«Жизнь Василия Фивейского» — краткое содержание повести Леонида Андреева


История написания

Это произведение автор писал 2 года, поводом для создания была беседа с Максимом Горьким об исповеди Александра Апполова, который не принял сана священнослужителя из-за «толстовских учений». «Жизнь Василия Фивейского» Андреев написал в 1904 г., книга вызвала множество отзывов. Во время ее обсуждения было написано более 20 публикаций. Многие критики оценили повесть как самую значимую для автора и важное событие в революционной литературе.

Среди популярных рецензентов того времени были:

  • Минский;
  • Гершензон;
  • Короленко;
  • Гиппиус.

Множество критиков сошлись во мнении, что писатель поднял актуальную тему, которая бередит и родных, и далеких по духу людей. Минский говорил, что это произведение «превзошло по могуществу слова» все, что написали до него. Значимая глубина описанных в повести вопросов только подчеркнули талант Андреева, он полностью описал этапы духовного развития и изменение мировоззрения основного персонажа.

Но были и люди, «оскорбленные» в религиозных убеждениях. Они называли это произведение «антихристианским». Некоторые его считали пессимистичным, видя в нем осмысленный призыв к сражению.

Именно так описали повесть и Александр Блок, который связал ее с восприятием революционного начала, и большевик Леонид Красин, обозначив ее важным «значением для революции». Все критики отмечали для себя одну из сторон, которая казалась им ближе всего.

Читая «Жизнь Василия Фивейского» Андреева, многие поставили это произведение в один ряд с другими повестями писателя:

  • «Сын человеческий»;
  • «Красный смех»;
  • «Савва»;
  • «Дневник Сатаны»;
  • «Иуда Искариот».

Настя

У Василия Фивейского кроме сына-идиота была еще и дочь Настя. О ней в произведении упоминается в первых главах вскользь как о девочке с угрюмым и злым взглядом. Отец Василий так сильно был поглощен собственным горем, что не только не уделял внимания своей дочери, но даже как будто забыл о существовании других людей на земле.

Но однажды на исповеди, беседуя с одной старухой, он вдруг осознал, что помимо его горя у каждого из прихожан есть свои печали. О них поп, оглушенный собственными страданиями, не думал. А на свете, оказалось, так много чужого людского горя. И после этого осознания он впервые посмотрел в глаза своей дочери – грустной, озлобленной и никому не нужной девочки.

Краткое содержание «Жизнь Василия Фивейского» Андреева напоминает притчу о праведнике Иове. Однако главный герой этого рассказа, в отличие от библейского персонажа, не раз пытается восстать против судьбы. В заключение он пытается что-то изменить. Он хочет уехать, планирует сдать сына Васю в приют. Но жена гибнет в пожаре. Сам отец Василий тоже умирает. Последнее, что он видит, – это небо, охваченное огнем. Смерть Фивейского – символ идеи, которую Андреев высказывал не раз в своем творчестве. По мнению русского классика, человеку нет смысла противостоять всесильному року. Смысл есть лишь в вере и любви.

Краткое содержание

Василий с юных лет нес бремя горя и несчастий. Сердце главного героя никогда не могло зажить от ран. Являясь сыном трепетного деревенского священнослужителя, он и сам был смиренным, словно не видя несчастий, которые сыпались на него. Падал и вставал, медленно, но, как муравей, прутик за прутиком пытался строить собственную жизнь.

Женился он на красивой женщине, стал священнослужителем, супруга ему родила дочку и сына. И, вроде, к нему вернулась жизнь, и Бог его благословил. Но через время его сын утонул. Попадья была убита горем и не могла найти себе места.

Она стала она тянуться к стакану, чтобы позабыть все, и часто начала напиваться до полной потери сознания. Ее муж не сдался — он молил Бога и верил, что сможет опять вернуть его благосклонность. Сам ухаживал за женой и ездил к лекарю за советом от ее заболевания.

Прихожане не очень любили Василия, поскольку он проводил службу сухо и второпях. Да и прознали, что несчастен он в личной жизни, а поэтому сторонились его. Даже попросили забрать сан. Староста Порфирий и вовсе пытался сжить попа с белого света, поэтому последний боялся его, и первое, что видел испуганный священник, смотря на деревню — металлическую крышу старостинского высокого дома. И лишь затем с трудом находил взглядом темную соломенную крышу собственного жилища.

В один из дней староста в церкви, после того как жена Василия пришла на службу, сказал, что эту пьяницу не нужно впускать. Напилась попадья в этот вечер и начала говорить мужу, что хочет еще родить ему мальчика. И попал бедный Василий под неистовую страсть жены, а глубокой ночью, когда все уже спали, пошел в поле и молился. Был слышен голос: «Я верю», и надежда теплилась в священнике.

Забеременела жена, целое лето не пила, и вернулось в семью спокойствие. Похорошела она и больше не боялась Порфирия. Зима пришла так же в радости и спокойствии. На Крещенье родился сын с огромной головой и тонкими ногами. Несколько лет родители провели в сомнении. И оказалось, что мальчик был рожден идиотом.

Долгое время семья провела в горе, оно лезло со всех сторон, и было ощущение, что сидит кто-то в темном помещении, рожденный в безумии. Мальчику исполнилось 4 года, а он лишь говорил «Дай», выкрикивал громко и со злобой. И кормить дитя было тяжко. Измотанная жена опять начала пить. Начались у попадьи приступы безумства. Всей семьей как-то могли справиться с ней, привязывали веревками.

Да будет воля Твоя

Попу стало все чуждо. Вроде находится среди людей и выполняет все, как они, но его не видно, как будто это какая-то оболочка, а не человек. Однажды на исповеди, когда старушка искренне и испуганно говорила с ним, спала пелена с глаз священника. И он понял, что существуют на земле люди, которые похожи на него. Необычные дни начали происходить в его жизни. Он был одиноким деревцем, и неожиданно вырос около Василия густой лес. Но при этом стал плотней и ночной мрак.

На Великий пост к священнику на исповедь зашел нищий. Поведал он, как надругался над юной девушкой, убил и зарыл ее. За несколько лет сообщил он многим священникам ужасное деяние. Но никто не поверил, кроме Василия, упал поп на колени и закричал: «На небесах и на земле ад». Изменилась в этот момент жизнь священника. Он переживал душевные мучения, как бы все перевернулось внутри. Начал нищего заверять, что будет он в раю выше любого праведного человека.

Вернулся домой грязный и уставший, как будто долго ходил по полям, и сказал супруге в тот вечер, что не сможет ходить в церковь. Решил переждать как-то лето, а осенью отказаться от сана и уехать из села. Такое решение принесло спокойствие в семью. Но через месяц, когда священник находился на сенокосе, сгорел его дом, в огне умерла супруга.

Ходил Василий по саду дьякона, который приютил его и детей, и размышлял, чем являлся пожар — столпом, показывающим дорогу, или Бог захотел превратить его жизнь в пустыню, чтобы не бродил он по исколешенным путям? И впервые, смирно наклонив голову, сказал: «Да будет воля Твоя!».

И селяне, которые смотрели на него в тот день, увидели незнакомого человека, как тень не из мира сего. «Что смотрите? Разве я чудо?», смеясь, говорит Василий.

Этой фразой завершает писатель очередную главу произведения, как бы заканчивая с прошлым, открывая чистую страницу в жизни священника.

Право на чудо

Василий послал дочку к своей сестре, отстроил дом, читает сыну Библию, каждый день проводит службу в церкви, соблюдает пост. Другая жизнь священника пугает людей, и после гибели мужика Мосягина, все сходятся на том, что виной всему Василий. Староста пришел к нему и сказал, чтобы тот уходил, поскольку от него исходят только беды. И поп, который все время боялся старосту, выгоняет его из церкви.

При отпевании умершего мужика Василий неожиданно перестает читать молитву, тихо смеется, подходит к мертвому и вскрикивает: «Тебе говорю, встань!». Не встает покойный из гроба. Тогда священник выталкивает его от туда. Люди в панике убегают, а Василий дальше взывает к покойному. Но быстрей стены обрушатся, чем тот встанет из гроба.

Не с мертвым ведет он сражение, а с Тем, в Кого безгранично уверовал и вправе попросить совершить чудо. Однако в ответ молчок. В гневе бежит священник в поле, где много раз молился и жаловался на несчастную судьбу.

Здесь на следующий день найдут люди распластанного Василия. «Как будто и мертвый он продолжает бежать». Этой фразой завершает писатель свою повесть.

Жизнь Василия Фивейского

Как муравей — песчинка к песчинке — строил отец Василий свою жизнь: женился, стал священником, произвёл на свет сына и дочь. Через семь лет жизнь рассыпалась в прах. Утонул в реке его сын, жена с горя стала пить. Покоя не находит отец Василий и в храме — люди его сторонятся, староста открыто презирает. Даже на именины к нему приходит только причт, почтенные односельчане не удостаивают батюшку внимания. По ночам пьяная жена требует от него ласк, хрипло моля: «Отдай сына, поп! Отдай, проклятый!» И страсть её побеждает целомудренного мужа.

Рождается мальчик, в память покойного брата нарекают его Василием. Вскоре становится ясно, что ребёнок — идиот; ещё нестерпимее делается жизнь. Прежде отцу Василию казалось: земля крохотная, а на ней он один, огромный. Теперь эта земля вдруг населяется людьми, все они идут к нему на исповедь, а он, безжалостно и бесстыдно требуя от каждого правды, со сдержанным гневом повторяет: «Что я могу сделать? Что я — Бог? Его проси!» Он позвал к себе горе — и горе идёт и идёт со всей земли, и он бессилен уменьшить земное горе, а только повторяет: «Его проси!» — уже сомневаясь в желании Бога облегчить людское страдание.

Как-то Великим постом исповедуется ему нищий калека. Страшное признание делает он: десять лет назад изнасиловал в лесу девочку, задушил её и закопал. Многим священникам сообщал злодей свою тайну — и никто ему не верил; он и сам стал думать, что это — злая сказка, и, рассказывая её в следующий раз, придумывал новые подробности, менял облик бедной жертвы. Отец Василий — первый, кто верит услышанному, словно сам совершил злодеяние. Упав на колени перед убийцей, священник кричит: «На земле ад, на небе ад! Где же рай? Ты человек или червь? Где твой Бог, зачем оставил тебя? Не верь в ад, не бойся! Ада не будет! Ты окажешься в раю, с праведными, со святыми, выше всех — это я тебе говорю!…»

В ту ночь, накануне Страстной пятницы, отец Василий признаётся жене, что не может идти в церковь. Он решает пережить как-то лето, а осенью снять с себя сан и уехать с семьей куда глаза глядят, далеко-далеко…

Это решение вносит в дом покой. Три месяца отдыхает душа. А в конце июля, когда отец Василий был на сенокосе, в доме его вспыхивает пожар и заживо сгорает жена.

Он долго бродил по саду старого дьякона, служащего с ним и приютившего с дочерью и сыном после пожара. И чудны мысли отца Василия: пожар — не был ли таким же огненным столпом, как тот, что евреям указывал путь в пустыне? Всю его жизнь Бог решил обратить в пустыню — не для того ли, чтобы он, Василий Фивейский, не блуждал более по старым, изъезженным путям?..

И впервые за долгие годы, склонив смиренно голову, он произносит в то утро: «Да будет святая воля Твоя!» — и люди, увидевшие его в то утро в саду, встречают незнакомого, совсем нового, как из другого мира, человека, спрашивающего их с улыбкою: «Что вы так на меня смотрите? Разве я — чудо?»

Отец Василий отправляет дочь в город к сестре, строит новый дом, где живет вдвоем с сыном, читая ему вслух Евангелие и сам будто впервые слушая об исцелении слепого, о воскрешении Лазаря. В церкви он теперь служит ежедневно (а прежде — лишь по праздникам); наложил на себя монашеские обеты, строгий пост. И это новое его житие ещё больше настораживает односельчан. Когда погибает мужик Семен Мосягин, определённый отцом Василием в работники к церковному старосте, все сходятся на том, что виноват — поп.

Староста входит к отцу Василию в алтарь и впрямую заявляет: «уходи отсюда. От тебя здесь одни несчастья. Курица и та без причин околеть не смеет, а от тебя гибнут люди». И тогда отец Василий, всю жизнь боявшийся старосту, первый снимавший шляпу при встрече с ним, изгоняет его из храма, как библейский пророк, с гневом и пламенем во взоре…

Отпевание Семёна совершается в Духов день. По храму — запах тления, за окнами темно, как ночью. Тревога пробегает по толпе молящихся. И разражается гроза: прервав чтение поминальных молитв, отец Василий хохочет беззвучно и торжествующе, как Моисей, узревший Бога, и, подойдя ко гробу, где лежит безобразное, распухшее тело, зычно возглашает: «Тебе говорю — встань!»

Не слушается его мертвец, не открывает глаз, не восстает из гроба. «Не хочешь?» — отец Василий трясет гроб, выталкивает из него мертвеца. Народ в страхе выбегает из храма, полагая, что в тихого и нелепого их пастыря вселились бесы. А он продолжает взывать к покойнику; но скорее стены рухнут, чем послушается его мертвец… Да он и не с мертвецом ведет поединок — сражается с Богом, в которого уверовал беспредельно и потому вправе требовать чуда!

Охваченный яростью, отец Василий выбегает из церкви и мчит через село, в чисто поле, где оплакивал не раз свою горькую судьбу, свою испепеленную жизнь. Там, среди поля, и найдут его назавтра мужики — распластанного в такой позе, будто и мёртвый он продолжал бег…

Образ Василия

Жизнь главного персонажа — цепочка тяжелых испытаний его веры: сын утонул, жена пьет. Но поп не устает говорить: «Я верю». Вера Василия «проста и торжественна». Жизнь показывает ему скрытые глубины: радость при ожидании еще одного сына меняется жестокой реальностью — мальчик больной, над семьей доминирует ужасный образ идиота. Именно в то время священник стал безучастным и смиренным, думая «о Боге». Того же требует от прихожан, которые обращались за исповедью, но сомнения и печаль в душе спрашивают его: «Где ж твой Бог?».

Сгорел дом, погибает супруга. Он восклицает: «Да будет воля Твоя». И заново несокрушим. Его вера укрепляется так, что Василий себя чувствует избранным Богом, и в этом экстазе он подверг себя тяжелому испытанию — хочет воскресить усопшего. Трижды прокричав: «Тебе говорю, встань!». Однако холодным дыханием смерти ответил ему покойный.

Священник удивлен: «Зачем я верил?». Ужасная правда о пустоте и бесполезности его мучений убивают главного героя. Его мир разрушен, но, даже умерев, он как бы бежит, ища ответа.

Горе в семье отца Василия

Счастье в его жизни было. Но было оно совсем непродолжительным. Безоблачными и светлыми были лишь первые годы в браке. Но любимый сын Вася погиб, и попадья, которая был в то время еще молода, словно тоже умерла. Она стала рассеянной, как будто не видела ничего более вокруг себя: ни мужа, ни дочери, никого из людей. И чтобы окончательно погрузиться в свой мир, где ничему больше не было места, кроме тоски по погибшему ребенку, она стала горько пить. Автор говорит, что уже после первых капель, выпитых попадьей, отцу Василию стало ясно, что так будет всегда. Осознав это, он испугался, привез от доктора лекарства от тяжелого недуга и, смирившись, стал просто жить дальше.

Радость и свет навсегда покинули жизнь Василия Фивейского. Краткое содержание первой главы – это потеря сына и горе, которое главный герой не может больше ни с кем разделить. Он произносит фразу: «Я верю», — и как будто пытается этими словами убить в себе сомнения в божественной силе и справедливости.

Анализ произведения

Сюжет произведения не редко сопоставляют с Книгой Иова. Но повесть лишь внешне похожа на историю из Библии. Иов терпел несчастья и понял, что не может постичь Бога. Он стал смиренным. А Василий в ярости кричит: «Зачем я верил?». Произведение Андреева — это смелая попытка пошатнуть основные религиозные убеждения — веру в чудеса. Автор написал историю, наполненную драматизмом, где измученный горем священник превращается в богоборца.

Он решает с помощью своей веры воскресить покойного. Но чуда нет, вера разрушена. В произведении Андреева чувствуется ощущение неудовлетворения и непонимания, дух протеста и ярости. Над символическими слоями произведения находится реалистичная нотка, которая рассеивает иллюзии и призраки. Анализ повести позволяет увидеть через нее символизм, что писатель призывает к осознанному и разумному сражению.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]