Очень краткий пересказ рассказа «Макар Чудра».
Старый цыган Макар Чудра беседует с рассказчиком и вслух размышляет о смысле жизни. Плавно поток его мыслей переходит в историю, которую старику удалось увидеть своими глазами, о Лойко Зобаре и Радде.
Много лет назад славный цыган Лойко влюбился в девушку по имени Радда. Нет такой красавицы, как Радда в целом свете, но и такой дерзкой и свободолюбивой девушки тоже не найти.
Превыше всего Радда ценила свою честь и независимость и разбила много мужских сердец.
Однажды, когда ее родной табор приехал в Буковину и заночевал там, к ним присоединился молодой человек и то и дело смотрел на прекрасную Радду. Удалой цыган влюбился в красавицу и та тоже начала испытывать ответные чувства.
Зобар сделал возлюбленной предложение выйти за него замуж, но та предпочитает свободу любым чувствам и задумывает проверить Лойко. Девушка поставила условие: мужчина должен просить ее руки на коленях перед всем табором, и он согласился.
Но когда пришло время выполнять уговор, Лойко отказался унижаться перед Раддой и ударил её ножом в грудь – девушка тут же погибла, только после этого Лойко упал перед ней на колени. Отец Радды старый солдат Данило отомстил за дочь, убив этим же кинжалом Зобара.
Молодые и теперь абсолютно свободные люди – Лойко и Радда умирают и отправляются в иной мир вместе.
Рассказав эту историю, старый Макар Чудра засыпает, а рассказчику еще долго не спится – он долго думает о паре гордых цыган.
Макар Чудра — краткое содержание рассказа
Настройки
Размер шрифта
Цвет текста
Цвет фона
Краткое содержание рассказа «Макар Чудра» Максима Горького поможет читателю понять, насколько сильной была любовь главных героев к свободе и независимости, что они смогли переступить через чувства друг к другу. В результате это привело к трагедии, разыгравшейся на глазах всего табора.
Главные герои
- Лойко Зобар
– молодой цыган, полюбивший свободолюбивую Радду. - Макар Чудра
– старый мудрый цыган, свидетель кровавой истории, случившейся между Раддой и Зобаром. - Радда
– гордая цыганка, дочь солдата Данилы.
Старый цыган Макар Чудра удобно расположился возле костра. Он потягивал трубку и неторопливо вел диалог с рассказчиком. Беседа была мирной. Рассуждали о смысле жизни, о любви, о людях, в которых цыган успел разочароваться. Они казались ему смешными, ничего не видящими дальше своего поля и умирающими дураками.
За свои 58 лет, Макар где только не побывал, даже в тюрьме успел посидеть. Он предупреждает писателя об опасностях любви, ибо тот, кто любит, уже не принадлежит сам себе. А в подтверждение своих слов рассказывает удивительную историю любви одного цыгана, с которым ему пришлось познакомиться в Буковине.
Жил на свете молодой цыган Лойко Зобар. Ничего его не интересовало, кроме лошадей. Бесстрашный и ловкий. Мог выкрасть из табуна любого коня. Деньги не любил. Мог отдать любому, кто нуждался в них. Однажды занесла Лойко судьба в цыганский табор, где жила Радда, дочь простого солдата Данилы.
Девушка была божественной красоты. Многим мужчинам она разбила сердца. Какие только деньги не предлагали женихи, все без толку. Радда была неподкупна и горда.
Зобар остается гостем в таборе. Как и все мужчины, он не устоял против чар Радды, но попытки приударить за ней, закончились ударом по голове. Девушка смогла постоять за себя, сразу дав парню понять, что он ей не пара. Цыгане полюбили Лойко. Всем пришелся по душе этот открытый и честный парень, кроме Радды.
Однажды он спел свою любимую песню. Все оценили пение, лишь цыганка не прониклась его исполнением. Данила хотел наказать дочь, проучив ее кнутом, но Зобар заступился за девушку. Он просит Данилу отдать за него дочь. Данила соглашается, но велит спросить согласия у нее.
Зобар делает Радде предложение, но в жены он готов ее взять при одном условии, что она никогда не будет ему перечить. Радда, воспользовавшись моментом, пока он отвернулся, ловко накинула ему на ноги кнут и обвила их так, что он рухнул, как подкошенный.
Зобар не мог вынести такого стыда. Он бежит в степь, Макар за ним, боясь, как бы парень ничего с собой не натворил в таком состоянии. Долго сидел он неподвижно в одной позе, пока его уединение не нарушила сама Радда. Увидев ее, он вытаскивает из ножен кинжал. Желание прирезать ее было настолько сильным, что он еле сдержался, но Радда опередила его, приставив к голове несостоявшегося жениха пистолет.
Радда признается ему в любви, но любовь к нему не настолько сильна, как любовь к свободе. Она готова стать ему женой, если он соизволит перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать руку, тем самым признав ее старшинство. Он принимает ее условия. В табор они вернулись вместе, рука об руку.
Выполнив свое обещание, Зобар хочет проверить настолько ли крепко сердце Радды, как она говорила. Он вонзает в ее сердце нож. Радда вытаскивает нож, пытаясь остановить кровотечение волосами, но рана оказалась смертельной. Данило поднимает нож, отброшенный дочерью и вонзает его в спину Зобара, склонившегося на коленях перед Раддой. Зобар умирает.
После услышанной истории писатель еще долго не мог заснуть. Он смотрел на море и ему казалось, что он видит гордую Радду и плывущего за ней по пятам Зобара.
Главные герои и их характеристика:
- Макар Чудра – старый цыган, который своими глазами видел кровавую историю, произошедшую с Лойко и Раддой.
У этого героя своя философия жизни: он ценит то, что ни от кого не зависит и может спокойно странствовать по свету и смотреть на людей. Мудрый старик понимает, что людям нет друг до друга дела.
Именно Макар рассказывает герою историю о Лойко и Радде, делясь своим убеждением о том, что не стоит идти на поводу у сердца и бросать свободу к ногам женщины.
- Лойко Зобар – лихой цыган, который заслужил уважение всех, кто его знал, своим бесстрашием и непокорностью. Ценя свою независимость, он запросто мог расстаться с чем угодно: будь то краденый конь или свое сердце.
Примкнув к табору и увидев Радду, молодой цыган сразу же полюбил ее, но не сильнее свободы. Выбирая между Раддой и волей, он выбрал последнее. Поэтому, убив девушку, он понимал, что ее отец отомстит, но все равно предпочел смерть подчинению женщине.
- Радда – дочь солдата Данилы, удалая красавица, погубившая своим острым языком и необузданным характером множество сердец. Она не смогла бы променять волю на брак и покорность перед мужем.
Краткое содержание «Макар Чудра»
Романтическая ночь у моря, горит костер, старый цыган Макар Чудра
рассказывает писателю историю про вольных цыган. Своему молодому собеседнику
Макар
говорит: «Ты славную долю выбрал себе, сокол… ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и всё!»
Макар советует беречься любви, ибо полюбив, человек теряет волю. Подтверждением этого является быль, рассказанная Чудрой.
«Был на свете Зобар, молодой цыган, Лойко Зобар. Венгрия, Чехия и Словения знали его». Ловкий был конокрад, многие хотели убить его. Любил он только коней, деньги не ценил, мог отдать каждому, кто нуждался. В Буковине стоял цыганский табор. У Данилы-солдата, воевавшего вместе с Кошутом, была дочь Радда — красавица, словами не сказать.
Много сердец разбила Радда. Один магнат любые деньги кидал к её ногам, просил выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньем гнезде.
Однажды в табор приехал Зобар. Красивый он был: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце. Точно его ковали из одного куска железа с конем.»
Заиграл Лойко на скрипке, и многие заплакали. Радда похвалила скрипку Лойко, хорошо он играет. А тот ответил, что скрипка его сделана из груди молодой девушки, а струны из её сердца свиты. Радда отвернулась, сказав, что врут люди, когда говорят об уме Зобара.
Лойко подивился острому языку девушки. Зобар загостил у Данилы, легли спать, а наутро он вышел с тряпкой, повязанной на голове, сказал, что конь его зашиб. Но все поняли, что это Радда, подумали, что разве не стоит Лойко Радды? «Ну, уж нет! Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, всё равно, лучше того, какова она есть, не быть ей!»
Жил в то время табор хорошо. И Лойко с ними. Мудр был, как старик, а на скрипке играл так, что сердце замирало. Если бы Лойко захотел, то люди бы жизни за него отдавали, так его любили, только Радда не любила. А он полюбил её крепко. Окружающие смотрели только, знали, «коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя — изувечат».
Однажды спел Зобар песню, всем она понравилась, только Радда посмеялась. Данило хотел проучить её кнутом. Но Лойко не позволил, попросил отдать её ему в жены. Данило согласился: «Да возьми, коли можешь!» Лойко подошёл к Радде и сказал, что полонила она его сердце, что берёт он её в жены, но она не должна перечить его воле. «Я свободный человек и буду жить так, как хочу». Все подумали, что смирилась Радда. Она обвила кнутом ноги Лойко, дёрнула, и упал Зобар как подкошенный. А она отошла и легла на траву, улыбаясь.
Убежал в степь Зобар, а Макар за ним следил, как бы парень над собой что не сделал сгоряча. Но Лойко лишь сидел неподвижно три часа, а потом к нему пришла Радда. Лойко хотел ударить её ножом, но она приставила к его лбу пистолет и сказала, что мириться пришла, любит его. А ещё сказала Радда, что волю любит больше, чем Зобара. Она обещала Лойко жаркие ласки, если он согласится перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать правую руку, как у старшей. Крикнул Зобар на всю степь, но согласился на условия Радды.
Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в своё сердце и не увидел там прежней вольной жизни. «Одна Радда там живет». И он решил исполнить её волю, поклониться ей в ноги, поцеловать её правую руку. И ещё сказал, что проверит, такое ли у Радды крепкое сердце, как она хвалится.
Все и догадаться не успели, а он воткнул в её сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож, заткнула рану своими волосами и сказала, что ждала такую смерть. Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину Лойко, прямо против сердца. Лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног её раскинулся умирающий Лойко.
Писателю не спалось. Он смотрел на море, и, казалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывёт Лойко Зобар. «Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».
Второстепенные герои и их характеристика:
- Данило солдат – старый цыган, в свое время воевавший с Кошутом. Отец Радды. Схож с дочерью характерами и мировоззрением. Когда Лойко убил Радду, отомстил за нее ответным убийством.
- Рассказчик – герой, появляющийся в начале и в конце произведения. Макар Чудра рассказывает ему историю о Лойко и Радде, убеждая, что прежде всего стоит ценить свою свободу. После рассказа ему не спится: в темноте мерещатся Радда и Зобар, который по пятам плыл за ней.
- Нур – старый седой цыган, горько заплакавший над телами убитых молодых людей.
- Нонка – дочь Макара Чудры. Надменная девушка неотразимой красоты. У Нонки презрительный взгляд и требовательный тембр голоса.
- Магнат – старый, но красивый «как чёрт в праздник» мужчина, к тому же очень богатый. Предлагал Радде кошелек, полный денег, за поцелуй, но получил решительный отказ. Тогда магнат стал просить у Данило руки его дочери, но цыган отказал, посчитав Магната птицей более низкого полета.
Краткое содержание рассказа «Макар Чудра» подробно.
Автор: Максим Горький
Дул прохладный морской бриз, рассказчик и старый цыган Макар Чудра расположились у огня. Макар курит трубку и рассуждает о своей жизни, о независимости и силе воли. Макар многое в жизни видел, во многих местах побывал. Сидел в тюрьме в Галичине и едва не «удавился поясом» от тоски и ощущения утраченной свободы.
В тишине ночи раздается нежное и страстное пение. Это поет Нонка – дочь Макара. Цыган советует собеседнику не доверять коварным женщинам и по возможности избегать их. Потому что полюбив, перестаешь быть свободным. Чтобы подтвердить свои слова, он рассказывает быль о юных и влюбленных, но очень независимых Лойко и Радде.
Жил на свете молодой и дерзкий цыган Лойко Зобар. Знали о нем во всех цыганских общинах. Он был бесстрашен, ничего не любил сильнее свободы и коней, которых ему удавалось искусно красть. Ценности деньгам тоже не придавал никакой – мог спокойно расстаться с ними, если встречал кого-то, кому они были нужнее.
Десятилетие назад, когда только начиналась эта история, табор Чудры приехал в Буковину. Были с ними Данила солдат, воевавший с Кошутом и его дочка Радда. Не передать словами, какой она была прекрасной, но в то же время невероятно своенравной и горделивой девушкой, способной запросто разбить сердце.
Краткое содержание рассказа «Макар Чудра» и отзыв для читательского дневника (М. Горький)
«Макар Чудра» — первый рассказ писателя под псевдонимом «Максим Горький». Был напечатан 12 сентября 1892 года на развороте второй и третьей страниц тифлисской газеты «Кавказ». А послужило творческому вдохновению Алексея Пешкова (Максима Горького) путешествие в 1891 году по России из Нижнего Новгорода до Крыма и Кавказа. Именно так начинается творческий путь пролетарского писателя. Максим Горький откроет новую страницу в художественном развитии русской литературы.
«Макар Чудра» — рассказ, в котором основные события переданы главным героем в форме легенды. Рассказывает эту легенду Макар – старый цыган. Само произведение небольшое по объему, но Многомудрый Литрекон предлагает Вам рассказ в сокращении и постарается понятно передать сюжет и основную проблематику текста. Кстати, если Вы еще не нашли анализ рассказа, не ищете… Ведь он уже здесь.
Краткий пересказ (697 слов): Начинается повествование с описания картины, которую рассказчик видит перед собой. Он чувствовал, как холодный морской ветер разносит свой гул по всем прибрежным кустам, как порывы выбрасывали из моря листья и бросали в костёр. Перед рассказчиком сидел старый цыган – Макар Чудра. Цыган разговаривал без умолку, и сокол (так называл рассказчика Макар) поддерживал его беседу. Чудра философствовал о жизни. О том, что люди считают своей главной задачей учиться и учить. А главного то никто не могут – не знают, как сделать других людей счастливыми, поэтому все их учения проходят даром. Для цыгана люди смешные, так как они не видят ничего, кроме своей работы и своего призвания. Для него те, кто считает себя рабами, — глупы. Умные люди те, которые не раздумывают о жизни, а наслаждаются ею. Макар рассказывает и о том, что сидел в тюрьме, в Галичине, и как там одолели его мысли о скучной жизни.
Замолчал цыган, и в тишине услышали они песню, а пела ее красавица Нонка, дочь Макара. Цыган дал совет соколу, что не нужно слушать женщин и держаться от них надо подальше, ведь поцелуй женщин может убить свободу в сердце человека. В подтверждение он рассказал быль про вольного цыгана и его возлюбленную.
Странствовал один молодой цыган по имени Лойко Зобар. Знавали его и в Венгрии, в Чехии и в Словении и по всему прибрежью. Больше всего в жизни любил он лошадей и ничего не боялся. Кочевал табор Чудры десять лет назад по Буковине. Кочевали вместе с ним Данило-солдат и Радда, его дочь.
Радда была необыкновенной девушкой, и к ней сватался даже старый богатый магнат, но она была вольная и спросила:
«Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воли вошла, чем бы она стала?».
Одним вечером сидели они табором у костра и услышали дивное пение, и выехал к ним из темноты цыган. Это был Лойко Зобар. Радда похвалила пение и спросила, откуда у него такая скрипка. Лойко сказал, что сделал свою скрипку из груди молодой девушки, и из сердца свил струны. Но Радда только сказала, что наврали люди об уме и ловкости Лойко.
Лойко переночевал в таборе и на утро все увидели его с перебинтованной головой. Цыган сказал, что ночью его ударил сонный конь, но все и так знали, что сделала это Радда. Стал Лойко странствовать с табором, его все почитали и любили, одна только Радда подсмеивалась над ним. «Ты бы не залетал так высоко, Лойко, неравно упадёшь» — сказала Радда однажды, когда Лойко по просьбе Данилы запел песню, и всем она пришлась по душе. И тогда Зобар бросил на землю шапку и попросил Данила отдать Радду ему в жены. Отец был не против, но ждал соглашения дочери.
Лойко был свободолюбивым человеком и сказал Радде, что она пленила его душу, и он хочет взять ее в жены, но с условием того, чтобы она не перечила его воле и давала жить так, как он хочет. Не дала Радда подойти Лойко к себе и сбила его с ног ремённым кнутовищем. Зобар поднялся молча и ушёл в степь. Макар решил проследить за ним.
Сидел Лойко долго у ручья, и пришла к нему Радда, положила руку на плечо, а в этот момент молодой цыган резко вскочил и достал свой нож, но девушка наставила пистолет и прицелилась в лоб. Радда убрала пистолет и сказала, что пришла мириться и призналась Лойко в любви. Попросила девушка стать ее «душой и телом», но поставила то же условие. Лойко должен был при всём таборе поклониться ей в ноги и поцеловать в правую руку. И молодой цыган согласился.
На следующий вечер все собрались у костра, и Лойко стал говорить о том, что всю ночь он искал свободы в своём сердце, но нашёл только любовь к Радде. И сказал, что поклонится ей в ноги. Неожиданно для всех Лойко подошёл и вонзил в грудь девушки своей кривой нож. Радда вытащила нож, откинула его в сторону, закрыла рану прядью своих чёрных волос, улыбнулась и сказала Лойко, что она знала о его поступке, попрощалась с ним и умерла. Лойко припал к ногам и губам мертвой девушки. Отец Радды поднял отброшенный нож и засунул его в спину цыгана. Так и лежали цыган и его возлюбленная рядом убитые.
После услышанного рассказчику не захотелось спать. Ему представлялась гордая и несравненная Радда, и позади неё маленький Лойко, который все никак не мог поравняться с девушкой.
Отзыв (353 слова). Мое мнение о рассказе «Макар Чудра» таково: данное произведение необходимо прочитать всем людям, ведь все ищут счастья, но не знают истинной его цены. Автор заставляет задуматься о том, что счастье не в том, чтобы думать о жизни и непрерывно делать свою работу, а в том, чтобы избегать мыслей и увидеть жизнь с ее разных сторон.
Мне понравился рассказ «Макар Чудра» еще и тем, что его композиция настолько необычайна. Рассказ в рассказе, а вернее назвать «легенда в рассказе». В формате легенды гораздо проще понять смысл книги и тех рассуждений, которыми поделился с рассказчиком старый цыган. Главная мысль текста такова: не материальные блага и не мнимая свобода есть жизнь, жизнь есть любовь.
Мое отношение к герою рассказа Макару однозначно положительное. Он сам для себя и ученик, и учитель. В странствиях он закалил свой характер и выработал своеобразную мудрость. Но он не понимает, что свобода – вещь относительная, и что не нужно насильственно заставлять себя думать о том, что любовь – добровольная тюрьма. Любовь – это свобода, и ею, как и жизнью, нужно уметь насладиться. На мой взгляд, когда он посоветовал рассказчику избегать женщин, он поневоле нарушил собственное правило: вместо наслаждения жизнью он предложил страх. Боясь страсти и избегая ее, человек уже не свободен, ведь он окружил себя запретами.
Мое впечатление от произведения такое же, какое сформировалось у Макара о жизни: «Так нужно жить: иди, иди – и все тут». Любовь двух сильных героев заставляет задуматься о том, что они получили от судьбы все, что хотели: и свободу, и гордость, и любовь. Каждому из нас нужно стараться выжать из каждого дня то, что он хочет получить, иначе существование лишено смысла.
Чему учит автор и что нужно вынести для себя из рассказа «Макар Чудра»? Тому, что люди в своем слепом стремлении к богатствам и славе глупы и смешны, и мало тех, кто действительно понимает жизнь такой, какой ее задумывали — чистой, страстной и свободной. В произведении автор показывает ее в столкновении двух персонажей, в схватке двух сильных стихий. Она, жизнь, невозможна без печальных последствий, если люди неверно понимают ее суть. Человеку нужно стремиться к любви, она и есть владыка жизни. Любовь — слишком сильное чувство: либо ты ему повинуешься, либо она тебя убьёт.
Автор: Марина Амелина
Кратко об истории создания произведения «Макар Чудра».
Выходом в свет рассказа «Макар Чудра» Максим Горький во многом обязан участнику революционного движения – Александру Калюжному, с которым тогда ещё Алексей Пешков встретился в Тифлисе летом 1892 года.
Будущий знаменитый писатель рассказывал революционеру множество историй, произошедших с ним во время странствий, и тот предложил их записать. Не долго думав, Пешков создал произведение «Макар Чудра». Увидев рукопись, Калюжный связался со знакомым журналистом Цветницким, и общими усилиями произведение было напечатано в Газете «Кавказ».
Спустя более чем тридцать лет в письме Александру Калюжному Горький отметил, что именно благодаря данному им толчку служит отечественному искусству уже не один десяток лет.