«Срезал» — краткое содержание рассказа Василия Макаровича Шукшина


История создания и содержание

Рассказ был написан Василием Макаровичем Шукшиным в 1970 году и тогда же увидел свет в седьмом номере журнала Новый мир. Он вошёл также в книгу рассказов «Характеры», вышедшую в 1973, и в сборник «Беседы при ясной луне». На главную мысль писателя натолкнули личные впечатления от встреч и разговоров с односельчанами во время непродолжительных визитов на родину в село Сростки, Алтайского края. «Срезал» автор считал одним из самых любимых своих рассказов.

Основные персонажи

Как и в любом другом произведении этого жанра, героев здесь мало. Два главных, между которыми происходит конфликт, и остальные второстепенные:

Основные персонажи рассказа

  1. Глеб Капустин — местный демагог и спорщик, рабочий пилорамы.
  2. Константин Иванович Журавлёв — кандидат филологических наук, в юности покинувший село и переехавший в город.
  3. Валентина — жена Журавлёва.
  4. Агафья — его мать.
  5. Сельские мужики.

Ретроспективно присутствует ещё полковник, тоже выходец из этой деревни.

Краткий пересказ

К старухе Агафье Журавлёвой в небольшую деревню Новая приехал из города средний сын Костя с женой и дочерью-школьницей. Прибыли они отдохнуть, проведать, привезли подарки: электрический самовар, цветастый халат и деревянные ложки. И весть об этом скоро разнеслась по деревне.

Так случилось, что из деревни этой, хоть и маленькой, вышло много «знатных» людей: один полковник, два лётчика, врач, журналист. А так как Константин Иванович был кандидатом филологических наук, то ещё и учёный. Так уж повелось, что когда кто-нибудь из них навещал свою малую родину, в дом к нему набивалось полно народу, послушать о городской жизни и самим рассказать местные новости, если приезжему будет интересно об этом спросить. Но главной забавой считалось «срезать» гостя. Затеять с ним дискуссию, да и вывести на всеобщее посмешище.

Глеб Капустин — крепкий мужик, начитанный и ехидный

Был для того и специальный человек — Глеб Капустин — крепкий мужик, начитанный и ехидный. В спорах с ним ни один «знатный» не выдерживал. Заглянувшего в отчий дом полковника отбрил по войне 1812 года. Военный не смог вспомнить фамилию графа, который приказал Москву сжечь, сказал — Распутин, и так заспорили, что пришлось к учителке бегать — узнавать. Мужики полгода потом Глеба цитировали, как он оппоненту выдал:»Спокойнее, спокойнее, товарищ полковник, мы же с вами не в Филях…»

Вот и теперь, дождавшись вечером Капустина с работы, сообщили ему, что приехали кандидаты (жена Журавлёва тоже имела научную степень), и отправились в гости. Впереди Глеб, а за ним все остальные. Так ведут опытного кулачного бойца, когда становится известно, что на враждебной улице появился некий новый ухарь. Но сами-то шли, как на спектакль, предвкушая удовольствие от грядущего унижения городского выскочки.

Константин Иванович, ничего не подозревавший, гостям обрадовался, захлопотал, пригласил к столу. Узнавал земляков, расспрашивал. Вспомнили детство. Капустин в прелюдии не участвовал. Родом он был из другой деревни и до сегодняшнего дня Журавлёва не знал. Сидел скромно, приглядывался. Пока не решил, что пришло уже время задать первый вопрос. И организовал его в такой форме:»В чём себя выявляете?» Кандидату пришлось переводить его на русский язык: «Кем работаю, что ли?»

И хотя работал Константин Иванович на филологическом факультете, Капустин определил его как философский (ему так было надо) и устроил экзамен, состоящий из вопросов один нелепее другого. Его интересовало:

Портрет шукшина

  • Что первичнее — материя или дух?
  • Как сейчас философия определяет понятие невесомости, нет ли по этому поводу растерянности?
  • Как лично относится присутствующий здесь представитель науки к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера?
  • А что, если Луна — порождение разума и как контактировать с инопланетными обитателями?

Ответы Глеба не интересовали. Каждый вопрос, задаваемый с подковырочкой, сопровождался ещё и ехидными комментариями, отчего Журавлёв сначала искренне смеялся, потом растерялся и пригласил жену поприсутствовать при «странном разговоре», а там и вышел из себя, чего оппоненту его только и надо было. В каждом подобном споре наступал момент, когда Капустин «взмывал вверх» над приезжим и с высоты обрушивал неотразимый удар. Случилось это и теперь. Его понесло.

Он напомнил залётным гостям, что кандидатство — это не костюм, который купил раз и навсегда. Что костюм этот надо чистить, а кандидатство — поддерживать. Что пускать пыль в глаза, подъезжая на такси и выгружая из багажника по пять чемоданов, эффектно, но со знаком минус. И надо быть скромнее и проще. Не заноситься, а то с высоты больнее падать. «А знаете, в чём моя особенность? Люблю по носу щёлкнуть. Не задирайся выше ватерлинии… Скромней надо быть!»

И тонут в этом словесном потоке и реплики кандидата, и вопрос его жены:»Да в чём же мы нескромные?» Главное ведь не спор, а умение унизить, оскорбить и поставить собеседника на место.»А вот вы посидите и подумайте,» — говорит он на прощанье и покидает всех с чувством исполненного долга. Уходит один, а расходящимся позже мужикам, хоть они и восхищаются капустинскими способностями, Костю всё-таки жаль. В их голосах слышно сочувствие. Глеб изумлял, удивлял, но любви к нему не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё.

Назавтра он поинтересовался состоянием кандидатов, и услышав, что ловко отбрил их вчера, с довольной усмешкой заметил: «Ничего. Это полезно. Пусть подумает на досуге. А то слишком много берут на себя.»

Предварительные заметки автора

Разумеется, знакомство с произведением в сокращении не создаёт неповторимой атмосферы, которая достигается особенной интонацией мастера. Надо прочитать рассказ полностью (благо, он очень небольшой), чтобы оценить все оттенки и нюансы языка персонажей, и те характеристики, которые ёмко даёт им автор.

Сам Василий Макарович

Сам Василий Макарович в черновиках оставил интересную запись, сделанную на самом начальном этапе работы над произведением:»Приехал в село учёный человек, выходец из этих мест. К земляку пришли гости. А один пришёл «поговорить». И такую учёную, сволочную ахинею понёс, так заковыристо… Учёный растерян, земляки-односельчане с уважением и ужасом слушают идиота, который не такой уж и идиот.» Шукшин и сам сталкивался с подобным в жизни. Не раз он получал письма из Сростков, в которых бывшие друзья осуждали его за то, что слишком много о себе понимать стал.

Писатель ясно смотрел на такие выпады и видел за ними только бессовестную и злую месть за то, что кому-то удалось реализовать свой талант в жизни, а таким вот капустиным — нет.

Краткое содержание

Далее рассказ «Срезал» представлен читателю в кратком содержании. Пересказ произведения Шукшина следует начать с приезда семьи Журавлевых к матери, чтобы проведать старушку и отдохнуть от городской жизни и забот.

Их приезд не остается незамеченным для местных жителей. Мужики, предвкушая очередное зрелище, как бы невзначай сообщают некому Глебу Капустину о приезде земляка.

Глеб был «уважаемым» человеком среди односельчан. Он славился тем, что мог без труда «срезать» в беседе самого образованного человека, поставив его в неудобное положение. По давно заведенной традиции, когда кто-либо из земляков приезжал погостить в родные края, вечером к нему приходили сельчане расспросить о городской жизни. Каждый раз неизменно появлялся и Глеб – ехидный и завистливый мужик лет сорока.

И в этот раз ближе к вечеру он с мужиками двинулся к дому Журавлевых. По пути ему сообщают, что Константин – кандидат наук, как и его супруга Валентина. В предвкушении зрелища компания потирает руки.

Журавлев искренне радуется появлению старых знакомых, накрывает на стол, попутно вспоминая школьные годы и детство. Однако доброго разговора не получается – Капустин мрачно молчит, готовясь к нападению.

Неожиданно Глеб оживает, услыхав, что Константин работает на филфаке, и задает кандидату массу вопросов по философии, очевидно, думая, что это одно и то же. Однако вопросы Капустина были набором нелепых фраз и названий, которые когда-то были им услышаны или прочитаны. Об их смысле он не имел ни малейшего представления.

Глеба якобы интересует вопрос первичности материи, проблемы шаманизма на севере, понятие невесомости и происхождение луны. Поток вопросов, которыми он засыпал кандидата, не прекращался, и растерянный Константин, совершенно сбитый с толку, приглашает к разговору жену.

Стараясь быть вежливее, супруги пытаются уловить смысл разговора, однако совершенно абсурдные, нелепые фразы Глеба вызывают у них улыбки. Заметив их иронию, Капустин пафосно, с наставлением заявляет, что кандидатство – не только звание, костюм, но и определенная начинка в головах.

Супруги теряются окончательно. А Глеб, не желая останавливаться, продолжает нравоучения, призывая их больше читать газет, чтобы, приезжая в народ, быть собраннее и скромнее. На вопрос жены Константина, в чем заключается нескромность, он предлагает супругам задуматься об этом после их ухода.

Усмехаясь, он выходит из дома, наслаждаясь восхищенными взглядами мужиков и растерянностью Журавлевых.

Отзывы о рассказе

«Срезал» сразу же привлёк внимание читающей публики и вызвал нешуточную дискуссию в литературных кругах. Несмотря на ясно выраженную авторскую позицию и прозрачность ситуации, полемика развернулась и вокруг образов главных героев, и по поводу самой идеи произведения. Доходило до того, что в попытках объяснить поведенческую линию Глеба, некоторые критики, увлекаясь, называли его чуть ли не стихийным бунтарём, защитником деревни перед спесью и надменностью города.

Участники конфликта

Но вряд ли такой подход правомерен, потому что в образе кандидата наук перед нами предстаёт интеллигентный, доброжелательный человек, добившийся в жизни успеха благодаря своему уму и трудолюбию. Константин Иванович на протяжении всего спора ведёт себя адекватно ситуации, старается честно понять, что происходит, и в его поведении не наблюдается никакого чванства или снобизма. Его отношение к окружающим уважительно. И словесную баталию Журавлёв проигрывает только потому, что не унижается до ответного хамства. Воспитанность не позволяет ему даже перебить собеседника.

Участники конфликта

Капустин — его полная противоположность. Это местный правдоруб, нагловатый, невоспитанный, не имеющий понятия о поведении в гостях и чувстве такта. Он стремится к одной цели — развенчать городских умников, указать им их настоящее место, а заодно и самоутвердиться в глазах односельчан. А уж для этого все средства хороши. Начитавшийся популярной литературы, нахватавшийся поверхностных знаний без глубокого их осмысления, Глеб сыплет псевдонаучными сентенциями (о проблемах шаманизма) и рекомендациями (как наладить диалог с инопланетянами, когда они полезут).

Для серьёзного человека это набор глупостей, но окружающие Капустина мужики совсем так не считают. Мало понимая, о чём речь, они полагают, что раз приезжий молчит, стало быть, крыть ему нечем, и победа на их стороне. И все старания Глеба нацелены не на то, чтобы «поговорить с умным человеком», с чего начинает он свою беседу, а только на то, чтобы произвести впечатление на местную публику, даже если для этого кого-то придётся ткнуть в грязь лицом.

Деревенские жители в рассказе

Мужики — это ещё один главный персонаж произведения, от которого зависит моральный исход противостояния. Это и организатор, и зритель, и судья того действа, которое разворачивается перед читателем. В широком смысле это образ толпы, противостоящей положительному герою. Сам выходец из деревенской среды, Шукшин прекрасно знал и хорошие, и плохие стороны крестьянского характера. Правда жизни, подмеченная писателем, вскрывала серьёзнейшие социальные и нравственные проблемы деревни.

Деревенские жители в рассказе

Это агрессивное невежество, связанное с недостатком нормального образования, которое влечёт за собой зависть и неприятие чужих успехов. Отсюда и весь этот спектакль, в котором невиновный человек заранее обречён стать жертвой, потому что просто незнаком с правилами, по которым ведётся здешняя игра. Толпа, серая масса с удовольствием отторгает от себя всё лучшее, что произвела на свет, воспринимая это в качестве чужеродного элемента.

Желание опустить, унизить добившегося успеха и действительно умного человека вообще свойственно людям неразвитым. Так они получают своеобразную компенсацию собственной личностной неполноценности. В художественной литературе это выглядит как упрёк всей системе, которая неспособна дать человеку возможность получить нормальное образование и воспитание, развить себя, а приучает его только к механическому сельскохозяйственному труду.

Смысл названия

В Древней Греции, где чётко противопоставлялись понятия демос — народ и охлос — толпа, существовала притча о милетском тиране Фрасибуле. Демонстрируя послам соседнего государства принцип своего правления, он вышел на пшеничное поле и стал тростью сбивать колосья, выросшие выше других. Слово «срезал», вынесенное в заголовок рассказа, имеет ту же аллюзию. Именно так раньше назывался на селе способ уборки зерновых.

Второстепенные герои рассказа Шукшина «Срезал»

Журавлёва Валентина

— супруга Константина, тоже кандидат наук. Умная, держится скромно, не вмешивается в мужские разговоры, но, когда супруг в затруднительном положении, старается его поддержать.

Мужики

— люди в целом доброжелательные, но любят, когда Глеб ставит на место умников из города. Пострадавшая сторона вызывает их сочувствие, но «образованностью» Капустина восхищаются. Он для мужиков свой, деревенский, только они не любят его, потому что Глеб жесток.

Автор не становится на сторону того или другого героя, он отразил внутреннюю конфронтацию народа и интеллигенции как социальное явление.

Значение в творчестве писателя

Значение в творчестве писателя

Неслучайно автор высоко ценил это своё произведение. В нём с максимальной силой отразился один из основополагающих принципов русской литературы — ёмкость и глубина, когда «словам тесно, а мыслям просторно». И критики «Срезал» Шукшина, при всей противоречивости мнений, всегда высоко оценивали художественное мастерство и литературное совершенство, выраженное в простой до гениальности форме.

Образы чудиков

Василий Макарович в своём творчестве создал целую галерею замечательных народных портретов. Привлекали его при этом люди простые, малообразованные, но отличающиеся от всех прочих какой-то странностью. По мнению писателя, именно в таких необычных героях наиболее ярко проявляются как положительные, так и отрицательные черты национального характера. К большинству своих чудноватых персонажей он испытывал чувство симпатии, описывал их с мягким юмором и сдержанной нежностью. Условно можно выделить на три группы:

Образы чудиков

  1. Наивные. Такие, как Чудик из одноимённого рассказа, Сергей Духанин («Сапожки») — трогательно заботливые, глубоко чувствующие люди.
  2. Думающие. Андрей Ерин («Микроскоп»), Моня Квасов («Упорный») — которые ради всеобщего благополучия готовы идти на личные жертвы.
  3. Жестокие и невежественные. Как Глеб Капустин или Колька Шурыгин из рассказа «Крепкий мужик».

У Шукшина есть замечательный приём маркировки своих героев. Он никогда не описывает душевных переживаний отрицательных персонажей, точно они их вовсе не имеют. В то время как герои, которым он симпатизирует, как раз и заняты поиском смысла жизни и красоты в собственной душе.

Краткое содержание

В небольшую деревеньку под названием Новая отдохнуть к матери приехал Константин Журавлев с семьей. Да не просто приехал, а «на такси подкатил». Это послужило знаком, что он ученый и богатый. По деревне сразу понеслась весть, что к бабке Агафье средний сын погостить прибыл.

К вечеру вся деревня знала, что и он, и жена его кандидаты наук. Матери они привезли в подарок самовар, халат и деревянные ложки.

К избе Глеба Капустина подтянулись деревенские мужики. Глеб был знаменит своей начитанностью и ехидством.

Деревня славилась тем, что породила много одаренных людей. Когда они приезжали навестить родителей, повидаться с ними вечером приходили земляки. Приезжие рассказывали диковинные истории, иногда слушали рассказы деревенских.

Роль Глеба в этой ситуации была особая: он приходил «срезать» знаменитого гостя. Для мужиков это было развлечение особого рода. Капустин был пришлым из другой деревни. Мужики его не любили, но, как только приезжал кто-то из «знатных», они шли сначала к Глебу, и уже с ним вместе к знаменитости.

За год до приезда Журавлева Глеб срезал полковника. Зашел разговор о войне 1812 года. Оказалось, гость забыл, кто распорядился поджечь Москву. Он сказал, что это был граф Распутин. Местный эрудит «коршуном взмыл над полковником». Полковник ругался, побежали к учительнице за подтверждением капустинской правоты. Глеб с красным лицом повторял фразу: «Спокойствие, товарищ полковник, мы же не в Филях, верно?» Полковник очень расстроился, а в Новой не один день потом вспоминали, как Капустин срезал полковника. Глеб посмеивался и «мстительно щурил» глаза. Матери знатных его опасались.

Вот и в этот раз Капустин пришел с работы, привел себя в порядок и вышел к мужикам. Всей компанией они пошли проведать кандидатов. Глеб шел впереди, как опытный кулачный боец.

Константин Иванович радушно встретил гостей. Мать накрыла на стол, мужики сели, разговорились. Про Капустина даже как-то забыли, тут он и «попер на кандидата». Спросил, в какой области кандидат. Тот сказал, что на филфаке. Глеб уточнил, не философия ли это. Константин Иванович подтвердил. Глеб оживился и заговорил о первичности духа и материи, спрашивая мнения кандидата по этому вопросу. И пошел Глеб сыпать терминами, Константин Иванович даже не знал, что отвечать, и позвал на помощь жену.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: dveripermi@cp9.ru