Проблема лицемерия: аргументы из литературы и размышления о его причинах. Егэ русский язык. банк аргументов. семейные проблемы

Предрассудки и ханжество

И предрассудки, и ханжество осуждаются в обществе. Они сродни таким чертам личности человека, как непросвещён­ность, невежество, склонность ко лжи и лицемерию.

В связи с этим автор выдвигает следующую проблему. В со­ветские доперестроечные времена и предрассудки, и ханжество в людях резко осуждались, были неприемлемыми в личности порядочного человека. Понятие «предрассудки» означало веру во что-то сверхъестественное, некие тёмные силы, которые довлели над людьми и управляли их поведением. Злое на­чало: вещие сны, посланцы с того света, чёрные кошки, дурные предчувствия — вселяло страх в души людей и, как считалось, лишало их воли.

Слово «ханжество» означало притворство, неискренность, прикрываемые рассуждениями о честности и показной свято­сти. Так что же осуждалось в ханжах? Притворство (говорили одно, а на деле были другими) или лживость? Но ведь ханжи, если они говорили о необходимости помогать ближнему, то на деле этим самым ближним и помогали. Так за что нужно было презирать ханжей?

Комментируя данную проблему, следует сказать, что оба эти понятия: и ханжество, и предрассудки — сегодня рассматрива­ются в положительном ракурсе.

Какова позиция автора? В общественное сознание, в систему представлений о нравственности проникает иное, новое пони­мание предрассудков и ханжества. Автор ссылается на великого Пушкина, который в слове «предрассудки» видел такой смысл: это почти неосознанное, но глубокое чувство правды, которое живёт в каждом человеке и помогает ему отличить плохое от хорошего, искренность от лжи, притворство от живого прояв­ления натуры человека.

А как же сегодня мы объясняем понятие «ханжество»? Осуж­дая корыстные, эгоистичные побуждения человека, прикрытые маской святости, носители советской морали не учитывали того, что так называемые ханжи не только говорили высокие слова, но и делали добрые дела.

Первый пример, подтверждающий правильность позиции автора, можно привести из пьесы А.Н. Островского «Гроза». Странницы посещают дом богомольной купчихи Кабановой. О них говорит Катерина, вспоминая о девических годах в доме матери, где «таково хорошо было». Можно утверждать, что набожность этих людей без определённых занятий показная, что они проявляют усердие в поклонении Господу неискренне, фальшиво, из-за куска хлеба. Комментарий таков: ну так что же? Притворяются они или нет, когда возносят славу Господу в молитвах, это не так существенно. Важно то, что они на себе испытывают оживляющую силу добра, щедрости человеческого сердца и в какое-то трудное для себя время этим живут.

Второй пример. В связи с тем, что христианство в своей из­начальной сущности было более близко к людям из народа, это имело свои последствия. Шло общение между людьми, обо­гащалось и их религиозное миропонимание. Люди из народа, крестьянство, представители мещанского, купеческого сосло­вий шли в монастыри, шли в крестном ходе по святым местам, вымаливая у Всевышнего милости, благодати и спасения.

Путь к благодати был многотрудным, и он вознаграждался и посланным здоровьем, и чаще всего жизненными удачами.

Проблема взаимоотношения человека и природы. Роль природы в жизни человека Проблема экологической катастрофы Проблема видеть прекрасное в обыденном Дружба История Проблема сохранения исторической памяти. Отношение к культурному наследию Роль культурных традиций в нравственном становлении человека Отцы и дети Проблема неуважительного отношения юношества к старости и старикам. Проблема одиночества. Проблема оценки таланта современниками. Труд Проблема наркомании. Проблема любви к родине Проблема выбора профессии. Русский язык Проблема нравственного долга, нравственного выбора. Проблема народного духа в трагические моменты истории Война и мир Проблема нравственной силы простого солдата Проблема героической повседневности войны Литература и поэзия Ум, знания, книга, наука Роль книги в жизни человека Добро и зло Добрая Речь Совесть, нравственность Юность, молодость Воля, свобода Героизм, подвиги Искусство Спорт, движение Проблема ответственности. Самопожертвование. Любовь к ближнему. Самореализация человека. Жизнь как борьба за счастье Ложные ценности Проблема развития науки и техники У каждого в руках судьба мира Роль личности в истории Воздействие искусства на духовное становление человека Воспитательная функция искусства Межличностные отношения Страх в жизни человека Проблема прав и обязанностей человека Проблема нравственной деградации личности Человек и научный прогресс Роль науки в современной жизни Духовные последствия научных открытий Научный прогресс и нравственные качества человека Законы общественного развития. Человек и власть Человек и познание. Проблема совести Роль примера. Воспитание человека Проблема духовности Проблема хамского отношения к окружающим (или (не)достойного поведения в обществе) Проблема влияния религии на жизнь человека Проблема нравственной брезгливости Проблема человеческой скупости Проблема истинного и ложного интереса человека к культуре Влияние искусства, культуры на человека Проблема этических аспектов клонирования человека Проблема истинной и ложной образованности Проблема наследственности Проблема влияния научной деятельности на жизнь и привычки человека Проблема истинности искусства Проблема своевременного получения образования Проблема отношения к учёбе Проблема взаимоотношения науки и религии Проблема восприятия окружающего мира человеком Проблема лицемерия, низкопоклонничества Проблема взяточничества, беззакония чиновников Проблема мещанства Проблема быстротечности человеческого счастья Проблема влияния личности учителя на формирование характера учащихся Проблема безответственности чиновников .Проблема русской деревни Проблема свободолюбия Проблема реализации человеком сверхспособностей Проблема взаимоотношений народа и власти Проблема мужества и героизма в мирное время Проблема героизма в годы Великой Отечественной войны Проблема героизма людей мирных профессий в годы ВО в Проблема национального единства в годы ВО войны Проблема военнопленных Проблема патриотизма Проблема истинного и ложного патриотизма Проблема противостояния гениев окружающему миру Проблема трагического положения человека в тоталитарном государстве Роль личности в истории Проблема нравственных уроков истории Проблема предательства в годы войны Проблема материнства Проблема преобразующей силы родительской любви Проблема родительского подвига Проблема немилосердного отношения взрослых к ребёнку Жизнь и судьба женщин Проблема поиска смысла жизни Проблема нравственного здоровья нации Проблема роли интеллигенции в обществе Проблема одинокой старости Проблема отношения к родному языку Проблема вдохновения. Психологическая проблема комплекса неполноценности Проблема отцов и детей Проблема человеческой ограниченности Проблема детской преступности Проблема нестандартного духовного поиска современных молодых людей Проблема единства народов и культур Проблема преступности на почве межнациональной неприязни (или национализма) Проблема восприятия мира животных человеком Проблема отношения человека к животным Проблема отношения к учёбе Проблема злоупотребления компьютером Проблема будущего книги Проблема воспитания истинных мастеров исполнительского искусства Роль печатных изданий в современной России Роль телевидения в жизни человека Проблема взаимоотношений между женщиной и мужчиной Любовь

Здесь мы отобрали для вас популярные проблемы, касающиеся лжи, из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, раскрывающие их, выбраны из русской литературы. Можете скачать все это в формате таблицы в конце статьи или же почитать их непосредственно на этой странице с удобной навигацией по проблемным вопросам.

  1. Одной из центральных тем в пьесе Горького «На дне»
    является проблема «лжи во благо». Так, Лука и Сатин представляют две противоположных точки зрения: говорить правду, несмотря на душевные терзания, или же лгать, но с умыслом, предполагающим сострадание к «ближнему своему». Проповедник утешал обитателей ночлежки, дарил им надежду, пусть и не подкрепленную реальными основаниями. А вот шулер выступал против такого ложного исцеления, он говорил правду в лоб, не задумываясь о том, как собеседник примет это. По его мнению, настоящий человек обязан жить с открытыми глазами, без иллюзий. Поскольку Лука со своей философией капитулировал и оставил тех, кто верил ему, на произвол судьбы, мы заключаем, что автор находится на стороне Сатина, то есть ложь не может быть оправдана благом.
  2. Иногда в жизни бывают такие ситуации, которые предполагают наличие лжи для спасения себя или же близкого человека. А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка»
    противопоставляет обыкновенному обману «ложь во благо», которая помогла Маше Гриневой спастись от Емельяна Пугачева. Если бы не хитрый ход Петра Гринева, невиновная девушка могла бы быть казнена. Каждый из нас должен различать случаи, когда покривить душой – это значит спасти человека от ужасной беды. Тогда мы можем пойти против истины. Но в иных ситуациях, когда речь идет о личной выгоде, данная уловка аморальна и граничит с нравственным преступлением.
  3. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    тоже вмещает в себя тему притворства и обмана. Главная героиня предполагает наличие лжи, но только в тех случаях, когда она необходима ради спасения настоящей любви. Так, например, Софья обманывает Фамусова, чтобы тайно встречаться с его секретарем. Ее намерения чисты, но этим криводушием девушка приближается к лицемерному образу жизни того общества, нравы которого далеки от идеала. Ее чувство оказывается разоблаченной иллюзией, ее рыцарь – обычным мошенником, а ее ложь – первой ступенью в светский мир фальши и обмана. Так что даже «ложь во благо» до добра не доводит, ведь человек не всегда может разобраться, что есть благо.

Ложные ценности

  1. Ложные ценности – лодка без спасательного круга. Жертвы обстоятельств страдают от того, что вовремя не осознали собственную ошибку. София Павловна – главная героиня комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    — является «заложницей» своих же убеждений. Так, идеал Софьи -скромный Молчалин, тогда как Чацкий, который любит ее всю жизнь, человек «не ее типа». Крах ее надежд на совместное будущее с секретарем отца рушится после того, как она узнает о не взаимности чувств Молчалина. Это становится настоящей трагедией, с которой Софья не может справиться в силу своего потрясения. Увы, ее ценности оказались выписками из пошлых романов, а не настоящими истинами, направляющими человека.
  2. Зачастую ложные ценности могут сыграть «злую шутку» со всем обществом. Так, например, в комедии Н. Гоголя «Ревизор»
    люди привыкли строить собственное будущее на алчности, лицемерии и корысти. Они занимались казнокрадством долгие годы. Их желание предстать перед ревизором в роли добропорядочных управленцев – возможность сохранить свое место, но, отдав свои сбережения самозванцу, они оказались в плену у своих же ценностей. Из-за них они и попали в комичную ситуацию, которая обернулась для них полным провалом.
  3. А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка»
    противопоставляет ложным ценностям мораль и нравственность. Так, например, Петр Гринев не запятнал свою честь даже тогда, когда ему угрожала казнь. То же самое нельзя сказать о Швабрине, который шел по головам для личной состоятельности – это говорит о том, что ложные ценности убивают в человеке все, что связывает его с людьми. Алексей пошел по тропе эгоизма и дошел до краха желаний и надежд, ведь общество от него отвернулось.

Популярные сочинения

  • Сочинение Нравственные проблемы в пьесе Гроза
    Пьеса А.Н. Островского «Гроза» появилась в непростое для народа время и вызвала много дискуссий между критиками того времени. Для одних людей она стала надеждой на пути к переменам и возможностью жить по-другому
  • Сочинения по творчеству Есенина
    Порой зачитываешься проникновенными есенинскими стихами, и чувствуешь, он пишет близкому и родному человеку. И им становится любой, кто держит в руках сборник стихотворений Есенина.
  • Сочинения по картинам Яблонской
    Описание картин Яблонской

Проблема лицемерия

  1. Один и тот же человек может содержать в себе и добродетель, и меркантильность, но что именно в нем преобладает? На этот вопрос попытался ответить Ф. Достоевский в романе «Преступление и наказание»
    , где Петр Лужин просто играет роль «порядочного человека», тогда как на самом деле он «низок и гадок». Его желание посвататься на Дуне объясняется не «любовью», а желанием иметь податливую жену, которая будет благоговеть перед каждым его словом. Однако он усиленно делает вид, что это не так. Лицемерие и подлость в его поведении, к счастью, были замечены до роковой ошибки Дуни, поэтому Петр был изгнан с позором.
  2. В рассказе А. Чехова «Слезы крокодила»
    мы можем увидеть и лицемерие, и двуличие. Главный герой – Поликарп Иудин – «страдает» от несправедливости жизни бедных людей, тогда как сам обдирает их до последней нитки. «Крокодиловы слезы» — устойчивое выражение, которое означает горе неискреннего человека, такого как Иудин. Его поведение никак нельзя оправдать.
  3. Внешне состоятельный человек с материальной точки зрения может не быть таким же «состоятельным» в душе. Об этом говорит Л. Толстой в романе «Война и мир»
    , где князь Василий делает все, исходя из собственной выгоды. Даже приход к Анне Павловне означал не «светскую вежливость», а возможность устройства своих детей. Он обманывает Пьера, чуть было не обворовывает его, чудом не успев перехватить завещание старого графа. Но на словах герой всегда изысканно учтив и добр, у него высокое положение и хорошая репутация.

Что такое лицемерие?

Впервые слово «лицемерие» появилось в эпоху Древнего Рима. В те времена оно использовалось по отношению к театральным актерам, которые в буквальном смысле примеряли на себя маски (лица), чтобы изображать на сцене различных персонажей.

В современной трактовке лицемерие – это поведение человека, при котором его слова и поступки не соответствуют истинным убеждениям и чувствам. Синонимы этого слова в русском языке – ложь, двуличность, ханжество, притворство, лукавство, фальшь.

В наши дни характеристика «двуличный» применяется по отношению к неискреннему человеку, скрывающему под маской внешней доброжелательности свои злостные намерения и негативное отношение к окружающим.

По мнению психологов, современный лицемер – это искусный манипулятор, который прекрасно чувствует слабые места собеседника и играет на его болевых точках, страхах, предубеждениях.

Простыми словами — это неискренность во взглядах и суждениях. Лицемерный человек часто меняет свои взгляды и позиции в зависимости от сиюминутной выгоды. В основе лицемерия лежит либо страх, либо желание быть лучше, чем другие люди.

У каждого человека (кто это?) есть такая способность, как приспособление к ситуации. В разных ситуациях нужно себя вести по-разному. Это природный инстинкт и именно такая линия поведения позволила поколению выжить. С этим ничего не поделаешь.

Но лицемер эту природную способность возводит в апогей и использует на все сто процентов в чисто эгоистичных целях. С другой стороны, каждый человек хоть раз в жизни бывал двуличным, чтобы избежать каких-то неприятных и сложных ситуаций. Главное, чтобы это не стало вашей превалирующей линией поведения.

Угрызения совести у обманщика

  1. Проблема угрызения совести из-за сказанной лжи ярко прослеживается в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой»
    . Главный герой – мальчик Витя – должен собрать корзину ягод, чтобы получить заветный пряник, но ребята уговаривают его собирать траву, а сверху класть ягоды. Мальчика долго мучает совесть, и он решает сознаться в умышленной лжи – это говорит о том, что Витя способен на признание собственной ошибки, а это несомненный шаг навстречу к «высшему нравственному идеалу».
  2. Подобный пример можно увидеть на страницах повести В. Быкова «Сотников».
    На протяжении всей истории автор знакомит нас с несколькими персонажами, и вот один из них вспоминает случай с маузером отца, из которого он выстрелил. Признав ошибку, он все равно чувствует угрызение совести из-за лжи, которая заключалась в том, что на «правду» его натолкнула мать, а не его желание.

Последствия лжи

  1. Подобный пример можно найти на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    , где клевета Грушницкого на княжну Мери ради мести Печорину растворяется в справедливости. Решив подменить оружие дуэлянта, бесчестный мужчина становится разоблаченным. Григорий понял, что приятель хочет обманным путем выиграть сражение. Тогда бездействующее оружие достается самому обманщику. Грушницкий погибает, а Печорин делает неутешительные выводы.
  2. В пьесе А. Островского «Бесприданница»
    главная героиня хочет обмануть себя, выйдя замуж за нелюбимого человека. Она становится его невестой, механически готовится к нежеланной свадьбе. Однако на обеде в честь помолвки ее вновь охватывает влечение к Паратову, который зазывает Ларису на Ласточку. Она бросает свои обязательства и уходит в плавание навстречу погибели. Наутро оскорбленный жених убил ее, а ей осталось лишь поблагодарить его за это, ведь она была опозорена и брошена на произвол судьбы. Увы, на лжи невозможно построить счастье.

Доброго времени суток, уважаемые друзья. В данной статье мы предлагаем сочинение на тему « из литературы».

Будут использованы следующие аргументы: – А. П. Чехов, «Слезы крокодила» – Д. Лондон, «Мартин Иден»

Люди с древних времен склонны скрывать свои истинные эмоции и сокровенные мысли. Существуют сферы, в которых искренность вовсе нежелательна, такие как политика или азартные игры. Задумавшись, можно признать: каждый взрослый человек порой должен прибегать к фальши, не всякую её степень необходимо упорно осуждать. Например, встретив неприятного нам человека, мы улыбаемся и здороваемся с ним, поддерживаем беседу, то есть ведём себя поддельно. Но если покажем настоящее отношение к собеседнику, нас можно будет обвинить в грубости, ведь он настроен к нам дружелюбно.

Главная задача каждого из нас – чувствовать разницу между вынужденной вежливостью и откровенной лживостью. Проявлений последней необходимо избегать: она отравляет душу человека, отучает его от чистосердечности. Только с помощью открытого искреннего расположения к окружающим можно построить с ними доверительные отношения.

В рассказе А. П. Чехова «Слезы крокодила» главный герой Поликарп Семёнович Иудин являет собой пример чистого лицемерия. В ненастный день он стоит у окна, наблюдает за богатой похоронной процессией и рассуждает о жизни. На первый взгляд мысли героя кажутся справедливыми и невольно вызывают чувство согласия с ним. Иудин полностью погружен в размышления о пороках и ошибках человечества. Главным виновником таких явлений, как продажность, позор и нищета, по его мнению, является человек.

Однако последующее поведение Поликарпа Семёновича мгновенно отталкивает и обнаруживает его подлинную сущность. Его мысленные монологи полны переживаний, возмущений по поводу несправедливости и трудного положения бедных людей. Но во время разговоров с Семёном Иванычем герой показывает, что на самом деле ему безразличны проблемы окружающих.

К Иудину приходят люди чтобы заложить какую-нибудь вещь из-за острой нужды в денежных средствах. Но равнодушный герой обирает обратившихся бедняков, его не трогают их трудности. Он мысленно обвиняет богачей в бессердечии, хотя сам поступает таким же образом. Истинные поступки Поликарпа Иудина изобличают его двуличие и неискренность.

В одноименном романе Джека Лондона «Мартин Иден» лицемерие окружающих сыграло главную роль в судьбе героя. Юный моряк Мартин Иден решает прекратить морское дело и заняться писательством после перемены в его жизни. Он влюбляется в девушку по имени Руфь, с которой его разделяет огромная интеллектуальная пропасть. Юного героя не пугает это препятствие, он решает добиться девушки и начинает усердно работать.

Мартин становится частым гостем в библиотеке, изучает науки и пробует писать сам. Он не щадит себя: спит по 4 часа в сутки и периодически голодает, чтобы иметь возможность отправлять свои работы редакторам. Добившись помолвки с Руфью, Мартин старается стать успешным писателем, чтобы иметь возможность сыграть свадьбу и обеспечить жизнь без нужды. Но удача не улыбается герою, а близкие в него не верят.

Члены семьи Руфи негативно относятся к затее Идена, сама девушка постоянно пытается устроить его на работу; родные сестры героя также не верят в успех его творчества. После ошибочного скандала вокруг Мартина Руфь разрывает помолвку, а окружающие начинают относиться к нему отрицательно. Герой впадает в глубокую депрессию и совершенно теряет желание заниматься писательской деятельностью. По иронии судьбы именно в это время творческая жизнь Идена резко меняется: издательства начинают публиковать его работы.

Отдельный пример лицемерия представил случай в редакции «Трансконтинентального». Будучи неизвестным писателем, Мартин только силой смог выбить заслуженный заработок, работники коллегии отрицали наличие у них пяти долларов. Но после обретения славы Идена его работы начали скоропостижно выпускаться всеми издательствами, которые ранее упорно ему отказывали. Такой поступок указывает на подкупность и лживость печатных изданий. Внезапный успех писателя превратил всех редакторов в его «поклонников» и «друзей».

Точно такая же ситуация произошла и с окружением Мартина. Все, кто конфликтно относился к нему до обретения им известности, мигом стали искать его внимания и расположения. То же сделала и его любимая: Руфь вдруг пришла к Идену с извинениями и желанием пожениться, что окончательно добило героя. Он не мог получить ни от кого веры в себя и свои возможности, когда ему это было нужно, теперь же общество других людей было ему невыносимо.

Мартину всё тяжелее было переносить открытое лицемерие его окружения. Решив жить на отдельном острове, он отплывает на корабле. Но и там герою трудно общаться с людьми, а позже и быть наедине с самим собой. Единственным решением для Мартина Идена становится вечный покой в холодных морских водах.

Двуличность в поведении неизбежно отталкивает окружающих. Заметив эту черту, невольно сомневаешься в искренности каждой сказанной фразы человека. К лицемерию прибегают, преследуя определенные цели, либо испытывая страх. Вопрос в том, стоят ли цели таких средств? Нельзя скрывать свои истинные эмоции и мысли, бояться их. Уличив человека в фальши, теряется доверие, а порой и уважение к нему.

Сегодня мы поговорили на тему «Проблема лицемерия: аргументы

из литературы». Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

Мы проанализировали многие тексты для подготовки к ЕГЭ и выделили те проблемы, которые встречаются наиболее часто. К каждой из них мы подобрали соответствующие аргументы из литературы. Все они доступны для скачивания в формате таблицы (ссылка в конце статьи).

Влияние лицемерия на личность

  1. Проблема лицемерия является одной из главных в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»
    . Даже по названию понятно, что речь пойдет о человеке, который может приспосабливаться к любой ситуации, отодвинув на второй план свои собственные убеждения. Однажды Очумелову, главному герою рассказа и полицейскому надзирателю, пришлось разбираться со случаем, когда господина Хрюкина за палец укусила собака. Как только Очумелов узнал, что собака принадлежит генералу Жигалову, герой уже не так спешил обвинять его любимца. Опасаясь за свою карьеру, Очумелов начал обвинять Хрюкина во лжи, якобы тот сам расковырял себе палец, а собаку и вовсе придумал. Перед генералом же герой всячески прислуживался и льстил ему. Таким образом, лицемерие – враг истины и правосудия, который тем более опасен, чем реже люди осуждают его.
  2. Проблема лицемерия прослеживается в нескольких стихотворениях Маяковского
    , в том числе и в
    «Ханже»
    . В данном произведении появляется образ лицемера или подлизы по имени гражданин Васюткин. Поэт использует гротеск, говоря, что у героя «на метров тридцать» вырос язык. Так он подчеркивает, сколько лжи произносит этот услужливый и всем приятный гражданин. Васюткин представляет себя христианином, однако эта вера является напускной. Он не проявляет ничего, кроме равнодушия, к тем людям, которые доверили ему свои проблемы, берет взятки, ворует и лжет. Это характеризует Васюткина как двуличного персонажа. Кроме того, если на обычных людей он смотрит свысока, то высшим по чину он беспрерывно пытается угодить, меняя роли, чтобы им понравиться. Таким образом, лицемерная позиция обезличивает человека и делает его более порочным, ведь услужливо прикрывает его недостатки.
  3. В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    главным лицемером и подлецом выступает Лужин. Сначала он делает Дуне предложение, но не из-за любви к ней, а для того, чтобы она была всю жизнь благодарна и обязана ему. Затем Лужин подставляет Соню, подбросив ей деньги и обвинив в краже. Наивная девушка подумала, что герой сделал это от чистого сердца, однако потом она поняла, какой он лицемер. Более того, это поняли все окружающие люди. Лишившись их лояльности и уважения, Лужин получил от судьбы шанс понять, что с ним сделало такое «бесценное» качество? В кого он превратился и куда идет? Однако вряд ли «разумный эгоист» им воспользуется, из-за постоянного притворства его личность потеряла способность критически оценивать себя.

Как бороться с лицемерием?

Лицемерие присуще многим, если не всем людям. Как бороться с лицемерием в самом себе?

  • Нужно осознать и признать свое мнение, желания и интересы, не бояться их высказывать и демонстрировать.
  • Не подстраиваться под всех и каждого. Ожидания у общества и у людей по отдельности разные. Нужно следовать лишь собственным ожиданиям, а не чужим.
  • Адекватно себя оценивать, а не слушать мнение окружающих, которые всегда найдут, к чему придраться. Оценивайте себя только сами.
  • Саморазвивайтесь. Если вы чувствуете себя в чем-то недоразвитыми, тогда устраняйте свои недостатки. Только меняйтесь, потому что вы сами этого захотели, а не для того чтобы подстроиться под окружающих.
  • Оставайтесь всегда честными с собой.

Чтобы контактировать с окружающим миром (людьми в частности), человек с самого детства приучается играть различные роли. С одними один и тот же человек может быть ласковым и нежным, с другими – грубым и агрессивным, с третьими – героем-любовником, с четвертыми – мудрым и всезнающим. В зависимости от того, с кем человек общается, он ведет себя определенным образом. В психологии это называется «маска», которая, как в театре, закрывает истинное лицо человека и показывает «зрителям» лишь то, что им демонстрируется.

Вот почему нередко можно услышать возглас: «Я не знала, что он может быть таким», «Я никогда не видел ее такой», «Я думал, что он другой» и т. д. Видя конкретного человека, вам кажется, что он вам показывает истинное свое лицо. Но со временем вы выясняете, что вас обманывали и вы на самом деле не знаете, с кем строили отношения.

Снимите маску с другого человека, чтобы понять, с кем вы общаетесь. Как это сделать? Обычно маска снимается в тех ситуациях, когда человек себя не контролирует. Это могут быть самые страшные, шокирующие, стрессовые или смешные, веселые события. Когда человеку очень страшно, он зол, ему смешно и весело, тогда он себя не контролирует. Он позволяет своим эмоциям изливаться в полной мере, при этом он ведет себя так, как это соответствует его натуре.

Как человек ведет себя, когда вы делаете ему плохо? Как он поступает, когда ему весело? Обращайте внимание на такие ситуации, потому что они снимают маску с любого человека, показывая его истинное лицо, настоящее отношение к вам, реальные желания и мысли.

По большому счету необходимо быть всегда внимательными к тем людям, с которыми вы общаетесь. Можно верить в те слова и обещания, которые они говорят, в тот образ, который они вам демонстрируют. Но лучше всего смотреть на их поступки, особенно в те моменты, когда им кажется, что на них никто не смотрит. Как понять, каким человек является на самом деле? Проследите, что он делает, говорит, думает, когда ему кажется, что на него никто не смотрит. Ведь пока нет зрителей, можно на время снять маску и побыть собой.

Последствия лицемерия

  1. Последствия лицемерия хорошо прослеживается в романе Джека Лондона «Мартин Иден»
    . Автор повествует о юноше, который решил заниматься писательством, буквально не спал ночами и упорно работал, чтобы добиться расположения возлюбленной Руфь. Девушка была выше по статусу, и ее родственники не одобряли союза с Иденом. Когда Руфь решила расстаться с героем, его дела неожиданно пошли в гору. Желаемое призвание теперь стало казаться Идену противным, потому что он видел лицемерие окружающих. Он понимал, что печатные издания и друзья стали проявлять интерес к нему только из-за успеха. В итоге Иден решает уплыть на корабле и прожить последние дни на отдельном острове. Лживые и фальшивые люди разочаровали его. Для них последствием их лицемерного поведения стало исчезновение полезного члена общества, который мог бы сделать их лучше. Так человечество неоднократно отталкивало пророков, который находили покой лишь в пустынях, вдали от пошлости и лести неразумной толпы.
  2. Отличным примером лицемерия и его отрицательных последствий является фамусовское общество из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    . Главный герой приезжает в дом Фамусова и начинает делиться своими прогрессивными идеями. Чацкий не сразу понял, в какое общество попал. Это был лживый высший свет, пропитанный фальшью, где браки заключались ради денег, а не искроенной любви, где заводили дружбу с высшим по чину только ради его расположения. После нескольких конфликтов и оскорблений герой понял, что больше не может вынести такого окружения. Он чувствовал, что с такими людьми нет смысла делиться своим мнением, потому что искренности от них ждать не придется. В финале Чацкий произносит свою знаменитую фразу «Карету мне, карету!» и уезжает из дома Фамусова навсегда. Последствием лжи и притворства является не только потеря прогрессивного и полезного гражданина в лице Александра, но и катастрофа, разразившаяся в тот вечер: Софья увидела измену Молчалина, а гости узнали про их роман. Однако даже в этой беде хозяина дома волновало лишь мнение княгини Марьи Алексевны. Случившееся ничему их не научило.
  3. Лирический герой стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поэт»
    чувствует себя ненужным и одиноким из-за лицемерия окружающих. Поэт, словно драгоценный кинжал, должен быть любим. Но общество не способно ценить столь уникальные вещи. Окружение героя «морщины прячет под румяны», их «тешат блестки и обманы», им скучен «гордый» язык поэта. Такое описание свидетельствует о том, что лицемерной толпе нужна простая лесть, необходимо веселье балов, а вовсе не искусство. Поэтому лирический герой чувствует, что над ним смеются, его презирают.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]