Проблемы и аргументы к ЕГЭ по русскому языку на тему: Детство


Роль семьи и окружения для ребенка

  1. В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» авторитетные наставления Чичикова-старшего являются мощным стимулом к формированию характера и деятельности главного героя. В списке постулатов оказались: умение угождать вышестоящим лицам, общение с людьми ради выгоды и бережное отношение к деньгам. Сила отцовского завета отразилась во взрослой жизни Чичикова. Он последовал завету отца, искусно освоив умение накапливать. Это следование авторитету сделало из Павла талантливого накопителя, но и несчастного человека, для которого главная цель в жизни связана с миром вещей, а деньги – единственные истинные друзья. Таким образом, Чичиков не только стал безнравственным человеком, который может переступить через любую мораль ради выгоды, но и одиночкой, не познавшим настоящей дружбы и любви.
  2. В аллегорической сказке Антуана де Сента-Экзюпери «Маленький принц» в роли авторитета выступает Лис с планеты Земля, который научил друга основным принципам дружбы и любви. Лис не просто рассказывает принцу, как правильно нужно находить друзей и любить. Он говорит мальчику, чтобы тот «приручил» его. Только через процесс «установления уз» происходит понимание героем истин, которые проповедует Лис. Он ценой своих страданий выучивает Маленького принца, и тот возвращается к своей возлюбленной – розе – потому что когда-то он приручил и ее.

Сочинение: Счастливая, невозвратимая пора детства (Л.Н. Толстой)

Детство – это один из этапов человеческой жизни, который во многом влияет на нашу дальнейшую судьбу. Воспоминания из детства у всех разные, они надолго остаются с нами. Рассуждая на эти темы, рассказчик погружает нас в собственные воспоминания из детства, которые наполнены безграничной теплотой и любовью.

Очень важно отметить, что мысли о давно прошедшей поре продолжают согревать героя уже во взрослой жизни. Не трудно проследить позицию автора, который так ярко передает переживания и восхищения юного героя. Воспоминания из детства успокаивают его и навевают легкую тоску, они для него– «источник наслаждения». Николай вспоминает, каким сказочно красивым казался мир вокруг, как его переполняла любовь и искренность ко всему происходящему. Думаю, многие согласятся, что детство — это наиболее беззаботная и яркая пора в жизни, способная сохранять доброту и любовь к мелочам в каждом из нас. Очень часто можно услышать, что во взрослой жизни счастливыми остаются те люди, которые способны, несмотря на все печали и невзгоды, сохранять в своей душе частичку беззаботности и радости своего внутреннего ребенка. Во взрослой жизни человек сталкивается с огромным количеством проблем и совершенно забывает о том, что на них можно смотреть под другим углом.

Позиция, которую транслирует автор с помощью своих героев, мне близка. Я полностью разделяю его мнение, потому что считаю детство одним из важнейших этапов человеческой жизни и его становления. Все проблемы человека и комплексы идут из детства, но и радость, которую он копит в себе, тоже идет из этой поры. Воспоминания, которые греют душу, родные звуки, знакомые запахи заставляют людей на миг вернуться в прошлое и почувствовать себя счастливыми детьми, окутанными безграничной любовью и светом. Такие воспоминания способны растопить сердце даже тех, кто давно уже окунулся во взрослую жизнь и полностью погрузился в свои дела.

Таким образом, детство играет важнейшую роль в нашей жизни. Именно в детстве мы способны искренне наслаждаться ею и всеми мелочами, которые нас окружают. Очень важно не растерять в себе эту способность безгранично любить и придавать значение даже самым незначительным радостям в жизни. Всегда оставаться благодарными и в меру беззаботными — такими, как в детстве. Более того, нужно помнить, что мы являемся частью детства и детских воспоминаний окружающих нас ребятишек. Поэтому мы должны делать все, что зависит от нас, чтобы обеспечить им счастливое детство.

Предыдущая

СочиненияСочинение 9.3: Что такое жестокость (по тексту Л.Н. Толстого)

Следующая

СочиненияСочинение 9.3: Что такое взросление (по тексту Б.Л. Пастернака)

Проблема взросления

  1. Повесть В.Т. Тендрякова «Ночь после выпуска» наиболее полно раскрывает проблемы взросления. Переход со школьной скамьи во взрослую жизнь – это непростое время в жизни подростка. Лучшая ученица выпускного класса Юля Студёнцева, пользуясь возможностью высказаться на выпускном вечере за свой класс, заявила, что ей безразличны все те пути и возможности, которые перед ней теперь открываются. Проблема выбора пути, который определит всю дальнейшую жизнь, поиск своего призвания – это лишь один из немногих конфликтов взросления, которые отражены в повести В.Т.Тендрякова.
  2. Трилогия Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» повествует о проблемах нравственного развития Николеньки Иртеньева. Вопросы, занимающие главного героя – это вопросы самоопределения, которыми задается большая часть подрастающего поколения. К примеру, в «отрочестве» Николенька мучительно переживает возрастной разрыв со старшим братом Володей, завидует его характеру. Душевные переживания выливаются в неконтролируемые истерики, в порыве которых он бьет гувернера. В «Юности» главного героя занимают более тонкие проблемы: он пытается упорядочить свою жизнь, создавая «правила» и пытаясь понять вес человеческого слова. Будучи юношей, Николенька склонен схематично разделять все явления жизни. Например, в главе «Любовь» он размышляет поэтапно над тремя видами любви. Таким образом, читатель видит, как сложен и долог процесс развития личности.

ЕГЭ по русскому языку . Сочинение по тексту Д.А. Гранина (проблема роли детства в жизни человека).

Сочинение по тексту Д.А. Гранина по проблеме роли детства в жизни человека

(1)Детство редко даёт возможность угадать что-либо о будущем ребёнка. (2)Как ни пытаются папы и мамы высмотреть, что получится из их дитяти, нет, не оправдывается. (3)Все они видят в детстве предисловие к взрослой жизни, подготовку. (4)На самом же деле детство – самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего, от родительских планов, она, если угодно, и есть главная часть жизни, она основной возраст человека. (5)Больше того, человек предназначен для детства, рождён для детства, к старости вспоминается более всего детство, поэтому можно сказать, что детство – это будущее взрослого человека.

(6)Детство было самой счастливой порой моей жизни. (7)Не потому, что дальше было хуже. (8)И за следующие годы благодарю судьбу, и там было много хорошего. (9)Но детство отличалось от всей остальной жизни тем, что тогда мир казался мне устроенным для меня, я был радостью для отца и матери, я был не для кого, не было ещё чувства долга, не было обязанностей, ну сопли подобрать, ну спать лечь. (10)Детство безответственно. (11)Это потом стали появляться обязанности по дому. (12)Сходи. (13)Принеси. (14) Помой… (15) Появилась школа, уроки, появились часы, время.

(16)Я жил среди муравьёв, травы, ягод, гусей. (17)Я мог лежать в поле, лететь среди облаков, бежать неизвестно куда, просто мчаться, быть паровозом, автомобилем, конём. (18)Мог заговорить с любым взрослым. (19)Это было царство свободы. (20)Не только наружной, но и внутренней. (21)Я мог часами смотреть с моста в воду. (22)Что я там видел? (23)Подолгу простаивал в тире. (24)Волшебным зрелищем была кузня.

(25)Любил в детстве часами лежать на тёплых бревнах плота, смотреть в воду, как играют там в рыжеватой глубине, поблескивают уклейки.

(26)Повернешься на спину, в небе плывут облака, а кажется, что плывет мой плот. (27)Под бревнами журчит вода, куда плывет – конечно, в дальние страны, там пальмы, пустыни, верблюды. (28)В детских странах не было небоскребов, автострад, была страна Фенимора Купера, иногда Джека Лондона – у него снежные, метельные, морозные.

(29)Детство – это чёрный хлеб, теплый, пахучий, такого потом не было, он там остался, это зелёный горох, это трава под босыми ногами, это пироги с морковкой, ржаные, с картошкой, это домашний квас. (30)Куда исчезает еда нашего детства? (31)И почему она обязательно исчезает? (32)Маковки, постный сахар, пшённая каша с тыквой…

(33)Столько было разного счастливого, весёлого… (34)Детство остаётся главным и с годами хорошеет. (35)Я ведь там тоже плакал, был несчастен. (36)К счастью, это начисто забылось, осталась только прелесть той жизни. (37)Именно жизни. (38)Не было ни любви, ни славы, ни путешествий, только жизнь, чистое ощущение восторга своим существованием под этим небом. (39)Ещё не осознана была ценность дружбы или счастье иметь родителей, всё это позже, позже, а там, на плоту, только я, небо, река, сладкие туманные грёзы…

По Д.А. Гранину.

Во взрослой жизни люди часто вспоминают счастливые моменты ребячьей поры. Именно они и формируют личность. Д.А. Гранин рассуждает над проблемой роли детства в жизни человека.

В центре внимания писателя находятся воспоминания о собственном детстве. Он показывает, что мальчик наслаждался каждым мгновением, радовался простым вещам, любовался красотой природы. Его пытливый ум был наполнен фантазиями, в которых ребёнок мог быть «конём, автомобилем, паровозом». Для него существовала волшебная страна Фенимора Купера и Джека Лондона. Малыш был тогда доверчив и чист, свободен и беззаботен. Автор подчёркивает это, чтобы доказать, что детство – это «самостоятельное царство», «основной возраст человека».

Однако во взрослой жизни нередко исчезает чувство свободы, беспечности, окрылённости и очарованности миром. И, хотя в ранние годы были и обиды, и разочарования, со временем человек испытывает ностальгию по детству и вспоминает только яркие и добрые его моменты. Д. Гранин отмечает, что, чем старше становится человек, тем больше начинает ценить то, что ушло с годами. Эти два примера, дополняя друг друга, показывают, как западают в душу простые радости юных лет и сколько прелести было в далёком прошлом.

Писатель считает, что детство – это самая счастливая пора, и именно она определяет взрослую жизнь человека, формирует его характер и восприятие мира.

Нельзя не согласиться с позицией автора в том, что ребёнок, получая первые жизненные уроки, остаётся при этом беззаботным и свободным, легко забывает страдания и боль. Он получает наслаждение просто от факта своего существования. Вспоминается Николенька Иртеньев, герой автобиографической повести Л.Н. Толстого «Детство». Уже взрослый писатель спустя годы говорит о ранней поре детства как о счастливом и невозвратимом времени. И хотя Николенька нередко обижался и сердился на строгих, но справедливых наставников – гувернёра Карла Ивановича и няню Наталью Савишну, требовавших от него честности, благодарности, послушания, но зато сколько радости приносили ему весёлые игры со сверстниками, ласки любящей матери, подарки и развлечения.

Прочитав этот текст, понимаешь, какую важную роль играет детство в жизни каждого, ведь оно царство волшебства, бесчисленных чудес, весёлых праздников и насыщенных событиями будней. В эту пору обострено видение мира, восприятие жизни, всё кажется интересным и значительным. Нужно не растратить этот щедрый дар – наполненность бытия — и постараться сохранить в себе ребёнка.

Влияние и роль детства в жизни человека

  1. Молодой монах Мцыри — ключевая фигура одноименного произведения М.Ю. Лермонтова. Он всю свою жизнь тосковал по родной земле горного Кавказа. Личная трагедия героя состоит в его невольничестве, которое не дает ему возможность вернуться к себе домой. Монолог юноши перед смертью содержит детские воспоминания, в которых появляются и отец, и сестры, и вечерний очаг. Но главным для Мцыри является то – что его детские воспоминания отсылают героя к мысли о призрачной и далекой свободе, к которой так стремится юная душа. Таким образом, детские воспоминания, связанные с чувством вольности и счастья, послужили стимулом к роковому побегу героя.
  2. Проблема влияния детских воспоминаний на человека актуализируется в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Накануне жестокого убийства молодому студенту Родиону Раскольникову снится сон-воспоминание из детства. В нем главный герой предстает маленьким мальчиком, тонко и мучительно чувствующим сострадание по отношению к убиенной пьяным Миколкой лошади. Автор неслучайно включает этот сон в повествование. Данное воспоминание ставит под сомнение теорию Раскольникова, говоря о том, что никто не имеет право распоряжаться чужой жизнью. Но идеологическое начало все же перевешивает в сознании Родиона, и он все-таки убивает старуху. Однако мысли из детства не отпускают его, именно они положили начало противоречию в душе преступника.

Главное условие, при котором детство будет вспоминаться как счастливое

Почему одни люди вспоминают свое детство как счастливое, а другие — как несчастное? Чтобы это понять, важно знать, что надо ребенку на каждом этапе его взросления. В разное время детям нужно разное. Но есть главное условие, которое нужно всем детям во все времена. Об этом цитаты известного петербургского писателя и детского психолога с 30-летним стажем работы Екатерины Мурашовой.

1. «В первый год после рождения у ребенка идет формирование базового доверия к жизни. Ему все равно, где он спит, чем он обеспечен: деревянными игрушками, прибитыми к полу, или же его таскают в развивающие центры. Ребенку нужно только, чтобы его хотели. Чтобы был человек, который хотел конкретно этого ребенка и давал понять: «я рад, что ты пришел в этот мир». Если такой человек есть, то все в порядке, все остальные вещи — вариативны, они не обеспечивают ни счастья, ни несчастья».

2. «С года до трех лет ребенку нужно, чтобы с ним был кто-то рядом. Он уже начинает двигаться в сторону, познавать мир, но ему нужен взрослый в зоне досягаемости, к которому можно прибежать и уткнуться в коленки. Опять же: какое количество у ребенка игрушек, развивашек, сколько времени мать проводит с ним, является ли она шизанутой бизнес-леди или она не менее шизанута на кинетическом песочке, — не имеет никакого значения. Есть кто-то рядом — отлично, детство воспринимается как вполне благополучное».

3. «После трех лет ребенку необходимо, чтобы его постепенно отпускали от себя. Ему нужен кусок пространства, куда можно уходить, и — горизонтальное общение! До этого момента ребенок вполне может обойтись без сверстников, если им достаточно занимаются взрослые. Начиная с трех лет, горизонтальное общение — ключевое условие для формирования социальных навыков. Кто я в группе? Что делать, если со мной не хотят играть? Как себя вести, если отняли игрушку? Детям нужен коллектив, из которого ушел взрослый. Например, нянечка с воспитателем ушли чайку перехватить, и в это время начинается… То есть, горизонтальное общение — это не когда вы водите ребенка на большой теннис и песенки на английском. Это именно общение без взрослых. Если не предоставить это ребенку в трех-четырехлетнем возрасте, этап социализации отложится на школу, а там уже все гораздо серьезней. Школа сама по себе требует адаптации».

4. «В 10 лет наступает очень интересный этап, который «прохлопывают» не только родители, но и семейные психологи. У ребенка начинается бурное развитие когнитивных навыков: до такой степени, что он понимает (еще только умом, не имея предпосылок и желания): «Рано или поздно, мне придется выйти в большой мир и занять в нем какое-то место». Ребенок понимает: детство еще не закончилось, но оно закончится. И естественный вопрос у нормального ребенка, который до этого дорос, — а какое место в мире я займу? Это не профориентация! Это наступление социальной “предзрелости»: кто я буду там?

Конечно, об этом думают и дети помладше. Первые попытки сформулировать, «кем я буду», они предпринимают в 4-5 лет. Надо внимательно к этому относиться, потому что эти вещи структурообразующие, они говорят о личности. Ни в коем случае нельзя отмахиваться от ребенка, который говорит, что он станет продавцом мороженого, или учительницей, как Марья Петровна. Нельзя говорить: «Ты что не знаешь, сколько они получают? Посмотри, сколько с вами проблем! И как ты можешь быть учительницей, когда у тебя в тетрадке такая грязь!». Вы обрубаете важные структуры, которые потом не оживут».

Еще на блоге: 20 жизненных законов Натальи Грейс

5. «Когда ребенок задается вопросом: а как в этом мире вообще устраиваются? Как другие в него выходят и хорошо в нем живут? Первые, на кого он смотрит, конечно, родители. И то место, где вы находитесь к 10 годам своего ребенка, является для него структурообразующим. Он наблюдает, как его мама и папа обустроились в этом мире. Отлично, если вы обустроились хорошо. Что такое «хорошо»: вам нравится место, которое вы занимаете, и вы нравитесь этому месту. Не важно, что вы делаете, — пашете землю, открываете тайны природы, сочиняете романы, водите троллейбус. Если вы комфортно для себя водите троллейбус, комфортно для себя работаете в кондитерском цеху, то ваш ребенок, посмотрев на это, скажет: «Моя мама — кондитер, она печет вкусные и красивые торты». Или: «Мой папа — шофер, он работает в порту, там огромные машины». И ребенок усвоит на подкорке: да! Я понимаю, как устраиваются в этом мире. Когда ответ «да», ребенок успокаивается.

6. «Бывает, что ситуация идет по другому пути. Например, на вопрос ребенка: «Пап, а ты вот на этом заводе работаешь, а ты там чего делаешь и почему?», отец говорит: «Почему, почему работаю… Чтоб вас, спиногрызов, прокормить! Знаешь, сколько вам денег нужно? У матери спроси. Вот потому и работаю. И знаешь еще почему? Потому что в школе плохо учился! Учился бы лучше, стал бы инженером. Вот будешь двойки таскать, будет с тобой так же». Понимаете, насколько разное психическое состояние получили эти два ребенка? Ни один, ни другой, больше не придут к папе. Первый уже получил ответ, а второй просто не обратится. Так что не надо рассказывать, что «будешь хорошо учиться, будет тебе уважение и хорошая зарплата». Не надо рассказывать, что без высшего образования люди не живут, а умирают в страшных муках. Почему? Потому что это вранье. Детям вообще надо врать поменьше».

7. «В 13-14 лет ребенок уже заканчивается и начинается кто-то другой. Подростку для ощущения «мое детство было счастливым» от родителей нужен пересмотр договора. Дело в том, что, когда мать рожает ребенка или берет его из детского дома, между ними заключается «договор»: он не прописывается, но подразумевается. Этот договор таков: я — мать, ты — ребенок. Я обязана: первое, второе, третье, десятое. Ты обязан: первое, второе, третье, десятое. Когда мать, только что родившая ребенка, выходит к людям, держа его на руках, и говорит: «мы покакали», все понимают, что она права. Что действительно — «покакание» этого младенца было их совместным действием, так как мать себя от ребенка не отделяет. А уж младенец себя от матери и подавно не отделяет. Тут все нормально.

Когда же ко мне на прием приходит мать с 15-летним лбом выше меня ростом и 45 размером ботинка, и говорит: «Вы знаете, доктор, у нас большие проблемы, мы хамим учителям и у нас две тройки в четверти», — вот здесь уже что-то не так. Соответственно, мой вопрос-уточнение: «Вы тоже хамите учителям?». То есть, на этом участке пути что-то произошло, а мать этого не заметила. Что же произошло? «Мы покакали» — нормально. Потом в 3 года он прибегал и утыкался мордочкой в коленки — нормально. Психологическая пуповина еще жива, и по ней еще что-то качается. Потом, после трех лет, ребенок начинает отходить дальше-дальше-дальше. И в какой-то момент эта пуповина растягивается, подсыхает, мешает жить: она становится болезненной для обоих — и для матери, и для ребенка. Начинаются «подергивания» пуповины с той стороны: ребенок запрашивает пересмотр договора. Что должны делать родители в этот момент? Разумеется, резать!

Еще на блоге: Оценка и контроль выполнения решений

Например, так. «Зайчик, — говорит мать, — наконец-то! Я ждала этого долгими зимними вечерами. Наконец-то ты становишься взрослым, какое счастье. Разумеется, мы пересматриваем договор. Мы становимся равными, да! Единственное, что тебе всего 13 лет, и ты пока не можешь зарабатывать деньги. Но это ничего, деньги буду зарабатывать я, поскольку могу и умею. А на тебе будет хозяйство. Я знаю примерно, сколько трачу в неделю, я буду тебе оставлять, ты будешь все делать, а меня вечерами будет ждать горячий ужин. Бабушку парализованную мы поделим пополам: ты будешь убирать горшки по понедельникам и четвергам, я — по вторникам и пятницам, на выходные мы наймем сиделку. Заживем, зайчик! Ты говорил, что хочешь вставить кольцо в нос и перо в задницу. Безусловно, как взрослый человек, ты имеешь на это полное право, я не скажу ни слова».

Как вы думаете, большая часть зайчиков, услышав такое, что говорит? «А можно я еще побуду маленьким?». Но много ли вы знаете таких родителей? Лично я — мало. Большинство, почувствовав, что с той стороны дергают пуповину, решают: началось! Прямо сейчас он начнет пить, курить, колоться и заниматься сексом одновременно, вступив предварительно в общество синих китов. И вместо того, чтобы отпустить, родители начинают «подматывать пуповину» обратно, а ребенок-то запрашивал прямо противоположное! И какую реакцию он выдает? Сопротивляется всеми четырьмя костями, и — здравствуй, подростковый кризис. Природой не предусмотрено никаких кризисов, они не запрограммированы генетически, мы создаем их искусственно».

8. «Итак, чтобы ребенок в дальнейшем вспоминал свое детство как благополучное, ему нужны вот эти вещи на протяжении его взросления. И еще всем детям во все времена нужно, чтобы рядом с ними был хотя бы один человек, который считает, что этот мир — отличное место, в котором каждый найдет себе место. Рядом с взрослеющим ребенком должен быть человек, который считает, что мир — окей и я в нем — окей. Этого достаточно, чтобы ребенок, взрослея, думал: «Ну что ж, раз мир — окей, я, безусловно, тоже окей, и я найду себе в нем место». Это то, что нужно всегда всем детям. Если рядом такого человека нет, и годами ребенку транслируется: «Ты понимаешь, как мир опасен? В этой стране вообще невозможно жить, вырастешь и валить надо отсюда и т.д.», то фиг вам, а не счастливое детство».

Читайте нас в удобном формате Telegram | Facebook | Instagram | Tags

Детская нищета

  1. Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» наиболее полно отражает проблему детской нищеты. Центральный герой, от чьего лица ведется повествование, рассказывает о неблагополучной семье и голодном детстве. Нужда толкает его к заработку посредством азартных игр в сомнительной компании. Жульничество одного из игроков было замечено мальчиком, после чего он был сильно избит. Положение ребенка не осталось незамеченным молодой учительницей французского Лидией Михайловной, которая тайно помогала мальчику едой. Когда личность отправителя раскрылась, Лидия Михайловна стала сама играть с главным героем на деньги, после чего лишилась работы. Однако даже после этого она продолжала поддерживать ученика. Но история о ее благотворительности отражает нерешенную проблему социальной защиты детей, которую многие не хотят замечать.
  2. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» проблема детской нищеты показана в семье Мармеладовых. Дети Катерины Ивановны имели ужасающие по масштабу бедности условия существования. Они зачастую оставались голодными, что отражалось в их исхудавших лицах, они носили изношенную одежду. Наконец, картину бедности дорисовывает и само расположение комнаты семейства, которая являлась проходной и завешивалась простынями для создания иллюзии отделенности пространства. Нищета семьи Мармеладовых, в том числе детская нищета, побудили Соню переступить через себя и пойти «по желтому билету».

Никогда не поздно иметь счастливое детство! И почему все проблемы из детства?

Многие из вас знают, что все проблемы из детства!

В этой статье я бы хотел подробно объяснить, почему это именно так.

Как мы устроены. Психика — Мозг — Тело.

Психика пропускает все события внешнего мира через себя и отдаёт сигналы мозгу. Мозг, в свою очередь, отдаёт соответствующие сигналы телу. Эти последовательности формируют нейронные сети. Всё это — есть работа подсознания, происходящая автоматически.

  • Подсознание — огромная информационная библиотека. Оно содержит весь наш опыт и убеждения и генерирует эмоциональные отклики, реакции, согласно нашему прошлому, ценностям и убеждениям.

Поэтому, важно понять, что подсознание не имеет времени! У подсознания и у тела есть своя память. Именно это и заставляет тебя испытывать одно и то же неприятное чувство каждый раз! Проявляясь в Мыслях — Эмоциях — Теле! То есть, испытывая каждый раз, это уже знакомое чувство, мы фактически живём прошлым! А именно моментом, когда научились этому.

Например, ребёнок в полгода выпал из кроватки, родителей не было рядом, и он инстинктивно, первый раз почувствовал себя ненужным, беззащитным. Человек вырос, ему уже 30, но до сих пор чувствует себя ненужным, например, когда расстаётся или находится где-то совсем один.

Почему же большинство психотравм родом именно из детства?

Возможно, вам известно, что мозг обладает электрохимической активностью. В момент активации нейроны обмениваются заряженными частицами, в результате чего возникает электромагнитное поле. Измерение электроактивности мозга позволяет понять, что происходит в мозгу, когда мы думаем, чувствуем, усваиваем знания, мечтаем и творим. Кроме того, мы можем узнать, как мозг обрабатывает информацию. Для регистрации электрической активности мозга учёные используют метод электроэнцефалографии (ЭЭГ). Исследования позволили установить, что диапазон частот электромагнитного излучения человеческого мозга крайне широк.

Динамика мозгового излучения у детей: от подсознания к сознанию

  • Дельта. От рождения до 2 лет в мозговом излучении преобладают низкие частоты — 0,5–4 цикла в секунду. Этот диапазон соответствует дельта-волнам. У взрослых такие волны активизируются в состоянии глубокого сна. Этим и объясняется то, что новорождённые не могут находиться в состоянии бодрствования более нескольких минут подряд (открытые глаза — ещё не признак бодрствования). Мозговое излучение годовалых детей в состоянии бодрствования всё ещё тяготеет к дельта-частотам, поскольку их деятельностью руководит в основном подсознание. Информация из внешнего мира воспринимается без критического осмысления или оценки. На данном этапе развития мыслящий мозг (неокортекс, сознающий разум) функционирует очень слабо.
  • Тета. В период от 2 до 5–6 лет частота электрического мозгового излучения повышается и достигает 4–8 ц/с. Это диапазон тета-волн. В этом возрасте дети в основном погружены в себя, и их состояние близко к трансовому. Они живут в мире воображения, далёком от всякой конкретики, и практически не способны к критическому, рациональному мышлению. Поэтому они с готовностью верят всему, что им говорят (P.S.: Дед Мороз есть!). И всё, что мы слышим в этом возрасте, оставляет в нас неизгладимый след. «Большие мальчики не плачут! Для девочки главное — внешность. Твоя сестра умнее тебя. Если ты замёрзнешь, то обязательно заболеешь!» Знакомо, а? Все эти утверждения откладываются непосредственно в подсознании, поскольку низкочастотные колебания — область подсознательной активности (да-да, это намёк).
  • Альфа. Между 5 и 8 годами происходит очередной сдвиг частот в сторону альфа-диапазона: 8–12 циклов в секунду. На этом этапе развития формируется аналитическое мышление; дети начинают интерпретировать окружающий мир и формулировать для себя его законы. Но в то же время внутренний мир воображения остаётся столь же реальным, как и внешний. В этом возрасте дети, как правило, живут в двух мирах одновременно. Поэтому им так легко перевоплощаться. Попросите ребёнка притвориться плещущимся в море дельфинчиком, или летящей по ветру снежинкой, или спешащим на выручку супергероем, и несколько часов спустя он всё ещё будет в образе. Попросите об этом же взрослого, и… ну, думаю, вы знаете, чем всё закончится.
  • Бета. В 8–12 лет частота мозгового излучения неуклонно повышается. Нижняя граница бета-диапазона13 колебаний в секунду. На протяжении отрочества частота волны продолжает подниматься и может достигать различных отметок. Мы вступаем в пору расцвета сознательного, аналитического мышления. После 12 лет дверь между сознанием и подсознанием, как правило, захлопывается. Бета-диапазон подразделяется на три промежуточных: низкий, средний и высокий. В течение подросткового периода частота волны проходит путь от низкого к высокому бета-диапазону, типичному для большинства взрослых.

Все графики динамики мозгового излучения (Дельта — Тета — Альфа — Бета), смотрите в Фотоальбоме ниже, после статьи.

То есть фактически ребёнок от зачатия до 5 лет — всё время живёт в состоянии транса или подсознательном состоянии. Это состояние повышенной обучаемости, повышенной внушаемости. И абсолютно всё, что происходит вокруг (внутреннее состояние родителей, ссоры, любые неприятные события) попадает прямиком в подсознание, оставляя там след на всю жизнь. Фактически программируя ребёнка на определённое поведение, реакции, чувства. А так как детей часто воспитывают несчастные родители, ребёнок просто не может быть другим. Именно поэтому любые расстройства психики — пожалуй, самая распространённая проблема на сегодня.

Почему же «никогда не поздно иметь счастливое детство»? Эта фраза, ничто иное, как суть гипнотерапии и возрастной регрессии. И эти слова действительно реальность, ведь наша память — это всего лишь мнение о нашей жизни.

Обратившись уже взрослым к специалисту и войдя в подсознательное состояние (Тета-волн), такое же, как и в детстве, можно найти первопричину и пережить заново все травматичные моменты своего детства, но уже по-новому, с новым опытом, чувством и убеждениями, без травм! Тогда, все дискомфортные чувства, которые мешали в настоящем, просто рассыпаются, не имея фундамента. На уровне мозга, эта новая реакция или новое чувство выглядит, как новая нейронная цепочка, по которой теперь идёт электричество в виде мыслей. А старая нейронная сеть, со временем полностью рассыпается, за ненадобностью. Данный метод, пожалуй, самый эффективный из возможных и обеспечивает глубинную проработку и устойчивый результат психологических изменений, на всю жизнь.

Почему это вообще работает? Дело в том, что память так устроена. У нас существует белок, который помогает кодированию памяти. Вспомнив что-то, человек перезаписывает память, каждый раз память перезаписывая заново, но уже с изменениями! Находясь в комфорте и расслаблении, вспомнив про стресс, он перезапишется в лучшем виде. Научно экспериментальным путём доказано, что если химически заблокировать у человека эти белки, то второй раз воспроизвести то, что вспомнил, уже не получится.

Проблема равнодушия взрослых

  1. Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» наиболее полно отражает проблему детской нищеты. Центральный герой, от чьего лица ведется повествование, рассказывает о неблагополучной семье и голодном детстве. Нужда толкает его к заработку посредством азартных игр в сомнительной компании. Жульничество одного из игроков было замечено мальчиком, после чего он был сильно избит. Положение ребенка не осталось незамеченным молодой учительницей французского Лидией Михайловной, которая тайно помогала мальчику едой. Когда личность отправителя раскрылась, Лидия Михайловна стала сама играть с главным героем на деньги, после чего лишилась работы. Однако даже после этого она продолжала поддерживать ученика. Но история о ее благотворительности отражает нерешенную проблему социальной защиты детей, которую многие не хотят замечать.
  2. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» проблема детской нищеты показана в семье Мармеладовых. Дети Катерины Ивановны имели ужасающие по масштабу бедности условия существования. Они зачастую оставались голодными, что отражалось в их исхудавших лицах, они носили изношенную одежду. Наконец, картину бедности дорисовывает и само расположение комнаты семейства, которая являлась проходной и завешивалась простынями для создания иллюзии отделенности пространства. Нищета семьи Мармеладовых, в том числе детская нищета, побудили Соню переступить через себя и пойти «по желтому билету».

Автор: Лилия Васкецова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В поисках счастливого детства

Это было много лет назад. Я недавно закончила психологический факультет университета, уже работала в детской поликлинике, а в свободное время бродила по всяким психологическим тренингам в надежде обрести некое предположительно существующее знание, которого мне самым очевидным образом не хватало, чтобы действенно помогать приходящим ко мне людям.

Все тогдашние (не знаю, как сейчас) тренинги отчетливо делились на два типа: 1) с сектантским душком (и известной всем адептам фамилией «главы психологической секты», почившего или ныне живущего) и 2) без оного, приближенные к университету, с попыткой опираться на естественно-научный базис. Я, конечно, предпочитала вторые, хотя первые иногда бывали интереснее с точки зрения наблюдения различных человеческих типов.

Один из тренингов, на который я пошла, был самым типичным представителем второй группы: уже хорошо знакомые мне упражнения, что-то выясняют в малых группах, что-то немножко рисуют, что-то пишут, потом садятся обратно в круг — давайте обсудим, что вы чувствовали, и так далее. На тренинги тогда уже собирались не только люди, профессионально приближенные к психологии, или «тренинговые наркоманы» (они в то время только появились). Приходили и люди совсем со стороны, что-то где-то услышавшие (интернета не было и в помине), прочитавшие, с надеждой на разрешение каких-то своих конкретных проблем или просто любопытствующие, видящие в тренингах род оригинального и интеллектуального светского развлечения.

Я не знаю, откуда явилась на тренинг та пара — муж и жена, лет по тридцать пять обоим. Было совершенно очевидно, что любопытствует или на что-то надеется именно женщина, а мужчину она притащила с собой «на веревочке», может быть, для моральной поддержки, а может быть, что-то демонстрируя себе и/или миру. Она очень активно и заинтересованно участвовала во всем происходящем, а он (его звали Вадим) больше отмалчивался, явно скучая, но группу (небогатая ленинградская интеллигенция, включая нескольких студентов и двух-трех представителей богемы) в основном интересовал именно он, что-то в нем такое было для собравшихся интригующее. Еще на этапе знакомства он сообщил, что родился и вырос в деревне, а дальше иногда дружелюбно слушал, иногда почти откровенно засыпал и очень часто (вызывая неудовольствие тренера) бегал курить на улицу.

На каком-то этапе происходящего стали говорить о детстве как истоке многих сегодняшних проблем — говорить реалистично, вполне в рамках психодинамической психотерапии. Когда очередь дошла до Вадима, он обаятельно улыбнулся женщине-тренеру, сказал, что детство у него было самое обычное, и уточнил: «Ну помните, как раньше говорили — счастливое советское детство, тревожная молодость… вот у меня в точности так». Но еще раньше (в разговоре о родителях) Вадим упоминал, что вырос в семье дяди, сельского механизатора, мастера на все руки, и многому от него научился. И здесь ведущая нашла уместным уточнить подробности «счастливого советского детства» Вадима.

Чуть поддернув рукава джемпера, среди абсолютной растерянной тишины, наступившей в группе после первых же его слов, Вадим безмятежно сообщил, что его родной отец был в общем-то неплохим человеком, но сильно пил и пьяным часто бил мать и самого Вадима. А его старшую сестру, кажется, не только бил… И однажды мать, не выдержав издевательств, зарубила отца топором. Потом, конечно, был суд, мать посадили, а детей взял к себе брат матери, у них был большой дом, в деревне они считались богатыми, а его жена, тетя Света, пекла потрясающие пироги с рыбой, а с кузенами они и прежде вместе играли, но, конечно, без драк, когда стали жить все вместе, не обошлось (дядя с тетей не вмешивались, считая, что сами разберутся), и однажды маленький, но сильный Вадим почти оторвал старшему двоюродному брату ухо, а тот почти выбил ему глаз, но, пока их обоих в старом дядином «москвиче» четыре часа по раздолбанным дорогам везли в больницу, они успели помириться и дальше много лет дружили не разлей вода.

Те, кто был постарше, молчали. Молчала и женщина-тренер. Вопросы задавали студенты. И первый, конечно, был по смыслу (формы не помню) приблизительно такой:

— Вадим, и это… это… ты называешь счастливым детством?!

— Ну да, — кивнул Вадим. — А как же? Мне, считай, повезло: жил хорошо, сыт, одет, потом дядька с теткой меня в образование направили, низкий им поклон, я техникум закончил, в армии уже по специальности служил, после в городе сразу работу нашел.

Когда Вадима начали «просвещать» касательно его детства, тренерша наконец очнулась и развернула разговор в другую сторону. Но, видимо, недостаточно быстро. Когда все пили чай в перерыве, Вадим подошел ко мне (на тренинге я тоже почти все время молчала и потому, видимо, казалась ему заслуживающей доверия) и спросил, тщательно подбирая слова:

— Слушай, я правильно понял, что они думают — у меня с детством чего-то не так?

— А ты сам как думаешь? — отбила мяч я.

— Я думаю, как сказал: обычно. Да у нас ведь все так жили. Из всех мужиков не пил только дядя Коля — у него с войны язва не закрывалась. А мать мою очень уважают — тогда ведь, после суда, мужики у нас на время притихли даже, — Вадим улыбнулся. — Побаивались, видать.

— Твоя мать жива?

— А то! Вышла досрочно за хорошее поведение, сейчас депутат в поселке, хоть и судимость, сама понимаешь, в большой цене она, опыт-то какой. Я к ней каждую весну и осень езжу — картошку сажать и копать. И сестра с семьей там, трое ребятишек у нее. Брат вот мой, про которого я тут рассказывал, этот беда: в позапрошлом годе на мотоцикле по пьяни насмерть разбился. Так ты мне скажи…

— Да, — поколебавшись, кивнула я. — У тебя было обычное детство, как у вас всех там. А у этих, здешних — другое. Поэтому они и удивились. А если бы здесь сидели туареги, они бы и от детства этих вообще со стульев попадали.

— А туареги — это кто? — с живым любопытством спросил Вадим.

Я принялась подробно объяснять, смутно надеясь на «эффект последней реплики».

На следующий день они на продолжение тренинга не пришли. Мне очень хочется надеяться, что Вадим, сильный, неглупый и психически устойчивый мужик, сумел преодолеть неожиданно возникшую проблему сам, так, как он это делал всю свою жизнь, и вернуться к комфортному для него ощущению того, что его детство было обычным, нормальным и даже давшим ему прекрасную стартовую позицию для дальнейшей успешной жизни. Но быть уверенной в этом я, конечно, не могу.

Я предлагаю сегодня обсудить феномен счастливого детства. Что это такое? Какое детство мы можем считать (помнить) счастливым? Это все-таки объективная вещь или исключительно субъективная? Что является ее непременными составляющими, а что совершенно необязательно? Можно ли знать о «счастливости» своего детства, еще находясь в нем самом, или это оценка, которую выносят позднее? Человек сам выносит суждение о своем детстве, опираясь исключительно на свои собственные ощущения (воспоминания), или ему подсказывает его окружение?

Для затравки я предлагаю несколько своих соображений по теме, с которыми можно согласиться или, наоборот, оспорить их.

Непременной составляющей счастливого детства мне кажется детство, проведенное среди приблизительно равных. Сами по себе объективные показатели жизни семьи (богатство, бедность, численность, национальные особенности или их отсутствие, религия или ее отсутствие, интеллектуальность, приближенность к искусству и т. д.) особой роли не играют. Если все семьи вокруг приблизительно такие же, детство будет восприниматься счастливым со значительно большей долей вероятности.

Вторым, очень повышающим шансы на счастливое детство фактором мне кажется состоявшийся в профессиональном смысле родитель (родители). Не обязательно много зарабатывающий, известный (это, пожалуй, даже в минус) или многого добившийся. А именно человек на своем месте, удовлетворенный тем, что и как он делает, и делающий это с интересом и (важно!) удовольствием.

Что еще, уважаемые читатели?

Это безусловно актуальная тема, потому что миллионы родителей именно в эту минуту думают о том, как сделать счастливым детство своих детей. И как не сделать их несчастными. Конечно, единого, верного для всех времен и народов алгоритма не существует. Но кое-что важное, я думаю, мы с вами сможем обозначить.

P. S. С результатами нашей дискуссии, если она состоится (на что я очень надеюсь), все желающие читатели — не члены проекта смогут ознакомиться в среду вечером или в четверг утром в моем блоге на сайте «Сноб».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]