и юмор, и хорошие актёрские работы, и – смысл. Многим зрителям этого окажется совершенно достаточно.
Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события — Яндекс Новости
- Париж закусил удила и готов окончательно поссориться с Москвой
- Манифест режиссера Богомолова: о «наших» и «западных» ценностях
- Сколько зарабатывают руководители театров Москвы и их жены
- Директор театра «Ленком» Марк Варшавер рассказал о самочувствии народного артиста Александра Збруева
- Врач Александр Островский рассказал о сроках достижения коллективного иммунитета к COVID-19 в России
- В волгоградском Новом экспериментальном театре покажут спектакль «Гроза»
- Главный режиссёр «Ленкома» рассказал, кто вынудил Алферову уйти из театра
- Почетный адвокат России считает, что Ефремов стал «жертвой» своего защитника
- Малый театр: два вечера – две премьеры
- Московские театры открывают новый сезон
- «Синий трактор» приедет в Челябинск
- Командующий ВМС Украины Гайдук разработал план для победы над Россией в Черном море
- В театре «Ленком» поставили пьесу Островского «Доходное место»
- «Антипремьера» в Ленкоме: прошлое с «поминальной молитвой»
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
- Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки
- Отсканируйте QR. В открывшемся приложении Сбербанк Онлайн введите стоимость подписки год (490 рублей). После чего вышлите код подтверждения на почту
Или
Оставайтесь с нами. Добавьте нас в Ваши источники и подпишитесь на наши соцсети.
Яндекс Дзен Telegram Google News МирТесен Twitter Вконтакте Одноклассники Facebook
Краткое содержание
Действие первое
Супруги Вышневские выходят утром из спальни. Аристарх Владимирович принимается упрекать свою красивую молодую супругу в холодности и равнодушии к нему. Он осыпает ее бриллиантами, золотом и мехами и зачастую идет на должностные преступления. Но даже ради богатых подарков Анна Павловна не хочет притворяться.
Получив любовное послание от пожилого женатого мужчины, Вышневская поначалу хочет порвать его, но затем решает«показать его кой-кому из знакомых да посмеяться вместе, все-таки развлечение».
К Вышневскому приходит Юсов – опытный чиновник, служащий в департаменте под его руководством. Вскоре появляется и Белогубов – подчиненный Юсова, и с радостью узнает, что назначен переписчиком благодаря своему хорошему почерку. Белогубов сетует, что не особенно силен в правописании, из-за чего над ним постоянно подшучивает Жадов, племянник Вышневского. Юсов возмущен:«Да сам-то он что такое? Что за птица? Еще смеется!».
Чиновники принимаются обсуждать Жадова, который также служит в департаменте под началом у Юсова, и, кроме того, живет на всем готовом у своего дядюшки. Но при этом он не выказывает нужного почтения благодетельному родственнику.
Появляется Жадов и первым делом направляется к Вышневской, чтобы сообщить ей о предстоящей свадьбе. Невеста его бедна, но это не пугает Жадова, у которого и самого ни копейки за душой. Он уверен, что Полина в случае нужды«не покажет и виду неудовольствия», а он будет трудиться не покладая рук. Однако же его убеждения не мешают его«попросить прибавки жалованья» у дядюшки, ради чего он и пришел к нему.
Выходит Вышневский и принимается отчитывать племянника, ставшего«посмешищем всей канцелярии». Он уверяет, что« лучше быть сытым, чем голодным философом», а высокопарные речи Жадова, которые тот любит читать писарям, никому не интересны.
Узнав о предстоящей свадьбе племянника на бесприданнице, Вышневский призывает его подумать прежде всего о невесте, которой тот готовит«нищету, всевозможные лишения». Он убеждает смотреть«на жизнь и на службу практически», сдерживать свой несносный характер, только в этом случае он готов помочь«и советом, и деньгами, и протекцией». Жадов отказывается жить не по совести. Они расстаются в пылу ссоры.
Вышневский узнает от Юсова, что невестой племянника является одна из дочерей вдовы Кукушкиной. Он просит предупредить ее, чтобы не отдавала дочь за Жадова, способного загубить жизнь девушки.
Действие второе
В доме Кукушкиной сестры Полина и Юлинька обсуждают своих женихов. Полина страстно влюблена в Жадова, в то время как ее сестра терпеть не может своего жениха Белогубова, но«рада-радехонька хоть за него выйти, только бы из дому-то вырваться». Входит мать девушек и принимается внушать им важную мысль: мужей нужно непрестанно точить, чтобы они приносили в дом больше денег.
В доме появляются Юсов и Белогубов. В приватной беседе с Юсовым Кукушкина просит денежное место столоначальника будущему зятю. Старый чиновник соглашается, и одновременно предупреждает ее о неблагонадежности жениха Полины, Жадова. Но Кукушкина уверена, что все глупости молодого человека«происходят от холостой жизни», и он непременно изменится после свадьбы.
Оставшись наедине с женихом, Полина открыто признается, что она бедна и необразованна. Однако Жадов даже рад этому: он непременно хочет сам воспитать свою невесту. Он объясняется Полине в любви и просит у Кукушкиной согласия на их брак.
Действие третье
После свадьбы Жадова проходит примерно год. Он встречается в трактире со своим хорошим приятелем, учителем Мыкиным. Тот хоть и живет крайне скромно на небольшое жалованье, но на судьбу не ропщет. Он упрекает Жадова в том, что тот, не имея средств, женился и тем самым взвалил на себя непосильную ношу:«одна голова не бедна, а хоть и бедна, так одна».
Жадов признается, что у него совершенно нет времени воспитывать жену, и она осталась верна прежним предрассудкам. Но хуже всего, что она не считает мужа умным, поскольку«умный человек должен быть непременно богат».
В трактире появляются Юсов и Белогубов в компании двух чиновников. Компания отмечает выгодное дело, принесшее Белогубову большой куш. Молодой чиновник чрезвычайно доволен. В порыве благодушия он порывается угостить и Жадова, но тот в резкой форме отказывается. Белогубов от всего сердца благодарит Юсова, обучившего его всем тонкостям чиновничьих манипуляций.
Обсуждая дела в канцелярии, Юсов поучает молодых чиновников:«Живи так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы». Расслабившись в душевной компании, он даже решается немного сплясать.
Белогубов вновь подсаживается к Жадову и предлагает«жить по-родственному». Он хочет помочь ему деньгами, видя бедственное положение его семьи, но только еще больше оскорбляет гордого Жадова.
Действие четвертое
В бедно обставленной комнате сидит Полина и откровенно скучает. Ее навещает Юлинька, которая принимается хвастать успехами мужа. Она ужасается условиям, в которых живет сестра, ведь«нынче у всех принято жить в роскоши». Юлинька удивляется,«как деньги и хорошая жизнь облагораживают человека», и приводит в пример себя.
Полина не выдерживает и жалуется на мужа, который«все велит сидеть дома да работать». Юлинька жалеет сестру и учит ее, как нужно обращаться с мужем. Перед уходом она дарит Полине шляпку.
К Полине приходит мать и принимается ее ругать за то, что та совершенно не требует денег от мужа. Она хвалит ум и практичность Юлиньки, на что растерянная девушка отвечает, что у нее«в характере никакой строгости нет». Кукушкина обещает помочь дочери уломать строптивого зятя, который вбил себе в голову жить на одно жалованье. Она искренне не понимает людей, особенно женатых, которые отказываются брать взятки:«Умел жениться, умей и жену содержать прилично».
Входит Жадов. Он жалуется Кукушкиной на тяжелую работу, а также на Полину, которая вечно сидит сложа руки и не помогает ему. Кукушкина оскорблена: она готовила дочь«замуж за благородных людей», а не в гувернантки. Женщина приводит в пример зятя Белогубова, который всячески балует свою жену. Жадов начинает раздражаться. Он просит Кукушкину покинуть его дом.
Жадов требует от Полины, чтобы она перестала навещать мать и сестру, которые сбивают ее с толку пустыми разговорами о богатой и праздной жизни. Полина в свою очередь принимается пилить мужа, в точности повторяя слова сестры. Супруги ругаются. Жадов, боясь потерять любимую жену, соглашается пойти к дяде и попросить у него доходное место.
Действие пятое
Анна Павловна получает очередное письмо от поклонника, в котором тот пишет, что непременно отомстит ей за насмешки и передаст Вышневскому ее старые любовные письма к чиновнику Любимову. Однако женщина не страшится предстоящего объяснения с мужем, который своим эгоизмом разрушил все ее надежды на семейное счастье.
Появляется встревоженный Юсов и сообщает Вышневской, что в их канцелярии обнаружены«упущения, недочеты сумм и разные злоупотребления». Он лишь надеется, что его самого не привлекут к ответственности.
Входит Вышневский, который своим болезненным видом пугает Юсова и жену. Посылают за доктором. Чиновник в гневе швыряет жене ее письма к Любимову, называя ее развратной женщиной. Анна Павловна в свою очередь отрицает все обвинения.
В доме Вышневских появляется Жадов с Полиной. Племянник смиренно просит у своего влиятельного дяди доходное место, поскольку он«испытал, что значит жить без поддержки… без протекции», и переменил свои убеждения. Несмотря на всю шаткость своего положения, Вышневский и Юсов с нескрываемым злорадством издеваются над нравственным падением Жадова.
Но вскоре Жадов приходит в чувство: ему становится стыдно за свои слова. Он не намерен отступать от своего пути, чтобы иметь«дорогое право глядеть всякому в глаза прямо, без стыда, без тайных угрызений». Чиновник искренне верит, что наступит время,«когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного».
Жадов предлагает жене вернуться к матери, чтобы та не страдала от бедной жизни. Однако Полина не собирается бросать любимого супруга. Они целуются и покидают дом Вышневских.
В этот миг выбегает Юсов и сообщает, что«с Аристархом Владимирычем удар».
Доходное место — Островский Александр Николаевич — Страница 1
Александр Николаевич Островский
Доходное место
(Комедия в пяти действиях)
Действие первое
Действующие лица
Аристарх Владимирыч Вышневский
, одряхлевший старик, с признаками подагры.
Анна Павловна
, жена его, молодая женщина.
Василий Николаич Жадов
, молодой человек, племянник его.
Аким Акимыч Юсов
, старый чиновник, служащий под начальством Вышневского.
Онисим Панфилыч Белогубов
, молодой чиновник, подчиненный Юсову.
Антон
, человек в доме Вышневского.
Мальчик
.
Большая зала в доме Вышневского, богато меблированная. Налево дверь в кабинет Вышневского, направо — в комнаты Анны Павловны; по обе стороны на стенах по зеркалу и под ними столики; прямо входная дверь.
Явление первое
Вышневский
в байковом сюртуке и без парика и
Вышневская
в утреннем наряде. Выходят из половины Вышневской.
Вышневский
. Какая неблагодарность! Какая злоба!
(Садится.)
Пять лет вы за мной замужем, и в пять лет я не могу ничем заслужить вашего расположения. Странно! Может быть, вы недовольны чем-нибудь?
Вышневская
. Нисколько.
Вышневский
. Я думаю. Не для вас ли я купил и отделал великолепно этот дом? Не для вас ли я выстроил в прошлом году дачу? Чего у вас мало? Я думаю, ни у одной купчихи нет столько бриллиантов, сколько у вас.
Вышневская
. Благодарю вас. Впрочем, я ничего от вас не требовала.
Вышневский
. Вы не требовали; но я должен был чем-нибудь вознаградить вас за разность в летах. Я думал найти в вас женщину, способную оценить жертвы, которые я вам принес. Я ведь не волшебник, я не могу строить мраморных палат одним жестом. На шелк, на золото, на соболь, на бархат, в который вы окутаны с головы до ног, нужны деньги. Их нужно доставать. А они не всегда легко достаются.
Вышневская
. Мне ничего не нужно. Я уж говорила вам не один раз об этом.
Вышневский
. Но мне нужно же наконец покорить ваше сердце. Ваша холодность меня сводит с ума. Я страстный человек: из любви к женщине я способен на все! Я купил вам в нынешнем году подмосковную. Знаете ли, что деньги, на которые я ее купил… как бы это вам сказать?.. ну, одним словом, я рискнул более, нежели позволяло благоразумие. Я могу подлежать ответственности.
Вышневская
. Ради Бога, не делайте меня участницею ваших поступков, если они не совсем честны. Не оправдывайте их любовью ко мне. Я вас прошу. Для меня это невыносимо. Впрочем, я не верю вам. Пока вы меня не знали, вы жили и поступали точно так же. Я даже перед своей совестью не хочу отвечать за ваше поведение.
Вышневский
. Поведение! Поведение! Из любви к вам я готов даже на преступление. Чтобы только купить вашу любовь, я готов заплатить своим бесчестием.
(Встает и подходит к Вышневской.)
Вышневская
. Аристарх Владимирыч, я притворяться не могу.
Вышневский
(берет ее за руку)
. Притворитесь! Притворитесь!
Вышневская
(отвернувшись)
. Никогда.
Вышневский
. Но ведь я вас люблю!..
(Дрожа, опускается на колени.)
Я вас люблю!
Вышневская
. Аристарх Владимирыч, не унижайтесь! Вам одеваться пора.
(Звонит.)
Вышневский поднимается. Входит Антон
из кабинета.
Одеваться Аристарху Владимирычу.
Антон
. Пожалуйте, готово-с.
(Уходит в кабинет.)
Вышневскийидет за ним.
Вышневский
(в дверях)
. Змея! змея!
(Уходит.)
Явление второе
Вышневская
(одна, сидит несколько времени задумавшисъ)
.
Входит мальчик
, подает письмо и уходит.
От кого это? (Распечатывает и читает.)
Вот еще мило! Любовное послание. И от кого же! Пожилой человек, жена красавица. Мерзко! Оскорбительно! Что делать женщине в таком случае? И какие пошлости написаны! Какие глупые нежности! Послать его назад? Нет, лучше показать его кой-кому из знакомых да посмеяться вместе, все-таки развлечение… фу, как гадко!
(Уходит.)
Антон
выходит из кабинета и становится у двери; входит
Юсов
, потом
Белогубов
.
Явление третье
Антон
,
Юсов
и
Белогубов
.
Юсов
(с портфелем)
. Доложи-ка, Антоша.
Антон
уходит. Юсов поправляется перед зеркалом.
Антон
(в дверях)
. Пожалуйте.
Юсов
уходит.
Белогубов
(входит, вынимает из кармана гребенку и причесывается)
. Что, Аким Акимыч здесь-с?
Антон
. Сейчас прошли в кабинет.
Белогубов
. А сами-то как сегодня? Ласковы-с?
Антон
. Не знаю.
(Уходит.)
Белогубовстоит у стола подле зеркала.
Юсов
(выходя, заметно важничает)
. А, ты здесь.
Белогубов
. Здесь-с.
Юсов
(просматривая бумагу)
. Белогубов!
Белогубов
. Чего изволите-с?
Юсов
. Вот, братец ты мой, возьми домой, перепиши это почише. Приказали.
Белогубов
. Мне приказали переписать-с?
Юсов
(садясь)
. Тебе. У него, сказали, почерк хорош.
Белогубов
. Мне очень приятно слышать-с.
Юсов
. Так ты слушай, братец: ты не торопись. Главное чтобы было почище. Видишь, куда посылать…
Белогубов
. Я ведь, Аким Акимыч, понимаю-с. Каллиграфически напишу-с, всю ночь просижу.
Юсов
(вздыхает)
. Охо-хо-хо! охо-хо-хо!
Белогубов
. Мне, Аким Акимыч, только бы обратили внимание.
Юсов
(строго)
. Что ты шутишь этим, что ли?
Белогубов
. Как можно-с!..
Юсов
. Обратили внимание… Легко сказать! Чего еще нужно чиновнику? Чего он еще желать может?
Белогубов
. Да-с!
Юсов
. Обратили на тебя внимание, ну, ты и человек, дышишь; а не обратили — что ты?
Белогубов
. Ну, что уж-с.
Юсов
. Червь!
Белогубов
. Я, кажется, Аким Акимыч, стараюсь-с.
Юсов
. Ты?
(Смотрит на него.)
Ты у меня на хорошем замечании.
Белогубов
. Я, Аким Акимыч, даже в пище себе отказываю, чтоб быть чисто одетым. Чисто одетый чиновник ведь всегда на виду у начальства-с. Вот извольте посмотреть, как талия…
(Поворачивается.)
Юсов
. Постой.
(оглядывает его и нюхает табак.)
Талия хорошо… Да еще, Белогубов, смотри, пограмотней.
Белогубов
. Вот правописание-то я, Аким Акимыч, плохо-с… Так что, поверите ли, самому обидно.
Юсов
. Эка важность, правописание! Не все вдруг, привыкнешь. Напиши сначала черновую, да и попроси поправить, а потом уж с этого и пиши. Слышишь, что я говорю?
Белогубов
. Уж попрошу кого-нибудь-с поправить, а то все Жадов смеется-с.
Юсов
. Кто?
Белогубов
. Жадов-с.
Юсов
(строго)
. Да сам-то он что такое? Что за птица? Еще смеется!
Белогубов
. Как же-с, ведь надо показать, что ученый-с.
Юсов
. Тьфу! Вот что он.
Белогубов
. Я даже никак не могу определить его Аким Акимыч, что он за человек-с.
Тест по пьесе
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
- /10
Вопрос 1 из 10Кто является автором произведения «Доходное место»?
Начать тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
- Марина Титова
8/10
- Алла Цыбулак
10/10
- Ирина Воронкова
7/10
- Серж Одроков
9/10