Урок «Анализ 1 действия комедии А.Грибоедова «Горе от ума»

В произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума» высмеиваются нравы дворян 19 века. Автор поднимает извечный вопрос разницы взглядов поколений. Главное столкновение происходит между Чацким — адептом нового дворянства — и кругом общения Фамусова, где главное — не личность, а материальное состояние и звание. Но в тексте присутствует и романтический мотив. Делая анализ 2 действия «Горе от ума», необходимо учитывать все сюжетные линии.

Основные сюжетные линии и герои

При рассмотрении основных сюжетных линий необходимо выделить их участников. В первом случае — это люди одного возраста. Чем и объясняется некоторая наивность и пылкость чувств. В пьесе присутствует любовный треугольник:

  1. Чацкий.
  2. Софья.
  3. Молчалин.

Во втором случае речь уже идет о разных возрастах и воспитании. Это и отразилось на разнице взглядов. Отсюда вытекает второй конфликт пьесы — конфликт «века нынешнего» и «века минувшего», участники которого:

  1. Чацкий.
  2. Фамусов.

Эти линии сюжета в тексте комедии взаимодействуют друг с другом.

Составляя краткий конспект по пьесе, необходимо обратить внимание в «Горе от ума» на 2 действие и его анализ. Для начала нужно взглянуть на список главных персон, приведенный в таблице, и их характеристики:

Павел Афанасьевич ФамусовУправляющий казенного дома, уважающий чин, власть и богатство.
Софья Павловна ФамусоваДочь Фамусова, сообразительная и храбрая, но воспитанная в традициях «века минувшего».
Алексей Степанович МолчалинСекретарь Фамусова. Боязливый и скрытный.
Сергей Сергеевич СкалозубПолковник. Не очень умный, но очень богатый человек.
Александр Андреевич ЧацкийДруг Софьи, влюблен в нее. Смелый, с новаторскими взглядами на общественный строй.

До появления Чацкого герои лгут друг другу, пытаясь что-либо скрыть. Для них это норма. И именно поэтому правдивые слова Чацкого в его монологах вызвали в других персонажах такое негодование и смену настроения.

Уже в действии 2 явлении 1 «Горе от ума» прослеживаются устаревшие взгляды Фамусова на общество и его ценности, где важным является не ум, честность и порядочность, а богатство и власть.

Разработка урока литературы по теме: «Анализ 1 действия комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова»

Конспект урока литературы в 9 классе на тему:

«К вам Александр Андреич Чацкий!»
Чтение и анализIдействия.
Разработала:

магистрант ФЛ – ЛМ-21

Сафонова Т.С.

Цели урока:

1.Обучающие

: приступить к анализу комедии по действиям.

2.Развивающие

:

3.Воспитательные:

воспитывать у учащихся интерес к русской классике, формировать такие нравственные качества личности, как уважение к семье, честность, стремление к просвещению.

Универсальные учебные действия:

1) коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 2) познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; 3) регулятивные: оценка, осознание качества и уровня усвоения.

Планируемые результаты:

· личностные:

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

· метапредметные:

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств;

· предметные:

уумение представлять развернутый устный ответ на поставленные вопросы; умение выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения.

Тип урока

: комбинированный.

Методы:

комментированное чтение, анализ текста.

Педагогические технологии:

проблемное обучение, ИКТ.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II.Слово учителя.

Повторение понятия «комедия классицизма».

Комедия – один из видов драмы. Особенности такого произведения — отсутствие авторского повествования (список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка). Схема композиции

драматического произведения проецируется на экран, учащиеся записывают в тетрадь

В системе жанров классицизма комедия относится к низкому жанру. Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма – борьба двух претендентов за руку одной девушки. Положительный герой беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым финалом.

Таков формальный замысел комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Однако пьеса вышла за рамки ограниченного бытового конфликта, была наделена социально — политическим смыслом, что и сделало ее бессмертной.

Комедия А С. Грибоедова «Горе от ума» — произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновремен­но обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого харак­тера. Эти проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с кос­ным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с «двадцатью пятью глупцами».

Такое столкновение, «противоречие между характерами, или харак­терами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в основе дей­ствия», называется конфликтом. Конфликт является «основной пружи­ной», источником динамического напряжения литературного произве­дения, обеспечивающим развитие сюжета.

Запись в тетради: Сюжет

это «цепь событий, изображенная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изме­нениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах». Сю­жет не только воплощает конфликт, но и раскрывает характеры героев, объясняет их эволюцию и т.д.

III.
Работа над текстом комедии.
1) Анализ списка действующих лиц:

Учащиеся обращают внимание на несколько моментов:

1. Говорящие фамилии.

Фамусов (от лат.Fата

молва), Репетилов (от франц. гере1ег

повторять), Молчалин – молчит, не скажет лишнего, Тугоуховский – глух, Скалозуб -…Хрюмина-… Хлестова-…

2. Герои получают характеристику исходя из следующих критериев: принцип родовитости и место на служебной лестнице.

  1. Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов. Почему?!
  2. Два персонажа обозначены условно Г.Н. и Г.Д. Почему?
  3. Фамилия Чацкий «зарифмованная» (Чадский — Чаадаев). Здесь учитель говорит о том, как своей комедией Грибоедов предугадал судьбу П.Я. Чаадаева.

Фамилия «Чацкий» несет в себе зашифрованный намек на имя одно­го из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. В черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега Таври­ды»: «Чадаев, помнишь ли былое?..»

Итак, действие комедии разворачивается в доме Фамусовых, в Москве, но в разговорах и репликах персонажей возникают и столичные министерства Петербурга, и саратовская «глушь», где живет тетка Софьи. В комедии выступают люди разного общественного положения: от Фамусова и Хлестовой до крепостных слуг. Представьте себе дом богатого московского барина первой половины 19 века.

2) Чтение по ролям 1го и 2го явлений
Iдействия.
3) Беседа по содержанию.

Учитель:

  • Трудно ли читать и слушать комедию? (пьеса в стихах)
  • Можем ли мы представить индивидуальный облик каждого героя? Что мы узнали об увлечениях, занятиях песронажей?
  • Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим?
  • Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает свиданий дочери и Молчалина?
  • Каким этапом являются 1-6 явления в плане развития сюжета? (экспозиция)
  • С какого явления начинается завязка действия? (с 7го — появляется Чацкий)

4) Чтение по ролям 7го явления.

5) Беседа по содержанию 7го явления.

  • Как появляется Чацкий? Где он был?
  • Какие черты его характера сразу бросаются в глаза?
  • Как Софья встречает Чацкого?
  • Каким образом Чацкй пытается вернуть «тон прежних отношений» с возлюбленной?
  • -Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему?
  • Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого?
  • Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?

IV. Вывод. Запись в тетрадь.

Анализируя I действие, мы познакомились с действующими лицами и отметили два основных конфликта: любовный, с которого начинается пьеса, и социальный, который проявился в противостоянии взглядов Фамусова и Чацкого. Социальный конфликт не укладывается в рамки любовного, он гораздо шире. В I действии развивается в основном любовная линия, социальная же только намечена мелкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.

V
.Домашнее задание:

  1. Перечитать II действие.
  2. Выписать цитаты в сопоставительную таблицу:
Чацкий Фамусов
1. Отношение к народу, крепостным
2. Отношение к службе
3. Отношение к просвещению
4. Отношение к семье, любви
5. Понимание слова «ум»

3. Индивидуальное задание:

подготовить выразительное чтение моно­логов Чацкого «И точно, начал свет глупеть…», «А судьи кто?» и Фаму­сова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера».

Зарождение конфликта

Во 2 явлении из 2 действия показано ядро зарождающегося конфликта между адептами «века минувшего» и «века нынешнего», Фамусовым и Чацким. Между Чацким и Фамусовым случился напряженный разговор. Столкнулись люди, принадлежащие к двум разным эпохам.

Сперва юноша только и может беседовать о Софье, дочери Фамусова, в которую влюблен с детства. Последний же, не желающий выдать дочь за Чацкого, наоборот, пытается уйти от этой неприятной ему темы. Но Чацкий не воспринимает слова Фамусова. Мысли о возлюбленной не покидают Чацкого, и он снова говорит о девушке.

Постепенно разговор Фамусова с молодым человеком меняется и становится напряженнее. Беседа о Софье перетекает в конфликт принципов, взглядов на жизнь, понятий нравственности и порядочности. Но отпечаток личного остается в этом споре, даже когда он превращается в совсем не личный. Тема Софьи не пропала, а переросла во второй завуалированный подтекст. Именно это есть причина вспыльчивости героев дискуссии.

Особое значение во втором явлении второго действия играет речь Чацкого: «И точно, начал свет глупеть…», в которой сравнивается «век нынешний» и «век минувший». Он не старается переубедить Фамусова, он просто страстно верит в то, что говорит, и пытается защитить свои принципы и взгляды, которые для него важны и обязательны.

Возможно, немалую роль здесь играет возраст героя, ведь он молод и горяч, страстно верит в то, о чем говорит. Он убежден, что «век минувший» должен уйти в прошлое, уступив права «веку нынешнему», который принесет благие изменения и свободу.

Характеристика Фамусова и Чацкого 2 действие. Горе от ума. Помогите пожалуйста

Характеристика Фамусова с приведением афоризмов из произведения

Павел Афанасьевич Фамусов – управляющий в казенном месте («Нет отдыха, мечусь как словно угорелый. По должности, по службе хлопотня, тот пристает, другой, всем дело до меня!»)

Вдовец, один воспитывал дочь Софию. Будучи в весьма в почтенном возрасте, не теряет присутствие духа, весьма бодр и свеж («Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем, однако бодр и свеж, и дожил до седин; свободен, вдов, себе я господин… Монашеским известен поведеньем!..»).

Разочарован сегодняшними нравами, модой к иностранному («Дались нам эти языки! Берём же побродяг, и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить, всему – и танцам! И пенью! И нежностям! И вздохам!»; «А всё Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда моды к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец от шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! И книжных и бисквитных лавок!..».

Принимает большое участие в любовном выборе дочери («Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара»).

Добросовестно относится к своей работе, пытается все сделать в срок и не откладывать на завтра («Боюсь, сударь, я одного смертельно, чтоб множество не накоплялось их (бумаг); обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»).

По характеру Фамусов немного нудноват, вездесущ, неугомонен, весьма эмоционален, скор на расправу (Софья про отца: «Брюзглив, неугомонен, скор, таков всегда…»).

Характеристика Чацкого с приведением афоризмов из произведения

Александр Андреевич Чацкий – бывший ухажер Софии, близкий друг семьи.

Умен, бесхитростен, весел, остроумен, приятный собеседник на разносторонние темы (Лиза про Чацкого: «Кто так чувствителен, и весел, и остёр, как Александр Андреич Чацкий!»; София про Чацкого: «Он славно пересмеять умеет всех; болтает, шутит, мне забавно; делить со всяким можно смех», «Остёр, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив…»)

Чацкий высокого мнения о себе, любит путешествовать и отдыхать (София про Чацкого: «Вот о себе задумал он высоко… Охота странствовать напала на него, ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далёко?». Лиза про Чацкого: «Где носится? В каких краях? Лечился, говорят, на кислых он водах, не от болезни, чай, от скуки, — повольнее».

Несмотря на тягу к путешествиям, в основном за границу, в душе искренний патриот своей страны («Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!»).

Александр Андреевич слишком уверенный в себе свободный молодой человек, кутила, гуляка (Фамусов про Чацкого «… этот франт – приятель; отъявлен мотом, сорванцом…»)

Нигде не работает (не служит), слишком гордый («Служить бы рад, прислуживаться тошно»; Фамусов про Чацкого: «Не служит, то есть в том он пользы не находит, но захоти – так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой, и славно пишет, переводит. Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…»).

Осуждает «свет», любит спорить («Нет, нынче свет уж не таков»).

Очень ревнив, бывшую возлюбленную Софию ревнует буквально ко всем. Сначала к Скалозубу, затем к Молчалину («Кто этот Скалозуб? Отец им сильно бредит, а может быть, не только что отец…»; После падения Молчалина с лошади и обморока Софии: «Смятенье! Обморок! Поспешность! Гнев! Испуга! Так можно только ощущать, когда лишаешься единственного друга»; «Дождусь ее и вынужу признанье: кто наконец ей мил? Молчалин? Скалозуб?»).

Бывает нагловат, груб, резок, зол (София Чацкому: «Веселость ваше не скромна…»; «Да! Грозный взгляд, и резкий тон, и этих в вас особенностей бездна…»; «примеры мне не новы; заметно, что вы желчь на всех излить готовы…»).

Любитель женского пола (Чацкий Молчалину «Я езжу к женщинам, но только не за этим»).

Репетилов про Чацкого: «Он не глуп, сейчас столкнулись мы, тут всякие турусы, и дельный разговор зашел про водевиль. Да! Водевиль есть вещь, а прочее все гниль. Мы с ним… у нас… дни и те же вкусы».

Обидчив и своенравен («вон из Москвы! Сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувство уголок! Карету мне, карету!»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]