Иван Сергеевич Тургенев — великий русский писатель, творчество которого сложно переоценить. Его перу принадлежат такие произведения, как роман «Отцы и дети», рассказ «Муму» и сборник рассказов «Записки охотника». Рассказ «Певцы» является как раз частью этого сборника. Большинство этих рассказов имеют реальную основу. Такое название сборник получил из-за увлечения автором охотой. Автор выступает и рассказчиком. Важно отметить, что основная часть персонажей — крестьяне.
Рассказ был написан в 1850 году, как и большинство рассказов из сборника. Именно тогда писатель и стал вплетать в произведения социальную составляющую. Помимо этого, автор решил использовать особый стиль, когда при прочтении одного рассказа можно примерно понять тематику остальных. Есть версия, что эти рассказы читал Александр II. Именно они и повлияли на отмену крепостного права.
Смысл рассказа «Певцы»
Действие рассказа происходит в селе Колотовка. Недалеко от нее лежит кабак под названием «Притынный». Это самый посещаемый кабак в селе, потому что в этом заведении часто можно найти целовальника Николая Ивановича. Этот мужчина необычайно толстый мужчина более 20 лет проживает в этой местности. Он не отличается любезностью, но умеет привлекать гостей, а соответственно — клиентов. Ему известны практически все сплетни и слухи этого села, но он никогда и никому не пробалтывается.
У всех соседей целовальник пользуется уважением. Также он имеет жену и детей. Супруга под стать Николаю Ивановичу — бойкая, умная и приятная женщина. Муж во всем полагается на нее, а пьяницы очень ее боятся. Дети унаследовали от родителей только лучшие качества — они умны и отличаются крепким здоровьем.
В это село и попадает рассказчик. Она мучается от жажды, поэтому отправляется в кабак к Николаю Ивановичу. На пороге он встречает местных жителей, невольно подслушивая их разговор. Оказывается, что в кабаке собираются провести соревнование между певцами и в нем собирается показать свои умения Яшка Турок — лучший певец в округе.
В этом заведении собралось уже много народу, также пришел и Яшка. Рядом с ним сидит его соперник, рядчик из Жиздры, и Дикий Барин, человек, который распоряжается этим соревнованием.
Рассказчик описывает всех собравшихся. Первый — Евграф Иванов. Он холостяк, который не обладает никакими творческими способностями. Если он оказывался в гуще событий, то стоит ждать беды. О его прошлом практически никто не знал. Второй- Яков. Он турок, по призванию художник, а по званию — черпальщик на бумажной фабрике. Рассказчик также описывает Дикого Барина. Он любит пение, пользуется большим уважением, никогда не пьет вина и не встречается с женщинами.
Первым выступал рядчик из Жиздры. Он пел песню для плясок, чем очень понравился слушателям. Да и сам Барин пришел в восторг от его пения. Следом пел Яшка, который разволновался в начале. Но пел он так, что заставлял трепетать души. Чувствовалась в исполнении русская душа. Песня зацепила даже рядчика, который признал свое поражение. Уже вечером все бурно праздновали Яшкину победу.
Смысл финала рассказа «Певцы»
Главная тема рассказа «Певцы» — русская душа, и то, как она смогла отразиться в песне крестьянина Яшки Турка. При помощи этой песни раскрывается национальный характер человека. Его песня лилась из души. И пусть она не была такой профессиональной, как у соперника, смогла покорить сердца всех слушателей. Даже Барина, который хорошо разбирался в музыке.
Также автор очень удачно описывает колорит русского села. Он описывает кабак, ведь это чуть ли не главная его часть. Описывает жителей — типичных русских мужиков. Кто-то из них трудолюбив, а кто-то пьяница. Да и сам рассказчик понимает особенности народа, ведь он сам часто соприкасается с этой средой.
Человек, обладающий таким голосом, должен быть очень силен духом. Иначе все его таланты убило б крепостное право. Тургенев показал, что и крестьяне умеют ценить искусство, просто оно отличается от дворянского. Они ценят традиции, любят свою страну. А дворяне подражают другим народам. Из-за этого теряется национальная оригинальность. И именно крестьяне не дают русскому народу стать копией французов, немцев или англичан. Их сердца наполнены мужеством, несмотря на барский произвол.
«Певцы»
Если рассказ «Хорь и Калиныч» в известном смысле можно назвать апологией русского крестьянства, так как задачей рассказа было показать богатство духовных сил русского народа и тем самым возможность его дальнейшего развития, почему и основной тон рассказчика был бодрый, приподнятый, если «Бурмистр» был разоблачением командующего класса, и общий тон рассказа был сатирическим, то в рассказе «Певцы» очень сильны элегические ноты. Это объясняется тем, что главная цель этого рассказа состояла в показе драматического положения талантливых людей из народа в условиях старой крепостнической России.
Необходимо с самого начала оговориться, что элегический тон рассказа, грустное раздумье автора над судьбами русских самородков в эпоху крепостного права, ни в какой степени не могли привести читателя к пессимистическим выводам, так как рассказ воспринимался в общем контексте «Записок охотника», проникнутых мыслью Тургенева о светлом будущем своей родины.
Выяснение художественного мастерства Тургенева в рассказе «Певцы» надо начать с вопроса о его построении.
Рассказ состоит из трёх частей: вводной, представляющей собой экспозицию и ставящей целью подготовить читателя к пониманию основного сюжета, центральной части (сцены состязания певцов) и части заключительной (сцены пьяного разгула в кабаке).
Элегический тон рассказа ясно слышится уже во вступительной части, в экспозиции, где описывается место действия (бедная деревушка Колотовка), время (жаркий июльский день), «Притынный кабачок» и его посетители.
Какими словесно-художественными средствами пользуется рассказчик, чтобы передать своё впечатление от деревни Колотовки?
Трудно представить себе более неудобную местность, чем та, на которой была расположена Колотовка. Она лежит «на скате голого холма», её разделяет пополам страшный овраг, «который зияя, как бездна, вьётся, разрытый и размытый, по самой середине улицы», бока оврага — песчаные, и по ним «боязливо спускаются несколько тощих берёз», «на самом дне, сухом и жёлтом, как медь, лежат огромные плиты глинистого камня…» «Крыши домов в деревне бурые, полуразмётанные,… пруд чёрный, с каймой из полувысокшей грязи,… плотина сбита на бок…»
«Невесёлый вид! нечего сказать», — так определяет автор своё общее впечатление от Колотовки. Для того, чтобы передать и читателю это впечатление от бедной, заброшенной деревушки, автор с большим искусством подбирает соответствующие эпитеты и сравнения.
Читатель вправе спросить, в чём же причина столь жалкого положения Колотовки? Причину надо искать в общественных условиях, в крепостном праве. Только такой смысл имеют немногие слова, которыми автор говорит о прошлом и настоящем этой деревни: сельцо Колотовка некогда принадлежало помещице, славившейся «лихим и бойким нравом» (а такие «лихие» помещики склонны были к причудам, к самодурству), а «ныне состоит за каким-то петербургским немцем», вероятно мало интересующимся отдалённой, бедной, бездоходной деревушкой.
В том же плане подготовки читателя к пониманию основного сюжета автор говорит о той роли, какую играет в жизни местных крестьян «небольшая избушка, стоящая одна, отдельно от других». «Она крыта соломой, с трубой; одно окно, словно зоркий глаз, обращено к оврагу, и в зимние вечера, освещённое извнутри, далеко виднеется в тусклом тумане мороза, и не одному проезжему мужичку мерцает путеводной звездой». Это — кабак, прозванный «Притынным», что означает, как говорит автор в подстрочном примечании, «приютное место».
Грустная ирония автора, сквозящая в описании этого «приютного места», ещё больше подчёркивает жалкое состояние заброшенной деревни и усиливает элегический тон рассказа.
Стремясь подготовить читателя к восприятию основного содержания рассказа и создать у него соответствующий «настрой», Тургенев рисует «невыносимо жаркий июльский день», когда Колотовка возбуждает «особенно грустное чувство». Какими эпитетами и метафорами пользуется при этом автор? «Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; парило и пекло неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью…; грачи и вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих…».
Описав место и время действия, Тургенев переходит в той же вводной части рассказа к характеристике посетителей кабака, которые потом выступят в основной сцене состязания певцов в качестве ценителей и судей.
Перед читателем проходят один за другим очень чётко очерченные образы целовальника (кабатчика) Николая Иваныча, Дикого Барина, Обалдуя, Моргача и «мужичка в узкой изношенной свите». Большинство этих лиц — люди незаурядные, неглупые, энергичные, и все — страстные любители пения, но один из них, Дикий Барин, наиболее одарённый, оказался неудачником, другие истратили свой ум и энергию на мелкие личные цели, на приобретательство, наживу.
Рассказчик переходит к центральной части рассказа, к состязанию рядчика и Якова. Тон рассказа теперь изменяется: элегических нот в нём уже нет (тем сильнее прозвучат они в третьей части рассказа).
Говоря о певцах, рядчике и Якове, Тургенев пользуется неодинаковой интонацией. Это проявляется уже в описании их наружности, их портретов.
Портреты певцов показывают читателю, что перед ним люди совершенно различного склада. Рядчик был «плотный мужчина… рябой и курчавый, с тупым вздёрнутым носом, живыми карими глазками и жидкой бородой». Поведение его перед состязанием свидетельствует о том, что этот деревенский tenore di grazia (лирический тенор), как называет его Тургенев, привык к успехам, поэтому самоуверен и не волнуется. Не то — Яков. «Его впалые щёки, большие, беспокойные серые глаза, прямой нос с тонкими, подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светлорусыми кудрями, крупные, но красивые, выразительные губы, — всё его лицо изобличало человека впечатлительного и страстного». И поведение его перед состязанием было иное, чем у рядчика. «Он был в большом волненьи; мигал глазами, неровно дышал, руки его дрожали, как в лихорадке, — да у него и точно была лихорадка, та тревожная, внезапная лихорадка, которая так знакома всем людям, говорящим или поющим перед собранием».
С большим мастерством Тургенев противопоставил две совершенно различные манеры пения у соревнующихся певцов.
Первым выступил рядчик. Отношение рассказчика к его пению двоякое: он называет его голос «приятным и сладким», отдаёт должное технике его певческого искусства, но подчёркивает в этой технике черты искусственности и даже манерности: «он играл и вилял этим голосом, как юлой, беспрестанно заливался и переливался сверху вниз и беспрестанно возвращался к верхним нотам… умолкал, и потом вдруг подхватывал прежний напев с какой-то залихватской, заносистой удалью…». Это стремление рядчика к техническим выкрутасам росло по мере того, как он убеждался в своём успехе: «ободрённый знаками всеобщего удовольствия, рядчик совсем завихрился и… начал отделывать завитушки… защёлкал и забарабанил языком… неистово заиграл горлом».
Так подбором чрезвычайно выразительных, проникнутых иронией эпитетов, метафор и сравнений рассказчик даёт прямую характеристику манере пения рядчика. Он даёт, кроме того, и косвенную характеристику, описывая впечатление, какое произвёл рядчик на слушателей. Его пение всем доставило удовольствие, которое каждый из них выражал по-своему, но никого глубоко не затронуло, никого по-настоящему не взволновало.
Иным строем выразительных словесных средств пользуется Тургенев, когда рисует вдохновенное пение Якова. Яков отличается от рядчика тем же, чем пушкинский Моцарт отличался от Сальери: он, как говорит о нём Тургенев, был «по душе художник». Пение Якова с первого же трепещущего, звенящего звука захватило слушателей не техническим мастерством, а сильными, идущими из глубины души переживаниями певца, в голосе которого была и «неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательная — беспечная, грустная скорбь».
Создавая рассказ «Певцы», Тургенев ставил своей задачей показать в образах рядчика и Якова, в разной манере их певческого мастерства типичные, характерные для народа явления. Это видно из того, с каким большим вниманием отнёсся Тургенев к выбору песен, исполняемых двумя певцами.
Песня рядчика в этом смысле не возбуждала у него сомнений. «Пел он весёлую, плясовую песню, — говорит Тургенев, — слова которой, сколько я мог уловить сквозь бесконечные украшения, прибавленные согласные и восклицания, были следующие:
Распашу я молода-молоденька Землицы маленько. Я посею молода-молоденька Цветика аленька».
По компетентному мнению М. К. Азадовского*, песня рядчика в этнографическом отношении описана очень верно. Это была популярная народная песня, известная ещё в записях XVIII века, обозначаемая собирателями песен, как «плясовая», «вечерочная». Содержание её сводится к тому, что друг девушки изменил ей, но она не остаётся в долгу и посылает письмо новому другу. В варианте Киреевского, записанном в Орловской губернии, девушке приписываются слова: «Люби, душа моя, люби, кого хочешь, я сама гуляю, а с кем, не скажу».
* (М. К. Азадовский. «Певцы» Тургенева. «Известия АН СССР. Отделение литературы и языка», т. XIII, вып. 2, изд. АН СССР. М., 1954.
)
Ясно, что исполнение этой песни рядчиком, как «весёлой, плясовой», вполне отвечает её содержанию.
Более сложным считает М. К. Азадовский вопрос о песне Якова. В тексте рассказа, напечатанном в 1850 году в «Современнике», Яков пел песню:
При долинушке стояла Калину ломала.
Только в 1852 году в отдельном издании «Записок охотника» вместо этой песни появилась «Не одна во поле дороженька пролегала». Чем была вызвана эта замена?
М. К. Азадовский вполне убедительно показывает, что это было вызвано желанием Тургенева усилить в рассказе художественную цельность и типичность.
Песня «При долинушке стояла» бытовала в двух основных вариантах и соответственно этому пелась по-разному. В одном варианте песни, сюжетом которой является вынужденная разлука молодца с своей милой, сильны были элементы шутки, и она переходила в плясовую песню, хотя «с мотивами весёлой иронии и насмешки перемешаны в ней и скорбные, грустные ноты». В других вариантах, в частности в том, какой был записан Киреевским в Орловской губернии, «преобладают, — говорит М. К. Азадовский, — мотивы драматического характера», и «напев её очень лиричен».
Ввиду того, что у читателей с песней «При долинушке стояла» могли возникнуть представления, не вяжущиеся с манерой пения Якова, Тургенев прислушался к сделанным ему критическим замечаниям и к предложению заменить «При долинушке» другой песней — «Не одна во поле дороженька».
С целью проверки правильности этого предложения, как рассказывает об этом в мемуарах Л. А. Жемчужников*, Тургенев устроил у себя в квартире состязание двух известных в его время исполнителей народных песен, один из которых, художник К. А. Горбунов, выбрал для пения «Ох, да не одна-то во поле дороженька пролегала».
* (Л. Жемчужников, От кадетского корпуса к Академии художеств, 1828-1852, изд. М. и С. Собашниковых, М» 1926.
)
Этот «опыт» убедил Тургенева в целесообразности замены, что он и сделал, готовя «Записки охотника» в 1852 году к отдельному изданию.
О том, как понимал Тургенев типичность текста песни и манеры её исполнения, говорит его характеристика голоса Якова:
«Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём, и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны».
Что же типично русского было в пении Якова? Типично было это соединение противоречивых, несовместимых на первый взгляд чувств: глубокой страсти, молодости и силы, с одной стороны, и грустной (а вместе увлекательно-беспечной) скорби — с другой. В этом определении русской песни, отражающей «русскую, правдивую, горячую душу», Тургенев шёл по следам Пушкина, которому в песнях ямщика также слышалось, «то разгулье удалое, то сердечная тоска», и Гоголя, считавшего соединение смелой удали и глубокой скорби самой характерной особенностью русской музыки.
Такое слияние противоречивых настроений было характерно для русского народа, томящегося в крепостных цепях, но полного неистраченных сил, страсти и уверенного в своём будущем. Именно поэтому и песня Якова «Не одна во поле дороженька пролегала» была близка русскому человеку, «хватала за сердце… за его русские струны».
Описание пения Якова и тех чувств, какие он будил у слушателей, — наиболее яркая страница рассказа, в которой лиризм Тургенева достигает такой высоты, что художественная проза становится для него недостаточно выразительной, и он невольно переходит к музыкальной, ри. Голос его дрожал, «но той, едва заметной, внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя… Я видел … на берегу моря, «грозно и тяжко шумевшего вдали, большую белую чайку».
Особенно интересна характерная для ритмической мелодии рассказа «Певцы» следующая фраза:
«Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем- то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль».
В этой фразе — 4 ритмических куска: 1) «Он пел, и от каждого звука…», 2) «веяло чём-то родным», 3) «словно знакомая степь…», 4) «уходя в бесконечную даль». Эти ритмические куски перемежаются неритмической речью: 1) «его голоса», 2) «и необозримо широким», 3) «раскрывалась перед вами». Эти смены ритмической и обычной речи, придающие описанию полную естественность, лишний раз свидетельствуют о присущем Тургеневу художественном такте.
Для понимания глубины воздействия пения Якова на окружающих полезно сравнить различный лексикон, каким пользуется Тургенев, когда он говорит о впечатлениях, вызванных тем и другим певцом.
Вот ряд таких сопоставлений:
Слушая рядчика,
1) Обалдуй начал вполголоса подхватывать, подтягивать, покрикивать…, наконец, затопал, засеменил ногами, задергал плечиком…
2) Николай Иваныч одобрительно закачал головой направо и налево…
3) Очинна хорошо, — заметила Николая Иваныча жена и с улыбкой поглядела на Якова…
4) Один Дикий Барин не изменился в лице и попрежнему не двигался с места; но взгляд его, устремлённый на рядчика, несколько смягчился, хотя выражение губ оставалось презрительным.
Слушая Якова,
1) Обалдуй (стоял), весь разнеженный….’
2) Николай Иваныч потупился…
3) Глухие сдержанные рыдания внезапно поразили меня… жена целовальника плакала, припав грудью к окну…
4) По железному лицу Дикого Барина, из-под совершенно надвинувшихся бровей медленно прокатилась тяжёлая слеза.
Слушатели по-разному реагировали на пение Якова, каждый сообразно своему характеру, но как глубоко отличны их переживания от тех, какие они испытали, слушая технически совершенное, но лишённое глубокого чувства пение рядчика, и с каким мастерством, кратко, но выразительно показывает это Тургенев.
Приподнятый лирический тон, каким описана сцена состязания певцов и особенно пение Якова, в третьей части рассказа, в описании сцены пьяного разгула, вновь сменяется тоном элегическим, но только принимающим теперь форму острой жалости и скорби. Этой сцене предшествует пейзаж, имеющий символическое значение и как бы подготовляющий к тому, что увидит вечером рассказчик в кабаке: «Зной был нестерпим попрежнему… всё молчало; было что-то безнадёжное, придавленное в этом глубоком молчанки обессиленной природы».
Такое же впечатление чего-то придавленного и бессильного производит Яков и другие участники ночной попойки, когда для них прошли минуты творческого подъёма н очарования искусством, и они вновь оказались во власти привычного, грубого быта.
Следует обратить внимание на то, кого именно по преимуществу описал в этой сцене Тургенев, как наиболее активных участников попойки. Это Яков, напевавший «осиплым голосом какую-то плясовую уличную песнь», Обалдуй, совершенно «развинченный» и без кафтана, и мужичок в сероватом армяке, который забыл всё на свете и, «бессмысленно улыбаясь сквозь взъерошенную бороду, изредка помахивал одной рукой, как бы желая сказать: «Куда ни шло!».
О Моргаче и Николае Иваныче сказано вскользь, а Дикого Барина в кабаке не было.
Почему Тургенев выделил в сцене попойки Якова, Обалдуя и мужичка в сероватом армяке, т. е. рабочего, дворового и крестьянина? Почему в данном случае его мало интересовал Моргач, почему Тургеневу надо было показать роль пьяного дурмана в жизни людей подневольных, скованных цепями крепостнического рабства?
Очевидно, потому, что для этих людей пьянство было действительно основным средством забвенья от беспросветной жизни, потому что на их жизненном пути освещённое окно кабака, как сказал Тургенев в начале рассказа, было единственной «путеводной звездой». Это и заставило рассказчика назвать картину попойки, несмотря на «ярый смех» её участников, «невесёлой картиной». Это и заставило его отвернуться и уйти подальше от деревни.
Финальная сценка, которой завершается рассказ, является новым доказательством композиционного мастерства Тургенева.
«Я сходил большими шагами по дороге вдоль оврага, как вдруг где-то, далеко в равнине раздался звонкий голос мальчика. «Антропка! Антропка-а-а!» — кричал он с упорным и слезливым отчаянием…
— Чего-о-о-о?
Голос мальчика тотчас с радостным озлоблением закричал:
— Иди сюда, чёрт, леши-и-и-ий!
— Заче-е-е-ем? — ответил тот, спустя долгое время.
— А затем, что тебя тятя высечь хочи-и-и-ит, — поспешно прокричал первый голос.
Второй голос более не откликнулся, и мальчик снова принялся взывать к Антропке…
«Антропка-а-а!» — всё ещё чудилось в воздухе, наполненном тенями ночи».
Логически эта сценка никак не связана с основным сюжетом рассказа, но она очень тесно связана с ним психологически, общим своим настроением, общим элегическим тоном. Она говорит о бескультурье старого крестьянского быта, о том бескультурье, которое с такой силой было показано в предшествующей основной сцене, и потому сцена с Антропкой воспринимается читателем не как что-то искусственное, чуждое рассказу, а как очень удачное его завершение.
Но было бы ошибкой говорить о том, что в рассказе «Певцы» композиционная стройность доведена до конца, что Тургенев подчинил все части, все подробности рассказа основной идее в той степени, в какой он делал это, например, в рассказах «Бурмистр», «Свидание» или в несколько позднее написанном «Муму».
В этих произведениях Тургенева полностью осуществлялся закон, который мы считаем обязательным для рассказа: подчинение частей целому, отсутствие отступлений, мешающих развитию сюжета и выявлению идейного смысла произведения. В рассказе «Певцы» ещё заметно влияние переходной жанровой формы (от очерка к рассказу), какой пользовался Тургенев в период создания «Записок охотника»: в «Певцах» до известной степени мы видим описания и характеристики, представляющие самостоятельный бытовой интерес, но уместные больше в очерке, чем в рассказе. Так, Тургенев излишне подробно рассказывает биографии и даёт характеристики и целовальника, и Обалдуя, и Моргача, и Дикого Барина, причём считает необходимым подчеркнуть, что он пользуется фактами действительной жизни: «Жизнь некоторых из них, — говорит он, — была уже мне известна, когда я встретился с ними в Притынном кабачке; о других я собрал сведения впоследствии».
Однако в характеристике всех этих людей есть одна особенность, позволяющая установить их композиционную связь с главными героями.
Обращает на себя внимание то, что слушатели певцов, да и сами певцы — люди самого различного общественного происхождения и положения: кроме рабочего (Якова), дворового (Обалдуя), крестьянина (мужичка в изорванной свитке), тут были и торговец-предприниматель (Моргай), и содержатель трактира (Николай Иваныч), и мелкий помещик-однодворец (Дикий Барин). Одно объединяет всех этих людей: все они были любители пения. Вполне вероятно предположить, что Тургенев, подбирая ценителей певческого искусства из людей различного социального состава, хотел показать, что в песне Якова, и в том, как она была воспринята слушателями, действительно сказалась русская душа, что любовь и понимание музыки доступны были не одним привилегированным классам, а всему русскому народу, всем русским людям, что это — одно из проявлений русского национального характера.
Певцы краткое содержание
Рассказ «Певцы» Тургенев написал в 1850 году. Произведение входит в сборник очерков писателя «Записки охотника». На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Певцов». Пересказ подойдет для читательского дневника, для подготовки к уроку литературы.
Главные герои Рассказчик – помещик, охотник; от его лица ведется повествование в рассказе. Яшка-Турок – 23 года, «худой и стройный»; «происходил от пленной турчанки». Рядчик – 30 лет, мужик из Жиздры, «невысокого роста, рябой и курчавый». Другие персонажи Николай Иванович – целовальник (так ранее назывался продавец в кабаке), владелец кабака «Притынного». Дикий-Барин (Перевлесов) – 40 лет, «широкоплечий, широкоскулый» с татарскими глазами. Обалдуй (Евграф Иванов) – «загулявший, холостой человек», от которого отказались господа. Моргач – мещанин, бывший кучер; «тертый калач, который знает людей». Краткое содержание
В небольшом селе Колотовка, лежавшем на «скате голого холма» отдельно от других стояла небольшая избушка – кабак «Притынный». Известен он был благодаря своему владельцу целовальнику Николаю Ивановичу. Николай Иваныч был «расторопный и сметливый», обладал даром «привлекать и удерживать у себя гостей». Он знал толк во всем, что «важно или занимательно для русского человека». Николая Ивановича уважали соседи, он был «человек со влиянием», у него были жена и дети. В жаркий июльский день рассказчик решил зайти в кабачок. Еще на пороге услышал разговор мужиков, что Турок-Яшка и рядчик будут соревноваться в пении – они побились об заклад на осьмуху пива. Рассказчик не раз слышал о Яшке-Турке «как о лучшем певце в околотке».
В кабаке «собралось довольно многочисленное общество», которое рассказчик описывает подробно. Обалдуй не имел никакой должности, не получал жалования, но умел «покутить на чужой счет». О Моргаче было известно, что «он некогда был кучером» у старой барыни, бежал от нее, затем вернулся, после смерти помещицы был отпущен на волю, приписался в мещане и вскоре разбогател. Яков-Турок «был по душе – художник, а по званию – черпальщик на бумажной фабрике». Прошлое Дикого-Барина было неизвестно, но мужик «пользовался огромным влиянием во всем округе».
Рассказчик заметил, что Яшка волнуется. Чтобы определить, кто будет петь первым, бросили жребий. Выпало рядчику. Рядчик выступил вперед и «запел высочайшим фальцетом». «Голос у него был довольно приятный и сладкий». Рядчик пел веселую плясовую песню. Присутствующие ему подпевали и после очень хвалили.
Далее следовало петь Якову. Он прикрыл лицо рукой, а когда открыл, «оно было бледно, как у мертвого». Вздохнув, Яков завел заунывную песню «Не одна во поле дороженька пролегала». Его голос «звенел, как надтреснутый». «Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны». У рассказчика навернулись слезы. Все поняли, что Яков победил.
Чтобы не испортить впечатление, рассказчик пошел спать на сеновал. Ночью, проходя снова мимо кабака, он услышал, что гулянье там продолжается – Яков пел какую-то плясовую песню. Рассказчик «быстрыми шагами стал спускаться с холма, на котором лежит Колотовка», издали какой-то мальчик громко звал Антропку.
Заключение Рассказ «Певцы» написан в традициях реализма (направление в русской литературе). В произведении автор затрагивает тему народного искусства, существующего в обыденной, темной жизни крестьян. Советуем прочесть не только краткий пересказ «Певцов», но и полный вариант произведения.
Иван Сергеевич Тургенев. Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы»
Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Певцы».
Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе.
Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции
Произведение «Певцы» написано в 1850 году и вошло в цикл рассказов Ивана Сергеевича Тургенева «Записки охотника».
Их особенность — в ярких описаниях: пейзажи, портреты, истории героев. Рассказчик ведет повествование неторопливо, обстоятельно, не упуская ни одной детали.
«Редко соединялись в такой степени, в таком полном равновесии два трудно сочетаемых элемента: сочувствие к человечеству и артистическое чувство»
, — восхищался «Записками охотника» Федор Тютчев.
Первоначально рассказ назывался «Притынный кабачок». Заглавие «Певцы» принадлежит, вероятно, Николаю Некрасову и вписано в беловой автограф вместо первоначального, зачеркнутого его рукой. Той же рукой в беловом автографе карандашом и чернилами сделаны — по цензурным соображениям — и другие замены.
В письме из Петербурга к Полине Виардо Иван Тургенев сообщал о прибавлении к «Запискам охотника» нового рассказа, в котором он «в немного прикрашенном виде»
изобразил состязание двух народных певцов, очевидцем которого был сам
«два месяца назад».
Натуралистические описания жизни дореформенной России в «Записках охотника» выливаются в размышления о загадках русской души. Крестьянский мир прорастает в миф и размыкается в природу, которая оказывается необходимым фоном едва ли не каждого рассказа. Поэзия и проза, свет и тени переплетаются здесь в неповторимых, причудливых образах.
Выдвинув на первый план в «Певцах» драматическую судьбу талантливого артиста из народа, Тургенев тем самым углубил идейно-художественный смысл рассказа. Тема губительного воздействия крепостнической действительности на человеческую личность придала рассказу новое значение, и по-новому увиделась судьба его героев: стало ясно, отчего был так забит и запуган робкий мужичонка, почему спился и стал пропащим человеком Обалдуй, а Моргач и целовальник, напротив, благоденствовали.
В рассказе «Певцы» повествование ведется от лица дворянина-охотника. Центральным событием произведения является состязание в пении Якова Турка, черпальщика с бумажной фабрики, и рядчика из Жиздры. Но, прежде чем речь заходит о состязании, рассказчик приводит несколько длинных описаний места действия – деревни Колотовки:
«Небольшое сельцо Колотовка …лежит на скате голого холма, сверху донизу рассеченного страшным оврагом, который, зияя как бездна, вьется, разрытый и размытый, по самой середине улицы и пуще реки, разделяет обе стороны бедной деревушки. Несколько тощих ракит боязливо спускаются по песчаным его бокам… Невеселый вид, нечего сказать, — а между тем всем окрестным жителям хорошо известна дорога в Колотовку: они ездят туда охотно и часто».
Убогость окружающего вызывает у рассказчика мучительную скуку, но оказывается, что всем окрестным жителям хорошо известна эта дорога. «Причина этого – хозяин кабака, целовальник Николай Иваныч».
Казалось бы, если Николай Иваныч приманивает людей в такое место, как Колотовка, то в нем должно быть что-то замечательное. Тургенев интригует читателя, говоря, что у Николая Иваныча был «особый дар привлекать и удерживать у себя гостей»
, и дает очень подробный его портрет, в котором нет ничего примечательного и даже присутствует доля комизма: у
«необычайно толстого, уже поседевшего мужчины с заплаканным лицом»
были тонкие ножки!
С одной стороны, описание целовальника, его семьи, привычек создает впечатление, что Николай Иваныч – один из главных персонажей (но впоследствии оказывается, что он почти не принимает участия в действии!),
с другой стороны – подробный портрет Николая Иваныча, «картины деревни», «ни в какое время года не представлявшей отрадного зрелища»
, медленно нагнетают напряжение.
Само слово напряжение
появляется в нескольких местах: приближаясь к кабаку, охотник возбуждает во встречных ребятишках
«напряженно-бессмысленное созерцание»
, с тонких губ Моргача, выходящего из избы, не сходила
«напряженная улыбка, уже в кабаке, когда тянули жребий, кто будет петь первым», «все лица выражали напряженное ожидание»
. Это
«напряженное ожидание»
выражается через внешний вид героев:
«сам Дикий Барин прищурился, мужичок в изорванной свитке вытянул шею»
.
Пение рядчика повествователь описывает объективно, ничего не говоря о своих эмоциях, а только о реакции на пение окружающих. А рассказывая о песне Якова, рассказчик описывает свои чувства, и они совпадают с чувствами остальных слушателей:
«У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; <…> я оглянулся – жена целовальника плакала, припав грудью к окну».
Песня Якова объединяет всех посетителей кабака, повествователь, являясь дворянином, говорит «мы» про себя и простых мужиков: «странно подействовал этот звук на всех нас»
.
Песня рядчика ни лексически, ни эмоционально не отделяется от остального текста рассказа: «Итак, рядчик выступил вперед и запел высочайшим фальцетом».
У самого рядчика пение не вызывает чувств; а волнуется он лишь потому, что боится не понравиться слушателям. Яков же, выйдя, «помолчал, закрылся рукой, а когда открыл лицо – оно было бледно, как у мертвого»
.
После песни Якова слушатели некоторое время хранят молчание: так их поразило пение. Таким образом, песня Якова отделена с обеих сторон от остального текста «взволнованным молчанием»
.
Голос у рядчика был «довольно приятный и сладкий»
, в голосе Якова
«была и неподдельная глубинная страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь»
.
Сладость – суть голоса рядчика и лишь один из оттенков многогранного голоса Якова. В голосе Якова звучала «русская, правдивая, горячая душа»
.
Рядчик вилял голосом, как юлою, голос Якова вызывает в памяти повествователя образ чайки на морском берегу.
Рядчик, стремясь понравиться, «просто лез из кожи»;
Яков, сначала робевший, запев,
«отдался весь своему счастью».
Пение – счастье для Якова, он не стремится кому-то понравиться, он просто поет.
«…Не знаю, чем бы разрешилось всеобщее томленье, если б Яков вдруг не кончил на высоком, необыкновенно тонком звуке — словно голос у него оборвался. …вопрошающим взором обвел всех кругом и увидал, что победа была его…
Мы все стояли как оцепенелые. Рядчик тихо встал и подошел к Якову. «Ты… твоя… ты выиграл», — произнес он наконец с трудом и бросился вон из комнаты.
Я еще раз взглянул на Якова и вышел. Я не хотел остаться — я боялся испортить свое впечатление. Я добрался до сеновала и лег на только что скошенную, но уже почти высохшую траву. Долго я не мог задремать; долго звучал у меня в ушах неотразимый голос Якова…»
Повествователь через некоторое время подходит к окну кабака и видит пьяного Якова, напевавшего «осиплым голосом какую-то плясовую песню»
. Напившись, Яков уподобляется рядчику, певшему во время состязания таким же сиплым голосом такую же плясовую песню.
Спускаясь по холму, рассказчик слышит крик мальчика: «Антропка! Антропка-а-а!».
Голос мальчика, зовущего Антропку, звучит как песня, на этой ноте рассказ заканчивается.
«Певцы» – одно из первых в русской литературе произведений, в котором дается художественное, развернутое и этнографически точное изображение исполнения народных песен и искусства народных певцов.
Воздействие звучания голоса Якова, «русская, правдивая, горячая» душа, звучавшая в нем, на короткое время объединили всех, безусловно осознавших себя не очень счастливыми русскими людьми. Благодаря такому художественному решению в интерпретации авторской позиции Тургенева появляется пронзительная тема беззащитности русского человека перед судьбой в своем, знакомом, русском пространстве.
Тургенев — великолепный рассказчик. Он лично знакомился со своими героями. Именно поэтому образы людей нарисованы так ярко и правдоподобно.
Каждый из героев цикла «Записки охотника» интересен по-своему. Но не менее любопытен и сам рассказчик. Ведь далеко не каждый человек обладает талантом на равных общаться с представителями самых разных социальных групп. Ивану Тургеневу это удается.
Рассказчик в «Записках охотника» — это любознательный, гармоничный и тонко чувствующий человек. Его интерес к окружающим искренний, и это не может не восхищать. Для него одинаково интересны все без исключения люди, с которыми ему довелось встретиться.
Несомненной заслугой Ивана Сергеевича Тургенева является то, что он сумел так показать простые будничные события, что интерес к «Запискам охотника» не угасает и сегодня.