Мораль басни «Зеркало и Обезьяна» Крылова, анализ, суть, смысл

Анализ басни Зеркало и обезьяна

В басне «Зеркало и обезьяна» баснописец И. А. Крылов показал непринужденный разговор двух животных, в котором медведь ткнул лицом обезьяну в ее невежество и указывает на недостатки людей. Мартышка, рассматривая свое отражение, почему то видела недостатки всех знакомых и подруг но только не свои.

Люди, которые изображены в басне в роли медведя зачастую молчат и стараются не вмешиваться в поведение «мартышек», чем еще больше подчеркивают уверенность вторых в своей правоте. Но это, наверное, не правильное решение и следовало бы пресекать подобное невежество и наглость.

Знаменитый автор популярен практически по всему миру своим умением высмеивать некрасивые поступки и действия людей с помощью образа животных.

Мораль басни Зеркало и Обезьяна:

Мораль басни: в сатире и обличении никто не желает видеть себя. Баснописец показывает, что слышащий обличение в первую очередь думает о том, что оно адресуется другому. И. А. Крылов любил высмеивать людские недостатки, используя образы животных. Он неспроста сделал главной героиней басни обезьяну. Она высмеивает собственные ужимки, подобно невеждам, замечающим «бревно в чужом глазу». Мало кто замечает свои минусы и занимается их исправлением. Осуждать же других все горазды.

О том, как глупая Мартышка выражала презрение к собственному отражению в зеркале, поведает басня «Зеркало и Обезьяна» Крылова.

Несколько интересных Басен

  • Басня Толстого Лисица и Виноград
    Лисица увидала — висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть.
  • Басня Эзопа Зевс и Люди
    Текст и анализ басни Зевс и Люди
  • Басня Эзопа Путники и Медведь
    Текст и анализ басни Путники и Медведь
  • Басня Лафонтена Фортуна и дитя
    Текст и анализ басни Фортуна и дитя
  • Басня Крылова Скворец
    Текст и анализ басни Скворец

Содержание:

Крылатые выражения из басни «Зеркало и обезьяна»

В столь короткой басне многие выражения уже стали крылатыми: люди употребляют их в беседе как устоявшиеся, обозначающие общеизвестное явление.

Например, говоря о ядовитом сплетнике, видящем вокруг только чужие недостатки: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

Рассказывая о человеке, обвиняющем других в собственных грехах: «Про взятки Климычу читают, а он украдкою кивает на Петра».

Многие меткие, дерзкие, полные сатиры строки, словно перенимая фамилию автора, стали сегодня крылатыми! Смысл басен Крылова очевиден — они изобличают ставшие привычными человеческие пороки.

История написания

Эта басня была написана Иваном Андреевичем Крыловым в 1815 году, а опубликована впервые в журнале «Сын отечества». По воспоминаниям автора, работа над произведением заняла у него буквально несколько дней. Наблюдая за своими знакомыми, Крылов увидел, что многие из них готовы обсуждать качества других людей, но при этом совершенно не замечают своих недостатков.

Главными героями этой басни являются:

  • Медведь.
  • Мартышка.

Специально чтобы осветить эту тему, Крылов решается на написание небольшой и доступной для понимания басни, которая бы предназначалась для детей, но была актуальной для каждого взрослого. В отличие от многих других произведений Крылова, «Зеркало и обезьяна» имеет свой оригинальный сюжет, полностью придуманный автором, а не скопированный из иностранных произведений.

Зеркало и Обезьяна, басня Крылова

Басня «Зеркало и Обезьяна»

За свою весьма длинную творческую жизнь Иван Андреевич Крылов написал более 200 басен. Он не только возродил интерес русского общества к этому достаточно редкому жанру, но и превратил саму басню в тонкий инструмент воздействия на умы, сердце, совесть человека. Вот уже не одно столетие басни великого русского баснописца входят в школьную программу русской литературы, играя очень важную обучающую и воспитательную роль.

Не все басни имеют равную популярность, однако, «Зеркало и Обезьяна» как раз тот случай, когда текст произведения буквально «растаскан» на цитаты, и почти каждый взрослый, ещё со школьной скамьи, может цитировать её.

Удивительно, но история сохранила доподлинно дату создания произведения – 2 января 1816 года Крылов закончил басню и в скором времени опубликовал в журнале «Сын Отечества».

Содержание басни

Однажды Мартышка раздобыла где-то зеркало и стала пристально всматриваться в своё отражение. С негодованием Обезьяна заметила, обратившись к Медведю, насколько некрасива в зеркале «рожа», какие отвратительные у неё прыжки и ужимки. И заключила, если бы сама была похожа на эту «незнакомку» в зеркале, то попросту с тоски удавилась. Хотя среди кумушек её действительно есть подобные кривляки.

Краткий сюжет

Сюжет этой басни крайне прост и будет понятен каждому ребенку. Мартышка впервые увидела собственное отражение, начала удивляться и критиковать свой внешний вид. Обезьяна подумала, что на неё смотрит кто-то другой. По её словам, встретить таких смешных и отвратительных созданий крайне сложно.

Мишка, которому и рассказывала свои впечатления обезьяна, пытался её вразумить, утверждая, что в зеркале мартышка видит своё отражение. Однако она не захотела слушать и все наставления своего приятеля пропускала мимо ушей.

Мартышка осталась при своем мнении, лишь насмехаясь над образом в зеркале, будучи уверенной в своей красоте, которая не может сравниться с увиденным отражением.

Басня Зеркало и обезьяна читать текст онлайн

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, Тихохонько Медведя толк ногой: «Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой! Что это там за рожа? Какие у нее ужимки и прыжки! Я удавилась бы с тоски, Когда бы на нее хоть чуть была похожа. А ведь, признайся, есть Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть: Я даже их могу по пальцам перечесть». — «Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» — Ей Мишка отвечал. Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире: Не любит узнавать никто себя в сатире. Я даже видел то вчера: Что Климыч на руку нечист, все это знают; Про взятки Климычу читают. А он украдкою кивает на Петра.

Анализ басни

В этой басне Крылов показывает непринужденную беседу двух животных. Мартышка в первый раз увидела своё отражение в зеркале и критикует его, а ее приятель медведь указывает на то, что у каждого есть недостатки. Это аллегоричное произведение, в котором под главными героями понимают не животных, а людей, не замечающих за собой ничего плохого.

Мартышка в зеркале увидела лишь отрицательные качества и недостатки своих подружек, даже несмотря на уверения медведя, что это её собственное отражение.

Крайне интересны герои, описанные Крыловым. Характеристика медведя из басни «Зеркало и обезьяна» показывает этого персонажа как мудрого и тактичного зверя, который старается всегда говорить правду. Мартышка же представляет собой нелепый комичный образ, глухой к советам и рекомендациям умных людей. Мораль басни «Зеркало и обезьяна» своими словами говорит нам о том, что нужно всегда реалистично смотреть на вещи, в том числе на отрицательные стороны и недостатки.

  • Басня Зеркало и Обезьяна — Крылов Иван Андреевич

Мораль «Зеркала и обезьяны» чрезвычайно проста. Мартышка не смогла признать, что увиденная в зеркале кривляка на самом деле она и есть. Тем самым баснописец Крылов как бы показывает, что многие люди пропускают замечания, не желая обращать внимание на имеющиеся у них недостатки. Мишка же, напротив, воспитан, в его речи чувствуется такт и самокритика. Он пытается наставить на путь истинный обезьяну, но та в силу ограниченности своего мышления не понимает сказанного и не думает, каковы её недостатки.

Автор текста аллегории призывает взглянуть на себя со стороны, оценивая свои поступки, мысли и слова. Не стоит пытаться судить других, так как слова могут ранить близких.

Проведя анализ басни «Зеркало и обезьяны» для 3 класса, можно сказать, что это произведение высмеивает невежд, которые имеют завышенную самооценку, оговаривают близких, но никогда не замечают за собой чего-либо плохого. Именно в этом и заключается аллегорический смысл произведения.

Басня Крылова «Зеркало и обезьяна» была переведена на многие языки. Произведение пользуется популярностью в Германии, Франции, Испании и других странах. Существуют многочисленные версии такой повести, которые неизменно учат людей критически относиться к себе, уважать других и прислушиваться к советам близких. Это отличный вариант совместного чтения с детьми, которые на таких ярких образах и понятных им героях смогут научиться правильно относиться к жизни, вынеся что-то хорошее из этой басни.

Популярные сочинения

  • Сочинение Звездное небо 2, 3, 4, 5, 6, 7 класс
    Когда ясная погода интересно смотреть на звёздное небо. Выискивать знакомые созвездия, ждать, а вдруг звезда упадёт, загадать желание. Я всегда загадываю желания, когда звезда падает.
  • Сочинение на тему Книга
    Я очень люблю читать. Мне пока не много лет, и я не очень много знаю, поэтому чтение – единственный способ пополнить мой «ментальный запас». Остальные способы – общение с телевизором и интернет – я отклоняю.
  • Сочинение на тему Образ грозы в пьесе Островского
    При написании своего произведения Островский назвал его «Гроза», это подчеркивает значимость образа природного явления. Гроза для жителя описанного городка Калинов олицетворяет знак общение

Басня Крылова Зеркало и Обезьяна

Мораль басни Зеркало и обезьяна

Не любит узнавать никто себя в сатире

Анализ басни Крылова Зеркало и обезьяна

Крылов очень любит высмеивать глупцов и невежд. В истории с зеркалом такой невеждой оказалась Обезьяна. Она не видит или не хочет видеть своих недостатков. Зато в своих подружках находит массу изъянов. Так и в жизни. Никто не хочет признавать, что у него есть проблемные места (и дело касается не только фигуры и лица, но и жизненного опыта, ума, сообразительности). А окружающих оценивать горазд каждый.

Крылатые выражения басни Зеркало и Обезьяна

  • Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Обезьяна, увидев себя в зеркало, сказала Медведю, что в зеркале какая-то рожа. Она ей очень не нравится, она знает таких мартышек штук пять-шесть, и она удавилась бы с тоски, если была бы на нее похожа! Медведь ответил, что чем кумушек считать, надо на себя прежде посмотреть. Но его совет Мартышка не послушала. Автор говорит, что таких людей много вокруг, например, взяточник Климыч, хоть сам на руку не чист, но обвиняет в этом Петра.

Мораль басни Зеркало и Обезьяна:

Мораль басни: в сатире и обличении никто не желает видеть себя. Баснописец показывает, что слышащий обличение в первую очередь думает о том, что оно адресуется другому. И. А. Крылов любил высмеивать людские недостатки, используя образы животных. Он неспроста сделал главной героиней басни обезьяну. Она высмеивает собственные ужимки, подобно невеждам, замечающим «бревно в чужом глазу». Мало кто замечает свои минусы и занимается их исправлением. Осуждать же других все горазды.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Анализ / мораль басни «Зеркало и обезьяна» Крылова

Басня Ивана Андреевича Крылова «Зеркало и обезьяна» впервые была опубликована в журнале «Сын Отечества».

Басня написана примерно в 1815 году. Ее автору в эту пору исполнилось 46 лет, он известен не только удачными переводами зарубежных басен, но и самобытными, оригинальными произведениями. Трудится он в тот период помощником библиотекаря в Петербурге. Произведение построено на диалоге героев и выведенной в конце автором морали. Зеркало из предмета превращается в своеобразное действующее лицо, обнажающее проблему. Мартышка в первый раз видит себя в зеркале. Не понимая, что происходит и кто кривляется ей в ответ, она зовет Медведя посмеяться над «рожей». Уменьшительный суффикс наречия «тихохонько» подчеркивает лицемерное желание обезьяны и привлечь внимание «кума», и не навлечь на себя отповедь от «кривляки». Так трусость сочетается с нахальством. «Толк ногой»: здесь «толк» выступает в роли глагола. Сразу видно, что отношения у них панибратские, ведь они еще и кумовья (довольно часто встречаемая в творчестве И. Крылова степень родства). Завязывается диалог. И если кум «милый», то в зеркале явно «рожа». Столкновение лексики усиливает комизм ситуации. Несколько вопросов и восклицаний. Собственные «ужимки и прыжки» смешат Мартышку. Она лучше умрет, чем будет хоть немного похожа на эту чудачку. «Из кумушек»: видимо, здесь это слово употреблено еще и в значении «подружек». «Пять-шесть»: числительное придает ее рассказу особое правдоподобие. Действительно, читатель и готов бы согласиться с рассуждениями Мартышки, однако автор уже в первой строке предупредил, что обезьяна видит себя саму. Мишенька с зеркалом знаком и советует обезьяне «на себя оборотиться». Та не обратила на его слова ни малейшего внимания. В финале обозначена мораль басни: люди упорно не узнают себя в сатире, старательно клеймят чужие пороки и причуды, не замечая собственных. Заключительные строки – живой пример рассказчика из жизни: взяточнику читают про взятки, а он понимающе «кивает на Петра». Здесь также обращает на себя внимание пара антропонимов, наличие русских календарных имен у персонажей. Для басенного творчества того времени это был новаторский прием. Здесь обсуждается и проблема сожженной совести, и легкомыслия, и самовлюбленности. Лексика просторечная, живая, местами устаревшая.

Порок осуждения рассматривается в произведении И. Крылова «Зеркало и обезьяна».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]