Настасья Филипповна Барашкова: биография, характеристика персонажа и интересные факты

О том, кто такая Настасья Филипповна Барашкова, знает каждый, кто читал «Идиота». Это героиня, вокруг которой и завязаны главные сюжетные узлы. Монолог Настасьи Филипповны можно считать кульминацией романа Достоевского. В словах, которые она адресует то ли себе, то ли князю Мышкину, сквозит невероятное отчаяние, неверие в счастливый исход собственной жизни. В чём же трагедия Настасьи Филипповны? Есть ли прототипы у этого персонажа?

Князь Мышкин

Однажды в вагоне поезда, направляющегося из Швейцарии в Россию, Парфён Рогожин знакомится с молодым человеком, довольно странным, но вызывающим безграничную симпатию и доверие, — с князем Мышкиным. Дальний родственник генеральши Епанчиной очень болен, много лет провел за границей, но лечение не избавило его полностью от недуга. Именно от Рогожина Мышкин и слышит впервые о женщине по имени Настасья Филипповна.

Знаменитейший герой Достоевского свободен от страстей, которые губят человеческую душу. Он подобен ребенку. Его взгляд на окружающих незамутненный. А потому его и называют идиотом. Он единственный, кто видит в Настасье Филипповне не падшую роковую красавицу, а всего лишь несчастную женщину — женщину, лишенную любви и понимания. Он жалеет ее, возможно, любит по-настоящему. Однако интриги, которые порождает миллионное наследство, свалившееся как снег на голову, вынести он не в состоянии.

Автор наделил князя Мышкина автобиографическими чертами. Герой страдает эпилепсией, так же как и его создатель. И именно Мышкин поведал читателям о психологическом состоянии человека перед смертной казнью — о том, что было известно Достоевскому на собственном опыте. Вернемся же к образу Настасьи Филипповны. Какую роль история «падшей женщины» сыграла в судьбе несчастного князя Мышкина?

Настасья Филипповна – образ инфернальной женщины в романе «Идиот» Ф.М. Достоевского

Соня Мармеладова – образ инфернальной женщины в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского Читать далее: Образ Сони в повести Л. Улицкой «Сонечка»

1.2 Настасья Филипповна – образ инфернальной женщины в романе «Идиот» Ф.М. Достоевского

Еще одна героиня Достоевского – Настасья Филипповна – роковая, гордая, инфернальная женщина в романе «Идиот». Образ этой героини взят с первой жены Достоевского Марьи Дмитриевны, он как будто «списал» её на бумагу, отобразив все её черты характера, поведения, внешность. История любви Достоевского с Марьей Дмитриевной похожа на историю Рогожина и Настасьи Филипповны, такая же тяжелая, неравная, любовь со страданиями и мучениями.

«Он в нее влюбился без памяти – ее сострадание, участие и легкую игру от скуки и безнадежности принял за взаимное чувство. Достоевский овеял ее всеми чарами неудовлетворенных желаний, эротических фантазий и романтических иллюзий, накопленных за годы вынужденного воздержания. Кроме того, она страдала, а чувствительность к чужому горю всегда подогревала его страсть. Очень скоро их связь переросла в сильную привязанность. Тут бы и пожениться, но экзальтированная Марья Дмитриевна начала испытывать чувства «на прочность». Она писала Достоевскому то истерически ненавидящие письма, то страстно любовные. Его эта игра убивала, ведь он любил со всей силой и страстью запоздалой первой настоящей любви. Достоевский был на грани безумия. Мучился он, мучилась она» [34] (В. Кожинов).

История очень похожа на историю героев романа.

Настасья Филипповна – это весьма сложная и непростая натура. Она несчастна, много страдала, никогда никого не любила, очень любила себя, сильная, ей роковая красота и поразительный ум, и хитрость – это «яд» для мужчин знавших её, да и для женщин тоже. В её присутствии в обществе ни одна женщина не сияла так же ярко, ни была так величественна, ни одна не могла заставить молчать, только взглянув своим испепеляющим взглядом.

«Ею движет «бесовская гордость», не дающая принять сострадание Мышкина. Поэтому и не может состояться гуманистическое «воскресение» Настасьи Филипповны, ее «возвращение» к «образу чистой красоты» (каковым она, по-видимому, никогда и не являлась)». (из статьи Л.Н. Смирновой «Мир красотой спасётся»). В одной из последних сцен романа, перед несостоявшимся венчанием героини с князем, собравшуюся дома толпу поражает ее «инфернальная», демоническая красота: она вышла «бледная, как платок; но большие черные глаза ее сверкали…, как раскаленные угли» [20, ч. 4, с. 569]. При завязке романного действия, глядя на портрет Настасьи Филипповны и дивуясь ее ослепительной красоте, князь Мышкин восклицает: «Ах, кабы добра! Все было бы спасено!» [20, ч. 1, с. 36]. Ведь «сладостная мечта», о которой говорил Пушкин в своем «Рыцаре бедном», в представлении героев романа, той же Аглаи, – это «восстановить и воскресить человека».

Именно с такой целью Мышкин предлагает свою руку Настасье Филипповне в первый же день знакомства. Гуманистическая «истина», соединяясь с прекрасной внешностью и добром, воссоздаст в бывшей куртизанке «образ чистой красоты».

Красота телесная в сочетании с красотой нравственной «спасет мир», потому что, как писал Достоевский еще в статье 1861 года, она «присуща всему здоровому», является «необходимой потребностью организма человеческого» [30]. Но все складывается не так, как первоначально задумывал автор «Идиота». В романе появляется «гениальная фигура» Лебедева, мелкого дельца мошенника, интригана и в то же время глубочайшего философа парадоксалиста, толкователя Апокалипсиса. Именно он высказывает ключевые для дальнейшего понимания главных образов «Идиота» мысли: «…закон саморазрушения и закон самосохранения одинаково сильны в человечестве» [20, ч. 2, с. 278], «дьявол… владычествует человечеством до предела времен, еще нам неизвестного» [20, ч. 2, с. 280], «ослабели,… помутились источники жизни» в «наш век пароходов и железных дорог» [20, ч. 3, с. 354].

Из сюжета становится очевидным, что в судьбе Настасьи Филипповны действует «закон саморазрушения»; в её лице красота не спешит сочетаться с истиной и добром, хотя имеет все возможности для этого.

Во-первых, при ближайшем рассмотрении трудно назвать героиню жертвой социальной несправедливости: в 1860-е годы в образованных кругах России буквально процветал культ свободной в выборе любимого человека женщины, жениться на которой считалось «передовым» поступком. Кроме того, героиня вполне могла бы отказаться от роскошной жизни на средства влюбленных богачей, если уж так тяготилась своей «продажностью», и жить самостоятельно, скромной трудовой жизнью. Зло, но, по сути, справедливо бросает ей Аглая: «Захотела быть честною, так в прачки бы шла» [20, ч. 4, с. 547].

Наконец, еще в начале произведения у нее появляется возможность выйти замуж за только что получившего огромное наследство князя Мышкина, горящего желанием искупить ее прошлые страдания искренним уважением и преданной любовью. Однако Настасья Филипповна уезжает с купцом Рогожиным, а затем в течение всего романного действия, мечется между обоими героями, доводя их до умопомрачения.

Прекрасно понимая, что собственническая страсть Рогожина грозит ей гибелью, она, тем не менее, в очередной раз убегает в подвенечном платье от Мышкина и практически сознательно идет под нож измученного ревностью Парфена.

Сострадание бессильно по отношению к Настасье Филипповне. Христианство не может быть сведено к одной «жалости»: Мышкин не «воскресил» героиню ни духовно, ни социально. В мире, лежащем во зле, даже «положительно прекрасный человек» своими силами не способен «спасти» другого человека, не может противостоять дьяволу без Божьей поддержки. Тяга Мышкина к Настасье Филипповне ощущается «как влечение к какому-то жалкому и больному ребенку, которого трудно и даже невозможно оставить на свою волю», и он её «любит не любовью, а жалостью» Его выбор между Аглаей и Настасьей Филипповной был предопределен так: «Ведь она такая несчастная. Незнакомые ей до сих пор человечность и бескорыстие способствует нравственному сдвигу в ожесточенной душе» [30].

У Настасьи Филипповны нет веры, она постоянно скитается, как будто она не хочет принимать ни от кого помощи, как будто она сама ищет смерти, как будто она хочет мучаться и совершенно не ценит то, что ради неё делали люди вокруг. Она не находит спасения с Рогожиным, наоборот с ним она находит только свою смерть.

Она всегда смеётся над тем, когда князь Мышкин говорит ей о том, что она как чистый ангел, как ребенок, что она женщина, которая очень страдает, но никому это не показывает и скрывается под маской своей, бесспорно, ни с чем не сравнимой красоты. Ей не верится в наивность этого человека, она не может поверить и в то, что кто-то может любить её без всех её драгоценностей, денег, красивых нарядов, пышных приемов, а ведь так и есть, на балу она отказывается от своего покровителя и бросает всё, и что? Никто кроме Мышкина не берет её замуж, никто даже и подумать об этом не может, все её друзья видят в ней лишь предмет забавы, они не воспринимают её как сильную и решительную женщину. Её жизнь не интересна, ей не нужны деньги для счастья, она и сама не знает, что ей нужно, ведь у неё был и князь, который любил её и уважал, ценил и дорожил ей, предлагал ей свою помощь, хотел, чтобы она начала жить заново, спокойно, без унижения, страдания. У неё был Парфен Рогожин. Его же любовь напротив была похожа больше на болезнь, на влечение, на страсть. Всех этих мужчин она мучает, как будто она скитается от желания жить к смерти. В итоге Рогожин облегчает ей выбор в не самую лучшую сторону, хотя если учесть, сколько времени провела она с Парфеном и сколько с Мышкиным, можно сделать вывод, что она больше искала смерти, так как сама знала, что он убьет её.

«Ангел» – как считал Мышкин, не оправдал себя в его глазах, он рассчитывал на её благоразумие, на её здравый разум, но все оказалось тщетно. Настасья Филипповна – это так же образ неприступной женщины, образ инфернальной и роковой, весьма красивой, образованной и тщеславной. Она всегда спокойна, никогда не кричит, её колкий взгляд пронзает и от него делается холодно и страшно одновременно. Она очень горда, её нрав похож на огонь, который от одной искры спички поджигается, а погаснуть может только тогда, когда окончательно прогорит. Мнение её окружения совершенно её не волнует, она не задумывается о том, что может быть не права в своих решениях в некоторых сцена она похожа на безумную, она внушает даже страх, панику, особенно в первой части книги, когда Рогожин предложил ей сто тысяч рублей и сбежать с ним в Екатерингоф, она как безумная сбежала с ним. Забыла она и про свою прежнюю жизнь и всех друзей и прежние увлечения, а всё потому, что эта женщина любит Мышкина, но она настолько боится впустить его в свою «странную» жизнь, что бежит не от людей, а именно от любви к нему. Настасья Филипповна хотела бы выйти за него замуж, но всю свою оставшуюся жизнь она будет скитаться между этим желанием и Рогожиным, а именно страхом перед этим человеком.

Страдания измучили её, хотя она никогда не страдала от чувства голода, от холода, от нищеты, её муки всегда были моральными. Она ненавидела своего попечителя, ненавидела жизнь, которую ей подарили, она не хотела быть всю жизнь должной этому человеку за своё долговременное содержание – от того и мучалась, очень мучалась. Она не чувствовала свободы, хотя пленницей никогда не была, но вечные попытки выдать её замуж по расчету измучили её. У неё не было больше сил бороться с этим не справедливым, злым, бездушным миром. Но у «мира» получилось изменить её и ей, что бы выжить пришлось привыкнуть к жестокости, похоти, грубости, она отвыкла от нормальных человеческих отношений:

Добрых и ласковых, теплых и заботливых, а князь Мышкин именно такую жизнь и хотел ей предложить. Но Настасья Филипповна настолько привыкла к подлости и расчетливости, что не поверила сразу его словам, не подумав, что в мире остался ещё один идиот, который был чист и душой и телом, добр и умел любить простую девушку без богатств, положения в обществе. Вымотана постоянному расчету и лицемерию, она удивляется такому необычному человеку.

Полюбив его, она проявляет своё самое лучшее качество, она не бросается к нему в объятия, она гордо и грубо ему отказывает, так чтоб уж точно у него ни осталось, ни одной надежды, поступает тем самым очень благородно, ведь она знает, что счастливыми им не быть, уж слишком разные они люди. С одной стороны она очень груба и резка с князем, но в это время ею движет только одно желание – спасти его от неё же самой и никто кроме неё не в силах это сделать. От того она и уезжает с Рогожиным. И вскоре находит то, что так давно искала, но боялась в этом признаться, постоянно убегая, но вскоре все равно возвращаясь к человеку который, она прекрасно знала, что погубит её. Только истинно сильная женщина способна отречься от своей любви во имя спасения жизни своего любимого, для того чтобы не погубить его жизнь и не запятнать его чистое имя.

Соня Мармеладова – образ инфернальной женщины в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского Читать далее: Образ Сони в повести Л. Улицкой «Сонечка»

Информация о работе «Инфернальные женщины в романах Достоевского»

Раздел: Зарубежная литература Количество знаков с пробелами: 50550 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Символика света в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

61327

0

0

… , однако, вселяет уже примирение с жизнью, умиротворение и надежду на победоносную правду. Глава 3. Мифологическая символика света В этой главе мы рассмотрим теоретические сведения о мифологических световых символах, обнаруженных в романе Достоевского «Преступление и наказание»; также сюда мы включим сведения о не мифологических символах света и проклассифицируем все световые символы. …

Творчество Достоевского в контексте европейской литературы

129966

1

0

… , у колодца в “Miserables” Виктора Гюго; это раз пронзает сердце, и потом навеки остается рана» (13; 382). Совершенно особую роль в творчестве Достоевского сыграл роман Гюго «Последний день приговоренного к смерти» (1828) – один из первых в европейской литературе образцов психологической новеллы, содержанием которой стали не внешние события, а движение мысли отъединенного от людей, запертого в …

Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон»

149779

1

0

… , сохраняя свои традиционные черты и обретая новые, созвучные культурной эпохе и социально-духовным особенностям своего времени. Глава 2. Женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон» 2.1. Роль женских образов в романе М.Шолохова Роман М. Шолохова «Тихий Дон» посвящен изображению жизни казачества в трагические годы российской истории. Человек и история – одна из центральных проблем …

Феномен Достоевского

64752

0

0

… ; все правды находятся в сознании каждого; выбор — это и есть личность. Не просто убедительность всего, но доведение самого неприемлемого до предела убедительности — вот что такое полифония. Феномен Достоевского: исследование всех возможностей, примеривание всех масок, вечный протей, вечно возвращающийся к самому себе. Вот уж где никакая точка зрения не является единственно верной и окончательной …

Характеристика

Настасья Филипповна — героиня довольно противоречивая. Действующие лица романа характеризуют ее по-разному. Какой эту женщину видит Мышкин? Впервые взглянув на ее портрет, он поражен. Однако поражен не красотой, а скорее страшным сочетанием гордости и презрения, которое можно прочитать в ее взгляде. Бледное лицо, чуть впалые щеки, странный огонь в глазах — всё это видит князь на портрете 25-летней женщины. В этот момент он словно угадывает прежнюю и дальнейшую судьбу Настасьи Филипповны. Затем, став миллионером, пытается спасти ее. Но тщетно. Это женщина испытывает презрение не только к окружающим, но и к самой себе.

Детство Настасьи Филипповны

Достоевский создал этот женский образ под тяжестью собственных любовных переживаний. Но о том, кто послужил прототипом Настасьи Филипповны, расскажем позже. Прежде стоит изложить биографию этой неординарной женщины.

Настасья Филипповна родилась в семье дворянина, отставного офицера. Когда девочке было семь лет, погибла ее мать. Отец после смерти жены сошёл с ума, и вскоре умер в горячке. Настасья осталась одна на белом свете. В ее судьбе активное участие принимал соседский помещик Афанасий Тоцкий. Сирота росла в доме его управляющего.

Девочка подросла. Тоцкий увидел в ней будущую красавицу. Нанял гувернеров, которые обучали Настасью французскому языку, музыке и правилам поведения в светском обществе. Когда же ей исполнилось 16 лет, сделал ее своей содержанкой.

Настасья Филипповна: красавица с пограничной организацией психики

Испытывать искреннюю симпатию к Натастье Филипповне трудно. Красавица, чья пограничная организация психики позволяет ей жить только в буре страстей, втягивает и нас в вихрь аффектов, нелогичных и избыточных с точки зрения стороннего наблюдателя. И потому наши чувства и отношение к ней так же изменчивы: мы то сопереживаем ее боли, узнавая ее детскую травматическую историю с ранним растлением и использованием, то восхищаемся ее способностью всех вокруг подчинять своей воле, то недоумеваем, наблюдая за ее непоследовательностью и страстью к разрушению.

Как все погранично организованные люди, она не переживает свою драму — она ее разыгрывает в надежде ослабить боль, получить удовлетворение, обрести покой. Ее мучение, ярость и жажда саморазрушения так велики, что не могут быть переработаны психически, они вырываются вовне и захватывают всех, кто к ней приближается. Все герои становятся репрезентациями разных частей ее психики, и поэтому все они нужны, от них невозможно избавиться, и они не могут ее покинуть, будучи захвачены той важной ролью, которую бессознательно разыгрывают.

И в каждом из них также есть своя «Настасья Филипповна» — обманутая, страдающая, неспособная к любви. Она говорит и делает все то, что и они хотели бы, но не решаются. Поэтому они так завороженно следуют за ней и становятся свидетелями разыгрываемой до трагического финала драмы, неспособные спасти ни ее, ни себя от яростного желания наказать хоть кого-то за сломанную судьбу.

Они среди нас

Людей с пограничной организацией вы встретите почти везде. Они втягивают вас в свою жизнь и историю, бессознательно заставляя вас быть теми, кем вы даже не собирались. Вы можете спасать их, любить, отдавать им последнюю рубашку, но, стоит вам сделать хоть самую малость из того, что не ожидалось, вас немедленно предадут анафеме: в самом легком варианте — смертельно обидятся и не захотят с вами иметь никакого дела, в сложном — могут мстить, пытаясь на вас выместить всю боль за внутреннюю разруху.

Они захватывают вас, в их поле вы живете в пиковых переживаниях: любовь — так до гроба, страсть — так будут дрожать небеса, если горе, то смертельное, если ярость, то убийственная. Они не управляют ни своей жизнью, ни своими аффектами, и вам будет трудно хоть чем-то управлять в этом вихре эмоций и драйвов.

Если вам надоела ваша скучная, выстроенная и предсказуемая жизнь, то Настасья Филипповна непременно нарисуется на вашем горизонте. Лучшее, что мы можем сделать, — обнаружить ее и познакомиться с ней внутри себя, иначе это произойдет вовне и уже не по нашей воле.

Ганя Иволгин

Страдающую, ранимую душу в Настасье Филипповне смог увидеть лишь князь Мышкин. Для других же она была предметом торга. Узнав о том, что Тоцкий собирается жениться на одной из дочерей генерала Епанчина, Настасья приезжает в Петербург. И теперь уже помещик видит: перед ним не трогательное, беззащитное существо, которое он погубил, а женщина, готовая мстить. Она обладает страшным, инфернальным обаянием, что привлекает новых поклонников. Среди них и Ганя Иволгин.

Этот молодой дворянин богат, имеет приличную наружность, недурно образован. Он неглуп, но в то же время не имеет ни таланта, ни способностей, у него нет ни одной собственные идеи. Ганя Иволгин «решительно как и все». Он служит секретарем у генерала Епанчина, и именно у него в одной из первых глав князь Мышкин видит портрет Настасьи Филипповны, который его так поражает.

Юные годы

Лишь только Настасье исполнилось 16 лет, он сразу же сделал её своей содержанкой.

(Не хочу вдаваться в подробности, чтобы объяснять, что означает быть содержанкой у богатого мужчины. Но это не самое лучшее положение в жизни молодой девушки).

Можно предположить, как изранена своим статусом была Настасья в столь юные годы.

Приезд Настасьи в Петербург был вызван известием о женитьбе Тоцкого на генеральской дочке Епанчиной.

Афанасий увидел перед собой другую женщину. Настасья была уже не та трогательная и беззащитная девочка, которую он погубил, а готовая к мести сильная и отважная женщина.

Её сильная натура привлекла многих мужчин, включая Ганю Иволгина, который бережно хранил её портрет.

(Именно на аналогичном портрете увидел её впервые князь Мышкин и влюбился в ещё не знакомый ему образ).

Парфён Рогожин

После первой же встречи с Настасьей Барашковой сын богатого купца охвачен роковой страстью. Он дарит ей бриллиантовые подвески стоимостью в десять тысяч. Встреча с этой женщиной выбивает Рогожина из привычной колеи. Он совершает ряд безумных поступков — всё ради того, чтобы завоевать Настасью Филипповну. Когда Парфен становится наследником миллионного состояния, так же как и Тоцкий, он пытается купить ее. Однако он неглуп и понимает, что ответного чувства никогда не дождется. Настасья Филипповна давно не дорожит собой. Связь с Рогожиным для неё — форма самоубийства.

Любовный треугольник

В одной из сцен князь Мышкин делает Настасье Филипповне предложение. Она отвечает ему отказом и произносит длинную речь, полную горечи и страдания. Когда-то, будучи содержанкой Тоцкого, она мечтала о таком, как Мышкин — добром, честном, «глупеньком». Но потом общество навязало ей шаблон, которому пришлось следовать.

Настасья Филипповна понимает, как страшно на судьбе Мышкина может отразиться женитьба на «падшей женщине». А потому выходит замуж за Парфена Рогожина, который уважает князя, но неизменно видит в нём соперника. Настасья Филипповна губит и себя, и тех, кто любит ее. Рогожин в припадке ревности убивает ее, затем сходит с ума. Не менее печальна и участь князя Мышкина.

Вариант 2

Настасья Филипповна в произведении Ф. М. Достоевского «Идиот» — это личность с двойственным внутренним миром. В детстве лишившись родителей, маленькая Настя воспитывалась из жалости у сердобольного соседа. Однако в 12 лет превратившись в прелестного подростка, она стала очередной жертвой помещика Тоцкого.

Заприметив девочку, знаток женского пола Тоцкий велит воспитывать ее как дворянку. Он нанимает гувернантку, учителей для девочки и вот когда ей исполняется шестнадцать лет, Тоцкий делает из нее любовницу.

Девушка испытывает отвращение, ужас и презрение к своему покровителю. Это ужасное событие превращает ее в мстительную натуру, хотя по природе она бесконечно добра и доверчива. Главной ее чертой, после того, как она стала ослепительной светской красавицей — это гордость. Князь Мышкин так и заявляет ей: «Вы горды».

Вначале романа он видит ее портрет и задумывается. Удивительная красота трогает его, но чуткий князь замечает печаль во взгляде светской львицы и больше всего на свете он хочет, чтобы она была добра, не мстила за себя. Интуитивно он понимает, что страсть, с которой она живет, рано или поздно сожжет ее дотла. Так впрочем и выходит.

В эту необыкновенную женщину влюбляются все вокруг: миллионер Парфен Рогожин, генерал Епанчин, Ганя Иволгин. Однако они хотят всего лишь «купить» гордую красавицу. Лишь один благородный князь Мышкин предлагает ей руку и сердце.

Сердце Настасьи Филипповны мечется. Она не находит успокоение, понимая, что князь делает ей предложение из жалости. На самом деле он любит другую — Аглаю. Настасья Филипповна желает спасения, но совесть мучает ее. Ей ли, наложнице Тоцкого и Рогожина быть княгиней? Однако она надеется на счастье до конца. Лишь узнав, что Мышкин женится на ней из жалости, Настасья Филипповна Барашкова убегает в подвенечном платье из храма и бежит на верную смерть к Рогожину.

Федор Михайлович Достоевский в образе Настасьи Филипповне показал нам чистую, непорочную красоту. Став жертвой сладострастного Тоцкого, она до такой степени ненавидит себя, что считает себя хуже уличной. С одной стороны она хочет избавления, надеется на светлое будущее, но злой дух сильнее ее. Он бросает ей вызов, напоминая о всех прегрешениях.

Не выдержав «чистоты» князя Мышкина, Настасья Филипповна погибает. В конце романа богатый купец Рогожин, убивший женщину, приводит князя Мышкина к ее телу. Они вдвоем сидят пред ней, именно они убили ее своей любовью. По сути они сообщники. Эта несчастная женщина всю жизнь была несчастной. Она страдала от жестокости людей еще с самого детства. Необыкновенная красота и сильный характер не позволили ей быть заурядным человеком. В ее смерти виновны все, кто только с ней общался. Зависть, злоба, ехидство, сплетни сделали свое дело.

Ни за что погибла гордая красавица с пламенным сердцем.

Образ героини в других произведениях

Характерные черты Настасьи Филипповны можно видеть и в других персонажах Достоевского. Например, в Аграфене Светловой из «Братьев Карамазовых», Полине из «Игрока». Героиня романа «Идиот» стала одним из ярчайших литературных образов. История молодой женщины с поломанной судьбой встречается и в произведениях более поздних прозаиков. В романе Пастернака «Доктор Живаго» показана судьба девушки из бедной семьи, любовнице богатого и циничного адвоката. Речь идет о Ларисе, ставшей жертвой негодяя-Комаровского. Нам неизвестно, находился или Пастернак, создавая этот женский образ, под влиянием романа Фёдора Достоевского. Но героини этих двух русских писателей, бесспорно, имеют общие черты.

В 2021 году в свет вышла книга Натальи Мироновой «Синдром Настасьи Филипповны». В психиатрии такого термина нет. Писательница сама создала его. Героиня Мироновой стала жертвой насилия, после чего на протяжении нескольких лет испытывала серьезные психологические проблемы. Выражались они в нелогичной ненависти по отношению к представителям сильного пола, стремлении быть желанной, но недоступной и недосягаемой.

Вариант 3

Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» – легендарное литературное произведение, имеющее высокую популярность и в настоящее время. По роману ставятся множество пьес из года в год, снимаются фильмы. Одним из самых занимательных персонажей произведения является Настасья Филипповна.

Настасья Филипповна – молодая женщина, вмещающая в себе два характера: гордой, эгоистичной и жестокой натуры и оскорбленной когда-то, несчастной девушки. Читателям она представляется распутной, безнравственной девицей, с поражающей красотой лица и тела. Она сводит с ума многих мужчин, пользуясь их чувствами. Девушка имеет весьма своенравный характер, и многие даже боятся увидеть Настасью Филипповну в гневе.

В том, как сложилась ее судьба, героиня обвиняет помещика Тоцкого. Девушка воспитывалась у богатого развратника с малых лет после потери родителей. И тот, вместо родительской любви, испытывал к Настасье похоть, украв ее невинность. С тех пор она горит местью и злобой, все ее поступки вызываются негативными чувствами и помыслами. С головы до ног она пропитана ненавистью.

Все окружающие Настасью Филипповну видят в ней злую, жестокую, развратную девушку, но с ослепительной красотой. Многие мужчины относятся к ней как к товару, предлагая за ее выбор в пользу того или иного любовника различные цены. И только лишь один князь Мышкин смог разглядеть в героине глубоко несчастную, страдающую девушку.

Вместе с любовным чувством Мышкин испытывает к красавице жалость. Он предлагает ей выйти за него замуж. Настасья, сама не ровно дышащая в сторону князя, мечется от положительного решения к отрицательному, не зная, как поступить. Глубоко в душе она ненавидит себя, считает, что не заслуживает статуса княгини, что ей самое место там, где она есть. Настасья Филипповна беспокоится за судьбу Мышкина, не желая ему в жену беспутную девицу, которая отравит ему жизнь и честь.

Героиня знает, насколько она падшая. Ее душевной силы и энергии хватило бы на то, чтобы поменять свою жизнь на новый лад, но она этого не делает. Неволей девушка выбрала свою участь. Судьба ее складывается очень трагично. Героиня погибает. Любовь, которая могла бы спасти жизнь несчастной красавицы, напротив, загоняет ее в могилу. Разумеется, Мышкин понимает, что он – тоже причина ее смерти. До конца своих дней князь испытывает к несчастной Настасье Филипповне глубокое сострадание и жалость.

Аполлинария Суслова

Так звали женщину, которую на протяжении многих лет любил Достоевский. Аполлинария родилась в семье богатого купца, получила неплохое образование. Ее старшая сестра — Надежда — стала первой русской женщиной-врачом. А это говорит о том, что дочери Суслова воспитывались в довольно благоприятной среде.

Аполлинария была моложе Достоевского на 20 лет. Между ними завязался роман. Полина (именно так ее называли знакомые и родственники) требовала от писателя развестись с женой. Кроме того, писала повести и рассказы, которые не имели литературной ценности, и требовала содействия в публикации. Одно из ее произведений однажды все-таки появилось на страницах журнала Достоевского. После смерти жены писатель сделал Полине предложение. Однако девушка ответила ему отказом. Их отношения всегда были мучительными, нервными, неясными.

Многие литературоведы, изучающие жизненный и творческий путь Фёдора Достоевского, полагают, что именно Аполлинария Суслова является прототипом Настасьи Филипповны.

Знакомство с событиями романа

Произведение Достоевского «Идиот» является классикой литературы. Главные герои до сих пор вызывают интерес. Основные персонажи:

  • Князь Лев Николаевич Мышкин;
  • Настасья Филипповна Барашкова;
  • Парфен Семёнович Рогожин;
  • Афанасий Иванович Тоцкий.

Князь Мышкин является главным героем, вокруг которого происходят все события. Это добрый и милосердный мужчина, со своим взглядом на мир, который многими не принимается, в результате чего его считают умалишённым. Он долгое время находился в Швейцарии на лечении и спустя время возвращается на родину в Россию. Он остался без состояния, и совсем бедный в вагоне знакомится с Парфеном Рогожиным.

У второго довольно-таки суровая судьба. Добивался успеха в жизни: от мелкого купца до миллионера. Несмотря на это, не имел успеха в отношениях, страдал от неразделённой и издевательской любви к Барашковой, которая имела славу падшей женщины. О ней он и рассказывает своему соседу.

Мышкин приезжает в Петербург, и вскоре встречается с Настасьей Филипповной, которая была содержанкой при деньгах. Она была красивой женщиной, но с трагичной судьбой, которую разрушил её попечитель. В результате чего она стала неуверенной, презирала себя и также относилась к окружающим её мужчинам.

Рогожин зовёт её замуж, предлагая ей средства, в то время как Мышкин искренне желает на ней жениться и отбелить её имя. Она начинает испытывать чувства к князю, но знает, что не подходит ему. Рогожин и Настасья Филипповна решают пожениться. Но Парфен несмотря ни на что, очень ревновал возлюбленную к Мышкину, и даже пытался избавиться от него, но не смог сделать это с князем, а убил Барашкову в день свадьбы.

Льва Николаевича общество не приняло, Настасья умерла, и он окончательно теряет ум. Ему приходится вернуться в Швейцарию раз и навсегда.

Актрисы, сыгравшие знаменитую героиню

Роман Достоевского экранизирован множество раз. В 1910 году на экраны вышла картина Петра Чардынина. Настасью Филипповну сыграла Любовь Варягина. В 1958 году Иван Пырьев снял фильм, который признан одной из лучших экранизаций романа Достоевского. Главную женскую роль исполнила Юлия Борисова. В 2003 году на экраны вышел телевизионный многосерийный фильм Владимира Бортко. На этот раз Настасью Филипповну сыграла Лидия Вележева.

В образе знаменитой героини в разное время на экране появлялись такие актрисы, как Аста Нильсен, Эдвиж Фёйер, Людмила Максакова, Жанна Балибар. Правда, не раз зарубежные кинематографисты наделяли знаменитый персонаж другим именем.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]