Самое главное в рассказе хирургия. Чехов, анализ произведения хирургия, план

Многие произведения А.П. Чехова хоть и смешат читателя, но при этом служат для выражения моральных ценностей и важных идей. Например, рассказ «Хирургия» ставит перед обществом злободневный вопрос о невежестве в такой отрасли, как охрана здоровья граждан. Называя книгу наименованием целого врачебного направления, автор обобщает, тем самым говоря, что вся медицина в России находится в плачевном состоянии, а не одна только земская больница. Он по опыту знал, как необходимы государству не только реформы здравоохранения и соответствующее финансирование, но и ответственное отношение людей к этой должности. Именно проблеме его отсутствия посвящена работа писателя.

Жанр произведения

Писатель берет за основу сюжета реальный случай из медицинской практики того времени. Будучи врачом, он знал, что в этой сфере работало очень много непрофессионалов, которые не лечили, а калечили. Хирургия – как раз то направление медицины, где промахи наиболее болезненны и очевидны. Автор обнажил насущную проблему общества, где здравоохранение для людей с низким доходом превращается в лотерею, где выиграть практически невозможно, а проигрыш обходится очень дорого. Поэтому произведение Чехова можно отнести к остро социальным рассказам.

Автор делает акцент на осмеянии пороков, то есть хочет исправить создавшееся положение. Если люди увидят, насколько нелепо выглядит их поведение, они перестанут себя так вести. Смех больно ранит человека, в отличие от морализаторских выпадов и поучений. По стилю писатель даже ближе к фельетону. Меткие характеристики героев указывают на их недостатки, выявляя порочную натуру, скрывающуюся за ними. Внешний их облик не так смешон, как внутреннее безобразие души. Юмор в «Хирургии» играет роль обличителя, которого приятно слушать, несмотря на его обвинения. Он проявляется даже в сюжете: доктор уехал жениться, фельдшер ничего не умеет, но все же принимается за работу, дьячок то хватит, то проклинает врача, ведь он не в силах любить ближнего своего и терпеть земные муки. Таким образом, произведение можно назвать юмористическим рассказом.

О чем говорится в рассказе?

Действие происходит в земской больнице в воскресный день, где больных принимает фельдшер Курятин, потому что доктор уехал жениться. Туда приходит Вонмигласов, у которого болит зуб. Вначале пациент нахваливает лекаря: «На то вы, благодетели, и поставлены, дай бог вам здоровья, чтоб мы за вас денно и нощно, отцы родные… по гроб жизни…». Сам Курятин утверждает, что хирургия – пустяки … раз плюнуть. Но после неудачной попытки вырвать зуб у обоих меняется точка зрения: дьячок начинает ругаться, а неудавшийся стоматолог уже защищается тем, что не легкое это дело – зуб рвать. Во время второй попытки у больного во рту остается два выступа на месте зуба, что окончательно выводит его из себя: «Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!». Врачеватель же пытается оправдаться, что уже удалял зуб некоему Египетскому помещику, но так невнятно говорит об этом, что невольно задумываешься: а был ли помещик? Дьячок уходит восвояси, а фельдшер даже не попытался исправить ситуацию. Чехов избрал для произведения открытый финал: пациент покидает кабинет, и на этом повествование резко обрывается.

Хирургия

1884

Земская больница. За отсутствием доктора, уехавшего жениться, больных принимает фельдшер Курятин, толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки — сигара, распространяющая зловоние. В приемную входит дьячок Вонмигласов, высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху. Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, потом вынимает из красного платочка просфору и с поклоном кладет ее перед фельдшером. — А-а-а… мое вам! — зевает фельдшер. — С чем пожаловали? — С воскресным днем вас, Сергей Кузьмич… К вашей милости… Истинно и правдиво в псалтыри сказано, извините: «Питие мое с плачем растворях». Сел намедни со старухой чай пить и — ни боже мой, ни капельки, ни синь-порох, хоть ложись да помирай… Хлебнешь чуточку — и силы моей нету! А кроме того, что в самом зубе, но и всю эту сторону… Так и ломит, так и ломит! В ухо отдает, извините, словно в нем гвоздик или другой какой предмет: так и стреляет, так и стреляет! Согрешихом и беззаконновахом… Студными бо окалях душу грехми и в лености житие мое иждих… За грехи, Сергей Кузьмич, за грехп! Отец иерей после литургии упрекает: «Косноязычен ты, Ефим, и гугнив стал. Поешь, и ничего у тебя не разберешь». А какое, судите, тут пение, ежели рта раскрыть нельзя, всё распухши, извините, и ночь не спавши… — М-да… Садитесь… Раскройте рот! Вонмигласов садится и раскрывает рот. Курятин хмурится, глядит в рот и среди пожелтевших от времени и табаку зубов усматривает один зуб, украшенный зияющим дуплом. — Отец диакон велели водку с хреном прикладывать — не помогло. Гликерия Анисимовна, дай бог им здоровья, дали на руку ниточку носить с Афонской горы да велели теплым молоком зуб полоскать, а я, признаться, ниточку-то надел, а в отношении молока не соблюл: бога боюсь, пост… — Предрассудок… (пауза). Вырвать его нужно, Ефим Михеич! — Вам лучше знать, Сергей Кузьмич. На то вы и обучены, чтоб это дело понимать как оно есть, что вырвать, а что каплями или прочим чем… На то вы, благодетели, и поставлены, дай бог вам здоровья, чтоб мы за вас денно и нощно, отцы родные… по гроб жизни… — Пустяки… — скромничает фельдшер, подходя к шкапу и роясь в инструментах. — Хирургия — пустяки… Тут во всем привычка, твердость руки… Раз плюнуть… Намедни тоже, вот как и вы, приезжает в больницу помещик Александр Иваныч Египетский… Тоже с зубом… Человек образованный, обо всем расспрашивает, во всё входит, как и что. Руку пожимает, по имени и отчеству… В Петербурге семь лет жил, всех профессоров перенюхал… Долго мы с ним тут… Христом-богом молит: вырвите вы мне его, Сергей Кузьмич! Отчего же не вырвать? Вырвать можно. Только тут понимать надо, без понятия нельзя… Зубы разные бывают. Один рвешь щипцами, другой козьей ножкой, третий ключом… Кому как. Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит на нее вопросительно, потом кладет и берет щипцы. — Ну-с, раскройте рот пошире… — говорит он, подходя с щипцами к дьячку. — Сейчас мы его… тово… Раз плюнуть… Десну подрезать только… тракцию сделать по вертикальной оси… и всё… (подрезывает десну) и всё… — Благодетели вы наши… Нам, дуракам, и невдомек, а вас господь просветил… — Не рассуждайте, ежели у вас рот раскрыт… — Этот легко рвать, а бывает так, что одни только корешки… Этот — раз плюнуть… (накладывает щипцы). Постойте, не дергайтесь… Сидите неподвижно… В мгновение ока… (делает тракцию). Главное, чтоб поглубже взять (тянет)… чтоб коронка не сломалась… — Отцы наши… Мать пресвятая… Ввв… — Не тово… не тово… как его? Не хватайте руками! Пустите руки! (тянет). Сейчас… Вот, вот… Дело-то ведь не легкое… — Отцы… радетели… (кричит). Ангелы! Ого-го… Да дергай же, дергай! Чего пять лет тянешь? — Дело-то ведь… хирургия… Сразу нельзя… Вот, вот… Вонмигласов поднимает колени до локтей, шевелит пальцами, выпучивает глаза, прерывисто дышит… На багровом лице его выступает пот, на глазах слезы. Курятин сопит, топчется перед дьячком и тянет… Проходят мучительнейшие полминуты — и щипцы срываются с зуба. Дьячок вскакивает и лезет пальцами в рот. Во рту нащупывает он зуб на старом месте. — Тянул! — говорит он плачущим и в то же время насмешливым голосом. — Чтоб тебя так на том свете потянуло! Благодарим покорно! Коли не умеешь рвать, так не берись! Света божьего не вижу… — А ты зачем руками хватаешь? — сердится фельдшер. — Я тяну, а ты мне под руку толкаешь и разные глупые слова…. Дура! — Сам ты дура! — Ты думаешь, мужик, легко зуб-то рвать? Возьмись-ка! Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил! (дразнит). «Не умеешь, не умеешь!» Скажи, какой указчик нашелся! Ишь ты… Господину Египетскому, Александру Иванычу, рвал, да и тот ничего, никаких слов… Человек почище тебя, а не хватал руками… Садись! Садись, тебе говорю! — Света не вижу… Дай дух перевести… Ох! (садится). Не тяни только долго, а дергай. Ты не тяни, а дергай… Сразу! — Учи ученого! Экий, господи, народ необразованный! Живи вот с этакими… очумеешь! Раскрой рот… (накладывает щипцы). Хирургия, брат, не шутка… Это не на клиросе читать… (делает тракцию). Не дергайся… Зуб, выходит, застарелый, глубоко корни пустил… (тянет). Не шевелись… Так… так… Не шевелись… Ну, ну… (слышен хрустящий звук). Так и знал! Вонмигласов сидит минуту неподвижно, словно без чувств. Он ошеломлен… Глаза его тупо глядят в пространство, на бледном лице пот. — Было б мне козьей ножкой… — бормочет фельдшер. — Этакая оказия! Придя в себя, дьячок сует в рот пальцы и на месте больного зуба находит два торчащих выступа. — Парршивый чёрт… — выговаривает он. — Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель! — Поругайся мне еще тут… — бормочет фельдшер, кладя в шкап щипцы. — Невежа… Мало тебя в бурсе березой потчевали… Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил… образованность… один костюм рублей сто стоит… да и то не ругался… А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь! Дьячок берет со стола свою просфору и, придерживая щеку рукой, уходит восвояси…

Главные герои

Персонажи изображены в характерной для писателя сатирической манере. Он заострил внимание на их комическом поведении и нарисовал иронический портрет целого сословия. Их характеры схематичны, но при этом вмещают в себя плоды пристального наблюдения автора за изменяющейся и пульсирующей действительностью. Герои рассказа «Хирургия» Чехова выдержаны в черно-белых цветах фельетона: они лишены полноценного внутреннего мира. Образы строятся вокруг одного порока, который высмеивается и осуждается. Читатель не видит их жизни, семей и обстоятельств, которые повлияли на формирование личности. Важно то, и Антон Павлович подчеркивает это, что пороки развиваются с молчаливого согласия общества. Все мы не обращаем внимания на то, что происходит, и ничего не делаем, чтобы это исправить.

  1. Фельдшер Курятин. Самовлюбленный, важный, невежественный человек, который любит болтать и пускать пыль в глаза. У него недюжинное самомнение, и даже если его разрушает сама жизнь, он всегда готов привести кучу оправданий, противореча себе. Точку зрения он меняет в зависимости от того, что ему нужно впарить собеседнику. Медицинский работник не чувствует особой ответственности, он просто отсиживает свое дежурство, стараясь при этом сохранить напускную «приятность» и никого не покалечить. С профессиональной точки зрения он дилетант. Автор дает ему юмористическое описание:

«Толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки — сигара, распространяющая зловоние».

  1. Дьяк Вонмигласов. Лицемерный, узколобый, болтливый, грубый и импульсивный. Меняет мнение, как перчатки, в зависимости от того, что в данный момент чувствует. Ему не нужно доказательств и раздумий, чтобы сделать вывод, достаточно просто поверхностных впечатлений, и суждение готово. Этот герой тоже пошел работать не по призванию: он слишком глуп, чтобы нести достойно служить в церкви. Персонаж легкомысленный, но при этом отличается ханжеством. Религия для него просто условность: «Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, потом вынимает из красного платочка просфору и с поклоном кладет ее перед фельдшером».

Характеристика героев – одно из ярчайших средств создания комического эффекта в произведениях Чехова. Книга «Хирургия» является одной из лучших в своем роде, ведь актуальна до сих пор. Невежество вредит не только конкретному человеку, но и всему обществу. Оно не развивается, так как глухо к прогрессу и живет только ради добычи мелкой выгоды и потребительского существования, лишенного высшей цели. Над этим смеется писатель, однако это не веселый смех, а грустная усмешка, ведь с годами в России мало что изменилось.

Анализ рассказа А. П. Чехова «Хирургия»

А. П. Чехов — автор прекрасных юмористических рассказов, великий художник слова. Дебют писателя состоялся в юмористическом журнале «Стрекоза». Опубликованная под псевдонимом «Юный старец» юмореска возвестила миру литературы о появлении нового, яркого и искрометного таланта. Ранние рас­сказы Чехова юмористичны, чеховский смех весел и заразителен, это смех до слез.

Рассказы Чехова коротки, но за их небольшим объ­емом и внешней простотой кроется очень глубокий смысл. Они — живое подтверждение чеховского афо­ризма: «Краткость — сестра таланта».

Одна из жемчужин раннего творчества Чехова — рассказ «Хирургия». Врач по профессии, Чехов в этом произведении касается хорошо знакомой ему об­ласти — области медицины. Рисуя небольшой эпизод, он демонстрирует всю силу своего поразительного та­ланта.

Важно

Герои рассказа — дьячок Вонмигласов и фельдшер земской больницы Курятин, который в отсутствие доктора, уехавшего жениться, принимает больных. Красноречиво говорит о Курятине его портрет: «…

тол­стый человек лет сорока, в поношенной чечунчовои жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между ука­зательным и средним пальцем левой руки — сигара, распространяющая зловоние».

Несмотря на незнание дела, этот светило медицины берется за удаление зуба, которое кажется ему пустяком. Между тем у уверенного поначалу в себе Курятина ничего не полу­чается, и он меняет свое мнение о хирургии: «Дело-то ведь нелегкое…

», «Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил!». Курятин не понимает, что, возьмись он и за это также неумеючи, снова ниче­го не выйдет.

С течением дела меняются и взаимоотношения ме­жду героями. Смиренный дьячок вдруг превращается в агрессивное и злобное существо, способное произно­сить не самые лестные слова.

А Курятин, уважитель­но принявший пациента, разговаривает с ним в итоге весьма бесцеремонно. «На то вы, благодетели, и по­ставлены, дай Бог вам здоровья…», — бормочет дья­чок, в надежде на лучшее.

А несколькими минутами позже он уже проклинает неумелого фельдшера: «На­сажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!».

В небольшой сценке Чехов сумел великолепно рас­крыть характеры героев. Вонмигласов, не найдя у Ку­рятина иконы, крестится на бутыль с карболовым раствором. По сути, ему все равно, на что молиться.

Совет

Вера его условна, и соблюдение обрядов тоже. За от­сутствием истинной веры скрываются и нравствен­ные пороки. Дьячок жаден.

Разругавшись с фельдше­ром и несмотря на жуткую боль, он не забывает захва­тить со стола принесенную им в знак благодарности просфору.

Курятин не раз упоминает о своем авторитете — Александре Иваныче Египетском, человеке образо­ванном, один только костюм которого стоит рублей сто. И последнее — веский аргумент в отношении фельдшера к людям.

Писатель смеется и над народными суевериями: Ефим Михеич в надежде на исцеление носит на руке ниточку, привезенную с Афонской горы. Весьма со­мнительны и применяемые им до обращения к фельд­шеру методы лечения: водка с хреном, теплое молоко.

Рассказы Чехова и сегодня читаются с интересом. Они написаны более столетия назад, но не устарева­ют, не теряют своей свежести и новизны.

В каждом человеке Чехов стремится воспитать стремление к самосовершенствованию, к избавлению от недостат­ков, к повышению культуры.

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мыс­ли»,— утверждал писатель и эту точку зрения ярост­но отстаивал.

Источник: https://5litra.ru/soch/203-analiz-rasskaza-a-p-chehova-hirurgiya.html

Темы

  • Антон Павлович Чехов поднимает тему вопиющего непрофессионализма со стороны людей, которые берут на себя ответственность за здоровье и жизнь пациента. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для качественного исполнения работы, губит специалистов, убивая в них творческий импульс к труду. Они отбывают срок на рабочем месте, нисколько не задумываясь, как сделать лучше. Они думают лишь о том, как бы получить выгоду и обмануть клиента, и общий уровень доверия к русскому работнику падает. Что самое главное, не без оснований. Отечественной медициной пользуются только люди с малым достатком за неимением лучшего. Поэтому гибнет сама сфера деятельности, ведь талантливые и умные люди не видят в ней перспектив.
  • Лень. Писатель в рассказе «Хирургия» высмеивает невежество и глупость мещан, которые хотят только зарабатывать, а не работать. Фельдшер не потрудился освоить необходимые навыки и знания и вполне доволен своим непрофессионализмом, надеясь «на авось».
  • Лицемерие. Мы видим очередного «хамелеона» Курятина, который с пренебрежением относится к дьячку и с восхищением вспоминает о помещике. Неискренность в очередной раз попадает под прицел автора. Кроме того, здесь же прослеживается проблема социального неравенства: медицина для богатого лучше, чем для бедного.
  • Ханжество. Дьяк крестится и на бутыль, его религиозное чувство сводится к соблюдению обычаев. Ему важно, что люди подумают, поэтому показная вера – его неизменный спутник.

Комическое и трагическое в рассказе Чехова «Хирургия» — Сочинение

Комическое и трагическое в рассказе А. П. Чехова «Хирургия»
Великий русский писатель Антон Павлович Чехов по образованию был врачом, поэтому тема медици­ны занимает особое место в его творчестве. Так, в рас­сказе «Хирургия» Чехов представляет нам лекаря, ко­торый несерьёзно относится к своему делу.

В этом произведении мы знакомимся с двумя ге­роями — фельдшером Курятиным и дьячком Вон­мигласовым. Чехов изображает обычную ситуацию: дьячок обратился к фельдшеру с просьбой вылечить больной зуб. Но в этой жизненной истории писатель показывает нам, к чему приводит безответственность лекаря.

Курятин очень самоуверен, он считает себя хоро­шим врачом, а на самом деле не может даже удалить зуб. Буквально в каждой строчке рассказа Чехов по­казывает нам, что этого героя нельзя назвать не только врачом, но и воспитанным, культурным человеком.

Обратите внимание

Уже в начале рассказа автор говорит, что Курятин много курит, даже в больнице. Наверное, не случай­но Чехов дал герою такую фамилию — Курятин. Опи­сывая фельдшера, писатель о.

Несмотря на то что Курятин рассказывает Вонмигласову о том, как лечил помещика Египетского и сам же произносит, что в ме­дицине «без понятия нельзя», мы видим, что у фельд­шера нет необходимых знаний.

С сатирическим оттен­ком Чехов описывает то, как Курятин пытается вы­рвать зуб, как он выбирает инструмент: «Фельдшер берёт козью ножку, минуту смотрит на неё вопроси­тельно, потом кладёт и берёт щипцы».

«Хирургия — пустяки…» — вот главная фраза, ко­торая характеризует Курятина как врача.

Но и второго героя, Вонмигласова, нельзя назвать образованным человеком. Мы узнаём о смешных спо­собах, которыми он пытался самостоятельно вылечить зуб.

Во взаимоотношениях героев Чехов раскрывает их невоспитанность. Если в начале рассказа они обраща­ются друг к другу на «вы», то в конце — на «ты». Сна­чала Вонмигласов называет Курятина «благодетелем», а в конце — «паршивым чёртом», «иродом». Фельд­шер также оскорбляет своего пациента, называет его «мужиком», «невежей». Речь обоих героев несвязна, в ней полно ненужных слов.

Взаимоотношения героев Чехов описывает с осо­бым юмором. Но нельзя не заметить и трагизм, который присутствует в рассказе, ведь по вине таких невежественных лекарей страдают люди.

Своим произведением Чехов хотел показать, что пока существует такие врачи, неизбежны и подобные ситуации. В уста Вонмигласова автор вложил важные слова: «Коли не умеешь рвать, так не берись!»

Здесь искали:

  • сочинение по рассказу чехова хирургия
  • сочинение по рассказу хирургия
  • сочинение аргумент хирургия чехова

Источник: https://sochineniye.ru/komicheskoe-i-tragicheskoe-v-rasskaze-chehova-hirurgiya/

Главная мысль

Произведение насыщено смыслом, хоть и не велико по объему. Основная мысль рассказа «Хирургия» в том, что невежество и лицемерие вредят всему обществу, а не конкретному персонажу. Люди после таких медвежьих услуг не пойдут к врачу, они останутся, как дьячок, с негативными последствиями своих незалеченных болезней. Они подумают, что такова вся медицина, и будут бояться лечения, так как мысленно свяжут его с неумелым фельдшером и безответственным врачом. Пациенты пойдут к знахаркам или запустят заболевание до плачевного исхода. Таким образом, каждый специалист должен исполнять свои обязанности профессионально и ответственно, ведь именно он вносит свою лепту в организацию общественного порядка.

Каждый из нас должен по мере сил не поддаваться лени и делать из себя настоящего профессионала, который реально поможет и защитит честь мундира. Именно такие люди ведут страну к светлому будущему, а не тащат в пропасть грубого и пошлого прозябания в мире, где все хотят только наживы. Смысл в рассказе Чехова имеет очищающее действие, он учит человека смотреть на себя со стороны без розовых очков. Таким образом, целебный эффект подобной литературы основан на умении врача вскрыть нарыв и обработать рану, но не человека, а целого общества. Читатель смеется потому, что сам видел эту болячку и чувствовал боль, но не обращал внимания. Однако доктор на то и доктор, чтобы честно сказать пациенту всю правду о его состоянии и назначить лечение.

Чему учит рассказ?

У Чехова во многих произведениях остается открытым финал, так и здесь все заканчивается многоточием: «Дьячок берет со стола свою просфору и, придерживая щеку рукой, уходит восвояси…». Казалось бы, автор не дает ответа на поставленные вопросы. Однако это мнение ошибочно. Незаконченное повествование дает пищу для фантазии. Мысли читателя довершают картину: служитель церкви рассказал о случившемся прихожанам, те зарубили себе на носу, что лечиться не надо. Таким образом, несчастный фельдшер опорочил профессию, и теперь нет доверия не только ему, но и всем врачам. То есть, каждый из нас задумывается над персональной ответственностью человека за все то плохое, что происходит вокруг. Например, люди могут умереть без своевременной помощи доктора, но принципиально отказываются от нее, так как не верят в ее пользу.

Рассказ вызывает противоречивые чувства и, кроме всего прочего, учит нас не делать поспешных выводов. С одной стороны, фельдшер не виноват, что врач уехал, а доктор тоже имеет право на личную жизнь. Нельзя же огульно обвинять их в том, что они не смогли сделать все возможное, чтобы помочь. Их становится просто жалко, ведь условия для работы в провинции всегда были тяжелыми. Неужели в больнице всего один врач? Если так, не может же он сидеть там круглые сутки. С другой стороны, они оба относятся к работе безответственно, то есть оставляют пост на дежурстве и берутся за то, чего не умеют. Это вызывает чувство раздражения и возмущения, ведь их халатность может стоить жизни человека. В этой двоякости ценность произведения «Хирургия», она провоцирует нас на размышление. Каждую ситуацию надо подвергать всестороннему анализу, а не довольствоваться узким и пристрастным взглядом, как недалекий и лицемерный дьячок.

Автор: Анжелика Дятленко
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]