О произведении
Повесть «Первый учитель» Айтматова написана в 1962 году. В книге описывается непростой период становления советской власти в Киргизии — борьба с патриархальными традициями, не дававшими молодёжи учиться и развиваться.
В центре сюжета учитель, который после службы в армии возвращается на малую родину, в глухой аил, и собственными усилиями создаёт первую в деревне школу.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Первый учитель» на нашем сайте. Пересказ повести будет полезен при подготовке к уроку литературы.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.
Популярные сегодня пересказы
- Дом — краткое содержание романа Абрамова
Произведение под названием «Дом» принадлежит авторству русского писателя Федора Абрамова. Из столицы приезжает в гости к сестре Тане Миша Пряслин. - Карась-идеалист — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина
Поспорили раз карась с ершом о том, что служить можно честно и исправно. Так утверждал карась, а ерш считал, что кое-где можно и обмануть. Карасей, послушных и склонных к идеализму, очень любят монахи. - Алый — краткое содержание рассказа Коваля
Прибыл служить на Государственную границу боец, фамилия которого – Кошкин. Известно, что на границе служба без собак невозможна, поэтому ему дали направление в школу инструкторов служебных собак. - На льдине — краткое содержание рассказа Житкова
Зима принесла с собой замороженное море. Много в колхозе рыбаков. Восемь человек собрались, запрягли лошадей в сани и поехали на зимнюю ловлю. Среди них был и герой рассказа Житкова «На льдине» Андрей
Краткое содержание
Вынашивая замысел новой картины, художник никак не мог решить, что именно изобразить на полотне. Не в его правилах было обсуждать замысел полотна с близкими или друзьями, поскольку он и сам не знал, что в итоге получится. Это было так же сложно, как «угадать, каким вырастет ребенок, который сегодня еще в люльке».
Но однажды художник решил «поделиться с людьми своими мыслями о еще не написанной картине». Вдохновила его на то история о родном аиле, которая не на шутку растревожила его душу.
В казахской деревушке Куркуреу местной достопримечательностью был холм, который «почему-то называли «школой Дюйшена»». Рассказывали, что когда-то давно на этом месте была школа, но теперь уж никаких следов от нее не осталось. Организовал ее местный старик Дюйшен, который в ту пору был юным комсомольцем.
Художника пригласили в родной аил «на торжественное открытие новой школы, которую колхоз построил своими силами». Среди почетных гостей была и Алтынай Сулайманова, видный научный деятель. Пожилая женщина «заведовала кафедрой в университете, читала лекции по философии, работала в академии, часто ездила за границу». Многие земляки прислали поздравительные телеграммы. Развозил их тот самый Дюйшен, открывший первую школу в аиле. Над стариком до сих пор посмеивались, поскольку он был не особо грамотным. Эти насмешки стали причиной неожиданного отъезда Алтынай Сулаймановой. Будучи уже в Москве, она прислала художнику письмо-исповедь с просьбой донести его до жителей родного аила.
Эта история произошла в 1924 году. В аил Куркуреу был прислан молодой революционер Дюйшен «для того, чтобы открыть здесь школу и учить детей». В те далекие времена среди простых деревенских людей «такие слова, как «школа», «учеба», были в новинку». Они искренне не понимали, как школа может помочь их детям заработать себе на пропитание. Подавляющее большинство жителей аила были совершенно безграмотными людьми, и именно поэтому они так настойчиво сопротивлялись открытию школы. К счастью, Дюйшену удалось убедить односельчан в том, что грамота очень пригодится детям. Он обратился к ним за посильной помощью – «отремонтировать эту байскую конюшню на горе, надо перекинуть мост через речку, дрова нужны школе». Однако жители, узнав, что Дюйшен за свою работу будет получать жалованье, предложили ему решить все проблемы с этих денег.
Дюйшен принялся ремонтировать заброшенную конюшню своими силами. Во время работы он познакомился с девочкой по имени Алтынай, круглой сироткой, жившей у дяди. В чужом доме девочку не любили, грубо обращались и поручали выполнять самую тяжелую работу.
Когда школа была готова, Дюйшен принялся обходить дворы и приглашать ребятишек на учебу. Тетка Алтынай очень не хотела отпускать учиться сиротку, которая помогала ей по хозяйству, однако Дюйшену удалось переговорить с дядей девочки, и тот отпустил ее в школу.
Удивительно, как «малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, не имевший под рукой ни единого учебника», отважился обучать грамоте детей. Он разместил учеников на полу на соломе, дал каждому по тетрадке, карандашу и дощечке, выполнявшей роль стола, и принялся за работу. Так бедным киргизским детям, никогда не покидавшим свой аил, неожиданно «открылся новый, неслыханный и невиданный прежде мир».
С приходом весны тетка все чаще сетовала на то, что Алтынай до сих пор никто не сосватал. Вскоре ее молитвы были услышаны, и в доме появились сваты. Алтынай узнала, что дядя решил ее продать в качестве жены одному богатому человеку. Это стало известно и Дюйшену, который приютил у себя девочку. Вскоре ему пришлось вступить в драку с «женихом» и его товарищами, которые жестоко избили учителя. Алтынай отвезли в горы, где в возрасте пятнадцати лет она стала женой старого богача.
Однако Дюйшен не опустил руки. Он вернулся за Алтынай в сопровождении милиционеров, которые арестовали ее мужа. Учитель попросил девушку забыть обо всем как о страшном сне. Он отвез Алтынай в город, где ее ждала совершенно новая жизнь.
Алтынай исполнила завет учителя и продолжила учебу в школе, затем на рабфаке и уже после – в институте в Москве. На ее долю выпало немало испытаний, но она их достойно перенесла, добившись больших высот. Через всю жизнь Алтынай Сулайманова пронесла любовь, благодарность и безграничное уважение к своему первому учителю.
Два тополя
Повествование начинается с того, что читатель внутренним взором видит художника, который не может написать очередную картину, вернее, выбрать для нее тему. Для вдохновения он вспоминает свое детство, которое он провел в аиле Куркуреу, в степи Казахстана. Он с теплотой думает о двух тополях на бугре в стороне от селения. Этот бугор в родных местах (художник запомнил с детства) называли «школой Дюйшена». Когда-то давным-давно, лет 40 назад, на том месте действительно была школа для деток. Ее основал идейный комсомолец – Дюйшейн.
Художник думает посетить родные места и увидеть те тополя, но все нет повода. И тут ему присылают письмо (телеграмму) с приглашением поучаствовать в открытии новой школы в аиле.
Художник, недолго думая, летит в родные пенаты на крыльях ностальгии. Видит он и два тополя на бугре, и своих знакомых, и друзей. В числе гостей приезжает и уже немолодая женщина, академик Алтынай Сулаймановна Сулайманова. Она с грустью смотрит на тополя, с тем чувством, когда между человеком и неодушевленным существом есть какая-то тайная связь, известная только им одним. Вообще, надо сказать, что повесть Ай наполнена тонким символизмом, зримым, только если читать произведение полностью.
На празднике в честь открытия школы все вспоминают со смехом, как необразованный человек, читавший по слогам, учил детей азам грамоты. В разгар действа приходят телеграммы от бывших учеников с поздравлениями. Их разносит уже пожилой и даже старый Дюйшен. На само торжество он не заходит, потому что у него много работы.
Алтынай отчего-то становится жутко стыдно, она спешит уехать из родных мест в Москву. Художник сначала просит ее остаться, затем спрашивает, не огорчил ли ее кто-то. Она говорит, что ей на него и вообще на местных жителей обижаться не за что. Если у нее и есть обиды, то только на себя.
Она уезжает, а после пишет длинное письмо художнику, в котором исповедуется и рассказывает ему свою историю. Повествование ведется от ее лица. А читатель, переворачивая последнюю страницу предыстории, ловит себя на мысли, что тополя еще скажут свое слово в этой повести. Рассказ «Первый учитель» Айтматов написал замечательно от начала и до конца, о чем свидетельствует вводная часть произведения.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
- /10
Вопрос 1 из 10Кто является автором произведения «Первый учитель»?
Начать тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
- Айнат Салимбаев
10/10
- Люба Зиферман
10/10
Человек из ниоткуда
В 1924 году в аил пришел человек в шинели из черного сукна. Это было очень необычно, но еще более странным казалось то, что он предложил сделать местному населению: устроить школу в заброшенной конюшне на бугре. Этого человека звали Дюйшейн, он был убежденным коммунистом.
Если задуматься, очень характерно то, что человек фактически возник из ниоткуда. У него не было родителей. Он был плоть от плоти сын Советской власти, воплощенный идеал человека того времени. Да, у него не хватало образования, но зато это с лихвой компенсировалось душевным жаром и убежденностью в своей правоте.
Нежданное замужество Алтынай и избиение учителя
Так и прошло какое-то время. Но тетку Алтынай все равно заедало то, что девочка ходит в школу, а не помогает ей по хозяйству. И она придумала коварный план: выдать девушку замуж за богатых горцев. Здесь всюду выгода: во-первых — деньги, во-вторых — в горах, когда Алтынай будет в чине «второй жены», грамота ей будет не сильно нужна. Таким образом, злобная тетка все же сломит дух гордого ребенка!
Поэтому в один из дней, когда Алтынай вернулась из школы, она обнаружила тетку в непривычно хорошем расположении духа, а дядю в пьяном виде. Он «под мухой» играл в настольные игры с толстыми мужиками отвратительной наружности. Другими словами, в доме царил праздник.
Алтынай поняла, что ее выдают замуж. Она побежала и рассказала все своему учителю, а тот сказал ей, чтобы она ни о чем не беспокоилась, продолжала ходить в школу и пожила пока у своих дальних родственников, которые обитали в том же аиле. Образ Дюйшена насыщен большим человеческим мужеством. Надеемся, что именно таким задумывал его Ч. Ай — вдохновляющая на подвиги повесть.
Но тетка тоже была не промах. Как-то она взяла с собой крепких парней и нарушила спокойную и благожелательную атмосферу обычного школьного урока. Она задумала забрать Алтынай силой. Учитель, конечно, пытался им помешать, но не смог. Ему сломали ребра, руки, сильно избили, а девочку перекинули через седло и увезли в горы.
Рецензии на книгу Первый учитель
Замечательная повесть нашего всеми любимого советского писателя Чингиза Айтматова! Она поднимает дух советских товарищей, направляет по доброму созидательному пути, помогает понять, как много дал нам Советский Союз и дедушка Ленин. Ведь впереди такие тяжелые времена, нам нужно сплотиться, проникнуться патриотизмом, а эта книга показывает, как много дал нам советский союз и дедушка Ленин с таким «мягким, согревающим взглядом, говорящим о прекрасном будущем» для всех нас. А теперь серьёзно. «Не пожалейте жара своих сердец, подойдите поближе, я обязан рассказать эту историю». Это было хорошее вступление. Просьба проникнуться к героям повести, к тому времени, в котором они оказались. Добрая и грустная книга, она затрагивает как трагедию одного человека, так и проблему взросления человечества. Рассказчик, будучи художником, заставляет нас задуматься, о чем же была эта история. Она многогранна, и её сложно уместить на одном холсте (хотя всё-таки выпустили юбилейную марку https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ab/Stamps_of_Kyrgyzstan%2C_2009-581.jpg и монету https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/03/KG_Ag_Teacher_a.jpg).
Но раз уж книга названа «Первый учитель», то, в первую очередь, книга о нём. Книга о добром человеке Дюйшене. Он делает с душой то, что ему велело общество (советская власть) и его сердце. Для его описания у меня находятся слова с одним: добродетельный, добродушный, добросовестный. Его слова, мысли и дела едины (такое нечасто встретишь), он верит в светлое будущее и заставляет других верить в него. В связи с этим автор открыто ставит вопрос: «Когда мы утратили способность по-настоящему уважать простого человека?». Вопрос достойный довольно большого объёма книги. Скажу только, что Дюйшен однозначно прост — в том, смысле что от него не будешь ожидать подвоха, он честен, неамбициозен и хорошо делает своё дело. Не могу ничего с собой поделать, но такие люди вызывают у меня искреннюю жалость, хотелось бы для них более радужной судьбы, но раз они довольны солдатской службой и профессией почтальона в зрелом возрасте (хотя тут все не так однозначно в связи с сюжетом), то пусть будут счастливы своими маленькими радостями.
Далее — о «фоновых» проблемах, о социальной ситуации, в которой разворачиваются события. Во-первых, в повести описывается перестройка общественного уклада. И возникшее противостояние образования и с/х деятельности. У меня нет негативного отношения к людям, которые, кто издевался над учителем Дюйшеном, кто мешал, кто возмущался по поводу школы. Ведь дети — это лишние рабочие руки, а они штаны протирают, когда косить пора. Мы видим обычное социальное неприятие как новшества, так и абсолютно непонятной, несвязанной с непосредственным выживанием деятельности. Во-вторых, это, конечно, приниженное положение женщины. Об этом уже столько сказано, что и не хочется начинать. Приятно, что дано описание как трепетного и аккуратного отношения, так и неуважительно-пользовательского в одной культурной среде (Слава Советам!). В-третьих, я отметила прелести мотивации. Романтично окрашенная деятельность делает буквы чудом, заставляет «самих идти в школу», ведет по жизни и помогает достигать больших высот. Становление института образования, описанного в повести, и в самом деле заставляет задумываться, что буквы — это и правда чудо, что книги — это радость из множества чудес, что все, что у нас есть, построено на труде и лишениях того, кто был, а все, что будет, зависит уже от наших стараний. И, наконец, общая картина разворачивается, разумеется, на фоне становления власти Советов. Теперь уже смешно воспринимается фраза о том, что «школа строится для становления советской власти». А нет школы, нет Ленина — нет света, только тьма и лишения. Конечно, самое лучшее, что можно было придумать — дать бесплатное образование с попутным насаждением идеологии. Но меня совсем не напрягали эти идеи, я заменяла слова «Ленин», «коммунист», «советский» на «Добро», «честный человек» и проч. И все складывалось в хорошую картинку. Само собой, любая массовая идеология чревата последствиями, о которых мы все прекрасно помним, но та идея, которая является основой повести, те ценности, о которых проповедует Айтматов, не вызывают у меня нареканий.
Итак, что же главное в этой истории? Главное то, что она поможет стать читателю чуточку лучше. Не пожалейте жара своих сердец… #М1_3курс