Сны Веры Павловны в романе «Что делать?» — смысл и значение


Первый сон

Сны Веры Павловны в романе «Что делать?» появляются начиная с двенадцатой главы. Именно тогда автор описывает первое из них.

В начале своего сновидения Вера оказывается заперта в погребе. Но неожиданно она освобождается и переносится на поле, где спелые колоски поражают своим ярким желтым цветом. В момент перехода героиня выздоравливает: она словно была парализована, но очутившись на свободе, ее самочувствие резко улучшается, а тело начинает слушаться.

С Верой разговаривает девушка, «невеста ее жениха». Через ее образ Чернышевский отобразил любовь к людям.

Вера идет на прогулку по городу и по пути помогает всем, кто встречается на ее пути, ведь новая знакомая попросила ее освобождать девушек из темных подвалов и лечить их.

Первое сновидение символизирует освобождение Веры из общества людей ограниченного, старого типа мышления. Образы в нем это аллегория и каждый из них имеет смысл:

  1. Подвал — символизирует «темное царство», в котором душный воздух — отсутствие свободы, а темнота — незнание.
  2. Родители девушки — пленники средневекового мышления и стереотипов. Поэтому мать и учит Веру обольщать богатых мужчин и говорит о замужестве по расчету.

В головах ее родителей плотно засела мысль, что женщина больше ни для чего не годиться. Поэтому оставив родной дом, Вера испытала облегчение: она теперь не обязана стараться продать себя подороже. Раньше ее жизнь была наполнена страхом и злобой из-за сильного давления матери. Но освободившись, она познает истинную любовь к человечеству. Девушка понимает, что на планете есть и другие люди, разумные и не испорченные. Таких она встречает повсюду на улицах своего сна и ей становится радостно.

«Любовь к людям» величает себя «невестой жениха Веры», ведь это Лопухов открыл для девушки другой мир. Просьба отпускать всех женщин подтолкнет героиню к открытию швейной мастерской.

Сны Раскольникова и сны Веры Павловны из романа «что делать?

Предмет:Экономика
Тип работы:Эссе
Язык:Русский
Дата добавления:27.01.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете научиться правильно оформлять эссе:

Как правильно оформлять эссе

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Эссе по Чатфилду (индуктивная и дедуктивная аргументация)
Фантастическое в творчестве М.Салтыкова-Щедрина
эссе «чистота и опасность» Мэри Дуглас
Дедукция и индукция: какой метод рассуждения более фундаментален для познания действительности ?

Введение:

Достоевский по праву считается писателем – психологом. Никто из авторов, как он, не может так точно и чётко раскрыть все душевные человеческие конфликты, переживания, стремления и проблемы, которые хранятся глубоко в подсознании каждого из нас, и только такой художественный приём, как раскрытие личности персонажа через его сон, помогает это сделать.

Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание» настолько погружен в себя, в свои мысли, что не замечает, как его сущность «раскалывается» на две части, действительность сливается с фантазиями и реальность становится какой-то далёкой и невозможной.

На протяжении всего романа Родион Раскольников несколько раз видит сны. Но так как герой испытывает апатию, полусон – полубред, то с большой уверенностью нельзя сказать, был ли это сон или очередной бред, или это всего лишь игра воображения. Но каждый сон по-своему считается ключевым моментом в сюжете произведения. Без этих снов невозможно до конца понять душевное состояние героя.

Сны не только являются осмыслением его жизненной ситуации, но и предвещают грядущие перемены в жизни. Но наиболее значимым для понимания характера и мировоззрения Раскольникова, для понимания его поступков играет первый сон – сон об убийстве лошади. Этот эпизод помогает заглянуть в душу Раскольникова-ребенка, еще не обезображенную страшной «идеей».

После долгих блужданий по Петербургу и размышлений о пользе смерти старухи-процентщицы главный герой засыпает в парке после «пробы». Как только сон сковывает сознание Раскольникова, мы попадаем в его небольшой родной городок, оказываемся вдали от суеты и давящей желтизны домов больших городов. Вокруг всё зелено, ярко, всё является воплощением веры в добро, милосердие и сострадание к другим, то есть перед нами раскрывается внутренний мир маленького Роди, душа которого наполнена добром и только положительными качествами. Мальчик испытывает «неприятнейшее впечатление и даже страх», лишь только проходя с отцом мимо городского кабака, «весь дрожит» от одних только доносящихся из него звуков и вида «шляющихся кругом пьяных и страшных рож». И когда впоследствии сам герой с теплотой и любовью вспоминает бедную городскую церковь и старого священника, то в этот момент мы видим не человека, который хочет совершить убийство, а человека, который поистине живёт, любит жизнь в любом её проявлении, радуется каждому дню и верит, что добро есть

Но светлые краски тускнеют, небо заволакивают чёрные тучи, когда начинаем читать строки из сна об избиении лошади: «Но уж бедной лошаденке плохо». «Она задыхается, останавливается, опять дергается, чуть не падает». Все это мы видим глазами семилетнего мальчика, навечно запомнившего воплощение жестокости. Раскольников-ребенок в первый момент смотрит на все происходящее в ужасе, потом бросается защищать лошадь, но слишком поздно: «Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает».

Непосредственно перед эпизодом сна Раскольников, идя по бульвару, видит, как некий господин пытается совратить молодую девушку, и тогда герой решает за неё заступиться, как он впоследствии пытается спасти лошадь в своём сне. Но увиденное происшествие на улице ещё больше убеждает его в правильности теории и допустимости «крови по совести», а избиение животного лишний раз напоминает Раскольникову о насилии и жестокости в мире. Он уже не видит никакой разницы между животным и человеком. И эта лошадь становится воплощением страданий оскорблённых и униженных.

Сам сон довольно точно передаёт почти все детали предстоящего убийства старухи – лошадку в итоге убивают топором, по её морде течёт кровь, а на Миколке, мы замечаем, нет креста, как впоследствии и на Раскольникове.

В этом сне мы видим целую огромную толпу, жестокую и бессердечную. Лишь один человек, который пытается вступиться за лошадь, – это старик, но он один ничем не может помочь бедному животному.

Это сновидение является вещим, оно указывает герою на неудачный исход задуманного им дела, потому что он один не может изменить общественный строй, каких бы огромных усилий не прикладывал.

В Раскольникове ещё остались некоторые положительные качества, он колеблется в исполнении своего страшного замысла. Пробудившись, обращается к Богу и всем своим существом отрекается от своей сумасшедшей идеи, но, несмотря на это, почти через сутки убивает старуху.

Читая роман дальше, мы никак не можем забыть этот первый сон, а Достоевский постоянно на него указывает. Когда Раскольников возвращается к себе в комнату, спрятав украденные драгоценности, он дрожит, как лошадь, потом ему мерещится, что на лестнице бьют его квартирную хозяйку, а Катерина Ивановна Мармеладова, умирая, кричит: «Уездили клячу!», случайно подвернувшийся красильщик оказывается Миколкой, появляется кабатчик Душкин, который «врёт, как лошадь».

Да и сам первый сон по-настоящему фантастичен, во многом потому, что здесь нашли своё отражение черты придуманного страшного плана Родиона.

Роман Чернышевского «Что делать?» отличается необычной композицией построения сюжета. Автор излагает собственные идеи и описывает идеалы через сновидения персонажа. Смысл и значение снов Веры Павловны напрямую переплетается с событиями произведения. При этом их нельзя воспринимать прямо, ведь каждый из них это аллегория.

Сны Веры Павловны в романе «Что делать?» появляются начиная с двенадцатой главы. Именно тогда автор описывает первое из них.

В начале своего сновидения Вера оказывается заперта в погребе. Но неожиданно она освобождается и переносится на поле, где спелые колоски поражают своим ярким желтым цветом. В момент перехода героиня выздоравливает: она словно была парализована, но очутившись на свободе, ее самочувствие резко улучшается, а тело начинает слушаться. С Верой разговаривает девушка, «невеста ее жениха». Через ее образ Чернышевский отобразил любовь к людям. Вера идет на прогулку по городу и по пути помогает всем, кто встречается на ее пути, ведь новая знакомая попросила ее освобождать девушек из темных подвалов и лечить их. Первое сновидение символизирует освобождение Веры из общества людей ограниченного, старого типа мышления.

Образы в нем это аллегория и каждый из них имеет смысл:

  • Подвал — символизирует «темное царство», в котором душный воздух — отсутствие свободы, а темнота — незнание.
  • Родители девушки — пленники средневекового мышления и стереотипов.

Поэтому мать и учит Веру обольщать богатых мужчин и говорит о замужестве по расчету. В головах ее родителей плотно засела мысль, что женщина больше ни для чего не годиться. Поэтому оставив родной дом, Вера испытала облегчение: она теперь не обязана стараться продать себя подороже. Раньше ее жизнь была наполнена страхом и злобой из-за сильного давления матери. Но освободившись, она познает истинную любовь к человечеству. Девушка понимает, что на планете есть и другие люди, разумные и не испорченные. Таких она встречает повсюду на улицах своего сна и ей становится радостно.

В своем следующем сновидении Вера увидела, как Лопухов вместе с Мерцаловым идет по полю, где они обсуждают реальную и фантастическую грязь. Первая наполнена здоровой и природной жизнью, в ней прорастают колосья. А вторая — лишь гниль и фальшь, она не плодородит и в ней нет великого смысла. Во время их беседы героиня замечает свою мать, бедную и обеспокоенную вопросом пропитания семьи. Но все же на ее лице она заметила едва заметную улыбку. В следующий миг героине снится, словно она сидит на коленях у офицера. Эта сцена меняется на ту, где Вера не может найти работу. Ее давняя знакомая, Любовь к людям, изъясняет, что девушке необходимо перестать держать обиду на свою мать за ее жестокость. Поскольку Марья Алеексеевна всю свою жизнь посвятила тому, чтобы вывести семью из нищеты, а потому и обозлилась на мир, что оказалась в невыносимо тяжелых условиях.

Заключение

Сны в романе «Что делать?» значение имеют символическое. Но они раскрывают содержание истинных мыслей героини и ее желаний. Два первых сновидения отображают отношения Веры с теми, кто относится к людям старого типа мышления. Их легко назвать пошлыми, но они превратились в таких из-за трудностей жизни. И как бы они ни пытались, но пробиться в люди они никогда не смогут. Честный труд сможет дать им кусок хлеба и кров над головой, но не поможет повысить уровень жизни.

Второй сон

В своем следующем сновидении Вера увидела, как Лопухов вместе с Мерцаловым идет по полю, где они обсуждают реальную и фантастическую грязь. Первая наполнена здоровой и природной жизнью, в ней прорастают колосья. А вторая — лишь гниль и фальшь, она не плодородит и в ней нет великого смысла. Во время их беседы героиня замечает свою мать, бедную и обеспокоенную вопросом пропитания семьи. Но все же на ее лице она заметила едва заметную улыбку.

В следующий миг героине снится, словно она сидит на коленях у офицера. Эта сцена меняется на ту, где Вера не может найти работу. Ее давняя знакомая, Любовь к людям, изъясняет, что девушке необходимо перестать держать обиду на свою мать за ее жестокость. Поскольку Марья Алеексеевна всю свою жизнь посвятила тому, чтобы вывести семью из нищеты, а потому и обозлилась на мир, что оказалась в невыносимо тяжелых условиях.

Сны в романе «Что делать?» значение имеют символическое. Но они раскрывают содержание истинных мыслей героини и ее желаний. Два первых сновидения отображают отношения Веры с теми, кто относится к людям старого типа мышления. Их легко назвать пошлыми, но они превратились в таких из-за трудностей жизни. И как бы они ни пытались, но пробиться в люди они никогда не смогут. Честный труд сможет дать им кусок хлеба и кров над головой, но не поможет повысить уровень жизни.

Настоящая грязь — это мир убитых нищетой людей, которые всю жизнь работают и приносят пользу. Они все еще способны перевоплотиться в добрых, нравственных граждан. Но для этого им нужен шанс начать жить, а не выживать.

Фантастическая грязь — это общество довольных жизнью, незаслуженно обогащенных людей, которые на самом деле не несут никакой пользы. Вельмож тревожат лишь мелкие вещи, их души тесны и убоги. И социальный слой в обществе такой создался искусственно, а потому в нем нет людей с поистине чистыми мыслями, способных развиваться.

При помощи этих сцен Николай Гаврилович дает читателю описание картины социальных слоев русского общества — бедных и богатых.

По представлению Чернышевского, хорошая почва — это трудовая жизнь и она правильная. Лишь на ней способны вырости колоски морали и нравственности. Фантастическое — это отсутствия трудовой деятельности, паразитизм.

Анализ снов веры павловны в романе что делать

Одной из композиционных частей романа Николая Чернышевского «Что делать?» являются сны Веры Павловны. Они очень важны в произведении. Фактически можно сказать, что эти сны многое проясняют в главной сюжетной линии романа. С другой стороны, они цельны сами по себе. Ведь Чернышевский использует прием сна для введения в текст своих философских размышлений о мире и его устройстве. Рассмотрим подробней смысл снов Веры Павловны, как они проясняют сюжет, и что автор говорит через эти сны читателям.

Вера Павловна – главная героиня романа «Что делать?». Ее судьба отнюдь не была простой. Она воспитывалась в прилежной семье, получила хорошее образование, однако не имела права самостоятельно решать свою судьбу. Ее мать пытается выдать дочь замуж да быстрее. То общество больше всего гордилось богатым женихом и хорошим имением. Именно такого мужа подыскала мать для заведомо несчастной дочери. Но все обернулось к лучшему, когда Вере Павловне протянул на помощь руку некий студент, медик по будущему образованию Дмитрий Лопухов. Он пытается вырвать ее из этого домашнего попечения-заключения и пристроить на работу в гувернантки. Но, к сожалению, не все складывается так, как задумывал молодой человек. Ему приходиться воспользоваться планом Б: Лопухов делает предложение Верочке и таким образом спасает ее из будущего ада.

Накануне Вере Павловне сниться первый сон. В нем она нездорова и находится в подвале. Вскоре оковы спадают с нее, и Верочка чувствует себя намного лучше. Она оказывается возле поля, где с ней говорит незнакомая женщина – «любовь к людям». Незнакомка призывает ее на помощь другим, точно таким же заточенным женщинам. Этот сон был предвестником того, что Вера Павловна наконец-то выберется из домашней безысходности и получит свободу. Чернышевский в первом сне закладывает основы своей утопии. Это мир, где женщина больше не чья-то собственность, не просто красивая вещь, а настоящая личность. Все, что нужно для этого, – дать ей свободу и показать путь к мечте. Вера Павловна выходит с темницы этого жестокого мира. Символично, что она оказывается на поле. Это то место, где каждый год растет и зреет что-то новое. Пребывая в рамках старого мира, она совсем не знала людей. Она думала, что все они жестоки и холодны. Оказывается, кроме них, есть еще и другие, которых можно любить.

Во втором сне Вера Павловна видит своего мужа Лопухова и священника Мерцалова в поле. Они о чем-то горячо спорят и говорят о двух вариациях одной грязи: реальной и фантастической. Мужчины задаются вопросом: почему в реальной грязи произрастают колосья, а в фантастической – нет. В ходе философской беседы они приходят к выводу, что все дело в движении. Если грязь движется, то она способна что-то родить, если нет, то, соответственно, не имеет таких свойств. Далее они переходят на воспоминания о своем далеком прошлом. Мерцалов с грустью говорит о матери, которая всю жизнь пропахала на земле, дабы дать что-нибудь своим детям. Вера Павловна также вспоминает свою мать и понимает, что она старалась не меньше. Главная героиня прощает ей все проступки.

Во втором сне есть несколько интересных моментов. Во-первых, символический разговор о реальной и фантастической грязи. Что они символизируют? Реальная грязь – это образ бедных людей. Пока они трудятся на земле, они чего-то стоят в этой жизни. Такие люди вносят свою лепту в существование этого мира. А вот фантастической грязью являются богачи. Они только расточают то, что созидают бедные. В итоге стоят на месте и не обогащают общество. В них нет высшего благородия – труда. Чернышевский показывает вторую грань своей утопии. Для него идеальный мир – это место, где все люди работают и приносят этим хоть какую-то пользу. Интересно, что Ленин настолько полюбил идеи литератора-философа Чернышевского, что попытался воссоздать это идеальное общество в виде коммунизма.

Еще один ключевой момент из второго сна Веры Павловны – это образ ее матери. У нее больше нет обиды на мать за то, что та пыталась выдать ее замуж без согласия. Верочка понимает, что на самом деле мать любит ее, но она также родилась и выросла в таком обществе. Это оставило свой след на ее характере и образе жизни.

Третий сон помогает Вере Павловне разобраться в себе. Ей снится, что известная певица Бозио принесла дневник. Верочка понимает, что эта вещь принадлежит ей, хотя в жизни она никогда не вела дневников. Они вместе листают и прочитывают некоторые страницы. Много хороших слов звучит в сторону ее мужа. Она видит, что уважает этого человека, очень благодарна ему, но, к сожалению, не испытывает к нему более сильных чувств. Вера понимает, что пришло время сказать себе правду. Она никогда не любила своего мужа. Он был для нее опорой и главным человеком в ее жизни, но не любимым. Ведь это глубокое чувство Вера Павловна испытывает к другу Дмитрия Александру Кирсанову.

Этот сон повлиял на дальнейший сюжет романа: Вера и Кирсанов соединили свои судьбы. А что же подразумевает под ним Чернышевский? Он видит идеальный мир, где люди не должны жить вместе насильно, в этом он соглашается с русской поговоркой. Третий сон продолжает идеи первого, которые заканчиваются логическим выводом в четвертом сновидении Веры Павловны.

Третий сон

Третье сновидение было кратким и недолгим. В нем певица Бозио держит в руках Верин дневник, которого в настоящей жизни не существует. И начинает его читать вместе с главной героиней. Страницы дневника рассказывают им о любовных отношениях героини с Лопуховым. Приближаясь к последней странице, девушка боится ее смотреть, но все и так становится понятно. Вера осознает, что она хотела бы, но не способна полюбить мужа. Вера Павловна ценит его и уважает, но чувств между ними нет — только дружба и привычка. В действительности же девушка любит Кирсанова.

Проведя анализ событий сна и реальной жизни, видно, как в нем Вера осознает, что такое настоящие искренние чувства к любимому человеку. И тогда она понимает, что может свободно распоряжаться своей жизнью, несмотря на заключенный брак. Ведь главное — это к кому тянется сердце. А если его вкусы поменялись, то нужно следовать ему, а не соблюдать нелепые формы приличия из-за страха быть осужденной обществом. Это одна из самых важных составляющих эмансипации, которая делает женщину абсолютной хозяйкой своих души и тела. И она сама вправе решать, с кем быть.

Четвертый сон

Последнее сновидение Веры Павловны Чернышевский описан в шестнадцатой главе. В нем видит самых разных богинь в порядке их появления:

  • языческую Астарту;
  • древнегреческую Афродиту;
  • отражение Богоматери.

Среди множества богинь ее ведет красивая женщина, в которой Вера с легкостью узнает свой облик — раскованную и свободную владычицу нового времени. В следующий миг перед ее глазами встает райский сад. В нем звучат радостные голоса людей, песни и стихи. Люди там свободны, равны между собой, а труд является добровольным. В саду никто никого не принуждает делать что-либо. Здесь растет пшеница и пасется скот.

В этом сновидении автор отобразил общество завтрашнего дня. В нем все определяется правилом «свобода, равенство и братство». Каждая из богинь отражает роль и место женщины в обществе, которое с течением времени меняется. Первая — предмет наслаждения и восхищения, а последняя полноправный член общества. Вера символизирует независимую, умную женщину, которая равна мужчинам. Она не унижена ими и не использована.

Сны Веры в романе «Что делать?» можно расшифровать, как последовательное отображение освобождения героини. Все образы символичны, но в первом она вместе с другими девушками освобождается из подвала, а спустя четыре сна становится независимой.

И так должно было обновиться все общество, а призраки прошлого — уйти в небытие. Автор верил в наступление светлого будущего, где все будут свободны и равны. Он даже предался сочинению и описанию этого идеального мира в последнем сне Веры.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]