О произведении
Рассказ «Человек в футляре» Чехов написал в 1898 году. Произведение является первым рассказом «Маленькой трилогии» – цикла, включающего также рассказы «Крыжовник» и «О любви».
В «Человеке в футляре» Чехов рассказывает об учителе мертвых языков Беликове, который всю свою жизнь пытался заключить в «футляр». Автор по-новому переосмысливает образ «маленького человека». Беликов более масштабен, чем гоголевский персонаж, он становится воплощением целого общественного явления – «футлярности».
Прочитать краткое содержание «Человека в футляре» по главам можно на нашем сайте.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий пересказ «Человека в футляре»
История начинается с Ивана Ивановича и Буркина. Мужчины отправились охотиться и решили устроить привал на самом краю села Мироносицкое. Им «подвернулся» старенький сарай старосты Прокофия. Спать никак не хотелось – решили устроить «вечер историй» друг другу. Постепенно диалог перешел на тему одиноких людей, которые похожи на улиток или отшельников.
Буркин начинает припоминать жизнь некого Беликова, местного погибшего учителя греческого. Тот выглядел «странноватым» — при любых обстоятельствах надевал калоши, брал с собой зонтик и накидывал ватное теплое пальто. Казалось, что этот человек – «не от мира сего».
У каждой вещицы в доме Беликова был собственный чехольчик – даже для перочинных ножей и часов. Лицо мужчины казалось тоже «упакованным в футляр», потому что свой нос он постоянно прятал под воротник и носил очки.
Если читать краткое содержание рассказа «Человек в футляре», можно заметить, что даже языки, которые преподавал Беликов – это способ уйти от реальной жизни. Мужчина хорошо понимал газетные статьи, но лишь те, где что-то запрещали. Отступления от правил вызывали у героя уныние. Мнительность и осторожность учителя угнетала весь городок.
Но и дурные привычки у Беликова тоже имелись. Например, он считал своей прямой обязанность, настоящим долгом, ходить в гости к соседям. Только мужчина там не веселился – только молча сидел, а затем уходил. Буркин хорошо знал этого странного человека, так как тот жил по соседству.
Несмотря на странности, однажды данный «футлярный» человечек чуть не выбрал себе жену и не связал себя узами брака. Это произошло, когда в гимназию перевели нового преподавателя. На директорских именинах Варя и Беликов были рядом, а Михаил Саввич хотел их поженить. Действующему персонажу стали говорить о необходимости свадьбы, да и Варенька не сильно протестовала – местная странная фигура казалась ей весьма интересной.
В итоге главный герой соглашается жениться. Он часто появляется у девушки дома, но с предложением руки и сердца не торопится. Вскоре мужчина делится с Буркиным сомнениями – все дело в характере невесты. Взбалмошная, непредсказуемая, немного «себе на уме». А брак для «футлярного» человека оказался крайне серьезной вещью.
У Вари есть брат, которому сестричкин жених не понравился сразу, но в отношения он не лез. В один прекрасный день перед домом Беликова, прямо на заборе, кто-то нарисовал смешную картинку. Там был преподаватель со своей невестой под руку. Выглядело сие творение отвратительно.
Выйдя из дома, действующий персонаж заметил не только «шедевр», но и Коваленок с сестрой, которые катались на велосипедах. Было весело. Всем, кроме Беликова – он ужасался от поведения будущей супруги. Велосипед явно не для нее!
На следующее утро мужчине не здоровилось. События минувшего дня не давали покоя. Пришлось даже пораньше уйти с работы. К вечеру суженый пошел к Коваленкам, но кроме брата невесты никого не застал. Ему мужчина объяснял, что велосипеды для девушки – это неприлично, чем рассердил в итоге Михаила Саввича. В итоге Коваленко спустил учителя греческого с лестницы, когда тот решил сообщить обо всем директору.
В это время вернулась Варенька. Завидев лежащего на полу жениха, она засмеялась, и очень звонко. А все из-за того, что подумала – мужчина сам свалился. Это так нелепо! Беликов ужаснулся – городок небольшой, о его позоре все быстро узнают. Горе сгубило персонажа. Он вернулся домой, лег на кровать и больше не смог подняться. Через месяц выяснилось – местный «странный» погиб. В городке стало спокойнее, жители просто выдохнули с облегчением.
Другие персонажи
- Буркин – учитель гимназии, сосед Беликова, который рассказал его историю Ивану Ивановичу.
- Чимша-Гималайский Иван Иваныч – ветеринарный врач.
А ещё у нас есть:
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Человек в футляре»
для самых компанейских —
Главные герои «Человек в футляре»
для самых любопытных —
Анализ «Человек в футляре» Чехов
для самых крутых —
Читать «Человек в футляре» полностью
Краткое содержание
«На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия расположились на ночлег запоздавшие охотники» – Иван Иваныч и Буркин. Мужчины не спали, рассказывая разные истории. Разговор зашел об одиноких людях, «которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу».
Буркин вспоминает историю учителя греческого языка Беликов. Тот отличался тем, что в любую погоду всегда выходил на улицу в калошах, с зонтиком и в теплом пальто на вате.
Для каждой вещи у Беликова был свой чехол: и для зонта, и для часов, и для перочинного ножа, даже лицо его, «казалось, тоже было в чехле», потому что он «прятал его в поднятый воротник», носил очки. «У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр <�…> от внешних влияний». Даже его предмет – «мертвые языки», был для учителя своеобразным способом убежать от действительности.
Для Беликова были понятны только те газетные статьи, в которых что-то запрещалось. Любое отступление от правил вызывало в нем уныние, а любимым его выражением было «как бы чего не вышло». Своей мнительностью и осторожностью учитель угнетал весь город.
У Беликова была странная привычка: он ходил по квартирам учителей, сидел там молча и уходил, считая такие визиты своей «товарищеской обязанностью». Беликов был соседом Буркина, поэтому рассказчик знал, что дома у «человека в футляре» тоже «ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, и – ах, как бы чего не вышло!».
Однако Беликов, несмотря на свой характер, едва не женился. К ним в школу назначили нового учителя истории и географии – Михаила Саввича, который приехал вместе с сестрой Варенькой, смешливой женщиной, певуньей. Как-то на именинах у директора, видя Варю и Беликова рядом, учителям пришла мысль, что «хорошо бы их поженить». Все начали убеждать учителя в необходимости жениться. Варя тоже была не прочь выйти замуж и оказывала Беликову «явную благосклонность». Решившись на брак, Беликов все чаще бывал у Коваленок, но делать предложение откладывал, делясь с Буркиным своими опасениями по поводу того, что у Вари слишком бойкий характер, а «брак вещь серьезная».
Брат Вари с первого же дня возненавидел учителя греческого, дав ему название «глитай абож павук», но их отношениям не препятствовал.
Однако все перевернул один случай. Какой-то проказник нарисовал карикатуру с надписью «влюбленный антропос», изобразив Беликова и идущую с ним под руку Варю. Рисунок при неясных обстоятельствах оказался у всех учителей, чиновников и у самого Беликова. «Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление». А когда, выходя из дома, учитель увидел Коваленко и Варю на велосипедах, он был омрачен еще сильнее, так как считал, что ездить на велосипеде женщинам и преподавателям гимназии неприлично.
На следующий день Беликов чувствовал себя нехорошо и даже впервые ушел с занятий. Вечером он отправился к Коваленкам, где застал только брата. Беликов пытался объяснить, что кататься на велосипедах неприлично, чем только разозлил Михаила Саввича. И когда учитель греческого пообещал доложить о содержании их разговора директору, Коваленко не выдержал и спустил Беликова с лестницы.
Как раз в это время в дом вошла Варя с двумя женщинами. Решив, что Беликов упал сам, она не удержалась и громко захохотала. Мысль о том, что о случившемся узнает весь город была настолько ужасна для учителя, что он, «вернувшись к себе домой, <�…> лег и уже больше не вставал». Через месяц Беликов умер. Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было приятное и кроткое, «точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет». После его смерти все испытали облегчение. Вскоре «жизнь потекла по прежнему», «не стало лучше».
Буркин закончил свой рассказ. Иван Иваныч, размышляя над историей Беликова, произносит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?».
Краткое содержание рассказа «Человек в футляре» Чехова
Охотники, заночевавшие в селе Мироносицком, не могли заснуть. Один из них, Иван Иванович, работал ветеринарным врачом, а второй — Буркин, преподавал в гимназии. Разговор зашел о жене старосты, Мавре, умной женщине, которая на улицу выходить стала только по ночам, а днем сидела у печи.
Диалог о Мавре навеял на Буркина одно воспоминание. Он начал рассуждать об одиночестве, о людях, спрятавшихся от внешнего мира под панцирь. И принялся говорить о своем знакомом, Беликове, который недавно умер. Он преподавал греческий язык в той же гимназии, что и Буркин. С этого момента охотник начал говорить только о Беликове, о его жизни.
Этот странный человек буквально прятал в чехол себя и свои вещи. Его лицо с поднятым воротником напоминало чехол. Зонтик, часы, ножичек – все было в чехле.
Он старался защититься, любым способом оградить себя. Беликов стремился спрятать в футляр даже свои мысли. Запреты, существовавшие в жизни, были понятны ему, а то, что разрешено вызывало сомнения, сопровождавшиеся фразой «как бы чего не вышло».
Заседание педагогического совета не обходились без комментариев Беликова. Он говорил, что стоит исключать отстающих учеников, волновался, что о каких-то незначительных событиях узнает начальство. Его страхи, мнительность и нытье действовали на коллег угнетающе. Его опасались не только учителя, но и директор. Этот мрачный человек в темных очках, лицом напоминающий хорька, целых пятнадцать лет держал в страхе гимназию.
Тут Иван Иванович вставил несколько слов, сказав, что коллеги терпели Беликова, поэтому он на них и давил. Буркин рассказал, что он жил с Беликовым в одном подъезде, на одном этаже. В атмосфере его дома чувствовался один большой запрет. Колпак, задвижки, ставни добавляли ограничений, настоятельно напоминая «как бы чего не вышло». Женщин он в прислуги не брал, чтобы не было сплетен. Его слугой был повар Афанасий – шестидесятилетний старик со странностями, бывший постоянно навеселе. Спал он, зарывшись с головой в одеяло, в маленькой комнате, напоминавшей ящик. Одеяло Беликова не спасало, он боялся воров, его мучали кошмары. Утром, бледный, он плелся в гимназию, многолюдность которой была ему ненавистна.
Тут Буркин, к большому удивлению Ивана Ивановича, рассказал, что этот отстраненный человек чуть было не женился. Назначили в их гимназию нового учителя, украинца, Михаила Коваленко. Он приехал вместе со своей сестрой Варенькой – молодой миловидной женщиной, лет тридцати. Брат и сестра – оба высокие и красивые. Варенька – чернобровая, смешливая, подвижная, шумная, прекрасно пела малороссийские песни. Первое знакомство с этими необычными людьми состоялось на именинах директора. Своим исполнением романсов Варенька очаровала даже Беликова. Он сказал ей несколько слов и получил от женщины чувственный и убедительный ответ. Наблюдая за их диалогом, коллеги решили поженить эту пару.
Варенька, действительно, очень хотела выйти замуж. Она была уже не молода, жила с братом, с которым ругалась. Их споры на повышенных тонах частенько слышали окружающие. Варенька стала выделять Беликова, оказывая ему знаки внимания.
Беликов стал бывать у Коваленко. Придет к ним, сядет и молчит, а Варенька ему романсы поет. Буркин рассказал, что Беликов делился с ним, рассказывал о своих чувствах к Вареньке. Он даже поставил у себя в комнате ее портрет. Беликов вдруг похудел, стал обдумывать этот ответственный шаг, сомневаться. И все никак не решался сделать Вареньке предложение.
Брат Вареньки возмущался Беликовым, называя атмосферу в гимназии удушающей, его — «фискалом», а сослуживцев – «чинодралами». По поводу сестры считал, что не должен вмешиваться, «пускай она выходит хоть за гадюку».
Однажды Беликов увидел, как Варенька с братом, счастливые и довольные, ехали на велосипедах. Молодая женщина весело поприветствовала своих знакомых. Беликов, увидев ее на велосипеде, испытал самый настоящий шок.
На следующий день он был явно не в духе, ушел с занятий, а после направился к Коваленкам. Беликов рассказал Михаилу, что ему тяжело, что он считает недопустимым для учителя гимназии катание на велосипедах.
Коваленко побагровел, разговор перешел на повышенные тона. Беликов упомянул начальство и сказал, что будет вынужден уведомить директора о сути их разговора. Михаил, схватив Беликова за воротник, спустил его с лестницы. Входящая в дом Варенька, увидела Беликова. Глядя на его смешную физиономию, и полагая, что он упал сам, она раскатисто рассмеялась. Ее заливистое «ха-ха-ха» и стало для Беликова кульминацией. Через три дня он заболел, а через месяц умер.
Буркин рассказал о том, что хоронил своего коллегу с большим удовольствием. Все, кто присутствовал на кладбище, не показывали своей радости, которая скрывалась за скромными физиономиями. Буркин испытал почти детское состояние, когда взрослые уезжали. Можно было шалить, бегать, радоваться свободе. Буркин восторженно повторил слово «свобода» несколько раз. Потом сказал о том, что ничего не изменилось в их коллективе. Беликов умер, но не стало легче. И потекла жизнь дальше, такая же серая, рутинная, однообразная.