История создания
Стихотворение «Русь советская» было написано в 1924 году после того, как Сергей Есенин посетил село Константиново, расположенное в Рязанской области. Место, где вырос поэт, оказалось для него чужим. Творец испытал одиночество, все его близкие и друзья или погибли, или давно покинули родные края.
Сергей Есенин заметил, как сильно изменилось Константиново. Жители села целиком «отдались» советскому государству, новой власти. Они прониклись духом «октября и мая», революционными настроениями, чуждыми поэту. Стихотворец не разделял идеологию пролетариата. Он видел проблемы, к которым может привести установившийся в стране новый режим.
Есенин надеялся, что перемены обойдут стороной его родной дом, однако поэт очень сильно заблуждался. Вернувшись в Константиново, он не смог обрести душевный покой. Даже в любимом селе его преследовали лозунги и агитки советской власти.
Творец выплеснул все свои мысли и эмоции на бумагу. Так и появилось грустное произведение о неизбежности изменений, одиночестве, возвращении на Родину, где уже не осталось близких сердцу людей.
Жанр, направление, размер
«Русь советская» — чётко выраженное лирическое стихотворение. Переживания и эмоции героя выходят в тексте на первый план. Читатели наблюдают за потоком мыслей персонажа. Лирический субъект в произведении выступает в роли художественного двойника автора, отражает ощущения поэта от окружающей его действительности. Эта черта очень характерна для данного жанра. Творец даёт детальное описание людей, которых встречает герой, вернувшись на Родину, что ещё сильнее помогает раскрыть внутренний мир персонажа.
Анализируемое нами стихотворение относится к гражданской лирике. Сергей Есенин выражает свои переживания о судьбе любимой страны, о том, как сильно изменился русский народ после октябрьской революции. В произведении поэта прослеживаются два абсолютно разных настроения, читатели видят боль лирического субъекта и слепую преданность людей, распевающих агитки Демьяна Бедного. Несомненно, «Русь советскую» можно рассматривать и как патриотическое стихотворение. Однако здесь стоит сказать, что творец любит страну такой, какой она была до октября и мая. Он предан не советскому государству, а родной старой Руси.
Направление творчества Есенина новокрестьянская поэзия. Это даже не направление, а течение, впадающее в русский модернизм.
Текст стихотворения «Русь советская» написан ямбом, двусложной стопой с ударением на втором слоге. Такой стихотворный размер придаёт произведению лёгкость и мелодичность.
Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано шестистопным ямбом с чередованием женских и мужских рифм.
Временами встречаются строки с другим размером, напоминающие народный стих раешник. Его поэт использует, когда стремится достоверно передать речь односельчан.
В данном произведении 21 строфа. Строфы не равны по количеству строк и зависят от содержания. Имеются строки, записанные «лесенкой», реплики диалогов. Преобладает перекрёстная рифмовка: АБАБ, также имеются параллельные рифмы: ААББ.
Композиция
Произведение «Русь советская» можно условно разделить на несколько смысловых частей.
- В первой — лирический субъект размышляет о своём возвращении на Родину. Он грустит из-за того, что там не осталось больше его близких и друзей. «Кого позвать мне», — спрашивает герой сам себя.
- Следующая часть сильно контрастирует с предыдущей. Жизнь в селе бьёт ключом: люди собираются вместе, поют агитки, слушают рассказы друг друга. Лишь лирический субъект чувствует себя лишним, не может найти себе место. Персонаж осознаёт, что нет ничего плохого в смене поколений: у молодых парней и девушек новые взгляды, другое мышление. Но всё же он не может спокойно смотреть на то, как сильно люди портят его родной язык своими «корявыми» речами.
- Так постепенно мы подходим к третьей смысловой части произведения Сергея Есенина. Здесь появляются два основных мотива: любовь героя к тому месту, где он вырос, и ценность поэзии, которая всегда будут отражать истинные чувства человека. Родина для стихотворца навсегда останется прежней. «Вражда племён» когда-нибудь закончится, а «пилигрим угрюмый» так и будет воспевать в своих произведениях любимую Русь.
Образы
Начнём с образа лирического субъекта в стихотворении «Русь советская». Герой — чуткий человек, одарённый необычайным талантом стихотворца. Для него очень важно, чтобы рядом находились люди со схожими убеждениями, те, с кем можно будет легко поделиться своими мыслями и переживаниями. Как мы видим из анализируемого текста, родное село всегда было местом, куда персонаж любил возвращаться, ведь там его ждали близкие и друзья. Образ России в стихотворении «Русь советская» неразрывно связан с людьми, ее населяющими. В советской России деревенские жители, наивные и чистосердечные, добрые и простые, стали другими: они озлоблены агитацией, а не своим прошлым, которое до поры их устраивало. Одиночество среди этой агрессивной толпы доставляет поэту боль, ему тяжело всё время находиться одному.
Лирический субъект не способен идти против собственных убеждений. Герой готов смериться с непониманием и холодностью со стороны окружающих, но не в состоянии изменить своей вере. Персонаж любит старину, ему тяжело принять то, что происходит с государством, в котором он живёт. Поэт продолжает считать себя «гражданином села».
Герой есенинского стихотворения — человек, умеющий философски смотреть на мир. Он размышляет о быстротечности жизни, смене одного поколения другим. Кроме того, лирический субъект хорошо подмечает детали, обращает внимание на речь людей, которые его окружают. Поэт высоко оценивает творчество, дорожит своими произведениями. Он не готов расстаться с любимой лирой ни при каких обстоятельствах.
Теперь заострим своё внимание на образах жителей села. Сразу стоит сказать, что новое поколение показано не с самой лучшей стороны. Молодые парни и девушки, поддерживающие советский режим, являются полными противоположностями поэта. Автор имитирует речь простых людей, упрощая предложения и меняя правописание некоторых слов. Сельчане лирического героя обсуждают не «жизнь», а «жись», при чём их речи «корявые» и «немытые».
Читатели видят портрет хромого красноармейца, который не может чётко выразить свои мысли. Рассказывая о Буденном, он запинается, использует слова-паразиты. Увидев, как сельчане из крестьянского комсомола поют агитки, поэт понимает, что его произведения больше не нужны народу. Теперь люди предпочитают громкие слова о значимости революции и силе пролетариата. Им больше не нужны стихотворения о красоте родных краёв.
Анализ поэмы Есенина «Русь»
Наиболее значительным произведением стала маленькая поэма «Русь» (1914), в которой Сергей Есенин создает обобщенный образ родной земли, задумывается о ее судьбе, рассказывает о страданиях и надеждах своего народа и пытается ответить на вопрос, за что же он любит свою родину.
Произведение состоит из пяти частей-главок, которые раскрывают тему с самых разных точек зрения. В первой части автор изображает деревенскую Русь, запуганную дремучими лесами и волчьим воем, нечистой силой и колдунами. Тщательно и предельно лаконично рисует поэт картину нищей и печальной деревни:
Воют в сумерки долгие, зимние, Волки грозные с тощих полей, По дворам в погорающем инее Над застрехами храп лошадей.
Зимний пейзаж как бы впитал в себя драматизм происходящих событий. С зимой и зимней пургой в народе обычно связывали предсказания смерти, недаром у Есенина «заморозь злая». То же самое сулят сумерки. Это слово поэт повторяет дважды в двенадцати строках первой главки: «сумерки долгие, зимние» и «сумерки мглистые».
Картина Руси настолько грустна, тосклива и пугающая, что, кажется, и любить-то ее не за что. Однако вторая главка является признанием в любви к родине и начинается с противительного союза «но»:
Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.
В третьей главе — опять резкий контрастный переход. Образ Руси исторически конкретизируется и рисуется символическая картина наступившей войны:
Понакаркали черные вороны Грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер. Грянул гром, чашка неба расколота, Тучи рваные кутают лес. На подвесках из легкого золота Закачались лампадки небес.
В четвертой главке говорится о страданиях родной деревни в ожидании вестей с поля боя. Она начинается с тревожных вопросов о судьбе солдат:
Затомилась деревня невесточкой – Как-то милые в дальнем краю? Отчего не уведомят весточкой, – Не погибли ли в жарком бою?
В четвертой и последней строфе этой главки появляется единственная героиня, которую автор называет по имени. Это четница Луша, к которой приходят «допытаться любимых речей». Четница читает письма, «груды вестей», пришедшие с фронта. Она говорит об «успехах родных силачей» и олицетворяет собою сквозной лейтмотив поэмы, связанный с желанием разгадать, за что поэт любит свою родину и что ждет ее в будущем, а также с невозможностью постигнуть до конца ее тайну.
Последняя глава — это вдохновенная песнь милым полям, хилым хижинам «с поджиданьем седых матерей», думам деревенских баб, которых не спугнет «ни гром и ни тьма». Здесь выражено острое чувство единства с природой родного края («хоть бы стать мне кустом у воды»), его народом («разгадал я их думы несметные») и великая сыновья любовь к родине, которой поэт желает мирной и счастливой жизни:
Припаду к лапоточкам берестяным, Мир вам, грабли, коса и соха! Я гадаю по взорам невестиным На войне о судьбе жениха.
Последняя строфа поэмы, образующая почти полное строфическое кольцо с первой строфой второй главки, завершает основной лейтмотив этого произведения и по сути отвечает на риторический вопрос, которым начинается нежное и проникновенное признание поэта в своей единственной любви:
Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.
Поэту бесконечно дороги все приметы его родной земли, но больше всего — ее великий народ, который без жалоб и слез переносит все большие беды и страдания и живет верой в ее лучшее будущее.
Темы
Разберёмся с тематикой стихотворения «Русь советская». Ниже представлены основные темы, которые появляются в произведении Сергея Есенина.
- Тема Родины —
ключевая, она проходит через весь текст. Лирический субъект возвращается в края, где он вырос. Персонаж любит эти места, скучает по своему «отчему дому». Герой осознаёт, что всё, что его окружает, давно изменилось. Для многих жителей поэт — лишь «пилигрим угрюмый», человек чужой и незнакомый. Несмотря на это, лирический субъект остаётся верен любимому краю. Он называет себя «гражданином села».
- Тема смены поколений
появляется на протяжении всего стихотворения. Герой осознаёт, что мир стремительно меняется, люди становятся другими. Ему чужды взгляды и убеждения молодых парней и девушек, которые слепо преданы новой власти. Лирический субъект другой, он — человек уже ушедшей эпохи. Мир агиток и «немытых речей» не привлекает персонажа. «Цветите, юные, и здоровейте телом! // У вас иная жизнь. У вас другой напев», — говорит герой. Он с грустью смотрит на новое поколение, но ничего не может изменить. - Тему поэта и поэзии
, несомненно, тоже можно увидеть в анализируемом тексте. Творчество очень важно для героя. Он готов отдать всё «октябрю и маю», но не способен расстаться с «лирой милой». Персонаж всю жизнь восхвалял свой край с помощью поэзии. Когда родные места переживали не лучшие времена, стихотворец был рядом, посвящал красоте любимого села всё новые и новые произведения. Герой так трепетно относится к своим строчкам и мыслям, которые в них вложены, что он не хочет доверить свою лиру даже самым близким людям: матери, другу, жене. Лишь поэт способен полностью овладеть ритмичными напевами, понять значимость каждого выведенного на бумаге слова.
Анализ стихотворения Есенина Русь
«Русь» — большой пятичастное стихотворение Сергея Есенина, написанное в 1914 году, иногда называют небольшой поэмой.
Произведение имеет рамочную композицию. «Сюжетные» третья и четвертая части обрамляются вступлением и заключением. Хронотоп сюжета – явно не современная поэту действительность, а, возможно, допетровский или даже более ранний период. Атмосфера времени и пространства создаётся поэтом с помощью лексических средств, прежде всего – диалектизмов и архаизмов. Сюжетная линия проста: из некоего селения женщины провожают отцов, мужей и сыновей на войну, с трепетом ожидают от них вестей и, наконец, получают от них письма и радуются их успехам.
Обрамляющие части содержат определенные отсылки к сюжету (особенно заключительная пятая), но в целом представляют собой довольно пространные рассуждения о природе и родине, которыми делится с читателями поэт через своего лирического героя.
По-есенински живо и неповторимо красочно обрисованы как в центральной, так и обрамляющей части стихотворения человеческие образы и картины природы. Для их создания поэт пользуется метафорами, сравнениями, олицетворениями. Громко звучит голос поэта, «последнего певца деревни», искренне влюбленного в Русь и восхищенного ей.
Написано стихотворение трехстопным анапестом, узнаваемым есенинским размером. Несмотря на большой объем произведения, и, по большей части, точные богатые рифмы, ощущения монотонности не возникает благодаря чередованию дактилической и мужской клаузул.
Проблемы
Обратим внимание и на проблематику текста стихотворения «Русь советская». В произведении затронуты следующие проблемы:
- Проблема нежеланных перемен
звучит в стихотворении очень отчётливо. Лирический герой не готов принимать новую власть и петь агитки на каждом шагу. Он всей душой предан старой Руси. Персонаж называет себя «гражданином села», тем самым ещё раз подчёркивая, свою приверженность уже ушедшим традициям, миру, которой нельзя вернуть. Поэт грустит из-за того, что его родной край подвергся значительным переменам. Возвращаясь домой, творец надеялся скрыться от советской идеологии, на время забыть о происходящем в государстве. Но даже Константиново не оказалось похожим на ту давно ушедшую Русь, столь любимую лирическим субъектом.
- Проблема одиночества человека
очень ярко проиллюстрирована в тексте. Лирический субъект возвращается на Родину, однако не находит там своих близких и друзей. Среди людей нового поколения он чувствует себя чужим. Герой не может понять нравов и убеждений молодых парней и девушек, ему не нравятся их взгляды. В любимом краю персонаж, словно «пилигрим угрюмый». Лирический субъект не находит «приют» и, глядя на прохожих. Он совсем один в том месте, которое должно являться тихим убежищем. Родное село и дом без близких людей заставляют героя чувствовать настоящее одиночество.
Центральные персонажи
Центральные персонажи стихотворения – лирический герой и жители «нового села». Поэт называет их «окрестные сельчане».
Он противопоставляет себя им, чувствует себя иностранцем, признаётся, что «язык сограждан» стал ему «как чужой». Образ красноармейца, рассказывающего о Будёном, «наморща лоб», выглядит ущербно. Не вызывает приятных мыслей и молодёжь, которая под гармонику «поёт агитки Бедного Демьяна».
У поэта нет ничего общего с этими людьми. «И бабы охают в немую полутьму» — эта картина изображает вздох сожаления, словно вырывающийся из глубины народной души.
Основная идея
В своём стихотворении поэт говорит о том, что каждый человек нуждается в месте, которое станет приютом для его мятущейся души. Сергей Есенин хочет вернуть те времена, когда он был счастлив в селе Константиново. «Русь советская» показывает читателям, как тяжело приходится одинокому человеку, не способному найти поддержку и умиротворение даже на своей Родине. Таков смысл стихотворения «Русь советская», отражающий перемены в душе поэта, который не нашел себя в новой России.
Главная мысль стихотворения «Русь советская» учит нас спокойно относиться к переменам, происходящим в мире, даже если они нам не по душе, принимать тот факт, что жизнь не стоит на месте. Каждый день появляются новые люди, взгляды которых могут кардинально отличаться от наших убеждений. Нужно проще к этому относиться. Кроме того, важно всегда прислушиваться к своему внутреннему голосу, не идти на поводу у господствующего в данный момент образа мысли.
Средства выразительности
Анализируемое нами произведение Сергея Есенина изобилует средствами речевой выразительности, которые помогают автору лучше передать настроение лирического субъекта, описать обстановку в селе, куда прибывает персонаж, дать характеристику людям, придерживающимся идеологии советского государства. Таковы тропы в стихотворении «Русь советская»:
- Поэт использует риторические вопросы, чтобы показать читателям, как одиноко чувствует себя герой, вернувшись на Родину. Лирический субъект словно ведёт немой диалог с самим собой. Он пытается спокойно смотреть на всё, что творится вокруг него, принимать изменения, происходящие в любимом с детства селе.
- Риторические восклицания ещё сильнее усиливают создаваемый риторическими вопросами эмоциональный эффект.
- Текст наполнен метафорами, украшающими весь образный ряд произведения. Мельница у Есенина похожа на птицу с одним крылом, а думы — на огромный рой, терзающий душу стихотворца.
- В произведении мы можем увидеть и сравнения. Так, например, строка «И ноги босые, как телки под ворота» становится красивее и образнее благодаря использованию названного выше средства речевой выразительности.
- Обратим внимание и на то, как Сергей Есенин описывает природу. Он использует олицетворения, тем самым оживляя пейзаж. Закат способен «обрызгать» поля, придать им цвета, а тополя в стихотворении «уткнули» босые ноги по канавам.
- Автор намеренно заменяет некоторые современные слова их устаревшими эквивалентами. Так, Россия превращается в Русь, а поэт — в пиита. Этим Сергей Есенин показывает, насколько сильна любовь лирического субъекта к ушедшим традициям. Герой остаётся верен дореволюционной стране, времени, когда ещё не было громких лозунгов и агиток Демьяна Бедного.
- Поэт прибегает к использованию и такого тропа, как оксюморон. Он ставит рядом два слова с противоположными оттенками значений. Сочетание «грустная радость» полностью отражает чувства лирического субъекта после возвращения в родное село. С одной стороны, персонаж радуется тому, что он находится дома. С другой же стороны, герой испытывает ужасное, терзающее душу одиночество.
- Особую красоту стихотворению придают эпитеты, «рассыпанные» по всему тексту. В первом же катрене появляется сильный и значимый образ, дающий читателям представления о том, каким сейчас видит лирический субъект родное село. Сергей Есенин использует прилагательное «осиротелый», описывая Константиново. В тексте произведения мы видим и ещё одно важное сочетание слов. Герой называет себя «пилигримом угрюмым», понимая, что на Родине не осталось близких ему людей.
- В стихотворении «Русь советская» есть и антитезы, которые позволяют автору создать сильный контраст между лирическим субъектом и остальными сельчанами. Люди, помнившие поэта, давно успели забыть его, отчий дом превратился в золу, а сам персонаж стал чувствовать себя иностранцем в родной стране.
Автор: Диана Кузнецова
Художественные особенности
Три части произведения (завязка, развитие действия, развязка) отличаются по стилистике, ритму, интонации.
Начало и конец маленькой поэмы произносятся спокойно, задумчиво. Основная часть произносится взволнованно, с внутренним раздражением. Смена интонации указывает на движение мысли автора, глубину его поиска.
Обилие олицетворений и других средств художественной выразительности всегда было характерно для творчества Есенина, но в данном тексте природа и человек вступают в конфликт: «клёны морщатся ушами длинных веток», слыша речи красноармейца; «ноги босые, как тёлки под ворота, уткнули по канавам тополя»; «…мельница, бревенчатая птица, // С крылом единственным стоит, глаза смежив…».