Главные герои
Рассказ Владимира Богомолова «Иван» был опубликован в 1958 году. Благодаря реалистичному описанию событий произведение сразу привлекло внимание читателей. Главными персонажами повествования являются:
- Иван Бондарев — одиннадцатилетний мальчик, сирота, которого отличает сильный характер и сила воли;
- Гальцев — молодой человек, старший лейтенант, сильно привязавшийся к подростку;
- Холин — офицер разведывательного штаба, капитан, обладающий чувством юмора;
- подполковник Грязнов — офицер штаба, с которым работал Иван;
- Касатонов — старшина роты разведчиков, друг мальчика.
Главный герой — это рано повзрослевший ребенок, на долю которого выпала потеря близких. Его отличают смелость и рассудительность. Он готов наравне со взрослыми выполнять опасные боевые задания и рисковать жизнью.
Появление мальчика
Старшего лейтенанта Гальцева, исполняющего обязанности заместителя командира батальона, разбудили поздно ночью. На берегу Днепра часовые задержали мальчика, который настаивает, чтобы о нем сообщили в штаб, и называет свое имя — Иван Бондарев.
Его слова никто не воспринимает всерьез, но мальчик называет несколько фамилий. Тогда Гальцев докладывает о задержанном подростке подполковнику Грязнову. Офицер приказывает позаботиться о мальчике и никому не рассказывать о его появлении.
По приказу старшего офицера Гальцев выдает мальчику бумагу и ручку. Старший лейтенант наблюдает, как Иван вытаскивает из кармана зернышки и еловые иголочки, раскладывает их на столе, пересчитывает и записывает данные на бумагу.
Гальцев уходит к реке. Сидя на берегу, он размышляет о том, как мальчик смог переплыть на другой берег. Это было не по силам даже взрослому, хорошо подготовленному человеку.
В расположение приезжает Холин. Он рад видеть Ивана. Мальчик рассказывает, как ему пришлось переплывать реку на бревне, так как из-за фашистов он не мог подобраться к оставленной лодке. Холин вручил подростку новенькую военную форму, на которой красовалась медаль «За отвагу» и орден Отечественной войны. После обеда офицер штаба забрал мальчика, и они уехали.
Краткое содержание
Глава 1
Старшего лейтенанта Гальцева, который временно исполнял обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега был задержан мальчишка, который требовал отвести его в штаб к командиру.
Гальцев увидел перед собой «всего посиневшего от холода и дрожавшего» худенького мальчика лет одиннадцати. На строгие вопросы лейтенанта он отвечал лишь, что его фамилия Бондарев, и настойчиво требовал сообщить о своем прибытии в штаб. Гальцев отказывался сделать это, и лишь когда мальчик назвал фамилии штабных офицеров, поверил ему.
Подполковник Грязнов подтвердил: «Это наш парень». Мальчик достал из платка «зернышки пшеницы и ржи, семечки подсолнуха и хвою», внимательно пересчитал их и записал данные на клочке бумаги, которую срочно отправил в штаб.
Глава 2
Иван никак не мог заснуть, и все время интересовался у Гальцева, доставлено его послание или нет. Вскоре появился «рослый темноволосый красавец» Холин, который встретил Ивана, как старого друга. Мальчик рассказал ему, что из-за немцев не мог добраться к лодке, и был вынужден отправиться вплавь через Днепр из другого села. Было большим чудом, «что ненастной ночью, в холодной октябрьской воде» он смог пересечь реку.
Холин привез Ивану чистую одежду. Когда мальчик переоделся, Гальцев заметил, что гимнастерка была «с орденом Отечественной войны, новенькой медалью «За отвагу»». Подкрепившись, Иван и Холин уехали на машине.
Глава 3
Спустя три дня к Гальцеву пришел старшина Катасонов, который попросил «посмотреть немца» с наблюдательного пункта. Он рассказал, что по приказу командующего Ванюшку в «школу посылают, в суворовскую», но тот отказывается. Мальчик, чью душу разъедала страшная ненависть к захватчикам, хотел всю войну провоевать разведчиком.
Гальцев отправился в обход в сопровождении Холина, который его отталкивал своей бесцеремонностью. Они зашли в батальонный медпункт, куда прибыл новый фельдшер – «статная, лет двадцати, красивая блондинка с ярко-голубыми глазами». Заметив заинтересованность Гальцева девушкой, Холин принялся всячески задевать его.
Глав 4
Приехал Ваня, который выглядел «посвежевшим и поздоровевшим». Он удивил Гальцева своей разговорчивостью и приветливостью. В этот раз Катасонов и Холин должны были «переправить мальчика через Днепр в тыл к немцам». Однако Иван и не думал волноваться – он грыз леденцы и смотрел журналы. Ему очень понравился нож Гальцева, но тот не мог подарить его мальчику, поскольку это была память о друге.
От Катасонова Гальцев узнал, что отец Вани, пограничник, погиб в первый же день войны. Крошечная сестренка была убита прямо на руках у мальчика, а о судьбе матери он ничего не знал.
Гальцев хотел присоединиться к разведчикам, но Холин отказал ему. Когда стало известно, что Катасонова срочно вызвал к себе командир Дивизии, его место занял Гальцев. Никто из них еще не знал, что Катасонов был убит.
Глава 5
Поужинав, Холин разложил карту и ввел Гальцева в курс дела. После тщательной подготовки они отправились выполнять операцию.
Глава 6
Благополучно переплыв реку, разведчики спрятали лодку. Ваня, нарочно одетый в старое рванье, покинул старших товарищей, и растворился в темноте.
Глава 7
Отпустив мальчика, Холин и Гальцев притаились в засаде. Вскоре в опасной близости от них прошли немцы. У Гальцева возникла «потребность, необходимость немедля убить их», и лишь благодаря хладнокровному и сдержанному Холину он не выдал их пребывание. Когда немцы удалились, разведчики вернулись к своим.
Холин рассказал, что Ивану «нужно пройти более пятидесяти километров», и на каждом шагу он может наткнуться на немецкий патруль. Он очень переживал за судьбу мальчика, которому, в случае опасности, никто не мог прийти на выручку.
Глава 8
Гальцев заказал у местного слесаря-умельца точно такую же финку, какая понравилась Ване. Он хотел при удобном случае передать нож если не самому мальчику, то хотя бы подполковнику Грязнову. Вскоре ему представилась такая возможность. От подполковника он узнал, что Иван вернулся с задания живым и невредимым. После мальчика отправили учиться в училище, но он самовольно ушел. Гальцев попросил передать Ване финку, на что Грязнов ответил, что у него «этих ножей с десяток, не меньше». Подполковник не хотел вдаваться в подробности о маленьком разведчике – «чем меньше о них говорят и чем меньше людей о них знает, тем дольше они живут».
Глава 9
Сильное ранение привело к тому, что Гальцев стал «стал «ограниченно годным»» и был направлен в Берлин «для захвата немецких архивов и документов». Среди чудом сохранившихся документов Гальцев обнаружил фото Вани. В донесении было сказано, что был задержан школьник, «наблюдавший за движением эшелонов» в запретной зоне. При задержании он оказал яростное сопротивление, и после допроса был расстрелян.
Новая встреча с разведчиком
В батальоне появился новый старшина по фамилии Катасонов. Это был скромный, тихий, наблюдательный мужчина среднего возраста. Он мог сутками сидеть на наблюдательных пунктах и смотреть за передвижением врага в стереотрубу.
Находящееся на противоположном берегу Днепра вражеское расположение постоянно обстреливало советские позиции. Вновь приезжает Холин, которому нужно оказывать любое содействие. Вместе с ним прибывает Иван. У мальчика хорошее настроение, он весел и разговорчив. Ночью ему предстоит переправиться в тыл врага. Кажется, что он совсем не волнуется. Иван читает, грызет леденцы и шутит с бойцами. Внимание подростка привлекает финский нож Гальцева. Это память о погибшем товарище, поэтому лейтенант не может подарить его мальчику.
Сидя около костра, подросток поведал свою историю. Как оказалось, его настоящее имя — Иван Буслов. Он родился в Гомеле. Отец и младшая сестренка погибли в начале войны, а мать пропала без вести. Мальчику пришлось очень много пережить. Он долго скитался, потом воевал в партизанском отряде, побывал в лагере смерти в Тростянице.
После войны по настоянию Грязнова Иван собирался поступать в суворовское училище. Но сейчас он должен думать о том, как выполнить боевое задание и отомстить врагу. Ему всегда удавалось выходить из сложных ситуаций. Мальчик мог выполнить такие задания, которые были не под силу взрослым опытным разведчиком.
К юному разведчику привязался старшина. Катасоныч решил, что по окончании войны обязательно усыновит его. От Холина мальчик узнает, что Каталосонова вызвали в дивизию. Подросток обижен, что тот не зашел попрощаться. На самом деле, от Ивана скрыли, что старшина убит.
Теперь вместо него в разведку вместе с ним и Холиным пойдет Гальцев.
Переправившись на лодке через реку, они прячутся. Разведчики должны прикрыть мальчика, которому предстоит пройти около 50 километров в тыл врага. Убедившись, что все идет по плану, разведчики возвращаются обратно.
Память о друге
Старший лейтенант часто вспоминает Ивана и с нетерпением ждет встречи с ним. Ему удалось раздобыть такую же финку для мальчика. Спустя некоторое время, он встречается с подполковником Грязновым, который наверняка что-то знает о судьбе подростка. Он просит передать ему подарок. Оказалось, что после возвращения с задания командование приняло решение отправить парня в училище. Это не устроило Ивана, и он самовольно покинул расположение дивизии. Гальцев заметил, что подполковник неохотно рассказывает о нем.
Незадолго до окончания войны старший лейтенант оказался в Берлине. Дальнейшие события, описанные в произведении, складываются таким образом:
- Гальцева утвердили в должности командира батальона;
- Холин погиб в бою, прикрывая отступление разведчиков;
- подполковник Грязнов переведен на новое место службы.
Во время одной операции бойцы Гальцева обнаружили в немецкой машине архив. В одной из папок лейтенант нашел дело юного разведчика Ивана.
Оказалось, что во время одной из операций мальчик был задержан. Его долго пытали, а потом расстреляли. Подросток, как и многие дети, отдал свою жизнь ради освобождения Родины.
Краткое содержание рассказа Владимира Богомолова «Иван» можно записать в читательский дневник или использовать для подготовки к уроку. После ознакомления с пересказом повесть по главам необходимо прочитать полностью. Книга не оставит читателя равнодушным. Она позволяет пережить страшные события Великой Отечественной войны, почувствовать трагизм и осознать тяжесть испытаний, выпавших на долю маленьких бойцов.
«Вокруг Булгакова»: «Иван Васильевич» — пьеса, фильм и история
Фигура Ивана Грозного появилась ещё в пьесе «Блаженство». Перед тем как отправиться в будущее, инженер Рейн включает свою машину времени, и его комната соединяется с палатами царя. Кстати, в первоначальной версии герои пьесы видят не Ивана IV, а Николая I. В окончательной редакции появляется Иван, вбегает в комнату и прячется на чердаке, где его запирает Рейн и выпускает, только вернувшись из будущего. Прямо в тексте это не говорится, но можно предположить, что тут сработал «эффект бабочки»: кратковременное пребывание в XX веке окончательно расстроило нервы царя и, вернувшись назад, он начал почём зря рубить головы подданным.
Коллективу Театра сатиры пьеса не понравилась, а вот образ царя, попавшего в современную Москву, вызвал неподдельный энтузиазм. Сам Булгаков отнесся к такому сюжету без особого воодушевления, но постепенно втянулся в работу и действительно написал блестящую пьесу.
«Вокруг Булгакова»: краткая история «Блаженства»
©
klin-demianovo.ru / Перейти в фотобанк
В 1935 году Театр сатиры приступил к работе над спектаклем «Иван Васильевич», однако после генеральной репетиции, состоявшейся весной 1936 года в присутствии партийных руководителей СССР, постановка была закрыта, а пьеса — запрещена. Опубликована она была только в 1965 году и уже позже попалась на глаза Гайдаю.
В пьесе Булгакова действие происходит в 1920-1930-х годах, в фильме Гайдая оно перенесено в 1970-е. Соответственно, тут видны различия между фильмом и пьесой, а также возникают забавные анахронизмы.
Место действия
В пьесе Булгакова действие происходит в коммунальной квартире. Это очередная реинкарнация «нехорошей квартиры» на Садовой, 10. В ранней версии «Блаженства» даже называется этот адрес. Соответственно, Шпак (в «Блаженстве» — Михельсон) живёт в соседней комнате, а Милославский входит к нему из общего коридора. Из контекста пьесы непонятно, но возникает впечатление, что и управдом Бунша живёт в этой же квартире. Во всяком случае, он вывесил в общем коридоре «тарелку» радиоприёмника, которая отвлекает Николая (в фильме — Александра) Тимофеева от работы.
В фильме Гайдая действие происходит в современном доме с отдельными квартирами. Конкретно это «дом-гармошка» — №13 (строение 1) по Новокузнецкой улице (его видно из окон редакции «Украины.ру»), построенный в 1971 году. Вид с балкона (знаменитая фраза про «лепоту») — панорама Москвы-реки и начала Кутузовского проспекта, снятая с построенного во второй половине 1960-х дома 26 на Новом Арбате (он тоже виден из окон нашей редакции).
Этот момент вызывает анахронизм, связанный с ролью управдома.
В доме с коммунальными квартирами управдом был царь и бог, имеющий право прописывать жильцов и, как правило, состоящий в интимных отношениях с правоохранительными органами.
В государственном доме с отдельными квартирами управдомы первое время сохранялись по инерции, но особой власти уже не имели. В 1980-е годы они встречались практически только в кооперативных домах и были, собственно, их председателями. Такие персонажи существуют и сейчас. Соответственно, из фильма ушло отражённое в пьесе намерение Бунши учредить ЖАКТы — их уже не было на момент съёмок фильма.
В общем, образы Варвары Плющ из «Бриллиантовой руки» и Ивана Бушни из «Ивана Васильевича» гиперболизированы — уж не знаем, под влиянием ли творчества Булгакова или воспоминаний самого Гайдая.
Время действия
Ещё Булгаков зафиксировал чёткое время действия средневековой части пьесы — 1571 год. Именно тогда женой Грозного была Марфа Собакина, которая умерла вскоре после свадьбы.
Эта датировка, однако, создаёт путаницу в других значимых эпизодах.
Например, татарский князь Едигей умер задолго до описываемых событий и, соответственно, не мог проситься на приём к царю.
С другой стороны, любимая народом Кемская волость шведского посланника в 1571 году особенно интересовать не могла. В разгаре была Ливонская война, русские войска достигли больших успехов в Прибалтике, захватив к 1576 году прочти всё побережье между Ригой и Таллином (Ревелем). Кемскую волость шведы разорили аж в 1590 году.
«Вокруг Булгакова»: в роли Жюля Верна
А вот беспорядки на Изюмском шляхе действительно имели место: в 1571 году крымских хан Девлет-Гирей подошёл к Москве. Город он не взял, но из-за сильного ветра огонь из подожжённых татарами пригородов быстро распространился, и Москва сгорела полностью. Судя по летописям, это был сильнейший пожар в XVI веке. Уцелел только Кремль, за что спасибо следует сказать деду Ивана Грозного — Ивану Великому. Он распорядился снести постройки по берегам Москвы и Неглинной напротив Кремля и разбить там сады (нынешняя Садовническая набережная).
Машина времени
В пьесе «Блаженство» машина времени есть, и она небольшая — путешественники во времени прихватывают её с собой. Управляется ключом с шифром (его крадёт Милославский, и именно поэтому «экспедиция» задерживается в будущем на несколько дней).
В пьесе «Иван Васильевич» машины времени нет — Тимофеев собирает для Бунши радиоприёмник («Австралию он будет принимать!»). Машина времени (довольно объёмная) появляется, только когда Тимофеев засыпает. Управляется она тоже ключом, но уже без шифра — Тимофееву его делает слесарь.
В фильме с самого начала присутствует машина времени, во сне она начинает работать (собственно, во сне начинают работать и машины в окончательных версиях пьес). Она уже не электромеханическая, а электронная, и Шурик бежит в магазин «Радиотовары» на Новокузнецкой.
Кстати, модель её сделал скульптор по дереву и карикатурист Владислав Почечуев, которому работа была оплачена с соответствующей формулировкой: за изготовление машины времени.
Кстати, в пьесе Тимофеев засыпает от утомления, в фильме же его бьёт током, и он теряет сознание.
Музыка
В пьесе «Иван Васильевич», перед тем как уснуть, Тимофеев слушает по радио оперу «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова — что, собственно, и навевает на него сон об Иване Грозном.
В фильме Шурик также видит по телевизору фильм об Иване Грозном. Определить его мы пока не смогли, возможно, это «Царская невеста» Владимира Гориккера (экранизация одноимённой оперы Римского-Корсакова), но там, кажется, нет сцен в Московском Кремле. Эффект — такой же, как в пьесе.
Песня «А не сильная туча затучилася…», которую в фильме пели гусляры, — памятник русской литературы. Она называется «Песня о нашествии крымских татар на Русь в 1572 году» (кстати, годом позже после описанных в пьесе и фильме событий) и была написана в конце XVI — начале XVII века после Молодинской битвы с крымскими татарами.
Остальные песни из фильма были написаны специально для него (кроме песни Высоцкого). Во всяком случае, ни ко времени Булгакова, ни ко времени Ивана IV они отношения не имеют.
Любимый жулик Леонида Гайдая
©
кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Милиция и исторические реалии
Сцена с допросом Ивана Грозного милицией полностью придумана Гайдаем — в пьесе её не было. При этом был допущен ряд анахронизмов.
Например, Иван Грозный Ревель (Таллин) не брал.
Во-первых, потому, что действительно не брал — осады города окончились безрезультатно.
Во-вторых, потому, что Ревель — немецкое название Таллина, внедрённое при Петре I. На Руси город называли Колывань.
Иван называет год рождения «тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова», но это неправильно в двух смыслах.
Во-первых, потому, что родился он в 1530 году. В 1533-м стал великим князем.
Во-вторых, до 1700 года летоисчисление вели «от сотворения мира». И царь должен был назвать 7038 год. Но зрителям современного фильма это было бы ну уж совсем непонятно.
Церковь
Из фильма была вырезана сцена встречи путешественников во времени с патриархом. У Булгакова Бунша не хочет разговаривать с патриархом, мотивируя это тем, что за общение со служителями культа его могут осудить на домовом собрании. Зато Милославский с патриархом обнимается и крадёт у него панагию (богато украшенный нагрудный образ, носимый архиереями на груди). В 1973 году эта сценка выглядела неактуальной, но при этом несколько провокационной.
С драматургической точки зрения двукратное повторение одной и той же сцены (у посла — королевский образ, у патриарха — панагия) у Булгакова было дополнительным юмористическим моментом. Точно так же в «Блаженстве» Милославский ворует часы и портсигары у всех людей, которых встречает в будущем. С другой стороны, отсутствие этого повторения в фильме сделало его только динамичнее.
Ещё один момент — «вот что крест животворящий делает». Эта сценка присутствует и в пьесе, только Иван Грозный крестит дверь, за которой возмущается жена Бунши, а в фильме — дверь лифта. В фильме также допущен анахронизм: троеперстие было введено во время церковной реформы уже в XVII веке.