«Снежная Королева», Герда и Кай: характеристика и история образов


Сказка Г. Х. Андерсена посвящена очень известной в 18 веке Иенни Линд – оперной актрисе. Она обладала феноменальным диапазоном. Ей рукоплескал Берлин, Париж, Лондон и Вена. Ее голосом восхищались, а выступления проходили с аншлагом.

Андерсена покорил до глубины души ее прекрасный голос. Знакомство Линд и писателя произошло в Копенгагене. Буквально с первого взгляда он полюбил певицу. Было ли это чувство взаимным — неизвестно. Но его писательский талант она очень ценила.

Говорить красиво о своей любви Андерсен не мог, поэтому решил об этом написать и признаться в своих чувствах. Отправив письмо с признанием Линд, он не дождался ответа. Так и появилась на свет известная сказка, рассказывающая о трогательной любви, которую испытывали друг к другу Герда и Кай.

Прообразы героев в сказке

Через два года состоялась встреча Линд и Андерсена. Актриса предложила Андерсену стать ее братом. Он согласился (так как это лучше, чем быть никем), подумав о том, что Герда и Кай тоже были как брат и сестра.

Возможно, в поисках настоящего чувства Андерсен много времени проводил в путешествиях, пытаясь убежать из царства Снежной Королевы, которым для него был Копенгаген. В жизни все не так как в сказке. Образ Кая и Герды, придуманный Андерсеном и олицетворявший его и Линд, был таким же чистым. В жизни Кай так и не смог влюбить в себя Герду и вырваться из царства Снежной Королевы.

На пороге Бесконечности в царстве Снежной Королевы

Гансу Христиану Андерсону удалось короткой сказкой, написанной простым языком, отразить буквально смысл всей вселенной, борьбу за будущее, свободу воли, огромное желание и любовь.

11 6861 4 Апреля 2013 в 21:49 Автор публикации:

Писатели, люди со зрительным и звуковым вектором, имеют талант описывать окружающий мир системно. Возьмите любое произведение талантливого писателя — везде есть настоящие, не надуманные описания, отражающие действительность в том или ином проявлении.

Зрительный вектор обеспечивает таких людей творческим периферийным зрением, которое мы часто называем интуицией, творческим чутьем. Они обладают блестящим интеллектом и способностью сопереживать, испытывать эмпатию, любовь к другим людям.

Звуковой вектор даёт чувство слога, способность к колоссальной концентрации мысли и выводу её на бумагу в виде точного слова. В итоге мы получаем и наслаждаемся произведением искусства, которое нам позволяет прочувствовать героев и получить вдохновение.

Гансу Христиану Андерсону удалось короткой сказкой, написанной простым языком, отразить буквально смысл всей вселенной. Его «Снежная Королева» в психологии отражает борьбу за будущее, свободу воли, огромное желание и любовь.

Главные герои произведения — Герда, Кай и Снежная Королева — играют огромную роль в построении будущего в сказке. И всё, что происходит с ними, отражает процессы, происходящие в обществе — не сказочном, а настоящем.

Через персонаж Герды писатель выразил вариант светлого будущего всего человечества, а через персонаж Разбойницы — тупиковую его ветвь, отсутствие развития. Уретральная Герда спасает кожно-зрительного Кая от запертой в собственном эгоцентризме звуковой Снежной Королевы, в царстве которой нет времени, а есть только статичное, сонное апатичное пространство и холод. В «чёрную дыру» своего застывшего в развитии звука она затягивает Кая, и ему предстоит потрудиться, чтобы обрести другой, новый мир.

Системно о сказке «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА». Персонаж Кая

Кай, достаточно развитый кожно-зрительный мальчик, оказывается на перепутье, между жизнью и смертью, между Гердой и Снежной Королевой. Увлекшийся самолюбованием и высокомерием, Кай пошёл за удовольствиями, которые Снежная Королева обещала ему. А она обещала ему весь мир, только не настоящий, а ложный — запертый внутри её ледяного царства. Не удивительно, что Кай попался на соблазн, ведь кожный вектор — самый амбициозный и стремящийся к владениям. Чувственный и нежный кожно-зрительный мальчик Кай сам не заметил, как Снежная Королева увела его от настоящей жизни, заморозив его сердце. Он почти почернел от холода, омертвело его тело, он выглядел словно неживой.

Именно так выглядят зрительные последователи звуковых сект — погружённые в себя, не видящие никого, словно неживые, не чувствующие. Больной, запертый в эгоцентризме звуковой вектор уводит их далеко от того, зачем они рождены, — от развития чувств и передачи морально-нравственных ценностей всему миру. Уводит в тупик, из которого сложно выбраться.

Такие кожно-зрительные мальчики, как Кай, нежные, чувственные, с близкими к глазам слезами выживать стали не так давно. С ещё не отработанной жизненной программой они нетвёрдой поступью двигаются по тропинке, проложенной кожно-зрительными женщинами — создательницами известной нам культуры, культуры женского типа. Сценарий кожно-зрительной женщины отработан веками, она развилась и реализовалась полностью. И только кожно-зрительные мальчики плетутся в конце каравана развития человечества, являясь последним звеном развития культуры и основой для развития человека духовного.

Кто такая СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА?

Снежная Королева — это антиразвитие, ошибочная ветвь, тупик. Носительница звукового вектора, единственного из восьми, не имеющего желаний к материальному, но обладающего желанием к познанию духовного, смысла всего происходящего, она отказывается от этого развития в угоду собственному эгоцентризму. Королева в собственном снежном царстве, царстве пустоты и холода, она не имеет никакой связи с внешним миром, не несёт ничего в этот мир, не выполняет свою задачу.

Звуковой вектор определяет роль ночного охранника стаи, функция которого — вслушиваться во мрак саванны, чтобы предупредить стаю об опасности. Он сидит среди тишины абсолютного безмолвия с прикрытыми глазами, сосредотачиваясь на звуках извне и внутри себя, и таким образом развивает мысль. Деревянное лицо, poker face, звуковика с замороженным взглядом внутрь себя создаёт впечатление, что он смотрит сквозь вас. Особенность мироощущения звуковика в том, что он не разделяет мир внутри и мир снаружи, мир физический и мир нематериальный. Для него то, что для других векторов реальность, ощущается как иллюзия.

Качество состояний звукового желания определяет, насколько глубоко он уходит в себя. Апатия, депрессия, потеря интереса к жизни — чем глубже, тем сложнее состояние, вплоть до окончательной потери связи с внешним миром.

Эгоцентричная мысль Снежной Королевы, что она владеет всем миром, полностью захватывает её существо и создает иллюзию, что это так и есть. Она заставляет верить в это и других, а именно кожно-зрительных мальчиков. Зрительный вектор всегда тянется к старшему брату по квартели информации — звуку. Не развиваясь, зрение боится, не может выйти в любовь. А неразвитый звук и рад этому, ещё дальше отдаляя зрительника от цели и замораживая его развитие в ложной вере как способе перестать бояться. Так создаются секты.

Снежная королева и её царство — пустота, холод, безмолвие, отсутствие чувств, движения, статичность, в нём нет времени и всё мнимо совершенно: льдины, разбитые на удивительно ровные части, снежинки, имеющие пропорциональные формы, сама она, восседающая на зеркале Разума, самом лучшем зеркале в мире.

Поцелуй Снежной королевы заставил Кая позабыть Герду, и единственным его желанием стало быть господином самому себе и заполучить новые коньки. Осколок зеркала в глазах и сердце Кая превращают его из любящего развитого зрительного мальчика в самодовольного истукана. Он становится чёрствым, бессердечным, лишается душевной чуткости. Метафорично автор рисует изменённого Кая, наслаждающегося созданием ледяных — неживых и не способных испытывать чувства — образов.

Герда

Уретральный вектор по природе своей — единственный из восьми, изначально отдающий. Другие вектора проходят путь развития, чтобы стать отдающими, а уретральный вектор изначально направлен наружу. Это животный альтруизм, фонтан жизни, огромного желания жить на всю катушку, это вождь стаи, ведущий группу в будущее. Уретральный вектор отдаёт по нехваткам, он милосерден. Благодаря решению вождя, по просьбе кожно-зрительной музы мы стали человеками культурными и гуманными, то есть перестали съедать кожно-зрительных мальчиков, отказались от каннибализма. Милосердие, врождённое чувство ответственности, природное влечение к Каю, отсутствие страха стирают все возможные препятствия на пути к цели, и уретральная Герда бросает дерзкий вызов самой Снежной Королеве.

Она развита, не по-детски мудра и настойчива. Герда пройдёт все испытания, чтобы своими горячими слезами растопить лёд, сковавший сердце Кая, чтобы он снова почувствовал, как трепещет его душа и бьётся его живое, полное чувств сердце. Так уретральная Герда обеспечит будущим людям важнейшее звено в развитии человечества — кожно-зрительного мальчика.

Маленькая разбойница

Эта героиня представляет собой вариант отсутствия будущего. Она живёт в шайке бандитов, которые наживаются грабежом и хулиганством, которые даже хотели съесть Герду и отняли у неё всё, что ей дали принц с принцессой.

Маленькая разбойница попросила сохранить жизнь Герды, чтобы поиграть с ней как с игрушкой. У неё олень и голуби, которые сидят взаперти, а развлекает она себя тем, что ножичком поглаживает им горло.

Маленькая разбойница смугла, широка в плечах, ведёт себя мужеподобно: стремится доминировать, размахивает ножом, угрожает и хвастается. Она — подавленная уретральная девочка, которая вследствие неправильного воспитания (подавление родителями) пытается вести себя как доминантный самец.

Уретральный вектор — природная отдача, животный альтруизм, не ограниченный культурой, первичными ограничениями, огромная жизненная сила, желание жить. Такие дети рано созревают сексуально, и родители, думая, что это ненормально, грубо прерывают раннюю мастурбацию. Раз за разом отец с анальным вектором, для которого его девочка должна быть чистой и непорочной, бьёт свою подрастающую уретральную дочь, заставая её за этим занятием. На бессознательном уровне уретральная девочка знает, что будь она мальчиком, то к её ярко выраженной сексуальности относились бы гораздо мягче. Так она начинает вести себя наподобие уретрального самца, изображать мальчика.

Чем больше подавление, тем больше уретральная женщина становится мужеподобной, вплоть до лесбийских отношений с кожно-зрительной самкой.

Уретральный подросток по причине подавления может даже убежать из дома, противопоставив себя миру взрослых. Со временем для него весь мир, всё общество становятся враждебными, и выживать он начинает, создавая свою бандитскую шайку. Становясь асоциальным, уретральный вектор имеет тупиковое будущее, погибая не в бою за родину, а на очередной бандитской «стрелке».

В произведении перемешаны мужские и женские сценарии уретрального вектора, но тем не менее оно удивительно точно. Герда с развитым, не подавленным уретральным вектором имеет будущее. Она идёт на поиски Кая, выполняя свою природную видовую роль. Маленькая разбойница остаётся в тупике своего противопоставленного обществу бандитского мирка.

Осколки

Природа осколков зеркала — природа зла, неприязни и ненависти, искажающая восприятие. Чувство неприязни развилось в человеке как добавочное желание к пище. У животных такого чувства нет, а у человека есть. Мы ощущаем друг друга, отдельность себя от других, свою обособленность чувством неприязни. Вся зрительная культура направлена на преодоление чувства неприязни, вплоть до гуманизма и неспособности убить другого.

Осколки неприязни коварного зеркала влекли к Снежной Королеве, которая восседала на «самом лучшем зеркале» — зеркале ненависти. Только ненаполненный звук в состоянии испытывать истинную ненависть по отношению к окружающему миру, желание всё заморозить вокруг себя, умертвить, ведь в аберрациях ощущений этот мир мешает звуку жить.

Чем больше осколок, тем больше неприязни к ближнему, чем больше нереализованности в человеке, тем больше неприязнь.

Свобода выбора — предпринять усилия

Герда в каждой сцене сказки осуществляет свободный выбор в пользу развития, светлого будущего. На её пути было много соблазнов, каждое время года предлагало ей другую жизнь — без забот, беспокойств, усилий: весна — красивый сон, вечное цветение; лето — лучших женихов и жизнь в самом дворце; осень — остаться в шайке и жить разбойной беспечной жизнью. Цветы пели свои песни, времена года рассказывали свои рассказы и навязывали свои мнения, но, несмотря на все соблазны, Герда сопротивлялась и помнила о Кае, знала, что он где-то рядом, и она победила и саму себя, и Снежную Королеву.

Каждый из нас, развиваясь, делает такой выбор, преодолевая себя (лень, апатию, предрассудки, мнения, неприязнь к другим и т. п.). Всё человечество также находится на перепутье миров, ежесекундно делая свой выбор. С тех самых пор, как первый звуковик спросил, глядя на звёздное небо в свете яркой луны под пение сверчков: «Кто Я?».

Говорят, что ничего мы не выбираем, всё заложено в нас и предопределено генами, воспитанием, окружением. Но всё существует по принципу: «задано, но не обеспечено». Мы обеспечиваем сами своё развитие, мы выбираем — развиваться или нет. Страдать или получать наслаждение, получать или отдавать. Каждый вектор на любом уровне развития.

Судьба дана нам, но её нужно ещё и взять. Мы выбираем лично, группой и миром. Мы зависим друг от друга. Если мы отказываемся реализовываться и предпринимать усилия, мы лишаемся будущего.

Чтобы иметь возможность осуществить выбор, необходимо знать законы природы, знать, как человек устроен психически. Эта система и законы развития необходимы людям, чтобы продвинуться, сдвинуться с мёртвой точки и иметь будущее. Эта система познания себя, своих желаний, окружающих нас людей и мира — это тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Познавая других, мы научаемся ощущать мир не только через свои свойства, а через свойства других, мы начинаем отличать, понимать. Через осознание неприязнь становится средством приятия.

Познание себя — средство для осуществления свободы выбора, делая который мы проживаем жизнь, а не страдаем в мизерном мирке своих мнений и желаний.

Только звуковой вектор по-настоящему задаёт вопрос: «В чём смысл жизни?». Он желает знать, что такое Я и что вообще происходит вокруг, что с этим миром, который какой-то нереальный. Познавая себя и Вселенную, звуковик начинает выходить наружу и понимать ценность окружающего мира, всего существующего на Земле. В этом и состоит его задача.

Корректор: Валерия Старкова

Автор публикации:
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Краткий анализ сказки

Г. Х. Андерсен – первый датский писатель, произведения которого вошли в мировую литературу. Самыми известными являются сказки «Русалочка» и «Снежная Королева». Они знакомы практически каждому из нас. Сказка «Снежная Королева» рассказывает о добре и зле, любви и забвении. Также в ней повествуется о преданности и предательстве.

Образ Снежной Королевы в сказке был взят не просто так. Отец Андерсена перед смертью сказал ему, что за ним пришла Ледяная Дева. В своей сказке писатель олицетворял Снежную Королеву именно с Ледяной девой, которая унесла с собой его умирающего отца.

Сказка на первый взгляд проста и не содержит в себе глубокого смысла. Углубляясь в процесс анализа, понимаешь, что сюжет поднимает одни из самых важных аспектов жизни – это любовь, преданность, целеустремленность, доброта, борьба со злом, религиозные мотивы.

Примеры[править]

  • Снегурочка, внучка Деда Мороза (у Островского — дочка). Субверсия, т. к. она вовсе не суровая и в конце концов погибает из-за любви.

Оливия Армстронг чистит штаб армии от трепачей и тру́сов

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • И. С. Тургенев, «Отцы и дети» — Анна Сергеевна Одинцова, возлюбленная Базарова.
  • Метавселенная Рудазова: Дайлариана Агония. Эта барышня — плод инцеста, на четверть человек, на три — архидемон, в шесть лет поступила в колдовской гимнасий, в девять его закончила, в пятнадцать лет получила высший (красный) плащ, а в восемнадцать сперва возглавила отряд демонологов, потом выпилила отца и деда, а под конец была приглашена в Совет Двенадцати, причём сразу на первое кресло, и на всё вышеперечисленное ей пофиг. Да и на всё остальное тоже.
  • Леди Хиона, старуха-хримтурс, приспешница Бельзедора.
  • Юрий Нестеренко, «Лекарство от любви» — Изольда. (Несомненно говорящее, каламбурное имя: изо льда.) Канонический случай, любить не способна в принципе (зато в неё влюбляются все, ибо таково действие её магии, чем она расчётливо пользуется для захвата власти над миром). При этом, впрочем, не злодейка и не мегаломаньячка, а тоталитарный миротворец. Персонажа, посланного её убить, зовут Кай.
  • Вера Камша, «Отблески Этерны» — Селина.
  • На других языках[править]

    • Собственно Снежная Королева из одноимённой сказки — тропнеймер.
    • Цао Сюэцинь, «Сон в красном тереме» — Фэнцзе.
    • Бальзак, «Шагреневая кожа» — графиня Феодора, «женщина без сердца».
    • У Диккенса часто встречаются ледяные красавицы, но у них облик Снежной королевы — это обычно маска, за которой они скрывают тоску и разочарованность: Эдит, вторая жена мистера Домби, обдаёт холодом почти всех окружающих, особенно мужа, но падчерицу она искренне полюбила.
    • леди Дедлок («Холодный дом»), заняв верхнюю ступень в высшем свете, «как бы оледенела», но ей есть что скрывать от мужа и от света.
    • В отличие от них, Эстелла в «Больших надеждах» действительно не умеет любить (такой её сознательно воспитала приемная мать), однако к концу романа, после несчастливого брака, меняется. Правда, Диккенс первоначально этого не планировал.
  • Льюис, «Хроники Нарнии» — ведьма Джадис.
  • «Колесо Времени» — Морейн Дамодред. По ходу действия несколько оттаивает.
  • Анджей Сапковский, «Сага о ведьмаке» — Йеннифэр. В рок-опере по мотивам подсвечено песней «Королева Зимы».
  • «Досье Дрездена» — Мэб, королева Зимнего двора.
  • «Лучше подавать холодным» — кондотьер Монцкарро Меркатто. Порой огорчена тем, что, чтобы быть уважаемой наёмниками, ей приходится вести себя как отмороженная жестокая сука, в то время как её брат Бенна Меркато был душкой компании, мог запросто подойти к любому и, дружески похлопав по плечу, по-приятельски поговорить, и все его очень любили, а её в основном боятся. Имеет прозвище «Змея», а однажды громко прославилась массовым убийством детей которое на самом деле совершил её брат
    .
  • Глен Кук, «Чёрный отряд» — Госпожа. Появляется в качестве местного Тёмного Властелина, но от общения с душевными солдафонами Чёрного Отряда оттаивает до того, что лезет под бочок одному из них, даже не думая о сексе, а только мечтая, чтобы её обняли и пожалели.
  • Трилогия Джоан Виндж «Снежная Королева» в жанре космооперы — про планету, на которой зима и лето длятся сотни лет.
      «Снежная Королева» — жестокая циничная правительница, живущая благодаря эликсиру вот уже сотни лет. А в роли Герды выступает её собственный клон.
  • «Конец Света»/«Конец Мира» (World’s End) — смена времён года, и вступление в царствование Королевы Лета.
  • «Королева Лета».
  • В Расширенной Вселенной Star Wars это было внутрисеттинговым прозвищем Изанне Айсард — начальницы имперской СБ. После смерти Палпатина захватила власть, сделав марионеткой Великого Визиря Сейта Пестажа (провозгласившего себя новым Императором) и относительно долгое время правила из тени от его имени.
  • История Кая и Герды

    Это история трогательной дружбы и любви двух сказочных персонажей сказки Андерсена. Были знакомы Герда и Кай с самого детства и много времени проводили вместе. В сказке доказывать крепость дружбы приходится именно Герде, которая отправилась в долгое и нелегкое путешествие следом за мальчиком, ставшим пленником самой Снежной Королевы. Очаровав Кая кусочком льда, она превратила его в черствого, избалованного и наглого мальчишку. При этом Кай не осознавал своих перемен. Сумев пройти через множество трудностей, Герде удалось найти Кая, растопить его ледяное сердце. Доброта и вера в спасение друга придавали девочке силы и уверенности. Сказка учит быть преданным своим чувствам, не оставлять в беде близкого человека, быть добрым и, несмотря на трудности, стремиться к достижению поставленной цели.

    Характеристика Кая и Герды

    Сказка Андерсена нам описывает доброго, внимательного и отзывчивого Кая. Но после брошенного самой Снежной Королеве вызова он превращается в грубого и злого мальчика, способного обидеть кого угодно, даже Герду и бабушку, сказочные истории которой он очень любил слушать. Одна из проделок Кая закончилась тем, что он оказался в плену у Снежной Королевы.

    Во дворце у злой королевы он стал мальчиком с ледяным сердцем. Кай все время пытался выложить слово «вечность» из льдинок, но у него не получалось. Тогда она пообещала ему подарить коньки и весь свет. Стремление Кая постичь вечность указывает на его непонимание того, что это невозможно сделать без истинных чувств, без любви, имея только холодный разум и ледяное сердце.

    Лишившись всех человеческих чувств, Кай в страхе хотел прочитать молитву, но не смог. В голове его вертелась лишь таблица умножения. Застывшие фигуры правильной геометрической формы – это единственное, что восхищало его. Когда-то любимые розы Кай топчет, а снежинки с интересом рассматривает в лупу.

    Образ Герды является противопоставлением характеру Снежной Королевы. Чтобы найти Кая и вызволить его из ледяного замка, девочка отправляется в долгий и нелегкий путь. Во имя своей любви храбрая маленькая девочка отправляется в неизвестность. Препятствия, встречающиеся на этом пути, не сделали Герду злой и не заставили повернуть обратно в сторону дома, бросить друга в плену у Снежной Королевы. Приветливой, доброй и милой она оставалась на протяжении всей сказки. Храбрость, настойчивость и терпение помогают ей не унывать, а смиренно преодолевать все неудачи. Благодаря такому характеру ей удалось отыскать Кая. А любовь к нему смогла растопить его ледяное сердце и справиться с чарами злой королевы.

    Описание Герды и Кая может быть в жизни прообразом реальных людей и похожих историй. Достаточно лишь внимательнее посмотреть по сторонам.

    Преданность и предательство. «Снежная Королева»

    Хочу обозначить сразу — я мультипликационный старовер. Да, я понимаю, что скоро выйдет новый «Король лев», где Симба — красивый веган, любящий тофу… Но сердце мое навсегда приковано к тому, что так неразрывно связано с оригиналами. Я не могу смотреть на мультфильмы, где и в хрупкий мир сказки привносят столько нереального, что хочется выть. Мне не нужны чёрные Щелкунчики или феи-феминистки. И старый мультфильм «Снежная Королева» отличное доказательство тому, что можно просто экранизировать сказку и она превратится в легенду. Представьте себе, что наш мультик 1957 года (да-да, ему уже столько лет!) оказал решающее влияние на Хаяо Миядзаки, когда тот выбирал, чем будет заниматься в жизни.

    «Когда я посмотрел «Снежную королеву», я уже занимался анимацией. Я тогда подумал: как хорошо, что я выбрал эту профессию! Как хорошо, что у меня есть шанс создать нечто подобное. Дело было не в том, что я мог бы сделать такой фильм, а в том, что я оказался в нужное время в нужном месте. Наши работы в то время оставляли желать лучшего и вызывали чувство жалости, но я понял, к чему следует стремиться. Я осознал тогда, что выразительные возможности анимации гораздо шире и глубже тех, что представляются обычно. Это было похоже на знак свыше. Посыл, заключенный в этом фильме, был настоящим и важным. Я серьезно решил для себя заняться анимацией, отдаваясь этому делу до конца. Вот какой опыт я получил»…

    А в 60-70-е годы прошлого века во всеми любимой Америке этот мультфильм был традиционным украшением новогодней телесетки! Дети и взрослые со всего мира собирались смотреть эту невероятную борьбу добра и зла. По версии сайта «Киноэксперт», «Снежная королева» занимает первое место среди советских мультфильмов, популярных за рубежом. Представляете, что во Франции Снежную королеву озвучивала сама Катрин Денев! А мы… а мы с вами должны обязательно пересмотреть этот мультфильм в Новогодние праздники.

    Историю про женщину с ледяным сердцем нам подарил Ганс Христиан Андерсен. И эта его самая длинная сказка из всех написанных. И, как любой писатель, он вылил на бумагу то, что волновало его душу. У самого автора были большие сложности с дамами сердца. В отношениях с мужчинами он тоже не был замечен. Даже его походы на улицу «Красных фонарей» были детскими. Он лишь беседовал с ночными бабочками. Стремясь познать все оттенки жизни. А вот любовь его оказалось жестокой.

    Андерсен влюбился в оперную певицу Дженни Линд. Девушка была известна сольными выступлениями сопрано по всей Европе. Она была младше Андерсена на 14 лет, но все равно обращалась к нему «братец» или «дитя». Ему тогда было 40, а ей 26. Сердце ее принадлежало другому, но подарки и восхваления от автора она получала с радостью. В один день Андерсен не выдержал и открылся, но… остался без ответа. Так и родился прототип женщины со льдом, вместо сердца. А Кай… этот наивный братец, был сам автор. Посмотрите, как он описывает появление Королевы:

    «Снежинка росла, росла, пока, наконец, не превратилась в высокую женщину, закутанную в тончайшее белое покрывало; казалось, оно было соткано из миллионов снежных звездочек.

    Женщина эта, такая прекрасная и величественная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, — и все же живая; глаза ее сияли, как две ясные звезды, но в них не было ни тепла, ни покоя»

    Но, для Дженни он навсегда остался только братом. Умер писатель в одиночестве, а последний диалог с любовью всей его жизни выглядел так:

    — Вы, наверное, ненавидите меня? — спросил Андерсен. — Чтобы ненавидеть, я должна сначала полюбить… — ответила Дженни.

    Начало мультфильма тоже очень символичное и необычное. Знаете, кто этот невысокий гномик, который здоровается с бюстом Ганса Андресена? Конечно знаете, он же представляется! Его зовут Оле Лукойе. Как дальше он сам говорит — древние люди называли его богом сновидений, но его это не устраивает. Какой из него бог? Он просто «маленький волшебный человечек». Фамилия персонажа означает «закрой глазки». Сам он является прототипом Морфея, а брат его — сама Смерть, которая закрывает глаза уже навсегда.

    У Оле есть два зонтика, которые он раскрывает спящим детям. Для тех, кто вел себя хорошо, предназначен зонт с красивыми картинками. Он помогает им видеть красивые и приятные сны. Непослушным детям Оле Лукойе открывает зонт без картинок. Черный зонт. Эти дети проводят ночь без сновидений. Нам же, спасибо создателям, маленький волшебник открывает позитивный зонтик. Фух, хоть кто-то знал, что я вела себя отлично в этом году (на самом деле нет).

    Хочу немного обратить ваше внимание на рисовку. Наверняка вы заметили, что внешность у Снежной Королевы сильно отличается от остальных героев мультфильма? А дело тут в ротоскопировании. Интересное слово, да? Оно означает вот что. Вначале актёров снимают на настоящую пленку, а потом полученное изображение покадрово переводят в рисунки. В период создания этого мультфильма не существовало таких компьютеров, которые бы могли это сделать быстро и безболезненно. Поэтому каждый кадр с Королевой вручную обрисовывался художниками. Вот такой способ «live-action» с актрисы Марии Бабановой. Кстати у нас этот метод назывался «эклер» (по марке фирмы-производителя длинного стола, на котором осуществлялись все манипуляции).

    Да и вообще рисовка у мультфильма замечательная… у меня до сих пор те две розы в голове как настоящие и бархатные. Будто они могут пахнуть через экран.

    Так о чем же мультфильм? Про взаимопомощь. Где даже разные народы и культуры готовы пойти на жертвы ради благой идеи. Про верность и дружбу. Про добро. Как к людям, так и к животным. А ещё этот мультфильм про сильных женщин. Да. Вспомните, ведь практически все герои, кроме Кая и одного принца — девушки. Каждая из них живет и борется. Каждая в своем мире. Даже сама Снежная Королева, хоть и является антагонистом, но верна себе и своим принципам. В конце вас не ждет драка с боссом. Никто не выльет на злодейку воду, чтобы она растаяла. Нет. Никакой борьбы.

    Вспомните почему Кай оказался в такой ситуации? Его подвела собственная глупость, за которую он расплатился сполна. Королеве не было смысла держать его у себя вечно. Она была предана своим идеям справедливости. Как и Герда была преданной в своей любви к мальчику так сильно, что была готова босиком пройти через любые Севера. И нет лучше фразы, которая опишет весь мультфильм и всех героев, чем та, что есть в самом мультфильме. Её сказала пожилая финка, размешивая яства в котле. Добрый олень попросил её сделать Герду сильнее, на что та ответила:

    «Сильнее, чем она есть, её ничто не может сделать. Что может быть сильнее преданного сердца»

    Ничего. И это самый главный урок этого мультфильма. Преданность. Своему народу, путникам, нуждающимся в помощи, друзьям, животным и главное — самому себе.

    Ох уж этот русский язык. Какие просторы он перед нами открывает. Ведь слово «преданный» имеет диаметрально противоположные значения. Это и тот, кто предан кому-то, и тот, кого предали. Герда спасает Кая, потому что предана ему. Снежная Королева не побеждена, потому что её сердце из льда, ведь когда-то её предали. Да… Что может быть сильнее преданного сердца?

    Характеристика Снежной Королевы

    Снежная Королева, Ведьма-Метель, Ледяная Дева – классический персонаж фольклора Скандинавии. Безжизненное и холодное пространство, снега и вечные льды – это и есть Царство Снежной Королевы. Высокая, красивая правительница на троне, находящемся на озере, которое называют «Зеркалом разума», она является воплощением холодного разума и красоты, лишена проявления чувств.

    Христианские мотивы в сказке

    Сказка Андерсена пропитана христианскими мотивами. В российских изданиях такое редко можно встретить. В эпизоде, когда Герда пытается войти в замок Снежной Королевы, ее туда не пускает стража. Попасть в него она смогла благодаря тому, что стала читать молитву «Отче наш». После чего стража, превратившись в ангелов, проложила девочке дорогу.

    В то время, когда Герда и Кай возвращаются в родной дом, бабушка читает Евангелие. После встречи дети все вместе начинают танцевать вокруг куста роз и петь рождественскую колядку, чем и закончилась поучительная сказка.

    А начиналось это загадочное путешествие из мира добра в страну зла с осколка разбитого зеркала, попавшего в глаз Каю. Зеркало разбилось из-за того, что тролли (то есть бесы) отражали в нем все на свете в искаженном виде. Андерсен объясняет это тем, что бесы во врущем зеркале хотели отразить Творца. Бог, не допуская этого, сделал так, что зеркало вырвалось из рук бесов и разбилось.

    Образ Ада отражается в слове «вечность», которое Снежная Королева поручила сложить Каю. Ледяная, не созданная Творцом, вечность – это образ ада.

    В эпизоде, где олень просит волшебницу помочь Герде и дать ей силу двенадцати богатырей (двенадцать апостолов), она отвечает, что не сможет сделать девочку сильнее, чем она есть. Ее сила – маленькое любящее сердце. А Бог ей и так помогает.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]