Немного об авторе
Анализ стихотворения «Русский язык» не будет полным в части своего философского содержания без нескольких слов из биографии писателя. Иван Сергеевич Тургенев (1818−1883) — знаменитый талантливый деятель русской литературы девятнадцатого века, публицист и переводчик, поэт и драматург. Ключевой темой творчества классика являлся реализм.
Именно работая в этом направлении искусства, Иван Сергеевич, несмотря на свое знатное дворянское происхождение, обнажал всю горькую правду о тяжелой жизни простого крестьянского народа.
Помимо служения литературе, писатель посвящал немало сил и театрально-сценарному направлению. Из-под руки Тургенева вышло немало пьес о крестьянской жизни, в число которых вошли:
- «Нахлебник»;
- «Провинциалка»;
- «Месяц в деревне».
За свои обличающие истинное положение вещей в государстве произведения Тургенев был выслан из России, что было для писателя настоящей пыткой. Автор истово скучал по родине, но, увы, умер и был похоронен далеко за ее пределами — во Франции.
Очень схож во взглядах на русской народ классик был со своим соратником Н. А. Некрасовым, с которым они познакомились в издательстве литературного журнала «Современник».
Тургенев, получивший блестящее образование в Московском университете на словесном факультете, а затем и в Петербурге, писал о родном языке со знанием дела.
Именно в русской речи и ее богатстве писатель видел духовную силу своей нации.
Предпосылки для создания
Невозможно глубоко понять произведение без хотя бы краткого экскурса в историю его написания. Стихи в прозе Тургенева, анализ которых представлен в сочинении, были написаны в 1882 году и изданы в «Вестнике Европы». Опус относится к позднему периоду творчества автора и отражает зрелую жизненную концепцию писателя. Более того, строки создавались в период длительного нахождения за пределами родины и пронизаны патриотизмом и тоской по России и всему, связанному с ней.
Стихотворение «Русский язык», как и весь цикл «Стихотворения в прозе», в рамках которого оно было создано, написано Иваном Сергеевичем за несколько месяцев до собственной кончины. Именно в этот период писатель особенно остро испытывал гордость за родную страну и ее народ, сожалея, что уходит из жизни, так и не посетив России вновь.
Накануне создания стиха на Руси происходит тревожное событие — покушение на монарха, а затем и убийство императора Александра II. Подобный государственный форс-мажор приводит к появлению революционной реакции в стране и жесточайшей цензуры, коснувшейся близких друзей и коллег поэта по литературному цеху.
Все это в комплексе и сподвигает писателя на создание лирического гимна русскому языку.
Стихотворение «Русский язык» – анализ по плану
Вариант 1
История создания
Стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» было создано в 1882 г. и напечатано в «Вестнике Европы» № 12 за 1882 г.
Это стихотворение в прозе вместе с остальными сорока девятью было прислано редактору «Вестника Европы» Стасюлевичу. Тургенев дал стихотворениям в прозе подзаголовок, который переводится с латыни как «Старческое». Вся мудрость 65-летнего писателя воплотилась в этих произведениях. «Русский язык» написал стихотворение одним из последних, и оно было расположено в публикации последним.
Литературное направление и жанр
Писатель-реалист Тургенев определил жанр этих маленьких произведений, которые даже не сразу оформились в цикл, как «стихотворения без рифмы и размера». Стасюлевичу он объяснял, что такие произведения подобны эскизам или этюдам с натуры, которые пишет художник перед созданием большой картины. Но исследователи сходятся во мнении, что Тургенев лукавил и романов на эти сюжеты писать не собирался. К тому же многие стихотворения в прозе бессюжетны, как «Русский язык».
Тема, основная мысль и композиция
Если все стихотворения в прозе Тургенев в письме к Стасюлевичу назвал последними тяжкими вздохами старика, то «Русский язык» — самый горький его вздох. «Стихотворения в прозе» — прощание писателя с жизнью, родиной и творчеством. В последние годы Тургенев зимы проводил в Париже, а на лето переезжал в Буживаль под Парижем, где находилось имение Виардо. Он часто приезжал в Россию, но мог посмотреть на события, происходящие на родине, со стороны.
В марте 1881 г. было совершено покушение на царя Александра II, закончившееся его смертью. После этого события в Росси наступила реакция. Александр III отменил конституционную реформу. Все ведомства обязаны были выполнять распоряжения начальника охраны. Были закрыты не только революционные, но и либеральные издания, вводилась жесточайшая цензура. Исчезла надежда на любые демократические преобразования.
Стихотворение «Русский язык» — переживания писателя по поводу событий на родине. Обращаясь к языку, Тургенев указал на ту роль языка в жизнь человека, о которой до сих пор не было сказано. Родной язык – это стержень, который помогает пережить невзгоды в тот момент, когда рядом нет никого близкого, ни семьи, ни соотечественников, когда сам ты находишься далеко от родины и не слышишь родной речи.
Родной язык – это все поколения людей, на нём говорящих, все их мысли и чувства, чаянья, все произведения литературы на этом языке. Каждый русский чувствует себя частью ныне живущих и прошлых поколений. В этом надежда Тургенева.
Тема стихотворения – роль русского языка в жизни русского человека. Основная мысль: русский язык вобрал в себя всю мудрость великого народа, он – последняя надежда и опора любого говорящего на нём. Стихотворение целиком отражает всё богатство мысли Тургенева. Это единое афористическое выражение. Стасюлевич назвал 5 строк стихотворения золотыми строками, более ёмкими, чем целый трактат.
Тропы и образы
Основной троп стихотворения – олицетворение. Язык для лирического героя, который в стихотворении близок к автору, — это живое родное существо, друг, в котором нуждаются.
В стихотворении существительные с отрицательной окраской и эпитеты при них противопоставлены положительным: сомнения и тягостные раздумья, отчаянье – поддержка и опора (метафоры). Располагая эпитеты в порядке возрастания ценности лично для себя, Тургенев использует градацию. Великий и могучий – это почти синонимы. Мощь языка в том воздействии, которое он может оказывать. Эпитеты правдивый и свободный тоже связаны между собой. Свобода языка, как и человека, как раз и заключается в возможности говорить правду.
Только язык помогает лирическому герою пережить реакцию, происходящую на родине. Употребление синонима слова родина (дома) передаёт восприятие лирическим героем всей России как собственного дома, о котором печёшься. В последнем предложении эпитету великий (народ) соответствует местоимение такой (язык). Местоимение заменяет четыре эпитета, перечисленных в первом предложении.
Для создания художественного образа важен синтаксис стихотворения в прозе. Стихотворение состоит из трёх предложений, первое предложение простое распространённое, второе бессоюзное. Тургенев стремится к краткому и афористичному высказыванию. Последнее сложноподчиненное предложение своей синтаксической конструкцией приводит в недоумение современного читателя. Мысль понятна, но высказана она странно.
Действительно, Тургенев использует галлицизм – конструкцию, свойственную французскому языку. В русском языке существует двойное отрицание, которого нет во французском. Для русского читателя нужно было бы добавить второе не: но нельзя не верить. Такое двойное отрицание заменяет утверждение: можно верить. Отрицание во второй части предложения: не был дан — это просто фигура речи. Последнее предложение значит следующее: можно верить, что русский язык был дан великому народу. Многочисленные не – это попытка уговорить оппонентов, тех, кто сомневается в величии народа, а значит, и языка.
Вариант 2
Есть у Тургенева несколько произведений, которые он написал в конце жизни, и называются они стихотворениями. Он очень любил свою родину, и временами, находясь вдали от нее, создавал лирические шедевры, через которые показывал свои чувства и веру в счастливую судьбу, родного отечества.
Так, в одном из своих стихов, Иван Сергеевич поднял проблему родного языка. Он считал его своей «опорой и надеждой», верил в него. И хотя, он, тогда жил за границей, но его всегда волновала судьба страны и его главного выразителя- русского языка. Показав всю его красоту, напевность и лиричность, великий писатель Тургенев, в нескольких строках дал оценку этому культурному явлению, показал свою любовь и преданность ему. Собрав и точно выверив слова, Тургенев создал высококультурное произведение, мастерски использовав всевозможные художественные средства. В этих строках нет ярко выраженного сюжета, а композиция делит его на части с риторическими вопросами, на которые, чаще всего нет ответов.
В стихотворении остро чувствуется авторская позиция. Он как бы разговаривает с языком, задает ему вопросы: что надо делать и куда направить свой путь в трудные времена, которых в России было немало. В этом Тургеневу помогают тропы: эпитеты и олицетворения, метафоры, антитезы и стилистические фигуры речи: риторические восклицания, вопросы и обращения.
К месту пришлась и эмоционально-оценочная лексика, то есть это слова, которые выражают отношение и прямую оценку автора. Тургенев любил русскую культуру и родной язык, гордился всеми достижениями «великого и могучего». Познакомившись с этим произведением, мы будем ценить этот подарок исторического, литературного наследия, данный нам навеки.
Средства выразительности
Стих Иван Сергеевича Тургенева «Русский язык», хоть и состоит всего из нескольких фраз, вне всякого сомнения, полно воплощает в себе основную авторскую мысль. В этом писателю помогают классические литературно-изобразительные приемы, такие как композиция и ритм.
Несмотря на то что как такового стихотворного размера произведение не имеет, прочитать его без определенного торжественного настроения просто невозможно. Вот почему писательский талант Тургенева настолько уникален. Сам классик сравнивал стихотворения в прозе с эскизами и небольшими этюдами в живописи.
Названные средства выразительности Иван Сергеевич дополняет и литературными тропами.
Среди традиционных приемов автор использует:
- эпитеты: «тягостных раздумий», «великому народу», «могучий язык», «свободный и правдивый язык»;
- метафору: «впасть в отчаяние»;
- олицетворение: «язык, ты мне поддержка и опора».
Тургеневым используется и риторический вопрос как метод усиления художественной выразительности произведения: «Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?».
Примечательно, что автор отождествляет Россию с домом, прямо называя родину этим словом в строках своего стихотворения.
(1 вариант)
Лирическая миниатюра «Русский язык» – размышление писателя об особенностях русского языка и его связи с простым народом.
Подводя некий итог своим размышлениям, в последние годы жизни И.С. Тургенев пишет «Стихотворения в прозе», с помощью которых доносит до читателя свои мысли и чувства. Небольшие лирические миниатюры не имеют рифмы, но отражают переживания, настроения автора. Одна из самых известных тургеневских миниатюр цикла «Стихотворения в прозе» – «Русский язык».
В этом лирическом этюде И.С. Тургенев размышляет о сущности русского языка, о необходимости родного языка особенно «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах… родины». Русское слово является поддержкой и опорой автору, находящемуся вдали от родины, ведь во время написания лирических миниатюр И.С. Тургенев жил за границей. Писатель характеризует русский язык с помощью следующих эпитетов: «великий, могучий, правдивый и свободный». Размышляя о тяжелой судьбе своего народа, И.С. Тургенев пишет: «…как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома». Но финал стихотворения в прозе не трагичен, писатель верит в душевную силу, нравственную мощь, духовную стойкость своего народа: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Судьба народа напрямую связана с развитием русского языка, который поражает своей глубиной и красотой.
Таким образом, лирическая миниатюра И.С. Турге-
нева «Русский язык» вмещает огромное содержание: размышления писателя об особенностях родного языка и его связи с простым народом.
(2 вариант)
В этом стихотворении в прозе И.С. Тургенева нет сюжета, но есть композиция и ярко выраженная авторская позиция. Его можно разделить на несколько частей: первая – условия, время, причина обращения к языку как к жизненной опоре («Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора…»); вторая – характеристика языка («…о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»); третья – риторический вопрос, повторное утверждение того, что единственной опорой и надеждой на лучшее в критические для родины дни является язык («Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?»); четвертая – рассуждение о том, что великий язык дан великому народу и другой мысли автор не допускает («Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»). Судя по тому, что автор впадает в отчаяние «при виде того, что совершается дома», он в это время находится за пределами России. И тем дороже ему родной язык, да и не только язык. Тургенев гордится русским языком, русской литературой, культурой. Он многое сделал для того, чтобы иностранцы смогли читать русские романы, повести, рассказы, лирику. Что такое «русский язык» для русского человека? Это способ самовыражения человека, способ выразить свою мысль, сделать ее доступной для многих.
Язык – это язык личного письма, в котором можно объясниться в любви, поделиться с другом горем, радостью, помочь близким людям; это язык художественных произведений, научных статей, публицистических и критических очерков. Он может быть более или менее правдив, но чем более он правдив, тем более велик и опасен. Он может быть более или менее свободен, но чем более он свободен, тем более могуч и прекрасен в своей ясности, своем гневе. Свободное, даже виртуозное, владение языком позволяет многого добиться в жизни. То, как говорит каждый из нас, характеризует нас как людей, выдает наши недостатки, потому что мы проговариваемся, показывает наши достоинства. Литературная речь, жаргон, иностранные слова… По языку, речи можно судить о социальном статусе человека, о том, какое образование он получил, в каком обществе вращается, что читает. По языку нации можно судить о степени ее развития, о культурном уровне страны, ее готовности к диалогу.
Идейное содержание
Анализ стихотворения Тургенева позволил выделить основные литературные приемы, с помощью которых классику удалось всего в трех предложениях записать всю суть и могущество родного наречия. В интерпретации Ивана Сергеевича язык народа воплощает в себе его духовное единение и истинную силу.
Возможно, что трагичное стечение обстоятельств, не позволившее автору посетить родину перед смертью, послужило катализатором создания этого талантливого произведения.
И, хотя для Тургенева не настал столь счастливый день, школьники до сих пор учат строки о русском языке наизусть, значит, основная мысль опуса классика живет спустя столетия. Душевная боль автора, которая так и не смогла стихнуть, подарила русской литературе еще одно наследие Тургенева, пополнив и без того немалое культурное достояние, оставленное писателем своей стране.
Таким образом, стихотворение в прозе «Русский язык» — это крик души Ивана Сергеевича Тургенева, отразивший тоску автора по покинутой вынужденно родине и одновременно ода русской словесности, в которой он, как истинный мастер слова и патриот, видел силу народного духа.