- Сочинения
- По литературе
- Достоевский
- Сон Раскольникова о лошади
Сны, которые видит во сне человек, передают психологическое состояние самого человека. Очень много писателей используют такой прием для того, чтобы более точно и ярко описать внутреннее состояние главных или второстепенных героев. Сон о лошади, который видит Раскольников, также несет в себе нечто таинственное, что поможет понять его внутренние переживания и эмоции.
Сон возвращает Раскольникова в его детство, где ему около 7 лет. С самого детства, мальчик не переносил жестокого обращения с животными, и когда он видел, как бьют лошадей разными предметами, могут что-то засунуть в глаза, в нем загоралась жестокая злость к этим людям. Так как сон вернул теперь уже молодого человека в детство, нельзя сказать, что он слишком счастливый в этот период своей жизни, хоть и находится под защитой своего отца, в самый беззаботный период жизни.
Любовь к животным можно увидеть в сцене, когда маленький Раскольников увидел компанию из пьяных мужчин, которые уж очень желали покататься на лошади. Лошадь была очень худая, и совсем не в состоянии сдвинуться с места, но с каждой минутой все больше и больше человек хотели именно сейчас на ней покататься.
От своей невозможности помочь бедному животному, и хоть как-то усмирить живодеров, у маленького мальчика случается истерика. Он прекрасно понимает, что ни физически, ни морально, он не может помочь лошади.
Эта сцена со сном показывает Раскольникова совсем с другой стороны. Его душа очень ранимая и эмоциональная. Он совсем не готов совершать противоправные действия, которые ему хочется спланировать и совершить. Он слишком человечен по отношению к людям. Можно смело сказать, что Раскольников хочет узнать, правдива ли его теория о людях «материалах», и людях, которые в любой ситуации могут наплевать на свою совесть и сердце, и пойти против закона.
В ситуации с забитой старушкой, которая постоянно начисляла проценты за снятие жилья, Раскольников пытается долгое время переубедить себя и свою совесть, что именно в этом действии умысел был добрый, ведь он спас тех людей, которые остались доживать свои дни в снятых комнатах.
Очень интересно, что сон-воспоминание о лошади из детства снится ночью перед тем днем, когда Раскольников совершает злодеяние. Именно этот сон показывает ему, что не он должен спасать этот мир от таких ужасных и черных людей. Кто-то другой, но точно не он, и тем более не собственными руками.
К сожалению, и детские воспоминания, и ситуация после убийства подтверждают тот факт, что Раскольников не тот человек, который переступит через свою совесть.
Сон Раскольникова о лошади
Накануне преступления Раскольникову снится сон о лошади, которую забивают до смерти кнутом. После долгих блужданий по Петербургу и размышлений о пользе смерти старухи-процентщицы главный герой засыпает в парке после «пробы». Судя по всему, будучи маленьким мальчиком, Раскольников вживую видел убийство лошади и это воспоминание сохранилось в его голове:
«Вдруг хохот раздается залпом и покрывает всё: кобыленка не вынесла учащенных ударов и в бессилии начала лягаться. Даже старик не выдержал и усмехнулся. И впрямь: этака лядащая кобыленка, а еще лягается!
Два парня из толпы достают еще по кнуту и бегут к лошаденке сечь ее с боков. Каждый бежит с своей стороны.» — Часть 1, Глава V
Это первый по счету сон Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Часть 1, Глава V).
Значение сна Раскольникова
В пятой главе первой части романа описан сон Раскольникова о забитой кляче. В этом эпизоде герой показывает читателю свою истинную натуру. Образ лошади сохранился у Родиона в памяти, возможно, потому, что он уже видел эту сцену наяву в далёком детстве.
Этот сон герой видит накануне совершения убийства. Его скрытое значение — предостережение героя, открытие его истинных чувств. Раскольников видел, как человек хлестал лошадь по кротким глазам и испытывал к ней жалость. Он не преступник на самом деле, его сердце всё ещё открыто к состраданию. Однако он отрекается от этого и идёт на преступление.
Сон с замученной лошадью у Раскольникова имеет особый смысл. Его анализ позволит увидеть настоящие чувства персонажа.
Сон Раскольникова о лошади — текст
«Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке. Он лет семи и гуляет в праздничный день, под вечер, с своим отцом за городом. Время серенькое, день удушливый, местность совершенно такая же, как уцелела в его памяти: даже в памяти его она гораздо более изгладилась, чем представлялась теперь во сне. Городок стоит открыто, как на ладони, кругом ни ветлы; где-то очень далеко, на самом краю неба, чернеется лесок. В нескольких шагах от последнего городского огорода стоит кабак, большой кабак, всегда производивший на него неприятнейшее впечатление и даже страх, когда он проходил мимо его, гуляя с отцом. Там всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели и так часто дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи… Встречаясь с ними, он тесно прижимался к отцу и весь дрожал. Возле кабака дорога, проселок, всегда пыльная, и пыль на ней всегда такая черная. Идет она, извиваясь, далее и шагах в трехстах огибает вправо городское кладбище. Среди кладбища каменная церковь с зеленым куполом, в которую он раза два в год ходил с отцом и с матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке, умершей уже давно, и которую он никогда не видал. При этом всегда они брали с собою кутью на белом блюде, в салфетке, а кутья была сахарная из рису и изюму, вдавленного в рис крестом. Он любил эту церковь и старинные в ней образа, большею частию без окладов, и старого священника с дрожащею головой. Подле бабушкиной могилы, на которой была плита, была и маленькая могилка его меньшого брата, умершего шести месяцев и которого он тоже совсем не знал и не мог помнить; но ему сказали, что у него был маленький брат, и он каждый раз, как посещал кладбище, религиозно и почтительно крестился над могилкой, кланялся ей и целовал ее. И вот снится ему: они идут с отцом по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака; он держит отца за руку и со страхом оглядывается на кабак. Особенное обстоятельство привлекает его внимание: на этот раз тут как будто гулянье, толпа разодетых мещанок, баб, их мужей и всякого сброду. Все пьяны, все поют песни, а подле кабачного крыльца стоит телега, но странная телега. Это одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей и перевозят в них товары и винные бочки. Он всегда любил смотреть на этих огромных ломовых коней, долгогривых, с толстыми ногами, идущих спокойно, мерным шагом и везущих за собою какую-нибудь целую гору, нисколько не надсаждаясь, как будто им с возами даже легче, чем без возов. Но теперь, странное дело, в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка, одна из тех, которые — он часто это видел — надрываются иной раз с высоким каким-нибудь возом дров или сена, особенно коли воз застрянет в грязи или в колее, и при этом их так больно, так больно бьют всегда мужики кнутами, иной раз даже по самой морде и по глазам, а ему так жалко, так жалко на это смотреть, что он чуть не плачет, а мамаша всегда, бывало, отводит его от окошка. Но вот вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках, с армяками внакидку. «Садись, все садись! — кричит один, еще молодой, с толстою такою шеей и с мясистым, красным, как морковь, лицом, — всех довезу, садись!» Но тотчас же раздается смех и восклицанья:
Анализ последнего сна Раскольникова
В эпилоге романа читатели видят еще одно сновидение Родиона, оно больше похоже на полубред. Этот сон уже предвещал нравственное выздоровление, избавление от сомнений. Анализ сна Раскольникова (последнего) подтверждает, что Родион уже нашел ответы на вопросы о крушении своей теории. Раскольников в последнем сне увидел приближение конца света. Весь мир погрузился в страшную болезнь и вот-вот исчезнет. Вокруг развелись умные и волевые микробы (духи). Они вселялись в людей, делая их сумасшедшими и невменяемыми. Больные люди считали себя самыми умными и оправдывали все свои действия. Унижающие друг друга люди напоминали пауков в банке. Такой кошмар полностью исцелил героя духовно и физически. Он идет в новую жизнь, где нет чудовищной теории.
Первый сон Раскольникова – анализ произведения и характеристика героев
Великий мастер психологического романа, Федор Михайлович Достоевский, для более глубокого изображения своего героя в произведении «Преступление и наказание» использовал такой прием, как сон. С помощью снов писатель хотел глубоко затронуть характер и душу человека, который решился на убийство. Главный герой романа, Родион Раскольников, видел четыре сна. Мы сделаем анализ эпизода сна Раскольникова, который он увидел перед убийством старухи. Попробуем разобраться, что хотел показать Достоевский этим сновидением, какова его главная мысль, как он связан с реальными событиями в книге. Также мы уделим внимание последнему сну героя, который называют апокалиптическим.
Анализ сна Раскольникова о лошади
Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание» настолько погружен в себя, в свои мысли, что не замечает, как его сущность «раскалывается» на две части, действительность сливается с фантазиями и реальность становится какой-то далёкой и невозможной. На протяжении всего романа Родион Раскольников несколько раз видит сны. Но так как герой испытывает апатию, полусон — полубред, то с большой уверенностью нельзя сказать, был ли это сон или очередной бред, или это всего лишь игра воображения. Но каждый сон по-своему считается ключевым моментом в сюжете произведения. Без этих снов невозможно до конца понять душевное состояние героя. Сны не только являются осмыслением его жизненной ситуации, но и предвещают грядущие перемены в жизни. Но наиболее значимым для понимания характера и мировоззрения Раскольникова, для понимания его поступков играет первый сон — сон об убийстве лошади. Этот эпизод помогает заглянуть в душу Раскольникова-ребенка, еще не обезображенную страшной «идеей».
Как только сон сковывает сознание Раскольникова, мы попадаем в его небольшой родной городок, оказываемся вдали от суеты и давящей желтизны домов больших городов. Вокруг всё зелено, ярко, всё является воплощением веры в добро, милосердие и сострадание к другим, то есть перед нами раскрывается внутренний мир маленького Роди, душа которого наполнена добром и только положительными качествами. Мальчик испытывает «неприятнейшее впечатление и даже страх», лишь только проходя с отцом мимо городского кабака, «весь дрожит» от одних только доносящихся из него звуков и вида «шляющихся кругом пьяных и страшных рож». И когда впоследствии сам герой с теплотой и любовью вспоминает бедную городскую церковь и старого священника, то в этот момент мы видим не человека, который хочет совершить убийство, а человека, который поистине живёт, любит жизнь в любом её проявлении, радуется каждому дню и верит, что добро есть.
Но светлые краски тускнеют, небо заволакивают чёрные тучи, когда начинаем читать строки из сна об избиении лошади: «Но уж бедной лошаденке плохо». «Она задыхается, останавливается, опять дергается, чуть не падает». Все это мы видим глазами семилетнего мальчика, навечно запомнившего воплощение жестокости. Раскольников-ребенок в первый момент смотрит на все происходящее в ужасе, потом бросается защищать лошадь, но слишком поздно: «Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает».
Непосредственно перед эпизодом сна Раскольников, идя по бульвару, видит, как некий господин пытается совратить молодую девушку, и тогда герой решает за неё заступиться, как он впоследствии пытается спасти лошадь в своём сне. Но увиденное происшествие на улице ещё больше убеждает его в правильности теории и допустимости «крови по совести», а избиение животного лишний раз напоминает Раскольникову о насилии и жестокости в мире. Он уже не видит никакой разницы между животным и человеком. И эта лошадь становится воплощением страданий оскорблённых и униженных.
Сам сон довольно точно передаёт почти все детали предстоящего убийства старухи — лошадку в итоге убивают топором, по её морде течёт кровь, а на Миколке, мы замечаем, нет креста, как впоследствии и на Раскольникове.
В этом сне мы видим целую огромную толпу, жестокую и бессердечную. Лишь один человек, который пытается вступиться за лошадь, — это старик, но он один ничем не может помочь бедному животному.
В Раскольникове ещё остались некоторые положительные качества, он колеблется в исполнении своего страшного замысла. Пробудившись, обращается к Богу и всем своим существом отрекается от своей сумасшедшей идеи, но, несмотря на это, почти через сутки убивает старуху.
Да и сам первый сон по-настоящему фантастичен, во многом потому, что здесь нашли своё отражение черты придуманного страшного плана Родиона. Поначалу мы видим, будто это воспоминания из детства Раскольникова, но затем понимаем, что многое здесь неправдоподобно, потому что сама лошадь была запряжена в телегу, которая уже названа странной, и тут же добавлено, что это «одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей». Поэтому в итоге в наше сознание закрадываются мысли о никчёмности и беспомощности бедной лошади, и мы понимаем, что её судьба уже предрешена.
Сон будто подсказывает Раскольникову, что он должен после свершения своего страшного плана притвориться наблюдателем или той же лошадкой, которая уже задыхается от невыносимых условий жизни. И Родион сваливает всю вину на плечи подвернувшегося красильщика, оставив себе ещё один шанс «побороться».
Поэтому можно сказать, что эпизод первого сна достаточно символичен, он предопределяет действия Раскольникова, отражает борьбу его внутреннего мира, но подчёркивает несовместимость задуманного Раскольниковым преступления с такими чертами его натуры, как сострадание и нежность.
Можно заметить, что после этого сна Родион долгое время совсем не видит снов, не считая видения накануне самого убийства — пустыня и в ней оазис с голубой водой. Здесь писатель использует традиционную символику цвета: голубой — это цвет чистоты и надежды. Вода выступает во сне как символ жизни. Но герой не прислушивается к своему внутреннему «я», которое стремится к живительной и чистой влаге, а не к насилию и смерти.