…И приобрящу собранная имения…
Вот что Библия говорит о воровстве Иуды: “Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали” (Ин 12:3-6). В греческом подлиннике Евангелия об этом сказано еще категоричнее, потому что словоупотребление греческого языка позволяет понимать слово, переведенное как “носил”, в значении – крал.
Иуда был казначеем апостольской общины. В его распоряжении были довольно значительные суммы, так как среди почитателей Иисуса были богатые женщины, исцеленные Им от злых духов и неизлечимых болезней. Все они служили Христу своим имением. Но так как Господь был абсолютно равнодушен к богатству, пожертвованные деньги большей частью раздавались нищим, за исключением небольших расходов на пропитание самого Христа и его учеников. Вел денежные дела апостолов – Иуда. Раздаваемые нищим суммы не были подотчетными, никто не смог бы проверить, раздал ли Иуда деньги, или присвоил часть их себе. Эта неподотчетность, очевидно, в недобрый час и соблазнила сребролюбивого Иуду. Тратить украденные деньги открыто он, конечно же, не мог. Перекладывать их из ящика в свой карман было бы глупо и неудобно. Очевидно у него было какое-то укромное место, где он хранил наворованное богатство. Об этом кладе как о причине предательства Иуды прямо говорится в литургическом предании Церкви. Вот что поет Церковь в Святой и Великий Четверг на Страстной неделе в одной из стихир утреннего Богослужения:
“Иуда, раб и льстец, ученик и наветник, друг и диавол, от дел явися: последоваше бо Учителю, и на него поучашеся преданию, глаголеша в себе: – предам Того, и приобрящу собранная имения (богатства)…”
Невозможно выяснить точно, когда он впервые запустил руку в апостольскую казну. Но в том, что Иуда украл оттуда гораздо больше, чем тридцать сребреников, можно не сомневаться. Понятно также, что воспользоваться украденным богатством Иуда мог лишь при одном условии: если апостольская община прекратит свое существование. И он добился своего. После ареста Христа даже самые верные и преданные Ему ученики в страхе разбежались кто куда. И вот тут возникает новый ряд несообразностей. Вместо того, чтобы забрать собранное сокровище, присовокупив к нему плату за предательство, и зажить, наконец, в свое удовольствие, Иуда вдруг кончает жизнь самоубийством.
Иуда Искариот, бросающий серебреник. Платон Васильевич Васильев. 1858 г.
Объяснить это можно по-разному. Совершенно очевидно только, что ни тридцать сребреников, ни собранное им ворованное сокровище больше не были для Иуды главной ценностью в жизни. Но что же могло обесценить в глазах вора состояние, которое он планомерно накапливал в течение трех лет? Ответ напрашивается сам собой. Дороже больших денег для вора и сребролюбца только… – очень большие деньги.
Образ Иуды Искариота – предатель или верный ученик?
Леонид Андреев стал одним из первых писателей, затронувших отношения Христа и Иуды. В 1907 году Андреев написал повесть «Иуда Искариот». В произведении писатель пересказывает библейскую историю. Он изображает учеников Христа никчемными и трусливыми, беспокоящимися лишь о собственном благополучии. А Иуда показан правдолюбцем, который через смерть Христа и свою собственную стремится вернуть людей на путь истинный, заставить их обратиться к вечным ценностям, помочь понять вероучение Христа. Однако делает это Иуда через предательство. Он бросает вызов всему привычному, укоренившемуся общественному укладу. Однако Иуда большей частью является воинствующим индивидуалистом, убежденным в своей неповторимости и готовый ради надуманной идеи погубить других и себя.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Психологический метод Л. Андреева заключается в том, что он не воссоздает последовательное развитие психологического процесса и останавливается на описании состояния персонажа в переломные моменты духовной жизни.
Замечание 1
Сам писатель свое произведение охарактеризовал так: «нечто по психологии, этике и практике предательства».
Однако такое определение не исчерпывает содержания повести. Писатель предлагает усомниться в традиционной трактовке поступка Иуды. Ни один, даже самый подлый человек, не способен хладнокровно отправить другого на смерть. Подобный поступок должен иметь оправдание какой-либо благородной идеей. Но почему же Иуда ушел из жизни, повесившись на суку? Возможно, причина заключается в поведении Иисуса Христа, непротивлении его злу насилием. Христос мужественно и покорно принимает смерть, тем самым лишая поступок Иуды оправдания. Таким образом, обнажается ложность мотивации героя повести, пропадает его героичность, появляется тоска и неудовлетворенность, которые и толкают его на самоубийство.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Функции библейских образов в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» 400 ₽ Реферат Функции библейских образов в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» 230 ₽ Контрольная работа Функции библейских образов в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» 190 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Есть мнение, что самопожертвование Христа было уже предопределено, и поэтому кто-то должен был сыграть роль предателя. И перст судьбы указал на Иуду, тем самым обрекая его нести в веках печать предательства.
Иуда в изображении Л. Андреева неоднозначен и сложен. Дурная слава распространилась о нем по всей Иудее. Иуду порицали все, и добрые, и злые. Его называли коварным, корыстолюбивым, склонным ко лжи и притворству. Говорили, что он всем приносить только ссоры и неприятности.
Иуда Искариот хитер, умен и дерзок. Он виртуозно пользуется этими качествами, чтобы цинично и откровенно интриговать и насмехаться над учениками Иисуса. Однако при более внимательном рассмотрении оказывается, что Иуду можно назвать смелым, гордым борцом с человеческой глупостью.
Автор неоднократно прочеркивает двойственность образа Иуды и его внутренних переживаний и суждений. Иуда идет на все с целью привлечения внимания и завоевания любви своего Учителя. Он пробует вести себя вызывающе, однако не находит одобрения. Становится покладистым и мягким, но и это не помогло ему приблизиться к Христу. Неоднократно, одержимый страхом за своего Учителя, Иуда спасал его от возможной смерти. Не один раз он продемонстрировал свои хозяйственные и организаторские способности. Он блистал умом, но несмотря на все старания, ему не удалось встать радом с Иисусом на земле. Поэтому возникло желание стать возле Христа в царствии небесном.
Ореол мученичества всегда привлекал людей. И на это рассчитывал Иуда, когда разыгрывал страшную трагедию. Иуда с самого начала и до конца действует осмысленно, поэтому говорить о том, что в его поступке значимую роль сыграла судьба, не приходится. Иуда своим поступком подверг учеников Христа проверке на прочность. Он поставил их в положение, когда им пришлось определиться со своим отношением к Учителю. Таким образом, получается, что Иуда лучше других понимал Иисуса, и действия Искариота были необходимы для утверждения учения Христа. Возникает вопрос, кем же тогда был Иуда – предателем или верным учеником? И Л. Андреев дает читателю самому поразмышлять над этим вопросом.
Царский казначей
Ученики признали в Христе – Мессию. Но так же, как все иудеи, они видели в Мессии земного правителя, который, придя к власти, сделает Израиль самым сильной и богатой страной на земле. Мессия-царь должен был, по их представлениям, подчинить себе все народы мира. И все многочисленные притчи и объяснения Христа о том, что Царство Его – не от мира сего, не смогли переубедить апостолов. До самого Вознесения Его они были уверены, что Господь станет, наконец, земным царем Израиля. Себя же ученики Христа видели ближайшими помощниками и соправителями Мессии и даже спорили о том, кто из них будет главнее в новом правительстве Израильского царства. Сребролюбивый Иуда, конечно, не был тут исключением.
Если Христос станет царем, то он, Иуда станет царским казначеем, то есть самым влиятельным человеком в Израиле после Мессии. В своих мечтах он уже представлял, как распоряжается не апостольским денежным ящиком, а казной самого богатого государства за всю историю человечества.
Став вором, Иуда поначалу строил планы предательства Христа с целью приобретения собранных денег, как об этом поет Церковь. Но имя Христа становилось в среде народа Израилева все более славным. После небывалого чуда – воскрешения мертвого Лазаря – даже те иудеи, которые раньше пытались побить Христа камнями, увидели в Нем Мессию. Когда Иисус входил в Иерусалим, жители столицы оказывали Ему царские почести, устилая Его путь своими одеждами. После такого приема предавать будущего царя ради наворованных денег практичному и жадному Иуде стало просто невыгодно. Сребролюбие и воровство дотла выжгли его душу. Даже Мессию-царя он собирался использовать как средство для удовлетворения своей страсти к богатству.
И вдруг оказалось, что Христос не собирается царствовать. Израильская казна, до которой оставалась лишь пара шагов, вновь становилась для Иуды недосягаемой. Нужно было срочно принимать какое-то решение, чтобы исправить ситуацию. И решение было принято.
А подсказал его предателю тот, кого Христос называл – “человекоубийцей от начала”. Правда, Иуда не знал тогда, что этот подсказчик в конце концов загонит в петлю и его самого.
Совет сатаны
Все толкователи Священного Писания единодушно утверждают, что Иуда предал Спасителя по прямому внушению диавола. Евангельский текст прямо свидетельствует об этом: “Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа Двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им” (Лк 22:3-4).
В православной аскетике действие диавола на душу человека описывается следующим образом. Злой дух получает доступ к человеку через его страсти (то есть – больные наклонности души). Мысленно он нашептывает, как лучше человеку удовлетворить свое больные желания, и шаг за шагом ведет свою жертву к гибели. Причем, сначала диавол уверяет человека, что грех, дескать, не так уж и велик, а Бог милостив и все простит. Но потом, после совершения греха, злой дух ввергает человека в бездну отчаяния, внушая ему, что грех его – безмерен, а Бог –неумолим. Но что же нашептал сатана Иуде, каким посулом соблазнил его на предательство Христа?
Самой большой страстью Иуды была любовь к богатству – сребролюбие. А самым заветным желанием, возможно – должность министра финансов в царстве Мессии, где он смог бы воровать такие суммы, которые самым удачливым ворам мира даже не снились. И эта заветная цель была уже совсем близко.
Но Христос не спешил становиться религиозным и политическим лидером Израиля. Придя в Иерусалим, Он не стал изгонять первосвященников и старейшин, чтобы по праву занять их место. Все планы Иуды рушились.
В этот момент сатана, очевидно, и подсказал ему мысль, которая толкнула его на предательство. Иуда знал, что первосвященники и фарисеи, боясь Иисуса, дали приказание, что “если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его”. Иуда также знал, что Христос уклонялся от прямого конфликта с властями.
И вот, подстрекаемый сатаной, он решает предать Христа, для того чтобы спровоцировать открытое столкновение первосвященников с Мессией. Победа Иисуса в этом конфликте не вызывает у него и капли сомнения. Ведь он видел всю силу Мессии, видел, как по Его повелению воскресают мертвые, как Ему повинуется буря, как злые духи беспрекословно подчиняются Ему… Кто же сможет убить Мессию? Достаточно одного Его слова, и даже несокрушимые железные легионы Рима развеются без следа, как сухие листья!
Ослепленный жаждой богатства и нашептыванием сатаны, Иуда предает Христа. Но при этом даже мысли не допускает, что Его могут убить. Ведь в Иисусе, победившем первосвященников, была вся его надежда, все упование на будущее.
Хотел ли Иуда смерти Христа? Нет, потому что это было ему невыгодно. Любил ли Иуда Христа? Нет, Иисус был для него всего лишь средством для того, чтобы сказочно разбогатеть. При таком мотиве предательства становится понятным странный способ, избранный предателем, чтобы ночью в Гефсиманском саду указать стражникам на Христа. Поцелуем Иуда просто засвидетельствовал свое почтение царю, который вот-вот победит своих врагов.
Характеристика
Противоречивый
. Иуда словно соткан из противоречий. Сильный, крепкий мужчина зачем-то постоянно притворялся хилым и болезненным. Брал на себя обязанности по хозяйству, а между делом воровал из общей казны. Рассказывал апостолам красочные истории из якобы своей жизни, а потом признавался, что все придумал.
Продажный
. Меркантильный. Продал Учителя за 30 серебренников.
Умный
. Отличался сообразительностью и умом в сравнении с остальными учениками Христа. Он как никто другой глубоко знал людей и понимал мотивы их поступков.
Лживый
.
Завистливый
. Речь изобилует ложью, от которой становилось то весело, то неприятно.
Целеустремленный
. Искренне верил в свою правоту и избранность, а главное всеми способами стремился к поставленной перед собой цели. Предательство стало единственным способом приблизиться к духовному лидеру.
Испытывает настоящие эмоции: ненависть, любовь, страдание, разочарование.
Вор
. Зарабатывает на жизнь воровством. Постоянно таскает хлеб, тем и питается.
Хитрый
. В то время пока другие апостолы ведут борьбу в попытке занять первое место возле Христа, Иуда старается быть все время с ним рядом, став незаменимым и полезным, лишь бы на него обратили внимание и выделили его старания из толпы.
Ранимый
. Искренне обижался на Учителя, когда он перестал ему уделять внимание.
Эмоциональный
. До последней минуты Иуда свято верил, что любовь и верность Иисусу одержат победу. Люди и ученики его должны были спасти Учителя, но этого не произошло. Искариот искренне переживал и не понимал, почему апостолы в страхе разбежались, оставив Христа в руках римских солдат. Он обзывал их трусами и убийцами, не способными на поступки. В этот момент им двигала искренняя любовь к Учителю.
Самоотверженный
. Пожертвовал жизнью своей, чтобы доказать силу любви, исполнив возложенное на него предназначение.
Источник
“…и во Мне не имеет ничего”
Сатана внушил Иуде, что Христос непременно примет вызов, сметет первосвященников, римских оккупантов и Сам воцарится в Израиле.
Но он обманул Иуду, как и должен был обмануть отец лжи – несчастного, погрязшего в болоте своих страстей и ослепшего от блеска призрачных сокровищ человека. Мысль о том, что Спаситель откажется от Крестного Подвига, соблазнившись земным царством, действительно – сатанинская. Этой мыслью Диавол искушал Христа в пустыне, перед выходом Его на проповедь Евангелия. Эту же мысль злой дух пытался внушить апостолу Петру, когда тот стал отговаривать Христа от Искупительных страданий, и тут же получил от Него жесткую отповедь: “…Отойди от меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое”. Спаситель хорошо знал, кто пытался говорить с Ним через самого преданного ученика.Также знал он и кому поверил Иуда. Перед самым приходом предателя с отрядом стражников Иисус сказал ученикам: “Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего”. Князем мира сего Христос называл, конечно же, не Иуду, а сатану. Который в очередной раз, теперь через ученика-предателя хотел искусить Спасителя соблазном земного владычества. Но Господь шел Крестным Путем, ради которого и пришел в этот мир. Сатана остался ни с чем, а вместе с ним обанкротился и Иуда.
Христос действительно поверг наземь пришедших брать его воинов. Но сделал это лишь для того, чтобы дать уйти ученикам, которые тоже могли пострадать. А после дал себя связать, покорно проследовал до места судилища и к утру, с нарушением практически всех норм иудейского законодательства, был осужден на смерть.