Анализ стихотворения «Поэт и толпа» (А. С. Пушкин)


Поэтическое наследие А. С. Пушкина охватывает самые разные темы, но особое место в нем занимают размышления поэта о назначении искусства, о роли творца и его способности влиять на общество. Одним из ключевых текстов в раскрытии этой темы становится стихотворение «Поэт и толпа», которое сталкивает два разных взгляда на смысл искусства: народа и самого творца. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ стихотворения по плану, который поможет разобраться в тематике и проблематике текста.

История создания

Стихотворение «Поэт и толпа» было написано Пушкиным в 1828 году и первоначально имело название «Чернь». Позднее, при подготовке текста ко второму изданию в 1836 году, поэт дал ему новое название, под которым он и дошел до наших дней.

Конец 20-х годов XIX века был для Пушкина тяжелым периодом. Он побывал в продолжительной ссылке, тяжело переживал последствия восстания декабристов, его произведения подвергались жесткой цензуре. Конфликт с непонимающим поэта обществом и желание свободно выражать свои мысли стали основными темами стихотворения «Поэт и толпа». Под толпой он подразумевал не столько читателей, сколько общественное мнение, управляемое цензурными запретами. В то время Пушкину было тяжело выражать свои мысли: он чувствовал себя непонятым и отвергнутым соотечественниками.

История написания

Начало XIX века стало переломным для автора. Тогда Александр Сергеевич пребывал в ссылке, получил звание опального поэта и часто подвергался нападкам цензуры. Пушкин не мог полноценно раскрыть свой потенциал и начать творить, когда на душе у него был тяжкий груз из-за товарищей-декабристов. Поэт всячески поддерживал их, поэтому разгром декабристского движения омрачил его сознание.

Александр Сергеевич часто задавался мыслью, в чем предназначение поэта для общества. Он понимал, что произведения могут изменить сознание и мировоззрение одного человека, а это значит, что можно преобразить и весь мир.

Свои мысли Пушкин передал при помощи стихотворения «Поэт и толпа», которое было написано в 1828 году. Изначально оно вышло под названием «Чернь», но поэт ко второму изданию решил его изменить.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности «Поэт и толпа» Пушкина – лирическое стихотворение философского содержания. В тексте поэт рассуждает о роли и назначении искусства, сталкивает две противоположные точки зрения. В то же время форма диалога с четким разделением действующих лиц позволяет некоторым исследователям называть текст «драматизированным стихотворением».

В центре читательского внимания оказывается свойственный романтической традиции непримиримый конфликт творца и непонимающей его публики. Взятый Пушкиным из репертуара Вергилия эпиграф «Прочь, непосвященные» подчеркивает неспособность черни понять настоящее назначение искусства, почувствовать на себе его силу.

Стихотворение «Поэт и толпа» написано четырехстопным ямбом, поэт использует сложную рифмовку с чередованием мужской и женской рифм.

Композиция

Пушкин создает свое стихотворение «Поэт и толпа» в форме диалога, что позволяет ему выразить взгляды на поэзию толпы и самого поэта, столкнуть эти взгляды и показать лежащую между ними пропасть.

  1. Первая часть лирического текста представляет собой экспозицию, разворачивает перед читателем картину действия: с одной стороны – поющий поэт, с другой – народ, который «ему бессмысленно внимал».
  2. Толпа не отрицает силы искусства, которое «сердца волнует, мучит», но негодует, так как не может понять смысла этих чарующих песен.
  3. В своем ответе черни поэт полон возмущения. Он четко отделяет себя от «бессмысленного народа», ведь этот народ красоте «Бельведерского кумира» предпочитает печной горшок, обладающий практической пользой.
  4. В следующем обращении к поэту толпа готова признать его превосходство, называя «божественным посланником», но при этом хочет получить пользу от его дара. Чернь признает свои пороки и ждет от «избранника небес» уроков, помощи в исправлении.
  5. В завершающем стихотворении, гневном ответе поэта, четко говорится о невозможности такого исправления для людей, погрязших в разврате, глупости и злобе. «Не оживит вас лиры глас» — эти слова лирического героя звучат как приговор обществу. Убирать «сор» с улиц — не дело поэта: «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв».

«Поэт и толпа» А.Пушкин

«Поэт и толпа» Александр Пушкин

Procul este, profani.

Поэт по лире вдохновенной Рукой рассеянной бряцал. Он пел — а хладный и надменный Кругом народ непосвященный Ему бессмысленно внимал.

И толковала чернь тупая: «Зачем так звучно он поет? Напрасно ухо поражая, К какой он цели нас ведет? О чем бренчит? чему нас учит? Зачем сердца волнует, мучит, Как своенравный чародей? Как ветер, песнь его свободна, Зато как ветер и бесплодна: Какая польза нам от ней?»

Молчи, бессмысленный народ, Поденщик, раб нужды, забот! Несносен мне твой ропот дерзкий, Ты червь земли, не сын небес; Тебе бы пользы все — на вес Кумир ты ценишь Бельведерский. Ты пользы, пользы в нем не зришь. Но мрамор сей ведь бог. так что же? Печной горшок тебе дороже: Ты пищу в нем себе варишь.

Нет, если ты небес избранник, Свой дар, божественный посланник, Во благо нам употребляй: Сердца собратьев исправляй. Мы малодушны, мы коварны, Бесстыдны, злы, неблагодарны; Мы сердцем хладные скопцы, Клеветники, рабы, глупцы; Гнездятся клубом в нас пороки. Ты можешь, ближнего любя, Давать нам смелые уроки, А мы послушаем тебя.

Подите прочь — какое дело Поэту мирному до вас! В разврате каменейте смело, Не оживит вас лиры глас! Душе противны вы, как гробы. Для вашей глупости и злобы Имели вы до сей поры Бичи, темницы, топоры; — Довольно с вас, рабов безумных! Во градах ваших с улиц шумных Сметают сор, — полезный труд! — Но, позабыв свое служенье, Алтарь и жертвоприношенье, Жрецы ль у вас метлу берут? Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв.

Анализ стихотворения Пушкина «Поэт и толпа»

Пушкин неоднократно задавался вопросом о том, какова же роль поэта в социуме. Он понимал, что рифмованные строки могут полностью изменить мир и заставить людей мыслить по-иному. Примером тому являлось восстание декабристов, литературным вдохновителем которого и являлся Пушкин. Однако провал тайного заговора не только стал для поэта самым большим жизненным разочарованием, но и заставил переосмыслить свое предназначение. В 1828 году Пушкин написал стихотворение «Поэт и толпа», в котором провел очень четкую грань между творческими людьми и «чернью», которая в большинстве своем относится к стихам пренебрежительно и не пытается вникать в их смысл. Поэт в произведении автора представлен как высшее существо, которому нет никакого дела до «хладного и надменного» народа, не понимающего, для чего вообще нужны стихи .

Действительно, в первой половине 19 века литературное творчество не несло в себе какой-либо социальной значимость, его задачи сводились к тому, чтобы развлекать людей. И именно так к стихам относились все без исключения слои российского общества. Для них «песнь поэта» была свободной и, в то же время бесплодной, «как ветер», т.е. не представляла какой-либо ценности. Между тем, сам поэт считал, что это далеко не так. Просто люди еще не готовы признавать за литераторами право быть пророками и формировать общественное мировоззрение. Поэтому, отвечая в своем стихотворении соотечественникам на вопрос, что же несет в себе современная поэзия, Пушкин о. Расшифровка этой фразы достаточно проста – поэт убежден, что основной проблемой общества является его приземленность и бездушие. Люди погрязли в мирских делах и заботах настолько, что даже в стихах пытаются отыскать некое рациональное зерно. Точно так же они не могут наслаждаться другими произведениями искусства, потому что «печной горшок тебе дороже, ты пищу в нем себе варишь».

Пушкин открыто признается в том, что «мы малодушны, мы коварны, бесстыдны, злы, неблагодарны», отмечая, что этими качествами обладает подавляющее большинство людей. Они настолько далеки от духовной жизни, что поэт просто отказывается достучаться до их сердец, заявляя: «Довольно с вас, рабов безумных!». При этом автор считает рабством не физическую, а именно духовную зависимость от материальных благ, на фоне которой люди попросту теряют способность видеть прекрасное и деградируют из поколения в поколение, лишая себя будущего. Эта тенденция характерна не только для низших слоев общества, которые вынуждены каждый день беспокоиться о хлебе насущном, чтобы выжить, но и для знати, которая погрязла в пороках и развлечениях, перестав различать, что по-настоящему является ценным, а что – временным и приходящим. Обращаясь к своему народу, поэт о.

При этом автор не видит возможности переломить общественное сознание, поэтому утверждает: «Не оживит вас лиры глас!». Он разочарован в том, что поэту в обществе по-прежнему отводится роль шута, и никого не интересует, какие именно чувства и мысли он вкладывает в свои произведения. Таким образом, Пушкин осознанно отрекается от того мира, в котором живет, так как понимает, что ему суждено быть услышанным лишь единицами. Однако он не отказывается от творчества и продолжает писать стихи «не для житейского волненья, не для корысти, не для битв», а для того, чтобы сделать мир немного прекраснее и разбудить в душах хоть некоторых людей благородные, чистые и светлые чувства.

Образы и символы

Два центральных образа стихотворения «Поэт и толпа» – это творец и противопоставленная ему толпа.

Образ поэта последовательно раскрывается в тексте сначала с помощью оценки слушающей его толпы, затем – в прямой речи самого служителя муз. Чернь, привыкшая во всем искать практическую ценность, настроена против поэта, но даже она не может отрицать, что его песни волнуют сердца. Сравнивая поэта со «своенравным чародеем», толпа признает за ним непонятную власть над душами и просит направить эту власть им во благо. Сам же поэт выступает против такого взгляда на искусство: «Не для житейского волненья, не для корысти, не для битв, мы рождены для вдохновенья».

Характеристика толпы дается, прежде всего, через многочисленные определения, которые звучат в ее собственных речах или гневных речах поэта: «бессмысленный народ», «червь земли». Важным символом приземленности мыслей черни становится «печной горшок», который для толпы оказывается важнее всех духовных стремлений.

Тематика

Через разговор поэта с далёкими от поэзии людьми, Пушкин пытается понять роль творца в обществе. Какова миссия поэта? Может ли он влиять на умы людей, на общественную жизнь? Может ли он своим творчеством сделать их лучше?

Его жизненный опыт даёт ответ: нет. Слишком велика пропасть между практичным умом торговца и умом творческим.

«Не оживит вас лиры глас!»

Тем, для кого искусная статуя лишь дорогой мрамор, который можно взвесить и продать, трудно понять, что существует ценность иной категории – ценность произведения искусства.

Потому он и отвечает толпе, которая призывает его посвятить свой дар исправлению пороков в обществе, что поэты рождаются…

Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв.

Темы, проблемы и настроение

Основные темы стихотворения «Поэт и толпа» – роль поэта и поэзии, назначение искусства. Согласно многовековой традиции европейской литературы, поэт предстает одиноким героем, наделенным особой властью над словом, но при этом одиноким и непонятым.

Под толпой Пушкин подразумевает высшие слои общества, но они оказываются настолько погрязшими в пороке и бытовых заботах, что не могут и не хотят увидеть красоту настоящего искусства. Инстинктивно толпа чувствует, что песня поэта дышит свободой, но она пугается своей реакции, желает подчинить искусство себе, сделать орудием собственных интересов. Поэт категорически не согласен с таким призывом, он не готов исправлять своими текстами, предпочитая оставить искусство высоким и чистым.

Проблематика стихотворения «Поэт и толпа» заложена уже в названии. В стихотворении Пушкин рассуждает о влиянии, которое способна оказывать поэзия на читателей и слушателей. Отрицать это влияние бессмысленно, однако поэт приходит к печальному выводу о неспособности исправить порочность и невежество общества, которое его окружает. Это общество привыкло к совсем другим орудиям исправления: «Для вашей глупости и злобы имели вы до сей поры бичи, темницы, топоры». Именно поэтому, по мнению поэта, толпа не способна правильно воспринять его песни, услышать заключенную в них свободу и самостоятельно извлечь из нее уроки.

Основная идея

Главная мысль «Поэта и толпы» — это непримиримость двух различных позиций. Поэт свободен и не готов петь по чьей-либо указке. Толпа же готова боготворить его и внимать его песням, только если он согласится сделать свой дар орудием или горшком. Желание черни стать лучше и избавиться от своих пороков может показаться благородным, но поэт видит истинную картину: народ привык искать во всем практическую пользу, того же желает от искусства, но при этом не готов к самостоятельным действиям, к кропотливой работе над собой.

Позиция поэта ясно сформулирована им самим: служители муз «рождены для вдохновенья». Лирический герой выступает против заказного искусства, провозглашая ценность чистой поэзии. Поэзия может влиять на людей, но только не тогда, когда создается по заказу. Таков смысл стихотворения «Поэт и толпа».

Средства выразительности

Образы поэта и толпы в лирическом тексте Пушкина, в первую очередь, создаются с помощью большого количество ярких эпитетов. Толпа говорит сама про себя: «мы малодушны, мы коварны, бесстыдны, злы, неблагодарны», поэт же называет внимающий ему народ «бессмысленным», а его ропот — «дерзким». Дополняют образ толпы сравнения и метафоры. Называя чернь «безумными рабами», автор указывает не на физическое, а на духовное рабство общества.

  • Максимально обострить конфликт между поэтом и толпой, показать непримиримость их позиций помогает обращенная поэтом к черни антитеза: «Ты червь земли, не сын небес». Толпа становится олицетворением земного, низкого начала, тогда как поэт предстает небесным посланником.
  • Наиболее ясно выразить свою позицию поэту помогает развернутое сравнение духовного «сора» общества с сором на улицах больших городов. Так же, как жрец не бросит свое служение ради чистоты улиц, творец отказывается «вычищать» души взывающей к нему толпы. Он следует лишь своему вдохновению, служит своему искусству, поэтому ощущает в себе силу не идти на договор с обществом, но смело петь о свободе.

В стихотворении «Поэт и толпа» А. С. Пушкин попытался сформулировать важные для него на тот период проблемы. Он рассуждает о порочности и невежестве общества, с гневом заявляет о неспособности его изменения, провозглашает свободу как высшую ценность искусства. Эту идею подчеркивают безупречно подобранные тропы.

Автор: Юлия Филипская

Средства художественной выразительности

Для усиления художественной выразительности в стихотворении используются:

  • эпитеты: лира вдохновенная, рука рассеянная, непосвящённый, хладный, тупой, надменный народ, песнь свободна, ропот дерзкий, божественный (посланник) и др.;
  • метафоры: червь земли, каменеть в разврате, рабы безумные, мрамор сей ведь бог! Гнездятся клубом в нас пороки и др.
  • сравнения: как своенравный чародей; как ветер, песнь; как ветер и бесплодна; душе противны вы, как гробы!
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]