Анализ рассказа Леонида Андреева «Петька на даче»


История создания

Произведение Л.Н. Андреева имеет свою историю написания. В основе рассказа «Петька на даче» заложена жизненная история известного московского парикмахера и однофамильца писателя по имени Иван – его воспоминания о детстве, проведённом у цирюльника в качестве ученика. Во времена жизни прототипа главного героя дети из бедных семей работали, как и взрослые, ведь родители не могли их содержать на свои скудные зарплаты. Самой распространенной формой заработка была жизнь в учениках: за еду и кров ребятишки усердно трудились и постигали азы мастерства. Но и отношение к ним было соответствующее — как слугам, которые кругом обязаны хозяину.

Иван Андреев прожил долгую жизнь, был награждён почётным дипломом на конкурсе в Париже. Тяжёлые воспоминания о детстве навсегда остались с ним. Но, возможно, именно тернистый путь помог ему добиться успеха и остаться на вершине.

Впервые рассказ был напечатан в периодическом издании «Журнал для всех» в 1899 году.

Вариант 2 краткое содержание Петька на даче

Герой рассказа – Петька работает в парикмахерской на побегушках. Бедному ребенку ничего больше не остаётся, иначе умрёт от голода. И вот хозяин отпускает ребенка на дачу, где его мама работает кухаркой. Жизнь на лоне природы напоминает ребёнку рай. И возвращение в город он воспринимает с ужасом.

В рассказе говорится об оторванности городских людей от природы, о радости возвращения к ней. Также важна социальная тема судьбы бедных детей.

Начинается рассказ со сцены в отвратительной парикмахерской. Здесь грязно, воняет, звучат ругательства, люди ведут себя нехорошо. И ребенку приходится тяжело трудиться, день за днём – безо всякой надежды на улучшение.

Из этого городского ада Петьке посчастливилось попасть на дачу с мамой. Естественно, несколько дней он привыкает к окружающей обстановке. Но вскоре ребенок снова становится собой – радостным, любопытным, бодрым мальчиком. Он играет, бегает, рыбачит, просто радуется жизни. Всё для него сказочно, даже облака кажутся похожими на ангелов.

И вот скоро ему объявляют, что пора опять возвращаться в тот серый грубый мир. Ребенок кричит и плачет, будто у него отнимают детство. Барин и барыня видят его страдания, даже сочувствуют ему. Но кому легко? И они, забыв о несчастном, которому могли бы легко помочь, идут развлекаться.

А Петька возвращается служить в парикмахерскую. Там есть его старший коллега – уже почти подросток. Так он рассказывает грязные истории о посетителях, ведёт себя отвратительно. Петька понимает, что ему самому грозит стать вот таким.

У ребенка нет сил противиться окружающей атмосфере, что-то поменять в ней, хотя бы, набравшись сил на даче, сохранить в себе детскую чистоту. Чувствуется, что здесь герой обречен «пополнить ряды» унылых горожан.

В основе рассказа о Петьке реальная история, которая произошла с однофамильцем писателя – модным парикмахером.

Суть: о чём рассказ?

Главный герой – десятилетний мальчик Петя из бедной семьи. Его отдали в качестве ученика к парикмахеру Осипу Абрамовичу, где он выполнял тяжёлую работу. Парикмахер сердито глядит на ребёнка, шепча угрожающе: «Вот, погоди!». Значит, ребёнка ждёт наказание. Петя всё время хочет спать. Около глаз и под носом у него появились тонкие морщинки, а на голове нехорошие струпья. Он был худой и слабый. Мальчику казалось, что всё происходящее вокруг неправда, а лишь сон. Он был апатичен, но при этом его тянуло в другое место. Этим самым другим местом оказалась дача в Царицыно, где жили господа Петиной мамы.

Мама забирает ребёнка на дачу, в дом, где она работала у хозяев кухаркой. В поезде мальчику было удивительно и ново видеть за окном меняющиеся картины. Он никогда не был в деревне, поэтому, когда увидел полянки, леса и реку, всё это казалось ему странным, но интересным. Со временем Петя проникся новой жизнью. Он понял, что именно этого так просила его рвущаяся в неизвестность душа. Он подружился с мальчиком Митей, гимназистом, который помог ему освоиться в новом месте, вдвоём они играли и рыбачили. В нём проснулась детская игривость, пропали с лица морщинки, немного прибавился вес. Природа оживила ребёнка. Пробыв там некоторое время, он вдохнул свободу.

Но вдруг ему говорят, что пора возвращаться обратно. У Пети случилась истерика: он заплакал, упал и начал кататься по земле, но затем успокоился и покорно вернулся в город. По пути обратно мальчик уже не наблюдал за сменяющимися пейзажами за окном. Когда он оказался в парикмахерской, то вновь слышал крики Осипа Абрамовича, вздрагивал и бежал на его зов. Ночью он рассказывал Николке о том, что такое дача.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Петька на даче» сосредоточены в одной таблице, где Многомудрый Литрекон дал характеристику каждому из них:

Петькаглавный герой рассказа. Он меланхоличный, грустный и всё время сонный. Не находя в своей городской жизни никакой радости, мальчик вечерами сидит у окна, ссутулившись, и смотря на улицу. Ребёнок даже не помнил, сколько времени уже работал в парикмахерской. У него есть друг – напарник по работе — Николка. Общаясь с ним, Петя мечтает быть похожим на него, но пока что не делает в этом попыток и остаётся собой. Он родился и рос в городе и не знал другой жизни. Попав в Царицыно, мальчишка увидел мир совершенно другим. Когда он вернулся в город, то рассказывал своему другу о том, что такое дача. Петя, работая в парикмахерской, был несколько отчуждён от окружающих людей, погружён в себя. Когда за ним пришла мама, чтобы отвезти его на дачу, он обрадовался и даже забыл про Николку. Это говорит о том, что мальчика ничто не держало в кругу городской жизни. Он раскрыл свой настоящий характер, побывав на свободе. В нём сразу явилась детская жизнерадостность и непосредственность. «…был самым маленьким из всех служащих в заведении. <�…> Петьке было десять лет; он не курил, не пил водки и не ругался, хотя знал очень много скверных слов, и во всех этих отношениях завидовал товарищу». «Постепенно Петька почувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская».
Николкатринадцатилетний мальчуган с дерзким характером, который перенял от взрослых плохие манеры поведения. Он работает в парикмахерской давно, и скоро должен был перейти в подмастерья. Он обучал Петьку, как правильно стричь посетителей. Он курит, рассказывает Петьке о том, что пробовал водку. Мальчик знал многих взрослых, ходивших к ним в парикмахерскую, по именам, и рассказывал Пете грязные истории об этих людях, смеясь и скаля зубы. Из этого можно сделать вывод, что он груб и разочарован в жизни. Но в душе мальчишки таится забитый ребёнок, испытывающий боль. Когда к Пете пришла мама, чтобы забрать его на дачу, Николка чувствовал глубокую тоску оттого, что матери у него нет. Он, как и главный герой рассказа, не знал, что такое дача. «Вместе с подмастерьями он бегал на соседнюю улицу посмотреть на крупную драку, и <�…> возвращался оттуда, счастливый и смеющийся <�…>».
Осип Абрамовичпарикмахер и попечитель Пети, отличающийся строгим нравом, особенно по отношению к главному герою. Также этому герою свойственны равнодушие и чёрствость. Отрывисто крича «Мальчик, воды!», он требует, чтобы его просьбу Петя выполнил как можно быстрее, и когда этого не происходит, он сердится, а потом наказывает Петю. У него был «…быстрый и грозный взгляд, который тот бросал вниз на чью-то голову, и безмолвное движение его губ от неслышного, но выразительного шепота».
Надеждамама Пети, бедная и одинокая женщина, служащая кухаркой. Она любит и жалеет своего сына. Надежда попросила Осипа Абрамовича поставить на ноги её сыночка, так как сама не может его обеспечивать. Когда она с Петей ехала в поезде, ей очень хотелось рассказать господину с газетой о своей жизни: о том, что её мальчик уже три года живёт у парикмахера и тот обещал поставить его на ноги, ведь у мамы на случай болезни и старости нет иной поддержки. Её мимолётное желание поведать свою историю неизвестному человеку создаёт о ней впечатление, как о человеке беспомощном и покинутом. На даче мать старалась лучше кормить сына. «Надежда, сама толстая и красная от кухонного жара, как медный самовар».
Митягимназист из Царицына. Он завлёк Петю в свои игры, отчего ребёнок раскрылся и почувствовал вкус детства. Кожа его была смуглая, а волосы выглядели почти белыми, потому что выгорели на солнце. Это говорит о его постоянной жизни на природе. Он весёлый, дружелюбный, любит фантазировать. «Он ловил в пруде рыбу, когда Петька увидал его, бесцеремонно вступил с ним в беседу и удивительно скоро сошелся».

Нравственная проблематика рассказа Л.Н. Андреева «Петька на даче»

Нравственная проблематика рассказа Л.Н. Андреева «Петька на даче»

Тип урока:

урок ознакомления с новым материалом.

Цели:

  • познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Андреева «Петька на даче»;
  • формировать умения: работа с текстом, выделение главного и существенного, составление сообщения на определённую тему;
  • продолжить работу по развитию речи, логического мышления, памяти, внимания, воображения; формировать качества нравственной личности;
  • воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Задачи:

  • приобщиться к высокому нравственному и духовному миру литературы и живописи;
  • пробудить интерес к личности Л.Н.Андреева;
  • рассмотреть нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Андреевым в рассказе «Петька на даче» (безрадостное детство, бессердечность, отсутствие чуткости, сострадания);
  • пробудить в них нравственные качества: чуткость, доброту, сострадание;
  • дать начальное представление об особенностях стиля Л.Н.Андреева;

Методы:

диалогический, монологический, исследовательский, метод программированных заданий.

Оборудование:

учебник « Литературное чтение. 7 класс, мультимедийная установка, презентации к уроку.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Работа с эпиграфом. Цели урока.

II. Вступительное слово учителя

– Дома вы прочитали рассказ Л.Н.Андреева «Петька на даче». – Кто главный герой произведения? – А о чём этот рассказ? – Сегодня на уроке мы поговорим о трудном детстве героя, постараемся понять его чувства. Автором рассказа «Петька на даче» является Л.Н. Андреев, чтобы лучше представить личность автора, проведём небольшую экскурсию в Дом-музей Л.Андреева, которую подготовила для нас группа экскурсоводов.

III. Сообщения экскурсоводов, сопровождающееся
презентацией(Сымбат, Абылай, Татьяна)
Приложение 1

1 ученик

.
(Сымбат)
Леонид Николаевич – известный русский писатель конца 19 начала 20 века. Каждое его произведение наполнено сочувствием и любовью ко всему живому. Он написал известные рассказы для детей – «Петька на даче», «Кусака».

2 ученик.
(Татьяна)
Родился Леонид Николаевич Андреев в г. Орёл в 1871. Перед нами дом, в котором прошли детские годы писателя.
21 августа
1991 года, в день его 120- летнего юбилея, здесь был открыт музей. Его отец был сыном предводителя уездного дворянства и крепостной девушки, мать происходила из семьи разорившегося польского помещика. Родители с трудом выбились из нищеты, благодаря тому, что отец получил место в банке, купил дом, начал обзаводиться хозяйством. Его уважали за необыкновенную физическую силу и чувство справедливости. Мать была женщиной малообразованной, но наделена даром рассказчика. Она рассказывала детям выдуманные истории, и отделить быль от небылицы было невозможно. Дар слова Леонид Николаевич почувствовал в себе ещё в гимназии. Он списывал задачки у друзей, взамен писал за них сочинения, но мечтал не о литературе, а о живописи и с увлечением занимался рисованием.

3 ученик.
(Аблай)
Многое помнят стены дома № 41 на 2-й Пушкарской. Из окон этой гостиной он наблюдал за жизнью улицы. Здесь жили люди разных профессий: сапожники, портные, плотники… Здесь он встретился с будущими героями своих рассказов.

Много радостных и трагических минут связано было у Андреева со стенами этого дома. В этом доме родились его братья и сёстры, здесь он пережил трагическую смерть отца и принял груз забот о большой семье, отсюда уехал учиться в далёкий Петербургский университет .

1 ученик.
(Сымбат)
Это был очень талантливый человек. Он прекрасно рисовал, был отличным фотографом. Л.Н. Андреев был хорошо знаком со многими писателями и художниками. Его портреты писали мастера живописи . Этот портрет был написан известным русским художником Репиным (
демонстрируется портрет Л.Н. Андреева).
После Октябрьской революции писатель жил на даче в Финляндии. Он умер в 1919 году.

Учитель.

Итак, мы выяснили, что в рассказе «Петька на даче» Леонид Андреев описывает трудное детство героя. К этой теме обращались многие писатели. К таким произведениям художественной литературы можно отнести:
(«Ванька», «Спать хочется» Чехова, «Дети подземелья» Короленко)
. Тема трудного детства была широко распространена и в изобразительном искусстве 19 века. Наши ребята подготовили сообщения о картинах, на которых изображена нелёгкая жизнь маленьких тружеников.

IV. Сообщения учащихся

.
Демонстрируются изображения картин.
Презентация
(Орынбасар, Рсалды)
Приложение 2

Картина «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»

была написана русским художником Перовым в 1866 году. Детский труд считался тогда обыденным явлением. Холод и голод вынуждали этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и помочь семье. Уставшие дети с большим трудом тянут огромную бочку, наполненную водой из реки, их путь пролегает вдоль унылой монастырской стены. Какой-то прохожий, увидев детей за такой непосильной работой, решил помочь, он подталкивает сзади тяжелую поклажу. Перов написал эту картину в коричнево-серых тонах, чтобы передать тяжёлое положение детей.

Картина «Свидание» написана русским художником Маковским в
1883 году.
На ней изображены мать и сын, которые встретились после долгой разлуки. Можно предположить, что тяжелое положение в семье и бедность вынудили родителей отдать сына на обучение к какому-то ремесленнику. Мальчик одет в старенькие штаны из грубого серого полотна и поношенную рубашку, поверх которой повязан фартук. Судя по всему, хозяин не очень хорошо заботится о своих учениках: маленький герой жадно уплетает принесенную из дома булку. Мать с жалостью смотрит на сына. Свидание происходит в холодных сенях. Стены потемнели от времени, пол земляной.

– Скажите, а какие чувства вы испытывали, когда рассматривали эти картины? (Безрадостное чувство, настроение подавленное, жалость)

– Как вы думаете, что помогло художникам вызвать у нас эти чувства?
(Краски, одежда героев, убожество помещений, позы героев)
– А теперь, ребята, рассмотрим, как тема трудного детства раскрывается в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче.

— Но прежде чем мы перейдем к анализу произведения, вы выполните следующее задание: Викторина «Самый внимательный читатель»

Цели викторины

: учить ребят читать тексты художественных произведений; обращая внимание на художественные детали, важные для характеристики героя; учить давать чёткий и точный ответ на вопрос; расширить кругозор учащихся.

– Когда вы читали дома рассказ, вы выделяли в нём смысловые части и озаглавливали их. – Как вы озаглавили эти части?

(1. Тяжёлые будни Петьки в парикмахерской. 2. Счастливые деньки на даче.

3. Возвращение в город.)

V. Создание проблемной ситуации

– Итак, мы выяснили, что в рассказе можно выделить 3 части. Две из них (большая часть произведения) повествуют о жизни Петьки в городе, а одна (меньшая по объёму) – о его жизни на даче. Почему же свой рассказ Л.Н. Андреев назвал именно «Петька на даче»? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

– Что мы узнали о главном герое из 1 части произведения? Найдите в тексте и зачитайте отрывок, в котором автор описывает внешность героя. (Петьке 10 лет. Его мать была кухаркой у богатых господ, отца не было. Уже 3 года Петька жил и работал у парикмахера, чтобы в будущем тоже стать парикмахером)

. – А как, ребята, обычно проходили у Петьки дни? Найдите в тексте и зачитайте строки, в которых автор это описывает. – Как окружающие относились к Петьке?
(Хозяин на него постоянно кричал, мог ударить, посетители ему не сочувствовали…)
– Что чувствовали вы, когда читали о жизни Петьки в городе?
(Жалость)
– Что чувствовал Петька, находясь в городе? Найдите и зачитайте строки, в которых автор говорит об этом. (Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать…)

— Как звали друга Петьки в парикмахерской? (Николка)

— Сейчас вы с помощью диаграммы Венн сравните двух друзей:

– В какой части рассказа герой попадает в иной мир? (Во 2-й части).

Всё, что происходит дальше, герой воспринимает как сказку. Сказка начинается уже в вагоне поезда. – Как ведёт себя Петька во время поездки? (Он смотрит в окно, вскакивает со своего места, перебегает к другому окну)

– Какие чувства он испытывает во время поездки?
(Чувства восторга, радости).
То есть изменяется его внутреннее состояние. Чувства восторга, радости переполняют мальчика. Он начинает интересоваться тем, что происходит вокруг. – А как отнеслись к его восторгу незнакомые пассажиры?
(Многие улыбались ему, и лишь один господин раза два неприязненно покосился на мальчика).
– А внешне мальчик изменился? Докажите это строками текста.
(«Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим»).
– Действительно, совсем недавно мальчик уехал из города, но изменился не только внутренне, но даже внешне. И вот Петька на даче в Царицыно. Перед ним развернулись прекрасные картины. Чтобы представить, что мог почувствовать 10 –летний мальчик, попав в это сказочное место, посмотрим старые фотографии с изображением
Царицыно
. (
Презентация)
Слайд 2.

Поезд подходил к Царицыно. Из окна вагона мальчик увидел вдали домики, похожие на игрушечные, такую же игрушечную белую церковь на горе, а под горой – серебристую полоску реки.
Слайд 3.
А это здание вокзала, куда пришёл поезд.
Слайд 4.
Царицынский парк.
Слайд 5.
Сад Дипмана. Здесь по вечерам играла музыка, танцевали богатые господа.
Слайды 6-7.
А так выглядели дачи.
Слайд 8.
В этом пруду Петька купался.
Слайд 9.
А в этом лесу гулял.

– Как же жил Петька на даче и что изменилось в герое за неделю пребывания на даче?

— На этот вопрос вы ответите самостоятельно, работая в группах.

1 группа описывает Петьку в городе, а 2 группа – на даче.

(Он стал вести себя как ребёнок, изменился внешне, даже как будто помолодел, перестал быть похож на маленького карлика)

. Действительно, пребывание на даче преобразило мальчика. «Он изумительно помолодел»; совсем забыл, что на свете существуют Осип Абрамович и парикмахерская. А самое главное – он впервые наслаждается детскими радостями, перед нами счастливый ребенок. Но счастье было недолгим.

– Что же произошло? (Пришло письмо из города).

– Теперь перейдём к 3 части рассказа. – О чём, ребята, автор повествует в 3 части?
(О возвращении Петьки домой и его жизни в городе).
– Петькина сказка закончилась. Он снова в реальном мире, снова работает в парикмахерской. – А что изменилось в его внутреннем мире?
(У него появились воспоминания о даче, он узнал, что есть счастье).
– Какие строки 3 части текста говорят о том, что для героя поездка стала самым важным событием в жизни? Найдите эти строки и зачитайте.
(«А по ночам, в том месте, где спали рядом Николка и Петька, звенел и волновался тихий голосок и рассказывал о даче, и говорили о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал…».)
– Но оставляет ли автор своему герою надежду на хорошую жизнь?
(Да)
– Какие эпизоды об этом говорят?
(Оставленная удочка, рассказы о даче).
Творческая работа:

Написать эссе, ответив письменно на вопрос: «О чём заставил меня задуматься рассказ Л.Н.Андреева «Петька на даче»?

VIII. Заключительное слово учителя

– Подошло время ответить на вопрос, поставленный в первой половине урока: Почему автор назвал свой рассказ « Петька на даче»? (Это самое яркое событие в жизни героя, это событие дало ему надежду на лучшую жизнь.)

– Действительно, заглавием «Петька на даче» автор подчёркивает важность этого события для героя. Петька живёт трудной, совсем не детской жизнью. С семи лет он, как взрослый человек, каждый день ходит на работу, зарабатывает себе на еду. И поездка на дачу стала для него самым ярким событием в жизни. Именно воспоминания о даче помогают герою справиться с трудностями, дают надежду на лучшую жизнь.

– А о чём автор заставил нас задуматься? (О том, как люди должны относиться друг к другу; что надо быть добрее, уметь сострадать).

– Так, повествуя о трудном детстве своего героя, автор заставляет нас, читателей, задуматься о тех нравственных проблемах, которые наблюдаются в обществе: безрадостное детство, чёрствость души, эгоизм, безразличие, и учит нас таким нравственным качествам, как: доброта, чуткость, сострадание, прощение, терпимость, доброжелательность, милосердие.

(Презентация 2.

Слайд «Цветик-семицветик»)

IX. Оценки за урок

X. Домашнее задание

Написать письменно «Если бы вы были автором этого рассказа, как бы вы закончили рассказ … ».

Темы

Тематика рассказа «Петька на даче» поможет аргументировать свою точку зрения в любом эссе, родственном по содержанию:

  • Основная тема в рассказе «Петька на даче» — детство. Что чувствует ребёнок, попавший в совсем не детскую обстановку? Он превращается в маленького старичка с тонкими морщинами, становится беспомощным и запуганным, не видит ничего, кроме грязной парикмахерской, не чувствует ничего, кроме грубости Осипа Абрамовича. Ребёнок – это ещё не сформировавшаяся личность. То, что заложат в него взрослые, может остаться с ним на всю жизнь. Мальчик может просто потерять детство, находясь в бесконечно повторяющихся днях, не наполненных новыми впечатлениями, не дающих ему ничего, кроме муки. Герой всё время хочет спать, потому что чувствует в этом отдушину и бегство от реальности. Его постоянное ощущение бесконечного сна становится верой в то, что когда-нибудь он проснётся. И он, действительно, просыпается, когда поезд несёт его в новый и чистый мир. Такой контраст заставляет читателя увидеть состояние ребёнка.
  • Противопоставление бедности и богатства, города и деревни также заставляет нас задуматься над тем, как глубока пропасть между этими крайностями. Николка — как раз тот человек, который наверняка пронесёт в себе те злобные и грязные чувства, впитав их в себя в детском возрасте, ведь он брошен в городской среде на произвол судьбы. Он перестал сопротивляться, поэтому от его взгляда всегда исходит некое презрение к окружающему миру, дерзость и ухмылка, посланная нелёгкой действительности. Митя, в противовес мальчикам, вырос на воле, где он предоставлен природе и свету. В весь как бы пропитан солнцем: он весёлый, смелый, общительный и открытый. Он занимается тем, что любит: изучает вместе с Петей развалины старинного дворца, рыбачит и придумывает различные игры.
  • Также в рассказе основной темой является любовь. Она исходит от матери Пети, которая всеми силами пытается улучшить жизнь ребёнка, но пока ей это мало удаётся. Она уговорила барина разрешить привезти своего ребёнка к ним на время. Когда Надежда с сыном едет в поезде, она не пытается его остановить или отругать за то, что он бегает от окна к окну и наблюдает за голубым небом. Напротив, она защищает его от господина, нахмуренно глядящего на мешающего ему ребёнка. В конце своего путешествия Петя шепчет маме, чтобы она спрятала удочку, с которой он ходил на рыбалку. Она в ответ обещает выполнить его просьбу, говоря о том, что, может быть, Петя сможет снова посетить дачу. Надежда радуется тому, что ребёнок окреп на воле. Также тема любви звучит в новых детских ощущениях Пети: он любит цветы, которые растут на полянке, он следит за красотой неба, по которому плывут маленькие белые облачка. В нём просыпается привязанность к природе. Всё пережитое он вряд ли забудет по приезде в город. Такие впечатления останутся в маленьком сердце и будут жить в нём до новой поездки за город.
  • Тема бедности – одна из острых тем, затронутых автором в рассказе «Петька на даче». Немытый Петька, грустная и одинокая Надежда, которая не может содержать своего сына – это первый план. А на заднем плане, как декорации к страшной обстановке, читатель видит грязную парикмахерскую. На стене висит картина с изображением нагих женщин, пыльная и засиженная мухами. Перед нами предстаёт и бедный духовно квартал, где расположены неподалёку от парикмахерской дома «дешёвого разврата». В окрестностях бесконечно слышится ругань, жители и прохожие постоянно наблюдают драки и пьянство. Л.Н. Андреев описывает, как муж бьёт свою пьяную жену на улице, и она лежит на земле с растрёпанными волосами. И на этом фоне находится ребёнок, чьё сознание ещё не сформировано. Все неясные ему ужасы происходят на его глазах. Он растёт в безобразной среде, день за днём проживая одинаково и серо, поэтому иссушается его душа.
  • Среди этого хаоса духовной и материальной нищеты можно разглядеть еле-еле проглядывающуюся, но такую важную тему, на которую хочется уповать ежедневно – это надежда. В Пете, бесспорно, останется надежда на возвращение в Царицыно, на встречу с Митей. Светлая надежда звучит в словах матери: «Может, ещё приедешь». Ведь на даче осталась удочка, ведь жизнь не заканчивается одной парикмахерской, ведь где-то она всё-таки есть, и Петя её нашёл! Не зря его мать зовут Надеждой, ведь именно она повезла его в мечту, она показала ему новый чудесный мир.

Проблемы

Судьба главного героя является типичной для ребёнка из бедной семьи, жившего в конце XIX века. Своим рассказом «Петька на даче» автор пытается привлечь внимание общества к положению детей в капиталистической среде, в которой царит несправедливость.

Произведение иллюстрирует социальное расслоение общества, в котором детям нет возможности оставаться детьми. Они с детства, как взрослые, должны зарабатывать деньги своим трудом. Автор в своё время замечал, что только реальные шаги и деятельность государства могут изменить положение. Такова нравственная проблематика произведения «Петька на даче».

Чему учит?

Л.Н. Андреев в своём рассказе «Петька на даче» заставляет задуматься, что нельзя растить ребёнка в условиях дисгармонии, среди общества, в котором отсутствуют моральные нормы и процветают конфликты. Автор учит тому, что дети – это продолжение жизни, и нужно сделать всё возможное, чтобы будущее было светлее и добрее за счёт правильно воспитанных людей. Таковы нравственные уроки, которые можно увидеть в произведении «Петька на даче».

Из текста можно привести пример отношения взрослых к Пете. Барин и барыня, проживающие на даче, где побывал мальчик, видят его в приступе безудержного плача из-за того, что его хотят забрать обратно в город. Они говорят о том, что его жалко, но тут же вспоминают, что кому-то сейчас намного хуже, чем ему. После такого вывода они принаряжаются и едут на танцы. Вывод напрашивается сам собой: истинная гуманность состоит в том, чтобы помочь ребёнку, а не проявлять к нему лишь жалость. Такова мораль рассказа Л.Н. Андреева.

Читать краткое содержание Андреев Петька на даче

Счастье ребенка — это игры, свобода действий, единение с природой.О чем же рассказ «Петька на даче»? Мальчик Петя десяти лет от роду в полную силу работает помощником парикмахера в захудалой цирюльне. В свои 10 лет Петька уже много повидал. И обозленных людей, которые рады его ошибкам и готовы мгновенно отвесить подзатыльник, пьяных женщин и вечно дерущихся молодых парней. И ко всему этому он привык и ни считает это чем-то плохим, это обыденная жизнь окружающая его.

Мальчик с широко раскрытыми глазами смотрит на окружающий мир, впитывает в себя как губка, учится справляться с действительностью. Но его мысли, которые он никогда не озвучивает, заняты мечтами о «другом месте», где он никогда не был, но где ему будет хорошо и радостно.Но однажды мать Петьки, которая работала в городе, кухаркой, забрала мальчика на дачу к своим господам.

На даче Петька никогда не был.Сколько потрясений перенес Петька. Сначала он первый раз ехал на поезде через поля и лес. Затем он, наконец, приехал на дачу, которая окружена природой. Лес, речка, поля и тропинки — все это на первых порах испугало мальчика, и он стал тихим, слегка задумчивым и робким. Но прошло всего лишь два дня и Петька, подружившись с соседским мальчишкой, стал исследовать окружающий мир.Однако все хорошее имеет свойство заканчиваться.

Так и однажды матери мальчика пришло письмо от парикмахера, с указанием того, что Петька должен вернуться и приступить к своим обязанностям. И хоть умом мальчик понимал, что возвращаться необходимо, что отдых на даче не будет бесконечным, детское сердце не хотело этого. Петька держался, как мог, но не справился и разрыдался на глазах у взрослых. И слезы его говорили, о нежелании вновь становится взрослым, вновь приступать к работе.

Слезы эти были всплеском душевных страдание, от горя разлуки с окружающей природой, о незаконченных детских проделках.Мальчик вернулся в городок, но в память о счастливых каникулах Петька привез с собой самодельную удочку, которую попросил сохранить свою маму, та в свою очередь согласилась это сделать.

Ведь мама Петьки хоть с виду и совсем не очень уж нежная женщина и не привыкшая пестовать своего дитя, на самом деле очень любит Петьку, но в силу обстоятельств не может прекратить его работу, не может дать ему то, что называлось бы счастливым детством.А в городе все те же пьяные женщины, обозленные мужчины и парикмахерская. Уныние, тоска и взрослая жизнь маленького мальчика Петьки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]