Сочинение на тему горный алтай
Сначала познакомимся поближе, собствено я – Юнона. Зовут меня Юля, но со своим ником в сети я уже 12 лет, так что я с ним сроднилась, и многие друзья меня зовут Юноной , мой муж Алексей и две мои принцессы – младшая Василиса и старшая Елизавета. А также в этом путешествии принимали участие моя подруга ( увы, уже бывшая, Светлана и её дочь, тоже бывшая подруга, моей старшей дочки – Алинка) Итак, первый день, пятница, 5 часов утра 7 августа , едем по трасе М-52 в сторону Горного Алтая , через город Бийск. Первая наша остановка – дань памяти Михаилу Евдокимову, нашему бывшему губернатору и просто хорошему человеку и замечательному артисту, ведь 4 года ( это в 2009 году) назад, именно в этот день, он и погиб , это место его гибели. Раньше на этом месте была одна березка, которая и стала причиной гибели, а сейчас там красивая часовня с иконой, которая плачет ( некоторые фотографии с этого места сделаны в другие года) Позавтракав там, мы двинулись дальше в сторону Горного Алтая! По дороге решаем, что мы доедем сначала до Чемала, посмотрим на Чемальскую ГЭС и остров Патмос, после этого будем искать место для ночлега. Но, прибыв на место, мы напрочь забыли про церковь на острове Патмос, и в этот день, кроме чемальской ГЭС и места соединения двух рек Чемала( он серенький и места соединения двух рек Чемала( он серенький) и Катуни (она бирюзовая), ничего не увидели! Нагулявшись вдоволь по чемальской ГЭС, и сделав снимки, прошлись по сувенирным лавкам …и купив несколько сувениров на память, поехали на место стоянки, которая нам приглянулась по дороге на Чемал. Место оказалось удачным (на берегу Катуни), с большой поляной, беседками и охраняемой , что для нас было очень удобно, так как гуляя на Чемале по сувенирным лавкам купили подставку под стакан стеклянную ,с нанесенной на ней картой горного Алтая с его перевалами, и было решено что завтра мы едем на перевалы! Приехав на стоянку, мы сходили на Катунь и немного искупались, точнее даже не искупались, так как вода в Катуне ледянющая, мы просто на себя полили водой. ну и конечно же, сфоткались на память. Вечером мы посидели у костра … На небе была обалденно красивая и большая луна, и от её сияния было очень светло! Второй день. 6 часов утра, 8 августа. Я встала раньше всех. На удивление, ночью в палатке я совсем не замерзла , развела костер, сделала всем завтрак и начала всех будить. Вставать они не хотели совсем!!! Распихав всех кое как , позавтракав, мы прибрали все в палатках и выехали в сторону Чуйского тракта. В 9-30 утра проезжаем сначала по мосту через Катунь … И едем дальше в глубь Горного Алтая, по федеральной трасе Чуйского тракта…Чем дальше ехали по нему, тем красивее становилась природа : Огорчало только одно, то, что младшую мою дочку стало укачивать… и приходилось останавливаться чуть ли не через каждый километр .. Начался семинский перевал … Ничего особенного в нем я не увидела – идет длинная дорога в гору, с не очень хорошим асфальтом. Вот немного вам про Семинский перевал, как говорится, для справки: Семинский перевал – популярное место среди туристов и отдыхающих. Также это самая высокая точка Чуйского тракта. Его высота равна 1894 м (по другим данным 2200 м) над уровнем моря. Подъем на Семинский перевал имеет длину 9 км, а спуск 11 км. Старое алтайское название Семинского перевала – “Дьал-Менку”. В ознаменование 200-летия вхождения Горного Алтая в состав России в 1956 г. на высшей точке перевальной дороги через Семинский хребет установлен памятный обелиск. Отсюда открывается живописная панорама голубого Алтая, горы Сарлык (2507 м), кедровой рощи. От Семинского перевала начинается 11-километровый спуск в долину реки Урсул, к селу Туэкта. Раньше дорога через старый Семинский перевал находилась правее (примерно на 10 км) и спускалась в верховья реки Песчаной, а затем через небольшой перевал Каменное седло выходила к Теньгинскому озеру и к селу Теньга. Семинский перевал является своеобразной границей “организованно-цивилизованного” и “дико-экзотического” туризма. Седовласый старик Алтай вступает в свои права, и вы приглашаетесь в его горные владения! Поднимаясь на перевал, наша машина издала какой то странный звук…Мы вышли посмотреть, что с нашей ласточкой, осмотрев её со всех сторон и увидев, что с ней все в порядке, мы двинулись дальше и проскочили стелу – наивысшую точку перевала! Было решено, что около неё мы сфотографируемся на обратной дороге. А это на спуске перевала – мы остановились в очередной раз, так как ребенку снова стало плохо… заодно и природу пофоткали…. Закончился самый плохой участок нашего пути! Во-первых, ребенку стало лучше , во-вторых, дорога стала опять прекрасной и ровной! Доезжаем почти до с.Онгудая. Тут все вышли немного размяться из машины, почитать информацию про этот район ну и заодно сфотографироваться у маленькой горной речушки (не помню её названия) Мы умылись в речке, попили из неё прохладной воды, и поехали дальше. Минут через 10 мы подъехали к указателю, который обозначал начало нового перевала, который называется Чике-Таман. А чуть раньше, мы увидели в горах дорогу и подумали – вот бы здорово попасть туда! Мы даже не знали, . что через пару минут окажемся именно там! Ну что ж, начался Перевал Чике-Таман. Перевал Чике-Таман Перевал Чике-Таман расположен на Чуйском тракте, за перевалом Семинским. Высота перевала Чике-Таман составляет 1460 м, однако из-за своей крутизны он кажется значительно более высоким. У тех, кто проезжает по этому перевалу впервые, от крутизны подъемов, резко петляющей дороги, крутых обрывов по сторонам и открывающихся горных панорам, просто захватывает дух! Фотографии не передают даже сотой части ощущений от передвижения по горному серпантину. Но, несмотря на всю свою зрелищность, “Чике-Таман” переводится с алтайского языка как “плоская подошва”! Северные склоны Чике-Тамана сплошь покрыты маральником. Ранней весной на южных склонах расцветают желтые алтайские тюльпаны. В районе перевала Чике-Такан Чуйский тракт в прежние времена был очень сложным и опасным для лошадей, за что не единожды был обруган ямщиками “Ета не Чекетаман, а Черт-атаман, сорок восемь грехов”. В этом все сказано, вылита вся желчь наругавшегося донельзя человека, замучившего себя и погубившего здесь, может быть, не одну лошадь. На седловине Чике-Тамана стоит лиственница, на ветках которой повязаны белые тряпочки. Это так называемое шаман-дерево, которое в Горном Алтае можно встретить на перевалах, у ручьев и источников. Путники издавна повязывали ленточки в благодарность духам места и в память о тех, кто остался дома и кто ждет впереди. Большие ремонтные работы на Чике-Тамане были начаты в 1924-1925 гг., а в 1927 г. тракт был проложен по новой трассе. Новая дорога, по которой ездят сегодня, была пущена в строй в 1984 г., и уже трудно представить, что еще несколько десятилетий назад этот перевал был одним из самых тяжелых и опасных испытаний для путников. С перевала Чике-Таман открывается великолепный вид на громады горных хребтов, скалы и на старую дорогу, петляющую внизу. Вот наши фотографии. Это со смотровой площадки – там позади меня, если присмотреться, видно дорогу! А это фото со стороны старой дороги этого перевала. Вот, позади нас, видно петлящию дорогу , её ещё называют “тёщин язык”… вот по ней то , мы и поднимались на перевал! А здесь я положила камушек на самый верх этой пирамидки и запечатлела мужа на фоне этой пирамидки! А это я села отдохнуть на камушки, и меня запечатлели в этот момент! Хоть на этот перевал и страшнее было подниматься, чем на семинский, но мы не удержались и остановились и сделали пару снимков на подъеме Ё А когда спускались, то увидели милые цветочки, рядом с которыми захотелось сфотографироватся! Эти цветочки росли на скале, а это моя подруга, которая ездила с нами ! А это мы едем на спуске этого перевала. (фото из машины) Лично мне очень понравился этот перевал, он такой красивый и завораживающий! Что ж, второй день продолжался, и мы ехали дальше, ближе к Монгольской границе. Вперед по Чуйскому тракту. Ой, я совсем забыла вам рассказат,ь что такое Чуйский тракт – это Федера?льная автомоби?льная доро?га М-52 «Чу?йский тракт» — автомобильное шоссе федерального значения Новосибирск — Ташанта — государственная граница с Монголией. Является частью азиатского маршрута AH4. Протяженность автомагистрали — 953 километра. Пересекает территорию трех субъектов Российской Федерации: Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. С 2007 года дорога асфальтирована до границы с Монголией. Тоннелей нет. Имется два перевала — Семинский и Чике-Таман.По характеру рельефа всю территорию, по которой проходит Чуйский тракт, можно разделить на равнинную, предгорную и горную. От Новосибирска до Бийска трасса пролегает по правобережью реки Оби и пересекает Бийско-Чумышскую возвышенность. Примерно на 52 градусах северной широты, где степная часть Алтая по тектоническому уступу граничит с горами Алтая (гора Бабырган (1008 м) — самая высокой точка этого уступа), тракт выходит на территорию Республики Алтай. Затем дорога пересекает Чергинский, Семинский и другие хребты Алтая, которые достигают 1900—2000 м над уровнем моря, а также крупные межгорные котловины Курайскую и Чуйскую (1500—1900 м). Климатические условия по протяжению дороги не постоянны, на них большое влияние оказывают большая протяженность тракта с севера на юг и сильнорасчлененный рельеф местности, а в частности горная система Алтая. Предгорная часть и северные отроги хребтов Иолго, Чергинского, Семинского характеризуются менее суровым климатом — средняя температура января от ?13 до ?17, июля от +16 до +19 градусов. В этой зоне выпадает значительное количество осадков до 550—750 мм. Горная зона Семинского перевала отличается резкими колебаниями температуры и имеет более суровый климат. А участок дороги за перевалом до поселка Акташ характеризуется значительной сухостью — осадки выпадают в основном в летние месяцы. Далее тракт проходит район высокогорного плоскогорья с засушливым, резко континентальным климатом. Курайская и Чуйская степи отличаются большой годовой амплитудой температур, до +30 летом и ?40 зимой. Чуйский тракт — одна из немногих дорог мира, которым посвящён музей. Музей Чуйского тракта находится в городе Бийск, по адресу г. Бийск, пер. Центральный, д.10. В музее собраны документы и фотографии времён строительства Чуйского тракта, есть уникальный объёмный макет дороги, картины и диорамы. На Чуйском тракте, в основном на правом берегу нижнего течения Катуни, от деревни Соузга до села Чемал — в так называемом «Чемальском тупике», расположена «курортная зона» Республики Алтай с большим числом турбаз, кемпингов и гостиниц. Именно здесь планируется масштабное строительство туристских рекреационных зон для комфортабельного отдыха «Бирюзовая Катунь» (в Алтайском крае у деревни Нижне-Каянча) и «Алтайская долина» (в Республике Алтай у села Манжерок). Трасса чрезвычайно популярна среди авто- и мототуристов, велосипедистов и автостопщиков. Ну, а теперь, продолжаю рассказ про наше путешествие: Едем дальше… и следующая наша остановка в нескольких километрах от села Иня ( Недалеко от него расположено множество курганов и наскальных рисунков, относящихся к скифскому периоду, то есть к VIII-III вв. до н. э.), но мы, честно говоря, даже и не знали- где это. Как оказалось позже, мы проезжали мимо него…, но ничего, мы ещё вернемся туда, может, уже в следущем году! А в том месте, где мы сделали остановку, река Чуя впадает в реку Катунь! На горе, расположенной неподалеку, есть площадка с беседкой, к которой можно подъехать прямо на автомобиле, и откуда открывается незабываемый вид! Сначала мы прочитали инструкцию: как стоит себя вести здесь,а потом увидели как 2 мощные горные реки встречаются друг с другом и текут далее по одному руслу. Но еще далеко, ниже по течению, видна их граница: мутно-белая вода Чуи сильно отличается от изумрудной воды Катуни. Так и текут они какое-то время, не смешиваясь – по одному руслу, но каждая по своей стороне. К сожалению, мы не засняли на фотопарат соединение двух рек ,хотя вроде бы и фотали… но фотографий ни на одном фотопарате не нашли. Поэтому покажу вам фотоэтого места, взятое из интернета, сделаное Соколовой Татьяной. А это уже наши фото с этого места… Едем по Чуйскому тракту, теперь вдоль реки Чуи … в честь которой и назван этот тракт, дальше дорога петляет между скалами и рекой. Шоферы Чуйского тракта сложили поговорку: “От Инюшки до Идрушки триста тридцать три вилюшки”, имея в виду многочисленные зигзаги дороги на участке между с.Иней и с.Иодро Здесь находятся знаменитые чуйские бомы: Ерь-бом-первый, сложенный из известняков Кызыл-Одру, Ерь-бом-второй, Калбак-Таш, Ак-Тажар Проезжаем Белый бом – «Ак-Бом» – огромная отвесная скала из белого мраморизованного известняка, возвышающаяся над р. Чуей до 500 м. Долгое время Белый Бом был самым опасным местом Чуйского торгового пути. Сегодня на территории массива сохранился старый участок Чуйского тракта, построенного в 1903-1913 гг. Следующая наша остановка водопад Ширлак который располагается на Айгулакском хребте, на реке Текту (Тыттуой, Тожу), низвергающейся с высокого уступа и являющейся правым притоком р. Чуи. Водопад Ширлак виден с Чуйского тракта, к нему ведет довольно натоптанная тропа. Высота его не превышает 10 метров. В народе водопад известен под названием «Девичьи слезы».Поднимаясь к водопаду, дети убежали вперед нас , а мы потихоньку поднимаемся к водопаду, а по дороге фотографируемся. Поднявшись наверх,я решаюсь искупаться в нем! Вода очень освежающаяся и ледяная, но меня это не останавливает! И после купания, я, прям как заново родилась – так стало хорошо! Сделав ещё пару снимков этого водопада , мы двинулись дальше! ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ !
Природа Алтайского края
4 699
Природа Алтайского края очень красивая и многообразная, как и его рельеф. В западной и центральной его части – равнины. А север, восток и юг — горы.
Равнинная часть занята лесостепью и степью. А в горных долинах и на плоскогорье растут леса – в основном хвойные и лиственные.
В крае огромное количество рек, водопадов. Самые крупные реки- Катунь и Бия. Так же, на территории края около 20 тысяч озер. Среди них наиболее значительные — Телецкое, которое является пресноводным. Ая — теплое горное озеро. А также, Джулукуль, называемый священным водоёмом.
Алтайские горы представляют собой сложную систему хребтов. Они испещрены ущельями, скалами и пещерами. Самой высокой частью Алтайских гор является вершина Белуха.
В Алтайском крае растут ель, сосна, лиственница, береза, пихта, осина, тополь, а так же- кедр. Много лекарственных растений растет в степной зоне.
Очень многообразен животный мир края. Здесь водятся: соболи, россомахи, выдры, белки, бурундуки, бурые медведи, лисицы, волки, кабарги, маралы, козлы, горные бараны, снежные барсы, антилопы и северные олени. Большое количество млекопитающих и птиц.
В крае очень много живописных мест.
На территории Алтайского края 33 заповедника и заказника, которые созданы для охраны уникальных природных уголков, флоры и фауны. Есть и нетронутые цивилизацией уголки первозданной природы.
Интересные и красивейшие места края — объект наследия ЮНЕСКО. Это заповедник «Алтайский», на территории которого находится Телецкое озеро. Так же, Катунский заповедник, плато Укок, и природный парк, находящийся на скале горы Белухи.
Самое уникальное место Алтая- ленточные сосновые боры. Такое природное образование единственное в мире. От Оби до Иртыша тянется параллельно пять лент сосновых боров. Этому явлению есть объяснение биологов. Из чего следует, что в доисторическую эпоху на большой части Алтая было море. Но со временем его воды стали стекать в сторону Аральского бассейна. И там, где образовывались ложбины, начинали расти сосны.
Черневая тайга не менее уникальное явление. Здесь рядом с пихтами растут сосны, среди сибирских кедров- берёзы. Лиственные леса достаточно распространены в этих местах. Здесь много кустарников смородины, черники, калины, малины, черёмухи и рябины.
Весной склоны гор становятся очень красивыми и живописными. Можно увидеть заросли голубики и жимолости, маральник. В этих местах растут сибирский багульник и рододендроны, а также, облепиха и лапчатка белая.
На равнинной части поражает разнообразие цветов — тюльпанов, колокольчиков, белоснежных ромашек, лютиков и разноцветных гвоздик.
фото: Марина Кудрявцева