Учиться, чтобы преуспеть
Школьные знания в пределах 9 классов важны. Получить такое первоначальное образование обязаны все граждане страны по закону. А для кого и ради чего люди учатся в дальнейшем? В первую очередь, чтобы комфортно чувствовать себя в любом обществе. Малообразованный человек может быть достаточно самоуверен и иметь необходимые для достаточных заработков навыки, но «пробиться» в определенные общественные слои ему будет сложно.
Существует мнение, что раз многие богатые люди не имели высшего образования, но при этом добились невероятных успехов, то и другим образование не нужно. Действительно, многие известные всему миру миллиардеры не заканчивали вузов, но не стоит забывать, что эти люди не были малограмотными невеждами и всю жизнь занимались самообразованием.
Понятие «образованный человек»
Трактовка термина «образованность» неоднозначна. Считается, что человек в первую очередь должен получить полное образование в школе, затем окончить вуз и на протяжении жизни регулярно совершенствоваться в профессиональном плане.
Во-вторых, такой человек должен обладать определенными личностными качествами и довольно обширным жизненным опытом. В-третьих, предполагается наличие определенных моральных устоев и положения в обществе, полученное благодаря знаниям, целеустремленности, любознательности, культурным ценностям. В итоге понятие «образованная личность» складывается из множества критериев:
- полноценное школьное и высшее профессиональное образование;
- владение родным языком в полном объеме и дополнительным (желательно не одним) иностранным;
- начитанность и грамотная речь;
- культурное развитие;
- обширный кругозор;
- эрудированность;
- коммуникабельность;
- гибкость мышления;
- аналитический склад ума;
- желание самосовершенствоваться и обучаться новому всю жизнь;
- целеустремленность и дисциплина;
- толерантность.
Образованность — это не точные энциклопедические знания во всех областях науки. Это скорее общие познания и огромное желание развиваться и узнавать новое. Так зачем же они нужны? Образованность позволяет видеть мир с разных сторон без ограничений. Она делает жизнь яркой, максимально насыщенной. Человек с легкостью отделяет действительное от навязанного, общается с интересными людьми.
Важность школьного образования
Первый этап получения базовых знаний — среднее образование. Так нужно ли хорошо учиться и зачем? Именно в школе учителя дают навыки письма, чтения, рисования, физической культуры и развернутого мышления. От того, как будет проходить учеба и общее усвоение знаний, зависит будущее ребенка, его тяга к образованию. Школа — фундамент: в ней на протяжении 9−11 лет решается несколько важных задач:
- Общее изучение основополагающих гуманитарных, физико-математических и естественных наук. Получение жизненного, исторического, социального опыта, накопленного на протяжении цивилизации.
- Воспитание патриотизма и культуры поведения, понимание основ искусства, понятия о религиозных и семейных убеждениях.
- Укрепление здоровья, в том числе и психического, мотивация к дальнейшему обучению.
В идеале все так и должно быть. На практике существует достаточно разногласий между учителями, родителями и школьниками. Многие не видят смысла в изучении некоторых предметов, не считают их полезными для дальнейшей жизни. При этом современная педагогика говорит о том, что, даже если конкретные знания и не пригодятся, они дают необходимые в жизни дополнительные навыки. Например, история учит жизненному опыту, математика — логике, физика — хорошей ориентации в бытовых вопросах.
Что сделать, чтобы любить школу и уроки?
В заключение следует добавить абзац о том, зачем дети ходят в школу, как сделать, чтобы им это нравилось. Рекомендуется самостоятельно подумать над этим вопросом. Можно отдельно разработать мероприятия по улучшению отношения к учебе, затем применить на себе. Помните о том, что успешен тот взрослый человек, который умеет находить правильные и эффективные решения в тех или иных ситуациях. Пусть подобная тема сочинения поможет вам развить мышление, научит управлять ситуацией. Не забывайте также о грамотности и стиле текста, которые играют важную роль и помогут в будущем стать хорошим специалистом.
Веские основания для саморазвития
Никто не доверит действительно важную работу малообразованному или просто некомпетентному человеку. Чтобы достичь в жизни больших высот, учиться придется всю жизнь. Единственный минус саморазвития в том, что подгонять и мотивировать взрослого человека будет некому. Придется делать это самостоятельно. Отговорки в виде нехватки времени не помогут. Существует 5 самых важных причин, по которым необходимо учиться и школьнику, и студенту, и взрослому состоявшемуся человеку:
- Чтобы стать первым и самым лучшим в своей профессии.
- В работе лучше всегда делать что-то лучше, чем другие, и больше, чем требуется. Это закон успешных людей. Чтобы риски были оправданы, проекты востребованы, а проблемы решались быстро, необходимы новые знания и практические навыки. Придется постоянно учиться.
- Иметь хорошее здоровье (и физическое, и психическое). Ученые доказали, что только люди с активной жизненной позицией, ведущие энергичную умственную и физическую деятельность, проживают долгую и плодотворную жизнь. В пожилом возрасте у них редко бывают болезни Альцгеймера и Паркинсона, потеря памяти и деменция. Важно помнить, что умственная деятельность должна сопровождаться физической активностью.
- Получать удовольствие от жизни и удовлетворение от новых знаний. Это наиболее важная причина для того, чтобы не останавливаться и заниматься самосовершенствованием. Например, новый изученный язык поможет в путешествии, искусство каллиграфии и медитации вернут спокойствие и самообладание. В мире множество знаний, улучшающих качество жизни и делающих человека счастливым.
- Повышение самооценки. Новые знания могут вызвать уважение окружающих, повысить самооценку, добавить уверенности.
Важнее всего не разбрасываться, а поставить себе цель и получить именно те навыки, которые необходимы для реализации в любимом деле. Получение высшего образования в данном случае — немаловажная ступенька по карьерной лестнице. Во многих профессиях невозможно состояться без диплома (юрист, врач, политик, банкир, экономист).
Осень во дворе. Первое сентября. Казалось бы, всё как обычно, но каждый раз со своими сюрпризами. Первое сентября 2021 года было первым в истории образования, когда за парты сели не только дети, но и родители. И в этой изменившейся реальности они стали задумываться о том, что такое образование и для чего оно им нужно в современном мире.
Подобная ситуация напоминает знаменитую притчу о сороконожке, которая, задумавшись, с какой ноги начать движение, тут же стала спотыкаться. То же спотыкание и одновременное избавление от стереотипов проступает за вопросами детей, родителей и учителей, на которые сегодня нет единственно верного ответа.
Главный смысловой вопрос – зачем ходить в школу?
Вот приду я в школу, сяду за парту… И все 11 лет буду сидеть, прикованный к этой парте. Мне будут рассказывать, что делать и как отвечать на вопросы, которые поставил не я. Я превращусь в человека, за которого принимают решения другие люди и которому дают знания без объяснения того, зачем они мне нужны. Этот вопрос нередко поднимался и в прошлом, но никогда не стоял столь остро, как в этом году.
Зачем нужна школа в тех классических формах, которые нам предложил великий Ян Амос Коменский, создав средневековый цех, в котором изготовлялись, подобно стандартным продуктам, «средние ученики»?
Благодаря Яну Амосу Коменскому классно-урочная система стала восприниматься как цвет волос или глаз. Она будто бы дана нам, в буквальном смысле этого слова, от рождения. Но мир изменился.
И возникают вопросы: может ли классно-урочная система, предложенная в Средние века, оставаться единственной технологией трансляции знания? Существуют ли другие пути передачи знаний? Что придёт на смену привычной существующей технологии школьного обучения?
Я не знаю того человека, который мог бы на них ответить.
Говорил и ещё раз скажу: главная задача школы – это задача построения моста между разными поколениями, а школа – это уникальное пространство встречи, в котором взрослые и дети овладевают самым трудным из искусств – искусством слышать и понимать друг друга.
Когда-то мой ушедший друг, замечательный историк Юрий Афанасьев, в момент выступления Андрея Дмитриевича Сахарова перед Верховным Советом СССР сказал: «Господи, до чего же агрессивно-послушное большинство». Ключевая перемена сегодняшнего времени в том, что родители, дети и учителя перестают быть молчащим, агрессивно-послушным большинством, и это – радующая меня черта нашего сложного времени с его вызовами сложности, неопределённости и разнообразия.
Считал и считаю, что школа – ключевой институт межпоколенческого понимания. Наша миссия – проектирование образования, в котором бы мечтали учиться и дети, и учителя, и родители, обретая великое человеческое искусство – расслышать друг друга, о котором писал Булат Окуджава.
Причины плохой успеваемости
Важный этап начала обучения — школьные годы. Именно в этот период прививаются навыки обучения, любовь к книгам и получению новой информации, ставятся первоначальные цели. Но часто бывает так: ребенок, с удовольствием идущий в первый класс, к концу начальной школы «скатывается» на тройки и не хочет ходить на уроки.
Мнение родителей о том, что «учиться просто надо», являются плохой мотивацией для того, чтобы ребенок повышал уровень своего образования. И если он все-таки спрашивает «Почему важно учиться?», ответ должен быть развернутый. Необязательно быть отличником по всем урокам, достаточно иметь базовые знания по основным предметам. А вот тому, что необходимо для дальнейшей профессии, придется уделить действительно много времени.
Все причины плохой успеваемости школьников условно разделены на три группы:
- физиологические (наследственность, плохое здоровье, нестандартные умственные способности);
- социальные (низкое благосостояние семьи, район проживания, конфликты и неблагоприятная обстановка в классе или семье);
- психологические.
Если причины плохой успеваемости физиологические, коррекцию проводят после полного медицинского обследования. Если социальные, то, возможно, необходимо либо сменить район, либо школу. При неблагоприятной обстановке в семье потребуется помощь психолога.
Психологические нюансы
Если ребенок регулярно ходит в школу, у него отсутствуют пропуски без уважительной причины, но при этом он постоянно получает неудовлетворительные оценки, значит, имеют место психологические причины плохой успеваемости. В большинстве случаев эти проблемы связаны с мотивацией, нежеланием изучать определенные предметы либо ребенок «не умеет учиться». Следует рассмотреть следующие причины:
- особенности нервной системы и отсутствие силы воли;
- несформированные навыки получения знаний;
- отсутствие аргументов для стремления к учебе и достижению успеха;
- неинтересны школьные предметы;
- плохо развитая память, логическое мышление, внимательность, вербальные и мыслительные процессы.
Все эти проблемы хорошо поддаются корректировке под наблюдением психолога. Но в одиночку специалист ничего сделать не сможет. Потребуется постоянный контроль родителей и поддержка учителей. Главное — не упустить время, ведь все великие изобретения созданы были людьми, которые, будучи детьми, имели тягу к знаниям, пытливый ум, стремление докопаться до сути вещей.
Действия родителей
Любознательность и стремление узнать новое изначально заложено природой в ребенке. Но со временем дети понимают, что учителя всегда в первую очередь требуют послушания и соблюдения установленных правил. Им не интересны ни индивидуальное мнение, ни дополнительные знания, ни стремление к самовыражению.
Особенно трудно приходится подросткам. Возможно, если школьник внезапно перестал учиться, ему просто надоело бороться с подобной системой обучения. В таком случае родителям потребуется особый план борьбы со школьной неуспеваемостью:
- Начать принимать участие в жизни школьника. Не стоит требовать полного подчинения и посвящения во все «секреты». Если ранее родитель ограничивался вопросом «как дела?» по выходным, войти в доверие будет достаточно сложно. У подростка сложилась своя личная жизнь, и пускать в нее родителей только потому, что они решили заняться педагогикой, не получится.
- Научиться уважать все виды деятельности ребенка: школьные, внешкольные, спортивные и так далее.
- Помощь в учебе. Хорошо, если родитель разбирается в предметах, которые ребенок «запустил». В противном случае придется нанять репетитора, приобрести дополнительные учебные материалы.
- Обязательно поощрять даже самые маленькие успехи. И, наоборот, терпимо относится к неудачам (если все сделать правильно, они будут временными).
- Поощрение любознательности и любопытства. Существует много различных программ в доступной или игровой форме объясняющие сложные темы. Можно найти исторические и документальные фильмы, книги, энциклопедии, экскурсии (в том числе и виртуальные).
- В некоторых случаях проблемы должны решать только родители (например, при конфликтах с учителями), а в некоторых придется признать право ребенка на принятие самостоятельных решений. В любом случае обсуждать ситуации необходимо вместе.
- Поощрение инициативы и позитивной самостоятельности (но не самодеятельности).
- Участие в делах и мероприятиях класса, школы, поощрение активной жизненной позиции.
Сложнее всего придется тем родителям, которые до настоящего момента не оказывали должного внимания своему ребенку. Если подросток много лет был предоставлен сам себе и самостоятельно решал свои проблемы, предпринимаемые шаги в выпускном классе будут малоэффективны.
Образованность — это не школьный аттестат «на отлично», множество грамот и красный диплом. Это определенный набор качеств, характеристик, навыков и знаний. Освоить все это, получив только академические знания, невозможно. Совершенствоваться придется всю жизнь, и не только профессионально.
Чем школа поможет в будущем?
Если есть возможность, то опишите, зачем ходить в школу, чем она поможет в будущем. Рекомендуется поговорить с родителями, старшими родственниками, чтобы они рассказали, как им помогла учеба и зачем вообще ходить на уроки. Независимо от того, какая будет профессия, учеба обязательна. Даже если человек выбирает профессию повара, он должен чуть-чуть знать химию, анатомию и математику, чтобы понимать, какие ингредиенты можно смешивать, а какие нельзя. В быту также без школьных знаний не обойтись. Зачастую приходится сталкиваться с ситуациями, при которых пригодились бы те или иные науки.