Биография Д. И. Фонвизина: основные факты и творческий путь

Денис Иванович Фонвизин родился в Москве 3 апреля 1745 года. Его фамилия происходит от Лифляндского древнего рода. Немецкий барон Петр Фон Висин ещё при царствовании Иоанна Грозного покинул родину и переехал в Россию. После середины XIX века фамилия Фон Висин стала писаться слитно – Фонвизин. В семье Дениса Ивановича было восемь детей. Отец сам занимался их обучением. Как только в Москве открылась дворянская школа, Иван Фонвизин отдал туда своих старших сыновей – Павла и Дениса.

Юность и образование

Его последующее образование продолжилось на философском факультете в Московском университете. В тот же период времени начали создаваться и публиковаться его первые сатирические произведения в московских журналах.

С 1760 года, проучившись пару лет в университете, Денис Иванович переехал в Петербург, как один из лучших студентов. Там ему и удалось завести новых знакомых, достаточно влиятельных личностей на тот период времени: Михаила Ломоносова и Александра Сумаркова. Знания многих языков позволили Денису Ивановичу Фонвизину работать профессиональным переводчиком, он переводил на русский язык многочисленные басни Хольберга, а также произведения Террасона и Вольтера. В 1762 году он занимал место переводчика в Коллегии иностранных дел.

Фонвизин Денис Иванович — краткая биография

Писатель Денис Иванович Фонвизин родился 14 апреля 1975 года в Москве. Семья, в которой родился мальчик, была богата и знатна, поэтому он получил лучшее на тот момент образование — с ним дома занимались приглашенные учителя.

В 10-летнем возрасте Денис поступает в гимназию при Московском Университете для дворянских детей. После ее окончания еще год проучился на философском факультете самого Университета.

В этот период Фонвизин начинает делать переводы и издаваться в некоторых московских журналах.

В 1762 году Денис Иванович решает переехать в Петербург и там поступает на службу в Коллегию иностранных дел в качестве переводчика.

Фонвизин не оставляет творчество во время службы. Он очень увлечен театром. В 1768 году он создает пьесу “Бригадир”. Благодаря своей сатирической составляющей комедия стала очень известна среди образованных слоев населения. Фонвизин был удостоен приглашения на прием к Екатерине II в Петергофе для представления своего произведения.

С 1777 года по долгу службы Фонвизин находился за границей. По большей части во Франции. В Россию он вернулся в 1779 году.

Влияние службы сказалось и в произведениях автора. В 1783 году он пишет «Рассуждение о непременных государственных законах».

В год отставки Фонвизина со службы, состоялась премьера его самой известной комедии, прославившей его как драматурга — “Недоросль”. Зрители Петербурга впервые увидели постановку осенью 1782 года.

После ухода со службы Фонвизин решает путешествовать. Он отправляется в Европу и посещает многие страны. На родину он возвращается лишь в 1787 году, уже больным человеком.

Последние годы жизни он страдал от паралича, но это не мешало ему заниматься творчеством. Однако писатель был в опале у императрицы и значительных произведений он больше не публиковал.

Умер Денис Иванович Фонвизин 1 (12) декабря 1792 года и был похоронен в Петербурге.

Список книг автора, изучаемых в школе

  • «Недоросль» – краткое содержание комедии Фонвизина для читательского дневника

Творческий путь

Первая сатирическая комедия «Бригадир», созданная в 1768 году, получила широкий резонанс, более того, работа над постановкой помогла воплотить личный интерес автора к театру. Известность, которую обрела комедия, помогла писателю Денису Ивановичу Фонвизину стать более узнаваемым в высших кругах. К тому же, благодаря этому Дениса Ивановича пригласили в Петергоф к императрице Екатерине II. С 1769 года Фонвизин работал секретарем у Н.И. Панина (главы Коллегии иностранных дел).

Пару лет Фонвизин провел за границей и вернулся на родину в 1779 году. В марте 1782 года, после отстранения Н.И. Панина от дел, Фонвизин решил уйти с должности в отставку, всецело посвятив себя литературе и творчеству. А год спустя он создал одно из лучших произведений, по мнению многих публицистов России, «Рассуждение о непременных государственных законах». В том же 1782 году в Петербурге состоялась премьера одного из наиболее узнаваемых произведений автора – комедии «Недоросль».

В своих произведениях автор затрагивал общественные проблемы, которые указывали на несправедливую власть дворянства. Он отмечал важность развития патриотизма и был интересным автором своего времени. Образованный и здравомыслящий человек всю свою жизнь был врагом самодержавного произвола и вседозволенности царских любимцев. Критики отмечали, что достоверные и правдивые мысли, отраженные в его произведениях и относящиеся к современной для него русской жизни, можно было отнести к летописям того времени.

Зрелое творчество

Из публицистических произведений одним из лучших считается «Рассуждение о непременных государственных законах», созданное в 1783 году. Осенью того же 1783 года состоялась премьера главной в творчестве Фонвизина пьесы, комедии «Недоросль». Не смотря на обширное литературное наследие, оставленное Фонвизиным, для большинства из нас его имя ассоциируется именно с этой комедией. Первая постановка пьесы шла нелегко. Цензоров смущала сатирическая направленность пьесы, смелость реплик некоторых героев комедии. Наконец, 24 сентября 1782 года постановка была осуществлена на сцене Вольного Российского театра. Успех был колоссальным. Как свидетельствовал один из авторов «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен и публика аплодировала пьесу метанием кошельков». Следующая постановка состоялась уже в Москве 14 мая 1783 года а театре Медокса. С того времени уже более 250 лет пьеса с неизменным успехом идёт во всех театрах России. С рождением кинематографа появилась первая экранизация комедии. В 1926 г. по мотивам «Недоросля» Григорий Рошаль снял фильм «Господа Скотинины».

Переоценить влияние «Недоросля» Фонвизина на последующие поколения литераторов трудно. Его произведения читалась и изучалась всеми последующими поколениями литераторов от Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Белинского и до наших дней. Однако в жизни самого писателя она сыграла роковую роль. Екатерина Вторая прекрасно поняла свободолюбивую направленность комедии, как покушение на существующие социальные и государственные устои. После 1783 года, когда был опубликован ряд сатирических произведений писателя, она лично запретила дальнейшие публикации в печати его произведений. И это продолжалось до самой смерти писателя.

Однако, несмотря на запреты публикации, Денис Иванович продолжает писать. В этот период написана комедия «Выбор гувернёра», фельетон «Разговор у княгини Халдиной». Перед самым своим уходом Фонвизин хотел издать пятитомник своих произведений, но получил отказ от императрицы. Конечно, же он был издан, но значительно позже после ухода мастера.

Личная жизнь

Достоверно о личной жизни выдающегося литератора известно только то, чем он сам решил поделиться в автобиографическом рассказе. Оттуда можно узнать о Приклонской Анне, которая еще в юности пленила его разум и сердце, и не покидала до конца жизни. Анна отвечала ему взаимностью, но была замужем.

Сам Фонвизин женился немного позже на Катерине Хлоповой. Более того, многие отмечали повышенное внимание Фонвизина к своему внешнему виду, за что его считали франтом. Он всегда выглядел нарядно и любил добавлять к своей одежды элементы украшения в виде живых цветов.

Последние годы жизни

В последние годы жизни, проводя время в путешествиях за границей по Европе, писатель столкнется с болезнью, которая не по зубам медицине тех лет. Его хватит первый апоплексический дар, из-за чего он будет вынужден вернуться в Россию.

Страдая параличом, автор будет продолжать заниматься творческой деятельностью. Главный труд, оставленный им и написанный в последние дни жизни, — это автобиографическое произведение «Чистосердечное признание». Писатель умер 1 декабря 1792 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Лазаревском кладбище.

Автор: Анастасия Трубникова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Интересные факты

О жизни и творчестве Д.И. Фонвизина сохранились интересные факты:

  1. Любимый писатель Фонвизина — Жан-Жак Руссо, французский мыслитель и революционер.
  2. Автор прославился среди своих современников не своими трудами, а блестящими переводами. Только после успеха «Альзиры» Вольтера читающая публика обратила внимание на творчество соотечественника.
  3. Фонвизин был влиятельным политиком и состоял в коллегии, которая разрабатывала законы о смягчении крепостного права.

Начало творческого пути

С 1760-х годов Денис Иванович создает свои первые произведения. Раннее творчество Фонвизина отличалось острой сатирической направленностью. В 1760 году в «Литературном наследстве» был опубликован так называемый «ранний «Недоросль»». Параллельно писатель занимался переводами. В 1761 году Фонвизин перевел на русский басни Хольберга. В 1762 году – произведения Террасона, Вольтера, Овидия, Грессе, Руссо.

С 1762 года Фонвизин работает переводчиком, а с 1763 – секретарем кабинет-министра Елагина в коллегии иностранных дел. В 1769 году Денис Иванович переходит на службу к графу Панину в качестве личного секретаря.

В 1768 году писатель создает сатирическую комедию «Бригадир». Пьеса получила широкий резонанс и Фонвизина, биография которого была еще неизвестна в высших кругах, приглашали в Петергоф для чтения произведения самой императрице Екатерине II.

Говоря о творчестве Фонвизина, Белинский писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы: они говорят мне не о заоблачных превыспренностях по случаю плошечных иллюминаций, а о живой действительности, исторически существовавшей, о правах общества».

Денис Иванович Фонвизин происходил из стародворянской семьи. Учился он в той же дворянской гимназии при Московском университете, в которой учился и его ровесник Новиков, затем учился на философском факультете университета. В 1760 г. в числе десяти лучших гимназистов Фонвизин и его брат Павел прибыли в Петербург. Здесь он познакомился с Ломоносовым, с основателем русского театра Ф.Г. Волковым и впервые увидел театральное представление, первой пьесой была пьеса датского писателя Гольберга «Генрих и Пернилл». В 1761 г. по заказу одного из московских книгопродавцов Фонвизин перевел с немецкого басни основоположника датской литературы Людвига Гольберга. Носитель идей века Просвещения, рационалист и моралист Гольберг, стремившийся подчинить всё своё художественное творчество воспитательным задачам – созданию «новой породы людей», был близок Фонвизину и в дальнейшем. Всего Фонвизин перевёл 226 басен. Затем (в 1762 г.) он переводит политико-дидактический роман французского писателя аббата Террасона «Геройская добродетель или жизнь Сифа, царя египетского», написанный в манере знаменитого «Телемака» Фенелона, трагедию Вольтера «Альзира или американцы», «Превращения» Овидия, в 1769 г. сентиментальную повесть Грессе «Сидней и Силли или благодеяния и благодарность», получившую у Фонвизина название «Корион». Любимым его писателем был Руссо.

Одновременно с переводами стали появляться и оригинальные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона. Фонвизин находился под сильнейшим воздействием французской просветительской мысли от Вольтера до Гельвеция. Он сделался постоянным участником кружка русских вольнодумцев, собиравшихся в доме князя Козловского.

Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его служебной карьере. Обратил на себя внимание его перевод трагедии Вольтера и в 1763 г. Фонвизин, служивший тогда переводчиком в иностранной коллегии, был назначен состоять при уже известном тогда кабинет-министре Елагине, под началом которого служил и Лукин. Ещё большим успехом пользовалась его комедия «Бригадир», для прочтения которой самой императрице, автор был приглашен в Петергоф, после чего последовали и другие чтения, в результате которых он сблизился с воспитателем Павла Петровича, графом Никитой Ивановичем Паниным. В 1769г. Фонвизин перешёл на службу к Панину, сделавшись, в качестве его секретаря, одним из наиболее близких и доверенных лиц. Перед смертью Панина Фонвизин, по его непосредственным указаниям, составил замечательный документ – «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей». «Рассуждение» содержит исключительно резкую картину деспотического режима Екатерины и её фаворитов, требует конституционных преобразований и прямо угрожает в противном случае насильственным переворотом.

В 1777 – 1778 гг. Фонвизин выезжает за границу и довольно долго находится во Франции. Отсюда он пишет письма к своей сестре Ф.И.Аргамаковой, П.И.Панину (брату Н.И.Панина), Я.И.Булгакову. Эти письма носили ярко выраженный общественно-социальный характер. Острый ум Фонвизина, наблюдательность, умение разобраться в экономических, социальных и политических явлениях в жизни французского общества, позволили ему нарисовать исторически верную картину феодально-абсолютистской Франции. Изучая французскую действительность, Фонвизин желал глубже понять процессы, происходящие не только во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического порядка на родине. Он оценивает по достоинству то, что заслуживает внимания во Франции – торговлю и промышленность.

Одним из лучших произведений русской публицистики является «Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782 – начало 1783гг.). Предназначалось оно для воспитанника Никиты Панина – будущего императора Павла Петровича. Говоря о крепостном праве, Фонвизин считает необходимым не уничтожение его, а введение в «пределы умеренности». Его пугала возможность новой пугачевщины, необходимо пойти на уступки, чтобы избегнуть дальнейших потрясений. Отсюда основное требование – введение «фундаментальных законов», соблюдение которых необходимо и для монарха. Наиболее впечатляющим является нарисованная писателем-сатириком картина современной ему действительности: безграничный произвол, охвативший все органы государственного управления.

Борьба Фонвизина с Екатериной II и царствующим в стране злом особенно усилилась в 1782-1783 гг. Она развернулась на страницах журнала Российской Академии «Собеседник любителей российского слова». Большое место в журнале отводилось «Запискам касательно российской истории» – тенденциозному произведению Екатерины. Здесь печатаются также фельетоны «Были и небылицы». В третьей книге журнала Фонвизин напечатал «Вопросы к автору “Былей и небылиц”». Полемика носила ярко выраженный политический характер. Фонвизин касался внутреннего положения в стране: фаворитизма, отсутствия гласности в суде, нравственного разложения дворянства. В журнале «Собеседник…» не была разрешена к публикации ещё одна публицистическая статья Фонвизина – «Всеобщая придворная грамматика» (1783 г.), в которой сатирическому осмеянию подверглись приближенные императрицы. Сатирически остро написаны: «Письмо, найденное по блаженной кончине надворного советника Взяткина» и «Наставления дяди своему племяннику», в которых показано, как, пренебрегая честью и долгом, используя служебное положение, наживаются чиновники в самодержавно-бюрократическом государстве.

Вместе с «Бригадиром», наилучшая комедия Фонвизина ­ «Недоросль» (1782 г.). Это забавная критика деревенскому дворянству.

Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль»

Денис Иванович Фонвизин

– самый известный сочинитель времён правления Екатерины Великой.
Денис Иванович
появился на свет в апреле 1745 года в Москве.

Его родителями были выходцами из богатого дворянского рода. Представители этой фамилии служили ещё царю Ивану Грозному. Отец – Фон Визин

, обрусевший чиновник, являлся представителем древней рыцарской династии.

Родители, как люди просвещённые, стараются дать сыну хорошее образование. Мальчика отдают в лучшую гимназию Москвы, и уже через пять лет обучения его принимают в Московский университет, где он обучается в течение двух лет.

Студент с усердием изучает языки и достигает совершенства в немецком и французском языках, что даёт ему возможность познакомиться с шедеврами великих европейских литераторов.

Гимназия и философский факультет университета Москвы помогли юноше приобщиться к словесным наукам. Денис Иванович

пробует свои силы в актёрском искусстве. Сначала принимает участие в студенческих постановках, а позднее и на профессиональных подмостках Публичного театра.

В ранний период своего творчества Денис Иванович

делает переводы литературных трудов многих европейских сочинителей. Молодого человека считают прогрессивно мыслящим и носителем просветительских идей.

Происходит знакомство с группой вольнодумствующих молодых офицеров, результатом сближения с которыми становятся несколько произведений сатирического характера.

Так, в 1769 году написана ставшая невероятно популярной комедия «Бригадир», в которой высмеивается невежество современного дворянства, стремление подражать всему французскому. Пьесу ставят на сцене столичного театра. У критиков она получает хвалебные отзывы.

Получив повышение по службе, Денис Иванович

занимает место секретаря руководителя Коллегии иностранных дел Н. Панина.

Общность политических взглядов, имеющих оппозиционную окраску, сближают Панина и Фонвизина

. Оба твёрдо уверены в необходимости прогрессивных и просветительских реформ в России. Эта дружба в дальнейшем будет иметь большое влияние на творчество сатирика.

В стране происходят резкие перемены, вызванные разгромом Пугачёвского мятежа.

В это время Денис Иванович

закончил работу над комедией «Недоросль». Именно этому произведению суждено стать самым известным из всех литературных трудов автора.

После триумфа комедии «Недоросль» Денис Иванович

пишет прошение с просьбой об отставке, получив которую, все свои силы сочинитель отдаёт литературе. В различных литературных изданиях выходят сатирические произведения
Фонвизина
.

Во время путешествия по Германии и Италии писатель заканчивает работу и издаёт на французском языке биографический труд, посвящённый жизни Никиты Панина.

Граф Панин в произведении Фонвизина

показан идеальным и весьма просвещённым вельможей, что вызвало недовольство правительства Российской империи.
Фонвизину
запрещают печатать свои сочинения. Не был издан пятитомник автора, работа над которым завершилась незадолго до запрета выступлений его в печати.

Тяжёлая болезнь внесла свои коррективы в литературное творчество Дениса Ивановича Фонвизина

. Работа над «Чистосердечным признанием в делах моих и помышлениях» продолжалась до последних дней писателя. Это незаконченное произведение является образцом литературного совершенства отечественной прозы.

В декабре 1792 года сатирика не стало. С большими почестями тело его было предано земле в Александро-Невской лавре.

Прочитав название, уже можно понять, о чем автор будет вести речь. Воспитание и образование подрастающего поколения в условиях крепостного права. Чему учится герой пьесы и чему должен учиться? – над этими вопросами размышляет автор через персонажей комедии.

В произведении автор сумел объяснить появление в жизни общества таких персонажей, как Скотинин

и
Простакова
. Комедия обличает невежественных людей, которые имеют неограниченную власть над другими и используют эту власть не во благо. Властвуют жестоко и бессердечно.

Рассмотрим несколько цитат из произведения, которыми госпожа Простакова

как нельзя лучше характеризует себя:

«Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому».

«С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»

«Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!»

«Врёт он, друг мой сердечный. Нашёл деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка

».

«Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти!»

«Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен: да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?»

А вот несколько цитат из речей её брата, Скотинина

.

«Не будь я Тарас Скотинин

, если у меня не всякая вина виновата».

«Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду».

«Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою».

«Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то сделаю, что все затрубят: в здешнем-де околотке и житье одним свиньям».

«Как! Племяннику перебивать у дяди! Да я его на первой встрече, как черта, изломаю».

А как Скотинин

и
Простакова
относятся к образованию, учению? Пусть они скажут об этом сами.

«Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить».

«Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань».

«Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтём и без Пафнутьича хорошохонько».

«Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. Кстати ли? Покойник-свет и руками, и ногами, царство ему небесное! Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет».

«Я? Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки».

И каким же, с такими наставниками жизни, мог вырасти Митрофанушка?

«Так мне и жаль стало. […].

Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку».

«Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему».

«Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать».

«Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна».

Источником нежелания трудиться, нравственного уродства, ненормальных отношений в семье, распространения невежества и необразованности, по мнению автора, является крепостничество.

Герой Митрофана не видит необходимости в получении образования. Ему нет нужды в несении государственной службы, потому что беззаботное существование герою могут обеспечить крепостные. Весёлую и сытую жизнь прожили до недоросля все его предки: дед, прадед, так же живёт и его матушка. Праздность и удовольствия – это все о чем мечтает молодой дворянский сын.

Собственные мысли Фонвизин

вкладывает в уста таких героев, как
Стародум
и
Правдин
.

Какова их позиция? Важно научить молодых людей любить своё отечество, быть честными и правдивыми гражданами, иметь представление о долге и чести, уважительно относиться к людям любого сословия. Они должны презирать низость, бесчеловечность и лесть.

Создавая образ Стародума

, автор приписывает герою черты своего отца –
Ивана Андреевича Фон Визина
, мудрого, образованного, интеллигентного и способного дать достойное образование молодым.

Стародум

видит необходимость перемен, избавления общества от пороков и ошибок в деле просвещения молодых людей. На необходимость реформирования просветительства надеется и уповает он.

Д. Фонвизин

в своём произведении демонстрирует прекрасное знание народного творчества.

Простонародные слова и ругательства Денис Иванович

приберёг для более яркого и убедительного раскрытия невежества и отсутствия элементарной культуры у ближайшего окружения молодого героя. Примерами таких речевых оборотов являются «до завтрева», «первоет».

В основе конфликта лежит несправедливость уклада жизни общества, где существует крепостное право. В духе времени показывает автор сцены бытовых картинок, характеры и повадки дворян, а также особенности речи и своеобразие разговорного языка.

В русской литературе второй половины восемнадцатого века комедия писателя становится настоящим прорывом в жанре сатиры и юмора.

Комедия, созданная Денисом Ивановичем

более чем 230 лет назад, и сегодня является золотым фондом отечественной драматургии. Пьеса с неизменным успехом идёт на театральных подмостках как столичных, так и провинциальных театров. «Недоросль» живёт вне времени: пьеса современна в любое время и для любого зрителя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]