Как все было в действительности?
В книге «На чужбине» Л. Любимов рассказывает о любви (или болезненной страсти – в семье считали телеграфиста маньяком) простого чиновника Желтого к Людмиле Ивановне Туган-Барановской, его матери. В течение двух или трех лет он присылал ей анонимные письма, наполненные то признанием в любви, то ворчанием. Нежелание открыть свое имя объяснялось разным социальным положением и пониманием невозможности каких бы то ни было отношений между ними. Мать, по словам Л. Любимова, вскоре перестала читать эти послания, и лишь бабка всякое утро смеялась, знакомясь с новым письмом. Возможно, все так и закончилось бы, но однажды влюбленный телеграфист прислал подарок – гранатовый браслет. Создание ситуации, которая могла расцениваться как компрометирующая, стало последней каплей: брат и жених Людмилы Ивановны отправились к Желтому домой – это была убогая мансарда на 6 этаже – и застали его за написанием очередного послания. Телеграфисту вернули браслет и попросили больше никак не напоминать о себе. О судьбе Желтого в семье Любимовых больше ничего не слышали. Так закончилась реальная история. А. Куприн переосмыслил ее и включил в рассказ «Гранатовый браслет», дополнив своим вариантом концовки.
История создания
В повести использована история, которую Куприн услышал от знакомых, когда просматривал в гостях семейный альбом. Одна известная особа ко дню рождения получила необычный подарок: браслет. А в письме, приложенному к подарку было, по сути признание в любви. Но ведь женщина была уже замужем. При этом была разница еще и в социальном положении между поклонником (простым чиновником) и предметом его поклонения (княжной). История закончилась трагической гибелью поклонника.
Именно эта история, рассказанная однажды писателю, стала основой повести, превратившись из скудных данных в трогательную историю безответной любви, дополненной мистикой и разными символами.
Например, в качестве камней в браслете были взяты гранаты не зря. По повериям, этот камень является символом страстной и сильной любви, но часто трагичной.
В задумке был рассказ, и изначально к печати Куприн посылал небольшой рассказ под названием «Гранатовый браслет», который написал в Одессе сентябрьскими вечерами 1910 года. Работа над произведением давалась Куприну тяжело. Однако писатель продолжил нивелировку своего детища. Рассказ дополнялся все новыми деталями, расширялся. И наконец, превратился в повесть. Автор называл свою дальнейшую работу «полировкой».
Прототипами произведения стали реальные люди: мелкий чиновник Желтиков, княжеская чета Шеиных. Это о них ему было рассказано Куприну. Через весь рассказ о любви проходит еще музыка Бетховена. Писатель все время сетовал, что мало разбирается в музыке, но здесь этого не видно.
Вся суть в финале
Именно так считал Л. Любимов, оценивая роль реальных событий в создании художественного произведения. А. Куприн домыслил произошедшее с Людмилой Ивановной. В его рассказе Желтков, бедный телеграфист, пишет Вере Николаевне, главной героине, прощальное письмо и уходит из жизни. Узнав о его смерти, В. Н. Шеина отправляется к нему на квартиру, желая взглянуть на теперь уже мертвого тайного воздыхателя, а затем выполняет последнее желание Желткова — слушает 2 сонату Бетховена. В этот момент к ней и приходит осознание того, насколько чиста, бескорыстна и безнадежна была эта любовь. Так заканчивается «Гранатовый браслет», история создания которого стала творческим переосмыслением по сути обычного явления в жизни людей.
Герои
- Василий Львович Шеин — князь, губернский предводитель дворянства
- Вера Николаевна Шеина — жена князя Шеина, получала письма от Желткова
- Георгий Степанович Желтков— чиновник контрольной палаты, влюбленный в Веру
- Анна Николаевна Фриессе — сестра Веры, не любит мужа
- Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский — брат Веры и Анны, товарищ прокурора
- Генерал Яков Михайлович Аносов — военный товарищ отца Веры и Анны, крестный Анны
- Людмила Львовна Дурасова — сестра Василия Шеина
- Густав Иванович Фриессе — муж Анны Николаевны
- Женни Рейтер — пианистка
- Лука — повар
- Васючок — молодой шалопай и кутила
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. |
Роль эпиграфа в рассказе
Появление 2 сонаты Бетховена в рассказе не является случайностью. Дело в том, что в 1910 году А. Куприн, живший какое-то время в Одессе, часто навещал семью Майзельсов, где услышал это музыкальное произведение. Впечатление его было настолько сильным, что после возвращения домой писатель принимает решение написать о светлом и чистом чувстве, какое испытывал бедный чиновник к знатной даме. Первым его шагом стала фраза: «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato», записанная на листе бумаги и послужившая затем эпиграфом к рассказу о любви телеграфиста.
Сонатой Бетховена начинается повествование и ею же заканчивается, придавая произведению композиционную завершенность. В результате у Куприна в финале образуется единое трио. Великая музыка, способная пробудить в человеке дремавшие чувства и заставить по-новому взглянуть на мир. Настоящая любовь, ничего не требующая взамен и потому существующая вечно. Смерть, возвеличивающая человека, способного пожертвовать собой ради благополучия другого.
Таким образом, «Гранатовый браслет» — история создания одного великого произведения – литературного — под воздействием другого — настоящей музыки.
Вариант 2
Александр Иванович Куприн трудился над произведением в Одессе, в 1910 году. Изначально автор задумал написать рассказ об истории, которая реально случилась в жизни его друзей. Семья Любимовых занимало высокое положение в столичном обществе. Именно члены этой аристократической семьи стали прототипами героев повествования.
История написания труда, как и события, предшествующие его созданию необычны и интересны. Трагичность любовного сюжета не оставит равнодушным ни одного читателя.
Людмиле Ивановне Любимовой на протяжении нескольких лет приходят любовные послания от тайного поклонника. Пишет письма сотрудник телеграфа Жёлтиков. Содержание писем противоречивое. Тексты то выражают нежные чувства и восхищение, то недовольство и ворчание. Разное социальное положение не оставляло шансов завязать личные отношения. Любимова и её родственники, со временем, перестают серьёзно относиться к навязчивым посланиям. Однажды, в письмо был вложен гранатовый браслет. Ближайшее окружение женщины посчитало это оскорбительным поступком.
Брат и жених Людмилы Ивановны разыскали влюбленного. Вернули телеграфисту компрометирующий презент и запретили Жёлтикову беспокоить светскую даму. Письма больше не приходили. О чиновнике больше не вспоминали. На этом реальная история заканчивается. Шло время, и у автора поменялось отношение к этой истории.
Проживая в то время в Одессе, Куприн был дружен с семьёй доктора Майзельс. В гостях у них Александр Иванович впервые услышал музыкальное произведение Людвига ван Бетховена – 2 сонату. Под впечатлением, полученным от прослушивания музыки, Куприн, в своей повести дает продолжение закончившейся в жизни истории, наполнив сюжет глубоким смыслом.
Мелкий чиновник Желтков пишет прощальное письмо своей возлюбленной Вере Николаевне Шеиной и уходит из жизни. Героиня решается увидеть своего тайного обожателя. Находит чиновника у него дома мёртвым. Княгиня выполняет последнюю просьбу несчастного влюблённого. Слушает вторую сонату Бетховена. Под звуки музыки, женщина осознает, насколько настоящими и чистыми были чувства этого бедного человека к изысканной аристократке.
Главная тема повести актуальна во все времена. Ощущение искренней влюбленности одного человека к другому, не имеет рамок и ограничений. Невозможно заставить любить или ненавидеть кого-то, это чувство всегда идет из глубин души, невзирая на несоответствие статусов, моральные оценки или общественное мнение. Главный герой ушел из жизни, остался лишь символ его истинных чувств – гранатовый браслет.
Почти через год, в 1911 году альманах «Земля» напечатает повесть. Эпиграфом стала первая нотная строка из гениального произведения великого композитора: «L. van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato».
Прототипы героев и история написания
Смысл названия
Не меньшую роль в пробуждении героини сыграл и подаренный ей Желтковым браслет. Грубоватый и простоватый на первый взгляд, он таил в себе великую тайну. С давних пор существуют легенды о том, что гранат, очень редкий и поражающий своей красотой камень, способен принести счастье владельцу. Преподнесенный в качестве подарка, он часто играл роль амулета. А в рассказе А. Куприна эта семейная реликвия оделяла своего хозяина еще и даром предвидения. Можно предположить, что вместе с браслетом Желтков хотел передать своей возлюбленной частичку своей чистой и святой души, которая оберегала бы ее всю оставшуюся жизнь.
Осознание духовного богатства ранее чужого ей человека и понимание того, что что-то самое важное в жизни прошло мимо, приходит к Вере Николаевне уже после смерти героя. Его переживания и поступки заставили светскую даму по-новому взглянуть на себя и на мир вокруг. Так любовь в «Гранатовом браслете», пусть даже безответная и трагическая, пробуждает душу человека, наполняет ее новыми эмоциями и чувствами.
Сюжет
В день своих именин княгиня Вера Николаевна Шеина получила от своего давнего анонимного поклонника в подарок браслет, украшенный редким зелёным гранатом. Будучи замужней женщиной, она посчитала себя не вправе получать какие-либо подарки от посторонних мужчин.
Её брат, Николай Николаевич, помощник прокурора, вместе с князем Василием Львовичем нашёл отправителя. Им оказался скромный чиновник Георгий Желтков. Много лет назад он случайно на цирковом представлении увидел в ложе княгиню Веру и влюбился в неё чистою и безответною любовью. Несколько раз в год, на большие праздники он позволял себе писать ей письма.
Теперь, после разговора с князем, ему стало стыдно за те поступки, которые могли скомпрометировать невинную женщину. Однако его любовь к ней была настолько глубока и бескорыстна, что он не мог представить вынужденную разлуку, на которой настаивали муж и брат княгини.
После их ухода, он написал прощальное письмо к Вере Николаевне, в котором извинялся перед ней за всё и просил послушать cонату № 2 Бетховена. Затем он отнёс квартирной хозяйке возвращённый ему браслет с просьбой повесить украшение на икону Божьей Матери (по католическому обычаю), заперся в своей комнате и застрелился, не видя смысла в дальнейшей своей жизни. Желтков оставил предсмертную записку, в которой объяснил — застрелился по причине растраты казённых денег.
Вера Николаевна, узнав о смерти Г. С. Ж., спросила разрешения мужа и поехала на квартиру самоубийцы, чтобы посмотреть хотя бы раз на человека, который столько лет безответно любил её. Вернувшись домой, она попросила Женни Рейтер сыграть что-нибудь, не сомневаясь, что та сыграет именно ту часть сонаты, о которой писал Желтков. Сидя в цветнике под звуки прекрасной музыки, Вера Николаевна прижалась к стволу акации и плакала. Она поняла, что та любовь, о которой говорил генерал Аносов, о которой мечтает каждый, прошла мимо неё. Когда пианистка закончила играть и вошла к княгине, та стала целовать её со словами: «Нет, нет, — он меня простил теперь. Всё хорошо».
Гимн самоотверженной любви
А. Куприн признавался, что «…ничего более целомудренного…», чем «Гранатовый браслет», в своей жизни не писал. Он не дает в рассказе нравственных оценок и не пытается искать в случившемся правых и виноватых. Автор просто повествует о ярких и в то же время печальных переживаниях героев в то время, когда люди, по словам Аносова, «разучились любить». Во время разговора генерал о. Может быть, потому, что истинная любовь на самом деле встречается в жизни очень редко и доступна единицам. Уходит из жизни никем не понятый Желтков, но он оставляет как память о себе и как символ искренних, прекрасных чувств старинный гранатовый браслет.
История создания рассказа удивительна. Обыграв обычную жизненную ситуацию, А. Куприн сумел показать, что истинная любовь – это и есть основа всего живого на земле.