Образ и характеристика Василисы Премудрой в сказке Царевна лягушка сочинение для 5 класса

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Образ и характеристика Василисы Премудрой в сказке Царевна лягушка

Василиса Премудрая в сказке «Царевна Лягушка» предстает как символ идеальной русской женщины – кроткой, мудрой, хитрой, красивой и хозяйственной.

В начале сказки она предстаёт перед читателями в образе обычной зеленой лягушки. Повстречал её Иван-Царевич, который по воле отца отправился на поиски будущей невесты. Царский сын был очень разочарован. Вместо прекрасной девушки ему встретилось болотное существо. Но ослушаться родителя он не мог. Так Царевна Лягушка, говорящая на человеческом языке, попала во дворец.

Лучшие качества Василисы раскрываются постепенно. Царь-отец дает будущим невесткам серьезные задания. Сложны они для купеческой и для боярской дочери. Казалось бы, для лягушки такие задачи просто не выполнимы. Однако невеста-лягушка укладывает Ивана спать и, обернувшись прекрасной Василисой, искусно справляется со всеми делами. Она проявляет себя не только хозяйственной, но и заботливой. Ей важно не просто успеть ко времени, но и угодить будущему свекру.

Иван-Царевич начинает привязываться к лягушке, видя её добрый и чуткий характер. Но впереди их ждет еще одно испытание. Царь созывает всех на пир. Несмотря на теплые чувства к своей зеленой невесте Иван переживает, боится быть высмеянным братьями. Ведь теперь пришло время показать внешние данные своей благоверной. И если в хозяйстве лягушка проявила себя на высоком уровне, то внешностью она очевидно проигрывала. Но оказалось всё иначе. Создав интригу, красавица явилась на пир во всем своем превосходстве. Чтобы привлечь больше внимания Василиса Премудрая явилась с опозданием в сопровождении громкого шума. Это сделало её выход настоящим триумфом. Хитрая волшебница своей грациозностью дразнила неуклюжих невесток, побуждая копировать её поведение. На фоне их глупости и простоты она выглядела еще великолепнее.

Увидев свою царевну в таком невообразимо прекрасном виде, Иван обезумел от счастья и сжег лягушачью шкуру. Но делать этого было нельзя. Василисе оставалось лишь три дня быть в образе лягушки и чары бы развеялись, но глупый поступок царевича всё испортил. Но даже в такой сложной ситуации, отправляясь в заточение к Кощею, мудрая Василиса не упрекала своего возлюбленного. Ради такой идеальной женщины Иван Царевич был готов идти через любые преграды. Он спас свою красавицу, и они жили долго и счастливо.

Сочинение Василиса Премудрая

Одним из главных персонажей всеми известной сказки «Царевна Лягушка» является таинственная девушка, где за ум в народе она получила имя Василиса Премудрая.

С первых страниц произведения мы даже представить себе не могли, что в образе маленькой лягушки, поймавшей стрелу царевича, предстанет красивая царевна. Увидев, как загрустил ее суженый, увидев, что ему в жены достанется пресмыкающееся, она ласковыми и теплыми словами старалась успокоить супруга.

Мы видим, что она очень заботливая, ведь уложив его спать, она размышляет, как ему помочь справиться с порученным заданием государя. Целых две ночи она трудится, не покладая рук, чтобы все выполнить. И ее трудолюбие не подвело Ивана, царь был в восторге и от испеченного каравая и сотканного ковра, и неспроста, потому что в свою работу она вложила всю свою душу. Да и царевич то по достоинству оценивает ее труд. Он видит, что ему досталась изумительная девушка со всеми замечательными качествами.

На пиру она не дала унизить своего супруга, показала себя с самой лучшей стороны, поразив царя и братьев мужа великолепными знаниями и умениями. Исполнив волшебный танец с супругом, Василиса показала, насколько крепки их супружеские отношения. Заметив, что Иван-царевич уничтожает шкурку лягушки, она не обвиняет его в содеянном, а искренне верит, что он обязательно спасет ее от Кощея Бессмертного. Так и случается. Иван, преодолевая все препятствия, побеждает волшебство и возвращает свою единственную и ненаглядную жену. Благодаря такому образу народные предания показали нам, что истинно русская женщина должна обладать всеми лучшими качествами, для того чтобы быть достойной будущему возлюбленному.

Поэтичность сказки «Царевна-лягушка»

Главные герои и сам сюжет сказки «Царевна-лягушка» помогают воспитывать у себя, знакомить их с народными чаяниями и нравственными заветами. Важно, чтобы Читатель, приступая к изучению сказки «Царевна-лягушка», не настраивался на слишком легкий тон, что-де сказка проста, детям доступна, а потому все занятия в классе могут свестись к ее прочтению и пересказу. Уловить «общее движение сюжета, истолковать смысл необычайных ситуаций», осознать идею сказки и характер ее героев, «поучиться у народной сказки» «меткости речи»1, очароваться стихией волшебной сказки — все это войдет в задачи трех уроков, которые будут посвящены этой прекрасной сказке.

Читатель обращает внимание на то, что сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» посвящена теме защиты Родины, теме героической. Однако в ней сильно звучит, как мы видели, и тема мирного труда. Другая сказка — «Царевна-лягушка» — посвящена прославлению творческого труда. Вот почему начать рассказ о ней целесообразно словами М. Горького: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху, — об этом говорят нам легенды… а также сказка о «ковре-самолете». Мечтали об ускорении движения по земле — сказка о «сапогах-скороходах» … Мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укрепленное против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой…»

Мысли, пронизывающие текст русской народной сказки «Царевна-лягушка» (не суди о человеке по внешнему виду, смотри глубже, оценивай людей по делам, по внутренним достоинствам), также требуют знакомства с ними еще до чтения учителем текста самой сказки.

Пересказ — это образец для нас. Вот почему важно, чтобы отчетливо прозвучали сказочный зачин (в неторопливом, напевном произнесении), повторы и концовка, описание мастерства Василисы Премудрой, все возрастающее восхищение Ивана-царевича и царя ее работой, описание трудного пути царевича в Кощеево царство и описание огромного Кощеева дуба. Каким получается художественный пересказ. Сохраняется привычный сказочный зачин. Остается диалог, только становится несколько короче. Целесообразно оставить характерные для сказки повторы при перечислении («пустил стрелу старший брат», «пустил стрелу средний брат»). Подчеркивается мысль о том, как долго искал свою стрелу Иван-царевич по сравнению со своими братьями

Важно, чтобы прозвучала убедительная просьба царевны-лягушки: «Возьми — жалеть не будешь» — и концовка эпизода.

Позвал однажды царь сыновей своих и говорит им:

– Все мои милые! Пора вам о невестах подумать!

– За кого же нам, батюшка, посвататься?

Предложил им царь натянуть тугие луки, куда стрела упадет, там и свататься. Так и сделали братья. Пустил стрелу старший брат — подняла ее боярская дочь. Пустил стрелу средний брат — подняла ее купеческая дочь. Пустил стрелу Иван-царевич — подняла ее лягушка-квакушка. Старшие братья свои стрелы сразу нашли, а Иван-царевич два дня ходил по лесам и горам, на третий день в топкое болото забрел. Смотрит — сидит лягушка-квакушка, его стрелу держит. Хотел было бежать царевич, отступиться от своей находки, а лягушка говорит ему человеческим голосом: «Бери стрелу, Иван-царевич, а меня замуж возьми. Жалеть не будешь…» Подумал-подумал Иван-царевич, завернул ее в платочек, принес в свое царство-государство».

Так, во время работы с первым эпизодом сказки можно спросить нас, что и как меняется, если вместо слов «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…» мы скажем: «В некотором царстве жил царь…» или «В государстве жил царь…». Читатели говорят, что начало сказки стало менее интересным, менее загадочным, нарушился ритм, напевность. Продолжая работу с эпизодом «Как сватались царевичи», Читатель предлагает вспомнить, как долго искал свою стрелу Иван-царевич, как он вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать». Читатель продолжит, разовьет и дополнит ответы нас. Действительно, внешний облик царевны-лягушки испугал царевича, что подтверждают его собственные слова: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют».

Но царевна-лягушка второй раз повторяет свою просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!» Эпизод необычайно выразителен и важен для дальнейшего осмысления сказки. Тут есть над чем подумать учащимся. Что же удержало царевича? Почему он не уходит? «Лягушка оказывается необыкновенной, она говорит человечьим голосом. Это изумляет и покоряет царевича».

Испытания, которым подвергает царь своих невесток, помогают убедиться в необыкновенных достоинствах царевны-лягтушки. Царевна сразу догадывается, что царевич опечален, и старается успокоить его. Отметим, какой теплотой, заботой проникнуты ее слова, как задушевна ее речь; «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее…»

Читатели во время такой беседы выясняют, что царевна была внимательная, добрая, заботливая и скромная («Она заботливо спрашивает царевича, сразу видит, что он чем-то опечален…»; «Она успокаивает его, сама думает, как выполнить приказы царя, но до поры не говорит об этом царевичу… В этом тоже народная мудрость: «Не забегай вперед! Сначала сделай, а потом и говори!» Так и поступает Василиса Премудрая…»).

Читатель обратит внимание, что царевну называют «премудрой» тогда, когда рассказывают, как она трудится. Читатели при чтении и пересказе этого эпизода отмечают и реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта, и особый ритм, как бы сопровождающий эти трудовые процессы:

испекла каравай рыхлый да мягкий…

Читатели рассказывают о том, как выполнили жены старших братьев приказ царя. Обратим внимание, что сказка преувеличивает недостатки их работы, берется крайняя степень отрицательного (у одной-подгорел, у другой — сырой). С какой целью вводится это преувеличение? Читатели сумеют сделать вывод, что этим преувеличением подчеркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет царевича и заслуживает высокой оценки царя: «Вот этот каравай только в большие праздники есть!»

Пересказ третьего эпизода еще более интересен для сопоставительной работы.

Вспомним, что хотел узнать царь («Царь хотел узнать, как умеют жены рукодельничать. Он приказал, чтобы жены сыновей «своими руками» выткали «к завтрему по ковру»). Чем же отличается труд Василисы Премудрой? Она ткет сама. Жены других сыновей созывают мамушек, нянюшек и красных девушек. Мамушки и нянюшки ткут кто серебром, кто золотом, кто шелком. Сказка не рассказывает о том, чем ткет Василиса Премудрая, но все оживает под руками искусной мастерицы. Вспомним эпизоды, в которых рассказывается, как постепенно возрастает восхищение царевича работой Василисы Премудрой. Если в первом случае хлеб был такой, какого он «никогда не видывал», и царевич «диву дался», то во втором случае ковер получился такой, «что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать», и царевич ахнул. Здесь отмечается не только мастерство царевны, но и умение Ивана-царевича оценить это мастерство.

Как бы вершиной мудрости царевны-лягушки является ее поведение на царском пиру. По мановению ее руки остатки пищи превращаются в озера и лебедей, а затем неожиданно исчезают. Искусство царевны-лягушки становится необычайным, волшебным. Красота Василисы Премудрой открылась всем. Последний раз звучат слова Василисы Премудрой в самом конце сказки: «Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти-разыскать, теперь я твоя весь век буду».

Сказка «Царевна-лягушка» рассказывает о том, как добиваются герои победы добра и справедливости, проходя через различные испытания. Только тогда, когда они сами становятся достойными счастья, добро торжествует.

Вариант 3

Сказки – неотъемлемая часть культуры и творчества во всех народов мира. Одной из самых любимых героинь нашей страны является образ Василисы Премудрой. Это юная волшебница, которую заколдовал собственный отец, за то, что она произошла его в колдовстве. Девушка умеет разговаривать с животными, солнцем и ветром, а также быстро может превратиться в лягушку.

О внешности автор ничего не говорит, что бы читатель охарактеризовал ее по поступкам. Девушка очень разумная и раздумчивая. Даже в самых сложных ситуациях она сохраняет спокойствие и решает любую поставленную проблему. Также волшебница умело работает на кухне и занимается рукоделием. Мне кажется, что она представляет образ умелой хозяйки, хорошей жены и умной женщины.

Василиса всегда откликнется на помощь и умеет быть чувствительной. Она преданная мужу Ивану-царевичу и оптимистично смотрит на многие вещи. Василиса уважает старших и никогда не откажет в просьбе. Девушка старалась быть самой лучшей для мужа и старалась угодить во всем. Готовила не только невероятный на вкус Коровай, но и изготавливала много интересных блюд. Василиса очень милая, отзывчивая и как по мне такой должна быть идеальная жена.

В сказках про «Василису Премудрую» автор показывает уважительное отношение к женщине и указывает на тяжелый труд русских женщин. Учит находить в себе силы не проливать напрасно слез и во всех жизненных ситуациях сохранять оптимизм и никогда не сдаваться. Девушка в рассказах признает авторитет мужа, но в тоже время не покоряется ему во всем. Она способна направлять Ивана-царевича на правильные мыли и поступки, и заслуживает уважения от других.

Каждая русская девушка в образе Василисы премудрой может представить себя и поучиться у нее терпению, трудолюбию, выносливости, скромности, терпеливости и доброты. А также каждый извлечет урок, как правильно вести себя в семейной жизни и каких ошибок не стоит допускать. Василиса всегда останется символов красоты, мудрости и целеустремленности. Благодаря образу Василисы каждый задумается над жизненными ценностями и приоритетами.

5 класс

Популярные сочинения

  • Есть такая профессия — Родину защищать — сочинение (2, 3, 5, 6, 10, 11 класс)
    Наша могущая держава богата своим колоссальным достоянием — на огромных территориях раскинулась Российская Федерация, в её недрах находятся невероятные по своей красе русские леса, в почве заключено невиданное нигде
  • Сочинение Человек становится человеком только среди людей
    И. Бехеру принадлежит известное утверждение: «Человек становится человеком только среди людей». Эта мысль не вызывает сомнений. Человек является биосоциальным существом, живущим по законам и порядкам общества
  • Сочинение Евгений Базаров в романе Отцы и дети (Образ и характеристика) 10 класс
    Роман «Отцы и дети» интересен и проблемами, поднятыми в нём, и, конечно, главным героем. Общеизвестен факт, что это произведение при выходе из печати вызвало много споров
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]