Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» Пушкина

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Погасло дневное светило.
История создания – элегия написана по впечатлениям о морском путешествии из Керчи в Гурзуф в 1820 году. Пушкин впервые увидел море, и оно заворожило его.

Тема стихотворения – ощущения изгнанника, который вынужден оставить любимую родину.

Композиция – трёхчастная, части отделены друг от друга рефреном. В первой всего две строки, вторая описывает состояние героя. Он тоскует о родных краях надеется на исцеление, которое ему подарят волшебные южные земли. В третьей – вспоминает об ошибках юности, невзгодах любви, об уроках прошлого и смиряется с новым – с тем, что ждёт его впереди.

Жанр – романтическая элегия.

Стихотворный размер – разностопный ямб; рифмовка кольцевая и перекрестная.

Эпитеты – “послушное ветрило”, “угрюмый океан”, “берег отдалённый”, “земля полуденная”, “волшебные края”, “мечта знакомая”, “брега печальные”, “туманная родина”, “тайно улыбались”, “потерянная младость”, “лёгкокрылая радость”, “сердце хладное”, “весна златая”.

Метафоры – “мечта летает”, “летает корабль”, “душа кипит”, “музы улыбались”, “младость отцвела в бурях”.

Инверсии – “земля полуденная”, “воспоминаньем упоённый”, “туман вечерний”, “пределы дальние”, “сердца ран”.

Анализ стихотворения Погасло дневное светило Пушкина

Философская элегия «Погасло дневное светило» была написана А.С. Пушкиным в период южной ссылки, в 1820 году. Стихотворение относят к лучшим образцам романтической лирики поэта.

На написание элегии Александра Сергеевича натолкнула морская поездка в Гурзуф вместе с Раевскими. Заболевший поэт надеялся поправить здоровье. Именно это небольшое путешествие по морской глади запечатлено в стихотворении. Однако Пушкин немного преувеличил разгул природной стихии и описал в своих строчках бушующий океан, хотя на самом деле поездка проходила очень спокойно.

В 1820-е годы Пушкин был вдохновлён творчеством поэта Байрона. Он упоминает его в подзаголовке стихотворения. «Погасло дневное светило» напоминает читателю прощальные песни персонажа английского поэта — Чайльд-Гарольда. Однако внутренний мир лирического героя Пушкина гораздо богаче. Он наполнен красками, волнениями, переживаниями и прошлыми мгновениями. Герой вынужден оставить свою родину, а мысли о том, что юность тоже покинула его, приводят в тоску. В этих идеях можно увидеть и самого автора, который так рано обманулся в своих надеждах.

Стихотворение можно условно разделить на три части. Их разделяют рефрены. В первой смысловой части формируется окружающая обстановка, она предстаёт перед читателями в романтическом виде. Далее поэт описывает эмоции лирического героя, его переживания сопоставляются с угрюмостью водной стихии. К чему же приходит центральный персонаж? Какие выводы он делает?

В последних строках стихотворения можно увидеть примирение героя со своим прошлым. Он готов принять своё будущее. Его желание жить и любовь к жизни ничего не может поколебать. Тяжёлые трудности и преграды не способны его сломить.

Для того чтобы придать своему произведению напевность и максимально приблизить стихотворение к разговорной речи, автор пишет его разностопным ямбом. Пушкин отлично смешивает высокий слог и устаревшие слова. Однако от этого строчки не смотрятся коряво. Они помогают выразить мысли поэта общечеловеческим языком. Эпитеты и метафоры здесь понятны каждому, так как они традиционны, хотя Пушкин также использовал свою гениальность и насыщал образ оригинальными перифразами.

9, 10 класс кратко по плану

История создания

Вот какова история создания стихотворения “Погасло дневное светило”. Оно написано в августе 1820 года. Поэт вместе с Раевскими плыл на корабле из Керчи в Гурзуф, это было ночное путешествие. Море было спокойным, но Пушкин, выдерживая традицию романтизма, сгущает краски, рассказывая о “бушующем океане”. Море и благодатный край произвели на него неизгладимое впечатление. Пушкин впервые увидел море и впоследствии посвятил ему немало стихотворений. Поездка с Раевскими подарила поэту вдохновение и успокоение, но он всё же продолжал чувствовать себя изгнанником – такое настроение ощущается и в созданном им стихотворении. Оплакивая рано ушедшую молодость, Пушкин грустил о жизни, которая могла бы у него быть, в то же время понимая, что все внешние обстоятельства, даже неблагоприятные, формируют его как творца.

Композиция

Элегия разделена на три части самим поэтом – он использует для этого двустрочный рефрен.

Первая часть необходима для создания романтической обстановки, в ней есть песенные мотивы.

Вторая часть посвящена эмоциональному состоянию лирического героя, который оплакивает молодость и покинутую родину, ведь с ней были связаны все чаяния его жизни. В то же время произведение показывает его надежду на то, что волшебные южные земли помогут ему исцелиться от этой тоски.

В третьей части прошлое, с которым у лирического героя связано много воспоминаний, противопоставляется неизвестному будущему. Но в итоге он принимает свою судьбу, смиряется с жизненными обстоятельствами и принимает их.

Жанр

Определить жанр несложно. Это романтическая элегия, подражание байроновским произведениям: в молодости Пушкин был очень увлечён творчеством этого английского поэта. В то же время, в отличие от отстранённого прощания Чайльд-Гарольда (образу которого явно подражает лирический герой), эмоциональный настрой пушкинского произведения гораздо ярче.

Произведение написано разностопным ямбом с чередованием мужской и женской рифмы. Эти приёмы, а также чередующаяся рифмовка (кольцевая и перекрестная) делают стихотворение более близким к обычной разговорной речи. Таким образом Пушкин показывает, что проблема, поставленная в произведении, является общечеловеческой.

В этом философском стихотворении поэт ставит проблему изгнания и, следуя романтической традиции, несколько преувеличивает её.

Анализ стихотворения Погасло дневное светило

Элегия писалась во время ссылки Пушкина, когда он был на корабле с Раевскими из Керчи. Раевские взяли Пушкина в путешествие, дабы поэт поправил здоровье. Писалось произведение ночью, стояла прекрасная погода, но поэт преднамеренно сгущает краски, описывая неспокойный океан.

Данная элегия – образец романтической лирики. В подзаголовке мы видим “Подражание Байрону”, и это не странно, ведь Пушкин был без ума от произведений Байрона. В произведении можно найти схожести с мотивами песни Чайльд-Гарольд. Но переживания героя Пушкина, совсем несхожи с эмоциями о прощании Чайльд-Гарольда.

Жанр стиха – философская элегия. Герой сетует на расставание с берегами родины. Он жалуется на быстро закончившуюся молодость, на расставание с друзьями и “изменницами”. Пушкин утрирует свои переживания, его гложат нереализованные амбиции.

Тема произведения – философские грустные размышления, в связи с покинутой Родиной. Условно элегию можно делить на три основные части, это деление видно по повторам двух строк.

Первая часть создаём нам романтическое настроение, она состоит из пары строк.

Во второй части мы видим описание душевных терзаний героя.

В третьей части мы наблюдаем конфронтацию воспоминаний прошлого и неизведанного будущего.

Итог стихотворения – герой принимает изменения в жизни, но также и не забывает о своём прошлом жизненном опыте. В произведении используется равностопный ямб. Идёт чередование рифм. Это и делает размышления в элегии общечеловеческими.

Поэт использует различные тропы и образы. Использование устаревших слов в сочетании с перифразами даёт возвышенный слог. Присутствует огромное количество метафорических эпитетов. Также встречаются метафоры, благодаря которым в произведении появляется живость.

9, 10 класс

Анализ стихотворения Погасло дневное светило по плану

Средства выразительности

Возвышенный слог, сочетающийся с ясностью и простотой мысли, делает “Погасло дневное светило” совершенным с точки зрения художественных средств. Пушкин использует в элегии средства выразительности.

  • Эпитеты – “послушное ветрило”, “угрюмый океан”, “берег отдаленный”, “земля полуденная”, “волшебные края”, “мечта знакомая”, “брега печальные”, “туманная родина”, “тайно улыбались”, “потерянная младость”, “легкокрылая радость”, “сердце хладное”, “весна златая”.
  • Метафоры – “мечта летает”, “летает корабль”, ”душа кипит”, “музы улыбались”, “младость отцвела в бурях”.
  • Инверсии – “земля полуденная”, “туман вечерний”, ”воспоминаньем упоенный”, “сердца ран”, “пределы дальние”.

Также поэт использует устаревшие слова и формы слов, создавая таким образом возвышенный слог (“ветрило”, “полуденный”, “наперсницы”, “очи”, “хладный”, “младость”, “златыя”). Для этого используются и перифразы (“дневное светило”, “моей весны златыя”) .

Средства художественной выразительности

В стихотворении Пушкин использует сочетание простой и ясной речи и возвышенного слога. Возвышенный слог выражается в частом использовании старославянизмов (например, ветрило, упоенный, брега) и перифраза (например, дневное светило вместо солнца). Возвышенный слог служит созданию и углублению романтической атмосферы, но, при условии его наличия, элегия все же проста для понимания, благодаря умению поэта грамотно сочетать обыденную речь и архаизмы.

Пушкин использует множество метафор, служащих для создания атмосферы: угрюмый океан, знакомая мечта, потерянная младость и так далее. Эпитеты автор тоже не обошел стороной: радость у него легкокрылая, заблуждения его порочны, а моря обманчивы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ этого стихотворения, я уверен, окажется очень интересным, так как оно достаточно длинное, в нем много интересных образов.

Итак, стихотворение является, в первую очередь, философским. Александр Пушкин рассуждает на берегу моря, вспоминает, обращятся к неодушевленному… Например, отеческим краям он признается, что бежал от них. Также стихотворение можно назвать и пейзажным, так как поэт рисует прекрасную картину заката на море.

Конечно, в стихотворении много устаревших слов, от них ощущение дополнительной торжественности. Пушкин использует такие слова как «младость», «наперсницы», «ветрило» и подобные. Интересен, например, оборот: «бежать кого-то». Часто встречаются несовременные окончания: «стремлюся».

Однако понятно, что во время Александра Сергеевича это была нормальная речь.

Итак, поэт часто обращается к ветру и океану, призывая первый шуметь, а второй волноваться. В этом желание бури, веселья, очищения. Штиль был бы скучен для потомка эфиопа. Кроме того, думаю, что волнение этого океана отражает чувства самого Александра Пушкина.

Начинается стихотворение просто с описания вечера на море, с первого обращения героя стихотворения к океану и ветру. Дальше герой описывает то, что видит: берег вдали… для Пушкина это не просто живописное место, а волшебная страна, куда он стремится, волнуясь и тоскуя. Нет, это не мечта, которую он сам придумал, это место, от которого у поэта остались прекрасные воспоминания. Герой подчеркивает, что у него от чувств слезы на глаза наворачиваются, мечты заполняют ум… как если бы увидел он родные места, здание школы, например. Но, конечно, поэт не был бы поэтом, если б не добавил о любви несколько слов. Он вспоминает свои страдания, безумие от влюбленности, которая оказалась обманом.

Не находя себе места от волнения, Пушкин просит корабль лететь, что и так быстро, еще быстрей. К «берегам», не не печальным, а радостным. Он вспоминает улыбки Муз: это могут быть и стихотворения, и влюбленности… Он говорит даже, что юность его там осталась, сравненная со слишком рано увядшим цветком. Радость упорхнула от него птицей, поэтому он отправился за новыми впечатлениями в далекие края. Нашел он «минутных» друзей и изменщиц, но они быстро забылись, а вот раны юности на тех берегах до сих пор в сердце. Видимо, поэт хотел бы попробовать заново на родных берегах стать счастливым.

Тест по стихотворению

  1. /7
    Вопрос 1 из 7

    В каком году написано стихотворение «Погасло дневное светило»?

    Начать тест

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Диана Посметюк

    7/7

  • Владимир Барановский

    6/7

  • Алёна Косенкова

    6/7

  • Светлана Кучеренко

    6/7

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Погасло дневное светило» стало визитной карточкой его романтической лирики. Проведение принадлежит литературному направлению романтизм. Читатель может почувствовать отголоски творчества Байрона (услышать «нотки» прощальной песни Чайльд-Гарольда), которым страстно увлекался в те годы Пушкин, не зря поэт в подзаголовке называет стихотворение «Подражание Байрону».

Жанр лирического стихотворения – элегия, неслучайно каждая строфа наполнена печальными раздумьями о прошедшей молодости и разлуке с «туманной родиной» (Петербургом).

Разностопный ямб в сочетании с переплетением перекрёстной и кольцевой рифмы создают эффект разговорной речи, приводя читателя к ощущению непосредственной причастности к размышлениям автора. Данные приемы также превращают полотно стихотворения в волнующуюся гладь моря — как волны плавно перебегают друг в друга, так и мысли перетекают от одной к другой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]